Фрагмент занятия для дошкольников с использованием технологии обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве

cb081e733308c35e995a06538d2044e8 Ирина Богатырева
Технология обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве.Составитель:Богатырева И. С.

Р. С. Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую воспитательную роль, в частности,у детей в процессе взаимодействия развиваются нравственно-волевые качества: умение договориться, уступить сверстнику, соблюдать правила, действовать по инструкции.

Г. А. Цукерман При контактах со сверстником ребенок учится добывать недостающую информацию с помощью вопросов, планировать предстоящую деятельность, строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, строить свое поведение в соответствии с эмоциональным состоянием партнера.

Е. Е. Кравцова. Взаимодействие и общение детей друг с другом на занятиях влияет на психологическую готовность к обучению в школе, а именно на развитие самостоятельности и инициативности.

А. Венгер. Совместный характер обучения старших дошкольников влияет на развитие умственных операций и организацию действий.

Актуальность данной технологии заключается и в том что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения, что создаёт острую необходимость подготовки детей к соответствующему типу обучения. Поэтому внедрение учебного сотрудничества непосредственно на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста является одним из средств решения проблем.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей младшего и старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Программа «Радуга»Образовательная технология предусматривает организацию обучения сотрудничеству с 5-го года жизни в продуктивных видах деятельности – конструирование, ручной труд. Авторская концепция заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, и, прежде всего, со взрослым.

Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми следующих этапов:

Цель первого этапа работы на НОД с детьми – освоение элементарных форм учебного сотрудничества. Данный этап программы реализуется с детьми младшего дошкольного возраста.

Целью второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества. Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (старшая группа).

Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно-образовательной деятельности. Данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Источник

Конспект НОД аппликация в старшей группе детского сада с применением технологии сотрудничества. 3 этап сотрудничества

noavatar profile

МДОУ «Большекустовский детский сад»

аппликация в старшей группе детского сада

с применением технологии сотрудничества.

3 этап сотрудничества

Тема: «Паутина для паучка»

I квалификационной категории

Чепкасова Людмила Михайловна

с. Большие Кусты 2015 г

Цель: Изготовление паутинки для паука. Работа в команде:

Воспитательные:воспитывать уважительное отношение к партнеру по деятельности: договариваться о предстоящей работе: распределить объем работы; обсудить, способ и последовательность действий и прийти к общему решению с помощью лидера группы

развивать мелкую моторику рук;

развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры (салфетки);

продолжать учить детей к распределению действий, материала.

— учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации. развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры (салфетки);

продолжать учить детей к распределению действий, материала.

Сделать для него дом- паутину

Постановка коллективной цели:

Значит мы решили сделать паутину для паука

-нужно объединиться в команды

Выбор способа объединения

Команды сядьте рядышком, и давайте вспомним, как нужно работать в команде (рассматривание схем)

-в команде все равны

-внимательно слушай задание

-нужно советоваться с каждым членом команды и сегодня вы всё будете спрашивать у командира команды

-советуйся с каждым членом команды

Конкретизация групповой цели

Что мы будем делать в команде?

— паутину для паучка

1 нам нужно для работы(перичисляют)

2кто будет нарезать салфетки

4.наклеивать жгутики на нарисованную паутину

5 получится красивая паутина

Проговаривание индивидуальной цели:

Договариваются в команде кто какие действия будет выполнять

Организация рабочего места:

Дети подходят к столу с материалами и инструментами, готовят для работы чулки, совочки, лейки с водой.

Оценка результата, рефлексия:

Источник

Конспект ООД для младшей группы «Грибочки для Белочки» с использованием технологии обучения в сотрудничестве

08697d2b36dfe23d69e556fc29bb1c85 Лариса Тимофеева
Конспект ООД для младшей группы «Грибочки для Белочки» с использованием технологии обучения в сотрудничестве

Цель: содействие развитию самостоятельной творческой деятельности детей средствами изобразительной и музыкальной деятельности через формирование умения передавать форму предмета в лепке и через закрепление у детей представления об осени и ее характерных признаках.

2. Задачи с интеграцией образовательных областей

— формировать у детей способы взаимодействия и сотрудничества в парах; воспитывать дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе;

— формировать бережное отношение к природе и всему живому; воспитывать чувство сострадания и желания помочь;

— содействовать развитию сообразительности и мышления;

— формировать в детях элементарные представления о природных явлениях и умение обращать внимание на изменения, произошедшие в природе;

— закреплять знания цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и формы (большой – маленький);

— побуждать детей называть характерные признаки осени;

— расширять представление детей о природном явлении – листопаде;

— расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений об осени;

— побуждать к пониманию и использованию в своей речи слов: осень, листопад, запасы, съедобный, дождливая погода.

— способствовать развитию художественного восприятия детей через музыку и художественную литературу;

— формировать в детях интерес к творческой деятельности;

— содействовать развитию мелкой моторики пальцев рук путем обучения приемам лепки – отщипыванию, надавливанию, раскатыванию;

— формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

4. Предварительная работа.

Наблюдение с детьми во время осеней прогулки за капельками дождя, тучами на небе, лужами, а также за другими осенними природными явлениями;

разучивание осенних потешек, песни С. Насауленко «Осень, осень наступила»,

восприятие художественной литературы на тему «Как зимует белочка» и на осеннюю тематику (стихи А. С. Пушкина, А. Плещеева, рассказы И. Соколова-Микитива,

отгадывание загадок про грибы;

рассматривание иллюстраций и репродукций картин с изображением осенней природы и животных, а также карточек с изображением грибов;

проведение дидактического упражнения в парах «Большие и маленькие листочки»;

обогащение словарного запаса детей по теме «Осень»: зонтик, осенний дождик, туча, лужа, капельки, добрый, теплый, пасмурно, ножка, шляпка.

5. Ход ООД

Группа по-осеннему украшена, на ковре у елочек лежат осенние листики. Звучит фонограмма со звуками леса.

— Мы попали в лес осенний

И хотим здесь погулять,

А еще повеселиться,

И с друзьями поиграть.

— Ребята, посмотрите, как здесь красиво! Листья пожелтели, а когда дует ветерок, они опадают с деревьев, образуя листопад. А кто из вас знает какое сейчас время года? (Ответы детей).

— Сейчас на дворе осень, наступил месяц ноябрь. Скоро, совсем скоро наступит зима. Все животные готовятся к ее приходу, делают припасы на зиму. Ведь зимой еду не найдешь. Мышки делают запасы зерна, различных семян. А как вы думаете, что собирает осенью белочка? (Орешки, желуди, шишки, грибочки).

— Посмотрите, ребятки, а кто это за елочкой спрятался? У нее такой пушистый хвост, маленькие лапки с коготками, а на ушах маленькие кисточки. Да это же белочка, посмотрите, какая она красивая, рыжая, пушистая.

— Белочка, а почему ты такая грустная?

— Что же делать, ребята? Как нам помочь белочке? (Ответы детей).

— Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком)

Украшай осенний бор.

Белка, белочка скакала

И грибочек отыскала. (Руки в стороны)

Присела, схватила, (присесть, руки вынести вперед, опустить, словно что-то берешь)

Потом поднялась (подняться)

И снова по веткам скакать собралась (прыжки на месте).

— Ребята, пока мы с вами показывали белке, как грибочки собирать, посмотрите, солнышко выглянуло из-за туч.

Психогимнастика «Солнышко и Тучка»

— Светит солнышко в окошко (На фланелеграфе изображение солнышка)

Прямо в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку (Дети хлопают).

— Посмотрите, как солнышко улыбается. Давайте улыбнемся ему в ответ.

— Вдруг в небе появилась тучка и закрыла солнышко: солнца в небе не видать, тучки серые большие скрыли солнышко опять (на фланелеграф выставляется тучка)

— Покажите, как спряталось солнышко?

— Покажите, как небо хмурится, когда туча солнышко закрывает? Белочка, смотри, тучка превращает детей в капельки-дождинки. Закапал дождик (Дети руками изображают капли, словами проговаривают «кап-кап).

— Вот снова выглянуло солнышко – как оно улыбается? (Дети показывают)

— Что появляются после дождя на земле? Кто любит ходить осенью по лужам? (Ответы детей).

Правильно, мы их слепим. В нашем лесу остались после дождя лужи, поэтому аккуратно обойдем лужи и сядем на пенечки.

Посмотрите, у каждого гриба есть ножка и шляпка. На что похожа ножка? (Ответы детей).

— Да, ножка похожа на палочку, поэтому как мы будем ее лепить? Раскатаем пластилин между ладошками прямыми движениями.

— А потом нам нужно вылепить что? (Шляпку). На что она похожа? (Ответы детей).

— Правильно, шляпка у гриба похожа на блинчик, поэтому, сначала из комочка пластилина скатаем шар круговыми движениями, потом мы его слегка сплющим, и у нас получится шляпка гриба. Останется только соединить ножку и шляпку

— Но для того, чтобы вам слепить красивые грибочки, нужно пальчики размять.

— Раз, два, три, четыре, пять

Этот пальчик в лес пошел (на каждую строку дети загибают по одному пальчику на одной руке)

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

А большой все это съел

Оттого и потолстел!

— Пока мы разминали пальчики, белочка уже корзинку приготовила для наших грибочков. Какие грибочки будем лепить – съедобные или несъедобные? (Ответы детей).

Самостоятельная деятельность детей

Работа в сотрудничестве

Детям, которые затрудняются в работе, оказывается индивидуальная помощь.

Ай да молодцы, ребята, помогли белочке и так быстро столько грибов слепили. Давайте сложим их в корзиночку. Вот тебе, белочка, целая корзина вкусных грибов для твоих бельчат.

— Кого мы встретили в осеннем лесу? Что любит белочка? (Грибы, орешки, ягоды).

— Почему белка была грустная? Как мы помогли белочке? (Ответы детей).

— Что вам больше всего понравилось в нашем осеннем лесу? А что было трудного? (Ответы детей).

Как вы думаете, ребята, почему мы так быстро слепили белочке много грибов? (Ответы детей). Правильно, потому что помогали друг другу, лепили вдвоем.

— Молодцы, ребята, мы сегодня помогли белочке и собрали для нее целую корзину грибочков на зиму, а самое главное то, что мы лепили дружно, вместе, а не в одиночку. Потому так много грибов и слепили.

— Неси, белочка, грибочки в дупло для своих бельчат, готовься к зиме. Давайте попрощаемся с белочкой и скажем «До свидания», ведь мы еще не раз встретимся с ней в лесу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по рисованию «Орехи для белочки» Тема: «Орехи для белочки» Программное содержание: формировать умение узнавать в нарисованном знакомые предметы, рисовать в.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Грибочки для белочки». «Грибочки для белочки». Конспект нод по лепке в младшей группе. Цели: 1) закреплять представления о лесных (диких) животных, 2) учить передавать.

Конспект НОД по аппликации «Грибочки для белочки» Программное содержание. Образовательные задачи:совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить сопровождать.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии «ТРИЗ» Образовательная область.

Конспект НОД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной группе ОНР «Свойства объёма» Программное содержание: – учить детей использовать условную мерку для измерения объема жидкости; – продолжать развивать у детей мыслительные.

Конспект НОД в первой младшей группе с использованием технологии ТРИЗ «Солнышко и дождик» Подготовила и провела Воробьева Марина Валерьевна Москва Цель: выполнять пальчиковые упражнения по подражанию, играть вместе со сверстниками.

Конспект НОД в младшей группе «Грибочки для белочки». Лепка из соленого теста Программное содержание Образовательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с соленым тестом; формировать интерес к работе с тестом. 2.

Технология обучения в сотрудничестве Технология обучения в сотрудничестве. Составитель:Богатырева И. С. 2 слайд Р. С. Буре Коллективная деятельность детей на занятиях имеет большую.

Источник

Опыт работы по технологии сотрудничества в старшей группе

fc4c96cf133264c5cae59c8ebf976889 Анастасия Князева
Опыт работы по технологии сотрудничества в старшей группе

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.

В связи с введением ФГОС ДО перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Как отмечает Р. С. Немов, уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает «стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. При нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие личностные качества». Негативный же опыт общения и взаимодействия приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости и т. д. что в свою очередь приводит к проблемам детей во взаимоотношении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Я считаю необходимым научить детей положительному взаимодействию, умению сотрудничать, мирно договариваться, находить компромиссы в сложных ситуациях.

Развитие данных качеств и способностей детей дошкольного возраста происходит в образовательном процессе, во всех видах детской деятельности, представленных в целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Поэтому, чтобы научить детей бесконфликтному общению, умению действовать сообща, дружно, я стала вести работу по технологии сотрудничества.

Так что же представляет собой технология сотрудничества? Это – педагогическая технология, целью которой является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности развивающего цикла.

Для реализации данной технологиинеобходимо создание и соблюдение следующих условий: развивающая среда, работа с родителями, работа в парах, коллективный труд, решение проблемных ситуаций, дискуссии и др. (основной метод: метод обучения в команде)

Работа с родителями является одним из условий для реализации данной технологии. Именно тесная связь с семьей позволяет сплачивать детский коллектив, организовывать совместный досуг детей за пределами детского сада, что позволяет почувствовать детям единство их команды. Работа с семьей в форме круглых столов, оформления тематических альбомов «Моя семья», «Мои любимые места», КВН, обучающие мастер-классы для родителей в данном направлении позволяют полноценно раскрыть потенциал данной технологии.

Основанием для формирования элементов сотрудничествана развивающих занятиях определены положения и принципы:

1-ый принцип подразумевает то, что обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2-ой принцип: технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

4-ый принцип: поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог, т. е. проводится рефлексия.

Вся моя работа с детьми выстроена на методе обучения в команде. Метод обучения в команде уделяет особое внимание успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами группы. Таким образом, задача каждого ребенка состоит в совместном познании и деятельности, и чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ребенок.

На практике это выражается в следующих негласных правилах («неоспоримых истинах»,которые соблюдают мои воспитанники:

• Получилось у одного – получится у всех! (Аня сегодня замечательно справилась с моим заданием, раз получилось у Ани, то и у вас, ребята, получится. Если не получилось сразу, значит нужно тренироваться, и обязательно все будут это уметь.)

• Делай свое дело, не мешая другим! (Играя с кем-то, помни, что рядом играют, трудятся, находятся другие дети, и ты им можешь помешать, а ведь когда кто-то мешает тебе – твоя игра нарушается, ты чувствуешь себя от этого неприятно)

• Разговаривай тихо! (Вокруг много детей, если каждый будет говорить громко и кричать – будет шумно, это будет мешать играть тебе и другим ребятам, у вас заболит голова)

• Прежде, чем «решать дело кулаками», попробуй словами! (Скажи ребенку, который тебя обидел, что тебе это неприятно, и ему нужно извиниться перед тобой)

• Нужна помощь, обратись к товарищу! (Например, одни дети хорошо завязывают банты, при одевании / раздевании другие дети подходят к ним за помощью, при этом, те дети, которые пока этого делать не умеют смотрят и учатся, потом пробуют сами)

Вся группа заинтересована в усвоении информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам:

2. Индивидуальная (персональная) ответственность каждого ребенка означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому вопросу, заданию.

3. Равные возможности каждого воспитанника в достижении успеха означают, что каждый ребенок приносит своей группе результат (отраженный в похвале, поощрении, который он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других детей этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим детям в получении качественных знаний. умений, навыков для своей команды. Стараясь улучшить свои собственные результаты даже неуверенные и стеснительные дети вносят пользу в общее развитие группы, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным ребенком, оказывается значительнее эффективнее, чем поощрение детей в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае дети понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы ребенок захотел сам приобретать знания. Проблема мотивации самостоятельной деятельности детей не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ребенка, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.

1. Лободина, Н. В. Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО [Электронное пособие] / Н. В. Лободина. – Учитель 2015г.

2. Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников [Текст] / Л. С. Римашевская. – Центр педагогического образования, 2007 г. – 112 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] /.Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=1100

4. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л. Г. Хабарова. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.

Опыт работы по теме «Театрально-игровые технологии» «О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети — взгляд из будущего» Значимость игры в жизни ребенка дошкольного возраста.

Опыт работы по технологии «Фонетическая ритмика» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центра развития ребенка – детского сада № 80 Красногвардейского района.

Опыт работы по инновационной технологии «Арт-терапия как метод оздоровления и психологической коррекции» Опыт работы «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества в работе с детьми старшего.

Опыт работы по теме «Применение ТРИЗ технологии в младшем возрасте» В детском саду воспитателем я работаю всего 3 года. Когда первый раз услышала слово ТРИЗ, даже не могла предположить, что это такое. Но.

Опыт работы по реализации технологии «Ситуация месяца. Праздник игры» 1 слайд Титульный лист 2 слайд Весь мир театр мы все актеры поневоле все сильные судьба определяет роли. Добрый день уважаемые коллеги.

Опыт работы «Развивающие технологии наглядного моделирования как средство обучения детей дошкольного возраста» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Разрешите представить опыт работы по теме: «Развивающие.

Опыт работы на тему «Использование технологии волонтёрства в литературном образовании воспитанников в ДОУ» Сообщение из опыта работы на тему: «Использование технологии волонтёрства в литературном образовании воспитанников в МБДОУ N 1 (корпус 3)».

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» Изменяющиеся условия воспитательно-образовательной деятельности, диктуют необходимость использовать в работе новые средства обучения, развития.

Источник

Комфорт
Adblock
detector