Судебно психологическая экспертиза как форма использования специальных психологических познаний

4. ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКСПЕРТИЗЕ

Специальными мы называем знания, не являющиеся общеизвестными, аккумулированными в житейском опыте каждого, способного разумно действовать человека. В данном смысле каждое научное знание — специальное. В полной мере это относится и к психологии. Более того, при проведении психологического исследования специальными будут не только сами используемые знания, но и способы их применения (методики), критерии выбора психологом методик в конкретном исследовании.

Следователю, судье часто приходится сталкиваться со свидетелями, которые не могут вспомнить важных для дела фактов, а также с обвиняемыми, дающими заведомо ложные показания и всячески старающимися запутать следствие. Во всех подобных случаях необходимы знания процесса формирования свидетельских показаний, психических особенностей лжесвидетельства. Знание соответствующих психологических закономерностей может помочь разоблачить лжесвидетельство и установить истину.

Однако для установления истины по возбужденному делу необходимо знать не только о том, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них с тем, чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, ранее воспринятые ими. Для осуществления такого воздействия необходимы специальные психологические знания. Без них нельзя определить способ воздействия, добиться изменения направленности психологических процессов у лиц, через которых устанавливается объективная истина.

Специальные психологические знания могут быть использованы в юрисдикции в трех формах: психологическая экспертиза;

участие специалиста-психолога; психологическая консультация.

Все эти формы схожи между собой по технологии и методическим особенностям применения специальных психологических знаний. Различаются они по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятельности психолога.

В юриспруденции наиболее активно используется судебно-психологическая экспертиза, т.е. форма применения специальных психологических знаний, когда лицо, обладающее ими, выступает в роли эксперта. Это связано с тем, что экспертиза и ее результаты имеют важное юридическое значение. Заключение судебно-психологической экспертизы является самостоятельным доказательством в уголовном и гражданском процессах. Именно от результатов экспертизы порой зависят характер и содержание принимаемого полномочным лицом решения, характер и объем ответственности, формы и средства воздействия на правонарушителя. Психолог, выступающий в роли эксперта, несет правовую ответственность за истинность, научность и объективность проведенного исследования, интерпретацию полученных данных и представленное заключение. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики, поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей. Ее назначение целесообразно, если психическое здоровье направляемых на экспертизу не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической экспертизе или они могут проводиться параллельно.

В перечень проблем судебно-психологической экспертизы можно включить разрешение любых психологических вопросов, интересующих следователя, суд, орган дознания и имеющих значение для дела. Такие вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической деятельности человека и влияющих на нее объективных и субъективных факторов, т.е.

Теория и практика психологической экспертизы носят объективный характер и отражают развитие теоретической и практической сторон общей и юридической психологии, с одной стороны, и теории и практики юриспруденции, в частности юрисдикции, — с другой. Теоретической базой психологической экспертизы была и остается общая и юридическая психология. Методическая ее база формируется на основе поступательного движения этих и других отраслей психологии и правовой регламентации процессуальной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза, представляя форму психологической практики, отражает все тенденции, характерные для последней.

Теория использования специальных психологических знаний в уголовном, гражданском или административном процессах развивается в рамках теории применения специальных психологических знаний в юрисдикции, которая входит в систему юридической психологии и в то же время тесно связана с криминалистикой, криминологией, наукой уголовного и административного права, уголовного и гражданского процессов, теорией государства и права, другими отраслевыми юридическими науками.

Таким образом, из уголовного и гражданского судопроизводства вытекают следующие формы применения специального знания: лицо, обладающее специальными знаниями, выступает в процессе в роли эксперта или специалиста.

Обе формы схожи между собой по технологии, методическим особенностям применения специального знания, но различаются по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятельности лица, привлекаемого как эксперт или специалист. Именно две формы: 1) судебно-психологическая экспертиза и 2) участие специалиста-психолога в суде являются основными формами использования специальных психологических познаний.

В юридической литературе большинство авторов также склонны выделять указанные формы использования специальных психологических познаний, разница между которыми, как полагают, заключается в значимости для заказчика используемого знаний и в статусе привлекаемых лиц. Эксперт проводит исследование и излагает свою позицию, мнение по поводу конкретного обьекта исследования. Что касается специалиста, то он разъясняет, опираясь на собственные специальные знания, отдельные явления и факты, консультирует в отношении этих явлений и фактов должностное лицо или орган, оказывает помощь в обнаружении и фиксации определенных фактов и явлений, помогает должностному лицу письменно изложить установленные обстоятельства и факты. Специалист в отличие от эксперта лишен процессуальной самостоятельности и действует под контролем и по указанию полномочного лица или органа. Так, по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда в уголовном и гражданском процессах психолог принимает участие в процессуальных действиях (особенно когда они проводятся с участием несовершеннолетних и малолетних лиц), дает разъяснения по поводу психологических проявлений и феноменов правонарушений, поведения участников процесса, помогает с психологической точки зрения спланировать и провести процессуальное действие. Участие специалиста-психолога в процессе носит производный и вспомогательный характер.

Имеющиеся недостатки в развитии практики привлечения в уголовный процесс специалистов-психологов могут быть в перспективе ликвидированы благодаря дальнейшему росту психологической подготовленности работников дознания, следователей, прокуроров, судей, адвокатов. Хотя в законе прямо не указано на необходимость привлечения специалистов-психологов к производству следственных и судебных действий, имеющиеся общие нормы привлечения специалистов, педагогов и врачей к следственным и судебным действиям с участием малолетних и несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подсудимых дают основания утверждать, что закон предоставляет возможность уполномоченному органу в уголовном процессе пользоваться помощью специалиста-психолога.

Участие специалиста-психолога в юрисдикции носит производный и вспомогательный характер. По требованию суда, судьи психолог принимает участие в процессуальных действиях (особенно когда они проводятся с участием несовершеннолетних лиц), дает разъяснения по поводу психологических проявлений и феноменов правонарушений, поведения участников процесса, помогает с психологической точки зрения спланировать и провести процессуальные действия

Специалист приглашается для участия в судебном разбирательстве в случаях, когда суду либо участникам судебного разбирательства при исследовании доказательств могут потребоваться специальные знания и навыки. Мнение специалиста обязательно отражается в протоколе судебного заседания.

Эксперту могут быть заданы вопросы, входящие в компетенцию специалиста. Постановка перед специалистом вопросов, относящихся к компетенции эксперта, недопустима, его мнение не может быть приравнено к заключению эксперта.

Кроме названных выше форм использования специальных психологических познаний, в литературе встречается и третья — психологическая консультация (некоторые авторы называют ее официальная консультация, или справка).

Психологическая консультация — это разъяснение специалистом психологических сторон правонарушения, поведения обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и других лиц, их личностных особенностей, а также сущности отдельных психологических теорий и подходов, которые могут быть применены на практике. Психологическая консультация может быть как устной, так и письменной. Последняя, надлежаще оформленная, может приобщаться к делу в качестве документа.

Эксперт дает психологическую консультацию в случаях, когда для ответа на поставленные полномочным органом или лицом вопросы не требуется специальных экспериментов и исследований, а бывает достаточно ссылки на общие положения науки или логических выводов.

В уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательствах указывается, что дополнительные материалы могут быть представлены подсудимым, защитником, сторонами и другими заинтересованными лицами. Такое право предполагает возможность получения этими лицами письменной консультации у психолога. Объективный процесс использования в уголовном и гражданском процессах психологических консультаций отражает потребности практики в этой форме применения специальных психологических знаний. Вместе с тем психологические консультации не могут заменить судебно-психологическую экспертизу.

Следует отметить, что применение психологической консультации позволяет уже сегодня более полно реализовать права личности в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также базовые принципы российского гражданского и уголовного процессов: состязательность, полноту, объективность расследования и судебного разбирательства, публичность и др. Безусловно, необходимо не только закрепление этой формы использования специальных знаний в уголовном и гражданском процессах актами официального толкования закона, но и прямо предусмотреть ее в законе.

Источник

Разделы:

Психологическая экспертиза

Основной деятельностью ЛСПЭ является производство судебной психологической экспертизы и проведение экспертных исследований в интересах правосудия.
К компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и юридическую значимость.
Своевременное и обоснованное применение в ходе следствия специальных психологических знаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, необходимых для справедливого и правильного разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения.

Ведущим направлением работы является производство судебной психологической экспертизы по уголовным и гражданским делам.
Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки.
Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными.
Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

ЛСПсЭ выполняет экспертизы следующих видов.
В уголовном процессе:
1. В отношении обвиняемого

2. В отношении свидетеля и потерпевшего
– экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст.196 УПК РФ

3. Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям
– экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации ст.131, 132 УК РФ
4. Экспертиза в отношении потерпевшего, совершившего самоубийство
– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации ст.110 УК РФ или п. «б» ст.63 УК РФ при квалификации ст.131УК РФ.

В гражданском процессе:

Основным объектом судебной психологической экспертизы является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т.е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях.
К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний

Человек (как носитель психического). Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).
Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.
Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях.
Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

Свидетель или потерпевший.
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия.
Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.
Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.
Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Потерпевший.
Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.
Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).
Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

Такими источниками информации могут быть:

7. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

Личность потерпевшего (истца).
Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.
Психическое состояние потерпевшего.
Иск о возмещении морального вреда.
Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок

Субъекты спорного правоотношения.
Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная меддокументация.
Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.
Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.

Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей

Специфика судебной психологической экспертизы состоит в ее общих и частных объектах и предметах. При назначении экспертизы требуется учитывать как процессуальное основание (необходимость применения психологических знаний), так и специальное (юридическую значимость устанавливаемых данных).
Квалифицированную помощь при назначении экспертизы по конкретным делам, формулировании вопросов можно получить в лаборатории по тел. (495) 916-06-65 и (495) 916-06-87.

Предмет и задачи экспертизы

Судебная психологическая экспертиза (СПЭ) в современной общей классификации судебных экспертиз представляет собой отдельный класс. Родовыми экспертными дисциплинами являются психологическая, психофизиологическая, психолингвистическая экспертизы.

СПЭ базируется на данных психологической науки, категориях и понятиях общей психологии, использует возможности всех отраслей психологии, располагает многочисленными теоретическими и экспериментальными сведениями. В судебной психологической экспертизе системно используются надежные, положительно зарекомендовавшие себя в экспертной практике методы, заимствованные из общей психологии, клинической психологии, психофизиологии, психолингвистики, психологии речи и других областей, а также специально разработанные для решения конкретных экспертных задач и выяснения обстоятельств, способствующих установлению истины по делу.

Предметом судебной психологической экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.

Специфику предмета СПЭ составляют фактические данные о результатах влияния на психическое отражение окружающего, рефлексию и регуляцию своего поведения человеком психологических факторов: в том числе эмоционального, личностного, ситуационного, возрастного, которые проявляются в комплексе особенностей и закономерностях динамики психических явлений, процессов, психологических свойств личности и ее состояний.

Круг подобных фактических обстоятельств обширен. К нему относятся все факты, характеризующие субъективную сторону юридически значимого деяния. В настоящее время выделяются два основных направления применения специальных психологических познаний в целях решения задач, стоящих перед правосудием – это экспертиза в уголовном процессе и экспертиза в гражданском процессе. В связи с этим принято разделение судебной психологической экспертизы по процессуальному статусу подэкспертного лица. На этом основании выделяются: экспертиза обвиняемого (подозреваемого), в т.ч. несовершеннолетнего обвиняемого; потерпевшего; свидетеля; гражданского истца; ответчика.

Используя разделение СПЭ по категории объекта, выделяют: экспертизу живых лиц (в ней – экспертизу взрослого человека, несовершеннолетнего 12 – 18 лет, ребенка, лица престарелого или старого возраста), предполагающую очное обследование лица; экспертизу заочную, проводимую в отсутствие лица, либо в отношении умершего лица (называемую посмертной); экспертизу вещественных доказательств (текстов, видео, аудиозаписей, материализованных продуктов деятельности); экспертизу группы (преступной, семейной, формальной, творческой).

Как род судебная психологическая экспертиза может быть разделена на следующие виды (отличающиеся специфичностью предмета в отношении общих родовых объектов исследования): экспертизу психических (эмоциональных) состояний; экспертизу индивидуально-психологических особенностей; экспертизу психических процессов; экспертизу групповых отношений и процессов; экспертизу ситуации; экспертизу психологического воздействия.

Возвращаясь к формулировке предмета СПЭ, следует еще раз подчеркнуть, что исследуются психические состояния, процессы и особенности, имеющие юридическую значимость, поскольку исследование названных категорий в иных целях (не связанных с их юридическим значением) является предметом базовой науки (психологии).

Задачи судебной психологической экспертизы складываются из установления двух основных групп обстоятельств: характера психического состояния лица и юридического значения этого состояния (т.е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение). Понятие психического состояния трактуется в этом контексте в самом широком смысле, как интегративный показатель функционирования всех психических процессов во взаимосвязи с психическими свойствами.

Задачи СПЭ конкретизируются вопросами, поставленными перед экспертом, и характеризуют конечную цель исследования и условия ее достижения. Содержание задачи определяется возможностями исследования объекта экспертизы.

Преимущественно судебной психологической экспертизой решаются задачи классификационные, диагностические и задачи на обнаружение.

Довольно сложно установить и обозначить все задачи, решение которых может понадобиться в ходе расследования, поскольку к компетенции СПЭ могут быть отнесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и значимые для правосудия. Причем целью проведения экспертизы может быть получение информации по фактам как входящим в предмет доказывания, так и промежуточным, вспомогательным.

Экспертиза психических состояний решает следующие задачи:

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (ИПО), влияющих на юридически значимое поведение, включает исследование познавательных (в том числе интеллектуальных) особенностей, типологических, характерологических и личностных (Я-концепция, установки, ценностные ориентации, ведущие мотивы) особенностей субъекта. В задачи данного вида входит обнаружение определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта и диагностика их проявления в конкретных условиях и влияния на юридически значимое поведение, в том числе:

Экспертиза психических процессов разделяется на экспертизу

Экспертиза групповых, межличностных отношений и процессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья, разделяется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отношений; структуры (иерархии) группы и индивидуально-ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; особенностей межличностных взаимоотношений в группе, ведущего стиля социального взаимодействия, степени сплоченности коллектива.

Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психотравмирующий, экстремальный); ситуации транспортного происшествия с точки зрения требований, предъявляемых к психической деятельности ее участников; обстоятельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания информации; внешних факторов суицидального риска; причинно-следственной связи между изменением психического состояния потерпевшего и конкретными жизненными обстоятельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуации и условий развития ребенка; семейного конфликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка; особенностей обращения и способов воспитания ребенка (пренебрежения, жестокости, насилия, эксплуатации и пр.); ситуационных признаков психологического воздействия, условий, повышающих эффективность воздействия.

В судебной психологической экспертизе проблема психологического воздействия возникает в ряде случаев, в том числе при исследовании: 1) обстоятельств дачи показаний и проведения иных следственных действий; 2) текстов (выступлений, писем, печатных изданий, пр.); 3) взаимоотношений между соучастниками преступления (принуждение); 4) неправомерных действий (мошенничество, обман, шантаж, введение в заблуждение и пр.); 5) отношений «преступник – жертва» (по различным составам); 6) обстоятельств суицида (доведение); 7) полноценности волеизъявления (пороки воли при совершении юридически значимых актов); 8) обстоятельств вступления в секту или иные организации; 9) влияния информационных технологий, др. Основными задачами является установление факта психологического воздействия и раскрытие механизмов воздействия.

Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования

Главным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. К таким ситуациям относятся составы наказуемых деяний (в рамках уголовного и административного кодекса), а также гражданские сделки или иные юридические действия, спор о которых решается в порядке гражданского судопроизводства. Объектами СПЭ так же могут выступать ситуация социального взаимодействия и межличностные (внутригрупповые и межгрупповые) процессы.

Специфика объекта обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию. Однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой деятельности. Эксперт-психолог получает информацию из материальных источников, а также путем экспертного психологического обследования живых лиц с применением адекватных методов. При этом зафиксированные результаты экспериментально-психологического обследования так же становятся материализованными источниками информации.

Объектами судебно-психологической экспертизы могут быть источники информации об обстоятельствах преступления (применительно к уголовному процессу) или об иных важных для правосудия событий – любые материалы, в которых в той или иной форме заключены данные, имеющие психологическое содержание или которые могут быть подвергнуты экспертному психологическому анализу.

Материальные источники могут содержать информацию двух типов:

В качестве важных источников информации второго типа могут выступать протоколы допросов, в которых зафиксированы показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей; протоколы следственных действий, вещественные доказательства, документы как вид вещественного доказательства, сведения о способе и орудиях совершения преступления, данные осмотра места происшествия, заключения судебных экспертиз других классов и родов (медицинской, психиатрической, криминалистической).

Специфичность объекта экспертизы трактует необходимость получения информации из максимально возможного числа источников. Изучение и анализ материалов дела является центральным методом судебной психологической экспертизы. В связи с этим предоставляемые для ознакомления экспертам материалы дела должны быть оформлены надлежащим образом и содержать информацию как первого, так и второго типа.

В качестве объектов судебно-психологической экспертизы могут выступать различные материалы дела. Остановимся на некоторых из них, их значении и требованиях к форме и содержанию.

Протокол осмотра места происшествия. Поскольку эксперт не может самостоятельно собирать материалы, а условия и обстоятельства преступления имеют большое значение при воспроизведении действий подэкспертного, их анализе, исследовании психического состояния, то следствие должно предоставить эксперту максимально полную и объемную информацию о месте происшествия. Более всего эксперта интересуют следующие моменты: место расположения тела потерпевшего, видимые повреждения, предметная обстановка, наличие разрушений, место обнаружения орудия преступления. Чертежи и фотоснимки не являются обязательными, однако, их наличие облегчает задачу воссоздания общего вида места происшествия.

Протокол допроса подозреваемого (обвиняемого, подсудимого). Эксперту должны быть предоставлены все протоколы показаний подэкспертного, особенно если в ходе следствия показания меняются, уточняются, дополняются. Это позволяет осуществлять, во-первых, психологический анализ содержания показаний в их динамике, во-вторых, проводить анализ мотивов и психического состояния лица, дающего показания на разных этапах следствия. Немаловажным требованием является максимальная точность в изложении показаний (дословность показаний, отражающая особенности мыслительной деятельности, эмоциональные компоненты поведения, специфику лексики допрашиваемого). Субъективное изложение обвиняемым обстоятельств содеянного и собственных действий – ценный источник информации для эксперта-психолога. С точки зрения психологического исследования важно, что в действительности помнит субъект (поскольку в состоянии эмоциональной захваченности отражение может быть неполным), как описывает свое внутреннее состояние.

Акт медицинского освидетельствования на предмет установления алкогольного опьянения подозреваемого. При анализе состояния и действий обвиняемого (потерпевшего, свидетеля) важным является наличие или отсутствие у него в исследуемый период состояний, изменяющих психическую деятельность (таковыми являются, в первую очередь, алкогольное и наркотическое опьянение). Очевидно, что освидетельствование имеет смысл, когда проводится спустя незначительное время после совершения преступления. В таких случаях, помимо самого факта алкогольного опьянения (а особенно при его отсутствии) протокол освидетельствования содержит важную информацию о вегетативных проявлениях у свидетельствуемого и особенностях его психофизиологического состояния.

Протоколы допросов свидетелей. В показаниях свидетелей эксперта-психолога интересуют не только подробные данные о действиях подэкспертного на разных этапах криминальной ситуации, но и сведения о его внешнем виде, мимике, пантомимике, внешней экспрессии.

Объектами исследования так же являются: протоколы следственных экспериментов; заключения судебно-медицинской экспертизы о характере и тяжести повреждений, причине смерти, локализации повреждений, последовательности их причинения (если такая установлена), особенностях орудия, наличии у жертвы алкогольного (наркотического) опьянения и его степени тяжести; заключение судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, тяжести телесных повреждений у подэкспертного; протокол личного досмотра подозреваемого; протоколы, фиксирующие дачу показаний на месте происшествия; протоколы допросов соучастников преступления; протоколы очных ставок; протоколы допросов свидетелей и потерпевших; тексты; печатная продукция и изображения; аудио- и видеоматериалы; продукты творческой деятельности.

Полнота информации, достаточность исходных данных при назначении судебной психологической экспертизы обусловливают полноту исследования и снижают вероятность ошибочных выводов. Поэтому проведение СПЭ на ранних этапах следствия представляется нецелесообразным. Появление новых исходных данных в таких случаях может вызвать необходимость в дополнительной экспертизе.

Корректность вопросов следствия (и их формулировок) обеспечивает правильность постановки экспертной задачи, придает верную цель исследованию, помогает правильно определять подзадачи и в итоге исследования дать точный мотивированный ответ. В экспертной практике нередки случаи постановки вопросов, либо не относящихся к компетенции судебной психологической экспертизы, либо затрудняющих исследование и нецелесообразных с точки зрения задач следствия. К компетенции СПЭ не относятся вопросы правового характера. Эксперт не дает правовую оценку показаниям, не может ответить на вопрос, соответствуют ли действительности показания подэкспертного, а может (лишь в ряде случаев) осуществить психологический анализ достоверности показаний, а также дать ответ на вопрос, способен ли субъект давать правильные показания. Эксперт не дает правовую оценку деяниям, не устанавливает факт виновности подэкспертного, не может заключить, вменяем он или нет. Эксперт может установить, было ли осознание затруднено, и была ли регуляция ограничена (и в какой степени).

Методы исследования

Специфику проведения экспертизы в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности могут быть установлены на основании экспертного исследования методами психологии и судебной психологической экспертизы.

Психологическое экспертное исследование строится по принципам психологической науки, таким, как системность, развитие, детерминизм, единство сознания и деятельности. При проведении судебной психологической экспертизы используются научно-обоснованные, проверенные практикой методы исследования. Метод психологического исследования включает в себя общие и специальные (экспериментальные) методы (и их совокупность – методики). К общим методам психологического исследования можно отнести: психологическую диагностику, прогнозирование, проектирование, которые относятся к научно-практическому инструментарию психологии как области знания и присущи любому виду психологической экспертизы, поскольку на их основе строятся конкретные методики исследования. Метод психологической диагностики реализуется через специальные методы: биографический, наблюдения, беседу, инструментальные личностные методики, методики изучения особенностей отдельных сфер психической деятельности.

Набор экспериментальных методов исследования не является раз и навсегда данным, жестко очерченным количественно и содержательно, однако он должен быть подобран в соответствии с принципами комплексности изучения особенностей психической деятельности и адекватности целям и задачам исследования.

Основными методами исследования являются:

Анализ материалов уголовного дела (с применением метода психологического анализа и методов герменевтики).

Психодиагностические методы исследования: биографический метод, наблюдение, диалоговые методы – беседа, опрос, структурированное интервью; экспериментальные методы (подразделяются на психометрические тесты (Векслера, Равена, CF-2A Кеттелла, Амтхауэра, пр.); классические патопсихологические методы исследования когнитивных структур и процессов (10 слов, пиктограмма, исключение понятий, классификация предметов, сравнение понятий, толкование пословиц, аналогии, корректурные пробы, таблицы Шульте-Горбова, ассоциативный эксперимент и др.); стандартизированные самоотчеты (MMPI, СМИЛ, 16-PF Кеттелла, ИТО Л.Собчик, ПДО А.Личко, Стреляу, УСК, ШРЛТ Спилбергера-Ханина, ДМО Т.Лири, прочие); субъективное шкалирование (Дембо-Рубинштейн, пр.); проективные и полупроективные методы (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Цветовой тест отношений А.Эткинда, ТВЦ М.Люшера, тест руки Э. Вагнера, «Незаконченные предложения», графические (рисуночные) методы, проч.); методы исследования самооценки и Я-концепции (репертуарные решетки Дж.Келли, Ценостные ориентации М.Рокича, тест СМО Д.Леонтьева, МИСС).

А также методы обработки данных (методы количественного и качественного анализа, метод обобщения независимых характеристик, пр.); интерпретационные методы, методы описания результатов наблюдения и исследования; методы исследования документов; методы анализа продуктов спонтанного творчества.

Судебная психологическая экспертиза является относительно новой, перспективной отраслью как психологической науки вообще, так и судебной экспертизы, в частности. Она основывается на закономерностях базовой науки (психологии), теоретических положениях судебной экспертизы и законодательстве, регулирующем основания, порядок и процедуру производства экспертизы.

Развитие судебной психологии и судебной психологической экспертизы в немалой степени детерминируется правовой реформой, совершенствованием уголовного законодательства, гуманизацией правосудия, обусловливающим появление новых целей и задач СПЭ, а также развитием самой науки, расширением ее практических возможностей, в том числе связанных с применением информационных технологий, совершенствованием методологии. Ввиду этого круг доступных для решения задач постоянно пополняется. В настоящее время теория судебной психологической экспертизы обладает достаточным арсеналом средств, позволяющих использовать достижения психологической науки для решения практических задач в различных сферах юридической деятельности.

Источник

Adblock
detector