Использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы это

Использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы это

способы и приемы скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать) часто вопреки собственным интересам.

Выделяют две главные модели политического манипулирования: психологическую и рациональную. Основной характеристикой первой модели является использование автоматической реакции индивида на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования заключается в данном случае в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу стимул — реакция. В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, выделяют следующие: уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации; использование пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс; информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с цель лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее. Смысл такого подхода состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Среди приемов политического манипулирования можно выдели следующие: 1) наклейка ярлыков (присвоение кличек) — наделение личное или идеи унизительной, оскорбительней или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) рекомендация (свидетельство) — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен, сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей 3) перенос — идентификация качеств ( свойств какого-л. лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей т.е. оценка по ассоциации; 4) простые люди (свои ребята) — идентификация интересов информатора или агитатора интересами и чаяниями простых людей молчаливого большинства нации, соль земли и т.п.; 5) подтасовка карт — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6)блестящая посредственность (наведение румян) — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над держанием которых последний обычно не задумывается; 7) общий вагон (вместе со всеми) — усиление желаемой реакции на агитацию внушением мысли о ее общепризнанности и разумности (все так думают, все так поступают).

Источник

Теоретические аспекты манипулирования

Манипулирование общественным сознанием

Понятие «манипулирование» подразумевает процесс воздействия с помощью определённых средств на сознание, чувства, психику, волю человека с целью изменения его стереотипов мышления и поведения. В условиях современного общества манипулирование становится особым видом деятельности, приобретая статус многоактного циклического процесса. Манипулирование предполагает наличие таких составных частей, как субъект манипулятор, субъект манипулируемый и средства манипулирования.

Манипуляция связана с целенаправленным воздействием на кого-либо для достижения заранее спланированных результатов. Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого «массового общества» и «массового сознания».

Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно.

Следует подчеркнуть, что манипуляция исследуется, прежде всего, в политологических работах в качестве средства продвижения политических идей.

Сокрытие воздействия может осуществляться благодаря:

Понятие «манипуляция сознанием» определяется, как скрытое воздействие на психику индивида с целью сформировать мнение по важному вопросу или вызвать выгодное для манипулятора действие.

Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией:

Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого «массового общества» и «массового сознания».

Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно.

Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами. Однако в любом случае манипуляция массовым сознанием нацелена на формирование пассивной безответственности масс.

Выделяют субъекты и объекты манипулирования.

Как правило, используются две модели манипулирования: «психическая» и «рациональная».

«Психическая модель» использует автоматические реакции индивида, группы на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования связана с отбором стимулов, вызывающих необходимую реакцию.

«Рациональная модель» связана с осмысленным и хорошо продуманным обманом. Эта модель сопряжена с использованием ряда приемов:

Современные способы и технологии манипулирования массовым сознанием представляют собой целостную взаимосвязанную систему, которая может оказывать на сознание людей как положительное, так и отрицательное воздействие, скрытого или открытого характера. Всё это влияет на общую безопасность и самосохранение общества в целом.

Преодолеть негативное воздействие на сознание людей можно, повышая политическую культуру масс, степень их гражданской зрелости и активности, образовательный уровень народа. Однако в современном обществе это не более чем пожелание.

Подводя итог, необходимо отметить, что в современной науке ещё не сложилось общепризнанной единой концепции манипулирования сознанием. Это указывает на то, что теоретические исследования по данной проблеме ещё находятся на начальной стадии. Однако интенсивность современного манипулятивного воздействия на сознание возрастает, превращаясь в социальную проблему, затрагивающую все сферы жизнедеятельности общества.

Источник

Методы воздействия на личность. Сущность манипулирования в социальном управлении

Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

Если объект способен согласиться с навязываемым ему мнением.

Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.

Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта.

— Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.

Убеждающее воздействие обычно включает:

1)Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.

2)Воздействие содержания информации. Воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала.

Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики.

1) Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.

2) Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.

3) Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.

3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.

2. Внушение не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей, основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

Основные характеристики внушения

1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных военнослужащих, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков военнослужащих.

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным образом во время проведения мероприятий информационно-воспитательной работы. Контактное воздействие наиболее эффективно, поскольку имеет место обратная связь с аудиторией. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

topr

3. Принуждение — насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям.

Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза.

Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, причиняя общественно опасные последствия, не имело другого выбора, кроме как совершение общественно опасного деяния.

Поощрение следует применять при каждом проявлении трудовой активности работника с положительным результатом. Поощрение должно быть значимым, поднимать престиж добросовестного труда. Каждый работник должен четко представлять, что работать максимально хорошо очень выгодно, так как именно за это предоставляются все льготы и преимущества.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности.

Отношение к наказаниям весьма противоречиво и неоднозначно. Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

В самом общем виде под манипулированиемпонимается такой вид взаимодействия между людьми, при котором один из них (манипулятор) сознательно пытается осуществить контроль за поведением другого (манипулируемого), побуждая его вести себя угодным манипулятору образом: совершать какие-либо действия (например, голосовать за кого-либо, работать сверхурочно, выполнять чужие служебные обязанности и т.д.), а от каких-либо отказываться. Причем это делается таки образом, что манипулируемый не осознает себя объектом контроля. У него появляется некоторый стимул к изменению своего поведения угодным манипулятору образом, этот стимул представляется манипулируемому внутренним, возникшим в результате какого-то самостоятельного рассуждения.

Всякие манипуляции и акты манипулятивного воздействия выступают как составные элементы процесса социального управления и коммуникации. Манипуляцию порождает ситуация, когда присутствует внешняя для коммуникации цель и отсутствует ее открытое объяснение для всех участников коммуникации.

Целевая коммуникация, где в самой коммуникации внешняя для нее цель не объявляется открыто или, более того, скрывается специальными средствами, является манипуляционной коммуникацией.

Причинами, толкающими руководителя, лидера, партнера к манипуляциям, могут выступать: 1) изначальное несовпадение интересов; 2) невозможность компромисса или неспособность его достижения; 3) объективное или субъективно осознанное отсутствие эквивалента удовлетворения и вынужденная замена его суррогатом.

Сама манипуляция имеет сложную структуру и включает:

— сбор средств и сведений об объекте манипуляции;

— подстройка к адресату воздействия;

— организация ситуации воздействия;

— понуждение адресата к действию.

Проведение манипуляции связано либо с созданием стандартной, либо нестандартной социальной ситуации и с выбором «мишеней воздействия» (психических структур, при помощи которых и осуществляется манипуляция).

— регуляторы активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрения, убеждения, самооценка, верования);

— когнитивные комплексы (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т.д.);

— операциональные комплексы (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность);

— психические состояния (фоновые, функциональные, эмоциональные и т.д.).

Как правило, используются две модели манипулирования: «психическая» и «рациональная».

«Психическая модель» использует автоматические реакции индивида, группы на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования связана с отбором стимулов, вызывающих необходимую реакцию.

«Рациональная модель» связана с осмысленным и хорошо продуманным обманом. Эта модель сопряжена с использованием ряда приемов: сокращение и дозирование доступной информации; использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации; активизация пропаганды, тенденциозной информации; информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов.

Приемы манипуляторов весьма и весьма разнообразны. Некоторые приемы манипуляции могут быть использованы и в бизнесе, и в семейной жизни, и на улице при встрече со случайным прохожим, и много еще где. Эти приемы универсальны. Нельзя сказать, когда они эффективнее, а когда нет. Все зависит от конкретного исполнения. Также это зависит от той ситуации, в которой проводится прием, поскольку важны все предшествующие приему события.

Роли манипуляторов тоже могут быть самыми разными. Три наиболее распространенные роли: доминирующая; пассивная; безразличная.

Доминирующая роль манипулятора определяется, прежде всего, его силой и активностью. Такой манипулятор использует психологическое карате. Он указывает, помыкает, распоряжается, оценивает, дает советы, давит, контролирует, злоупотребляет своей властью.

Пассивная роль. Манипулятор, играющий пассивную роль, прикидывается жертвой, незнайкой, неумехой, простачком. У него одна задача — переложить всю свою ответственность на окружающих его людей. Он все время принижает свою значимость и мастерство. Он, абсолютно не стесняясь, просит о помощи окружающих людей. Пассивный манипулятор — большой льстец. Он в полной мере владеет искусством комплимента и лести. И иногда трудно понять, где лесть, а где комплимент.

Безразличная роль. Манипулятор разыгрывает полное безразличие ко всему происходящему вокруг. Надо понимать, что это лишь внешнее равнодушие. Сила такого манипулятора в его безразличии, пусть даже мнимом. Он осторожен и холоден. Он сам выбирает, с кем и когда вступать в контакт. Он никогда никому не будет сопереживать.

Источник

Модели и принципы манипулирования

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Исследуя различные формы и методы манипулирования в процессе психологической войны, политолог Йельского университета Роберт Гудин [120] выделял две главные модели манипулирования: (1) «психологическую» и (2) «рациональную».

2. Рациональная модель. В этой модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов, а посредством обмана, дозированной лжи и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделял следующие основные:

1) сокращение количества доступной для рядового гражданина информации;

2) использование откровенной пропаганды, т.е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации;

3) использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс;

4) информационная перегрузка, т.е. сознательное предоставление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее;

5) массовая информационная дезориентация собственных граждан. В этом случае различные источники информации выдают различные интерпретации одного и того же события (событий). Смысл такого подхода состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Принципы (общие правила) и технологии манипулирования.Следует иметь в виду, что в основе технологий манипулирования лежит целый арсенал методических принципов и приемов. Например, в число таких основных принципов входят:

Принцип игры на иллюзиях. Политик должен хорошо знать, что ожидает от него аудитория. Тот факт, что истина выступает порой в менее привлекательной форме, чем фикция, создает для политика определенную почву для маневрирования. Задача политика в этом смысле состоит скорее в поисках выгодных для него иллюзий, на которых он может «сыграть».

Принцип «логики коллективного действия«, т.е. определенная солидарность политиков, основывающаяся на понимании того психологического явления, что общественность теряет доверие к своей группе политиков, если раскрывается обман одного из ее членов.

Принцип дозированной лжи. Ложь должна быть определенным образом дозирована и не переходить некоторых пределов, чтобы сохранить видимость правдоподобности. Один из таких приемов — ложь умолчанием. Вам говорят правду, но вам говорят не всю правду. Вам указывают на хобот слона и говорят, что слон — это змея.

«Уровень океана поднимается», — сообщают нам сторонники теории глобального потепления. Это сущая правда; они просто забывают добавить, что уровень океана поднимается последние 18 тысяч лет. «Последние тридцать лет Арктика тает», — сообщает очередной отчет неких ученых. Сущая правда. Авторы отчета просто забывают добавить, что пока Арктика таяла, Антарктика замерзала — они колеблются в противофазе с периодом как раз в тридцать лет.

Остановимся на особенностях и специфике этого принципа. Дело в том, что с ростом компетентности людей явная ложь не срабатывает, ее необходимо дозировать, маскировать. Используется в этом случае и приемом «частичная ложь» (скрывающая то, что более всего возмущает), и приемом «правдоподобная ложь» ( когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание), и приемом «приукрашенная ложь» (провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний, посулов; вспомним предвыборные кампании в России).

В ряде случаев манипуляторы могут обнародовать и полную правду (прием «горькая правда). Такой переход к признанию неприятной истины сопровождается общими приемами «оправдательной психологии».

640 1

Общие приемы «оправдательной психологии». Это, прежде всего, приемы «без вины виноватого» или «жертва обстоятельств»:

1) политического руководителя ввели в заблуждение подчиненные;

2) негативную информацию «заказали» политические противники, конкуренты;

Принцип «создай врага».При манипулировании используется и принцип «дозированной лжи», сопряженный с принципом «создания врага» (и прямого обмана граждан).

Именно он в это время, проведя весьма серьезное исследование, определил то, что является политическим, входит в сферу политики. В своем труде он указал весьма важную политико-психологическую закономерность: ничто так «правильно» не организует поли­тическое мышление, как чет­кое разделение на врагов и друзей. И особенно эффективна эта «организация» политического мышления общества, когда его врагом оказывается «враг внешний». Хотя эффективно, но кратковременно может быть использован и «враг внутренний».

В Германии (нацистами), а затем и во многих странах эта закономерность стала использоваться как важный базовый принцип создания врага для разработки инструментария манипулирования: в общественное сознание внедрялся образ враг, чтобы консоли­дировать общество против во­ображаемой внешней (и внутренней) угрозы.

Но задолго до К.Шмитта, полагаем, существовал традиционный русский политическо-манипулятивный обычай (с большим дореволюционным стажем) нашего госаппарата, обслуживающих его идеологов и отдельных граждан, уходить от личной ответственности за провалы “родной” госвласти в решении проблем страны путем обвинений в этом: (1) “гнилого Запада”, (2) “франкмасонско-жидовского заговора”, (3) зарубежных и собственных “динамитчиков” (читай “террористов”), (4) иностранных подрывных центров и (5) “пятой колонны”, предателей из числа собственных граждан, которые идейно (или за иностранные деньги) поддерживают Запад; (6) безумствующих студентов и т.п.

Наивно было бы отрицать и происки иностранных разведок, и наличие масонов и просто авантюристов, и деятельность современных террористов, прикрывающихся исламом, и действия собственных безответственных граждан, подрывающих безопасность наций РФ, и другие подрывные действия лиц и организаций, пытающихся расколоть Российскую Федерацию для удобства использования ее как сырьевого придатка и т.д. Но раз это заранее известно, то, казалось бы, «предупрежденный должен быть вооруженным»!

Иначе появляются вопросы типа: «Как это китайцам удалось обеспечить модернизацию и экономический рост своей страны при наличии на планете всех тех же пяти «подрывных сил»?, «Почему национальная элита Японии и Германии после сокрушительного поражения и при наличии и КГБ, и ЦРУ, и коммерческих конкурентов в лице тех же «жидомасонов» сумела поднять экономику своих стран на недосягаемую для нас сегодня высоту?»…

Кто, как не руководство советской компартии в 40-50-х годах «проморгало» научную революцию в генетике, медицине, сельском хозяйстве. И не просто недооценило роль науки в выживании и безопасном развитии наций страны, в соревновании с другими странами. Когда на Западе начались весьма продуктивные для практики исследования ДНК, проблем наследственности и т.п., лидеры партии организовали разгром советской биологии (1948 г., сессия ВАСХНИЛ), физиологии (1950 г., «Павловская сессия»), органической химии (1951 г., Всесоюзное совещания по теории химии) и т.д. Тысячи добросовестных советских исследователей были выброшены из научных институтов и вузов, заменены «идейно правильными» непрофессионалами.

Иное дело государственная безопасность, выживание высшего партийно-государственного аппарата, «верхушки» самого государства: «атомный проект» эффективно курировал лично Л.П. Берия и отнюдь не идеологические вопросы были здесь главными. Известна и фраза Г.Геринга: « В наших ВВС я сам определяю, кто у нас еврей».

Руководство КПСС «проспало» и научно-техническую революцию 70-х годов, упустив реальную возможность повысить социальную и экономическую конкурентоспособность страны, ее общенациональную безопасность, не смогло обеспечить правильный отбор кадров на руководящие должности и их личную примерность в соблюдении «Кодекса строителя коммунизма» и, в итоге, окончательно проиграло идейное соревнование с противостоящей системой.

Например, в сфере математики, касающейся информационного противоборства в 1967 г. сделал открытие Владимир Александрович Лефевр («Конфликтующие структуры»; 1967 г., второе издание – 1972 г). Его моментально опубликовали за рубежом, но в СССР его открытие так и не было востребовано ни партийным, ни советским руководством (даже не включили в образовательный стандарт по соответствующим специальностям), а самого автора в конечном итоге «выдавили» за рубеж.

А как быть с тем, что сегодня Запад и Япония начали новый рывок в области высоких технологий ( квантовые, нейро- и биокомпьютеры, лазеры и термояд, материаловедение и генетика, и т.д.)? И уж совсем не хочется вспоминать наше время, «темную историю» с трагедией АПЛ «Курск», постоянные неудачи с запусками ракет, авиакатастрофы…

История противостояния СССР в психологической войне с Западом показывает, что для социальной и политической стабильности в стране весьма важна профилактика, проводимая государством и общественными организациями, душевных эпи­демий и массовых психозов на самой различной почве.

Например, на почве ксенофобии. Особенно это важно в странах, в которых силу известного исторического опыта пропаганды «государственнического», «имперского» национализма или постоянной интоксика­ции населения ненавистью к иным классам и т.д., подобные реакции чуть ли не впечатаны в генетический код людей.

Заметим, что в психологической войне были использованы не только «замшелые» консерваторы и «продвинутые» либералы с их идеями. Использовались идеи и крайне правых и левых политических организаций (политических экстремистов), которые эксплуатировали эти «генетические деформации» масс и различными способами психически возбуждали граждан.

Содержательная сторона и формы манипулирования общественным сознанием с позиции «крайних» были следующими:

1) идеализация «своих» и демонизация «чужих» и черно-белая картина мира, предполагающая деле­ние на «своих» и «чужих»;

2) притязания на абсо­лютную полноту истины в этих вопросах;

3) заявления о знании всего того, в чем именно состоит благо нации, класса, верующего человека и пр., и убежденность в возможности простыми, быст­рыми и насильственными методами окончательно решить сложные проблемы исто­рии, культуры, экономики, политики и пр.;

4) возвышенная звонкая риторика, возбуждающая низменные инстинкты и страсти и сопутствующие этой риторике нетерпимость, фана­тизм и агрессия (главное средство внутреннего спло­чения единомышленников и тех, кто клюнул на удочку такой пропаганды).

Говоря о ксенофобии, отметим, что История (Германия и др. страны) доказала высокую вероятность того, что раздуваемые такой пропагандой националистические настроения масс могут быстро выйти из-под какого бы то ни было государственного контроля (если такой контроль действительно имел место) и агрессивно-звериные толпы под руководством своих истерических лидеров превращают страну в совершенно новое, кошмарное качество.

История доказала и то, что эта опасность может подстерегать и тех политиков, которые полагают, что вполне возможен постоянный контроль и манипулирова­ние ксенофобскими настроениями толпы, удержания возбужденных масс в цивилизованных рамках в целях давления на власть, выборно-избирательных целях и т.п.

Источник

Adblock
detector