Штраф за нерациональное использование природных ресурсов

Штраф за нерациональное использование природных ресурсов

p1110798(1)(1)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

gor doc obzorОбзор документа

Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина»

Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина» и сообщает.

Вопрос о перечислении средств из «бюджета одного гражданина» рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.

По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.

В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.

Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.

Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.

Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.

Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Д.С. Хворостухина

Обзор документа

Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.

Источник

Вред окружающей среде в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)» от 7 апреля 2021 года.

7 апреля 2021 утвержден «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)». В пункт 30 Обзора включено Определение N 306-ЭС20-16219 исключающая применение двойной меры ответственности за причинение вреда окружающей среде.

На лицо, причинившее вред почвам как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.

Общество осуществляло строительство дороги, чем причинило вред почве как объекту окружающей среды. В результате Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Управление обратилось к Обществу с требованиями о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель.

Суды трех инстанций, признав общество виновным в причинении вреда почвам, возложили на него гражданскую ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме и устранении последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с выводами судов и направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Как указано в п. 7 постановления Пленума N 49, по смыслу ст. 1064 ГК РФ, ст. 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 22, п. 2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ).

Определение размера вреда, причиненного окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом N 7-ФЗ.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1743-О-О, окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. Учитывая данное обстоятельство, федеральный законодатель определил, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 Закона N 7-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г., а также в п. 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июля 2019 г., целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Согласно пп. 13 и 17 постановления Пленума N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Между тем суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав последнего разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации управлению документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ.

Источник

Прокурор разъясняет

В Якутии освоение месторождений полезных ископаемых зачастую сопровождается нарушениями законодательства об охране окружающей среды.

С какими нарушениями законодательства в сфере добычи полезных ископаемых Вы чаще всего встречаетесь в своей практике?

Зачастую эти нарушения связаны с нарушением лицензионных условий пользования недрами, такие как: несвоевременная сдача предусмотренной законом отчетности, нарушение сроков разработки проектной документации, несоблюдение объемов добычи предусмотренных такой документацией.

К примеру, в текущем году за осуществление деятельности в отсутствие проектной документации по нашим мерам 11 золотодобывающих организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В другом случае в связи с невыполнением установленного уровня добычи золота за 2019 год АО «Якутскгеология» привлечено к административной ответственности с назначением штрафа на сумму 150 тыс. рублей.

Что делать недропользователю, если он понимает, что не может соблюсти определенные техническим проектом объемы добычи полезных ископаемых? Как не стать нарушителем?

Необходимо отметить, что в силу Закона «О недрах» недропользователь, если он понимает, что в силу различных причин не может выполнить объемы добычи полезных ископаемых, установленные техническим проектом, вправе обратиться к распорядителю недр – в Управление по недропользованию по республике (Якутнедра) и поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в технический проект и календарный план работ.

Какие еще нарушения допускаются недропользователями?

Встречаются и более серьёзные нарушения, которые при определенных обстоятельствах могут повлечь уголовную ответственность.

В случае если недропользователь вышел за пределы границ горного отвода и осуществил там добычу, в зависимости от объемов добычи и стоимости сырья свыше 2 млн. 250 тыс. руб., такая добыча расценивается как пользование недрами в отсутствие лицензии, а лицо, её совершившее, подлежит уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) с назначением наказания вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.

Кроме того, необходимо отметить, что добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, то есть при наличии у недропользователя лицензии на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, до постановки запасов полезных ископаемых на баланс осуществлять промышленную эксплуатацию месторождения и добычу полезных ископаемых нельзя.

Все полезные ископаемые, изъятые из недр в ходе геологического изучения в виде проб, должны храниться в опломбированном виде у недропользователя и после окончания стадии геологического изучения могут быть истребованы территориальным фондом геологической информации.

Так, в текущем году в ходе проверки лицензионных дел природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи юридическим лицом золота, в отсутствие лицензии на добычу и его реализации на сумму 26 млн. рублей. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов), по которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

В условиях нашей республики пользование недрами зачастую осуществляется в лесах. Какие нарушения, связанные с использованием лесных участков, встречаются в деятельности недропользователей?

Недропользователями не всегда соблюдаются требования пожарной безопасности в лесах. В этой связи наша работа носит упреждающий характер.

Так, в преддверии пожароопасного сезона недропользователям внесены представления, по которым приняты меры по противопожарному обустройству лесов, обеспечению наличия необходимого противопожарного инвентаря.

За несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах статьей 8.32 КоАП РФ также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн. руб.

Необходимо понимать, что в случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Так, в 2020 году имеется случай возгорания лесного массива в Томпонском районе в результате проведения взрывных работ работниками угольного разреза. В настоящее время по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ.

Имеются ли какие-то специфические нарушения в зависимости от отраслей добывающей промышленности?

На территории республики крупные месторождения угля сосредоточены в Нерюнгринском районе. В этой связи на постоянном контроле находятся вопросы состояния охраны атмосферного воздуха.

В указанной сфере налажен обмен информацией с органами Роспотребнадзора, которые осуществляют контроль за превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ.

К примеру, по результатам проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по республике, нами пресечено непринятие холдингом «Якутуголь» надлежащих мер по предупреждению выбросов в атмосферный воздух, выразившееся в отсутствии санитарно-защитной зоны вокруг угледобывающего комплекса. По внесенному представлению, предприятием организована работа по установлению границ санитарно-защитной зоны.

В нефтедобывающей отрасли зачастую вред наносится почве.

Так, в Мирнинском районе по факту разлива нефти при эксплуатации внутрипромыслового нефтепровода на Иреляхском месторождении по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 254 УК РФ (порча земли). Причиненный почве ущерб в размере 22 млн. рублей возмещен полностью.

Другим актуальным вопросом для недропользователей республики является сбор ископаемых мамонтовой фауны. Какие нарушения наиболее распространены при добыче палеонтологических ископаемых?

Несмотря на прямой запрет законодательства на использование технических средств, нередки случая использования высоконапорных мотопомп с целью размытия берегов водного объекта для облегчения извлечения ископаемых мамонтовой фауны. Вместе с тем, согласно ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В указанной связи использование высоконапорных мотопомп с целью размыва берегов водного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, то есть самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком до 90 суток.

В случае если безлицензионным сбором нанесён ущерб в размере 2 млн. 250 тыс. руб. и более, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).

В случае если бивни мамонта или иные ископаемые были собраны незаконно, они изымаются в пользу государства.

Так, например, по заявлениям Якутской природоохранной прокуратуры свыше 170 кг ископаемой мамонтовой кости признано судом собственностью государства и передано на хранение в музеи мамонта республики.

Источник

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

ГАРАНТ:

О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2397-1 в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Комфорт