Функции государственного управления в области использования и охраны земель

Функции государственного управления в области использования и охраны земель.

Охрана правового режима земельных участков представляет собой систему организационных, экономических, правовых и иных мероприятий, направленных на рациональное использование земельных участков, предотвращение необоснованного изъятия земель из оборота, защиту от вредных воздействий, восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв.

Функции гос. управления (направления):

основные (характерны для всех управленческих связей, которым присуще упорядоченность и согласованность)

специальные (особенности гос управления в различных сферах общ. жизни)

Основные функции:

1. информационное обеспечение (осуществляется путем сбора, получения, анализа информации о состоянии земель, их использовании, о работе в гос. сфере уполномочен.органов)

2. организации: формирование системы гос органов

3.распорядительная (регулирование управ-х отношений, общ отношений между сотрудниками и долж. лицами)

4. координации (согласование деятельности различных гос. органов- осуществляет Правительство РФ)

5.контроль (наблюдение за деятельностью ОИВ : Правительство осуществляет)

6. учет(фиксация информации о результатах реализации управленческих решений)

Специальные функции:

3. Ведение гос.земельного кадастра (составная часть гос кадастра недвижимости).

4. Планирование, использование, охрана земель

5. кадастровая оценка земли. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ответственно за проведение и организацию кадастровой оценки земли, которая необходима для того, чтобы обеспечить соответствующую фискальную составляющую у государства;

Отнесение земель и земельных участков к категории земель

Перевод земель из 1 категории в другую

8. Резервирование земель (плюс их изъятие для гос или мун нужд плюс предоставление зем участков)

Государство создает для выполнения этих функций органы.

Так, в области реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет следующие функции:

разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, развития системы особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия;

разрабатывает и организует выполнение федеральных целевых программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны водных объектов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды;

разрабатывает и осуществляет с участием других федеральных органов исполнительной власти меры по совершенствованиюмеханизма экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, определяет методики экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов;

осуществляет с участием других федеральных органов исполнительной власти прогнозирование влияния использования одних видов природных ресурсов на состояние других;

организует подготовку государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и об использовании природных ресурсов в Российской Федерации и др.

Местное самоуправление, согласно ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, в том числе и земельными ресурсами. К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

определение долгосрочной перспективы развития муниципальных образований, территориальное планирование использования земель, зонирование их, разработка и утверждение генеральных планов территорий муниципальных образований по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

установление в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, использования и изъятия земель муниципальных образований;

управление и распоряжение муниципальными землями и др. Органы местного самоуправления, согласно ст. 131 Конституции РФ, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 3151 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Управление в области использования и охраны земель

Понятие и общая характеристика управления земельным фондом

Управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность, направленную на организацию рационального использования и охрану земли как компонента окружающей среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений.

В зависимости от классификационных признаков различают несколько видов управления.

По направлениям деятельности оно включает социально-экономическое, политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основным из которых является земля.

Оно также выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). Государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе, поскольку, во-первых, и то, и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления. Непосредственно текущую управленческую деятельность реализуют органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Таким образом, объектом управления в данном случае выступают земельные общественные отношения. Субъектами управления в зависимости от вида управления выступают соответствующие государственные и муниципальные органы, общественные организации или иные ассоциации граждан, субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделения. Управление в области охраны и использования земель, как и иные виды социального управления, характеризуются регламентированными направлениями деятельности, именуемыми функциями управления, формами и методами.

Под формами управления принято понимать внешнее выражение деятельности субъектов управления. Они подразделяются по различным классификационным признакам: на правовые и неправовые (организационные); нормативные акты и акты индивидуального характера; коллегиальные и индивидуальные; регулятивные и правоохранительные; императивные и диспозитивные; материальные и процессуальные.

Правовой формой управления является правовой документ, принимаемый (составляемый, заключаемый, ведущийся и т. д.) органом исполнительной власти (местного самоуправления). Формы правовых актов управления являются результатом нормотворчества либо правоприменения.

Под методами управления понимаются способы управленческого воздействия или средства практической реализации стоящих перед соответствующими органами задач, функций исполнительной и распорядительной деятельности для достижения управленческого результата. Их обычно подразделяют на метод убеждения и принуждения либо на следующие методы:

В основе управления охраной и использованием земель лежат следующие принципы:

К общеправовым принципам управления относятся следующие принципы: федерализма, местного самоуправления, вертикальной соподчиненности (он характерен для системы федеральных органов исполнительной власти), ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. К принципам экологического управления относятся принципы, предусмотренные в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Отраслевые земельно-правовые принципы закреплены в ст. 1 ЗК РФ.

Система и полномочия органов управления

Органы управления в области охраны и использования земель подразделяются на органы общей и специальной компетенции. По уровням осуществления управление в указанной области общественных отношений делится на федеральное, региональное (на уровне субъекта РФ) и муниципальное.

Высшим органом управления общей компетенции выступает Правительство РФ, компетенция которого, наряду с Конституцией РФ, установлена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», законодательных актов, регулирующих земельные отношения.

Компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и его высшего должностного лица определяется рядом нормативно-правовых актов и в первую очередь ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2, законодательными актами субъектов РФ, определяющими правовой статус и полномочия указанных органов, а также актами, составляющими земельное законодательство, включая законодательство субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Значительный объем компетенции возложен и на органы местного самоуправления, которые в соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Земельная управленческая компетенция этих органов закреплена также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3. Наряду с органами общей компетенции управление в области охраны и использования земель осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти и местного самоуправления.

В настоящее время создана трехзвенная система федеральных органов исполнительной власти, структура и правовая регламентация которой содержится в указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и в последующих его редакциях. Новая система федеральных органов исполнительной власти включает:

Наибольшим объемом полномочий в области управления охраной и использованием земель наделено Министерство экономического развития, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. В его ведении находится Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на основании постановления Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастре и картографии», а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании постановления Правительства от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии входят:

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действующее на основании Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432, является уполномоченным органом исполнительной власти в области приватизации и наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.

Министерство сельского хозяйства осуществляет реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, а также выполняет ряд других функций в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» осуществляет функцию экологической экспертизы.

Федеральная служба надзора в сфере природопользования согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»3 уполномочена осуществлять государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), действующая на основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», находится в ведении Министерства сельского хозяйства и осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, обеспечения биологической и химической безопасности и др.

Исходя из полномочий органов государственной власти можно выделить функции управления в области охраны и использования земель. Под функциями государственного управлениятрадиционнопонимаютсянаправления деятельностиорганов,осуществляющихуправление.

Конкретные виды и содержание функций в первую очередь зависят от цели управления. Цель управления совпадает с целью всего организационно-правового механизма охраны и использования земель, а именно:

К основным функциям управления в области охраны и рационального использования земли относятся:

Наряду с функциями как видами регулярно осуществляемой деятельности органы управления выполняют иные отдельные юридически значимые действия. В области регулирования земельных отношений это может быть перевод земель из одной категории в другую.

Охрана земель

Общественные отношения, складывающиеся в области охраны земель, регулируются нормами многих отраслей права, и в первую очередь земельного и экологического. Поэтому охрана земель — это один из центральных комплексных, межотраслевых институтов земельного и экологического права. Исходя из этого и определение понятия «охрана земель» также носит комплексный межотраслевой характер.

Действующее земельное законодательство не содержит правового определения охраны земель, однако, учитывая то, что земля как объект охраны рассматривается с точки зрения не только экосистемного подхода — как компонент природной среды, но и экономической категории и операционно-пространственного базиса — природного ресурса, в юридической литературе дается следующее определение понятия «охрана земель». Охрана земель — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на рациональное использование, воспроизводство земли как компонента природной среды и природного ресурса, на предотвращение ухудшения качественного состояния земель в результате негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и на ликвидацию ее последствий. При этом под рациональным использованием земель понимается обеспечение всемиземлепользователямив процессепроизводства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами (ГОСТ 26640-85).

Основными видами негативного воздействия на землю являются водная и ветровая эрозия; опустынивание; переувлажнение и заболачивание; загрязнение земель в результате воздействия промышленных выбросов вредных веществ; захламление земель промышленными и бытовыми отходами. Так, более чем в 75 городах содержание тяжелых металлов в почвах значительно превышает допустимый уровень ПДК или фоновый уровень. К опасной или умеренно опасной категории загрязнения почв такими тяжелыми металлами, как цинк, свинец, кадмий и другие, относятся более 25 городов Российской Федерации, в том числе Москва, Нижний Тагил, Череповец.

Хозяйственная и иная деятельность всех субъектов земельных отношений, оказывающая негативное воздействие на землю и окружающую среду в целом, должна осуществляться на основе определенных принципов, которые можно разделить на специальные (земельные) и общеэкологические. Только их комплексный учет может обеспечить эффективные охрану и рациональное использование земель. К специальным относятся принципы, закрепленные в ст. 1 ЗК РФ. Общеэкологические принципы содержатся в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и носят экосистемный характер.

На основе указанных принципов формируются основные цели охраны земли и меры, направленные на их реализацию.

Поэтому земли должны использоваться способами, обеспечивающими сохранение, улучшение и восстановление благоприятных качественных свойств земли.

В п. 2 ст. 12 ЗК РФ определены две основные цели охраны земель. Первая цель — профилактическая, направленная на сохранение земли в процессе ее хозяйственного использования способами и приемами, предотвращающими негативные воздействия. Вторая цель — обеспечение восстановления и улучшения земель, уже подвергшихся негативным (вредным) воздействиям в процессе хозяйственной деятельности. Под восстановлением понимаются главным образом меры по рекультивации земель. Улучшение состава земель означает меры мелиоративного характера, в результате которых повышается плодородие земель.

Источник

Функции государственного управления использованием и охраной земель.

1. Распределение и перераспределение земель.Отнесение земель к категориям, перевод земель из одной категории в другую является функцией государственного управления по установлению принадлежности земельного участка к одной из семи категорий земель: к землям сельско-хозяйственного назначения, к землям поселений, к землям промышленности и иного специального назначения, к землям особо охраняемых территорий и объектов, к землям лесного фонда, к землям водного фонда либо к землям запаса.

Статья 8 Земельного кодекса РФ определяет компетенцию органов государственной власти в данной области. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: 1. земель, находящихся в федеральной собственности, –

Правительством Российской Федерации; 2. земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3. земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления; 4. земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также – ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Указанный перевод не допускается в случае: 1. установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2. наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3. установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Существуют два основных вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное.

Согласно ст. 18 Закона «О землеустройстве», внутрихозяйственное землеустройство проводится прежде всего в рамках конкретных сельскохозяйственных предприятий, в том числе крестьянских хозяйств, и заключается в рациональном размещении производственных единиц и хозяйственных центров, внутренних дорог, организации сельхозугодий, а также ряда других мероприятий с целью создания оптимальных условий для наиболее эффективного использования всей территории, рационального использования и охраны земель. При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ: организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни; разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

h

Основные мероприятия и работы, проводимые в рамках межхозяйственного землеустройства, определяются ст.ст. 9–16 Закона «О землеустройстве» и включают в себя: разработку прогнозов, республиканских и региональных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства; проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских (ст. 10–11 ФЗ «О землеустройстве»); оценку качества земель, которая проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве.

Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

4. Государственный мониторинг земель.Мониторинг земель представляет собой систему долгосрочных наблюдений за состоянием земельного фонда РФ и является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды в целом. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Задачами государственного мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг земель включает в себя: а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный контроль за использованием и охраной земельных ресурсов.Земельный контроль – это деятельность специально уполномоченных органов и организаций по проверке соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, иными гражданами. Статьи 71-73 Земельного кодекса РФ выделяют четыре формы земельного контроля: государственный; муниципальный; общественный и производственный.

Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами и носит надведомственный характер. В сферу этого контроля попадают как организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководители, должностные лица, а также граждане.

Государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России и ее территориальные органы совместно с иными специально уполномоченными государственными органами (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ.

6. Планирование в области охраны и использования земель и ряд других.Планирование использования и охраны земель представляет собой функцию государственного управления по определению направлений использования земель с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов. Планирование использования и охраны земель может осуществляться путем разработки и утверждения целевых программ на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 9-11 Земельного кодекса РФ). Наиболее подробно процедуры и мероприятия по планированию использования и охраны земель при осуществлении градостроительной деятельности отражены в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ.

41.Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Необходимость правовой охраны земель закреплена в Конституции РФ. Согласно ст. 9 Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Одним из основных методов правовой охраны земель является юридическая ответственность за земельные правонарушения.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, результатом которого является посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого заключается в обеспечении рационального использования и охране земель и защите лиц, использующих земельные участки.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим и юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как участников земельных правоотношений.

Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Объектомземельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонарушения выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.

Объективная сторона земельного правонарушения – это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.

Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения;

2. причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений;

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации и других государств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица. В соответствии с действующим законодательством, административная и уголовная ответственность физических лиц наступает с 16-ти лет, гражданско-правовая – с 14 лет (ограниченная), с 18 лет (полная) Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое отношение субъекта к совершаемому деянию, т. е. как нарушитель относится к совершаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственность владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным является земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: самонадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушившее требования их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Статьи 62, 74, 75, 76 Земельного кодекса РФ предусматривают следующие виды юридической ответственности за земельные правонарушения: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственности.

Согласно ст. 192 ТК РФ, дисциплинарный проступок представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Особенность применения дисциплинарной ответственности выражается в первую очередь в том, что она наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными положения уставами, правилами внутреннего распорядка, регулирующими трудовые отношения. Объектом дисциплинарного правонарушения является комплекс (совокупность) трудовых и земельных общественных отношений. Субъектом такого правонарушения может выступать лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации землепользования, по проведению системы мероприятий, связанных с повышением плодородия почв, охраны земель и т.п. (например, агроном, санитарный врач, работник землеустроительной службы). За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

В настоящее время в УК РФ предусмотрена статья об уголовной ответственности за земельные правонарушения – преступления, которая предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием «Порча земли» (ст. 254 УК РФ).

Источник

Комфорт
Adblock
detector