Упражнения с использованием наглядности

roza makro tsvetok 156658 1280x720 Вес тела

Наглядные методы и приемы обучения

c5fc37f9e111a4257b12cc4eb560bd2c Гюльнар Нагиева
Наглядные методы и приемы обучения

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Источник

Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

cc43742d6ee194e89d853e283a0ede62 МАРИНА КОЧУКОВА
Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.

Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи.Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Я хотела бы порекомендовать педагогам несколько игр для развития речи.

«Только веселые слова»

Игра проводится в кругу. Определяется тема игры. Нужно называть по очереди, допустим, только веселые слова. Первый игрок произносит «Клоун»,второй: «Радость»,третий: «Смех»и т. д. Игра движется по кругу пока не иссякнут слова. Темы могут быть разные,например: только зеленые слова, только круглые и т. д.

Эта игра не только вызывает интерес у детей и развивает мышление, но и помогает обогатить словарный запас ребенка.

Педагог и дети играют в паре (или дети между собой). Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, допустим «Мокрый». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Сухой».

Благодаря этой игре дети усваивают слова с противоположным значением – антонимами.

Для детей старшего дошкольного возраста можно усложнить эту игру. Находить «Антонимы в сказках и фильмах»

Например: «Зеленый платочек» (красная шапочка)

«Мышь в лаптях» (Кот в сапогах)

«Деревянный замочек» (Золотой ключик)

Знайка в Лунной деревне (Незнайка в Солнечном городе)

Рассказ о простой курочке (Сказка о золотой рыбке)

Ребенку предлагается какая-либо ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения,например:Если на земле исчезнут:

Можно предложить ребенку другие ситуации,например:если бы у тебя была:

-шапка-невидимка и т. д.

Эти игры можно применять как на занятиях, так и в повседневной жизни.

В своей логопедической работе я также использую различные методыкоррекции речевых расстройств: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Так, например, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов.

При нарушении звукопроизношении используются следующие наглядные пособия:

— различные виды логопедического лото;

— схема и картинки для артикуляционной гимнастики.

— игры для автоматизации звуков («Повтори слово столько раз, сколько точек на кубике»)

Для преодоления нарушений лексико-грамматического строя речи, развития активного и пассивного словаря я использую такие игры,как:

• Различные виды тематических лото;

• Предметные и сюжетные картины для составления рассказов и пересказов;

• Муляжи фруктов и овощей и другие.

Известно, что мало поставить звук ребенку, важно его автоматизировать в речи. В своей работе я использую «Зашифрованные скороговорки».

Детям очень нравится рассказывать скороговорку по картинкам, её легко запомнить, так как известно, что у детей дошкольного возраста наглядно-образное мышление. Когда у ребенка задействованы многие анализаторы одновременно (зрительный, речедвигательный, слуховой, то процесс автоматизации проходит наиболее эффективно.

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что использование наглядных и игровых приемов облегчает усвоение материала, делает формирование речевых умений и навыков более конкретным, доступным и осознанным.

e419a16abd322ca9ed4d2c57c83b9abc.jpgИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Источник

Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

В начальный период обучения русскому языку наглядность является из главных способов объяснения новых слов. Понятие, обозначаемое новым словом, непосредственно связывается с предметом, признаком, действием.

Лексический материал предварительного устного курса позволяет использовать в качестве наглядности большое количество натуральных предметов: игрушки, предметы окружающей обстановки, одежду, учебные принадлежности, части тела, продукты питания, посуду и т.д.

Сущность объяснения нового слова с помощью наглядных пособий заключается в том, что учитель после создания определенной поисковой ситуации показывает предмет, действие, цвет и называет действие его словом, употребленным в предложении в определенной грамматической форме.

Например, вводится новое слово «посуда». Учитель проецирует на экране картину и говорит: « Что моет мама? – Мама моет посуду. Посуда – это тарелка, чашка, кастрюля, ложка. Какая посуда? – Она чистая»

Каждый урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями. Различается наглядность зрительная, слуховая и зрительно – слуховая. Часто все эти виды наглядности используются комплексно, в сочетании.

Для учащихся начальных классов наиболее эффективным следует считать сочетание зрительной наглядности со слуховой. При использовании зрительной наглядности в сочетании со слуховой учащиеся слушают речь и одновременно опираются в раскрытии ее содержания на зрительные образы.

Дети мыслят конкретно, поэтому им необходимо показывать предметы, их признаки, действия. Такая последовательность работы помогает установить определенную рефлекторную связь между зрительно воспринимаемыми предметами, действиями и их словесными выражениями.

У детей ещё очень слабо развиты речевые навыки. Это требует широкого использования разнообразных наглядных пособий для повышения эффективности упражнений.

На разговорных уроках предварительного устного курса используются различные наглядные пособия:

1) натуральные предметы

2) картины с изображением отдельных предметов

3) картины с изображением нескольких предметов, объединенных одной темой («Моя семья», «Наш класс», «Учебные вещи и игрушки», « Работа в огороде» и др.)

4) сюжетные картинки

5) технические средства обучения

Для формирования и развития связной речи целесообразно использовать динамическую наглядность, которая поможет описать события при составлении небольших рассказов.

Сюжетные картины служат для коллективного составления небольших рассказов, закрепления пройденного материала. Книги и картинные словари используются также и для индивидуальной работы.

На разговорных уроках широкое применение находят лингафонные пособия: звукопроизводящие и звукозаписывающие средства. Систематическое использование звуковой наглядности способствует выработке произносительных навыков и связной русской речи.

Картины, репродукции, рисунки демонстрируются с помощью различных экранных средств (интерактивная доска, диапроектор).

Комплексное использование технических средств обучения повышает интерес к учебной деятельности, способствует выработке навыков понимания устной речи различных лиц.

Сами по себе технические средства не могут заменить учителя, но и должны быть надёжными помощниками в его работе.

Учитель должен позаботиться, чтобы под его рукой всегда были необходимые наглядные пособия. Основными видами работ на разговорных уроках являются слушание, беседа, фонетические упражнения, работа с разрезной азбукой, заучивание наизусть, дидактические игры и упражнения.

Практически все виды работ проводятся с использованием наглядных пособий. Например, слушание:

Текст, предлагаемый учителем, строится на строго отобранной поурочной лексике, которая подается в составе типовых предложений с учетом количества знакомых и новых слов активного и пассивного усвоения. По ходу слушания текста учитель демонстрирует иллюстративный материал.

После слушания учитель проводит вопросно-ответную беседу. При проведении беседы необходимо использовать естественно возникшие или специально созданные ситуации, картинки. Так, организуя беседу по теме «У нас в комнате», учитель привлекает картинки с изображением или игрушечный материал – мебель для раскрытия значения слов, создает ситуацию с тем, чтобы дети обставляли комнату мебелью и использовали новые слова в своем рассказе или диалоге.

Если в состав новых слов входят звуки и звукосочетания, представляющие трудности для учащихся, то необходимо отвести специальное время на проведение фонетических упражнений с использованием наглядностей (предметных картинок, картинного алфавита). Например, фонетические упражнения на отработку правильного произношения звука Ж. Учитель, показывает детям картинку с изображением жука, говорит: «Дети пошли в лес и вдруг слышат: ж-ж-ж. Кто это? Покажите и повторите, как летит жук». Учащиеся поднимают руки и произносят ж-ж-ж. Учитель следит за четкостью, правильностью произношения звука.

Большое место на разговорных уроках отводится разучиванию стихотворного материала, загадок, считалок, чистоговорок с голоса учителя или с использованием аудио-видеозаписи, что помогает закреплять лексику, предназначенную для активного усвоения.

На занятиях устного курса многие виды учебной деятельности, содержат игровые элементы. Поэтому на разговорных уроках особое место занимают дидактические игры. Игровые занятия повышают интерес детей к русскому языку, способствуют развитию познавательной деятельности.

Среди дидактических игр различаются наглядные и словесные.

Наглядные игры. Большое значение наглядные игры имеют для решения лексических задач урока. Их рекомендуется проводить как при введении новых слов, так и при дальнейшем их закреплении в речи учащихся.

Для проведения наглядных игр и упражнений учитель проецирует на экране тематическое лото, наборы сюжетных и тематических картинок, игрушки.

Дидактические игры с помощью картин очень разнообразны. Например, игра «Отгадай, кто убежал», в которой учащиеся догадываются, кто из зверей «убежал в лес»; игра «Кто живет в лесу», где нужно составить связный рассказ, или «Кто больше?», в которой побеждает тот, кто больше придумает слов или предложений по картинке.

Дидактическая наглядная игра дает возможность учащимся самим находить ответы, вспомнить, как называется тот или иной предмет на картинке, использовать в игре имеющейся активный словарь и расширить его.

Составлять рассказы, сказки можно с игрушками. Это игра проходит и в коллективной и индивидуальной форме. Дети придумывают предложения в той последовательности, в какой появляются игрушки или изображаются действия с ними.

Действенная наглядность также широко может быть использована при проведении игр. К таким играм относится игра «Где вы были и что делали? Двое учеников «продавец» и «покупатель» ведут диалог. Картинки с изображением овощей и фруктов из «корзинки» одного ученика постепенно перемещаются в «сумку» другого. Предложения, которыми оперируют дети, конечно элементарны. Но состоялось общение на изучаемом языке, а нее механическое зазубривание.

В дидактической наглядной игре решают и фонетические задачи. Например, игра в фонетическое лото, где картинки подобраны по признаку наличия в словах смешиваемых звуков Ц-С. Учитель называет слово ( цветок, солнце, цыпленок, собака), а учащиеся накрывают клетку лото фишкой, на которой написана буква Ц или С. При проверке дети называют звук, показывают букву на фишке, произносят слово.

Источник

Наглядность. Её использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

0c3e3ecff30019fe4aeeec64372e93df Барматина Ольга Валентиновна
Наглядность. Её использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР

У большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Ис Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного пособия вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Наглядность – важнейший принцип обучения, фундамент для всестороннего развития личности. Значение наглядности видят сейчас в том,что она :

• мобилизует психическую активность ребёнка

• расширяет объём усвояемого материала

• тренирует творческое воображение

• облегчает весь процесс коррекционно-развивающего обучения

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ

служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

является средством обучения, обеспечивающим оптимальное

усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;

образует фундамент развития творческого воображения и мышления;

является критерием достоверности приобретаемых знаний;

соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями;

мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

Правила использования наглядности

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту.

Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все дети могли хорошо видеть демонстрируемый объект.

Нельзя игнорировать даже самые простые, устаревшие пособия, если они дают положительный результат.

При использовании наглядных пособий должно соблюдаться чувство меры, т. к. большое количество наглядности по конкретному материалу ведёт к рассеиванию внимания и усвоение материала будет затруднено.

Демонстрировать наглядные пособия следует постепенно и только тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала.

С целью концентрации внимания детей необходимо руководить их наблюдениями, детально продумывать пояснения.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Основная форма проведения НОД – игровая.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Ведущей в коррекционном уголке может быть мягкая игрушка. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, ленточки, зажимы и т. д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные.

На организационных моментах детям нравится передавать своё настроение с помощью «волшебного» цветка, который светится, когда они держат его в руках,а в конце занятия с нетерпением ждут жука Жужжу (массажёр на батарейках,который гладит их по голове и спинкам за их активное участие на занятиях и за отличные способности.

Во время проведения артикуляционной гимнастики мы используем объёмную игрушку лягушку Кваку. У неё яркий подвижный язык,с помощью которого легко объяснить малышам упражнения. Также используются картинки с изображением язычка с речевым сопровождением и модели показа артикуляционных упражнений.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются различные игры и упражнения с предметами, игрушками–заместителями, с природным и бросовым материалом, предметами хозяйственно–бытового назначения. Для формирования и развития у детей точных движений пальцев рук, мускулатуры кистей, зрительно–пространственной памяти, логики я использую игры с мягкими конструкторами и пособиями по шнуровке. При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые в последствии отвечают за навык письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных графомоторных навыков, т. к. при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечные усилия, которые очень сходны с усилиями, направленными на удержание ручки. Игры с решетками, с пуговицами, шариками, бусами направлены на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.

Можно использовать специальные пособия в виде панно из ткани различной фактуры с объёмной вышивкой. Ткань натянута на твёрдую основу. Вышивка позволяет ребёнку тактильно ощущать пальчиками направление рисунка, помогает прокатывать шарик по дорожкам.

Необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев,используя для этого «сухой бассейн». Для его создания небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным горохом или фасолью. Мы сделали «сухой бассейн» в виде гусеницы. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются,пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, наиболее ограниченной для ребёнка формой передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Логопедическая работа по формированию фонематического строя речи начинается с формирования неречевого звукоразличения, слухового внимания и восприятия. Для этого используются такие наглядные средства, как музыкальные игрушки.

Овладение правильным произношением звуков является одним из очень важных звеньев становления речи ребёнка. Нарушения звукопроизношения являются самыми распространёнными недостатками у детей с ТНР. Существуют различные наглядные пособия на автоматизацию и дифференциацию звуков. вот интересное пособие –черепаха с пластмассовым панцирем,на котором можно располоржить букву и предметные картинки,имеющие в названии звук,который она обозначает. При правильном назывании слова,черепаха поёт. Можно применить картонную цветную бумагу,на которой расположены предметные картинки. Можно,вообще,создать сюжет. Вот,например,наглядное пособие «Волшебная полянка».Оно многофункционально. Представлена в виде сказочных персонажей,у которых есть задания.

У детей с ТНР наряду с неправильным звукопроизношением нарушена слоговая структура слова. На её развитие можно использовать различные наглядные пособия в таких играх,как «Гном –кладоискатель», «Карлсон в гостях у малыша», «Русалочка собирает жемчужины»,где учатся произносить слова разной звуко-слоговой структуры.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения и изучением звука ведётся работа над звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Такие задания применяются при обучении грамоте. Вот,например,наглядное пособие,где нужно определить слово по первым звукам и составить его из букв.

Изучая буквы в НОД по обучению грамоте ребёнок воздействует на зрительно-тактильный каналы восприятия. Знакомство с буквами в процессе занимательных упражнений,с использованием наглядного пособия в виде связанных букв из шерсти,внутри которых толстая проволока с поролоном,позволяет детям более быстро и эффективно их усвоить. Упражнения побуждают детей к творчеству, вызывают желание конструировать свои варианты букв. Игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка, оживляет его. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, мелкой моторики, речи, конструктивного праксиса.

Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя ее,можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения является использование наглядного моделирования.

Наглядное моделирование –это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,создание его заместителя и работа с ним.

Использование в работе метода наглядного моделирования, позволило нам сделать процесс формирования фонематического восприятия и развития звуко-буквенного анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи интереснее и эффективнее. Методика наглядного моделирования обладает мобильностью, гибкостью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которым поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях. Наглядноемоделирование способствует устранению недостатков звуковой стороны и смысловой стороны речи и развитию неречевых функций: внимание, память, восприятие.

Пособие представлено в виде куба, на четырех сторонах которого имеются карманы, в них вставляются карточки-символы и картинки (предметные, описательные, тематические и др.). Дети в процессе речевых игр, имеют возможность опираться в своих высказываниях на карточки-символы и картинки. Зрительные опоры напоминают правильный вариант ответа, что и помогает детям строить свое речевое высказывание. применяя наглядное моделирование, способствовать активному познавательно-речевому развитию детей при формировании лексического запаса, усвоении грамматического строя речи. Наглядные модели (карточки-символы) составляют основу пособия «Логокуб». Вращая куб, дети могут выбрать игру-упражнение по желанию; могут проверить себя, выбирая для игры нужные карточки-символы; могут себя оценивать смайлика.

Следуя установкам педагога-классика, мы в первую очередь должны заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование игровых ситуаций и разнообразных видов деятельности в процессе обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно–речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.

Источник

Комфорт
Adblock
detector