Формы использования специальных познаний в процессе расследования

Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве

Понятие специальных знаний

С развитием науки и техники все более усложняются методы, способы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления. Многие иные вопросы расследования могут быть решены только при использовании новейших достижений науки и техники. Достижение указанных целей реализуется посредством использования специальных знаний.

В отечественном законодательстве на уровне закона только Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» оперирует термином «специальные знания», очерчивая круг областей человеческой деятельности, знания из которых могут быть использованы в процессе судопроизводства, в том числе уголовного судопроизводства. Данный Закон включает в круг специальных знаний знания в области науки, техники, искусства или ремесла.

Таким образом, под специальными знаниями следует понимать не являющиеся общеизвестными знания в области науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые в результате специальной подготовки или профессионального опыта, а также умения пользоваться научно-техническими приемами и средствами, используемые при расследовании преступлений.

К числу специальных знаний не относятся общеизвестные знания и умения, знания в правовых областях (за исключением знаний эксперта-криминалиста в области криминалистической техники).

Формы и виды использования специальных знаний

Выделяют две формы использования специальных знаний на предварительном следствии:

Процессуальная форма использования специальных знаний предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Видами процессуальной формы использования специальных знаний являются:

Специальные знания следователь применяет при собирании, проверке и оценке доказательств в соответствии со ст. 86-88, 164 УПК РФ.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Следователь применяет свои специальные знания в несколько более упрощенном (по сравнению с иными видами процессуальной формы использования специальных знаний) объеме. Он не проводит специальных исследований. Его выводы и действия должны быть понятны и очевидны.

Следующим видом процессуальной формы использования специальных знаний является участие специалиста. Участие специалиста в соответствии со ст. 58, 74, 168, 171 может выражаться в нескольких формах, таких как:

В процессуальных действиях специалист принимает участие, когда необходимо оказать содействие следователю в собирании доказательств: выявлении невидимых или слабовидимых следов, фиксации следов, их изъятии (например, специалисты-криминалисты), фиксации хода и результатов следственного действия (фотографы и видеооператоры), поиске преступника (кинолог с собакой) и т.д.

Можно разграничить обязательное участие специалиста в производстве процессуальных действий и факультативное. Обязательное участие специалиста предусмотрено уголовно-процессуальным законом только:

Согласно ч. 3-6 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе. Порядок, установленный ч. 1, 2, 3 и 5 ст. 425, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

В остальных случаях участие специалиста является необязательным, факультативным.

Постановка вопросов эксперту вообще упоминается в УПК РФ только в ст. 58. Однако данный аспект участия специалиста немаловажен. Следователь, не обладая специальными знаниями, не может предусмотреть всего круга обстоятельств, которые можно установить в ходе конкретного экспертного исследования. Эксперт же «связан» кругом поставленных ему вопросов. При содействии специалиста следователь может наиболее полно сформулировать вопросы на экспертизу, что, несомненно, благотворно отразится на ходе и результатах расследования.

Формулировка ч. 1 ст. 58, на наш взгляд, допускает разъяснение сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, не только по результатам предварительных исследований, но и в качестве «сведущего свидетеля», т.е. лица, которое может разъяснить отдельные профессиональные вопросы, возникшие при расследовании преступления или судебном разбирательстве, для разрешения которых требуются профессиональные знания или опыт.

Последняя процессуальная форма использования специальных знаний представляет собой производство экспертизы.

Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Назначение и производство судебной экспертизы обязательны, если необходимо установить:

К государственному эксперту предъявляются особые требования. Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц.

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Именно в ходе экспертных исследований и применяется наибольший спектр приемов, методов, научно-технических средств, используются наиболее сложные методики исследования.

Консультации и справки специалистов могут быть как в письменной, так и в устной форме. Письменная информация может быть приобщена к уголовному делу или к материалам первичной проверки.

Справочная информация в основном является результатом проверки по различным криминалистическим учетам (как правило, дактилоскопическим и другим криминалистическим учетам преступников, способа совершения преступления). В справочную деятельность входят также ответы на запрос правоохранительных органов об особенностях определенных технологий, технологических процессов, технических приемах, с помощью которых можно добиться определенного результата, нормативно верном совершении определенных технологических процессов, новых технологиях, с помощью которых преступник мог добиться определенного результата.

Участие специалиста в оперативно-розыскной деятельности происходит на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ч. 3 ст. 6 настоящего Закона в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Аналогично участию специалиста при расследовании в рамках оперативно-розыскной деятельности специалист может оказывать консультативную, справочную помощь, помощь в планировании конкретных мероприятий, непосредственно участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, оказывать содействие в обнаружении, фиксации и изъятии следов рук и иных следов), составлять субъективные портреты.

Специалист может проводить криминалистические, физические, химические, биологические исследования, исследования пищевых продуктов и т.д. Результаты исследования в рамках оперативно-розыскной деятельности специалист излагает в справке.

Снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров, а зачастую и скрытое наблюдение (например, при использовании подслушивающих устройств, «снятии» звука с оконного стекла и т.д.) могут производиться с участием специалиста.

Специалист может принимать участие в сборе образцов для сравнительного исследования.

Профилактическая работа как вид непроцессуального участия специалиста заключается в обобщении практики исследований, участия специалиста в процессуальных действиях или оперативно-розыскных мероприятиях, изучении вопросов профилактики правонарушений в различных отраслях промышленности или человеческой деятельности с целью установления технических и иных причин и условий, способствовавших совершению преступления, и разработки необходимых мер и технических средств, препятствующих совершению аналогичных преступлений.

До возбуждения уголовного дела использование специальных знаний заключается в производстве документальных проверок и ревизий с целью проверки сообщения о преступлении. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Источник

Использование специальных знаний в процессе расследования

Материал из CrimLib.info

share save 171 16

Cпециальные знания, используемые при расследовании преступлений — это система знаний, навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, применяемых субъектами расследования уголовного дела при выполнении процессуальных, следственных, организационных действий, оперативно-разыскных мероприятий, в разных их формах выражения.

Привлечение лиц, обладающих познаниями в науке, технике и ремесле, обычно вызвано либо требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 57, 58, 168, 178, 179, 196 УПК), либо необходимостью выполнения сведущими лицами действий вне следственных мероприятий, но в интересах проводимого расследования.

Круг лиц, обладающих специальными познаниями, довольно широк. Это сотрудники экспертных учреждений Минюста России, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений полиции, представители контролирующих органов, банковских и иных органов, инженеры, финансисты, экономисты, бухгалтеры, механики и другие специалисты предприятий, сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, а также иные лица, имеющие специальную подготовку.

Субъектами использования специальных знаний являются: эксперт, специалист, следователь, дознаватель, прокурор, судья, оперативный работник.

Достижения наук широко используются в различных формах привлечения специалистов к производству следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

Содержание

Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений

На предварительном следствии специальные познания можно использовать в двух условно выделяемых формах: в форме консультаций и в форме участия специалистов в следственных действиях (в том числе в производстве экспертиз).

Консультативная форма — это привлечение специалиста в случаях, не оформленных как следственное действие. По существу, эта форма представляет собой приглашение специалиста для освещения вопросов узкопрофессионального характера в областях знаний, где следователь не компетентен.

Консультация специалиста может иметь вид как справочной, так и исследовательской деятельности. В первом случае следователь рассчитывает на получение справок по общим вопросам.

Справочная деятельность специалиста дает возможность следователю правильно ориентироваться в создавшейся обстановке, принимать решения о назначении экспертиз, определять круг вопросов, адресованных эксперту и т.п. Сущность ее заключается в том, что следователь в устной или письменной форме задает вопросы специалисту, который дает ответ на них в виде справки, не проводя специального исследования. Справка приобщается к материалам уголовного дела или первичным материалам проверки. Подобные справки не содержат выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного деяния, но дают некоторую предварительную и очень важную для следствия информацию. Полезность этой формы взаимодействия делает необходимым дальнейшее накопление опыта подобного участия специалистов в деле.

Исследовательская деятельность специалиста заключается в оценке им соответствия определенного факта требованиям ведомственных норм и правил, в выявлении разного рода нарушений и отклонений. Такая деятельность осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по требованию следователя или адвоката.

Широко распространено мнение о том, что если ответ на интересующий следствие вопрос обязывает специалиста проводить какие-то исследования, то необходимо назначение экспертизы. Однако этот вопрос касается не существа, а формы. Выбор же формы обусловлен интересами следствия. Безусловно, специалист может исследовать свойства предметов, взаимосвязь процессов, происхождение определенных явлений и т.п. Другое дело — в какой форме следователь будет использовать результаты этого исследования: в форме экспертизы или консультации.

Перечень следственных действий, участие в которых принимают специалисты, ограничен уголовно-процессуальным законом.

В период подготовки и проведения осмотров, следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других следственных действий специалист участвует в составлении планов совместных действий, помогает следователю в выдвижении версий, определении вопросов, подлежащих выяснению. В некоторых ситуациях специалист оказывает содействие в выборе оптимального момента производства следственных действий, использовании наиболее экономичных приемов, быстром и точном ориентировании в сложной обстановке.

Специалист, привлекаемый для участия в следственных действиях, своими консультациями, советами помогает в обнаружении, закреплении и изъятии широкого круга доказательств, дает пояснения по поводу выполняемых действий, оказывает содействие в технически грамотном оформлении протокола. Следователь обязан зафиксировать в протоколе, какие технические средства имелись у специалиста и какие объекты, материалы ему были предоставлены.

Использование специальных познаний в форме экспертизы не ограничивается перечисленным. В каждом конкретном деле необходимы скрупулезный поиск специалистов и установление тех отраслей знаний, которые могли бы помочь в получении достоверных и достаточных сведений.

Непроцессуальные формы использования специальных знаний

К непроцессуальным формам относятся:

Основная цель непроцессуальной деятельности заключается в своевременном получении следователем от специалистов криминалистически значимой информации, позволяющей правильно выбрать порядок, время и место процессуального действия, подо-брать его участников, научно-технические средства и методы, тактические приемы, правильно сориентироваться в создавшейся обстановке и т.д.

Консультации можно обозначить как научно обоснованный профессиональный совет, даваемый специалистом по поводу использования конкретных научно-технических приемов и средств для разрешения возникающих задач с учетом возмоyностей криминалистических исследований в определенной следственной ситуации.

Консультации и справки специалистов даются как в письменной, так и в устной форме. Письменная информация приобщается к уголовному делу или к материалам предварительной проверки.

Справочная информация,как правило, основывается на криминалистических учетах и предполагает использование информации: концентрирующейся в картотеках, следотеках, коллекциях; составляющей содержание какой-либо отрасли знания; полученной путем умозаключений специалистов одной или различных областей знаний.

Наиболее распространенная непроцессуальная форма помощи специалиста — проведение исследований. Основанием для его назначения служит письмо, составленное следователем или дознавателем. Виды исследований встречаются самые разнообразные, они ничем не ограничены: криминалистические, физические, химические, биологические, исследование пищевых продуктов и т.д.

Результаты исследований специалист излагает в справке, содержащей следующие данные:

Специалист в отличие от эксперта не осуществляет инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК).

Деятельность специалиста в условиях оперативно-разыскной деятельности используется также в форме консультаций, исследования, выдачи справок, технической помощи и др. Непосредственное участие в оперативно-разыскных мероприятиях, которые проводятся как гласно, так и негласно, заключается:

Оказывая техническую помощь, специалист может:

Документальные проверки и ревизии представляют собой частный случай использования специальных знаний при расследовании преступлений. Необходимость в их производстве возникает при проверке сообщений и при расследовании преступлений в сфере экономики. Ревизия представляет собой документальную и фактическую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций за определенный период, проводимую в установленном порядке. Проверка определяется как единичное контрольное действие или исследование дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Основное отличие проверки от ревизии связано с объемом проверочных действий.

Проведение ревизии (документальной проверки) имеет целью проверку соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций и их обоснованности, проверку наличия и движения имущества и выполнения субъектом обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В зависимости от объема проверяемой деятельности ревизии могут быть полными или частичными, в зависимости от объема документов, подвергающихся исследованию, сплошными и выборочными. При комбинированных ревизиях исследование одной части документов осуществляется сплошным способом, а другой — выборочным. Кроме того, могут быть выделены: полные ревизии, проводимые сплошным методом; полные ревизии, проводимые выборочным методом, и т.д.

В зависимости от того, кому следователь поручает производство ревизии, проверки, она может быть проведена специалистом, состоящим в отделе (штате) какой-либо организации, занимающейся их проведением, либо лицом, сведущим в области бухгалтерского учета, но не работающим в контролирующей организации.

При наличии в материалах предварительной проверки акта ревизии (документальной проверки) необходимо его проанализировать. Этот анализ включает проверку соблюдения установленной формы документа, изучение его реквизитов, выявление логических ошибок и противоречий, а также оценку содержащихся в нем фактических данных.

К этой же форме использования специальных знаний при расследовании преступлений относятся специальные проверочные обследования должностными лицами; ведомственные проверки и исследования.

Результаты ревизий и иных проверок отражаются в актах, составляемых в установленной соответствующими ведомствами форме.

Результаты такого использования непроцессуальных форм специальных знаний не имеют доказательственного значения, поскольку содержатся в источниках, не предусмотренных процессуальным законодательством, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступника, установлении способа совершения и сокрытия преступления, выявлении признаков готовящегося или совершенного преступного акта.

Процессуальные формы использования специальных знаний

К процессуальной форме использования специальных познаний относится привлечение соответствующих специалистов к проведению следственных действий, перечень которых установлен уголовно-процессуальным законом:

1) использование следователем собственных специальных знаний;

2) участие специалиста в процессуальных и следственных действиях (ст. 58, 168 УПК);

3) производство экспертизы (ст. 195 Кодекса).

По способу реализации специальных знаний различают два вида участия специалистов: обязательное и факультативное. К обязательному участию относится использование специальных знаний самим следователем как субъектом расследования преступления.

Специальные знания следователя или дознавателя — это система или совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков в области науки, техники, искусства и ремесла, приобретенных посредством специальной подготовки или профессионального опыта и применяемых в целях расследования преступлений.

Следователь, обладая специальными знаниями и соответствующими научно-техническими средствами, в некоторых наиболее простых ситуациях может обойтись без помощи специалиста.

Случаи обязательного участия прямо указаны в законе:

1) участие педагога в допросе потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, по усмотрению следователя — при допросе субъекта в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 191 УПК);

2) участие переводчика (ст. 18, 59, 169 УПК);

3) участие судебного медика, а при невозможности его участия — иного врача при наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК);

4) участие врача в освидетельствовании двух видов (ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК): освидетельствование, проводимое следователем в поисках на одежде и теле следов и повреждений; освидетельствование, проводимое врачом при необходимости обнажения освидетельствуемого.

Факультативное участие возможно во многих непроцессуальнных формах и некоторых процессуальных: в осмотре места происшествия, местности, помещения, предметов и документов, наружном осмотре трупа, эксгумации, выемке, обыске, следственном эксперименте, получении образцов для сравнительного исследования и производстве экспертизы.

Участие специалиста в следственных действиях является одной из важных форм использования специальных знаний при расследовании преступлений. Многие важные следы, вещественные доказательства и обстоятельства, имеющие значение для расследования и раскрытия преступлений, как правило, выявляются именно в тех случаях, когда в следственных действиях принимает участие специалист. Уголовно-процессуальный закон определяет круг следственных действий, в проведении которых может участвовать соответствующий специалист. Решение о привлечении специалиста к участию в следственном действии следователь принимает по собственному усмотрению на основе оценки сложившейся следственной ситуации. Следственными ситуациями определяются также особенности тактического взаимодействия следователя и специалиста в ходе следственных действий. При этом выбор тактики зависит от ряда факторов: степени осведомленности следователя о том, какую информацию и каким способом можно получить в ходе следственного действия; трудностей поискового характера, которые могут возникнуть; знании следователя о возможных приемах действий специалиста по выявлению, фиксации и предварительному совместному изучению каких-либо следов и объектов.

Если следователь недостаточно хорошо знаком с криминалистической и иной техникой, используемой специалистом, то специалист проявляет бОльшую самостоятельность в оказании следователю помощи в обнаружении, фиксации и изъятии вещественных доказательств. В этих случаях следователь имеет меньше возможностей для контроля за деятельностью специалиста, но в любом случае он должен поставить перед специалистом задачу и по возможности определить район поиска следов и вещественных доказательств, а затем оценить полученные результаты, а в случае необходимости сформировать новые задания.

На выбор тактики совместной работы следователя со специалистом влияет и то, как часто они вместе работали по уголовным делам. Длительная совместная работа в ходе расследования упрощает тактику их взаимодействия. Специалист использует свои специальные знания и навыки для содействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, оказывает помощь в постановке вопросов эксперту, а также дает разъяснения по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного действия. Устные консультации специалиста или его письменные разъяснения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58 УПК).

При детальном структурировании виды специальных познаний, используемых при расследовании уголовных дел, выглядят следующим образом:

1) самостоятельное использование специальных знаний следователем;

2) консультационно-справочная деятельность специалиста;

3) участие специалиста в производстве процессуальных и следственных действий;

4) организация и проведение исследований, ревизий, документальных и иных проверок в рамках возбужденного уголовного дела;

5) назначение экспертиз.

Главным критерием при выборе организационной формы использования специальных знаний в расследовании преступления является четкое представление о ее сущности и возможностях.

Источник

Комфорт
Adblock
detector