Сферы использования технологии дополненная реальность

Содержание
  1. Использование дополненной реальности в разных областях
  2. Что такое дополненная реальность?
  3. Медицина
  4. Розничная торговля
  5. Ремонт и обслуживание
  6. Логистика
  7. Туризм
  8. Образование
  9. Обслуживающий персонал
  10. Развлечения
  11. Общественная безопасность
  12. Ремонт автомобилей
  13. GPS-навигация
  14. Строительство и архитектура
  15. Дизайн интерьера помещения
  16. 6 интересных идей применения дополненной реальности (AR)
  17. 1. Переосмысление пассажирского опыта в аэропорту и кабине самолета
  18. До полёта
  19. Во время полёта
  20. После полёта
  21. 2. Шопинг с AR
  22. Поиск товара, как в Shazam
  23. Виртуальная примерочная
  24. 3. Улучшение системы образования
  25. Изучение анатомии
  26. Избавляемся от бумажных инструкций
  27. 4. Делаем фотографии с помощью AR-линз
  28. 5. Распознавание лица
  29. 6. Продвинутая персонализация с помощью технологии слежения за выражением лица
  30. Полезные ресурсы для AR-дизайнеров и разработчиков
  31. AR — Дополненная Реальность (статья плюс ролик)
  32. Что такое ЭйАр
  33. История ЭйАр
  34. Как работает дополненная реальность
  35. Настоящее: от очков к телефонам
  36. Развлечения
  37. От развлечений к реальной жизни
  38. Образование
  39. Медицина
  40. Военные технологии
  41. Будущее
  42. Ролик

Использование дополненной реальности в разных областях

ispolzovanie dopolnennoy realnosti

Дополненная реальность уже демонстрирует потенциал для решения самых серьезных проблем и болевых точек. Вероятно, нам не придется ждать 2020 года, чтобы AR оказала большое влияние на все стороны жизни. Образование, удаленная работа, дизайн — использование дополненной реальности не будет иметь границ в ближайшем будущем.

Что такое дополненная реальность?

Дополненная реальность — это технология, которая захватывает мир вокруг нас и добавляет виртуальный контент. Таким образом, у пользователя складывается впечатление, что виртуальный контент находится в реальном мире.

oblasti ispolzovaniya dopolnennoy realnosti

Дополненная реальность может быть не такой захватывающей, как поездка на американских горках в виртуальной реальности, но технология зарекомендовала себя как очень полезный инструмент в нашей повседневной жизни.

От фильтров социальных сетей до хирургических процедур популярность AR быстро растет, поскольку она привносит элементы виртуального в реальный мир, улучшая тем самым то, что мы видим, слышим и чувствуем. По сравнению с другими технологиями реальности AR находится в середине спектра смешанной реальности; между реальным и виртуальным миром.

Дополненная реальность уже полезна в таких областях:

Сейчас мы подробнее расскажем о каждой из перечисленных выше областей применения дополненной реальности.

Медицина

Технология дополненной реальности обладает большим потенциалом для повышения качества медицинского обучения во многих областях — от эксплуатации оборудования МРТ до выполнения сложных операций.

ispolzovanie dopolnennoy realnosti v meditsine

Например, студенты клиники Кливленда в Университете Case Western Reserve изучают анатомию, используя гарнитуру AR, которая позволяет проникать в человеческое тело в интерактивном 3D-формате.

Розничная торговля

В современной розничной среде покупатели используют свои смартфоны больше, чем когда-либо: сравнивают цены, ищут дополнительную информацию о продуктах, просматривают разные варианты.

Всемирно известный бренд мотоциклов Harley Davidson — один из ярких примеров того, как бренд максимально использует эту технологию. Компания разработала приложение AR, которое потребители могут использовать в магазине. Его суть в том, чтобы пользователь смог самостоятельно настроить цвета и увидеть функции, которые выполняет мотоцикл. Всё это можно сделать в шоуруме.

Ремонт и обслуживание

Один из самых больших промышленных вариантов использования AR — это ремонт и обслуживание сложного оборудования.

Будь то автомобильный мотор или МРТ-машина, рабочие начинают использовать AR-гарнитуры и очки, чтобы оперативно предоставлять полезную информацию, предлагать возможные исправления и указывать на возможные проблемы. Этот вариант использования будет только усиливаться по мере развития технологии Интернета вещей (IoT) между компьютерами и cможет передавать информацию непосредственно на AR-гарнитуры.

Логистика

Дополненная реальность предоставляет множество возможностей для повышения эффективности и экономии затрат во многих областях бизнес-логистики. Она включает транспортировку, складирование и оптимизацию маршрута.

ispolzovanie dopolnennoe realnosti v logistike

Судоходная компания DHL уже внедрила умные AR-очки на некоторых своих складах. Линзы показывают рабочим кратчайший маршрут на складе для поиска и выбора определенных предметов, предназначенных для отправки. Предоставление работникам более эффективных способов выполнять свою работу — один из лучших вариантов повышения рентабельности в современной бизнес-среде.

Туризм

В последние годы технологии значительно продвинулись в развитии индустрии туризма. Вспомните только TripAdvisor или Lonely Planet.

Использование дополненной реальности дает возможность туристическим брендам и агентствам предоставить потенциальным туристам еще более захватывающий опыт перед их путешествием. Представьте себе, что вам нужно совершить виртуальную прогулку по Австралии перед тем, как заказать билет в Сидней, или неспешно прогуляться по Парижу, чтобы посмотреть, какие музеи или кафе вы хотели бы посетить. AR обещает упростить продажу поездок, путешествий и отдыха в будущем.

Образование

В то время как технологии, подобные планшетам, стали широко распространены во многих школах и классных комнатах, учителя и преподаватели в настоящее время наращивают учебный опыт использования дополненной реальности в обучении.

ispolzovanie dopolnennoe realnosti v obrazovanie

Например, приложение Aurasma уже применяется в классах, чтобы ученики могли просматривать свои занятия с помощью смартфона или планшета для более насыщенной учебной среды. Школьники и студенты, изучающие астрономию, видят полную карту Солнечной системы. Те, кто посещает музыкальный класс, просматривают музыкальные ноты в реальном времени, когда они учатся играть на музыкальном инструменте.

Обслуживающий персонал

Будь то небольшой кондиционер или ветряная турбина, каждый день техников по обслуживанию на местах отправляют на ремонт критически важного оборудования, которое нужно скорее запустить.

Сегодня эти специалисты могут прибыть на место с очками или наушниками AR и посмотреть, что они ремонтируют, чтобы быстрее диагностировать и устранить проблему. И вместо того, чтобы пролистывать руководство по ремонту, технические специалисты могут заниматься своими делами без помощи рук.

Развлечения

В индустрии развлечений использование дополненной реальности упрочняет связь между аудиторией и персонажами. К примеру, успешными являются игры про Гарри Поттера, ведь читатели книги и зрители фильмов чувствуют, что они знают каждого волшебного персонажа и жаждут дополнительного контента.

ispolzovanie dopolnennoe realnosti v razvlechenie

В настоящее время развлекательные бренды рассматривают AR как отличную маркетинговую возможность для установления более тесных связей между своими героями и аудиторией. На самом деле создатели дополненной реальности Pokemon Go скоро планируют выпустить AR-игру на тему Гарри Поттера, с которой фанаты могут взаимодействовать изо дня в день.

Общественная безопасность

Сегодня, в случае чрезвычайной ситуации, люди немедленно дойдут до своего смартфона, чтобы узнать, что происходит, куда идти и находятся ли их близкие в безопасности. Кроме того, на место пожара или землетрясения прибывают лица, принимающие первые ответные меры, пытаясь выяснить, кому нужна помощь, а также наилучший способ обезопасить их.

Дополненная реальность обещает решить обе части головоломки общественной безопасности. Тех, кто в первую очередь реагирует в AR-очках, могут предупреждать об опасных зонах и показывать в режиме реального времени людей, которые нуждаются в помощи, позволяя при этом быть в курсе окружающей обстановки. Для тех, кто в этом нуждается, AR с поддержкой геолокации может показать направление и лучший маршрут к безопасным зонам и районам с пожарными или медиками.

Ремонт автомобилей

Индустрия технологий сделала прорыв в удобстве использования своего оборудования. К сожалению, автомобильная промышленность еще не совершенна в этом плане. Каждое транспортное средство меняется, соответственно, месторасположение деталей и их функции тоже.

ispolzovanie dopolnennoe realnosti v remont avtomobiley

Попытка отследить конкретную информацию о вашем транспортном средстве может быть удачным проектом. Inglobe Technologies выпустила приложение, которое помогает вам увидеть местонахождение определенных деталей автомобиля. Когда эта технология станет более распространенной, даже новичок сможет выполнить базовый ремонт машины, например, проверить уровень жидкости и заменить фильтры.

GPS-навигация

GPS стал настолько распространенным, что большинство людей не могут жить без него. Но есть один минус — вам, как правило, приходится отводить взгляд от дороги, чтобы увидеть направления, а также указатели поворотов за поворотами, которые иногда трудно выровнять по фактической дороге. Mishor 3D в настоящее время работает над драйвером 3D-навигации, чтобы решить эту проблему.

dopolnennoy realnost v GPS navigatsii

Вряд ли приложение сможет в любой момент времени использовать полицейские сообщения или DMV для предоставления информации, но навигационные пометки были бы чрезвычайно полезны. В сочетании с краудсорсинговыми приложениями для трафика, такими как Waze и Inrix, это поможет водителям. Самым большим препятствием для приложений такого типа может оказаться не столько технический аспект, сколько дизайн. Если они слишком будут загромождать интерфейс, это может принести водителям вред, а не пользу.

Строительство и архитектура

Дополненная реальность в проектах строительства и архитектуры предполагает размещение 3D-модели предлагаемого проекта в существующем пространстве с использованием мобильных устройств.

dopolnennaya realnost v stroitelstve

Ее активно использует компания BNBuilders в Сиэтле, чтобы наглядно показать клиентам проект в условиях существующей строительной площадки. Для этого применяются Apple iPad и другие мобильные устройства.

Дизайн интерьера помещения

Благодаря технологии AR дизайнер может продемонстрировать клиенту определенные участки дома, расстановку мебели, цвет стен и полов, расположение молдинга или планировку новой квартиры.

ispolzovanie dopolnennoy realnosti v dizayne

Современные приложения (Magicplan, PLNAR, Housecraft и прочие) позволяют распознавать комнату или квартиру, которые уже использовались. Кроме того, они возвращают созданную ранее аранжировку. Голограммы, сгенерированные AR-очками, стабильны и ясны, а созданные элементы всегда находятся на своем месте.

Приложения AR, гарнитуры и умные очки обещают повысить эффективность работы практически во всех отраслях, начиная от розничной торговли и заканчивая промышленным производством. И хотя многие из проектов находятся пока на стадии разработки и тестирования, использование дополненной реальности уже становится частью нашей жизни. Единственное, что остается поставить под сомнение, сколько времени понадобится технологии, чтобы догнать концепции, которые мы вообразили.

Источник

6 интересных идей применения дополненной реальности (AR)

image loader

Прим. пер.: в своей статье, оригинальное название которой: «6 Interesting Augmented Reality Concepts», Ник Бабич собрал ценную подборку идей применения AR, которая будет интересна даже тем, кто никак не связан с разработкой. Среди концепций есть реально работающие продукты, а что-то мы можем увидеть в ближайшем будущем.

Дополненная реальность (AR) — это технология, размещающая в окружающем мире графические или текстовые объекты в режиме реального времени.

В этой статье я хочу поделиться несколькими инновационными и вдохновляющими примерами использования дополненной реальности. У всех концепций, с которыми вы познакомитесь далее, есть кое-что общее — они на самом деле полезны. Эти идеи упрощают наши повседневные действия либо предлагают совершенно новый пользовательский опыт.

Примечание: хоть я и считаю, что AR-очки — это будущее дополненной реальности, в статье я хочу рассказать как о них, так и о мобильных приложениях с AR (MAR — mobile AR).

1. Переосмысление пассажирского опыта в аэропорту и кабине самолета

До полёта

«Проходит ли мой багаж по нормам провоза ручной клади?» — один из самых частых вопросов, которые мы задаём себе в аэропорту.

Следующий концепт мобильного приложения с AR помогает легко измерить ваши сумки, чтобы избежать неловких моментов.

image loader

Во время полёта

Эта концепция мобильного приложения для пассажиров Airbus iflyA380 помогает вам легко найти свое место в самолёте. Вы также можете проверить, где ваш самолёт пролетает прямо сейчас.

Примечание: в отличие от других концепций, описанных в этой статье, Airbus iflyA380 — реально существующее приложение, которое вы можете скачать и опробовать.

image loader

После полёта

Ваш самолёт только что приземлился в другой стране. Вы выходите из него и не знаете, куда идти. Знакомо, правда?

Следующее приложение попробует помочь вам с помощью виртуальных карт. Оно показывает, где находится стоянка такси или автобусная остановка, и предлагает ознакомиться с полезной информацией, пока вы идёте.

image loader

2. Шопинг с AR

Онлайн-магазины сегодня занимают огромную часть рынка. В 2018 году примерно 1.79 миллиардов людей по всему миру купили товары онлайн, и примерно 40% этих покупок были совершены с мобильного телефона. Поэтому так важно максимально оптимизировать процесс покупки для пользователей смартфонов.

Поиск товара, как в Shazam

Когда мы слышим музыку и хотим узнать исполнителя, то используем для этого приложение Shazam. Но когда мы видим товар, мы можем не знать, кто создал его. А даже если и знаем производителя, то всё равно приходится искать, где он продаётся.

Вместо того чтобы заставлять потребителя старомодно вбивать текст в поисковик, мы можем задействовать камеру телефона, чтобы с лёгкостью совершить покупку. Внизу вы видите концепт AR-приложения, которое распознаёт изображение с камеры телефона в режиме реального времени и находит товар онлайн.

image loader

Виртуальная примерочная

Что делают большинство людей, когда находят привлекательный товар? Хотят его примерить. Примерка особенно важна, когда мы покупаем одежду и аксессуары (например, солнечные очки), так как нужно убедиться, идут нам эти вещи или нет.

image loader

Виртуальная примерка может использоваться не только онлайн, но и розничными магазинами. Это вдвойне выгодно:

image loader

AR-зеркало в магазине Timberland. Источник: lemonorange

Виртуальная примерка также отлично работает в индустрии красоты. MAC Cosmetics недавно представила в своих магазинах зеркало с дополненной реальностью, которое может создавать виртуальный макияж. Всё, что нужно сделать — это подойти к зеркалу и примерить на себя разные образы, разработанные в MAC Cosmetics.

84ab7bc0bb425eca27b168f1a2c049a2

3. Улучшение системы образования

Окружающая нас реальность открывает безграничные возможности к обучению. Вот только несколько примеров того, как мы можем улучшить образовательные процессы:

Изучение анатомии

Изучать анатомию по книгам довольно скучно. Вы смотрите на картинки и вынуждены представлять себе, как они выглядят в реальности. Всё меняется, когда мы применяем AR.

Ниже вы видите концепцию под названием Anatomic. Anatomic позволит вам отсканировать с помощью мобильного телефона себя или своих друзей и исследовать анатомические подробности человеческого тела.

image loader

Избавляемся от бумажных инструкций

Никто не любит читать инструкции. Люди покупают товар не для того, чтобы изучать, как он работает, а чтобы с его помощью выполнить нужную задачу как можно скорее.

Дополненная реальность может дать интерактивные инструкции и помочь покупателям воспользоваться товаром в первый раз.

image loader

4. Делаем фотографии с помощью AR-линз

Одно из самых частых действий пользователя мобильного телефона — это фотография. Когда мы сменим мобильные телефоны на AR-очки, делать фотографии придется по-новому. Скорее всего, AR-приложения будут использовать айтрекинг (eye tracking — отслеживание перемещения взгляда) совместно с жестами.

image loader

5. Распознавание лица

Технология распознавания лица используется во многих отраслях: безопасность, медицина, развлекательная индустрия и т. д. Многие из нас каждый день пользуются этой технологией (например, чтобы разблокировать свой смартфон).

Тем не менее, распознавание лица, совмещённое с технологиями дополненной реальности, может задать совершенно новый уровень для мобильных приложений. Например, использовать AR и AI (Artificial Intelligence — искусственный интеллект), чтобы совместить изображение человеческого лица с камеры и информацию о реальном человеке.

Вот несколько идей, где это может пригодиться:

image loader

53f6e862955b065940395923549e3e9f

Примечание: технология распознавания лиц, несомненно, вызовет дискуссию о неприкосновенности частной жизни. Нам ещё предстоит ответить на вопрос, является ли распознавание лиц угрозой нашей приватности.

6. Продвинутая персонализация с помощью технологии слежения за выражением лица

Что, если мы сможем адаптировать предлагаемый контент не только на основе прошлых действий пользователя, но также и на его нынешнем настроении? Я говорю о создании приложений, распознающих эмоции. Например, новостное приложение, которое следит за выражением лица читателя и понимает, что ему нравится из прочитанного, а что нет, и на основе этих данных предлагает более персонализированный контент.

image loader

Распознавание лица и анализ выражения в мобильных приложениях. Источник: Facebook (FacioMetrics).

Полезные ресурсы для AR-дизайнеров и разработчиков

Я создал коллекцию ресурсов, которые будут полезны всем, кто ведёт исследования в сфере AR. Коллекция постоянно обновляется: Augmented reality | UX Pro

Прим. пер.: докатное изображение принадлежит Ikea.

Источник

AR — Дополненная Реальность (статья плюс ролик)

6cun0rboq4pcemhrnu2ae2dmeko

Это популяризаторская статья. В ней нет подробного описания технической стороны, зато есть история развития ЭйАр, ссылки на упоминающиеся разработки и множество интересных иллюстраций.

Что такое ЭйАр

Дополненная реальность — это среда, в реальном времени дополняющая физический мир, каким мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств — планшетов, смартфонов или других, и программной части. Например, Google Glass или шлем Железного Человека. Системы прицеливания в современных боевых самолетах — это тоже дополненная реальность.

Дополненную реальность (augmented reality, AR) надо отличать от виртуальной (virtual reality, VR) и смешанной (mixed reality, MR).

В дополненной реальности виртуальные объекты проецируются на реальное окружение.

Виртуальная реальность — это созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через (пока что) органы чувств.

Смешанная или гибридная реальность объединяет оба подхода.

То есть, виртуальная реальность создает свой мир, куда может погрузиться человек, а дополненная добавляет виртуальные элементы в мир реальный. Выходит, что ВиАр взаимодействует лишь с пользователями, а ЭйАр — со всем внешним миром.

История ЭйАр

Как многие другие интересные исследования, история манипуляций с реальностью начинается в научной фантастике. Автор «Волшебника страны Оз» Лайман Фрэнк Баум в романе «Главный ключ» описал некое устройство, способное помечать в режиме реального времени людей буквами, указывающими на их характер и уровень интеллекта. Примитивные инструменты дополнения реальности были известны задолго до того: это и маски, которые надевали римские лучники, чтобы лучше целиться, и подзорные трубы с нанесенными метками расстояний и так далее.

Но история дополненной реальности, какой мы ее знаем сейчас, берет начало из разработок, касающихся ВиАр. Отцом виртуальной реальности считается Мортон Хейлиг. Он получил это звание за исследования и изобретения, сделанные в 1950-х и 60-х годах. 28 августа 1962 года он запатентовал симулятор Sensorama. Сам Хейлиг еще называл его театром погружения.

image loader

Патент описывает виртуальную технологию, в которой визуальные образы дополняются движениями воздуха и вибрацией. Обоснование ее существования давалось такое:

«Сегодня постоянно растет спрос на методы обучения и тренировки людей таким способом, чтобы исключить риски и опасность реальных ситуаций»

Это было устройство ранней версии виртуальной реальности, а не дополненной, но именно оно дало толчок к развитию обоих направлений. Хейлиг даже изобрел специальную 3Д-камеру, чтобы снимать фильмы для Сенсорамы.

А вот в 1968-м году компьютерный специалист и профессор Гарварда Айван Сазерленд со своим студентом Бобом Спрауллом разработали устройство, получившее название «Дамоклов Меч». И это была первая система уже именно дополненной реальности на основе головного дисплея.

d3xzop nshiistrrm59oe4ccpmk

Очки были настолько тяжелыми, что их пришлось крепить к потолку. Конструкция угрожающе нависала над испытуемым, отсюда и название. В очки со стереоскопическим дисплеем транслировалась простая картинка с компьютера. Перспектива наблюдения за объектами менялась в зависимости от движений головы пользователя, поэтому понадобился механизм, позволяющий отслеживать направление взгляда. Для того времени это был фантастический прорыв.

Следующим шагом было создание Майроном Крюгером лаборатории с искусственной реальностью Videoplace в 1974-м году.

Его основной целью было избавить пользователей от необходимости надевать специальные шлемы, очки и прочие приспособления для взаимодействия с искусственной реальностью. В Видеоплейсе использовались проекторы, видеокамеры и другое оборудование. Люди, находясь в разных комнатах, могли взаимодействовать друг с другом. Их движения записывались на видео, анализировались и переводились в силуэты искусственной реальности. Пользователи видели, как их силуэты взаимодействуют с объектами на экране и это создавало впечатление, что они часть искусственной реальности. Хотя правильнее было бы назвать это проектом интерактивного окружения.

Спустя четыре года, в 1978-м, Стив Манн придумал первое приспособление для ЭйАр, которое не было прикручено к потолку. В EyeTap использовалась камера и дисплей, дополняющий среду в режиме реального времени. Это изобретение стало основой для будущих проектов, но массово не использовалось.

Первое массовое использование дополненной реальности стало возможно благодаря Дену Рейтону, который в 1982-м году использовал радар и камеры в космосе для того, чтобы показать движение воздушных масс, циклонов и ветров в телепрогнозах погоды. Там ЭйАр до сих пор используется таким образом.

В 90-е поиск новых способов использования продолжился, а ученый Том Коделл впервые предложил термин «дополненная реальность». Перед ним и его коллегой поставили задачу: снизить затраты на дорогие диаграммы, которые использовали для разметки заводских зон по сборке самолетов Боинг. И решением стала замена фанерных знаков с обозначениями на специальные шлемы, которые отображали информацию для инженеров. Это позволило не переписывать обозначения каждый раз вручную, а просто изменять их в компьютерной программе.

Дальше развитие происходило стремительно. Скачок, сделанный в производстве микропроцессоров, и, как следствие, во всем технологическим секторе, позволил сильно ускорить работы.

В 1993-м году в университете штата Колумбия Стив Файнер представил систему KARMA (Knowledge-based Augmented Reality for Maintenance Assistance, переводится примерно как «Интерактивный помощник по обслуживанию»), позволявшую через шлем виртуальной реальности увидеть интерактивную инструкцию по обслуживанию принтера.

o9sye1v9qeonpj5jydrn97fbnzk

А вот в 95-м Джун Рекимото собрал Navicam — прототип мобильного устройства дополненной реальности, какой ее сейчас знают пользователи смартфонов. Навикам представлял собой переносной дисплей с закрепленной на обратной стороне камерой, чей видеопоток обрабатывался компьютером и, при обнаружении цветной метки, выводил на экран информацию об объекте.

В 96-м году Джуном Рекимото и Южди Аятцука был разработан Матричный Метод (или КиберКод). Он описывает реальные и виртуальные объекты с помощью плоских меток наподобие QR-кодов. Это позволяло вписывать виртуальные вещи в реальный мир, просто перенося метки. Например, положить на пол листок с кодом, навестись на комнату камерой — и вот у вас в комнате стоит динозавр.

В 98-м году НФЛ впервые использовала дополненную реальность, разработанную компанией Sport Vision, в прямой трансляции спортивных игр. Во время матчей на картинку с камеры, обзорно показывающей игровое поле, добавлялись технические линии и информация о счете. О «волшебной желтой линии» есть старый сюжет.

В 99-м НАСА применила систему дополненной реальности в приборной панели космического аппарата Икс-38, который научился отображать объекты на земле вне зависимости от погодных условий и реальной видимости.

И в том же году Хироказу Като создал открытую библиотеку для написания приложений с ЭйАр-функционалом ARToolKit (еще на Гитхабе). В ней использовалась система распознавания положения и ориентации камеры в реальном времени. Это позволяло стыковать картинку реальной и виртуальной камер, что давало возможность ровно накладывать слой компьютерной графики на маркеры реального мира.

Можно сказать, что с релизом первой версии этой библиотеки начался современный этап активного развития дополненной реальности.

Как работает дополненная реальность

Если откинуть совсем уж древние реализации, то ЭйАр — это распознавание образов и отслеживание маркеров.

С распознаванием образов все более-менее понятно. Если приложение должно распознавать стол, то достаточно загрузить на сервер библиотеку фотографий столов, обозначить общую структуру, цвет, произвольные параметры и присвоить этому набору данных определенное действие при обнаружении на картинке.

Вторая часть — это отслеживание маркеров. Маркерами могут выступать как специально напечатанные изображения, так и любые объекты.

Обложку журнала приложение распозна́ет по простой форме с прямыми углами и конкретному рисунку, и будет отслеживать ее положение в пространстве, отмечая смещение относительно фона. В этом случае сама обложка и есть маркер.

Со специальными маркерами все обстоит еще проще. Допустим, мы хотим примерить автомобилю новые диски. Для этого нам достаточно наклеить на диски QR-метки и система автоматически поймет, что именно в этих местах следует вставлять в картинку изображение новых колес. Еще один пример: мы кладем метку на пол и приложение понимает, что эта плоскость и есть пол, и разместит на нем произвольные объекты.

Но маркеры везде не налепишь, а сделать уникальный маркер под каждую ситуацию и унифицировать всю систему слишком сложно.

Здесь на выручку приходит SLAM — метод Одновременной Локализации и Построения Карты, используемый для построения карты в неизвестном пространстве с одновременным контролем текущего местоположения и пройденного пути.

Звучит сложно. В упрощённом виде, Слэм — это способ распознавания окружения и местоположения камеры, путем разложения картинки на геометрические объекты и линии. После чего каждой отдельной форме система присваивает точку (или много-много точек), фиксируя их расположение в пространственных координатах на последовательных кадрах видеопотока. Таким образом, условное здание раскладывается на плоскости стен, окна, грани и прочие выделяющиеся элементы. А условная комната — на плоскости (пол, потолок, стены) и объекты внутри. Благодаря тому, что алгоритм позволяет запоминать положение точек в пространстве, вернувшись в эту же комнату из другой вы увидите точки на тех же местах, где они и находились ранее.

Особенно сильный толчок этот метод получил после того как производители смартфонов начали встраивать дополнительные камеры для расчета глубины резкости в свои аппараты.

Не стоит думать, что Слэм — это продвинутая версия обычного распознавания образов и отслеживания маркеров. Скорее, это инструмент, который намного лучше подходит для ориентации систем дополненной реальности в пространстве. Он дает приложению понять, где находится пользователь. Но намного хуже подходит для опознания, например, медведя на картинке.

Для максимальной эффективности оба подхода объединяют для конкретной задачи. Что приводит нас к современной ситуации.

Настоящее: от очков к телефонам

В самом начале развития ЭйАр было понятно, что ее успех будет зависеть от того, насколько удобно будет нашим глазам.

Еще в 1984-м году в фильме «Терминатор» Джеймса Кэмерона была визуализирована концепция дополненной реальности и компьютерного зрения. Но Кэмерон сильно опередил время, т.к. встроить ЭйАр прямо в глаз в те годы не представлялось возможным даже в смелых фантазиях. Идеалом виделись форм-факторы контактных линз или очков. Первое и сейчас лишь на стадии концептов, а вот по мере удешевления и появления более тонких производственных процессов форма очков становилась все ближе. С годами к ней окончательно прилип и второй вариант реализации: с помощью ставших вездесущими смартфонов.

Самым громким событием дополненной реальности последних лет стали вышедшие в 2013-м году очки Google Glass, с которыми есть небольшая путаница. Несмотря на то, что именно они многим первыми приходят на ум, когда речь заходит о дополненной реальности, к таковой эти очки отношения почти не имели. Виртуальная среда практически не взаимодействовала с реальной. Разве что навигацию можно причислить к ЭйАр-контенту, но и она была реализована в стиле карт для телефона, а не каких-нибудь висящих над дорогой стрелок.

Зато очки умели делать фото и снимать видео по команде, с автоматической отправкой в облако. Этот не ставший массовым эксперимент все же сделал свое дело: запустил волну, дав понять другим компаниям, что можно всерьез приниматься за разработку устройств дополненной реальности для масс.

Эстафету тут же приняла Майкрософт, через пару лет завуалированно анонсировавшая (а в 2016-м и представившая) очки смешанной реальности Hololens. Правда, только для разработчиков и журналистов. Продукт сложный, его до сих пор разрабатывают. Но в интернете много восторженных обзоров, где люди делятся своим опытом взаимодействия с виртуальной средой.

Хололенс не требуют подключения к другому ПК или телефону. У очков четыре камеры, с помощью которых они анализируют комнату и совмещают виртуальные объекты с реальным миром.

Очки позволяют практически полноценно работать с Windows 10, причем, название «Виндоус» обретает новый смысл: окна системы легко вешаются на стены на манер, собственно, окон. Очки запоминают помещение, поэтому, когда пользователь возвращается в ту же самую комнату, все окна приложений и прочие элементы смешанной реальности ждут его на своих местах.

Сейчас существует около десятка наиболее перспективных разработчиков и продуктов для дополненной реальности в форм-факторе очков: Vuzix, Sony, ODG, Solos.

Но один производитель подобрался наиболее близко к тому, что может быть не только технологично, но и удобно. Это — компания Magic Leap.

Запустившись в 2010-м году в атмосфере абсолютной секретности, она уже через пару лет собрала инвестиций более чем на полмилллиарда долларов от таких гигантов как Гугл и Куалком. Никто за пределами узкого круга инвесторов не знал, чем эта компания привлекла такое внимание и что у нее за продукт.

Но информация все-таки просочилась. А позднее было официально объявлено: компания работает над продвинутой версией очков дополненной реальности, которые на голову сильнее Гугл Гласс и Хололенс. И, в отличие от других производителей, в Мэджик Лип равное внимание уделяют как железу, так и ПО и интерфейсам. Несмотря на то, что компанию больше интересует индустрия развлечений, чем прикладное применение, на сегодняшний день она является лидером в удобстве пользовательских интерфейсов.

Но пока ЭйАр в основном встречается в телефонах. Это удобство, готовая техническая база, широкая распространенность устройств и простота написания ПО.

Заточенные под фото для соцсетей приложения предлагают примерно одни и те же функции: маски и помещение персонажей в пространство. То есть — развлечения. Но все больше компаний понимают важность этой ниши и представляют более утилитарные приложения:

AirMeasure — виртуальная рулетка, способная определять расстояния и размеры в 3д-окружении;

Google Translate умеет переводить текст, который видит камера, в реальном времени;

Sun Seeker помогает увидеть траекторию солнца на местности в любой день года;

Google Sky Map помогает узнать, какие звезды сейчас видно на небе.

Именно в мобильном сегменте сейчас сконцентрированы самые интересные ЭйАр-стартапы для массового рынка:

А одной из наиболее инвестирующих в технологию компаний является Фейсбук, который обкатывает новые идеи на своей массивной пользовательской базе.

Развлечения

Главная мобильная сфера, где себя нашла Дополненная Реальность — это, конечно же, развлечения.

Вы наверняка играли в шутеры от первого лица. Но вы когда-нибудь задумывались, что отображение количества патронов, здоровья и аптечек — это тоже дополненная реальность, только для вашего персонажа?

В начале 2000-х вышел ЭйАр-порт легендарной игры Квейк. Он так и назывался: ARQuake.

В наше же время можно и самому стать героем шутера. Например, в игре Father.IO. Такие проекты появляются все чаще.

В 2014-м вышла игра Night Terrors, один из первых популярных ужастиков в дополненной реальности. Попробуйте его ночью в каком-нибудь подвале — не забудете.

В 2016-м студия Nyantic выпустила наследницу своей игры Ingress и самую главную ЭйАр-игру, вероятно, на много лет вперед: Pokemon Go. Дополненная реальность, геотрекинг и популярная вселенная — все сложилось настолько удачно, что Покемон Гоу скачали более ста миллионов человек. Игра быстро стала феноменом и начала собирать вокруг себя скандалы, в том числе в России. Покемон Гоу уникальна еще и тем, что заставила миллионы людей гулять на свежем воздухе.

Настольные игры получили новую форму благодаря технологии.

Такие компании как Лего и Дисней активно ведут разработку игр с использованием ЭйАр, а намерения к ним присоединиться выразили практически все крупные производители игрушек. Исследовательские группы уже занялись сбором данных о том, как маленькие дети взаимодействуют с играми и приложениями дополненной реальности, и каким образом это влияет на их восприятие реального мира. Возможно, в будущем самые интересные идеи по развитию технологии будут звучать от тех, для кого эта самая технология была просто частью детства.

Именно развлечения сегодня развивают исследовательскую базу дополненной реальности. А благодаря колоссальным объемам данных, добровольно передаваемых людьми компаниям-разработчикам, технология в связке с машинным обучением делают шаги в сторону более серьезных областей.

От развлечений к реальной жизни

Справочная информация, объявления и виртуальные указатели обязательно войдут в наше виртуальное пространство. Виртуальный экскурсовод проведет нас по развалинам замка, да еще и покажет сценку, как именно этот замок развалили, и каким он был до того. Ну а социальные функции, вроде фильтра по статусу «в активном поиске», помогут найти вторую половинку прямо в толпе.

Ну и реклама. Вот уж какая сфера спит и видит скорейшее внедрение дополненной реальности в повседневную жизнь. А свежесть и новизна формата обеспечат вау-эффект. ЭйАр появилась даже в печатных изданиях. Например, в выпуске Эсквайра 2009-го года нужно было отсканировать обложку, и тогда на ней оживал Роберт Дауни младший.

Еще раньше ЭйАр и печатные издания скрестила БМВ, выпустившая в нескольких немецких журналах рекламу модели MINI, которая на экране становилась трехмерной и позволяла себя рассматривать со всех сторон.

А обложки, к слову, есть не только у журналов и книг. Для того, чтобы с вами начала разговаривать этикетка бутылки, сегодня не нужно даже пить.

Коммерческие возможности дополненной реальности настолько обширны, что сложно очертить границы. Даже граффити не осталось в стороне от ЭйАр-технологий.

ЭйАр может использоваться для быстрой примерки в магазинах: идея зайти в мебельный и тут же на тестовом стенде собрать себе комнату с мебелью и бытовой техникой, пользуясь подсказками по сочетаемости, напрашивается сама собой.

Более интересную и полезную идею воплотил маркетинговый отдел Икеи еще в 2014-м. Примерить мебель из каталога прямо к интерьеру своей комнаты оказалось крайне заманчиво.

Вдохновляют возможности ЭйАр в сфере образования.

Образование

Технология может занять ту нишу, которая в научной фантастике отдана голограммам. Только голограммы будут еще не скоро, а устройства вроде Хололенса технически почти готовы. Перспектива увидеть в вузах, а после и школах, виртуальные интерактивные иллюстрации, которые можно рассмотреть со всех сторон, с которыми можно взаимодействовать и тут же видеть результат своих опытов, представляется прекрасным далёко из светлых фантазий о будущем. Обучение любым инженерным специальностям может стать куда более наглядным и легким для понимания.

Еще одна важная сфера — медицина.

Медицина

Тут прямо глаза разбегаются от возможностей. Кроме максимально наглядного обучения студентов медвузов, сразу представляется визуализация данных прямо на пациенте, вместо расставленных вокруг экранов. УЗИ станет максимально наглядным. Ну и будущая мама будет счастлива получить на телефон трехмерного ребеночка, которого будет с радостью крутить и рассматривать, выискивая сходство того с отцом и собой.

Но одно дело УЗИ, которое не требует оперативного вмешательства, и другое — опасные для жизни пациентов операции, где наглядность может помочь врачу быстрее реагировать и точнее работать.

Наглядную анатомию в дополненном пространстве демонстрирует HoloAnatomy для Хололенса, который как раз и про медицину, и про образование. А заодно — и одна из знаковых демок для майкрософтовского шлема.

Менее драматично, но не менее полезно — помощники для слепых и глухих, сообщающих первым о предметах и событиях вокруг и показывающие субтитры вторым.

Например, стартап Aira одновременно предлагает нейросетевого помощника, распознающего и проговаривающего всё, что видит камера очков, и живого сотрудника стартапа, что поможет сориентироваться по той же камере в особо сложной ситуации. Система привязана к приложению для смартфона. Пользователь по подписке получает очки с камерой и возможность транслировать изображение с них дежурящим сотрудникам поддержки. Но постоянно созваниваться с ними нет нужды: голосовой ассистент Аиры распознает тексты и образы, перекрывая множество повседневных городских задач. Логично, что по мере развития компьютерного зрения надстройка с живыми сотрудниками будет все менее актуальна, но сегодня это хороший компромисс из человеческих и компьютерных ресурсов.

Ну и: у кого бюджеты больше, чем у рекламщиков и игроделов? У военных.

Военные технологии

И если системы наведения в боевых истребителях, дронах и танках для армии — это сегодня дело обычное, т.к. именно из ранних систем дополненной реальности для летчиков и росли другие военные проекты в этой области. Например, продвинутые системы дополненной реальности для пехоты, которые будут внедряться уже через пару лет.

Официальная фантазия армии США

В американской армии уже сегодня используется система HUD 1.0: сильно усовершенствованный прибор ночного видения, который также выполняет функции тепловизора и проецирует в монокль на шлеме целеуказатель, показывающий куда попадет пуля при текущем положении ствола.

Облегченные полуаналоги таких систем уже более пяти лет доступны на рынке. Баллистический калькулятор от компании TrackingPoint, фактически заменяет снайперу, ну или любому желающему, напарника-споттера.

На очереди — HUD 3.0, который должен выйти в следующем году. Он будет иметь возможность накладывать на реальную картинку полностью цифровые слои местности, модели зданий, планы этажей, позиции врагов и даже самих врагов. А это уже заявка на удешевление военных учений. Военные игры обходятся государственным бюджетам в колоссальные суммы каждый год, а с помощью систем дополненной реальности солдаты смогут тренироваться с условным противником не покидая пределов базы.

Российская армия разрабатывает похожие системы для саперов.

Конечно, хотелось бы, чтобы технологии получали развитие не благодаря военным проектам и интересам, но если вспомнить историю, то многие изобретения находили широкое мирное применение, несмотря на военные корни и прошлое. Например, микроволновки, тефлон и интернет.

Будущее

Резюмируя, дополненная реальность — это не только игры и селфи с виртуальными масками. Это гигантское количество возможностей для коммерческого применения, новые горизонты в образовании, промышленности, медицине, строительстве, торговле и даже туризме. И дальше должно быть только интереснее.

Коммерческий рост ЭйАр поразителен. Ей, в отличие от виртуальной реальности, необязательно опираться на специализированное железо и громоздкие устройства. Технология прекрасно работает на самом массовом носимом девайсе — смартфоне.

Дополненная реальность уже меняет наше настоящее: виртуальные маски, охота за покемонами по городам и болотам, дети, стреляющие друг в друга не из деревяшек, а через экран телефона. Сейчас это уже реальность.

Следующий шаг — массовый выход ЭйАр из зоны развлечений и соцсетей в сектор информационной поддержки. Автопроизводители (пока лишь Хендай, БМВ и Ауди, но список растет) начинают выпускать приложения-дополнения к пользовательским инструкциям, помогающие владельцам наглядно изучить свой автомобиль. Все больше производителей техники начинают выпускать приложения для ремонтных мастерских, которые помогают мастерам ориентироваться во внутреннем устройстве сложных приборов. Амазон думает над тем, чтобы облегчить жизнь покупателям: понравились кеды на прохожем — навел на того телефон и тут же заказал себе такие же.

Сегодня мы с вами живем во время бурных исследований в отрасли. Даже у технологических гигантов нет ясной картины дальнейшего развития дополненной реальности. Это время непрерывного рождения идей, нахождения неожиданных способов применения и осознания всей мощи этой фантастической когда-то технологии — дополненной реальности.

Ролик

Эту статью об ЭйАр я подготовил для Хабра, но изначально мы делали ролик. В нем закадровый текст с техническими, историческими и просто красивыми иллюстрациями.

Источник

Adblock
detector