Формирование психотехнических навыков обучающихся происходит при использовании в подготовке заданий

Формирование психотехнических навыков обучающихся происходит при использовании в подготовке заданий

346. Умение разбить материал на составляющие, чтобы ясно выступала его структура, относится к такой категории учебных целей, как:
анализ

347. Умения: анализировать деятельность коллег; воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях — относятся к группе умений:
гностических (познавательных)

348. Умения: отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д. — относятся к группе умений:
проектировочных

349. Умения: подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения — относятся к группе умений:
адаптационных

350. Умения: развивать личность школьника с учетом возможностей предмета, понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир, адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика — относятся к группе умений:
перцептивных

351. Умения: рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); корректно предъявлять требования — относятся к группе умений:
организационных

352. Умения: устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру — относятся к группе умений:
коммуникативных

353. Уровень подготовки специалиста, позволяющий ему выполнять свои профессиональные функции, называется:
квалификацией педагога

354. Уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение школьника, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль, соответствует такой категории учебных целей, как:
распространение ценностной ориентации на деятельность

355. Урок-лекцию или урок-консультацию учитель проводит только по запросу учеников в технологии:
«Мастерская знаний»

357. Усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентаций школьников происходит на уроке:
усвоения нового материала

359. Условия, влияющие на развитие человека в обществе, принято называть:
факторами социализации

360. Установление педагогически целесообразных отношений педагога с обучаемыми, другими педагогами, представителями общественности, родителями называется:
коммуникативным компонентом педагогической деятельности

Источник

Основы проведения ГИА по биологии

Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов). Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Основы проведения ГИА по биологии»

Основы проведения ГИА по биологии

Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов).

Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.

Регламент Государственной итоговой аттестации определяется рядом документов, в том числе: Приказом Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», ряд изменений и дополнений предусмотрен Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2016 г. №305. Письмо Рособрнадзора регламентирует количество сдаваемых предметов в 9 классе, отдельными приказами утверждена продолжительность проведения аттестации, разработаны методические материалы, рекомендованные для использования при проведении Государственной аттестации по предметам. Полные тексты нормативно-правовых документов представлены в материалах курса.

На проведение аттестации по биологии в 2017 году отводится 3,5 часа. Расчетное время включает до 5 минут на каждое задание части 1 и до 20 минут на каждое задание части 2. Для выпускников, аттестующихся по процедуре ЕГЭ, дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

Элементом структуры проведения государственной итоговой аттестации является расписание экзаменов, утверждаемое Рособрнадзором. Расписание размещается на официальном информационном портале ГИА, а также доводится до участников экзамена.

Форма проведения ГИА зависит от того, какую образовательную программу освоили школьники: выпускники 9 класса аттестуются по программам основного общего образования (ОГЭ), выпускники 11 класса и завершившие обучение по профессиональным программам проходят аттестацию по программам среднего общего образования (ЕГЭ). Предусмотрен также ГВЭ (государственный выпускной экзамен) для отдельных групп обучающихся. В целом к ГИА могут быть допущены лица, не имеющие академической задолженности.

Содержательный компонент ГИА является комплексным и включает стандарт содержания образования по биологии для заканчивающих 9 и 11 классов, рабочую учебную программу по биологии в соответствии с преподаваемым УМК, дополнительные материалы по биологии (дидактические, наглядные, электронные и др.). Эффективная подготовка подразумевает использование рубежной и итоговой диагностики уровня подготовки, тестирование, мониторинг качества полученных компетенций по биологии.

Демо-версия заданий для проведения ГИА является одним из основных материалов, используемых при подготовке к аттестации. В связи с тем, что с 2017 года структура заданий ЕГЭ по биологии изменилась, предыдущие демо-версии несколько устарели, проводить полноценную подготовку по ним нерационально. Структура официальной демонстрационной версии 2017 года полностью повторяет структуру реального экзамена.

Нормативные документы, принятые государственными органами, отвечающими за проведение Государственной итоговой аттестации, реализуются путем внедрения рекомендованных методик. Теоретические и методические проблемы и вопросы, связанные с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ по биологии рассматриваются в ходе подготовки к аттестации.

При подготовке к аттестации по предмету, в том числе так называемых пробных экзаменов, важно разработать системный контроль уровня сформированности компетенций обучающихся по биологии, построенный сообразно критериям оценки заданий ГИА, предоставить возможность учащимся проверять свой уровень знаний при выполнении типовых и демонстрационных заданий. Преподаватель, имеющий представление о критериях оценки компетенций, имеет возможность составить оценочный материал, похожий на задания ГИА, и применять его для оценки уровня сформированности компетенций выпускников школ.

Для организации эффективной подготовки к итоговой аттестации по биологии преподавателям необходимо производить тематическое повторение и закрепление в ходе индивидуальных (групповых) консультаций; разрабатывать и включать в систему проверки сформированности компетенций задания и вопросы, приближенные по форме к заданиям ГИА; систематизировать знания обучающихся с использованием схем, таблиц, рисунков (данная форма работы особенно эффективна при внедрении элементов сетевого и электронного обучения в виде личного сайта/блога педагога).

Повышению качества подготовки способствует также целенаправленная работа с понятиями, входящими в список кодификаторов ГИА, учет спецификаций в части проверяемых знаний, умений и навыков. При этом постоянное размещение в кабинете биологии необходимой информации, посвященной процедуре и содержанию ГИА также влияет на уровень позитивной мотивации обучающихся, придавая уверенность и систематизируя знания.

Система тестовых технологий, используемая в учебном процессе, существенно повышает качество подготовки выпускников, а также способствует мотивации. Навыки работы с подобными заданиями позволяют не тратить время на самом экзамене на понимание структуры ответов. Одновременно происходит формирование психотехнических навыков обучающихся, что также способствует мобилизации в процессе проведения ГИА. Пробный экзамен ГИА диагностирует и прогнозирует уровень освоения материала, степень формирования компетенций. Сама его процедура должна быть максимально приближена к основной. Задания, используемые для составления КИМ, общедоступны и выложены на официальном сайте ФИПИ.

В связи с тем, что в 2017 году число обучающихся, выбравших сдачу экзамена ОГЭ по биологии существенно возросло, в перспективе рекомендуется более тщательно производить процедуру ознакомления с основами проведения ГИА. Целесообразно не только формировать компетенции обучающихся по предмету, но и способствовать развитию навыков логического мышления и умений давать ответ в развернутой форме.

Частью процедуры ГИА по биологии является апелляция. Обучающийся имеет право подать апелляционную жалобу, если была нарушена процедура аттестации, либо в случае несогласия с итогами ГИА. Повторное рассмотрение результатов экзамена должно быть произведено в четырехдневный срок.

Таким образом, процедура ГИА по биологии полностью регламентирована соответствующими нормативно-правовыми документами, имеет отработанную методику и служит для проверки и оценки сформированности компетенций по дисциплине.

Источник

Психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса к государственной итоговой аттестации (Методические рекомендации)

Главная > Методические рекомендации

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Примерный алгоритм работы учащихся в группе

при подготовке к ГИА:

индивидуальный анализ заданий теста и их выполнение;

представление своих наработок в группе (опыта);

подготовка выступления от группы и собственно выступление.

Предлагаемый алгоритм способствует:

ознакомлению с процедурой проведения аттестации по новой форме

снижению уровня тревожности обучающихся при прохождении аттестации;

расширению опыта прохождения аттестации в форме теста;

обогащение опыта наиболее эффективными способами преодоления трудностей;

повышению уровня «тестовой успешности»;

обучение объективной и субъективной трудности заданий и разумному выбору этих заданий;

обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

повышению самооценки, чувства уверенности в себе;

мобилизации в нужный момент максимума из минимума своих возможностей;

самостоятельному выполнению заданий;

знакомству обучающихся с электронными вариантами ГИА с использованием компьютера.

Анализ результатов ГИА (собственных, муниципальных, региональных, федеральных):

выявляет уровень и качество предметной подготовки;

выявляет уровень тестовой культуры обучающегося;

выявляет психологическую готовность обучающихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ГИА);

способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы;

способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.

Психолого-педагогическая подготовка учащихся к ГИА

Основные моменты психологической подготовки к ГИА

Пути преодоления трудностей

Снижение уровня тревожности у обучающихся при подготовке и прохождении ГИА

Стрессовая ситуация экзамена.

Проведение тренингов по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов.

Предоставление четких рекомендаций учащимся по подготовке и поведению во время ГИА.

Классный руководитель, педагоги-предметники,

Формирование у обучающихся твердого убеждения в положительном результате на ГИА.

Мобилизация учеником в нужный момент максимума из минимума своих возможностей

Не повышать тревожности, не пугать учеников предстоящим ГИА, не внушать мысль о полной безнадежности.

Помочь найти «актуальный потолок» и стремиться повысить его (Определить, какой результат обучения планирует сам школьник и стремиться «на выходе» дать результат на балл выше)

Повышение самооценки у обучающихся, повышение чувства уверенности в себе.

Неуверенность в своих силах, знаниях по предмету.

Подбадривать учащихся, хвалить за то, что они делают хорошо при выполнении заданий тренировочных тестов.

Проводить психологически продуманные игры при спланированном подборе заданий (предварительно не объявлять уровень сложности заданий, после решения спросить: «Как вы думаете, из какого раздела было это задание? Кому оно показалось невероятно трудным?» …)

Подготовка к сдаче ГИА.

Техническая подготовка к сдаче ГИА.

Обучение выпускников способу выполнения заданий разных типов, а так же записи ответов в специальные бланки. Использование этих бланков для проведения самостоятельных и диагностических контрольных работ (необходимо обращать внимание на правильность заполнения, печатные буквы, запись символов и прочие технические условия).

Формирование психотехнических навыков (саморегуляция, самоконтроль, навык постановки и достижения цели, навык управления временем).

Распределение тем учебного материала, планирование работы.

Осуществлять повторение в ходе обобщающего повторения на уроках в школе, подготовительных курсах и самостоятельно обучающимися.

Активно вводить новые тестовые технологии в систему обучения.

Обучать способам логической работы с материалом (составление кратких схематические выписки, таблиц и т.п.).

Выполнять как можно больше заданий различных типов, включенных в материалы ГИА.

Техника сдачи теста

Обучение приему «спирального движения» по тексту

Полное несоответствие с традиционной методикой обучения школьников.

«Зацикливание» на задании.

Обучить способам работы с тестом:

Просмотреть текст от начала до конца, отметить задание, которые кажутся учащемуся простыми и легкими (выполнить их первыми).

Просмотреть раздел В и отметить 2 – 3 задания, которые поняли сразу.

Отметить пример из раздела С, который попробовать решить.

Затем вернуться к разделу А. Повторить все заново.

Не тратить на «застрявшее задание» более 3-ех минут, лучше вернуться к нему позже.

Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени.

Распределение времени на выполнение ГИА, постоянный жесткий контроль времени.

Выбор стратегии (примерный вариант):

Ученик претендует на «5»:

40 – 45 минут – раздел А;

7 – 8 заданий из В за 1 час;

1 – 2 задания из С за 1 – 1,5 часа. Выполнение всех заданий на «5» не требуется.

Ученик претендует на «4»:

Первый час – уложиться с разделом А (не успели, вернуться после, при наличии времени);

Второй час – все, что удается из раздела В;

Третий час – посвятить разделу С.

Ученик претендует на «3»:

тренироваться в выполнении базовых заданий (только А). Достаточно 7 из 14 правильно выполненных заданий, но с учетом возможных ошибок. Следует попытаться решить как можно больше.

Специальная подготовка работы, выработка привычки «напрягаться в предмете». Тренироваться и приучать к жесткому режиму на курсах подготовки к ГИА (первые две недели – отдых между часами 5 мин., затем работа «без перерыва»).

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, разумному выбору этих заданий.

Учителя ориентированы на устранение пробелов в знаниях.

Проводить подготовку так, чтобы ученик самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов (проведение тестирований и диагностических работ).

Научить избегать слабых мест при выполнении теста, выполнять те задания, в которых выпускник ориентируется хорошо.

Психологическая подготовка учителей

Основные моменты психологической подготовки к ГИА

Пути преодоления трудностей

Личностные особенности учителя

Встречи с психологом.

Обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.

Подготовка обучающихся к прохождению итоговой аттестации

Опасение несоответствия результатов ГИА и текущих отметок.

Адекватная оценка своей деятельности по преподаванию предмета.

Ограниченность времени выполнения теста.

Активное использование тестовых технологий в предметном обучении.

Разные способности обучающихся.

Использование в работе тематических тестов (с 5 по 11 класс). Это позволяет реально повысить тестовый балл обучающихся; формировать соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля обучающихся; развивать навыки мыслительной работы обучающихся.

Использование в работе с обучающимися дифференцированного подхода (Приложение 3).

Психологическая подготовка родителей

Основные моменты психологической подготовки к ГИА

Пути преодоления трудностей

Взаимоотношения с детьми и педагогами

Групповые и индивидуальные консультации.

Получение информации о учебных возможностях и прогнозируемых трудностях обучающегося при прохождении ГИА.

Проигрывание ситуации экзамена во время встречи с педагогом-психологом, педагогами-предметниками, классным руководителем.

Классный руководитель, педагоги-предметники, педагог-психолог.

Организация работы с родителями

Знакомство с процедурой ГИА i

Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы учащиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

Какие формы работы возможны для ознакомления учащихся и родителей с процедурой ГИА:

Видеозаписи могут демонстрироваться как ученикам, так и родителям, (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры.

Использование такой формы работы (просмотр видеороликов) оказывает коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается понятной и логичной.

Чем нельзя пользоваться на экзамене?

Гелевой черной ручкой.

Тестовым материалом (КИМ).

Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записи в виде формул).

Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им вуз.

Обозначение распределения ответственности

по проблеме подготовки к экзамену

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей ребенка – одна из острейших проблем в психолого-педагогической практике. Можно встретить две крайности этого явления: с одной стороны попытку возложить ответственность за ребенка на школу («Я вам отдал, вы и воспитывайте»), с другой стороны – стремление школы сделать ответственным родителя («Займитесь вашим ребенком»). Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.

Важна позиция, которая декларируется и предъявляется школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену». Для достижения этой цели возможно проведение тематического родительского собрания, на котором родители знакомятся с информацией о содержании и структуре подготовки к экзамену, реализуемой в школе, которое позволяет осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.

Для проведения собрания необходимо привлекать специалистов, занятых подготовкой выпускников: завуча, учителей-предметников и т.д. Такая форма позволяет высветить два компонента: информационный, во время которого сотрудники школы предоставляют данные о сути экзамена и организации подготовки к нему (расписание консультаций и т.д.), и интерактивный, обеспечивающий родителям возможность в дискуссионном формате обсудить собственный вклад в процесс подготовки ребёнка к экзамену.

Родителям можно предложить следующую инструкцию: «У каждого из нас есть собственные идеи и предложения о том, как помочь детям подготовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и, в конечном счете, научит, как лучше помочь детям».

Родителей нужно разделить на группы по 5-6 человек. Каждой группе объясняется задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать, записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помочь своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача – просто «накидать» их как можно больше».

Затем проводится обсуждение итогов «мозгового штурма» и составляется список наиболее реалистичных из предложенных способов.

Источник

Подготовка учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения на всех ступенях обучения

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Подготовка учащихся к ЕГЭ

через систему психологического сопровождения

на всех ступенях обучения.

Педагог-психолог: Е.В. Познахирина

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.

Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Психологическое сопровождение развития учащегося может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психологического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе является:

обеспечение нормального развития детей (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);

привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);

изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.

Задачи психологического сопровождения:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;

формирование адекватной самооценки;

охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:

Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

Консультирование (индивидуальное и групповое).

Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.

Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все функции и делает это систематически.

Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не не будем проводить обучение учащихся на всех этапах: начальное звено; среднее и старшее. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам и позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. На основе преемственности между начальным звеном и среднем у учащихся развивается познавательная активность; учебная мотивация и повышается самооценка; так же это способствует снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся;

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Таким образом преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. проводится диагностика в начале года с целью выявления детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы с обучающимися, педагогами и родителями. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.

На уроках психологии занятия ведутся по программе «Я и мой мир». Эта программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах- это игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Занятия: «Неприятность эту мы переживем»; «Путешествие в страну Нехочухи»; «Волшебный стульчик».

В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению детей с низкой мотивацией, испытывающих трудности при обучении и сдаче экзаменов. С учащимися ведется такая работа как: тренинги («Как преодолеть стресс», «Я – хозяин своих эмоций», «Конфликт или взаимодействие»); дискуссии по темам важных для самих детей (для чего я хожу в школу; что такое дружба; доброта живет в нас); упражнения на расслабления: «дыхательная гимнастика»; «снятие внутреннего напряжения». С обучающимися 8-9 кл. проводятся профориентационные занятия по программе «Диагностика и самоопределение. Введение в мир профессий»; (провести элемент тренинга «Что поможет мне учиться» раздать присутствующим задания для решения проблем).

Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.
Методы и приемы психологической подготовки к ЕГЭ:

Цель 1 . Ознакомление с процедурой ЕГЭ

Успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с данной специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ЕГЭ, Как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.
Для достижения этой цели применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ в качестве наглядных материалов можно использовать видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. В подготовленных записях обращается особое внимание на следующие процедурные моменты:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.

2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т. д.
Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.

Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ
Эта цель направлена на преодоление «мифологии», содержание которой было раскрыто ранее, а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности).
Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.
Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно отметить, что перед ведущим не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена. Ведущему необходимо владеть фактической информацией

Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
К сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.

Она может проводиться в различных формах:
• Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.
• Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка.

Задачу психопрофилактической работы по психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:

обучение психической саморегуляции;

формирование уверенности в своих силах;

выработка навыков мобилизации в стрессе;

развитие творческого потенциала.

Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.

. ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ

1. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование или «очередной экзамен».

2 . Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с учителями, психологом, родителями или товарищами о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

Сбросить внутреннее напряжение при подготовке к сдаче ЕГЭ, помогают следующие методы саморегуляции:

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным и не поддаваться негативным изменениям в своем настроении.

Во время экзамена концентрировать внимание т.е. понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; рационально использовать отведенное на экзамен время.

Обучение способам релаксации и снятию эмоционального и физического напряжения помогает повышению сопротивляемости стрессу, актуализации внутренних ресурсов.

ознакомление родителей со способами правильного общения с ребёнком;

оказание ему психологической поддержки;

создание в семье благоприятного психологического климата;

рекомендации по организации режима дня старшеклассников;

поддержка и помощь детям в период до, во время и даже после экзаменов.

Практические советы учителям- предметникам в организации подготовки обучающихся к ЕГЭ:

адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями;

организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

составить график работы по проведению консультаций с учащимися и приступить к его реализации с начала учебного года;

индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

проанализировать результаты пробного тестирования;

составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА.

Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ.

Источник

Комфорт
Adblock
detector