Использование бортовых рлс в целях навигации

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

tweyg6435

Как работает авиационная БРЛС

Мы попытаемся ответить на самые распространенные вопросы о работе РЛС на борту и рассказать, как создавались первые радары и чем смогут поразить воображение перспективные радиолокационные станции.

Когда появились первые радары на борту?

К идее использования радиолокационных средств на самолётах пришли несколько лет спустя после того, как появились первые наземные РЛС. У нас в стране прототипом первой БРЛС стала наземная станция «Редут».

Одной из основных проблем стало размещение аппаратуры на самолёте – комплект станции с источниками питания и кабелями весил примерно 500 кг. На одноместном истребителе того времени установить такую аппаратуру было нереально, поэтому станцию было решено разместить на двухместном Пе-2.

Первая отечественная бортовая радиолокационная станция под названием «Гнейс-2» была принята на вооружение в 1942 году. В течение двух лет было выпущено более 230 станций «Гнейс-2». А в победном 1945 году «Фазотрон-НИИР», ныне входящий в КРЭТ, начал серийный выпуск самолётной радиолокационной станции «Гнейс-5с». Дальность обнаружения цели достигала 7 км.
Bristol Beaufighter Mk VIfBristol Beaufighter Mk.VIf 1943. (U.S. Air Force photo)

За рубежом первая авиационная РЛС «AI Mark I» – британская – была передана на вооружение немного раньше, в 1939 году. Из-за большого веса её устанавливали на тяжёлые истребители-перехватчики Bristol Beaufighter. В 1940 году на вооружение поступила новая модель – «AI Mark IV». Она обеспечивала обнаружение целей на дальности до 5,5 км.

Из чего состоит бортовая РЛС?

Конструктивно БРЛС состоит из нескольких съёмных блоков, расположенных в носовой части самолёта: передатчика, антенной системы, приёмника, процессора обработки данных, программируемого процессора сигналов, пультов и органов управления и индикации.

Сегодня практически у всех бортовых РЛС антенная система представляет собой плоскую щелевую антенную решетку, антенну Кассегрена, пассивную или активную фазированную антенную решетку.

Современные БРЛС работают в диапазоне различных частот и позволяют обнаруживать воздушные цели с ЭПР (эффективная площадь рассеяния) в один квадратный метр на дальности в сотни километров, а также обеспечивают сопровождение на проходе десятки целей.

Как работает бортовой радиолокатор?

На современных истребителях используются импульсно-доплеровские РЛС. В самом названии описан принцип действия такой радиолокационной станции.

Радиолокационная станция работает не непрерывно, а периодическими толчками – импульсами. В сегодняшних локаторах посылка импульса длится всего лишь несколько миллионных долей секунды, а паузы между импульсами – несколько сотых или тысячных долей секунды.

Встретив на пути своего распространения какое-либо препятствие, радиоволны рассеиваются во все стороны и отражаются от него обратно к радиолокационной станции. При этом, передатчик радара автоматически выключается, и начинает работать радиоприёмник.

Одной из основных проблем импульсных РЛС является избавление от сигнала, отражающегося от неподвижных объектов. Например, для бортовых РЛС проблема в том, что отражение от земной поверхности затеняет все объекты, лежащие ниже самолёта. Эти помехи устраняют, используя эффект Доплера, согласно которому частота волны, отраженной от приближающегося объекта, увеличивается, а от уходящего объекта – уменьшается.

Что означают Х, К, Ка и Кu диапазоны в характеристиках РЛС?

Сегодня диапазон длин волн, в котором работают бортовые радиолокационные станции чрезвычайно широк. В характеристиках РЛС диапазон станции указывается латинскими буквами, к примеру, Х, К, Ка или Кu.

tweyg6435РЛС «Ирбис» с ПФАР

Например, РЛС «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой, установленная на истребителе Су-35, работает в X-диапазоне. При этом дальность обнаружения воздушных целей «Ирбиса» достигает 400 км.

X-диапазон широко используется в радиолокации. Он простирается от 8 до 12 ГГц электромагнитного спектра, то есть, это длины волн от 3,75 до 2,5 см. Почему он назван именно так? Есть версия, что во время Второй Мировой войны диапазон был засекречен и поэтому получил название X-диапазона.

Все названия диапазонов с латинской буквой К в названии имеют менее загадочное происхождение – от немецкого слова kurz («короткий»). Этот диапазон соответствует длинам волн от 1,67 до 1,13 см. В сочетании с английскими словами above и under, свои названия получили диапазоны Ka и Ku, соответственно находящиеся «над» и «под» K-диапазоном.

Радары Ka-диапазона способны работать на коротких расстояниях и производить измерения сверхвысокого разрешения. Такие радиолокаторы часто применяются для управления воздушным движением в аэропортах, где с помощью очень коротких импульсов – длиной в несколько наносекунд – определяется дистанция до самолёта.

9511 originalРЛС «Арбалет» вертолёта Ка-52

Часто Ка-диапазон используется в вертолётных радарах. Как известно, для размещения на вертолёте антенна БРЛС должна иметь небольшие размеры. Учитывая этот факт, а также необходимость приемлемой разрешающей способности, применяется миллиметровый диапазон длин волн. К примеру, на боевом вертолёте Ка-52 «Аллигатор» установлен радиолокационный комплекс «Арбалет», работающий в восьмимиллиметровом Ка-диапазоне. Этот радиолокатор разработки КРЭТ обеспечивает «Аллигатору» огромные возможности.

Таким образом, каждый диапазон имеет свои преимущества и в зависимости от условий размещения и задач, БРЛС работает в различных диапазонах частот. Например, получение высокой разрешающей способности в переднем секторе обзора реализует Ка-диапазон, а увеличение дальности действия БРЛС делает возможным Х-диапазон.

Что такое ФАР?

Очевидно, для того чтобы принимать и излучать сигналы, любому радару нужна антенна. Чтобы уместить её в самолёт, придумали специальные плоские антенные системы, а приёмник и передатчик находятся за антенной. Чтобы увидеть разные цели радаром, антенну нужно двигать. Так как антенна радара достаточно массивная, двигается она медленно. При этом, становится проблематична одновременная атака нескольких целей, ведь радар с обычной антенной держит в «поле зрения» только одну цель.

rls zaslonРЛС «Заслон» перехватчика МиГ-31

Современная электроника позволила отказаться от такого механического сканирования в БРЛС. Устроено это следующим образом: плоская (прямоугольная или круглая) антенна разделена на ячейки. В каждой такой ячейке находится специальный прибор – фазовращатель, который может на заданный угол изменять фазу электромагнитной волны, которая попадает в ячейку. Обработанные сигналы из ячеек поступают на приёмник. Именно так можно описать работу фазированной антенной решётки (ФАР).

А если точнее, подобная антенная решётка со множеством элементов-фазовращателей, но с одним приёмником и одним передатчиком называется пассивной ФАР. Кстати, первый в мире истребитель, оснащенный радиолокатором с пассивной ФАР, – наш российский МиГ-31. На нём была установлена РЛС «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова.

Для чего нужна АФАР?

Активная фазированная антенная решётка (АФАР) является следующим этапом в развитии пассивной. В такой антенне каждая ячейка решётки содержит свой приемопередатчик. Их количество может превысить одну тысячу. То есть, если традиционный локатор – это отдельные антенна, приёмник, передатчик, то в АФАР приёмник с передатчиком и антенна «рассыпаются» на модули, каждый из которых содержит щель антенны, фазовращатель, передатчик и приёмник.

Раньше, если, например, вышел из строя передатчик, самолёт становился «слепым». Если в АФАР будут поражены одна-две ячейки, даже десяток, остальные продолжают работать. В этом и есть ключевое преимущество АФАР. Благодаря тысячам приёмникам и передатчикам повышается надёжность и чувствительность антенны, а также появляется возможность работать на нескольких частотах сразу.

Но главное, что структура АФАР позволяет РЛС параллельно решать несколько задач. Например, не только обслуживать десятки целей, но и параллельно с обзором пространства очень эффективно защищаться от помех, ставить помехи радарам противника и картографировать поверхность, получая карты высокого разрешения.

Кстати, первую в России бортовую радиолокационную станцию с АФАР создали на предприятии КРЭТ, в корпорации «Фазотрон-НИИР».

Какая РЛС будет на истребителе пятого поколения ПАК ФА?

zqr1687Радиолокационный комплекс Ш-121 истребителя Т-50

Среди перспективных разработок КРЭТ – конформные АФАР, которые смогут вписываться в фюзеляж летательного аппарата, а также так называемая «умная» обшивка планера. В истребителях следующего поколения, в том числе и ПАК ФА, она станет как бы единым приёмо-передающим локатором, предоставляющим пилоту полную информацию о происходящем вокруг самолёта.

Радиолокационная система ПАК ФА состоит из перспективной АФАР X-диапазона в носовом отсеке, двух радаров бокового обзора, а также АФАР L-диапазона вдоль закрылков.

Сегодня КРЭТ также работает над созданием радиофотонного радара для ПАК ФА. Концерн намерен создать натурный образец радиолокационной станции будущего до 2018 года.

Фотонные технологии позволят расширить возможности радара – снизить массу более чем вдвое, а разрешающую способность увеличить в десятки раз. Такие БРЛС с радиооптическими фазированными антенными решётками способны делать своеобразный «рентгеновский снимок» самолётов, находящихся на удалении более 500 километров, и давать их детализированное, объёмное изображение. Эта технология позволяет заглянуть внутрь объекта, узнать, какую технику он несёт, сколько людей в нём находится, и даже разглядеть их лица.

Источник

Общие требования к бортовым радиолокационным системам

Современные бортовые радиолокационные системы в большинстве своем являются многорежимными радиолокаторами. На Рисунке 1 показана общая классификация режимов функционирования таких систем.

modesoo

Рисунок 1. Режимы функционирования бортовых радиолокаторов

modesoo.print

Рисунок 1. Режимы функционирования бортовых радиолокаторов

modesoo

Рисунок 1. Режимы функционирования бортовых радиолокаторов (интерактивный рисунок)

Радиолокационные датчики работают в одном линейном измерении (например, измеряют высоту полета над поверхностью земли). В отличие от них радиолокаторы формирования изображения позволяют построить, как минимум, двумерное изображение зондируемой поверхности. К последним относятся:

Антенны радиолокаторов на самолетах обычно устанавливаются в нижней части платформы так, чтобы иметь возможность направлять луч антенны перпендикулярно траектории полета. Такой режим называют боковым обзором, а сами радиолокаторы — радиолокаторами бокового обзора (англ. Side Looking Airborne Radar, SLAR ). Система бокового обзора с действительной (реальной) апертурой имеет длинную антенну, обычно выполненную в виде секции стенки цилиндра. Радиолокаторы такого типа формируют луч, в котором излучаются некогерентные импульсы. Длительность этих импульсов совместно с угловыми размерами луча антенны определяют разрешающую способность радиолокатора в азимутальном (по отношению к линии полета) направлении. Мгновенная диаграмма направленности имеет веерную форму и направлена перпендикулярно линии полета.

Системы второго типа, радиолокаторы с синтезированной апертурой, в принципе, могут быть реализованы только на движущихся платформах, таких как самолеты или космические аппараты. Важной характеристикой формируемого такими системами изображения является его разрешение, под которым, в данном случае, понимают минимальное расстояние, при котором могут быть разрешены два близко расположенных рассеивателя одинаковой интенсивности. В радиолокаторе с синтезированной апертурой, как и в обычных радиолокаторах, разрешение по наклонной дальности формируется при использовании метода импульсной дальнометрии. В таком радиолокаторе используется антенна гораздо меньших геометрических размеров, излучающая импульсы в разных положениях, которые принимает движущаяся с ней платформа. За счет совместной обработки эхо-сигналов, полученных в этих положениях, имитируется реальная апертура больших размеров. Таким методом может моделироваться (синтезироваться) апертура с эффективной длиной до 100 метров и более. На азимутальное разрешение такой системы влияет также эффект Допплера (сдвиг несущей частоты эхо-сигнала за счет движения цели и/или платформы, на которой установлен радиолокатор). Когда когерентные импульсы, излучаемые радиолокатором, отражаются от земли в сторону движущейся платформы (самолет или космический аппарат), то возникают эффекты, как если бы цель (рассеиватель на поверхности земли) двигались по отношению к неподвижному радиолокатору. Это приводит к смещению частоты, а значит и фазы и амплитуды в эхо-сигналах. В радиолокаторе эти данные записываются для последующей обработки при помощи цифровых корреляционных методов. Полученные сигналы анализируются и на их основе синтезируются сигналы, эквивалентные сигналам, полученным реальной апертурой с узким лучом.

Для работы в различных режимах в радиолокаторе используются разные значения частоты повторения импульсов (низкие, средние, высокие), а также разные виды зондирующих сигналов.

TWS.print

Рисунок 2. «Сопровождение во время сканирования»: Зона обзора сканируется поочередно двумя веерообразными лучами (вверх-вниз и вправо-влево). Кроме этого, формируется узкий игольчатый луч для сопровождения цели

TWS

Рисунок 2. «Сопровождение во время сканирования»: Зона обзора сканируется поочередно двумя веерообразными лучами (вверх-вниз и вправо-влево). Кроме этого, формируется узкий игольчатый луч для сопровождения цели

Обнаружение и сопровождение

Этот режим предназначен для обнаружения и сопровождения точечных целей (например, самолетов). В основном такой режим реализуется в носовых радиолокаторах. Такой радиолокатор должен быть приспособлен для многорежимного функционирования (Рисунок 2). Режим поиска осуществляется быстросканирующими лучами. Кроме этого, внутри цикла сканирования выполняется сопровождение цели в специальном режиме. В режиме обнаружения луч антенны сканирует в пределах заданной зоны обзора. В этом режиме возможен даже временный отказ от измерения одной из угловых координат — азимута или угла места. В таком случае фазированная антенная решетка будет формировать только горизонтальный веерообразный луч, качающийся вверх-вниз, или только вертикальный, сканирующий вправо-влево. В режиме сопровождения формируется очень тонкий луч («карандашного» типа) точно в направлении на выбранную цель. Радиолокатор излучает последовательность импульсов в сторону цели для увеличения вероятности обнаружения (смотри накопление импульсов). Этот режим также называют «сопровождение во время сканирования» (англ. «Track while scan», TWS ). В зависимости от вычислительной мощности сигнального процессора радиолокатора одновременно могут сопровождаться до 30 целей в пределах зоны обзора. В отличие от этого, в режиме «сопровождение одной цели» (англ. «Single Target Track», STT ) вся излучаемая энергия и вся вычислительная мощность направляются на одну цель. Это обеспечивает увеличение вероятности и дальности обнаружения цели, а также более точную идентификацию цели в сигнальном процессоре радиолокатора.

Вид излучаемых сигналов, а также длительность периода их повторения каждый раз адаптируются в соответствии с энергетическими ограничениями максимальной дальности действия (определяются уравнением дальности радиолокации) и с балансом времени радиолокатора. При этом целью является обзор как можно большего пространства, а также однозначность результатов измерений в соответствии с условиями неопределенности Допплера. Это означает, что частота повторения импульсов может меняться в процессе сопровождения цели. Низкая частота повторения импульсов обеспечивает максимально возможную однозначно измеряемую дальность (режим «Поиск по дальности»), однако тогда не уделяется внимания измерению скорости. Высокая частота повторения импульсов используется для максимально возможного однозначного измерения скорости («Поиск по скорости») с отбрасыванием неоднозначных измерений.

JEM spectrum.print

Рисунок 3. Спектр турбинной модуляции эхо-сигнала реактивного двигателя, вращаемого вручную для измерительных целей

JEM spectrum

Рисунок 3. Спектр турбинной модуляции эхо-сигнала реактивного двигателя, вращаемого вручную для измерительных целей

Обнаружение атаки

Другой важной особенностью радиолокатора при работе по выбранной цели является возможность обнаружения атаки (то есть, выработка решения, соответствует ли принятый эхо-сигнал одной или нескольким целям). Это функция обеспечивается путем облучения цели широкополосными зондирующими сигналами с дальнейшим распознаванием класса цели. Такая функция лучше реализуется в режиме сопровождения одной цели, поскольку увеличенное время облучения дает возможность проводить накопление импульсов, полученных от отдельных рассеивающих объектов.

Таким образом, в случае изменения спектра эхо-сигнала и появлении второго отражающего объекта (или только признаков его появления) можно считать такую ситуацию угрозой пуска ракеты.

Различия между целями с неподвижными и с вращающимися поверхностями выявляются при помощи анализа допплеровского спектра принимаемых эхо-сигналов. Соответствующие особенности спектров определяются количеством турбин, количеством лопаток (лопастей) и скоростью их вращения. Составляющие спектра имеют специфические линии (линии турбинной модуляции), связанные с количнством лопастей турбины и скоростью их вращения. Эти особенности могут быть использованы не только для распознавания классов целей, но и для идентификации типа цели.

В зависимости от угла наклона и соответствующей ему радиальной скорости каждая лопасть в турбине реактивного двигателя вызывает разную допплеровскую частоту. Амплитуда таких составляющих мала из-за небольших размеров таких отражающих элементов. Поэтому такой процесс называют также «микродопплеровским» (m-D) эффектом. В спектре сигнала эти m-D-составляющие проявляются в виде дополнительных небольших линий по обе стороны от линии основной допплеровской частоты, определяемой радиальной скоростью всего объекта. Как уже было сказано, такие линии называются линиями турбинной модуляции (англ. Jet Engine Modulation, JEM ).

Обеспечение полета с огибанием рельефа местности

Соответствиующая радиолокационная технология не относится к радиолокаторам построения изображений. Такой радиолокатор еще называют радиолокатором наблюдения за рельефом (англ. Terrain-following radar ). Он обеспечивает автоматическое изменение высоты полета при обнаружении неровностей рельефа, вызывающих риск столкновения.

Вопреки кажущейся очевидной идее о необходимости измерения высоты для такой задачи, луч радиолокатора должен быть направлен несколько вперед для того, чтобы обеспечить запас времени на выполнение маневра. Поэтому обычный высотомер для этого не подходит.

Картографирование

В данном случае отражения от поверхности земли используются для получения представления, похожего на топографическую карту. Данный метод может реализовываться как при помощи носовых радиолокаторов, так и при помощи радиолокаторов бокового обзора. Это основной режим, применяемый при дистанционном зондировании Земли. Движущиеся точечные объекты, такие как самолеты, машины, корабли или поезда, выглядят в данном случае как источники пассивных помех, поскольку из-за них возникают дополнительные допплеровские составляющие помимо той, что вызвана движением платформы радиолокатора. Это часто приводит к проблемам с корректным их отображением.

Издатель: Кристиан Вольф, Автор: Андрей Музыченко
Текст доступен на условиях лицензий: GNU Free Documentation License
а также Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported License,
могут применяться дополнительные условия.
(Онлайн с ноября 1998 года)

Источник

Использование бортовых РЛС

Задачи, решаемые с помощью бортовой РЛС.

Одним из эффективных средств самолетовождения и обеспе­чения безопасности полетов является бортовая радиолокационная станция. Она устанавливается на всех магистральных ВС и представ­ляет собой приемно-передающее устройство, обеспечивающее получение на экране индикатора условной картины местности, а также обнаружение ВС и очагов гроз.

Принцип действия БРЛС основан на способности электромаг­нитных волн высоких частот отражаться от объектов, находящихся на пути их распространения, с различной интенсивностью и направленностью. Благодаря автономности станция может приме­няться в полетах любой дальности, обеспечивая при этом постоян­ную точность измерения навигационных элементов. По виду изме­ряемых параметров БРЛС относится к угломерно-дальномерным средствам. На ВС гражданской авиации используется несколько типов БРЛС. Наибольшее распространение имеет станция «Гроза» различных модификаций.

Бортовые РЛС позволяют решать следующие задачи: вести ориентировку и определять место ВС по опознанным радиолокацион­ным ориентирам (РЛО); определять угол сноса и путевую скорость; обнаруживать грозовые очаги и обходить их в безопасном направ­лении; предупреждать опасные сближения с другими ВС. Кроме того, при связи с ПНК РЛС позволяют корректировать счисленные координаты места ВС.

Режимы работы РЛС

image196рис.19.1 Радиолокационная станция «Гроза» выпускает­ся в нескольких модификациях. Для различных типов ВС она комплектуется приемопередатчиками и антенными блоками с определенными параметрами. На некото­рых типах ВС предусмотрено дуб­лирование основного приемопере­датчика резервным. Кроме основ­ного индикаторного блока, может устанавливаться дополнительный. Станция имеет следующие режи­мы работы: «Готов», «Земля», «Метео», «Контур» и «Снос». Нужный режим выбирает экипаж в зависимости от решаемой зада­чи. Управление станцией осуще­ствляется с индикаторного блока (рис. 19.1).

В РЛС «Гроза» используется индикатор с радиально-секторной разверткой. Для более полного иcпользования поверхности экрана индикатора начало развертки сме­щено вниз. Экран имеет большое послесвечение, благодаря которому обеспечивается одновременное наблюдение всего радиолокационного изображения. Для исключения смещения зоны обзора и искажений при изменении углов крена и тангажа в станции предусмотрена гиростабилизация антенны в плоскости горизонта от АГД-1 второго пилота. При этом положение стабилизированного луча по углу места можно изменять вручную в пределах ± 10°. При необходимости стабилизацию антенны можно вообще отключить с помощью выключателя «Стаб.— Откл.», распо­ложенного в кабине экипажа.

Режим «Готов». Этот режим является режимом нагруженного резерва. В данном режиме станция после 3—5-минутного прогрева готова к немедленной работе. Высокое напряжение на передатчик в этом режиме не подается. Следует помнить, что даже при кратковременном выключении станции и последующем ее включе­нии реле времени автоматически выдерживает указанное выше время прогрева. Поэтому в полете полностью выключать станцию не следует. Если нет необходимости в использовании станции, нужно перевести ее в режим «Готов».

Включение станции производят перед вылетом в такой последова­тельности: устанавливают переключатель режимов работы в положе­ние «Готов»; переключатель «Стаб.— Откл.» в положение «Стаб.»; включают АЗС «Гроза» на щитке АЗС; включают авиагоризонт АГД-1 второго пилота; нажимают клавишу «РЛС» на ПУ. При этом на индикаторе загорается лампа подсвета, сигнализирующая о включении электропитания. Через 3—5 мин после включения станции проверяют ее работоспособность. Передатчик РЛС включают на предварительном (исполнительном) старте, выключают по окончании полета перед выходом ВС на предпосадочную прямую.

Применение РЛС в режиме «Земля». Данный режим предназна­чен для обзора земной поверхности, периодического определения места ВС и путевой скорости. Обзор земной поверхности обеспечи­вается в переднем секторе в пределах +100° от продольной оси ВС.

Для работы станции в режиме «Земля» необходимо: установить переключатель режимов работы в положение «Земля»; переключа­тель масштабов в положение нужного масштаба развертки; ручкой «Наклон» добиться наиболее четкого изображения на экране; ручкой «Яркость» отрегулировать требуемую яркость изображения. Для пра­вильного пользования ручками «Наклон» и «Яркость» следует знать, что для просмотра более удаленных от ВС РЛО необходимо яркость несколько увеличивать, а антенну поднимать. При наблюдении близ­ко расположенных ориентиров от ВС антенну следует опускать, а яркость уменьшать; ручкой «Контраст» добиться контрастности тре­буемых отметок на общем фоне радиолокационного изображения; ручкой «Метки» отрегулировать яркость меток дальности, соответ­ствующую условиям полета; сличить полученное радиолокационное изображение местности с картой в районе предполагаемого местона­хождения ВС и опознать наблюдаемые на экране ориентиры.

Преимуществом БРЛС перед визуальной ориентировкой является возможность точного определения углового положения ориентиров относительно ВС и дальности до них.

Определение курсовых углов и дальностей до ориентиров. Положение ориентира на экране индикатора определяется курсовым углом ориентира (КУО) и наклонной дальностью (НД) от ВС до ориентира. КУО отсчитывают по шкале, которая нанесена по краю экрана и оцифрована от image198до image200cи от image202до image198. Кроме шкалы, на экране нанесены радиальные линии через 10° (см. рис. 19.1), облегчающие определение КУО и повышающие точность его отсчета. В верхней части шкалы в секторе ±20° имеется дополнительная градуировка через 2 °, которая в основном используется при измерении УС.

Точность измерения КУО характеризуется средней квадратической погрешностью 1,1 —1,5° в случае отсчета угла в момент прихода отметки на радиальную линию и 1,4—1,7 0 при интерполя­ции положения отметки между радиальными линиями.

Наклонная дальность — расстояние по наклонной линии от ВС до ориентира (рис. 19.2, а). Ее определяют по экрану индикатора по меткам дальности, расстояние между которыми зависит от исполь­зуемого масштаба развертки. На масштабах развертки 30 и 50 км метки дальности формируются через 10 км, на масштабе 125 км через 25 км и на масштабах 250 и 375 км через 50 км. На масштабе 375 км развертка начинается с дальности 200 км,

image204

т.е. имеется задержка начала развертки, которую следует учиты­вать при определении НД до ориентиров. Для определения НД необходимо отсчитать число меток дальности на экране до наблюдае­мого ориентира и умножить на расстояние между ними. Если ориентир находится между метками, то НД определяют глазомерной интерполяцией.

Точность определения НД оценивается СКП, равной image206, где image208— расстояние между метками дальности. В БРЛС «Гроза» image208=10 км; 25 и 50 км. Следовательно, при пользовании 10-кило­метровыми метками дальности image210=1 км, 25-километровыми — image210= 2,5 км, 50-километровыми — image210= 5 км. В тех случаях, когда НД измеряют в момент прихода отметки ориентира на метку даль­ности, точность измерения значительно повышается. При этом СКП image212в зависимости от используемого масштаба разверт­ки. Поэтому для более точного определения НД, когда это возможно, ее отсчет следует производить в момент совмещения изображения ориентира с меткой дальности.

Для выполнения некоторых расчетов требуется знать не наклон­ную, а горизонтальную дальность (ГД). Если НД> 5 Н полета, то практически НД = ГД. Когда НД

Источник

Adblock
detector