Формирующее оценивание рекомендации по использованию

Методические рекомендации по использованию технологии формирующего оценивания на уроках Истории

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Использование технологии формирующего оценивания в опыте работы преподавателя истории учреждений СПО

Ильин А. Л. преподаватель истории и социально-политических дисциплин ОГБПОУ Большенагаткинский техникум технологии и сервиса

Одним из важнейших способов его повышения является стимулирование самостоятельной деятельности студентов с помощью активного применения технологии формирующего оценивания, которая даёт, по моему мнению, наибольшие результаты в процессе освоения подрастающим поколением новых знаний и способов деятельности.

Принципиальной особенностью учебного процесса сегодня стало достижение обязательных результатов обучения всеми обучающимися и студентами, степень которых проверяется преподавателем посредством проведения различных проверочных работ. Целью преподавателя является получение информации об уровне усвоения обучающимися учебного материала в рамках определённой темы, выносимой на контроль, освоение общих или профессиональный компетенций в рамках ОПОП СПО по конкретной специальности.

Кто проводит? Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений обучающихся преподавателем, который их обучает или самими обучающимися. Проводится субъектом, находящимся внутри процесса обучения.

Ключевые условия формирующего оценивания:

эффективная обратная связь от преподавателя к обучающимся

активное включение обучающихся в процесс собственного обучения

осознание сильной зависимости мотивации и самооценки обучающихся, которые влияют на обучение

Обучающиеся и студенты должны уметь оценивать свои результаты и видеть пути улучшения результатов.

Карта учебного занятия преподавателя Ильина А.Л.

«Русь в период раздробленности»

Тема учебного занятия

Составление и анализ сравнительно-обобщающей таблицы по теме: «Три центра Удельной Руси»

Какие знания и умения должны быть усвоены обучающимися (учеб элементы)?

Какие познавательные универсальные учебные действия необход. совершить для усвоен знания?

Какие коммуникативные действия

Необход. совер для усвоения знания?

Какие регулятивные дествия необход. совершить для усвоения знания?

Определяем или находим хронологические рамки

Определяем цели занятия и создаём атмосферу сотрудничества

Студенты задают вопросы преподавателю по терминам и понятиям

Совместно формируем промежуточную цель на занятии

Планируем этапы работы и промежуточные результаты, например: “Определение понятия “дезинтеграция” Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с картой, если нет. то научаться на примере данного занятия

Причины и последствия

Умение находить и анализировать причинно-следственные связи явлений

Анализируем причины и последствия раздробленности на Руси

Определяем хронологические рамки

Преподаватель формулирует причинно-следственные связи явления.
Студенты задают вопросы преподавателю

Совместно формируем промежуточную цель на занятии

Планируем этапы работы и промежуточ результаты

Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь.

Уметь использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности

Умение дискутировать и ставить цели для самопроверки и взаимопроверки планируемых результатов учебной деятельности

Формирования знаний по междоусобной борьбе князей. Взаимоотношении

Древней Руси и Великой степи.

Формирование умений дискутировать и ставить цели для самопроверки и взаимопровер планируемы результатов учеб. деятел на примере выбранной темы «Три центра Руси в период раздроблен»

Изучение аудиовизуальной информации, представленной в презентац препод.

Студенты задают вопросы преподава при просмотре презентаций, учиться пользоваться ИКТ

Выбор формы работы – состав и запол.сравнит-обобщ таблицы

Совместно формируем промежуточную цель на занятии

Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с компьютер. презентациями, если нет, то научаться на примере данного занятия

Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Уметь использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности

Формирование знаний о крупнейших землях и княжествах Руси, их особенностях. Выделение трёх самых сильных и развитых центров Руси: 1) Владимиро-Суздальское княжество; 2)Новгородская земля; 3)Галицко-Волынское княжество. Выделение общего и особенного в развитии центров

Изучение аудиовизуальной информации, представленной в презентации преподавателя

Студенты задают вопросы преподавателю

при просмотре презентаций, учаться пользоваться ИКТ

Совместно формируем промежуточную цель на занятии

Преподаватель предполагает, что все обучающиеся умеют работать с компьютерными презентациями, если нет, то научаться на примере данного занятия

В ходе работы вносятся коррективы

Умение оценивать результаты своего труда и однокурсников

Реализация технологии формирующего оценивания

Заполнение бланка оценив соб работы и работы одноклас по критер, сравн с эталоном препод-ля

Обучающиеся проявляют активность и поддерживают друг друга, радуются за успехи, что даёт огромную мотивацию для достижения результата

Преподаватель предполагает, что все обуч научаться оценивать результаты других сокурсн и главное свою работу на примере данного занятия

Выводы из урока: Дезинтеграция Киевской Руси это не только отрицат последст для страны, но и ряд положит моментов в соц-эконом и культур развитии;

Домашнее задание: Закончить таблицу, с теми кто не успел.

Обучающиеся проявляют активность в обсуждении итогов занятия и формирую выводы радуются успехам, поддерживают тех кто не до конца выполнил задание. Проводит саморефлексию с помощью анкеты

Совместно формируем итоговые выводы на занятии

Преподаватель предполаг, что все обуч-ся

получили знания об истории Древней Руси в период раздроб, усвоили учебные элементы и науч оценивать резул сокурсников.

В ходе совместного обсуждения целей занятия, критериев оценивания результатов и дискуссии при построении выводов из занятия организуется обратная связь преподавателя и студентов

Совместное обсуждение работы (парами), самооценивание и взаимооценивание результатов помогает развить в студентах учреждений СПО общие компетенции в самосовершенствовании и развитии личности.

Источник

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

Основные задачи оценивания:

Функции оценивания:

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

Формирующее оценивание позволяет учителю:

Пять принципов формирующего оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Источник

Оценивание на доверии, или Как формирующее оценивание помогает научить учиться

1*Onzan5j84F WJ4M9B5IGkg

Сейчас часто речь идет о том, что школьники стали другими. На детей сваливается огромное количество информации, они менее внимательны и сконцентрированны, редко находят время на что-то глубокое и вдумчивое. Но было бы неправильно считать, что этот тренд коснулся только «подрастающего поколения». Директора не менее перегружены, и в такой ситуации им едва ли есть время пристально следить за всеми педагогическими «новинками». Поэтому мы хотели бы рассказать о тех педагогических технологиях, которые «работают». Например, о формирующем оценивании, про которое много говорят, но немного знают…

Ученик как шеф-повар

Представьте себе слабенького ученика на уроке физкультуры. На прошлой неделе он не мог подтянуться ни разу, за что получал традиционную «двойку». После огромных усилий на следующем занятии он смог один раз дотянуться до заветной планки. В его внутреннем мире это личная победа, персональное «отлично». Но если сравнивать это с принятыми нормативами, то это все еще та же «двойка». Скажите, обидно?

На некоторую несправедливость такого подхода, когда учитывается лишь соответствие стандартам, а не личный прогресс, обратили внимание в 60-­х годах прошлого века. Некоторые исследователи (Майкл Скривен, Бенджамин Блум) предложили, что оценка на уроке может быть двух видов: суммирующая (сравнение ученика с некоторым общим нормативом) и формирующая (оценка прогресса ученика по заданным им нормативам).

Есть одна образная цитата, которая описывает различия между ними: «Если повар сам пробует суп, который он приготовил, — это формирующее оценивание. Если суп пробует клиент — это суммирующее оценивание. В первом случае у повара есть шанс исправить блюдо, если он найдет в нем недостатки» (Данута Стэрна).

Исследователи предположили, что оба типа оценивания важны, но у них разные цели. Ни одна система образования мира (кроме разве что финской) не смогла отказаться от сравнения учеников друг с другом. Так, суммирующее оценивание нужно, чтобы проанализировать уровень усвоения материала классом, качество обучения, работу учителя и пр. Контрольные работы на уроке, итоговые экзамены в школе (ОГЭ, ЕГЭ) — это формы суммирующей оценки.

Чтобы мотивировать ученика учиться в перерывах между контрольными работами, нужны другие виды обратной связи, учитывающие его индивидуальный путь и стиль обучения. Формирующее оценивание — это и есть такая стратегия обучения, при которой у учеников есть возможность наблюдать свои успехи и ошибки, самостоятельно управлять своим обучением.

Важный факт о формирующей оценке: этот подход стал столь популярным (в некоторых странах он поддерживается на уровне государственных инициатив в образовании) не потому, что у него такая жизнеутверждающая и ученикоцентрированная идеология. О формирующем оценивании всерьез заговорили тогда, когда британские исследователи П. Блэк и Д. Уильям проанализировали более 500 научных работ в области оценивания и обнаружили, что использование формирующей оценки дает наибольший эффект для улучшения образовательных результатов. Сейчас это подход с огромной доказательной базой.

Стоит отметить, что формирующее оценивание «просачивалось» в российскую систему образования разными путями, поэтому можно встретить различные переводы английского термина formative assessment: формативное оценивание, оценивание для обучения, активная оценка. Все эти слова — про одно и то же.

Как меняется урок?

Существует достаточное количество текстов, сравнивающих традиционный урок и формирующий. На мой взгляд, принципиальных изменений всего несколько:

1. У каждого урока должна быть цель и критерии ее достижения.

Попробуйте провести такой эксперимент: после урока спросите у нескольких учеников из разных классов, чему они научились за прошлое занятие. Скорее всего, вы услышите расхожие фразы про то, что они делали («мы писали», «проходили новую тему», «решали задачи по теме…»), но лишь меньшинство сможет сказать, чему они все-таки научились, что стало результатом урока.

Как правило, ученики не особенно понимают, зачем конкретно им нужен был тот или иной урок. При внедрении формирующего оценивания ученики как минимум представляют цели урока. А как максимум сами их ставят. Это довольно существенный фактор мотивации. Но между целью только для того, чтобы она была, и мотивирующей целью — огромное расстояние. О правильной постановке целей речь пойдет чуть далее.

Цель достигать гораздо проще, если ученик понимает, какие шаги нужно сделать для успеха. К тому же так проще понять, на каком шаге споткнулся, совершил ошибку. Для этого учитель предлагает (или создает вместе с детьми) критерии достижения целей.

2. Качественная обратная связь

Если при суммирующем оценивании обратная связь — это желательный, но необязательный элемент, при активной оценке этому уделяется огромное внимание. Традиционная отметка, как правило, безапеляционна и окончательна. Кроме того, у традиционных отметок есть парадокс: они мотивируют тех, у кого высокие успехи (иными словами, все и так неплохо с учебной мотивацией), но пугают тех, кто не очень успешен в учебе (это ли не фактор нарастания образовательного неравенства?). При активном подходе оценка — это одна из форм обратной связи. Она позволяет ученику порадоваться своим достижениям и узнать свои ошибки в безопасной обстановке. Важный элемент формирующего оценивания в том, что учитель заранее разъясняет школьникам разницу между суммирующей и активной оценкой. Педагог не отказывается от отметок и от проверочных работ, но подходит к ним иначе.

Часто учителя ошибочно считают, что обратная связь — это любая информация от учителя к ученику. Однако это совсем не так: если вы проследите в течение типичного урока, какую обратную связь дает учитель ученику, большинство реплик будет про поведение ученика или про его личные особенности, но не про процесс обучения.

Качественная обратная связь строится пошагово:
• сначала учитель подчеркивает, что было хорошо в работе ученика, выражает похвалу;
•затем объясняет, что можно было бы сделать лучше, какие ошибки важно исправить;
•наконец, педагог дает совет или намек, как можно этого достичь; •обозначает, в каком направлении двигаться.

Однако не только учитель может давать обратную связь. Среди приемов формирующего оценивания есть немало способов организовать взаимное или групповое оценивание.

3. Учитель больше времени уделяет вопросам и совместному поиску ответов

Когда цели обозначены, учителю важно дать возможность всем ученикам в классе проложить свой путь к достижению целей. Для этого учитель: дает ученикам время на размышление; вызывает всех учеников, а не только тех, кто тянет руку; задает сложные вопросы; не карает за неправильные ответы и дает возможность исправиться.

При возможности учитель заранее продумывает ключевые вопросы на урок, которые стимулировали бы продуктивную мыслительную деятельность, готовит возможные подсказки или дополнительные вопросы.

Едва ли в формате одной журнальной статьи можно описать все тонкости, однако постараюсь дать краткие примеры по каждому из пунктов, чтобы обозначить суть приемов активной оценки.

Умные цели урока

Большинство учителей привыкли писать цели урока еще со студенческой скамьи, если учились в педагогическом. Что может быть проще и привычнее? Хотя едва ли можно придумать что-то более ненужное, чем написанные только ради отчетности цели.

При внедрении формативного оценивания подход к целеполаганию меняется диаметрально. Цель становится не крупинкой очередного отчета, а действенным инструментом урока. Однако последователи подхода настаивают, что цели на урок должны быть smart, или «умными». Что это значит? Smart в переводе с английского значит «умный, смышленый, хитрый». На всевозможных тренингах, в книгах по психологии и теперь уже в книгах по педагогике часто говорят про SMART-цели — что это значит и чем они так умны?

Вообще это аббревиатура на английском языке, которая включает в себя пять критериев правильно поставленной цели. Самое занятное, что аббревиатура оказалась столь популярной, что каждую из букв стали расшифровывать разными словами в зависимости от сферы. Я приведу для начала одно из классических определений.

Попробуйте пролистать планы уроков в своей школе. Сколько пунктов из пяти обычно выполняются? Как много целей, для которых ничего из перечисленного не характерно?

Критерии оценивания

Ученикам может быть неясно, как достичь цели, которую называет учитель или которую они видят на доске перед началом урока. Поэтому педагог строит траекторию достижения цели или выделяет понятные критерии успеха. Это своего рода ступени, которые нужно пройти, чтобы достичь цели. Если что-то не получается, ученик может проще понять, на каком этапе у него возникли проблемы. Кстати, требования к написанию критериев более мягкие, чем для целей (например, они могут включать плохо измеряемые категории типа «понимать» или «узнать»). Главное — они должны быть последовательными и логичными.

Приведем несколько примеров построения критериев достижения цели.

Цель (для урока русского языка): написать эссе, аргументирующее необходимость раздельного сбора мусора.

Критерии успеха:
•я прочитал(а) предложенные тексты про утилизацию мусора;
•я выделил(а) основные аргументы из этих материалов;
•я повторил(а) требования к написанию эссе;
•я убедился(­ась), что созданный мной текст соответствует требованиям.

Идея целей и критериев их достижения универсальна и может относиться не только к школьным урокам. Вы можете попробовать пропустить сквозь эту призму свои текущие управленческие цели. Наверняка обнаружите что-то интересное.

Кстати, из управленческих идей: в некоторых зарубежных школах на досках есть специальные постоянные надписи или наклейки (цели, критерии). Когда классное пространство оформлено таким образом, у учителя дополнительная мотивация пользоваться этим инструментом.

Диагностика и обратная связь

Все разнообразие способов диагностики и обратной связи едва ли можно перечислить в одной статье. Приведу для «затравки» лишь несколько педагогических примеров, чтобы можно было понять, о чем речь.

•Тест-коррекция. На листе с одной стороны учитель предлагает задачи для решения. Когда ученик справляется и проверяет свою работу, он видит, какие ошибки он допустил. На оборотной стороне листа для каждой задачи приводятся дополнительные задания. На основании своих ошибок ученик знает, какие материалы проработать дополнительно.

•Сигнальные карточки. После прохождения новой темы или при выполнении заданий ученики могут поднять зеленую карточку (я все понял), желтую (есть некоторые сомнения), красную (испытываю трудности). В такой ситуации учитель может предложить ученикам с зелеными карточками помочь тем, кто поднял желтую, а к «красным» подойти самому. Эти же карточки ученики могут использовать во время самостоятельной работы, чтобы дать понять, что они справились или нуждаются в помощи.

•«На уроке я узнал, что…» — ученику дается три минуты в конце урока, чтобы обобщить основные выводы урока. Это позволяет закрепить самое важное для него.

В пособиях по формирующему оцениванию можно найти десятки приемов эффективной обратной связи, диагностики, технологии организации самостоятельной и групповой работы. Но это скорее учительские вопросы, управленческий же вопрос состоит в том, зачем и как внедрять эту стратегию в школе.

Зачем, или Плюсы и минусы подхода

На управленческие весы я предлагаю поставить плюсы и минусы подхода, чтобы было проще принять решение.

+ Это один из наиболее эффективных и недорогих способов повысить учебные результаты. Это показывают многочисленные исследования в разных типах школ и в разных странах.

+ Огромный плюс формирующего оценивания в том, что оно уже работает во многих школах России (хотя что такое «много»?). Если вы внедряете этот подход, то всегда есть коллеги, которые через это уже прошли. Еще формирующее оценивание активно развивается в Казахстане и Беларуси. В Чехии и Польше этот подход поддерживается на национальном уровне. В России есть несколько школ, которые являются инновационными площадками по данной теме. Поэтому найти единомышленников и включиться в сеть довольно просто.

+ Он «земной». Для формирующего оценивания есть теоретическая база и целый ряд исследовательских работ, но в целом это очень прикладной подход. Он развивается учителями-практиками, и большинство работ написаны «незабюрократизированным» языком.

+ Не требует много материальных ресурсов. Он подходит для суперсовременных учителей, которые на каждом уроке задействуют все новые программы и гаджеты. Есть, например, обзоры приложений для формирующего оценивания. Но если учитель привык пользоваться доской и мелом, то это тоже не станет преградой.

+ Он хорошо стыкуется с принципами развивающего обучения. Формирующее оценивание идеологически и технологически хорошо укладывается в рамки последних ФГОС.

А теперь немного дегтя:

– Те же SMART-цели, хотя и кажутся чем-то логичным и естественным, — это не самая простая технология. Учителя, замученные огромными отчетами, могут относиться к этому как к очередной отчетности для галочки.

– Часто хочется использовать «фишки», а не технологию целиком. Многие приемы привлекательны и просты в применении. Можно увлечься своей инновационностью, внедряя лишь крупинки, но игнорируя более сложные элементы.

– Работы у учителя прибавится. Особенно на первоначальных этапах. Формирующее оценивание требует внимания к целям, критериям, проработке вопросов. Это не самые традиционные формы работы, поэтому они и сложны.

– Родители не всегда могут быть довольны. При формирующем оценивании часто снижается количество оценок, результаты самооценивания и взаимного оценивания могут быть менее предсказуемыми. Если заранее не обговаривать это с родителями, их походы к учителю с претензиями «Почему так?» могут участиться. Поэтому предварительную работу с родителями нужно будет тщательно продумывать.

– Формирующее оценивание требует высокого уровня доверия. От руководителя к учителю, от учителя к ученику, от родителей к ученикам и пр. Часто требует того уровня доверия, к которому мы пока не привыкли. Хотя очень хотелось бы…

Как научиться формирующему оцениванию и внедрить его в школе?

Серия называется «Стратегии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС» и состоит из трех частей.
• Постановка SMART-целей и критериальное оценивание (5 недель)
•Развивающая обратная связь на уроке (5 недель)
•Использование вопросов для развития мышления (5 недель)

Особенность курса в том, что каждую неделю педагоги выполняют практические задания и могут увидеть результат уже в течение обучения.

Источник

Комфорт
Adblock
detector