Формы образования примеры фондовой и использования финансовых ресурсов

Формы образования примеры фондовой и использования финансовых ресурсов

2.Финансовые ресурсы: определение, фондовая и нефондовая форма, образование и использование ресурсов. Финансовые резервы.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Источник

Финансовые ресурсы: определение; фондовая и нефондовая форма образования и использования финансовых ресурсов. Финансовые резервы.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Финансы: определение, специфические черты. Концептуальные подходы к определению сущности финансов. Распределительный и воспроизводственный.

Финансы – экономическая категория, совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Признакифинансов:

· формирование денежных фондов и доходов;

· использование денежных фондов;

· контроль за их формированием и использованием.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта(Родионова, Дробозина, Лушин). В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми.

Другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена(Моляков, Шохин, Сычев). Приверженцы этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, и, прежде всего, в сфере непосредственного создания национального дохода. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы: определение; фондовая и нефондовая форма образования и использования финансовых ресурсов. Финансовые резервы.

Финансовые ресурсы –денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Источники: стоимость ВВП, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Формирование и использование фин. ресурсов осуществляется в фондовой и нефондовой формах. Фондовая форма предопределена потребностями органов гос. власти и местного самоуправления для обеспечения своего функционирования и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. Черты:

· обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы средств;

· в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

· всегда создается для финансирования какой либо цели;

· имеет правовое обеспечение, где регулируются вопросы порядка его образования и использования;

Преимущества: четкая регламентация порядка порядка образования и использования, концентрация ресурсов для выполнения неотложных задач, облегчает контроль за формированием и использованием.

К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней, внебюджетные фонды.

Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. Нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов характерна для субъектов хозяйствования.

Источник

Формы образования примеры фондовой и использования финансовых ресурсов

При широком использовании термина «финансовые ресур­сы» толкование его различно. В России он впервые был приме­нен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребнос­тей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от ма­териальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким об­разом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ре­сурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствова­ния. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычле­нить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финан­совые ресурсы не могут быть вне отношений собственности.

И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, отно­сится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественно­го воспроизводства части денежных доходов и накоплений насе­ления.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различно­го рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребносте.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние: сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

— выручка от реализации продукции, работ и услуг;

— выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов, производственных запасов и т.п.);

— внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

— средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных мероприятий, амортизационные отчисления, резерв­ные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капи­тальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

• взносы учредителей и членские взносы;

• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреж­дений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией поме­щения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность мо­гут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у кото­рых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

— налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

— неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

— безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

· это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

· в результате обособления денежный фонд начинает функ­ционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность от­носительна, происходит постоянное пополнение и использова­ние средств;

· всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

· имеет правовое обеспечение, в котором регулируются воп­росы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Фор­мирование обособленно функционирующих финансовых фон­дов с четкой регламентацией порядка их формирования и ис­пользования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее уп­равлять ими и облегчает контроль за их формированием и ис­пользованием. Однако если ранее фондовая форма была основ­ной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государ­ственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламен­тирована государством. Порядок использования финансовых ре­сурсов коммерческими организациями определяется их учреди­тельными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм.

Часть ресурсов субъектов хозяй­ствования может быть направлена на образование фондов целе­вого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов).

Использование финансовых ресурсов на вы­полнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банковскими учреждениями, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуще­ствляется в нефондовой форме.

Источник

Финансовые ресурсы

Понятие государственных финансовых ресурсов

Понятие “ресурс” обычно трактуется как запас, источник и средство, к которому обращаются в необходимых случаях.

Финансовые ресурсы государства — это совокупность всех фондов денежных средств и поступлений, которыми располагает государство, его хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды организаций).

Необходимость установления объема финансовых ресурсов связана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированности финансовых ресурсов с капитальными и материальными затратами.

Неточности в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьшение финансовых ресурсов при определении их объема приводит к структурной несбалансированности, к нарушению финансирования инвестиционных программ.

Объемы государственных финансовых ресурсов определяются прежде всего источниками их образования. Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход.

Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении организаций, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются для покрытия затрат производства.

Одним из главных источников формирования финансовых ресурсов государства выступают денежные доходы организаций производственной сферы. Прежде всего к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления. Поэтому вторым важным источником формирования финансовых ресурсов является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимости основных производственных фондов.

Кроме того, значительными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления организаций в различные внебюджетные социальные фонды, централизованные фонды социального, имущественного и личного страхования.

Централизованные финансовые ресурсы — это результат перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

Также централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств, полученных от реализации государственных ценных бумаг (например, облигаций), займов и т. д.

Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.

Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, фондах имущественного и личного страхования.

Целесообразно включать в финансовые ресурсы также кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв, закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других фондов.

Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, поступающие от организаций и населения, находящиеся в распоряжении государства и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в экономике. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство.

Финансовые ресурсы государства и организаций являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления формированием, использованием и движением денежных потоков.

Формирование финансовых ресурсов организаций

Финансовые ресурсы организации — это совокупность всех денежных средств и поступлений, имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

На уровне организации финансовые ресурсы используются на образование денежных фондов целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др.), выполнение обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, страховыми органами и другими организациями. Финансовые ресурсы используются также для финансирования затрат на приобретение сырья, материалов, оплату труда и др.

Финансовые ресурсы организаций формируются за счет собственных средств и привлеченных средств. Основным источником формирования финансовых ресурсов для организации является прибыль.

Прибыль — это денежное выражение накоплений, создаваемых организациями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат деятельности организации.

Прибыль выполняет две функции:

В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника.

Прибыль характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности организаций, поэтому рост прибыли хозяйствующих субъектов свидетельствует об увеличении финансовых резервов и укреплении финансовой системы государства.

Конечным результатом производственной и финансовохозяйственной деятельности организаций является получение балансовой прибыли, которая включает прибыль от производства и реализации основной продукции (работ, услуг), от реализации прочей продукции, а также сальдо прибылей и убытков от внереализационных операций (штрафы, пени, неустойки и т. п.).

Наряду с прибылью в организациях имеются и другие источники формирования финансовых ресурсов (см. рис. 3.1).

3 1
Рис. 3.1. Структура и источники финансовых ресурсов организации

Назовем общие принципы формирования финансовых ресурсов организаций.

Принцип 1. Финансовые ресурсы в организациях формируются за счет собственных средств, субсидий и привлеченных средств.

Первоначальное создание собственных финансовых ресурсов происходит в момент учреждения организации, когда образуется уставный фонд (уставный капитал).

Источниками образования уставного фонда в зависимости от организационно-правовых форм могут быть:

Основными источниками финансовых ресурсов в действующих организациях выступает выручка от реализованной продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления. Частично они формируются за счет поступлений в порядке перераспределения средств (страховое возмещение, дивиденды, бюджетные субсидии).

Принцип 2. Финансовая деятельность организаций планируется на предстоящий хозяйственный год с учетом показателей и результатов деятельности за прошлый и прогнозов на предстоящий период.

Цель составления финансовых планов — определение возможных финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования объемов хозяйственной деятельности, доходов и расходов. В планах закладываются создание финансовых резервов и отчисления в централизованные фонды; отражается направление финансовых средств на финансирование оборотных средств в основной деятельности и на финансирование инвестиционной деятельности (образование фонда капитальных вложений).

Принцип 3. Обеспечение сохранности собственных оборотных средств. Предполагается, что оборотные средства должны сохраняться в полном объеме. Если сумма собственных оборотных средств будет уменьшаться, то организация может потерять финансовую устойчивость и в конечном счете стать банкротом.

Амортизационный фонд как источник финансовых ресурсов

Амортизационный фонд — это денежные средства, накопленные за счет амортизационных отчислений основных производственных средств (основных фондов) и предназначенные для восстановления изношенных основных средств и приобретения новых.

Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену продукции (товаров). Организации обязаны накапливать суммы амортизационных отчислений, “откладывая” их из выручки за проданную продукцию в амортизационный фонд. Величина годовых амортизационных отчислений определяется по нормам от стоимости объекта основных фондов.

Амортизация начисляется ежемесячно, т. е. имеет постоянный и непрерывный характер. Расходуются средства фонда на возмещение износа (восстановление, обновление) основных фондов периодически, т. е. расход средств осуществляется в процессе их воспроизводства по истечении нормативных сроков службы. До этого момента они свободны и могут быть использованы как источник финансовых ресурсов для воспроизводства оборотных фондов.

Одной из важных проблем в системе амортизационных отчислений является совершенствование норм амортизационных отчислений, использование методов ускоренной амортизации основных фондов, главным образом активной их части — машин и оборудования.

В Российской Федерации начисление амортизации объектов основных фондов производится одним из следующих способов:

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и нормы амортизации объекта.

Пример. Приобретен объект стоимостью 120 тыс. руб. со сроком использования 5 лет. Годовая норма амортизационных отчислений — 20%. Отсюда годовая сумма амортизационных отчислений составляет

120 000 · 20 : 100 = 24 000 руб.;

при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта основных фондов на начало отчетного года, нормы амортизации и коэффициента не выше 3, установленного организацией.

Пример. Приобретен объект основных фондов стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Годовая норма амортизации объекта, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляет 20%. Эта норма увеличивается на коэффициент ускорения, равный 2, и составит 20 · 2 = 40%. Отсюда годовая сумма амортизационных отчислений равна 120 000 · 20 : 100 · 2 = 48 000 руб. или 120 000 · 40 : 100 = 48 000 руб.

В первый год эксплуатации годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости. Во второй год эксплуатации амортизация исчисляется в размере 40% от остаточной стоимости, т. е. (120 – 48) · 40 : 100 = 28,8 тыс. руб., и т. д.;

при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных фондов и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.

Пример. Приобретен объект основных фондов стоимостью 120 тыс. руб. со сроком полезного использования 5 лет. Сумма чисел срока службы составляет 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5). В первый год эксплуатации указанного объекта может быть начислена амортизация в размере 5/15, или 33,3%; во второй год — 4/15, или 26,7%; в третий — 3/15, или 20%; в четвертый — 2/15, или 13,3%; в пятый — 1/15, или 6,7%.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных фондов в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

В случае ввода в эксплуатацию объекта основных фондов в течение отчетного года годовой суммой амортизации считается сумма, определенная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, до отчетной даты годовой отчетности.

Пример. В апреле отчетного года введен в эксплуатацию и принят к бухгалтерскому учету объект основных фондов первоначальной стоимостью 120 тыс. руб. Срок использования — 5 лет, годовая норма амортизации — 20% При линейном методе определения амортизации по принятому в апреле объекту амортизация в первый год использования составит 20 · 8 : 12 = 13,33%, т. е. 16 тыс. руб. (120 000 · 13,33 : 100), где 8 — число месяцев эксплуатации оъекта в первом году.

В случае выбытия объекта и списания его с бухгалтерского учета (или полного погашения стоимости этого объекта) амортизационные отчисления по объекту основных фондов прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия и списания этого объекта или полного погашения стоимости объекта.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример. Куплен автомобиль стоимостью 600 тыс. руб., его гарантированный пробег — 400 тыс. км. За первый год пробег составил 40 тыс. км. Следовательно, сумма амортизационных отчислений, исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема работ, составит 40 000 · 600 000 : 400 000 = 60 000 руб.

Следует иметь в виду, что не все средства труда относятся к основным фондам и, следовательно, не по всем средствам начисляется амортизация.

С точки зрения финансового учета объект основных средств организации — это актив, используемый при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления в организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; способный приносить организации доход в будущем; перепродажа которого не предполагается.

Организация может в учетной политике установить лимит (но не более 40 тыс. руб.), в пределах которого объекты, удовлетворяющие указанным выше условиям, могут отражаться в составе оборотных средств (материальнопроизводственных запасов), а не основных фондов.

Начисление амортизации по объектам основных фондов, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизационных отчислений, производимых арендатором по имуществу, полученному по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

Не подлежат амортизации земельные участки, объекты природопользования и другие объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.

По объектам жилого фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизационных отчислений производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.

Амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) амортизируемые основные средства (имущество) объединены в следующие амортизационные группы:

Нематериальные активы включаются в амортизационные группы исходя из срока полезного использования, определенного на основе срока действия патента, свидетельства и (или) других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством, а также на основе полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По тем нематериальным активам, по которым нельзя определить указанный срок, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Правительством РФ.

Организация вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается организацией в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Налогоплательщик имеет право включить в состав расходов налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к первой, второй, восьмой — десятой амортизационным группам, и в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам.

Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Организации в целях исчисления налога на прибыль рассчитывают амортизационные платежи одним из следующих методов:

Сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно. При применении нелинейного метода начисления амортизация производится отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе), а при применении линейного метода — по каждому объекту амортизируемого имущества.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом вне зависимости от установленного в учетной политике метода начисления амортизации в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию соответствующих объектов, а также основных средств, используемых при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, применяется линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта (или амортизационной группы при применении нелинейного метода), исходя из его срока полезного использования.

Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества при этом определяется по формуле

K = 1/n * 100%,
где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

При применении нелинейного метода используют следующий порядок расчета сумм амортизации. На 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения установлено применение этого метода, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе), в порядке, установленном ст. 322 НК РФ.

Для амортизационных групп и входящих в их состав подгрупп суммарный баланс определяется без учета объектов амортизируемого имущества, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии с п. 3 ст. 259 НК РФ.

По мере ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества первоначальная стоимость таких объектов увеличивает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы). При этом первоначальная стоимость таких объектов включается в суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда они были введены в эксплуатацию.

При изменении первоначальной стоимости основных средств в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость указанных объектов, учитываются в суммарном балансе соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

Сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации, установленных п. 5 ст. 259.2 НК РФ, по следующей формуле:

А = В * k /100
где A — сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы);
B — суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы);
k — норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

В целях применения нелинейного метода используют следующие месячные нормы амортизации (п. 5 ст. 259.2 НК РФ):

Если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ и (или) осуществляет расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по подп. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ, объекты амортизируемого имущества, к которым применяются такие коэффициенты, а также объекты, используемые для выполнения НИОКР, формируют подгруппу в составе амортизационной группы, и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно. Все правила создания или ликвидации группы, увеличения или уменьшения суммарного баланса группы распространяются на такие подгруппы, и к ним применяется норма амортизации, уточненная с помощью повышающего (понижающего) коэффициента.

Изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет. Для обратного перехода такого жесткого ограничения не установлено. Иными словами, перейдя с нелинейного метода на линейный, организация вправе перейти обратно уже через год. Преимущество нелинейного метода начисления амортизации — возможность ускоренного списания стоимости объекта.

Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве

Поскольку необходимость финансов обусловлена рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений; действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе и финансового обеспечения воспроизводственного процесса — целесообразно рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.

Одна из важных задач государства — решение проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе экономики. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются прежде всего в экономической сущности финансов, их распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве:

Рассмотрим некоторые пункты подробнее.

Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов — финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей экономики. Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы используют практически во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления (табл. 3.1).

Структура использования валового внутреннего продукта России, %

Валовой внутренний (национальный) продукт 1985 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г.
Всего 100 100 100 100 100 100
В том числе:
расходы на потребление 54,3 56,9 61,3 66,3 69,6 71,5
валовое накопление 31,9 30,1 18,6 20,1 22,5 22,6
чистый экспорт товаров и услуг 13,8 13,0 20,1 13,6 7,9 5,9

Как видно из табл. 3.1, в последние годы доля внутреннего продукта России, распределяемая на накопление, составляет менее одной четверти, а на потребление — более двух третей. Размеры этих долей в странах различны и в конечном счете зависят от уровня развития экономики. Тем не менее в развивающихся странах снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличение основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов в организациях осуществляется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов организаций и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение).

Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, т. е. организациями. Они охватывают систему платежей организаций в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и т. п.) осуществляется изъятие части доходов организаций, формируются государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом организации при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между организациями. Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам.

Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи и с государственными, и с муниципальными предприятиями по поставкам продукции и товаров для государственных и муниципальных нужд (по государственным и муниципальным заказам).

Финансы используются в отношениях между организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Организация реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (товар → деньги) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых организация получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организациями регулируются с использованием экономических рычагов (система налогов и предоставления кредитов, регулирование процентных ставок за кредит и пошлин, предоставление различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают прежде всего по поводу получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично.

Источник

Комфорт
Adblock
detector