- Математика 6 Самостоятельная 38
- Самостоятельная работа по математике: Решение уравнений. Вариант 1
- Математика 6 класс (Мерзляк) Самостоятельная работа № 38. Вариант 2
- Тексты заданий (транскрипт)
- Вариант 3.
- Вариант 4.
- ОТВЕТЫ на самостоятельную работу
- Урок-обобщение Уравнения 6 класс
- «IQ и EQ как основа успешного обучения»
- Уравнения с дробями
- Решение уравнений с дробями
- Понятие дроби
- Понятие уравнения
- Понятие дробного уравнения
- Как решать уравнения с дробями
- 1. Метод пропорции
- 2. Метод избавления от дробей
- Примеры решения дробных уравнений
- Решение целых и дробно рациональных уравнений
- Рациональное уравнение: определение и примеры
- Решение целых уравнений
- Решение дробно рациональных уравнений
Математика 6 Самостоятельная 38
Самостоятельная работа по математике в 6 классе «Решение уравнений» по УМК Мерзляк в 4 вариантах с ответами. Цитаты из пособия «Математика 6 класс. Дидактические материалы / Мерзляк и др.» использованы в учебных целях. Математика 6 Самостоятельная 38: Решение уравнений. Используется в комплекте с учебником «Математика 6 класс» авторов: Мерзляк, Полонский, Якир.
Самостоятельная работа по математике:
Решение уравнений. Вариант 1
Математика 6 класс (Мерзляк)
Самостоятельная работа № 38. Вариант 2
Тексты заданий (транскрипт)
Вариант 3.
Вариант 4.
ОТВЕТЫ на самостоятельную работу
СР-38. Решение уравнений. Ответы на Вариант 1
№ 200. 1) 6; 2) 3; 3) 5; 4) –1; 5) 5; 6) –24.
№ 201. 1) 4; 2) 3; 3) –3,5; 4) 3,9; 5) –27; 6) –3/4.
№ 202. 1) нет решений; 2) любое число.
СР-38. Решение уравнений. Ответы на Вариант 2
№ 200. 1) 8; 2) 2; 3) 7; 4) 8; 5) 5; 6) –18.
№ 201. 1) 6; 2) –11; 3) –5; 4) 3,6; 5) –64; 6) –9/7 = –1 2/7.
№ 202. 1) любое число; 2) нет решений.
СР-38. Решение уравнений. Ответы на Вариант 3
№ 200. 1) 4; 2) 4; 3) 7; 4) 9; 5) 4; 6) –24.
№ 201. 1) 7; 2) –17; 3) 2; 4) –1,4; 5) 8; 6) 6.
№ 202. 1) любое число; 2) нет решений.
СР-38. Решение уравнений. Ответы на Вариант 4
№ 200. 1) 3; 2) 4; 3) 4; 4) –1; 5) 5; 6) –18.
№ 201. 1) 5; 2) 2; 3) –6; 4) –2,1; 5) –36; 6) 4.
№ 202. 1) нет решений; 2) любое число.
Вы смотрели «Самостоятельные работы. Математика 6 Самостоятельная № 38: Решение уравнений». Цитаты упражнений из пособия для учащихся «Математика 6 класс. Дидактические материалы / Мерзляк и др.», которое используется в комплекте с учебником «Математика 6 класс» авторов: Мерзляк и др.
Урок-обобщение Уравнения 6 класс
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
Технологическая карта урока по теме «Решение уравнений»
Математика 6 класс УМК С.М. Никольский и др.
Решение уравнений и решение задач с помощью уравнений.
Урок обобщения и систематизации знаний
Повторить свойства уравнений и способом решения уравнений, применение способа решения уравнений в практической деятельности.
Предметные: понимание, что такое «уравнение», «корень уравнения»; умение решать уравнения; умение решать уравнения, построение логических цепочек рассуждений.
Развивающие. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развивать умение планировать учебную деятельность на уроке; высказывать своё предположение; оценивать степень успешности своей работы.
Предметные. Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей.
Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Повторение основные понятий
· Что значит « решить уравнение».
· Свойство корня уравнения.
· Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и применение уравнений для решения задач
· Умножение обеих частей уравнения на число не равное нулю.
Уравнения с дробями
Линейные уравнения с дробями в 6 классе можно решать по обычной схеме: неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знак. Другой путь — предварительно упростить уравнение, превратив его из линейного уравнения с дробями в линейное уравнение с целыми числами.
Сначала на примере одного линейного уравнения с дробями рассмотрим оба способа решения.
1 способ: Это — линейное уравнение. Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:
Приводим к общему знаменателю дроби в каждой части уравнения:
При делении чисел с разными знаками получаем отрицательное число. По правилу деления дробей :
После сокращения имеем:
(В данном случае ответ можно записать и в виде десятичной дроби: х=-0,8).
Обе части уравнения умножим почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей, в данном случае он равен 24:
При умножении на знаменатель дроби сокращаются, в знаменателе остается единица, которую не пишем. От линейного уравнения с дробями перешли к линейному уравнению с целыми числами:
Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую с противоположными знаками:
Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:
Как видите, второй способ существенно упрощает решение линейного уравнения с дробями.
Обе части уравнения умножаем почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей. Здесь он равен 60:
Вместо линейного уравнения с дробями получили линейное уравнение с целыми числами. Неизвестные переносим в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:
Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:
Сокращаем дробь на 3:
Обе части уравнения умножаем почленно на наименьший общий знаменатель всех входящих в него дробей:
В результате линейное уравнение с дробями заменили на линейное уравнение с целыми числами:
Неизвестные — в одну сторону, известные — в другую, изменив при этом их знаки:
Обе части уравнения делим на число, стоящее перед иксом:
В следующий раз рассмотрим линейные уравнения с смешанными дробями.
Решение уравнений с дробями
5 класс, 6 класс, 7 класс
Понятие дроби
Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.
Дробь — это запись числа в математике, в которой a и b — числа или выражения. По сути, это всего лишь одна из форм, в которое можно представить число. Есть два формата записи:
Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.
Дроби бывают двух видов:
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3\5.
Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.
Понятие уравнения
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:
Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.
Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении: Ты можешь записаться на онлайн-уроки по математике для учеников 1-11 классов! Понятие дробного уравненияДробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так: Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе. Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры: На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное. Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение. Как решать уравнения с дробямиА теперь еще несколько способов, которые пригодятся ребенку на уроках математики. 1. Метод пропорцииЧтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает. Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями: В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь. После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели. 2. Метод избавления от дробейВозьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому. В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать: Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля! Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз. А вот и полезные видео для закрепления материала: Примеры решения дробных уравненийЧтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек. Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5. Пример 2. Найти корень уравнения Пример 3. Решить дробное уравнение: Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю. Если нужно решить уравнение с дробями быстро — поможет онлайн-калькулятор дробей. Пользуйтесь им, если уже разобрались с темой и щелкаете задачки легко и без помощников: Решение целых и дробно рациональных уравненийДавайте познакомимся с рациональными и дробными рациональными уравнениями, дадим их определение, приведем примеры, а также разберем наиболее распространенные типы задач. Рациональное уравнение: определение и примерыЗнакомство с рациональными выражениями начинается в 8 классе школы. В это время на уроках алгебры учащиеся все чаще начинают встречать задания с уравнениями, которые содержат рациональные выражения в своих записях. Давайте освежим в памяти, что это такое. Рациональное уравнение – это такое уравнение, в обеих частях которого содержатся рациональные выражения. В различных пособиях можно встретить еще одну формулировку. Рациональное уравнение – это такое уравнение, запись левой части которого содержит рациональное выражение, а правая – нуль. Определения, которые мы привели для рациональных уравнений, являются равнозначными, так как говорят об одно и том же. Подтверждает правильность наших слов тот факт, что для любых рациональных выражений P и Q уравнения P = Q и P − Q = 0 будут равносильными выражениями. А теперь обратимся к примерам. Рациональные уравнения точно также, как и уравнения других видов, могут содержать любое количество переменных от 1 до нескольких. Для начала мы рассмотрим простые примеры, в которых уравнения будут содержать только одну переменную. А затем начнем постепенно усложнять задачу. Рациональные уравнения делятся на две большие группы: целые и дробные. Посмотрим, какие уравнения будут относиться к каждой из групп. Рациональное уравнение будет являться целым в том случае, если в записи левой и правой его частей содержатся целые рациональные выражения. Рациональное уравнение будет являться дробным в том случае, если одна или обе его части содержат дробь. Дробно рациональные уравнения в обязательном порядке содержат деление на переменную или же переменная имеется в знаменателе. В записи целых уравнений такого деления нет. К числу целых рациональных уравнений можно отнести линейные и квадратные уравнения. Решение целых уравненийРешение таких уравнений обычно сводится к преобразованию их в равносильные алгебраические уравнения. Достичь этого можно путем проведения равносильных преобразований уравнений в соответствии со следующим алгоритмом: Решение Теперь проведем преобразование выражения, которое находится в левой части в многочлен стандартного вида и произведем необходимые действия с этим многочленом: 3 · ( x + 1 ) · ( x − 3 ) − x · ( 2 · x − 1 ) + 3 = ( 3 · x + 3 ) · ( x − 3 ) − 2 · x 2 + x + 3 = = 3 · x 2 − 9 · x + 3 · x − 9 − 2 · x 2 + x + 3 = x 2 − 5 · x − 6 Давайте разберем, что значит «степень целого уравнения». С этим термином мы будем часто встречаться в тех случаях, когда нам надо будет представить целое уравнение в виде алгебраического. Дадим определение понятию. Степень целого уравнения – это степень алгебраического уравнения, равносильного исходному целому уравнению. Если посмотреть на уравнения из примера, приведенного выше, можно установить: степень данного целого уравнения вторая. Если бы наш курс ограничивался решением уравнений второй степени, то рассмотрение темы на этом можно было бы закончить. Но все не так просто. Решение уравнений третьей степени сопряжено с трудностями. А для уравнений выше четвертой степени и вовсе не существует общих формул корней. В связи с этим решение целых уравнений третьей, четвертой и других степеней требует от нас применения целого ряда других приемов и методов. Чаще прочих используется подход к решению целых рациональных уравнений, который основан на методе разложения на множители. Алгоритм действий в этом случае следующий: Решение Точно также мы можем использовать метод введения новой переменной. Этот метод позволяет нам переходить к равносильным уравнениям со степенями ниже, чем были степени в исходном целом уравнении. Решение Целые уравнения высоких степеней попадаются в задачах достаточно часто. Пугаться их не нужно. Нужно быть готовым применить нестандартный метод их решения, в том числе и ряд искусственных преобразований. Решение дробно рациональных уравненийЕсли это условие выполняется, то найденный корень является корнем исходного уравнения. Если нет, то корень не является решением задачи. Решение Условие выполняется. Это значит, что x = 2 3 является корнем исходного уравнения. Решение Ответ: x = 1 ± 2 3 Решение Проведем проверку полученных корней. Определить ОДЗ в данном случае нам сложно, так как для этого придется провести решение алгебраического уравнения пятой степени. Проще будет проверить условие, по которому знаменатель дроби, которая находится в левой части уравнения, не должен обращаться в нуль. По очереди подставим корни на место переменной х в выражение x 5 − 15 · x 4 + 57 · x 3 − 13 · x 2 + 26 · x + 112 и вычислим его значение: 1 2 5 − 15 · 1 2 4 + 57 · 1 2 3 − 13 · 1 2 2 + 26 · 1 2 + 112 = = 1 32 − 15 16 + 57 8 − 13 4 + 13 + 112 = 122 + 1 32 ≠ 0 ; 6 5 − 15 · 6 4 + 57 · 6 3 − 13 · 6 2 + 26 · 6 + 112 = 448 ≠ 0 ; 7 5 − 15 · 7 4 + 57 · 7 3 − 13 · 7 2 + 26 · 7 + 112 = 0 ; ( − 2 ) 5 − 15 · ( − 2 ) 4 + 57 · ( − 2 ) 3 − 13 · ( − 2 ) 2 + 26 · ( − 2 ) + 112 = − 720 ≠ 0 ; Решение Разберем отдельно случаи, когда в числителе дробного рационального уравнения вида p ( x ) q ( x ) = 0 находится число. В таких случаях, если в числителе находится число, отличное от нуля, то уравнение не будет иметь корней. Если это число будет равно нулю, то корнем уравнения будет любое число из ОДЗ. Решение Данное уравнение не будет иметь корней, так как в числителе дроби из левой части уравнения находится отличное от нуля число. Это значит, что ни при каких значениях x значение приведенной в условии задачи дроби не будет равняться нулю. Ответ: нет корней. Решение Чтобы облегчить вам работу по изучению темы, мы обобщили всю информацию в алгритм решения дробного рационального уравнения вида r ( x ) = s ( x ) : Визуально цепочка действий будет выглядеть следующим образом: Решение Для этого нам придется привести рациональные дроби к общему знаменателю и упростить выражение: Нам осталось выполнить проверку любым из методов. Рассмотрим их оба. Решение Мы имеем дело с дробным рациональным уравнением. Следовательно, будем действовать по алгоритму. Ответ: нет корней. Если мы не включили в алгоритм другие равносильные преобразования, то это вовсе не значит, что ими нельзя пользоваться. Алгоритм универсален, но он создан для того, чтобы помогать, а не ограничивать. Решение Проще всего будет решить приведенное дробное рациональное уравнение согласно алгоритму. Но есть и другой путь. Рассмотрим его. Проведем проверку для того, чтобы установить, являются ли найденные корни корнями исходного уравнения. Adblockdetector |
---|