Суммы коэффициентов в молекулярном полном и сокращенном ионных уравнениях реакции муравьиной кислоты

Химический факультет

Кемеровский государственый университет

Материалы

Тема 11.Ионные реакции в растворах. Задания

1. При диссоциации 1 моль Na2SO4 образуются:

2. В разбавленном растворе серной кислоты наиболее высока концентрация частиц:

3. Наибольшей электропроводностью обладает раствор, 1 л которого содержит 1 моль:

4. Наименьшую степень диссоциации имеет:

5. Не является электролитом:

6. Одновременно в растворе не могут находиться ионы:

7. Электрический ток хорошо проводит:

8. Электрический ток практически не проводит водный раствор:

9. В растворе электролита под действием электрического поля:

10. Химическая связь в электролитах:

11. Сумма коэффициентов в уравнении электролитической диссоциации средней соли, полученной при взаимодействии гидроксида железа (III) и серной кислоты, равна:

12. Наибольшее количество ионов в 1 л раствора, содержащего 1 моль вещества, содержится в случае:

13. Какая из приведенных ниже пар веществ может реагировать в водном растворе:

15. Сумма всех коэффициентов в полном и сокращенном ионном уравнении реакции NaCl и AgNO3 в растворе равна:

16. Реакция ионного обмена идет до конца, если в результате реакции образуется:

17. Реактивом на ион Ag + является растворимое вещество, содержащее ион:

18. Реакция сульфита натрия и соляной кислоты идет потому, что в результате реакции образуется:

19. Реактивом на ион NH4 + является:

21. Левая часть краткого ионного уравнения реакции CO3 2- + 2H + =…. соответствует взаимодействию в растворе:

22. Правая часть краткого ионного уравнения ……. = CO2 + H2O соответствует взаимодействию:

23. Не может быть правой частью краткого ионного уравнения реакции запись:

24. Реакция между карбонатом магния и уксусной кислотой отражается кратким ионным уравнением:

25. Гидроксид калия может быть получен в реакции ионного обмена, в растворе между:

26. В результате реакции хлорида алюминия с водой образуется:

27. При реакции хлорида магния с водой образуется:

28. При реакции карбоната натрия с водой образуется:

29. При растворении хлорида цинка в воде среда становится:

30. При растворении ортофосфата калия в воде среда становится:

31. При растворении нитрата кальция в воде среда становится:

32. В растворе нитрата алюминия метилоранж имеет окраску:

33. Щелочную среду имеет раствор:

34. Фенолфталеин приобретет малиновую окраску в растворе:

35. Кислая среда в растворе:

36. В растворе йодида цинка лакмус имеет окраску:

37. Нейтральная среда в растворе:

38. Щелочную среду имеют растворы:

39. В большей степени гидролиз протекает в растворе каждой из двух солей:

40. При сливании растворов AlCl3 и Na2CO3 продуктами являются:

41. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе:

Состав соли Тип гидролиза
1) FeCl2 А) по катиону
2) КNO3 Б) по аниону
3) Al2S3 В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается;

42. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза в водном растворе:

Состав соли Тип гидролиза
1) Zn(NO3)2 А) по катиону
2) Na2CO3 Б) по аниону
3) CaCl2 В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается;

43. Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу:

Формула соли Способность к гидролизу:
1) NH4NO3 А) по катиону
2) NaI Б) по аниону
3) CH3COOK В) по катиону и аниону
4) Al2S3 Г) гидролизу не подвергается
5) Ba(NO2)2;
Формула соли: Концентрации H+ и OH-:
1) ZnCl2 А) [H+] = [OH-]
2) КI Б) [H+] > [OH-]
3) Na2SO3 В) [H+]

Copyright Химический факультет КемГУ © 2014. All Rights Reserved.

Источник

Ионные уравнения

Ионные уравнения — неотъемлемая часть сложной и интересной химической науки. Такие уравнения позволяют наглядно увидеть, какие ионы вступают в химические превращения. В виде ионов записывают вещества, которые подвергаются электролитической диссоциации. Разберем историю вопроса, алгоритм составления ионных уравнений и примеры задач.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Еще древние алхимики, проводя нехитрые химические реакции в поисках философского камня и записывая в толстые фолианты результаты своих исследований, использовали определенные знаки для химических веществ. У каждого ученого была своя система, что неудивительно: каждый хотел защитить свои тайные знания от происков завистников и конкурентов. И лишь в VIII веке появляются единые обозначения для некоторых элементов.

В 1615 году Жан Бегун в своей книге «Начала химии», что по праву считается одним из первых учебников в этом разделе естествознания, предложил использовать условные обозначения для записи химических уравнений. И лишь в 1814 году шведский химик Йонс Якоб Берцелиус создал систему химических символов на основе одной или двух первых букв латинского названия элемента, подобную той, с которой ученики знакомятся на уроках.

В восьмом классе (параграф 12, учебник «Химия. 8 класс» под редакцией В.В. Еремина) ребята научились составлять молекулярные уравнения реакций, где и реагенты, и продукты реакций представлены в виде молекул.

Однако это упрощенный взгляд на химические превращения. И об этом задумывались ученые уже в XVIII веке.

Аррениус в результате своих экспериментов выяснил, что растворы некоторых веществ проводят электрический ток. И доказал, что вещества, обладающие электропроводностью, в растворах находятся в виде ионов: положительно заряженных катионов и отрицательно заряженных анионов. И именно эти заряженные частицы вступают в реакции.

ЧТО ТАКОЕ ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ

Ионные уравнения реакций — это химические равенства, в которых вещества, вступающие в реакцию, и продукты реакций обозначены в виде диссоциированных ионов. Уравнения данного типа подходят для записи химических реакций замещения и обмена в растворах.

Ионные уравнения — неотъемлемая часть сложной и интересной химической науки. Такие уравнения позволяют наглядно увидеть, какие ионы вступают в химические превращения. В виде ионов записывают вещества, которые подвергаются электролитической диссоциации (тема подробно разбирается в параграфе 10, учебник «Химия. 9 класс» под редакцией В.В. Еремина). В виде молекул записывают газы, вещества, выпадающие в осадок, и слабые электролиты, которые практически не диссоциируют. Газы обозначаются стрелкой вверх (↑), субстанции, выпадающие в осадок, стрелкой вниз (↓).

cover1 w600

ОСОБЕННОСТИ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ

1. Реакции ионного обмена, в отличие от окислительно-восстановительных реакций, протекают без нарушения валентности веществ, вступающих в химические превращения.

03c97db1348fb0ffe5d9740ba0434925— окислительно-восстановительная реакция

9870e2a74bca8f9fa5ae7f0efa8e04b6— реакция ионного обмена

2. Реакции между ионами протекают при условии образования в ходе реакции плохорастворимого осадка, выделения летучего газа или образования слабых электролитов.

Удивительно, что реакции обмена могут проходить даже с нерастворимыми солями слабых кислот. В этом случае сильная кислота вытесняет слабую из ее солей. В качестве примера можно привести сокращенное ионное уравнение разведения карбоната кальция в сильных кислотах.

4543cf00aff9e6e660868da315aec17b

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИОННОГО УРАВНЕНИЯ

Записываем молекулярное уравнение химического процесса.

Балансируем молекулярное уравнение с помощью коэффициентов.

Чтобы правильно сбалансировать равенство, нужно вспомнить закон сохранения массы веществ (параграф 12, «Химия. 8 класс» под редакцией В.В. Еремина), согласно которому в ходе химических превращений новые атомы не появляются, а старые не разрушаются. Т.е. число атомов в продуктах реакции равно числу атомов в исходных веществах. Помним, что водород и кислород уравниваем в последнюю очередь.

Определяем, какие вещества в химической реакции диссоциируют, т.е. распадаются на ионы.

Записываем в виде ионов:

Записываем в виде молекул:

Если есть сомнения в растворимости реагента или продукта реакции, можно проверить по специальной таблице, которая является справочным материалом, ей можно пользоваться на различных экзаменах.

013d17ba3399c4e452e5273a17412bd7

В таблице, помимо растворимости соединений, представлены также заряды катионов и анионов, участвующих в реакциях.

Определяем многоатомные ионы.

Это необходимо сделать, т.к. данные соединения не разлагаются на отдельные атомы и имеют свой заряд. Чаще всего в химических превращениях участвуют следующие многоатомные ионы: 2f3ac59edbcbf92f208b2857bafe8224

Записываем равенство таким образом, чтобы все диссоциирующие субстанции были представлены в виде катионов и анионов.

17b3afe7486b6fcdfddc7ece150cdba5

Проверяем, чтобы уравнение было сбалансировано, т.е. количество различных атомов в частях с реагентами и продуктами реакции совпадало.

На данном этапе мы получили полное ионное уравнение.

Вычеркиваем идентичные ионы в обеих частях равенства, т.е. катионы и анионы с одинаковыми нижними индексами и зарядами, и переписываем равенство без данных ионов.

c2508ca90fcb2175ce45cc7493037b5e

Проверяем, чтобы количество атомов элементов совпадало в правой и левой частях уравнения. Таким образом получаем краткое ионное уравнение.

ПРИМЕРЫ

Задача 1

Выясните, произойдет ли химическое взаимодействие между растворами гидроксида калия и хлорида аммония. (Записать для реакции молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение.)

Записываем молекулярное уравнение, проверяем коэффициенты.

Помним, что гидроксид аммония — нестабильное соединение и разлагается на аммиак и воду.

Записываем окончательное уравнение:

NB! Благодаря летучести и резкому раздражающему запаху 3%-й раствор NH3 называется «нашатырный спирт» и используется в медицине.

Подсматривая в таблицу растворимости, помечаем полное ионное уравнение, не забывая о зарядах ионов.

bf56252e1960f32d01f9c15bf76e859a

Вычеркивая идентичные катионы и анионы в обеих частях реакции, составляем краткое ионное уравнение.

4e281b16613f1ce4e5b79639de33167a

Делаем вывод: химическая реакция между гидроксидом калия и хлоридом аммония протекает с образованием воды и выделением аммиака — летучего газа с резким запахом.

Задача 2

А сейчас выполним задание из учебника «Химия. 9 класс» под редакцией В.В. Еремина.

Налейте в пробирку 1 мл раствора карбоната натрия и аккуратно прилейте к нему пару капелек соляной кислоты.

Составьте уравнение реакции, напишите полное и сокращенное ионные уравнения.

Записываем реакцию в молекулярном виде, расставляем коэффициенты, если это необходимо.

Подсматривая в таблицу растворимости, записываем полное ионное уравнение, не забывая отмечать заряды ионов.

8a673a50a2f89ee075b6da0c2f4fa8a6

Вычеркивая одинаковые катионы и анионы в правой и левой частях равенства, составляем краткое ионное уравнение.

fe4f97dbc99ddf724f182b928d6e5735

Вопрос «Что происходит?» остался без ответа. К сожалению, в домашних условиях этот опыт осуществить трудновато, так как стиральной содой уже давно никто не пользуется, да и соляную кислоту в аптеке уже не продают. Но примерно такой же визуальный эффект можно наблюдать, если смешать раствор пищевой соды с раствором уксусной кислоты.

Источник

Как составлять ионные уравнения. Задача 31 на ЕГЭ по химии

Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

Зачем нужны ионные уравнения

Записывая «обычные» (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

Итак, еще раз о терминологии:

Алгоритм написания ионных уравнений

BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 &#x2193 + 2NaCl.

Ba 2+ + SO 4 2- = BaSO 4 &#x2193.

А теперь поговорим подробнее о каждом шаге нашего алгоритма и разберем еще несколько примеров.

Как составить молекулярное уравнение реакции

Должен сразу вас разочаровать. В этом пункте не будет однозначных рецептов. Действительно, вряд ли можно рассчитывать, что я смогу разобрать здесь ВСЕ возможные уравнения реакций, которые могут встретиться вам на ЕГЭ или ОГЭ по химии.

Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме «Химические свойства основных классов неорганических соединений».

Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение


В виде ионов записывают:

Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин «все остальные вещества», и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют «огласить полный список» даю следующую информацию.

В виде молекул записывают:

Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.

Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS&#x2193 + 2NaCl.

Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

В следующей части статьи мы научимся составлять краткие ионные уравнения и разберем большое количество примеров. Кроме того, мы обсудим специфические особенности задания 31, которое вам предстоит решать на ЕГЭ по химии.

Источник

Adblock
detector