Функция использования языка как средства влияния на психику другого человека называется

Функция использования языка как средства влияния на психику другого человека называется

Язык как предмет языкознания

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида. другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение»; и далее: «Оба эти предмета тесно между собой связаны и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность ( langage ), язык ( langue ) и речь ( parole ).

1) Соссюр прав в том, что надо отличать язык как явление социальное, общественное, как достояние коллектива, от иных явлений, связанных с языковой деятельностью.

2) Прав он и в том, что определяет язык прежде всего как систему знаков, так как без знаковой системы не может осуществляться человеческое общение, явление второй сигнальной системы по И. П. Павлову.

3) Не прав Соссюр в том, что считает это социальное явление – язык – психичным; хотя явления языка, наряду с явлениями искусства, а также бытового творчества (утварь, одежда, жилище, оружие) и техники, проходят через психику людей, но сами слова, правила склонения и спряжения, стихи и романы, сонаты, симфонии и песни, картины и этюды, памятники и здания, равно как и ложки, скамейки, седла, пещеры, башни и дворцы, самострелы и пулеметы, – не психические факты. Для языка в целом и для языкового знака в частности необходима их материальность (звуки, буквы и их комбинации). Мы уже установили, что вне реальной материальности и способности быть чувственно воспринимаемым любой знак, и прежде всего языковой, перестает быть знаком и тогда кончается язык.

4) Не прав он также в том, что объединяет понятие речевого акта – всегда индивидуального (даже в случае хоровой декламации!) и речи как системы навыков общения посредством языка, где главное тоже социально и речевые навыки тоже достояние известных частей коллектива (по признакам: классовым, сословным, профессиональным, возрастным, половым и т. д.).

5) Не прав Соссюр и в том, что понятия речи и речевого акта у него не расчленены, потому что понятие языковой деятельности он недостаточно разъяснил.

6) Несмотря на отмеченные выше ошибки Соссюра, то, что сказано им о языке и речи, послужило ориентиром для выяснения самых важных вопросов в этой области на 50 лет вперед.

Источник

Функции языка

Категория функции в науке четко не определена. Нет единства в понимании содержания этого понятия и у лингвис-

40____________________________________________ Тема 2

тов. Отсутствие четкости в содержании понятия «функция» приводит к тому, что лингвисты, говоря о функциях языка, понимают под ними в ряде случаев совершенно разные вещи.

В большинстве работ под функцией языка понимается ос­новное предназначение языка — так выделяется коммуника­тивная функция как его единственная функция. Эту мысль развивают в своих работах отечественные лингвисты-теоретики Н. И. Жинкин, Р. В. Пазухин, Г. В. Колшанский, Б. А. Серебренников и некоторые другие.

Ряд ученых, наряду с коммуникативной, выделяют функ­цию выражения мысли — экспрессивную и считают ее вполне равноправной с коммуникативной функцией языка (А. Чико-бава, А. А. Реформатский, В. 3. Панфилов и др.).

Кроме того, функциями именуются сферы употребления языка (ср.: функция межнационального общения, функция науч­ного или бытового общения, и т. п.), а также виды использования языка в частных ситуациях общения (ср. поэтическая функция, эмотивная функция, функция обращения, указательная функция, директивная функция, магическая функция, аккумулятивная функция, функция воздействия, функция контакта и т. п.).

Понимая функцию как целевое назначение объекта, ис­пользуемого субъектом (субъектами), следует признать, что надо различать:

1 ) общие функции языка как общественного явления, от­личного от других общественных явлений;

2) свойства языка как системы знаков;

3) частные функции, которые выполняет язык в кон­
кретных ситуациях общения людей.

Функцией языка как общественного явления является коммуникативная — функция передачи информации от субъ­екта к субъекту. Коммуникативная функция присуща языку, с какой бы точки зрения мы его ни рассматривали — как с точки зрения говорящего, так и с точки зрения слушающего. Она реализуется в любой ситуации общения. Это и позволяет счи­тать коммуникативную функцию основной функцией языка как общественного явления.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что функция языка как общественного явления — одна: коммуникатив-

Язык как общественное явление 41

image020ная. Для того, чтобы эту функцию выполнять, язык и сфор­мировался как система знаков, входящих друг с другом в со­четания по определенным правилам, благодаря чему челове­ческая мысль делается материально выражаемой и воспри— нимаемой.

Коммуникативная функция языка в современных услови­ях реализуется в трех формах:

— узконаправленная коммуникация — непосредственное
общение людей один на один, устный или письменный диалог;

— широконаправленная коммуникация — непосредст­
венное общение одного человека с большой группой людей
(урок, лекция, собрание, митинг):

— массовая коммуникация — общение человека с неви­
димой аудиторией через газету, радио, телевидение.

Выделяемая рядом ученых экспрессивная функция языка (функция выражения мысли) касается лишь деятельности го­ворящего, и уже поэтому она не может быть равноправной с коммуникативной. Это проявление сущности языка, одно из основных свойств языка как системы знаков, выполняющей коммуникативную функцию — способность осуществить вы­ражение мысли, а не отдельная функция языка. Это свойст­во — одна из составляющих сущности языка как средства об­щения. К проявлению свойств языка можно отнести также и такие «функции» как номинативная (называние языком явле­ний объективной и субъективной действительности), аккуму­лятивная (язык является средством накопления в словесной, текстовой форме знаний и опыта человечества), когнитивная (познавательная, через язык люди знакомятся с результатами познания мира другими людьми, предшествующими поколе­ниями; это свойство языка обеспечивает возможность обуче­ния людей в учебных заведениях).

Те же функции, которые проявляются в частных ситуаци­ях речевого общения, детализируют коммуникативную функ­цию и могут рассматриваться как ее частные проявления, ча­стные производные. К. Бюлер писал, что язык — это инстру­мент, и у него есть основная функция, хотя его можно использовать и в других, побочных функциях. Например, ос­новная функция молотка — забивать гвозди, но его можно

42____________________________________________ Тема 2

просунуть между косяком и дверью, чтобы дверь не закрыва­лась; им можно прижать лист бумаги, чтобы ее не унес ветер; его можно подложить под какой-либо предмет, чтобы тот сто­ял ровнее и т. д. Аналогично, основная функция языка — ком­муникативная, но язык можно использовать и в неосновных функциях, вытекающих из коммуникативной, являющихся конкретизацией коммуникативной функции в определенных коммуникативных условиях.

Такими являются, например, функция эмотивная (вы­ражения чувств и переживаний человека в процессе его ре­чи), директивная (она же побудительная) — выражение воли, желания говорящего; поэтическая (она же эстетическая) — использование языка как средства создания художественных текстов; контактная (она же фатическая) — установление и поддержание контакта с собеседником; в современных СМИ развивается своеобразная фатическая монологическая речь телеведущих, не содержащая информации, но создающая ил­люзию общения; дейктическая (указательная) — указание на что-либо словами типа этот тот, там, тогда, здесь, сейчас и т. п., магическая — использование языка как орудия гада­ния и предсказания судьбы, суггестивная — использование языка как средства влияния на психику другого человека (внушение, гипноз), инструментальная — функция прямого речевого воздействия на человека путем использования пря­мых смыслов слов, символическая — речевое воздействие на человека косвенным смыслом слов и фраз, подтекстом и др.

Французский языковед Эмиль Бенвенист указал боль­шой набор средств для обнаруженной в последние годы так называемой перформативной функции. Эту функцию вы­полняют слова и выражения, произнесение которых одно­временно и есть то словесное действие, которое ими называ­ется: обещаю, желаю счастья, поздравляю с днем рождения, прошу извинения, даю имя Николай, объявляю заседание от­крытым.

Число частных функций языка может быть увеличено. Очевидно, что ситуации общения могут быть бесконечно раз­нообразными по цели, по установке говорящего, по воздейст­вию на собеседника и по другим основаниям.

Язык как общественное явление 43

image021Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

Исследование речевой деятельности предполагает выяс­нение признаков, видов и типов общения, уяснения специфики отдельных видов речевого общения.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Функции общения базируются, естественно, на функциях языка, проявляются в процессе двустороннего диалогического обмена информацией и в равной мере затрагивают всех участ­ников этого процесса.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Источник

Словари

1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе;

2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного

множества единицам другого множества; второе значение чаще

Ф. я. представляют собой проявление его сущности, его назначения и

действия в обществе, его природы, т. е. они являются его

характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя

человеческого общения» (В. И. Ленин), и

когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда

быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс). К ним тоже в качестве базовых добавляют

языка в терминах самого языка. Базовые Ф. я. взаимообусловливают

друг друга при использовании языка, но в отдельных актах речи и в

текстах выявляются в разной степени. С базовыми, как первичными,

соотносятся частные, как производные, Ф. я. К коммуникативной функции

относятся контактоустанавливающая (фатическая),

конативная (усвоения), волюнтативная (воздействия) и

функция хранения и передачи национального самосознания,

традиций культуры и истории народа и некоторые другие. С когнитивной

совмещаются функции: орудия познания и овладения

общественно-историческим опытом и знаниями, оценки (аксиологическая), а

функцией связана модальная функция и соотносимо

выражение творческих потенций, которое в разных научных областях

объединено с когнитивной функцией, но наиболее полно реализуется в

художественной литературе, особенно в поэзии (поэтическая

Реализация коммуникативной функции в разных сферах человеческой

деятельности определяет общественные Ф. я. Ю. Д. Дешериев различает

межнационального общения, далее идут группы языков, объём общественных

функций которых сужается: языки национальностей и народностей,

существующие в письменной (литературной) и

разговорной формах, включающие территориальные и социальные диалекты, затем племенные разговорные языки

(некоторые из них в развивающихся странах обретают статус официальных

так называемые одноаульные бесписьменные языки. Характер взаимосвязей

между языковыми и социальными структурами изучается социолингвистикой.

Интерес к установлению Ф. я. наметился в 20 в. До этого слово

«функция» применялось нетерминологически (например, у Г. Пауля,

А. А. Потебни) для обозначения роли единиц в синтаксисе (функция подлежащего, функция дополнения) и в морфологии

(функция формы, функции флексии). Позже функцию

стали понимать как значение формы, конструкции (О. Есперсен), как

позицию в конструкции (Л. Блумфилд). Все это обусловило возникновение

частнонаучного толкования функции как грамматического значения, роли (Л. Теньер),

(1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и

описаны две функции речевой

деятельности: общения и поэтическая. Немецкий психолог К. Бюлер

выделил в свете семиологического принципа три Ф. я. как

проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную),

соотносимую с говорящим, функцию обращения

(апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения

(репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь.

Вопрос о количестве и характере Ф. я. многократно обсуждался, и были

отделены Ф. я. и функции единиц языка. А. Мартине постулирует наличие

эстетической, тесно связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон с учётом

постулатов теории коммуникации к трём участникам

код и сообщение, и соответственно выделил шесть Ф. я.: экспрессивную

(выражения, эмотивную), конативную (усвоения), референтивную

фатическую (контактоустанавливающую), метаязыковую и поэтическую

(понимая последнюю как вообще форму сообщения). Критики этой теории

отмечают, что все функции по существу являются разновидностями

коммуникативной и выступают как однопорядковые.

Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения,

А. А. Леонтьев отделил Ф. я., проявляющиеся в любой ситуации общения, от

функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере

орудия мышления, функция существования общественно-исторического опыта и

национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми

средствами (мнемонические средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и

т. п.). К функциям речи отнесены: магическая (табу, эвфемизмы),

диакритическая (компрессия речи, например в телеграммах), экспрессивная (выражение эмоций), эстетическая

(поэтическая) и некоторые другие. В. А. Аврорин в числе Ф. я. назвал

четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли),

конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления

номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую,

магическую и этническую. Некоторые исследователи выделяют свыше 25

Ф. я. и функций единиц языка.

В 70-80‑х гг. 20 в. обозначилось стремление связать Ф. я. с аппаратом

их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей).

Ю. С. Степанов на основе семиотического принципа вывел три Ф. я.:

номинативную, синтаксическую и прагматическую, как универсальные

номинации выступают характеризующие знаки

(именные и глагольные классы слов),

вторичный аппарат образуется на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно данной

теории, лежат в основе всех возможностей использования языка как

средства общения, познания и воздействия.

Проблема Ф. я. вызывает особый интерес в связи с расширением сферы

исследователями стоят задачи установления, как и какие средства

системы и структуры языка служат преимущественно для выявления той

Мартине А., Основы общей лингвистики, пер. с франц., в кн.:

Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963;

Бюлер К., Теория языка (извлечения), в кн.: Звегинцев

В. А., История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, ч. 2,

Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М.,

Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка (три функции

и три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32,

Сыроваткин С. Н., Значение высказывания и функции языка в

семиотической трактовке, «Вопросы языкознания», 1973, № 5;

Аврорин В. А., Проблемы изучения функциональной стороны

Якобсон Р., Лингвистика и поэтика, в кн.: Структурализм:

«за» и «против», М., 1975;

Торсуева И. Г., Теория высказывания и интонация, «Вопросы

языкознания», 1976, № 2;

Дешериев Ю. Д., Социальная лингвистика, М., 1977;

Хэллидей М. А. К., Место «функциональной перспективы

предложения» (ФПП) в системе лингвистического описания, пер. с англ., в

кн.: Новое в зарубежной лингвистике, в. 8, М., 1978;

Слюсарева Н. А., Методологический аспект понятия функций

языка, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1979, т. 38, в. 2;

Теньер Л., Основы структурного синтаксиса, пер. с франц.,

Назначение языка, связанное с выполнением его особой роли в жизни общества. В языкознании выделяются следующие основные функции языка как важнейшего средства общения:

1) коммуникативная [язык выступает как средство общения (люди в процессе общения передают друг лругу свои мысли, волеизъявления, чувства, душевные переживания воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания), выполняя при этом две социальные функции:

а) интегрирующую (используется как язык межнационального или мирового общения);

б) дифференцирующую (используется как родной язык той или иной народностью)];

3) аккумулятивная (лат. accumulatio накопление) функция [назначения языка сохранять и отражать знания]. Все остальные функции относятся к вариантам и стилям языка.

1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения.

2. Этносоциальные (этнические, социальные функции, выполняемые этническим языком или только его литературной формой в этнических сообществах разного типа.

3. Общественные (социальные) функции, нацеленные на использование языка как средства общения в разных коммуникативных сферах.

Использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. функция сообщения. Другая сторона коммуникативной функции, заключающаяся в передаче некоторого логического содержания. Функция воздействия. Реализацией ее являются:

Использование потенциальных свойств языка для разных целей. Фундаментальными являются коммуникативная Ф. я. и функция способа выражения мысли. В коммуникативной Ф. я. различают:

3) функцию воздействия, реализацией которой являются:

1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения.

2. Этносоциальные (этнические, социальные функции, выполняемые этническим языком или только его литературной формой в этнических сообществах разного типа.

3. Общественные (социальные) функции, нацеленные на использование языка как средства общения в разных коммуникативных сферах.

Источник

О сущности языка и его функциях. Язык и речь.

20210413 vu tg sbscrb2

empty avatar

Содержимое разработки

Тема Введение. О сущности языка и его функциях. Язык и речь._________

(наименование темы в соответствии с тематическим планом)

Сущность и функции языка.

Функции языка в сфере военно-профессиональной деятельности. Язык и речь.

1. Глазунова О.И. Русский язык и культура речи. – М.: Кнорус, 2012.– 248 с.

2. Дунев А.И. и др. Русский язык и культура речи. – М.: Высшая школа, 2004.– 509 с.

4. Электронный учебник. Русский язык и культура речи. – М.: ВУ, 2016.

1. Максимова В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для техн. вузов.– М.: Высшая школа,2008. –356 с.

2. Максимова В.И. Русский язык и культура речи: практикум. –М.: Гардарики, 2007. –304 с.

Наглядные пособия: выставка основной и дополнительной литературы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Аудиовизуальные средства обучения:

— видеофрагмент выступления Президента РФ В.В. Путина о ценности русского языка на съезде Общества русской словесности в Колонном зале Дома союзов,

— презентация «Русский язык в современном мире»,

— видеофрагмент «Роль языка в обществе»,

— презентация «Роль языка в обществе».

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

Лекция «Введение. Сущность языка и его функция. Язык и речь» является вводной в изучении дисциплины «Русский язык и культура речи», поэтому очень важно в процессе подготовки подобрать убедительные аргументы, факты, статистические данные, позволяющие обучаемым осознать необходимость совершенствования собственной культуры речи, безусловную значимость знания норм современного русского языка для дальнейшей профессиональной деятельности.

Далее следует обосновать целесообразность введения дисциплины «Русский язык и культура речи», познакомить их с программой данной дисциплины, с видами контроля, с основными требованиями по предмету.

Важно добиться понимания курсантами уникальности языка, его неоспоримой огромной значимости в жизни человека и общества. Необходимо, чтобы курсанты осознали, что собственную речь следует совершенствовать на протяжении всей жизни.

В ходе лекции преподаватель должен постоянно активизировать курсантов, вовлекать их в мини-дискуссии, побуждать к рассуждениям, умозаключениям. Проблемные вопросы по ходу чтения лекции, интерактивная методика и использование аудиовизуальных материалов весьма актуальны на данном занятии.

Лекционный материал можно записывать тезисно, с опорой на слайды.

Необходимо также давать комментарии по научной организации труда, ведению конспекта.

Заключение включает подведение итогов, ответы на вопросы обучающихся, объяснение задания на самостоятельную работу.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается на 1 курсе, рассчитана на 72 часа, завершается зачетом с оценкой. Данная дисциплина является важной для дальнейшей профессиональной деятельности, т.к. работа с личным составом имеет коммуникативную направленность, а функциональная грамотность выступает одним из актуальных показателей профессиональной компетентности специалиста.

Курс русского языка и культуры речи является продолжением дисциплины «Русский язык», однако новизна проявляется в том, что имеющиеся знания по русскому языку изучаются на новом уровне с позиций норм современного русского языка, главный акцент делается на практическое освоение стратегии и тактики речевого общения для решения задач в военно-профессиональной сфере деятельности, формирование опыта речевой коммуникации военного специалиста.

Изучение дисциплины начинаем с рассмотрения сущности языка и его функций, а также взаимосвязи понятий язык и речь.

Первый вопрос____ Сущность и функции языка. ______

(наименование и текст учебного вопроса)

Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.

Лингвистический энциклопедический словарь определяет понятие язык как:

1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем (предмет общего языкознания);

2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве.

Функции языка – это его целевое основное предназначение. Различают общие функции языка как общественного явления, отличного от других общественных явлений; свойства языка как системы знаков; частные функции, которые выполняет язык в конкретных ситуациях общения людей.

1.Язык служит средствам общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и, в свою очередь, как – то реагировать (принимать к сведению, соглашаться возражать). В данном случае язык выполняет коммуникативную функцию.

4.Комулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, традиций, культуры, истории народа, национального самосознания.

5.Эстетическая-функция эстетического воздействия, проявляющаяся в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Эстетическое отношение к языку означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, то есть как эстетический объект. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.

Частные функции: экспрессивная (выразительная), эмотивная (вызывающая эмоции), директивная(побудительная), поэтическая (эстетическая), контактная (фатическая), деиктическая (указательная), Магическая (необыкновенная сила воздействия), суггестивная (язык как средство влияния на психику другого человека: гипноз, внушение), игровая и др.

Таким образом, язык полифункционален. Он сопровождает человека в самых различных жизненных обстоятельствах. С помощью языка человек познает мир, вспоминает прошлое и мечтает о будущем, учится и учит, работает, общается с другими людьми.

Рассмотрим роль языка в обществе.

— Как вы думаете, какую роль выполняет язык в современном обществе?

Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Язык любого народа – это его истори­ческая память, воплощенная в слове. Ты­сячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках раз­личных жанров. И, зна­чит, культура языка, культура слова пред­стает как неразрывная связь многих и многих поколений.

Родной язык – душа нации, первосте­пенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как нацио­нальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Сегодня в России на государственном уровне огромное значение придается русскому языку. 2007 год указом президента В.В.Путина был объявлен Годом русского языка. Народ немыслим без языка. Главное назначение языка состоит в том, чтобы объединять людей.

Русский язык – это язык великой русской литературы, и поэтому он так популярен в мире. Первые слова в космосе были произнесены на русском языке, это первый язык общения в космосе. Это язык вашей семьи, матери и отца. Через родной язык осуществляется духовная связь поколений.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем сразу определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности. Уважающий себя человек, добившийся чего-то в жизни, никогда не позволит себе выражаться нецензурно. В таком поведении проявляется неразвитость, ограниченность человека. Бережно относиться к родной речи – это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа. Б.Ахмадуллина пишет: «Единственное мне принадлежащее сокровище – это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определенному месту земли, которое он величает Родиной».

Таким образом, язык – понятие социальное. Он неразрывно связан с жизнью человеческого общества и представляет собой динамическую развивающуюся систему.

Второй вопрос Язык и речь. Речевая деятельность, речевое общение военного специалиста.______________________________________________________

(наименование и текст учебного вопроса)

Язык, то есть способность к говорению, не является врожденной. Язык проникает в человека «извне» и освоенным языком не обязательно может быть родной. Язык может забываться, если им не пользоваться, то есть о подлинном существовании языка можно говорить, если им пользуются. Язык существует поскольку он функционирует, а функционирует он в речи.

С 99762741 1ложные взаимоотношения между языком (системой) и речью (формой существования языка), ееотдельными актами (проявлением речевой деятельности) и создаваемым в результате текстом можно представить в виде следующей схемы:

Рассмотрим подробнее понятия язык и речь. Речь определяется как феномен индивидуальной жизни. Её основным субъектом является конкретный человек. Через речь индивид приходит к самовыражению.Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует.

Язык- это общественное явление, некая совокупность единиц, правила, употребления которых хранятся в коллективном создании носителей языка, во втором случае это индивидуальное использование какой – то части этот совокупности.

Речь- использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, поэтому речь может, определена, как функционирование языка. Таким образом, язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.

Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе, что существует некий язык, на котором никто не говорит и не пишет, и при этом не сохранилось ничего, что было бы написано на этом языке раньше. В таком случае разве могли бы мы знать о его существование?

Но и речь не может существовать без языка, поскольку речь – это практическое использование языка. Язык необходим, чтобы речь была понятной. Без языка речь перестает быть собственно речью и превращается в набор бессмысленных звуков.

Выделим противоположные особенности языка и речи.

Несмотря на то, что язык и речь образуют единый феномен человеческого языка, каждый из них имеет свои особенности:

1.Язык – это средство общения, а речь- это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию.

2. Язык абстрактен, формален; речь материальна, в не корректируется все; что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухам.

3.Язык снабжен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность.

4.Язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека.

5.Для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке.

6.Язык независим от ситуации и обстановки общения; речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют.

Таким образом, являясь важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их меналичностные и социальные взаимодействия, координирует их практическую деятельность, обеспечивает накопление и хранение информации, формирует сознание (индивидуальное) сознание и сознание общества (общественное), сознание служит материалом и формой художественного творчества.

В новейшей лингвистике вопрос различий речи и языка перестает быть актуальным, поскольку язык и речь рассматриваются как единый феномен человеческого языка: «Язык только тогда язык, когда он способен выступать в речи, которая требует обязательного участия мысли» (Звегинцев 1996, с. 64).

Язык признается основным средством осуществления речевой деятельности. Посмотрите на схему:

(языковая компетенция, память языка, языковая потенция)

(речевая деятельность, речь)

(текст, речевой материал)

(см.: Глухов, Ковшиков 2007).

— Как соотносится язык и речь?

Итак, сделаем вывод.Язык и речь – это сложное диалектическое единство. Язык становится средством общения, речевой коммуникации и одновременно средством, инструментом мышления только в процессе осуществления речевой деятельности; «язык создается в речи и постоянно в ней воспроизводится» (Жинкин 1982, с. 32). Язык – не единственное, но самое совершенное средство общения. Одна из важнейших функций языка – коммуникативная. Но только через речь язык реализует свое коммуникативное назначение. А с другой стороны, именно язык позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать и выполнять прочие сложнейшие функции. Нет языка – нет речи. Нет речи – нет языка.

Третий вопрос. Роль русского языка в своей стране и в мире.______________

В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации русский язык считается государственным языком на всей ее территории. До 1991г. понятие «государственный язык» не использовалось, а русский язык имелстатус межнационального языка. За ним были закреплены все необходимыедля государственного языка функции. Он широко применялся в сфере делового общения, образования, он был языком науки и научного общения, использовался в СМИ, в судопроизводстве и т.д.

В современной редакции статья 68 Конституции РФ гласит:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

— национальным языком русского народа;

— государственным языком РФ;

— одним из основных для общения в странах постсоветского пространства, Евразии, Восточной Европы;

— одним из популярных для международного общения;

— одним из шести рабочих в ООН;

— наиболее значительным языком Европы, если рассматривать число его носителей (несмотря на то, что большая часть ареала его распространения географически расположена в Азии);

— одним из наиболее распространенных славянских языков;

— одним из максимально распространенных индоевропейских языков;

— самым переводимым в мире.

Русский язык является одним из официальных мировых языков ООН (наряду с французским, английским, китайским, испанским, арабским). Любой официальный документ ООН распространяется на этих языках. Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.

Поскольку Российская Федерация – государство многонациональное (в

2001 г. в его состав входило 176 наций и этнических групп), русский языкслужит средством общения между представителями разных наций и народностей, проживающих на его территории.

Русский язык является одним из самых развитых языков на территорииРоссийской Федерации. Он обладает богатой лексикой и грамматикой, отлаженной системой функциональных стилей. Русский язык имеет богатейшую по своей тематике, жанрам и стилямписьменность, сопряженную с высокой культурой. Все это обеспечивает огромную коммуникативную и информативную ценность русского языка.

– Русская нация самая многочисленная на территории Российской Федерации.

– Русский язык широко распространен за ее пределами.

– Русский язык обогатил другие младописьменные языки, на его основе

была создана письменность более чем для 70 языков.

Русский язык при этом не конкурирует с другими языками за правобыть межнациональным языком – такая роль обусловлена объективнымифакторами и исторически сложившимися условиями.

Русский язык принят в клуб мировых языков, наряду с английским,арабским, французским, испанским, китайским языками. Эти языки считаются официальными языками международных организаций, таких, как ООН,ЮНЕСКО, МАГАТЕ. На этих языках проводятся крупнейшие международные конференции и симпозиумы, издаются официальные документы, бюллетени, специальные журналы, создаются сайты в Интернете, ведутся телерадиопередачи. Русский язык как мировой язык обеспечивает общение во время встреч на высшем уровне и на международных конференциях.

Русский язык – это язык одного из крупнейших центров международного образования. Знание русского языка способствует карьерному ростуспециалистов разных областей знаний по всему миру. Русский язык обеспечивает доступ не только к богатствам науки и культуры России, но и другихстран, выступая своеобразным посредником между разными народами. Ведьна русский язык переводится значительная часть научной и художественнойлитературы, выходящей в мире.

Несмотря на некоторый спад интереса к русскому языку в настоящее время ситуация стабилизировалась: русский язык изучается за рубежом в вузах и средних образовательных учреждениях как второй или третий иностранный язык.

Безусловно, что место русского языка в системе образования в значительной степени определяет государственной политикой России и других государств, отношениями между странами.Распространению русского языка за рубежом способствует ряд организаций: Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Общество любителей российской словесности (ОЛРС). Адеятельность этих организаций в свою очередь помогает формировать положительный образ России в мире через знакомство с языком и культурой народа.

Четвертый вопрос. Социальная роль русского литературного языка в военно-профессиональной сфере.

Командная направленность подразумевает не только владение военно-специальными навыками, но и умение организовать личный состав и управлять дейст­виями подразделения в бою, руководить подразделением в повседневной деятельности, обучать личный состав, осуществлять психологическую и воспита­тельную работу с подчиненными.

Иначе говоря, будущие специалисты тыла должны уметь выполнять помимо специально-профессиональной организационно-управленческую и учебно-воспитательную функции, то есть коман­дир должен быть педагогом.

Профессиональное общение в военной сфере рассматривается как значимый аспект профессиональной деятельности современного офицера. Он жестко регламентирован и определяется:

— условиями совместной деятельности военных специалистов;

— типом решаемой ими задачи;

— способами организации военно-профессиональной деятельности;

— индивидуальными особенностями участников и отношениями между ними.

Речевые навыки военного специалиста базируются на развитости коммуникативных качеств речи: так, правильность, точность и чёткость построения высказывания зависит от богатства словарного запаса офицера, от умения выбирать из нескольких значений слова наиболее подходящие по смыслу. Кроме того, речь офицера высокой педагогической культуры, являющаяся средством его повседневного труда, основным орудием его воздействия на подчинённых, должна обладать такими качествами, как краткость, ясность, логичность, выразительность, уместность, эмоциональность. Многочисленные речевые ошибки способны снизить авторитет офицера как учителя и воспитателя. Избежать этих недостатков можно благодаря настойчивой регулярной тренировке.

Одной из главных характеристик личности офицера, определяющей уровень его профессионализма как способности эффективно решать боевые задачи и выполнять служебные обязанности, является сформированность его общей и профессиональной культуры. В целях повышения своего профессионального уровня офицеру следует постоянно развивать собственную языковую культуру и совершенствовать навыки соблюдения речевого этикета.

Во времена Петра I постепенно осознается мысль о том, что подготовка начальных людей должна стать предметом заботы Российского государства и что для нее необходимы общие и специальные знания. Прежде всего, к ним относилось требование, подразумевающее высокий уровень развития общей и речевой культуры офицера: «ратному человеку надобно быть зерцалом учтивости, чести и чувству». Далее, как представитель государственной власти, начальный человек должен быть «хранителем государственной чести» и «службы ратных дел».

В своем знаменитом труде «Наука побеждать» (1795-1796), явившимся своеобразным наставлением офицерам, выдающийся русский военачальник А.В. Суворов требовал от них разговаривать с солдатом понятным, доходчивым, простым языком, подчеркивающим единение командира и подчиненного и являющимся мощнейшим воспитательным средством. Сам автор мастерски владел народной речью, был знатоком русского фольклора, постоянно употреблял в общении с солдатами пословицы и поговорки: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Ученье свет, а неученье тьма. Дело мастера боится, и у крестьянина, коли не умеет сохою владеть – хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть». Его собственные высказывания отличались афористичностью. Это стало причиной того, что многие публикуемые им произведения были впоследствии разобраны на цитаты и часто употреблялись последующими поколениями военачальников без ссылки на первоисточники, в качестве народной мудрости: «смерть бежит от штыка храброго», «кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел», «испуган – наполовину побежден».

Офицер обязан помнить о том, что люди, вверенные его попечению, не в состоянии «применяться» к нему, напротив, он сам должен к ним «примениться», подбирая оптимальные речевые средства и методы общения, способствующие установлению тесного личностного контакта с подчиненными: «Мы придаем большое значение тому, чтобы офицер ни одного случая не пропускал поговорить с солдатом, задать ему один, другой вопрос; для сообщения солдату навыка отвечать быстро, толково и с соблюдением воинских приличий это единственное средство».

Характеризуя процесс формирования личности офицера, М.И. Драгомиров указывал на необходимость каждому офицеру на основе имеющихся у него знаний развивать способность творчески мыслить, делать правильные умозаключения, базирующиеся на хорошем знании военного дела, и в особенности правильно, точно и ясно излагать свои мысли, используя богатейший словарный запас русского языка и избегая ненужных речевых штампов, пустых заученных фраз: «Мы не против слова, но только против его злоупотребления, против заранее составленных смотровых ответов, заучиваемых вместе с вопросами».

Неточность приказания влечёт за собой, как правило, неточность исполнения. Умение концентрировать свою мысль чётко и ясно, кратко и грамотно ее излагать – искусство, которому офицер должен учиться систематически и настойчиво. В командирском приказе, отданном твердо и решительно, заключена большая мобилизующая сила. Хорошо понимающие это офицеры совершенствуют свой командный язык. Отдавая то или иное распоряжение, они избегают слов, которые затрудняют понимание и выполнение задачи подчинёнными.

Главной задачей, стоящей перед курсантами, является овладение профессиональным языком, который основывается на речевых умениях и навыках в национальном литературном языке. В настоящее время получает все большее распространение явление, когда степень владения литературным языком значительно ниже уровня специальных знаний. Однако очевидным представляется тот факт, что недостаточно высокая речевая культура специалиста не расширяет, а ограничивает его познавательно-творческие способности. Это связано, в первую очередь, с тем, что в индивидуальном аспекте превалирует функция языка как орудия интеллектуальной деятельности человека (мышления, памяти и т. д.). Речь, в свою очередь, есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли.

Приверженность будущих офицеров в формировании и развитии речевой культуры русским военным речевым традициям, нормам русского военного речевого этикета, складывавшегося на протяжении столетий, позволит обеспечивать высокий уровень их профессиональной подготовки к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности в войсках.

РАЗРАБОТАЛкандидат филологических наук

(должность, ученая степень, ученое звание,

воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия автора)

Источник

Комфорт
Adblock
detector