Укажите продолжительность использования на уроке интерактивной доски для детей старше 10 лет

liubov vliublennye potseluj 163509 1280x720 Вес тела
Содержание
  1. Ответ недели: продолжительность использования ЭСО на уроке
  2. Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
  3. Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
  4. О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
  5. О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
  6. Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)
  7. «Страшилка» или реальный риск? Чем опасны электронные доски
  8. «От досок болят глаза и голова»
  9. Мнение офтальмолога
  10. Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?
  11. Как долго может быть включена доска
  12. Новые санитарные требования к обучению детей: нулевая защита здоровья и зеленый свет для цифровых экспериментов

Ответ недели: продолжительность использования ЭСО на уроке

269d4e5a

С января 2021 г. для школ будут действовать новые СанПины – какова будет продолжительность использования электронных средств обучения на уроке?

Сообщаю Вам следующее:

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 — 7 лет — 5 — 7 минут, для учащихся 1 — 4-х классов — 10 минут, для 5 — 9-х классов — 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера — для детей 1 — 2 классов — 20 минут, 3 — 4 классов — 25 минут, 5 — 9 классов — 30 минут, 10 — 11 классов — 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее — ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука — не менее 39,6 см, планшета — 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

2.10.2. Кабинеты информатики и работа с ЭСО должны соответствовать гигиеническим нормативам.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.

Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 — 7 лет — 5 — 7 минут, для учащихся 1 — 4-х классов — 10 минут, для 5 — 9-х классов — 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски — для детей до 10 лет — 20 минут, старше 10 лет — 30 минут; компьютера — для детей 1 — 2 классов — 20 минут, 3 — 4 классов — 25 минут, 5 — 9 классов — 30 минут, 10 — 11 классов — 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 — 2 классов — не более 20 минут, для учащихся 3 — 4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5 — 6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут.

Источник

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81 внесены изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях».

Настоящие санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Внесены изменения в ряд санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к зданию, помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций в части:

Включены требования к помещениям и оборудованию малокомплектных общеобразовательных организаций.

Дополнены требования к канализации: в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.

Изменены гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, а именно:

Новая редакция санитарных правил устанавливает требования к прохождению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностными лицами и работниками общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года.

Источник

Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)

Вторник, 26 Январь 2021

С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.

Материалы подготовлены ООСН и Э по ГДиП в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Источник

«Страшилка» или реальный риск? Чем опасны электронные доски

«Вместо обычной меловой доски – многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном: это и рабочая поверхность для записей, и кинозал для показа видео и фотоматериалов, и браузер для выхода в интернет, и большой экран для демонстрации цифровых материалов урока», – рекламируется проект МЭШ на сайте правительства Москвы. С тех пор как в столице начали внедрять Московскую электронную школу, в классах обычные доски начали заменять на компьютеры. По мнению новаторов, «интерактивные панели» расширяют возможности подачи материала и делают уроки интереснее. Однако многие родители обеспокоены – дети жалуются на усталость глаз и теряют зрение. Что не так с электронными досками – разбирался «МИР 24».

«От досок болят глаза и голова»

«У меня трое детей, все были со стопроцентным зрением. Я строго ограничиваю всю электронику дома до одного часа в день. Но за прошлый год все трое начали жаловаться на резь в глазах, головную боль, головокружение. Я только и делаю, что к окулисту с ними записываюсь, – рассказывает Татьяна Трофимова. – И в нашем случае никаких нагрузок на глаза, кроме электронных досок, не добавилось – это точно. Я серьезно подумываю искать для них другую школу, без интерактивных досок. Но, во-первых, они очень любят свою школу. А во-вторых, сейчас досками в нашем районе не оснащены, похоже, только маленькие, негосударственные школы. Получается, что за отсутствие досок нужно еще и платить! В прошлом году всем классом ходили к директору, чтобы он повлиял на учителей и вынудил их соблюдать СанПиНы. По нормам дети должны работать с этими досками по 20 минут, не более. Но они вообще не выключаются. К тому же они мерцают. Я просто на родительском собрании посидела в классе, где была включена доска, и пришла домой с больной головой и раздражением глаз. Это притом, что в силу профессии я иногда провожу перед монитором компьютера по 12 часов в день. У моих сыновей после школы все время красные глаза, хотя до появления этих досок ничего подобного не было. Директор ничего не предпринял».

«У моего ребенка глаза и голова от них болят, – говорит Любовь Воронцова. – Я однозначно против этих досок, но их же уже поставили, и учителей заставили переучиваться. Кто же теперь позволит их снять, даже если родители все об этом попросят!»

«Кто-то проводил исследования о воздействии интерактивных досок на организм ребенка, на его психику? – задается вопросом участница интернет-сообщества «Родительский комитет России» Алеся Краснова. – А есть ли у этих досок санитарно-эпидемиологическое заключение об их безопасности? Мне не встречалось. Сама сидела на уроке у ребенка, очень устали глаза от доски. По СанПиНу на уроке в начальной школе такая доска должна использоваться не более 5 минут, а после необходимо провести гимнастику для глаз. На практике доска все время включена (попросту это не удобно – включать и выключать ее на пять минут) и никаких физкультминуток».

«У нас в школе отменные доски, все четко, мерцания не заметны невооруженным глазом. Мой ребенок носит очки и с первого класса работает с этими досками на уроках, жалоб на усталость и боль в глазах ни разу не было. Наверное, важную роль играет качество электронных досок, которые закупают для школ», – считает другой участник родительской группы Александр. «Видела электронную доску хорошего качества и так себе. Тут и понятно, где сэкономили на детях. Доски хорошего качества не мерцают, картинки ясные и яркие», – подтверждает Роза Танаканян. «Меня не устраивает качество изображения, оно очень бледное. Даже мне со здоровыми глазами ничего там не видно. А мой ребенок носит очки и с первой парты тоже ничего не видит», – отмечает Наталья Королева.

Постепенное внедрение МЭШ в столице началось в 2017 году, когда во всех школах ввели единый электронный журнал и дневник. К концу 2018-го школы оборудовали «инфраструктурой проекта»: в классах появились точки Wi-Fi, обычные доски без обсуждения с учителями и родительским комитетом заменили на моноблоки («интерактивные панели»). Жалоб вроде приведенных выше можно услышать бесчисленное множество: родители пишут петиции, ходят к директорам, но редко добиваются возвращения меловой доски. Качество же поступающей в школы техники, судя по отзывам, разнится. Некоторые родители из регионов, куда тоже дошла МЭШ, утверждают, что на доски скидывались «всем классом». В розничной продаже стоимость интерактивной доски для школы начинается от 20 тысяч рублей и доходит до полумиллиона.

Мнение офтальмолога

«Все исследования, которые провели по поводу нововведений в школьном обучающем процессе, в основном ангажированы самими производителями, – говорит доктор медицинских наук, известный в медицинской среде детский офтальмолог Игорь Азнаурян. – Независимых исследований о влиянии интерактивных досок на зрение ребенка, да и даже на качество учебного процесса, не проводилось. Поэтому говорить с точки зрения доказательного исследования я не могу. Что касается моих личных мыслей на этот счет, интерактивная доска ничем не хуже меловой, даже лучше, поскольку обычные доски могут сильно бликовать, мел иногда плохо пишет и так далее».

По словам медика, главная проблема зрения современных школьников – близорукость. «Как и во всех странах мира, которые начали внедрять компьютерные технологии в обучающий процесс, у нас тоже скакнула заболеваемость по близорукости. Близорукость не такое страшное заболевание, сегодня она замечательно лечится, но можно говорить о широким распространении заболеваемости. От этого никогда не уйти, если дети постоянно имеют дело с гаджетами», – отмечает профессор.

«Нужно пересмотреть все стандарты по школе, начиная с освещаемости и заканчивая исследованиями, как должен проходить обучающий процесс с использованием тех достижений технологий, которые существуют в наше время. Пока этого не делается, родителям совет: пусть дети используют телефоны как телефоны, а не как средство остальных видов коммуникации. Второе – вместо телефонов для любых целей лучше использовать большие стационарные экраны, например, ноутбуки. Сидеть долго перед экраном нельзя – можно один час в день поиграть в игрушки, и все. Если вы воспользуетесь этими советами, я уверен, что вероятность заболевания близорукостью снизится. Особенно это касается семей, где имеется наследственная предрасположенность, где мама или папа близорукие».

На сайте мэрии в разделе о МЭШ на вопрос: «Не вредят ли гаджеты здоровью детей» – отвечают, что «техническое обеспечение школ полностью соответствует требованиям СанПиН. В интерактивных панелях используются немерцающие ЖК-дисплеи без вредных излучений. Яркие экраны позволяют проводить уроки при нормальном освещении, не требуя затемнения в классе». Помимо того, предоставляется экспертное заключение Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Владимирской области от 20.03.2018. Документ касается двух моделей ПК (моноблоков) производства Irbis Hong Kong Limited. В заключении указывается, что по результатам экспертизы модели соответствуют «требованиям главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. №299 (раздел 7) и могут применяться в качестве компьютерной техники, в том числе в школьных учреждениях при условии выполнения требований безопасности в соответствии с технической документацией».

Белый фон и минимум текста – в чем же смысл?

В 2016 году Минздрав и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова выпустили учебно-методическое пособие «Гигиенические требования к использованию в школе интерактивных образовательных технологий». «Достаточно часто можно слышать жалобы учителей и учащихся на зрительной дискомфорт, головные боли после работы с интерактивной доской, – пишут авторы. – Как правило, это связано с плохим качеством самой доски, но чаще с неправильным размещением интерактивного оборудования, отсутствием грамотного представления о том, какие требования необходимо соблюдать при подготовке экранной информации». Далее на 22 страницах подробно описываются правила использования электронных досок, технические характеристики экранов и проекторов, требования к оформлению презентаций. Причем указывается, что при нарушении каких-либо условий, например, если в классе установлен неподходящий проектор или даже учитель использует в презентациях не те цвета, техническое новшество действительно приведет к головным болям, ухудшению зрения детей и учителей.

Так, расстояние от доски до первой парты должно быть не менее 240 сантиметров, экран должен быть матовым. «Восприятие информации со светящегося экрана всегда более утомительно, чем с меловой доски хорошего качества», – констатируется в пособии. Затем авторы рекомендуют учителям выводить на экран минимальное количество текста и поменьше анимационных эффектов: «Чем крупнее шрифт и объекты на слайде, тем лучше. Если нет необходимости, то и текста на слайдах вообще должно быть как можно меньше. Неправильно подобранные цвета текста и фона способны дать эффект, прямо противоположный ожидаемому, – ребенку будет сложно усвоить материал, разобраться в его структуре, сосредоточиться на главном. Может даже появиться физическое недомогание: устанут глаза или появится головная боль».

Самым оптимальным вариантом фона авторы называют белый цвет: «Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причѐм обязательно сочетаемых друг с другом. Кроме того, стоит избегать размещения текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено. Рисунки не должны прерывать текст».

dfa6ea48f32196ead6d93dfe6522bbe875ac58f8d4b58c66370d0446bf3f87d2 Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

По данным авторов, в России нарушения зрения у детей относятся к числу наиболее важных медикосоциальных проблем современного общества: «по данным обращаемости за медицинской помощью по РФ это 10,1-14,7 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения, что превышает показатели среди взрослых и имеет тенденцию к росту». Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД показывают, что у школьников выявлено стремительное увеличение от 1-го к 11-му классу распространенности миопии (близорукости) слабой степени. Причем темп прироста этого показателя у девочек вдвое выше, чем у мальчиков. Более чем у половины школьников с миопией ежегодно зрение ухудшается на 0,5 диоптрия и более. Причиной называется резкое увеличение объема зрительно-напряженной работы, связанной с применением электронных средств отображения, как в школе, так и дома.

Как долго может быть включена доска

Нормы, касающиеся того, сколько времени может быть включена электронная доска на уроке в школе, 15.01.2016 опубликовал Роспотребнадзор. Речь идет об изменениях в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания общеобразовательных организациях» от 24 ноября 2015 года:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 класса – не более 20 минут, для учащихся 3-4 класса – не более 25 минут, для учащихся 5-6 класса – не более 30 минут, для учащихся 7-11 класса – 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах – 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж)».

Специалисты признают, что и чтение с экрана планшета значительно сильнее напрягает глаза, чем бумажный учебник. Выходом из положения называют соблюдение гигиенических регламентов работы с инструментами МЭШ, чередование работы перед экраном с перерывами для отдыха глаз, физкультминутки.

20 февраля 2019 года стало известно, что Минпросвещения проведет в регионах научные исследования в сфере дошкольного и школьного образования в рамках реализации четырех проектов, в том числе «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития» и «Анализ и систематизация научных подходов и существующей практики дошкольного образования детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет) с дальнейшим проектированием образовательных программ и психолого-педагогическими основаниями оснащения дошкольных образовательных организаций материалами и оборудованием для реализации образовательных программ дошкольного образования».

Источник

Новые санитарные требования к обучению детей: нулевая защита здоровья и зеленый свет для цифровых экспериментов

12.02.2021
6026a5e2Накануне Роспотребнадзор напомнил нам о запрете мобильных телефонов для обучения в образовательных организациях. Это всего лишь один из пунктов новых санитарно-эпидемиологических требований к школам, которые были буквально на коленке разработаны и утверждены гигиенистами в конце прошлого года. Такие метаморфозы произошли вследствие отмены «цифровым спецназом» премьер-министра Мишустина нескольких сотен приказов главсанврачей и действующих СанПиНов, направленных на защиту здоровья граждан. Мало кто из народа имеет представление о новых стандартах, по которым предстоит учиться нашим детям до 2027 года. При этом чиновники Минпросвета в отписках родителям ссылаются именно на них, заявляя, что с безопасностью и здоровьем в школах и других учреждениях для несовершеннолетних у нас полный порядок. Предлагаем серьезно разобраться в обоснованности подобных заявлений, а также напомним читателям экспертное мнение профильного специалиста по новым СП.

Рассматривая Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (документ зарегистрирован в Минюсте 18.12.2020 № 61573, опубликован на официальном портале 21.12.2020 г. ), сразу бросается в глаза, что объем «полезного текста» в новом документе составляет менее 50 страниц. Заметим, что этот текст призван описать гигиенические стандарты для всех возможных структур: школьных, дошкольных учреждений, детских санаториев и палаточных лагерей, детдомов, интернатов и т.д. Причем «дети», как следует из других официальных документов – это граждане в возрасте 0-18 лет, а молодежь – 18-30 лет (в некоторых регионах, согласно их правилам, – до 35 лет). То есть в одних санправилах решили с целью предельной компактности разместить требования и к обучению и содержанию малышей, и к летнему отдыху 30-35-летних взрослых, что неизбежно порождает путаницу.

Далее приводим важные пункты из новых санитарных правил с комментариями редакции:

«2.3.2. Допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения (трансформируемые) (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам…»

В новый СанПиН включено понятие «трансформируемые пространства многофункционального назначения», которые можно использовать «в соответствии с задачами образовательного процесса в Организации». В эти пространства входят актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории – то есть любое помещение разрешается использовать под любые нужды, и изменять его назначение по решению руководства школы. Вряд ли при этом будет возможным соблюдать соответствующие гигиенические нормы – простая логика подсказывает, что рекреация не может быть учебной аудиторией, а спортивный или актовый зал – столовой. Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с другими тезисами СП.

Здесь имеет смысл обратиться к комментарию эксперта в области неионизирующих излучений, доктора биологических наук, члена международной комиссии ВОЗ Олега Григорьева, который он дал «Катюше» в начале февраля 2020 г. в контексте обсуждения МЭШ/РЭШ.

«Оборудование МЭШ – импортное (см. его описание на официальных ресурсах проекта), поэтому оно должно проходить сертификацию на соответствие Единым санитарным требованиям Евразийской экономической комиссии. Компьютерное оборудование отнесено к разделу 7, в котором оно классифицировано как производственное, соответственно – не предназначенное для использования в школах. Тут не может быть двойного толкования. Вопрос разбирался на комиссии по программе многоцентровых исследований, в прошлом году в научно-практическом рецензируемом журнале выходила большая статья на эту тему («Вопросы школьной и детской медицины и здоровья», 2-2019, стр. 4 «О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий»). То же самое касается точек Wi-Fi – в соответствии с нормативными документами их даже формально нельзя использовать в учебных организациях».

Очень интересно – компьютерное оборудование для электронной школы по той же классификации ЕАЭК, на которую ссылается Роспотребнадзор, относится к промышленной категории. То есть оно по определению не может быть безопасно для детей, хотя данные СП предлагают узаконить его использование в учреждениях для несовершеннолетних.

«2.9.2. Медицинская деятельность в хозяйствующих субъектах осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) или медицинской организацией».

Иными словами, теперь осуществлять медицинскую деятельность в школе можно только по заключению Роспотребнадзора, и не нужно получать лицензию, как это происходит в настоящее время. Тем самым школы подталкивают к заключению договоров со сторонними медцентрами вместо того чтобы держать собственный медпункт (со своей медсестрой у школьников и педагогов обычно складывается нормальный контакт, с ней обычно получается договориться, тогда как получить справку от постороннего специалиста, работающего в независимой организации, может быть гораздо сложнее).

«2.9.3. Лица с признаками инфекционных заболеваний в объекты не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения на объекте хозяйствующим субъектом должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи».

Это нововведение можно условно назвать «наследием ковида», ничего подобного раньше и близко не было в СанПиНах для школ/детсадов. Если добавить к этому «антиковидные» требования Роспотребнадзора по изоляции всех выявленных «больных» с температурой выше 37,1 и по содержанию таких детей отдельно от родителей, картина становится более полной. Если ребенок вдруг зачихал, закашлял, либо у него зафиксировали немного повышенную температуру, есть основания изолировать его от внешнего мира. А потом приедет скорая или неотложка – и весьма вероятно, что ребенка доставят в инфекционку. Да еще и родителей могут к нему не пустить, как это происходит сегодня с отобранными опекой по «безнадзорности». Формулировка «с признаками инфекционных заболеваний» настолько расплывчатая, что открывает ворота любому административному беспределу, в том числе и для органов опеки. А если таких детей в одной школе сразу несколько, и не факт, что причина их недомогания – одна и та же? Каждого закроют в отдельный кабинет? Пока мы еще, слава Богу, не дошли до превращения школы в резервацию или изолятор, но с такими указаниями до этого недалеко.

«Организация профилактических осмотров воспитанников и обучающихся и проведение профилактических прививок…»

Тоже очень примечательный пункт, которого не было в старых СП. Причем выше отдельно прописано положение о медосмотрах с целью выявления инфекционных заболеваний в случаях, установленных законом (аналогичный пункт присутствовал в старой версии): «осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в Организацию, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья».

Что касается прививок, то в старой версии речь шла об их обязательном наличии у работников школы, а также об организации в школе прививочного (процедурного) кабинета. Здесь же проведение прививок обучающимся выделено в отдельный пункт, равно как организация неких загадочных «профилактических осмотров» без уточнений, в целях профилактики чего именно они будут проводиться. Таким образом открывается ящик Пандоры для экспериментальных медисследований с участием детей, которые, по сообщениям родителей, уже имели место в ряде школ – как раз под лозунгами «профилактики» и «диагностики» заболеваний.

Вот мы и перешли плавно к пунктам, регламентирующим «электронное обучение». Сразу же возникает логичный вопрос: продолжительность непрерывного использования экрана ЧЕГО (какого именно устройства?)? Тут даже не уточняется, идет ли речь о планшете, ЖК-мониторе или интерактивной доске. И что такое лимит на непрерывное использование? Он означает лишь, что по истечению указанного времени необходимо сделать паузу на несколько минут – и можно смело возвращаться к ЭСО. И так на протяжении всего урока/учебного дня – суммарных ограничений не установлено.

При этом в старом стандарте в аналогичном разделе можно было найти лимиты, худо-бедно регламентирующие использование ЖК-мониторов и интерактивных досок в школе. Хотя для ЖК-мониторов была прописана только предельная допустимость непрерывного использования на уроке, а для интерактивной доски – еще и суммарная в течение одного урока. Но, быть может, далее в новых СП Роспотребнадзор на основании проведенных исследований подробно расписал допустимое время (в течение урока, учебного дня, недели) использования планшетов, ноутбуков, ЖК-мониторов стационарных компьютеров, интерактивных досок? Смотрим единственный в документе «регламентирующий» пункт по интересующей нас теме:

Выводы из этого правила можно сделать только самые печальные. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке позволяет уже с первого класса превращать каждое занятие в сплошную «электронную школу»: первоклашкам допускается проводить 20 минут перед интерактивной доской и еще 20 минут перед компьютером. И так 5-6 уроков подряд – никаких лимитов по использованию ЭСО в течение дня или недели не установлено (!).

И вот это предлагается считать инновационными санитарно-гигиеническими правилами, отвечающими на все современные вызовы? Ради чего тогда требовалось обновлять имеющиеся стандарты? Ответ напрашивается только один – ради смягчения и размытия критериев регулирования в такой чувствительной сфере, как здоровье подрастающего поколения.

Приведенные выше требования касаются «организации образовательного процесса и режима дня» в образовательном учреждении. Тогда как в прошлогодней предварительной версии новых СП имелись отдельные разделы «Требования к цифровому обучению» и «Требования к онлайн-обучению в домашних условиях». Они предполагали нормативную легализацию дистанта и одновременно вводили некоторые ограничения на использование электронных образовательных технологий. Основой этих разделов стали нормативы, разработанные НИИ гигиены и здоровья детей при Минздраве под руководством упоминавщегося выше член-корреспондента РАН Владислава Кучмы. С одной стороны, они ограничивают время сидения ребенка/подростка за компьютером/планшетом/смартфоном/ЖК-экраном, но с другой – становятся основной для организации «учебного процесса» под эгидой школы удаленно, на дому, создавая возможность для поэтапного внедрения дистанта.

Составители новых СП «внезапно» убрали из окончательного варианта присутствовавший ранее пункт о недопустимости использования системы беспроводной передачи данных в учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начальных классов (для более старших классов была формулировка – «не рекомендуется»). Часть других рекомендаций от НИИ гигиены и здоровья детей вошли в раздел «Требования к реализации образовательных программ с применением ДОТ и ЭО»:

«3.5.1. Использование ЭСО должно осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
3.5.2. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.
3.5.4. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.5.5. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
3.5.7. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
3.5.8. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам.
3.5.9. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам».

Интересно, где же именно указаны эти самые нормативы «непрерывной и суммарной продолжительности использования различных типов ЭСО»? Для нас это пока остается загадкой. В официально утвержденных СП, которые мы сейчас разбираем, выложенных на официальном интернет-портале правовой информации ), нам не удалось найти этих данных – приложения к документу отсутствуют. Это ключевой момент: от предельно допустимых цифр, между прочим, зависит здоровье будущего России. Напрашивается логичный вывод – авторы просто имели в виду нормативы по общему времени использования ЭСО (компьютера и интерактивной доски) на уроке, которые мы разбирали выше. Никаких ограничений там в принципе нет – начиная с первого класса. Это просто открытое уничтожение здоровья наших детей!

Также мы не нашли в новых СП отдельного регламентирования использования ноутбуков, планшетов в качестве ЭСО. Использовать на полную катушку беспроводной интернет (Wi Fi) по всему пространству дошкольных/школьных учреждений «спецы» из Роспотребнадзора, как мы выяснили, считают допустимым. Кроме того, они решили вообще никак отдельно не прописывать безопасные условия для дистанционного обучения (вне школы), хотя такое обучение по факту ведется по всей стране с весны прошлого года.

Как хорошо известно, в рамках правительственной концепции «регуляторной гильотины» новые санитарные правила для образовательных, оздоровительных, воспитательных учреждений должны были получиться подчеркнуто сокращенными и облегченными, призванными универсализировать подходы к условиям обучения, содержания и отдыха детей в школах, лагерях, детдомах и т.д. Они такими и получились. При этом новые СП не только не решили старые проблемы, но и добавили кучу новых. Кроме запрета на мобильники (исключительно для обучения – сидеть на переменах в соцсетях школьникам не запрещается) и использование базовых сотовых станций, мы не видим здесь никакой реальной защиты детей от вредных ЭМИ-факторов окружающей среды.

Очень уместно будет подкрепить выводы редакции мнением эксперта – упоминавшегося выше Олега Григорьева, который, кроме прочего, возглавляет Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений:

«В цифровой школе дети сталкиваются со множеством неблагоприятных факторов, влияющих на их здоровье. В первую очередь, это касается органов зрения – световое излучение от разного рода экранов, в том числе – коллективного пользования. Далее, мы должны выделить нервную систему, которая подвергается воздействию разнообразных источников ЭМИ, в первую очередь – от Wi Fi, систем беспроводного интернета. Третье – то, что связано с малой подвижностью детей. Сегодня это бич для всего мира, не случайно ВОЗ поставило ее в первые ряды в списке мировых угроз здравоохранению. Кроме того, перечисленные факторы формируют глобальный стереотип поведения детей, которые затем ведут себя так на протяжении всей жизни.

Если обратимся к официальной статистике Росстата, увидим 1,5-2-кратный рост перечисленных заболеваний с 2018 по 2020 гг., и именно эти технологии являются ключевым элементом т.н. цифровой школы. Нам необходимо четко расставить приоритеты. Если во главу угла ставится здоровье обучающихся, необходимо при разработке и закупке оборудования предъявлять к нему, прежде всего, медико-технические требования. Техника и оборудование для школ должны выпускаться в соответствии с гигиеническими разработками и утвержденными стандартами. Сегодня, когда фактически нет санитарных правил, которые бы жестко ограничили вредные факторы, целесообразно остановиться и не форсировать в массовом порядке создание электронной школы, формирование ЦОС и насыщение школ этим цифровым оборудованием.

Этой точки зрения придерживаюсь не только я, но и экспертное сообщество специалистов в нашей стране и за рубежом – мы активно обмениваемся информацией. Новый СанПиН абсолютно неэтичен: фактически детей и их родителей ставят в состояние наблюдаемых в ходе эксперимента. Это невозможно для детей – если любому родителю в здравом уме сказать: «Ваш ребенок участвует в эксперименте», вряд ли кто-то согласится на такую историю».

Все сказано предельно четко и ясно – новый СанПиН не этичен, не ограничивает вредные факторы, влияющие на здоровье детей. Фактически он был разработан при плотном кураторстве чиновников-цифролоббистов и они добились своего. Теперь они могут ставить над нашими детьми любые эксперименты прямо в государственных школах. Здесь имеет смысл добавить, что в материале «Медицинской газеты» № 28 от 15.07.2020 г. коллектив авторов во главе с профессором Кучмой (впоследствии уволенного с поста директора НИИ Гигиены и здоровья детей в добровольно-принудительном порядке), проанализировав все имеющиеся у него данные, озвучил однозначный вывод (прямая цитата):

«Дистанционное обучение детей показало, что современная цифровая школа НЕ РАСПОЛАГАЕТ БЕЗОПАСНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ, включая электронные средства доставки учебной информации в зависимости от возраста и состояния здоровья обучающихся. НА ПРОВЕДЕНИЕ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ МНОГОЦЕНТРОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ по обоснованию системы гигиенической безопасности цифровой школы ФИНАНСОВ НЕТ!».

Таковы, уважаемые читатели, итоги анализа новых санитарных правил по организации обучения в школе от редакции «Катюши», и таково мнение авторитетного научного сообщества. В наших силах использовать голос разума, чтобы спасти умы и здоровье российских детей от цифрового катка. В нашей воле отказаться от безумной оферты трансгуманистов под названием «цифровая образовательная среда», цифровых платформ от банкстера-глобалиста Германа Грефа иже с ними. Давайте использовать эти знания, изучать правовые документы и как можно чаще задавать ответственным лицам неудобные вопросы. И отказываться от вхождения в стойло электронной школы на законных основаниях.

Источник

Комфорт
Adblock
detector