Формирование и развитие компетентности в области использования информационно коммуникационных

Содержание
  1. ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога
  2. Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте
  3. «Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»
  4. «Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»
  5. Что теперь должен уметь учитель?
  6. Формирование и развитие ИКТ-компетенций обучающихся
  7. «IQ и EQ как основа успешного обучения»
  8. Формирование ИКТ-компетентности на уроках информатики
  9. «IQ и EQ как основа успешного обучения»
  10. Формирование ИКТ-компетентности
  11. Элементы образовательной ИКТ – компетентности:
  12. Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся
  13. Просмотр содержимого документа «Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся»

ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога

Информационно-коммуникативная компетентность в новом профстандарте

Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.

«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»

fb6cbefde1685cf484db50f0d0ff755eОбратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты. Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Г.К. Муравина и О.В. Муравиной.

«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»

Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями. Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.

Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).

cover3d1 w340

Что теперь должен уметь учитель?

Из профстандарта учителя математики и информатики:

Источник

Формирование и развитие ИКТ-компетенций обучающихся

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование и развитие ИКТ-компетенций обучающихся

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Приоритетные направления деятельности администрации лицея: Ведение мониторинга качества обучения •Организация работы творческих групп учителей и учащихся •Ведение электронного документооборота •Проведение семинаров-практикумов по использованию информационных технологий в образовательном процессе •Создание информационно-аналитического центра •Создание медиацентра •Обновление электронной базы педагогических кадров •Обновление электронной базы учащихся •Поддержание школьного сайта •Расширение системы дополнительного образования через использование ИКТ

Приоритетные направления деятельности учителя: •Повышение квалификации по использованию информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе •Использование информационных ресурсов медиацентра и сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочной деятельности. •Создание мультимедийных уроков, интернет–уроков, интегрированных уроков •Проведение уроков на основе готовых программных продуктов •Разработка собственного программного обеспечения •Интернет-общение с родителями учащихся через ЦОП «Дневник.ру» •Осуществление дистанционного обучения с часто болеющими учащимися

Приоритетные направления деятельности ученика: •Использование информационных ресурсов медиацентра и сети Интернет для самообразования •Использование компьютерных технологий при подготовке к уроку и во внеклассной деятельности •Тренировочное тестирование по программе ГИА •Подготовка конкурсных работ с применением ИКТ •Участие в проектах, конкурсах, телеконференциях, дистанционных играх, олимпиадах Участие в работе по созданию газеты «Лицеист» •Участие в работе по расширению школьного сайта

Приоритетные направления деятельности родителя: •Освоение курсов информационной грамотности •Получение информации через сайт школы •Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта и через ИС«Дневник.ру»

Универсальные учебные действия: • познавательные: поиск и организация информации, применение интеллект-карт, моделирование, проектирование, хранение и обработка больших объемов данных; • регулятивные: управление личными проектами, организация времени; • коммуникативные: непосредственная коммуникация: общение в сети, выступление с компьютерным сопровождением; опосредованная коммуникация: создание документов и печатных изданий, создание мультимедийной продукции, создание электронных изданий.

Основные формы организации формирования ИКТ-компетентности: • на уроках информатики с последующим применением сформированных умений в учебном процессе на уроках и во внеурочной деятельности; • при информатизации традиционных форм учебного процесса, в том числе при участии школьников в процессе информатизации (создание электронных пособий): тесты виртуальные лаборатории компьютерные модели электронные плакаты, буклеты типовые задачи в электронном представлении

Основные формы организации формирования ИКТ-компетентности: • при работе над проектами и учебными исследованиями: поиск информации исследования проектирование создание ИКТ-проектов оформление, презентации при включении в учебный процесс элементов дистанционного образования

Источник

Формирование ИКТ-компетентности на уроках информатики

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Рыжова Л.А.. учитель информатики МОАУ «Лицей №7»

Формирование ИКТ-компетентности

Подготовила Рыжова Людмила Александровна,

учитель математики и информатики

МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга

«Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО»

1-й этап – разработка ООП ООО

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) и программа развития универсальных учебных действий (УУД)

Передо мной как учителем-предметником встала задача организовать деятельность, направленную на формирование ИКТ-компетентности учащихся и поскольку в школе обучаются дети с разным базовым уровнем подготовки, то эта задача требует личностно-ориентированного подхода, что способствует:

Развитию логического мышления;

Росту качества знаний;

Экономии времени на разных типах урока.

Умению учиться самостоятельно.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира.

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта «Информатизация системы образования» определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

«…формирование и развитие компетентности в области исполь­зования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции)…»

Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Элементы образовательной ИКТ – компетентности:

Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:

понимание основных принципов работы устройств ИКТ;

подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;

включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;

базовые действия с экранными объектами;

соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;

информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;

обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;

вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;

использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;

соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.

Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Технология».

Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка

цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;

создание мультипликации как последовательности фотоизображений;

видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.

Создание письменных текстов

ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;

базовое экранное редактирование текста;

структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);

создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;

использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история.

Создание графических объектов

создание геометрических объектов;

создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;

создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;

создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;

создание мультипликации в соответствии с задачами;

создание виртуальных моделей трехмерных объектов.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: технология, обществознание, география, история, математика.

Создание музыкальных и звуковых объектов

использование музыкальных и звуковых редакторов

использование клавишных и кинестетических синтезаторов

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность.

Создание сообщений (гипермедиа)

создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;

цитирование и использование внешних ссылок;

проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

Указанные умения формируются во всех предметных областях, преимущественно в предметной области: технология.

Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)

понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);

формулирование вопросов к сообщению;

разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;

деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;

описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);

работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);

избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.

Коммуникация и социальное взаимодействие

выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;

участие в обсуждении (видео-аудио, текст);

посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;

личный дневник (блог);

вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;

взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);

видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;

образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);

информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.

Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.

приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;

приемы поиска информации на персональном компьютере;

особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.

Организация хранения информации

описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;

система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;

формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;

поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных

определители: использование, заполнение, создание;

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.

Анализ информации, математическая обработка данных

проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;

постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике

Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.

Моделирование и проектирование. Управление

моделирование с использованием виртуальных конструкторов;

конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;

моделирование с использованием средств программирования;

проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;

проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ

Фрагмент урока «Вычислительные таблицы. Табличное решение логических задач» 6 класс

Источник

Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Актуальность работы заключается в том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:  определять цели познавательной деятельности;  находить оптимальные способы реализации поставленных целей;  использовать разнообразные информационные источники;  искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;  организовывать свою деятельность;  сотрудничать с другими учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся»

Тема: «Формирование и развитие ИКТ – компетенции обучающихся»

Шатовой Зариной Яхияевной,

Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции…………………..5

Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся……….8

Элементы образовательной ИКТ – компетенции…………………………..10

Условия формирования и развития ИКТ – компетенции у обучающегося……………………………………………………………………12

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность работы заключается в том, что современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:

определять цели познавательной деятельности;

находить оптимальные способы реализации поставленных целей;

использовать разнообразные информационные источники;

искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;

организовывать свою деятельность;

сотрудничать с другими учащимися.

Согласно новому стандарту результаты освоения учащимися основной образовательной программы делятся на личностные, метапредметные и предметные. Предмет «Информатика» входит в состав предметной области «Математика и информатика», предметные результаты освоения которого должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и включают в себя: осознание значения информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире.

В результате изучения предмета «Информатика» учащиеся развивают различные виды мышления, получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Цель работы: повышение эффективности процесса формирования и развития ИКТ – компетенции обучающихся через активное внедрение информационных технологий.

выявить условия для формирования ИКТ – компетенции обучающихся;

рассмотреть влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающего;

изучить элементы и основные понятия ИКТ – компетенции.

Взаимосвязь ИКТ – грамотности и ИКТ – компетенции

Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования для формирования универсальных учебных действий (далее УУД), наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно- образовательной среды. Ориентирование обучающихся основной школы в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одни ми из важных элементов формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ- грамотности. Понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. В порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения это:

доступ к информации;

интегрирование информации и противопоставление данных;

При формировании ИКТ-компетентности успешно применяются традиционные подходы:

словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

ИКТ-компетентность это уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Ключевые компетенции и универсальные учебные действия (УУД) включают навыки планирования и целеполагания, измерений, анализа и обработки информации, сотрудничества, решения проблем, коммуникативных навыков и ряд других. Достижение учащимися обозначенного результата происходит в процессе урочной и внеурочной деятельности. Одновременно ИКТ необходимо применять и конечно будут применяться в условиях ФГОС при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.

повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков,

собственно навыков использования ИКТ

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в основной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ- компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, во внеурочной деятельности учащихся.

При освоении личностных УУД ведётся формирование:

критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия;

уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных УУД обеспечивается:

·оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; ·

использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

·поиск, фиксация, структурирование информации;

·создание простых гипермедиа сообщений; ·

построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются:

·обмен гипермедиа сообщениями;

·выступление с аудиовизуальной поддержкой; ·

фиксация хода коллективной/личной коммуникации; ·общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся должно происходить в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ- компетентности в программу формирования УУД позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений.

Влияние факторов на уровень ИКТ – компетенции обучающихся

Следует отметить и влияние на уровень ИКТ-компетентности факторов, связанных с поведенческой активностью обучающихся.

Например, довольно ярко проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и своеобразие их досуговой деятельности. Следует отметить, что определенный тип организации досуга учащихся (например, создание на базе школы объединений, кружков, связанных с использованием ИКТ, а также проведение конкурсов и олимпиад) позволит в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников.

Итак, на формирование ИКТ-компетентности учащихся влияет множество различных факторов:

деятельность преподавателя информатики;

различные аспекты учебной деятельности и досуга.

В то же время нельзя игнорировать и поселенческую специфику в уровне ИКТ-компетентности школьников. Школьники села в уровне своей ИКТ-компетентности заметно уступают городским, что обусловлено широким спектром причин: дефицит квалифицированных кадров, недостаточность материально-технического обеспечения, отсутствие развитой инфраструктуры.

Если спросить учителей-предметников школы: «На ком лежит задача формирования ИКТ-компетентности учащихся?», я уверена, подавляющее большинство укажет на учителя информатики. Видимо, очень прочной оказалась эта связь между названием предмета и видом компетентности.

Несмотря на трудности освоения, большая часть учителей-предметников уже использует компьютер для подготовки к урокам, но еще недостаточно, очень мало. И причин здесь несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в очень малой гибкости предлагаемых учителю информационных продуктов выпускаемых на дисках. Учителю важно адаптировать любой материал под особенности своей работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения продуктивная работа любого учителя независимо от того, какие технологии в своей работе он использует. Ведь все, даже самый сложный путь, можно преодолеть, если на человека не давят, если можно пройти его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя есть четкая задача и доступные средства ее решения.

Элементы образовательной ИКТ – компетенции

1.Обращение с устройствами ИКТ; понимание основных принципов работы устройств ИКТ; подключение устройств ИКТ к электрической сети, включение и выключение устройств; базовые действия с экранными объектами; соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде; обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; вывод информации на бумагу; использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком.

2.Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка.

цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка; создание мультипликации как последовательности фотоизображений; обработка фотографий; видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, естествознание, внеурочная деятельность.

3.Создание письменных текстов.

сканирование текста и распознавание сканированного текста: ввод русского и иноязычного текста; базовое экранное редактирование текста; структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения); использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;издательские технологии.

4.Создание графических объектов.

создание геометрических объектов; создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами; создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических; создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий; создание мультипликации в соответствии с задачами; создание виртуальных моделей трехмерных объектов.

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:

обществознание, география, история, математика.

5.Создание музыкальных и звуковых объектов.

использование музыкальных и звуковых редакторов; использование клавишных и кинестетических синтезаторов»

Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях:

искусство, внеурочная (внеучебная) деятельность

6.Создание сообщений (гипермедиа).

создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер; цитирование и использование внешних ссылок; проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

7.Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа).

понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);

формулирование вопросов к сообщению; разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями; деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование; описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.); работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

8.Коммуникация и социальное взаимодействие.

выступление с аудио-видео поддержкой, участие в обсуждении (видео-аудио, текст); посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо; личный дневник (блог); форум; игровое взаимодействие; театральное взаимодействие;

взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики); видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса; образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);

приёмы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов; приемы поиска информации на персональном компьютере; особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.

Условия формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся

Насыщенная информационная среда образовательного учреждения

Современная школа – это школа высокого уровня информатизации, в ней преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и (контролируемый) Интернет доступны во всех помещениях, где идет образовательный процесс, учителя и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.

Таким образом, информатизация школы затрагивает не только содержание школьных предметов и инструменты учебного процесса, но и сам образ жизни его участников, основы профессиональной педагогической работы.

В соответствии с ФГОС (требования к условиям) примерная ООП ООО исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Это значит, что в информационной среде размещается:

поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу,

материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедийные иллюстрации и справочный материал.

домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т. д.

учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д.,

учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в Информационной среде,

текущие и итоговые оценки учащихся.

цифровые измерительные приборы и цифровые микроскопы для естественно-научных дисциплин, системы глобального позиционирования для уроков географии, устройства синтеза и ввода музыкальной информации для уроков музыки, конструкторы с компьютерным управлением, графопостроители для уроков технологии, графические планшеты.

Все это оснащение эффективно используется в достижении целей предметной ИКТ-компетентности учащихся и в повышении квалификации учителей.

Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ

мобильный компьютер (например, ноутбук),

переносной проектор и экран,

шумопоглащающие наушники закрытого типа,

соответствующие цифровые образовательные ресурсы и необходимые расходные материалы (диктофоны, микрофоны и т.д., устройства для хранения, записи и передачи информации – флеш-память, CD, DVD-диски).

Преимущества ИКТ- технологий

ИКТ-технологий на уроках:

активизирует познавательную деятельность обучающихся;

повышает мотивацию обучающихся к изучаемому предмету;

экономит время на объяснение материала;

позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;

позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу обучающихся;

даёт возможность увеличить накопляемость отметок;

Источник

Комфорт
Adblock
detector