Формирующее оценивание приемы и возможности использования на уроках

Приемы формирующего оценивания

Данная разработка предложена в помощь учителю для проведения уроков формирующего оценивания

Содержимое разработки

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. При этом необходимо отметить, что, несмотря на появившиеся в последнее время работы, в целом эта задача еще далека от решения. Совместно с командами школьных методистов необходимо продолжить исследования, связанные с измерением индивидуального прогресса учащихся и разработкой соответствующих методических рекомендаций учителям и учащимся. Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;

сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

Педагог становится помощником обучающегося, менеджером учебного процесса вместо носителя знаний

Формирующее оценивание для обучающихся:

видит свой учебный прогресс,

чувствует ответственность за свою учебную работу,

стремиться выполнять ее качественно,

понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,

формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они,

может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,

готов к учебе на протяжении всей жизни.

phpq04lPe Formiruyucshee ocenivanie 1

Методика «Недельные отчёты»

Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли.

«Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какие вопросы остались для меня неясными?

3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Методика « C оставление тестов»

Ее суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.

Опросник можно использовать в начале курса, чтобы установить, какие формы учебной деятельности, с точки зрения учеников, являются для них наилучшими, и определить их отношение к предмету. Это поможет выбрать стратегию преподавания.

Другая возможность – использовать опросник для сравнения отношения учеников в начале (предтест) и в конце курса (посттест). Это позволит преподавателю увидеть, как были восприняты различныетемы курса. К нему можно обратиться в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.

Предлагается ученикам отметить уровень владения информацией в начале урока и в конце урока.

Методика «Карты понятий»

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.

«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.

Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

1) проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

2) проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

3) оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Карты понятий. Критерии оценивания:

1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,

2. Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,

3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,

4. Примеры: 1 пример – 1 балл

Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практикоориентированного обучения18. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Организация рефлексии (метод неоконченных предложений)

Я почувствовал, что…

Свей работой сегодня я… потому что…

Мне больше всего удалось…

Задания для меня показались… потому, что…

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…., потому что…

Навёл на размышления…

Было трудно…, потому что…

Я выполнял задания…

Теперь я могу… потому, что…

Оценивание по результату

Эта техника создана для того, чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Как правило, оно требует, чтобы ученик проделал необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты, анализы или решая какую-либо практическую проблему. Она способна зафиксировать разнообразные приемы решения проблем, которые применяет ученик, раскрывая таким образом уровень его концептуальных и практических знаний.

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Пример. Оценочные рубрики (инструкции по оцениванию)
Рубрика оценивания тестовых заданий

В КИМах тематические тесты состоят из 7 вопросов: 4 – закрытого типа (оцениваются по одному баллу каждое задание), 2 задания – открытого типа (уровень понимания) – оцениваются по 2 балла за каждое. 1 задание – с полным обоснованием решения (оценивается в 3 балла). Итого – 11 баллов за идеально выполненную работу. Критерии оценивания разрабатываются совместно с учащимися:

9 – 11 баллов – отметка «5».

В случае, если ученик набрал меньше 4 баллов. Отметка не выставляется и ученику предоставляется возможность отработать уровень знания. При работе ученику разрешается пользоваться справочными материалами и учебником.

Какими способами можно было бы вводить систему формирующего

оценивания учебной деятельности ученика на уроке?

1)Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.

2)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).

3)Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.

4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы

5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий

6) Заполнение листа индивидуальных достижений

7)Заполнение диагностических карт

8) Заполнение оценочных листов

9)Составление недельных отчётов

Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку

Источник

Приёмы и методы формирующего оценивания учащихся на уроках предметов естественно-научного цикла

Ключевые слова: оценивание

ФГОС вводит новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Новая оценочная система демонстрирует рост ученика, т.к. направлена на формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Всё это можно реализовать, используя в работе технологию формирующего оценивания.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик. Данный вид оценивания необходим для диагностики процесса обучения на всех стадиях и позволяет выявить пробелы в освоении учащимися элементов содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания рядом характеристик:

Формирующее оценивание является наиболее эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

По цели применения методы и приемы формирующего оценивания могут быть следующие:

По времени проведения методы и приемы формирующего оценивания могут быть:

По возможности использования:

Рассмотрим приёмы и методы, которые можно применять на уроках предметов естественно-научного цикла.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Цель – определение уровня собственных знаний.

Приём, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала в виде таблицы, которую учащиеся заполняют на всех стадиях урока.

Приём «Двойная рефлексия»

Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока. Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.

Приём «Поиск ошибки»

Учащимся раздают тексты, содержащие ошибки (также текст может быть представлен на слайде). Необходимо исправить ошибки и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

Приём «Рассуждение по алгоритму»

На первом этапе работы учитель совместно с учащимися разрабатывает алгоритм выполнения задания. Разработанный алгоритм распечатывается и раздаётся учащимся. На втором этапе учащиеся выполняют задание самостоятельно. На третьем этапе, используя алгоритм, учащиеся рассказывают о результатах работы, объясняя вслух логику своего рассуждения.

Приём «Если бы я был учителем»

Цель выявить ошибки, трудности, неточности объяснения учащегося и откорректировать их.

Приём «Перевод информации»

Цель анализ понимания материала и умения переводить один вид информации в другой.

Учащимся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.

Приём «Одноминутное эссе»

Варианты: двухминутное, пятиминутное эссе. Учащиеся пишут эссе по вопросам:

– Что самое главное я узнал сегодня на уроке?

– Какой материал я так и не понял?

Приём «Цепочка заметок»

Обучающиеся передают друг другу листок, на котором учитель написал один вопрос по поводу происходящего на уроке. Получив листок, ученик находит момент, пишет ответ и кладет его в конверт.

Приём «Упрощение»

Цель понять причины непонимания и ошибок учащихся в пересказе.

Учащемуся необходимо пересказать изученный материал языком, доступным для учащихся младших классов.

Приём «Самооценивание»

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Метод «Карта Понятий»

Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета.

Метод «Составление тестов»

Таким образом, использование технологии формирующего оценивания на уроках предметов естественно-научного цикла позволяет поддерживать благоприятный психологический микроклимат в классном коллективе. Ошибки расцениваются как важность для обучения. Обратная связь помогает учащимся усвоить характеристики качественной работы путём самооценивания и взаимооценивания. Эти навыки позволяют учащимся развивать собственные качества и умения. Учителю формирующее оценивание помогает чётко сформулировать образовательный результат и организовать в соответствии с этим свою работу.

Источник

Презентация «Методы и приемы формирующего оценивания»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы и приемы формирующего оценивания

Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Что необходимо учащимся для критериального оценивания? Знание и понимание учащимися критериев оценивания Умение анализи ровать свою работу Знание и понимание учащимися цели обучения

Алгоритм критериального оценивания Определение цели работы Разработка критериев Оценочная деятельность по инструментарию Рефлексия оценочной деятельности Шаги к успеху

Приемы критериального оценивания Карта понятий

Приемы критериального оценивания «Закончи предложение» Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов: Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

Инструменты оценочной деятельности Лестница 160 слов / мин Диана Ж. 140 слов /мин Мирослав Ш. 127 слов /мин Дарья Б. 121 слово /мин Никита Е. 118 слов /мин Софья Г.

Техники формирующего оценивания Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с цельюпредоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: ƒ. Что самое главное ты узнал сегодня? ƒ. Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: ƒ. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от‑ слеживается поэтапное усвоение материала учащимися. ƒ. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Оценочный лист работы в группе Карта самоотчета

Самооценка по каждой работе

Техники формирующего оценивания «Вопросник» (подведение итога) Групповая работа На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.

Методика «Недельные отчёты» Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. Необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Формативный тест

Речевые образцы (подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д

Индекс карточки (для обобщения или для вопросов) После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Техника «Сигналы рукой». Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах: ƒ Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться: (1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»; (2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа; (3) слово предоставляется тем, кто все понял. Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов. По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Внутренний и внеш­ний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Подведем итоги Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание Формативное оценивание и преподавание неразделимы

Источник

Методический материал «Практическое применение методов и приемов технологии формирующего оценивания»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Выбранный для просмотра документ Практическое применение методов и приемов формирующего оценивания.docx

Семинар «Современные образовательные технологии»(28.11.2016)

Технология формирующего оценивания: практическое применение методов и приемов ФО

Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание,нацеленное на определение индивидуальных достижений каждого учащегося.

Формирующее оценивание или, как его еще называют, оценивание для обучения (Assessment for learning) с начала 2000-х годов стало мейнстримом мирового образования. Оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовую эксплуатацию тестирования в образовательном процессе. Тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел.

(слайд 2) Новая система оценивания построена на следующих принципах :

критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся (они могут вырабатываться ими). Это одно из обязательных требований в ФГОС к системе оценивания.

(слайд 3) Таким образом, формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места (пробелы в освоении элемента содержания образования), а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. То есть, речь идет о формировании самооценки у учащихся.

(слайд 4) Методы и приемы формирующего оценивания различаются:

— по цели применения:

оценивающие результат образовательной деятельности

оценивающие метапознавательную деятельность.

— по времени проведения:

регулярно используются в течении образовательной деятельности (урока)

используемы после изучения определённого блока ( темы, правила, и т.д.).

— по возможности использования:

универсальные(оценивающие предметные и метапредметные результаты)

предметные (оценивающие только предметные результаты)

( слайд 5) «Одноминутное эссе» ( возможны варианты: двух-, трёх-, пятиминутное) или (прием «Мини-обзор»), в рамках которого ученики должны ответить на 2 основных вопроса:

1.Что главное ты узнал сегодня а уроке?

2. Какой материал для тебя остался непонятным?

Цель проведения:анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы.

(слайд 6) «Недельный отчёт» (или «Билет на выход») – листы, которые учащиеся заполняют раз в неделю (или в конце урока), отвечая на 3 вопроса по усвоению нового учебного материала.

Недельные отчёты дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.

(слайд 8) «Две звезды и желание»Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить их работы, а определить в них два положительных момента – «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки – «желание».

В ходе данного задания осуществляется взаимооценка,выявляются ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.

(слайд 9) «Рассуждение по алгоритму» (совместное составление алгоритма, самостоятельное выполнение задания по алгоритму, высказывание ученика по алгоритму.

(слайд 10) Вашему вниманию представлен алгоритм написания личного письма (задание в формате ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку)

Высказывание ученика по алгоритму позволит учителю немедленно выявить, в каком месте алгоритма произошла ошибка, и объяснить учащемуся причины её возникновения

(слайд 11) Для дальнейшего отработки навыка написания личного письма, использую задание «Поиск ошибки», гдепредлагаю учащимся найти и исправить ошибки и объяснить свою точку зрения. Данный вид работы может быть выполнен в устной или письменной форме.

(слайд 12) «Перевод информации» : учащемся предлагается преобразовать один вид информации в другой, например текст в таблицу, таблицу в текст, текст в картинку, график в текст и т.д. Данный вид работы выполняется в письменной форме.

В ходе выполнения данного задания оцениваются и предметные, и метапредметные результаты.

Таким образом, использование т ехнологии формирующего оценивания позволяет не только скорректировать процесс обучения на основе дифференцированного подхода, но и поощрять самодвижение и сотрудничество. А оценивание умения работать самостоятельно и в сотрудничестве позволяет учащимся самим планировать свою деятельность без принуждения, учась на своих ошибках, осуществляя мониторинг собственного прогресса.

Иесли учитель освоит данную технологию в полной мере, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться. В этом и суть оптимизации учебного процесса.

Источник

Комфорт
Adblock
detector