Фототерапия использование фотографий в психологической практике

ФОТОТЕРАПИЯ

Применение фотографии в целях оздоровления, прояснения и решения психологических проблем, а также развития и гармонизации человека нередко связывают с понятием фототерапии. Она может включать работу с готовыми фотографиями и создание оригинальных авторских снимков. Развивающее и исцеляющее воздействие, связанное с восприятием или созданием фотографий, может проявляться и в повседневной жизни людей, однако фототерапия, как правило, включает в себя общение со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом). Разные варианты работы с фотографией также характерны для арт-терапии.

Спонсор публикации статьи: Онлайн-фотошкола Fotoshkola.net – школа современной цифровой фотографии. Фотошкола предоставляет курсы фотографии в Москве, как для новичков, так и для профессионалов. Онлайн-обучение фотографии — это возможность приобрести желаемые навыки не покидая своё любимое кресло.

Современные терапевтические приемы

Фотография иногда успешно используется в психоанализе, примером этого может служить книга Л.Берман «Что скрывается за улыбкой» (Berman L.). Автор пишет, что «благодаря работе с фотографиями, пациент может осознать те чувства, поведение и опыт, которые связаны с его прошлым и пережитыми психическими травмами. Фотография также ценна тем, что стимулирует различные воспоминания. Пациент может вновь пережить те или иные события своего прошлого, забытые чувства и смутные ассоциации, когда он смотрит на фотографии».

Фотография задействует «визуальную память», которая преобладает в раннем детстве. Если в распоряжении клиента имеется несколько или множество фотографий, создаются предпосылки для того, чтобы проследить по ним повторяемость событий и характерных для человека реакций на разные ситуации, что способствует осознанию им своего поведения и источников своих проблем.

Помимо готовых фотографий, которые клиент приносит из дома, в аналитической фототерапии клиент может создавать новые снимки. Такая практика обычно называется активной фототерапией. Допускается также использование созданных психотерапевтом фотографий, которые выступают как своеобразный стимульный материал, позволяющий изучать фантазии клиента и через них выходить на его неосознаваемые внутренние конфликты и потребности.

Одним из примеров терапевтического использования фотографии является книга Д. Вейзер «Техники фототерапии: исследование тайн личных фотографий и семейных альбомов» (Weiser J.). Д. Вейзер подчеркивает, что для большинства людей фотография может быть доступным средством визуального творчества, являясь частью их повседневного опыта.

Во многих отношениях примечательна книга под названием «Фото-арт-терапия: юнгианская перспектива» Дж. Фриреара и И. Корбит (Fryrear J. and Corbit I.). Она интересна тем, что в ней предлагается определенный способ соединения фотографических техник с психоанализом с рисунком. Описывается техника «графической разработки», при использовании которой клиента просят вырезать из фотографии свой образ и приклеить его на чистый лист бумаги. Затем ему дается возможность воспользоваться изобразительными материалами для того, чтобы создать любой рисунок.

Имеется также некоторое количество русскоязычных публикаций, отражающих опыт применения фотографии на основе авторского метода М.Е. Бурно — терапии творческим самовыражением. Применяя метод терапии творческим самовыражением (ТТС), Т.Е. Гоголевич сочетает фотографию с такими частными методиками ТТС, как методика творческого коллекционирования (когда пациенты «коллекционируют» свои впечатления, связанные с посещением городов, картинных галерей и др.), терапия ведением дневника и записных книжек, терапия созданием творческих произведений (когда, например, написанный пациентами рассказ затем иллюстрируется фотографиями), терапия творческим общением с природой, и другими.

Семейный альбом

Элементы фототерапии нередко привносятся в процесс лечения благодаря обращению к семейным альбомам клиентов. Семейный альбомы являются ценным источником информации об истории жизни клиента и его семьи, отношениях между ее членами. При знакомстве с фотодокументами клиента следует обратить внимание на общую эмоциональную атмосферу снимков, выражение лица, позы, пространственное расположение людей относительно друг друга, а также на контекст фотографии — фон, на котором расположены люди, находящиеся в поле зрения объекты.

Следует рассматривать каждый снимок вместе с клиентом и внимательно следить за его реакциями. Надо также уточнить, кто создавал семейный альбом, то есть кому принадлежала решающая роль в отборе снимков и какие осознаваемые или неосознаваемые потребности лежали в основе их выбора. Большое значение будет иметь выяснение того, кто фотографировал различные семейные ситуации; как часто и кто смотрит семейный альбом; какие ситуации представлены в альбоме, а какие — нет; какие члены семьи в нем фигурируют чаще, какие — реже.

Семейный альбом делает наглядными отношения эмоциональной близости или, напротив, отчуждения между членами семьи. Нередко в процессе совместного просмотра клиентом и психотерапевтом фотографий из семейного альбома происходит оживление воспоминаний о разных моментах семейной истории клиента, проявление чувств и осознание отношений. Роли и позиции детей в семье, в зависимости от порядка их появления на свет, хорошо проявляются в том, как они располагаются на фотографиях.

Процесс семейной социализации, то есть привития ребенку определенных норм поведения и ценностей, также можно проследить по фотографиям из семейного альбома. Семейные нормы и ценности могут отражаться в том, каким снимкам отдается предпочтение при создании семейного альбома и как он организуется.

Большая ценность применения фотографии в работе с семьей заключается в возможности для ее членов увидеть нарушения в своих взаимоотношениях, тем самым обеспечивая их фокусировку на определенной проблеме. Нередко совместный просмотр и обсуждение фотографий членами семьи во время психотерапевтических встреч активизируют их взаимодействие друг с другом и позволяют тем членам семьи, которые обычно находятся «в тени», обозначить свою позицию. При этом специалист помогает членам семьи в осознании своих проблем, предлагая им сначала по отдельности сфотографироваться в ходе сессии, расположившись любым приемлемым для них образом перед камерой. Затем члены семьи могут вырезать свои изображения из фотографий и поместить их на общий лист бумаги или доску. При этом они могут изображать фон и любые дополнительные элементы, используя краски, мелки и иные материалы. В качестве дополнительного задания психотерапевт может предложить членам семьи, используя те же фотографические образы и изобразительные средства, создать коллаж, передающий то, какими они хотели бы видеть свои отношения.

Работа с детьми и подростками

В работе с детьми и подростками фотография помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки. Описан опыт применения фотографии в работе с детьми, передаваемыми в приемные семьи. При этом ребенок создает фотоальбом, отражающий его прежние связи и опыт. Альбом помогает смягчить остроту чувств утраты и тревоги. Большую ценность при работе с детьми и подростками может иметь их фотографирование психотерапевтом и другими детьми (если работа проводится в группе), а также создание ими фотографий разных ситуаций и предметов. Фотографирование ребенка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе.

Й.Э. Кук (2000) описывает некоторые варианты применения фотографии при проведении игровой психотерапии с детьми. Она, в частности, отмечает, что «использование фотоаппарата в работе с детьми имеет множество достоинств. Ценны не только готовые снимки, но и сам процесс выбора кадров и съемки. Варианты применения этой техники включают создание «книги воспоминаний» детьми из приемных семей, а также детьми, переехавшими на новое место жительства или переведенными в новую школу. Ребенок может скомпоновать специальный альбом, посвященный друзьям, любимому животному, увлечениям, успехам в различных делах. Он может создавать из серии фотокарточек «альбом-автобиографию» и различные «рассказы в картинках», в которых он участвует в качестве главного героя.

Активная фототерапия отвечает некоторым особенностям подростков. Для них, в частности, характерно обостренное чувство «я», из-за чего словесное самораскрытие в группе или во время индивидуальной психотерапии воспринимается ими как небезопасное. Активная фототерапия позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Создание ими фотоснимков может рассматриваться как своеобразный способ контроля над внешними объектами и ситуациями и дает подросткам ощущение собственной силы и значимости. Важное значение при этом имеет возможность самостоятельного выбора объектов для съемки, «игры» с реальностью, а также относительно безопасного исследования мира взрослых отношений и собственной внешности. Благодаря активной фототерапии подросток может ощутить себя художником и в лучшую сторону изменить свое представление о себе и своих возможностях.

Использование фотографий, так или иначе ассоциирующихся с травматичным для клиента опытом, может быть психологически рискованным. Такой опыт подвергается вытеснению, и его актуализация при просмотре некоторых фотографий может причинить клиенту новые страдания. На определенном этапе психотерапии работа с такими фотографиями может в то же время быть весьма плодотворной. Большое значение может иметь то, что снимок, как неподвижный зрительный образ, более психологически безопасен для клиента, нежели динамические визуальные образы (спонтанные наплывы которых в виде образных воспоминаний о пережитом часто испытывают клиенты с ПТСР). Определенные манипуляции с фотографиями, в том числе их уничтожение либо дополнение новыми элементами за счет дорисовывания или создания фотоколлажа, способны смягчать остроту переживаний.

В некоторых случаях при работе с жертвами сексуального насилия используется техника диалога с фотографическими образами. Осознание собственной невиновности в случившемся иногда пробуждает в клиенте направленное на воображаемого насильника сильное чувство гнева. Никогда ранее не переживавшие и не выражавшие такое чувство люди могут дать ему в ходе психотерапии выход.

Подобные катарсические приемы в определенных случаях обеспечивают освобождение клиента от негативного опыта прошлого. На определенном этапе психотерапии в целях переориентации клиента на взрослые роли Холл и Ллойд (Hall & Lloyd, 1989) предъявляют клиентам фотографии с их изображением в разных ситуациях взрослой жизни, либо фотографии их детей.

Возможности и задачи использования фотографии

Мы видим следующие варианты включения фотографии в программы коррекционной, психопрофилактической, реабилитационной и развивающей направленности.

1. Фотография может использоваться однократно или эпизодически, в особенности на определенных этапах работы, когда у клиента или участников группы возрастает желание ее применить. При этом они могут быть движимы простым любопытством, желанием получить новый творческий опыт, достичь более тесного контакта с реальностью, несколько дистанцироваться от чувств, получить зримое подтверждение произошедшим в них изменениям, запечатлеть особенно значимые для них моменты работы или иными потребностями. Эти потребности могут иметь временный характер, и после всплеска интереса к фотографии клиент может перейти к использованию других средств и материалов. Специалист при этом должен, по возможности, разобраться в том, каким потребностям клиента или группы отвечала фотография, и если окажется, что обращение к ней связано со значимыми тенденциями развития, он может более активно поддержать их интерес к фотографии.

2. При наличии у клиента или группы устойчивого интереса к использованию фотографии можно применять ее регулярно на протяжении всего процесса работы. При этом специалист может либо предлагать полную свободу действий и, следуя принципам недирективного подхода, обеспечивать оптимальные условия для работы и помогать клиентам выразить свои чувства и представления, либо предложить им определенные техники и упражнения, позволяющие организовать работу и сфокусироваться на решении конкретных задач.

3. Возможна также организация специальных фототерапевтических групп, работающих в формате психотерапии или тренинга и применяющих фотографию в качестве основного рабочего инструмента.

Различные варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учетом состава участников: занятия могут быть индивидуальными или групповыми, а также проводиться с семьями. Кроме того, при занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу.

41 1Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие — с их созданием в ходе занятий или между занятиями. И в том и в другом случае работа может протекать относительно спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать более четкой постановки задач и использования конкретных техник, игр и упражнений. Так, при обсуждении готовых снимков участники группы могут фокусировать внимание лишь на определенных аспектах опыта, например на том, в какой мере их детские фотографии отражают влияние семьи и культуры, а фотографии текущего периода их жизни — их гендерные предпочтения и роли.

Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий клиент или участники группы могут самостоятельно выбирать для себя тему и любые объекты для съемки, либо ведущий группы предлагает им ту или иную тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки города», «Мир взрослых и мир детей» и др. Эти темы могут быть связаны с запросом клиента или группы и актуальной для них психологической проблематикой. И в то же время их деятельность может быть достаточно эффективной и в том случае, если они будут работать «в обход» ведущих проблем, поскольку это обеспечит большую психологическую безопасность и возможность самораскрытия. Это отчасти связано с «проективной» природой фотографии, когда, выбирая для съемки и последующего обсуждения какой-либо объект, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания.

В некоторых случаях с лечебно-коррекционной и развивающей целью бывает очень полезно провести съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Так, например, съемка на природе сама по себе способна обеспечить сенсорную стимуляцию, вызвать положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съемка может производиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определенных случаях также может быть весьма полезно, помогая клиенту, например, осознать природу своего социального поведения и установок и подготавливая его к встрече с реальностью.

Варианты использования фотографии могут также варьироваться в зависимости от того, какими еще формами творческой деятельности клиента или участников группы она дополняется. Так, изготовление снимков может сочетаться с созданием фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» и в этом случае будет предполагать изобразительную деятельность. Также фотография может сочетаться с сочинением историй или минисценариев, что будет связано с литературным творчеством.

Фотографирование может дополняться применением техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда, например, съемка производится во время движения участников группы: это дает им возможность увидеть и осознать особенности своей телесной экспрессии.

И наконец, фотография может применяться в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов и грима и пр.

Зарубежный и отечественный опыт применения фотографии в психологической практике обобщен в книге «Фототерапия» (под редакцией А.И. Копытина), вышедшей в 2006 г. в издательстве «Когито-Центр» в Москве. Обучение приемам фототерапии входит в образовательную программу «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе», реализуемую на базе Института практической психологии «Иматон».

В настоящее время в этом же институте проводится специализированный семинар-тренинг по фототерапии.

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. — М.: Медицина, 1989.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академический проект, 2002.

3. Гоголевич Т.Е. Некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-центр, 2006.

4. Кук Й. Использование фотоаппарата в ходе игровой терапии // Практикум по игровой психотерапии / Под ред. Х. Кэдьюсон и Ч. Шеффера. – СПб.: Питер, 2000.

5. Berman, L. (1993) Beyond the Smile. The Therapeutic Use of the Photograph. London: Routledge.

6. Fryrear J. and Corbit I. (1992) Photo Art Therapy: A Jungian Perspective. Springfield, Il.: Charles C. Thomas.

7. Hall, L. & Lloyd, S. (1989) Surviving Child Sexual Abuse. London: Falmer Press.

Источник

Фототерапия как инструментарий психотерапии

1474309054 fototerapiya

В статье описываются специфические техники использования фотографии в психотерапевтической практике, объединенные в понятие фототерапии канадским психотерапевтом Дж. Вайзер и на настоящий момент мало известные в России. Рассмотрено отличие данного понятия от арт-терапии и терапевтической фотографии. Обозначены функции фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения в терапии и находят отражение в фототерапии. Приведены примеры использования фототерапии в мировой практике. Сделаны выводы об аудитории и спектре психологических проблем, в работе с которыми данный инструментарий показывает свою эффективность.

Фотография зародилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности — от архитектуры до криминалистики. Только сейчас она находит применение в лечебнокоррекционной сфере и психологии.

В настоящее время в психологической практике есть методики, которые используют творческий потенциал человека. Большинство из них нашли воплощение в арт-терапии — терапии с применением различных средств выразительности. Однако высокая абстракция конечного продукта данной терапии сужает область ее применения.

В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии. Его уникальные свойства вывели фото из поля арт-терапии и открыли новые возможности для лечебно-коррекционной деятельности. Данный подход получил название фототерапии. Фототерапия — это набор взаимосвязанных психотерапевтических техник с использованием во время терапевтической сессии фотографий, вызывающих у клиента эмоциональный отклик. Она позволяет решать самые разные задачи: от раскрытия потенциала личности и работы с детскими воспоминаниями до борьбы с дисморфофобическими расстройствами и проблемами половой идентификации [Вайзер, 2009]. Глубокое исследование вопроса, проведенное автором, приводит к выводу, что, несмотря на название, фототерапия по своей сути является инструментарием для терапевтической работы.

В настоящее время данный способ использования фотографии мало известен в России: практически не освещаются возможности использования фототерапии, мало научных исследований этой области и еще меньше квалифицированных специалистов. Зарубежные формы подхода в нашей стране практикуют и распространяют А.И. Копытин (2010) (Санкт-Петербург) и О.И. Перевезенцева (2010) (Москва).

Цель данной работы — показать необходимость применения данного инструментария в психотерапевтической практике. Для этого мы ставим следующие задачи:

1. Рассмотреть и сравнить подходы к использованию фотографии в психотерапии и отделить понятие фототерапии от других понятий.
2. Привести примеры проведения фототерапевтических проектов и представить обратную связь от участников; обосновать эффективность данного инструментария в психотерапевтической практике.
3. Сделать выводы об аудитории, для которой данный подход может быть эффективным.

Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями человека, а также создание снимков в процессе терапии [Weiser, 2002]. Ключевой момент — это создание и/или восприятие фотографических образов, обсуждение и различные творческие преобразования: тематические сочинения, рисование, коллаж, инсталляция готовых снимков, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними: сценическое представление, движение и танец и т. д. [Вайзер, 2009].

В 1990 году Дж. Вайзер провела первый мастер-класс по фототерапии за пределами Канады. После этого различные формы подхода стали использоваться и разрабатываться специалистами во всем мире: Д. Краусс (1983), Д. Стюарт (1979), Б. Закем (1977), А. Энтин (1985) в США; Й. Спенс и Р. Мартин (1985) в Англии; М. Саволайнен (2009) в Финляндии; К. Нуньез (2012) в Испании, А. И.Копытин (2009), О.И. Перевезенцева в России и др.

Дж. Вайзер, как основоположник подхода, разделила способы использования фотографии в терапии на 3 составляющие: арт-терапия, фототерапия, терапевтическая фотография.

Д. Краусс и Дж. Вайзер считают, что у фототерапии и арт-терапии есть общая основа — они являются символическим предположением о реальности. Разница состоит в конкретном средстве выразительности (фотография является более реалистичной). Однако, как подчеркивает Д. Краусс (1993,1999), работа с символами здесь происходит по-разному: арт-терапия предполагает, что человек демонстрирует свое внутреннее состояние, собственные представления о происходящем, и он выражает это путем творчества; фототерапия использует внешние реальные символы, через которые человек интерпретирует свое состояние (это может быть проекция своих переживаний на живой объект съемки или предмет, рассказ от его лица; анализ старых семейных снимков; запечатление на фото субъективно важных для человека элементов окружающего пространства для понимания эмоциональных привязок, анализа воспоминаний, и т.д.)

Фототерапия используется терапевтами в непосредственной работе с человеком, а терапевтическая фотография предполагает, что съемка осуществляется за рамками психотерапевтической сессии: для личностного роста, погружения в творческое состояние, изменения мировоззрения — как личного, так и политического, социального и др., укрепления социальных связей или в рамках группового общественного проекта (например, проект «PhotoVoice», позволяющий открыто заявлять о себе и своих проблемах через фотографию). Фототерапия также допускает создание снимков самим терапевтом (Р. Мартин, М. Саволайнен), когда человек находится в определенных условиях и состояниях, будь то погружение в некий возрастной период, примерка социальной роли или иное.

Таким образом, арт-терапия направлена на самовыражение человека путем творчества, и конечная цель этого может варьировать; если человек сделал серию направленных на определенную цель снимков и обсуждает это с терапевтом, это относится к фототерапии; если же снимки остаются для его личного осмысления, речь идет о терапевтической фотографии. Сравнение различных подходов к использованию фотографии в терапии представлено в таблице 1.

Дж. Вайзер видит терапию, связанную с искусством и, в частности, с фотографией как процесс (или «континуум»): изобразительное искусство во время психотерапии с одной стороны и изобразительное искусство как спонтанная терапия с другой стороны (рис. 1). Иными словами, терапия может включать элементы творчества, и наоборот — искусство может трансформироваться в инструмент лечебно-коррекционной деятельности; сущность определяется соотношением этих элементов. Аналогичный подход справедлив в отношении практик фототерапии и терапевтической фотографии, на одном полюсе которого — фотография в процессе психотерапии, а на другом — фотография как терапия (терапевтическая фотография).

1474308440 fototerapiya

Главный представитель российской фототерапии А. И. Копытин выделил 11 функций фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения в терапии [Копытин, 2003]:

1. Фокусирующая/актуализирующая функция позволяет пережить заново события прошлого, переосмыслить их уже в настоящем контексте, завершить негативную ситуацию в более положительном ключе. Эта функция находит применение, например, в методике «Реконструирующей фотографии» Р. Мартин.

2. Стимулирующая функция — активирует сенсорные системы (зрение, кинестетика, тактильная чувствительность и др.), требует мобилизации чувств и изобретательности. Это нужно при воплощении идей человека: через какие символы он это передает, каковы объект и условия съемки творческой композиции; при вхождении в образ для портрета и автопортрета и т.д.

3. Организующая функция — координация различных систем при съемке и при последующем восприятии фотографий: сенсорных, воображения, ассоциаций и т.д.

4. Объективирующая функция перекликается с фокусирующей. Ключевой момент — в способности фотографии наглядно представлять человеку его переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках. С помощью этой функции происходит самоидентификация — осознание себя представителем определенной культуры, профессии, национальности и др. По мнению автора, главное — то, что человек может понять, в какой степени его образ соотносится с ощущением себя и с восприятием его другими, что ведет к представлениям о том, что хотелось бы изменить.

5. Функция отражения динамики позволяет наблюдать изменения человеческого облика, его внутреннего состояния, отслеживать его собственную интерпретацию снимков с течением времени. Рекомендуется делать серию фотографий на протяжении периода времени, определяемого с учетом поставленных в рамках терапии задач и индивидуальных особенностей клиента.

6. Смыслообразующая функция помогает человеку увидеть смысл поступков и переживаний — как своих собственных, так и других людей. Вместе с объективирующей и фокусирующей данная функция дает возможность посмотреть на события и людей отстраненно: иначе воспринять прошлое, открыть новый смысл.

7. Деконструирующая функция дополняет смыслообразующую. Основная задача — донести до человека мысль, что его трактовка поступков и переживаний может быть изначально навязанной извне, т.е. быть конструктом (термин постмодерна). Количество вариантов понимания одних и тех же единиц информации не ограничено, но мы учимся делать это так, как принято в окружающих нас условиях: усваиваем социальные правила и нормы, чтобы понимать друг друга, говорить на одном языке и адаптироваться.

Доминирующая в обществе мораль не всегда объективна, целесообразна и комфортна для отдельного человека. Она, в свою очередь, может сама зависеть от идеологии правящих, и эта идеология будет поддерживать в обществе те модели, которые ее укрепляют, и представление о реальности будет преломляться под определенным углом.

Задача фототерапии — освобождение человека от ложных для него конструктов и создание более органичной для него системы, отражающей его реальность.

8. Функция рефрейминга помогает человеку по-новому воспринять себя, поместив себя в события или условия, которые в реальности не имели места, например, с помощью коллажа. Здесь могут использоваться разные изображения: фото других людей, на которых человек не присутствовал, картины событий исторических эпох и др. Данная функция очень близка к методу рефрейминга в нейро-лингвистическом программировании [Болмэн, Терренс, 2005].

9. Удерживающая (контейнирующая) функция предполагает, что человек через фотографию может выразить собственные переживания — путем сублимации в творчестве его чувства «удерживаются», направляются в иное русло и не находят отражения в реальности в иных формах (возможно, чрезмерной) экспрессии.

10. Экспрессивно-катарсическая функция предполагает, что с помощью фотоаппарата человек может сам создавать снимки, отражающие его эмоциональные состояния, представления о чем-либо и очищаться от тяжелых переживаний, обсуждая их с терапевтом или в группе. Человек может выступать «моделью» и по направлению фототерапевта входить в различные состояния, воплощать любой образ. Здесь человек может отождествлять себя с объектом на фотографии (растением, животным, предметом) — феномен проективной идентификации. Этот метод чаще всего используется в терапевтической фотографии и нашел отражение в технике Р. Мартин [Martin, 1990].

11. Защитная функция помогает человеку обезопасить себя в разных аспектах: абстрагироваться от изображения на фотографии; принять решение, что именно ему снимать и когда и кому показывать снимки. Это ощущение владения ситуацией способствует благоприятному исходу терапии.

В заключение приведем примеры использования фототерапии в работе с различными проблемами людей.

В 2009—2011 годах был реализован проект «Обучение и исцеление с помощью фототерапии» — «Learning and Healing with Phototherapy» [Halkola; Koffert; Koulu; Krappala; Loewenthal; Parrell.; Pehunen, 2011] с участием психотерапевтов, медицинских работников, преподавателей и художников. Целью проекта было развитие и распространение фототерапии среди мировых представителей медицины и психологии, а также рост уровня благополучия общества и предотвращение изоляции отдельных его слоев.

Часть семинаров была посвящен людям с особенностями гендернополовой идентификации: интерсексуалам (ранее именовавшимся гермафродитами) — людям с половыми признаками и элементами строения тела одновременно и мужчины, и женщины — и другим трансгендерам, чья совокупность хромосомного набора и психологических параметров не вписывается в традиционную дихотомическую шкалу, в которой пол и гендер совпадают [Halderman, 2000].

Вместе с педиатром М. Венхолой (Финляндия) М. Саволайнен разработала индивидуальный подход к данной категории людей. В проекте участвовали 15 человек 25—60 лет. Специалисты работали с личными и семейными фотографиями для раскрытия персональных особенностей и социальных ролей участников. В процессе были пересмотрены сюжеты их семейных историй для создания более правдивой картины жизни и на основе этого были разработаны новые концепции семьи с учетом индивидуальных особенностей группы. К работе в проекте привлекались и близкие участников, проводились работы в парах. На всем протяжении терапии участники вели дневники, где они могли отследить свою личную историю — с наглядным представлением периодов половой дисфории, дисморфофобии и способов совладания с этими проблемами. Эти материалы помогали им в дальнейшей работе над созданием позитивного представления о своем теле.

Участники проекта подчеркивали важность взаимодействия, основанного на равном диалоге. Совместная работа с близкими помогла людям наладить взаимопонимание, отнестись к ситуации более деликатно и внимательно, создать вместе сильную команду по борьбе с трудностями. Поддержка организаторов и других участников способствовала созданию у аудитории ощущения, что их действительно видят, что они значимы, а их проблемы решаемы [Halkola; Koffert; Koulu; Krappala; Loewenthal; Parrella; Pehunen, 2011].

Другой пример — исследовательский проект Р. Мартин «Демонстрируя себя, демонстрируя старение» («Representing self, representing aging») с привлечением женщин зрелого и пожилого возраста. Фототерапевт разработала для участников проекта сценарии, с помощью которых они могли бы выявить проблемы, возникающие в процессе старения: в рамках собственной личности, при выполнении определенных социальных ролей и т.д. Им было предложено создать фотодневники и пересмотреть взгляды на свой возраст.

Мартин также стремилась, чтобы люди по ту сторону объектива научились отличать подлинные истории своей жизни от того, что сохранилось в памяти по рассказам других [Grover, 1990]. Работая в паре с каждой женщиной, она предлагала рассказать им свою версию жизни.

В интервью одна из участниц делилась мыслями: «Вопрос, который я задавала себе перед тем, как мы начали — это думаю ли я о себе как о пожилой женщине. И ответ, на самом деле, да — мне почти 60. Как я могу так не думать? Мне хочется верить, что все то хорошее, что я сделала, не будет полностью стерто из памяти других к моменту моего 60-летия, и что все будут думать, что ты уже другой человек. Есть что-то в ожиданиях общества, чему иногда тяжело противостоять» [Photo-Therapy].

Каждая участница находила что-то свое: мечты о желаемой когда-то профессии; черты характера, которые хотелось бы развить; понимание, что их жизнь продолжается и полна красок и др. Также они задумались, в каких образах женщина предстает в обществе, как воспринимается: студентка, мать, работающая женщина, женщина определенной профессии и т.д. Все это помогло им обрести состояние гармонии.

Итак, исходя из функций фотографии, а также областей, в которых работают фототерапевты, можно сделать вывод об аудитории, в работе с которой данный инструмент психотерапии, на наш взгляд, показывает свою эффективность:

— люди с проблемами принятия возрастных изменений (подростки с особенностями строения тела; люди старшего возраста и др.);
— люди с проблемами адаптации в обществе (в связи с особенностями характера; люди из детских домов и пр.);
— люди с особенностями гендерно-половой идентификации (различные виды трансгендерности) и представители ЛГБТ-сообщества;
— люди с депрессиями, расстройствами настроения;
— люди с нарушением пищевого поведения (анорексия, булимия и др.);
— люди, злоупотребляющие веществами (алкоголь, наркомания, табакокурение и др.);
— люди, оказавшиеся в сложной семейной ситуации;
— люди с посттравматическим стрессовым расстройством;
— люди с ограниченными возможностями;
— люди с неизлечимыми болезнями и т.д.

Суммируя выше сказанное, можно сделать вывод, что фототерапия как инструмент психотерапии имеет большой потенциал применения в практике психологов (в т.ч. клинических), социальных работников и других представителей помогающих профессий при работе с самыми разными задачами: от раскрытия потенциала личности и работы с детскими воспоминаниями до борьбы с дисморфофобическими расстройствами и проблемами половой идентификации.

Кевац М.А. Фототерапия как инструментарий психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 3. С. 117–126. doi:10.17759/cpp.2015230309

Источник

Комфорт
Adblock
detector