Форма практической психологии ориентированная на использование активных методов

Форма практической психологии ориентированная на использование активных методов

Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Мы в большей степени уделяем внимание рассмотрению группового тренинга в его втором значении.

В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Групповой психологический тренинг не сводится только к социально-психологическому. Область его применения значительно шире, чем у последнего, и отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности.

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций. » (1996, с. 144). При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Источник

тренинг социально-психологический

Смотреть что такое «тренинг социально-психологический» в других словарях:

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. training, social psychological; нем. Training, sozialpsychologisches. Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Т. с. п. направлен на развитие… … Энциклопедия социологии

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с. п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение… … Российская социологическая энциклопедия

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с.– п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Тренинг социально-психологический — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами Т. с. п. являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных… … Психологический лексикон

ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — англ. training, social psychological; нем. Training, sozialpsychologisches. Совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия с целью развития личности и совершенствования групповых отношений. Т. с. п. направлен на развитие… … Толковый словарь по социологии

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — специальные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы их коррекции. Множество форм группового тренинга разделяют на два больших класса: ориентированные на развитие социальных умений (напр., умение вести дискуссию,… … Профессиональное образование. Словарь

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Финансовый словарь

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития у человека компетентности в общении. Базовыми методами социально психологического тренинга являются групповая… … Словарь бизнес-терминов

Социально-психологический тренинг — (от англ. train, training имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка; socialpsychological) прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой совокупность групповых методов формирования умений и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Социально-психологический тренинг — совокупность объединенных единым замыслом психотехнических средств (игр, упражнений, приемов, дискуссий и др.) и способов их применения в целях формирования, развития, коррекции различных социально психологических характеристик личности и… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Источник

Форма практической психологии ориентированная на использование активных методов

gold ОГЛАВЛЕHИЕ gold >>>

Глава 1.2


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг»

В предыдущей главе вам неоднократно встречались слова «тренинг», «групповая психологическая работа», «групповая психотерапия». Что они означают? Имеется в виду одно и то же или это различные понятия?

Следует сделать несколько замечаний терминологического характера. Для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы используется довольно большой круг терминов, границы области применения которых весьма размыты: групповая психотерапия, психокоррекционные группы, группы опыта, тренинговые группы, группы активного обучения, практические экспериментальные лаборатории. Часто группы одного и того же вида разные авторы называют по-разному. Без сомнения, подобное положение с неустоявшимися терминами связано с относительной новизной этой области практической психологии и в очень большой степени – с тем, что подобные группы работают на стыке психотерапии и психокоррекции, с одной стороны, и обучения – с другой (см. рис. 1).

img01

Рис. 1. Соотношение понятий «психотерапия», «психокоррекция», «обучение»

Вследствие этого употребление любого термина является не вполне адекватным, поскольку чрезвычайно трудно определить, где проходит граница между психотерапией, психокоррекцией, обучением и собственно личностным развитием. Все же, по-видимому, наиболее часто разнообразные формы групповой работы обозначаются понятием «тренинговые группы». Осознавая относительность этого термина (впрочем, как и часто встречающегося термина «групповое обучение»), в дальнейшем мы будем пользоваться им, подразумевая под тренинговыми группами не только известные Т-группы, но и вообще все специально созданные малые группы, участники которых (психически здоровые люди) при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания ).

Возникновение психологического тренинга как новой формы взаимодействия психолога с людьми, нуждающимися в психологической помощи, и этих людей между собой теснейшим образом связано с развитием групповой психотерапии и психокоррекцией. Вместе с тем мы считаем необходимым обозначить различие между этими понятиями.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Г. Л. Исурина, 1990).

Групповую психологическую коррекцию обычно рассматривают не только (и не столько) как метод, применяемый в медицине, но и в качестве направления деятельности практического психолога (не обязательно врача-психотерапевта).

Групповая психотерапия гораздо старше психологического тренинга – ее возникновение в собственном смысле слова исследователи относят к 1904-1905 гг., связывая этот момент с врачебной деятельностью И. В. Вяземского (Россия) и Дж. Прэтта (США), а появлением термина «групповая психотерапия» мы обязаны Дж. Морено, предложившему его в 1932 году. Между тем временем возникновения психологического тренинга принято считать только 50-е годы, когда М. Форверг разработал новый метод, основой которого были ролевые игры с элементами драматизации и который был назван социально-психологическим тренингом – СПТ. На основании большой экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии СПТ на повышение интерперсональной компетентности за счет интериоризации измененных установок личности и их переноса на профессиональную деятельность.

В чем же состоят основные отличия группового психологического тренинга от терапии, коррекции и обучения?

При всем этом в тренинге могут применяться психотерапевтические, коррекционные и обучающие методы, что в целом ряде случаев не позволяет однозначно определить форму групповой работы.

Общее представление о психологическом тренинге

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Ю. Н. Емельянов отмечает: «При этом термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением» (1985, с. 89). Следуя этому подходу, он предлагает четко разграничивать учебный и тренировочный аспекты в работе группы. Можно согласиться с подобным взглядом, добавив, что тренинг – это не только метод развития способностей, но и метод развития разнообразных психических структур и личности в целом.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое определение тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящей в условиях моделирования различных игровых ситуаций. » (1996, с. 144). При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование «естественно данных человеку способностей» (М. К. Мамардашвили) и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Он выделяет три основные антропотехники: научение, учение и игру.

Расширение границ использования понятия «тренинг» связано, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значительно более широкого по сравнению с ранее определявшимися целями (развитие компетентности в общении). Так, целями специально организованных тренингов становятся личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. А. П. Ситников, например, понимает программно-целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга «как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» (1996, с. 172).

Нам представляется, что в нынешней ситуации термином «тренинг» охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Специфические черты и основные парадигмы тренинга

В рамках этих черт существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно разнящихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами (например, в групп-анализе). Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основные стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии характеризуют как этапы «оттаивания», «изменения», «замораживания».

Тренинга, будучи формой практической психологической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия. Таких парадигм можно выделить несколько:

Парадигмы расположены в списке по степени уменьшения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознанности участников группы. «Дрессировщик» полностью берет ответственность на себя за изменения, происходящие в участниках, и абсолютно не интересуется уровнем осознанности групповых и внутриличностных процессов. «Тренер» делегирует «тренируемым» только малую часть ответственности и занимается «натаскиванием» для развития необходимых умений и навыков. «Учитель» способен осуществлять сотрудничество с участниками, однако занимает обычно позицию «сверху» и не рискует полностью отдавать членам группы ответственность за них. «Ведущий» берет на себя ответственность только за создание для участников благоприятных и безопасных условий, в которых возможен старт самоизменений.

Разное понимание психологического смысла тренинга находит свое отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор и др. Разумеется, далеко не каждый проводимый тренинг можно уверенно отнести к какому-либо одному из выделенных видов, поскольку обычно перед тренингом ставится не одна, а несколько частных задач, решение которых может осуществляться сквозными методами разных направлений. Кроме того, в литературе не раз подчеркивалась значительная роль личности ведущего тренинговой группы, индивидуальный стиль и особенности которого могут порой идти вразрез с парадигмой того психологического направления, в котором он работает, и иметь большее значение, чем применяемые им методики и приемы.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы нейролингвистического программирования могут быть использованы не в целях манипуляции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Вопросы и задания для самоконтроля

Объясните свой ответ.

gold ОГЛАВЛЕHИЕ gold >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

Источник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Начало освоения методов в отечественной соцпси было положено на нашей кафедре работами Л.А. петровской.

Групповая дискуссия. Групповое решение.

Ее специфическая характеристика – то, что в ней происходит коллективное сопоставление информации, мнений, идей, предложений ее участников. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности, цель которого – интересное и продуктивное решение групповой задачи.

Стадии развития дискуссии:

1) Ориентация участников дискуссии в проблеме и друг в друге

2) Оценка, сопоставление, конфронтация идей и даже межличностное столкновение

3) Контроль и консолидация

Фазы групповой дискуссии (в организационном плане):

1) Определение целей и темы

2) Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме

3) Упорядочение, интерпретация и оценка полученной в ходе дискуссии информации

4) Подведение итогов дискуссии: сопоставление ее целей с результатами

Одна из существенных характеристик групповой дискуссии – обратная связь. Она способствует повышению мотивации участников, активизации их интеллектуальной и эмоциональной сфер. Таково же влияние феномена соревнования, неизбежно возникающего в совместной деятельности.

Групповая дискуссия лучше чем индивидуальное решение, т.к. она (группа) может найти большее число альтернатив, чем индивид, актуализировать больший объем уникальной информации ее членов, использовать их опыт, наконец, разделить задачу на отдельные составляющие и распределить их среди участников. Групповая дискуссия оказывается эффективным средством изменения не только мнений, но и поведения участников обсуждения.

Методы групповой дискуссии:

1) Мозговой штурм. Его цель – стимулировать группу из 6 (?) человек к быстрому генерированию большого количества идей. Идеи набрасываются и не критикуются.

2) Синектика. Ее цель – направление спонтанной активности мозга и нервной системы на исследование изменений проектов, предлагаемых группой. К примеру, для лучшего проникновения в проблему участники должны представить, что они бы почувствовали, если бы были элементами проблемы («то бы я почувствовал, если бы был чай липтон?»).

Техники выбора и принятия одного решения из ряда возможных:

* Метод балансных листов: альтернативы оцениваются с точки зрения позитивных и негативных характеристик каждой, а затем выбирается одна из них на основе большего количества позитивных характеристик у той или иной альтернативы.

* Метод «матрица решений»: в данном случае вырабатываются критерии, по которым оцениваются различные варианты решений и вычисляется балл того или иного варианта, что позволяет выбрать решение, которое имеет наиболее высокий балл или, при равных оценках, более высокий балл по наименее значимым критериям.

* Метод поэтапного голосования: из серии найденных вариантов решения требуется выбрать одно или несколько решений, которое получит поддержку большинства членов группы. Таким образом, постепенно отсекаются решения, которые не получают поддержки в группе.

* Консенсус: открытая конструктивная дискуссия, проверка предложений индивидов в групповой дискуссии. Цель – улучшение индивидуального предложения, которые приняла бы вся группа.

* Метод «дьявольского адвоката»: заключается в поиске критических, противоречивых сторон решения, затрудняющих его принятие. Таким образом, критическая оценка улучшает принимаемое группой решение.

* Диалектический метод: параллельное рассмотрение сразу двух альтернатив, выдвинутых на основе одной и той же информации. Столкновение предлагаемых вариантов решения порождает новые варианты, из которых в итоге выбирается одно.

Феномены (возникающие в ГД и влияющие на ее результаты):

ü Сдвиг к осторожности (фактором возникновения сдвига риска является продолжительность дискуссии. Выявлено, что уже при 9-минутном обсуждении сдвига к риску не происходит)

ü Групповая поляризация (формирование консенсуса вокруг экстремальных позиций, а не вокруг среднего)

ü Социальное влияние (нормативное влияние большинства и информационное меньшинства)

ü Правила решения (большинства, единогласия, относительного большинства)

ü Стили обсуждения (конструирование истории, вердикт)

ü Роль ведущего в обсуждении (свободное ведение дискуссии, программированное, промежуточная – компромиссная форма).

ü Информационные (неверное понимание проблемы или фиксации исходной информации)

ü Структурные ошибки (несоответствие команды оргусловиям, условиям задачи, структуре вознаграждения, степени технологической оснащенности)

Одной из ключевых задач любых тренингов является обучение.

Тренинг, как технологии командообразования.

Можно выделить несколько видов тренинга:

ü Тренинг как дрессура (формирование определенных моделей поведения, которые должны соответствовать стандарту и быть отработаны до автоматизма). Ведущий – «дрессировщик»

ü Тренинг как тренировка (формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения). Ведущий – «тренер».

topr

ü Тренинг как активное обучение (участники группы либо овладевают знаниями в новой области, либо актуализируют и структурируют имеющиеся знания). Ведущий – «консультант».

ü Тренинг для самораскрытия (самостоятельный поиск участниками способов решения собственных профессиональных и личностных проблем). Ведущий – «фасилитатор».

Командообразование – один из самых идеологически насыщенных методов соцпси воздействия и, возможно, наиболее гуманистически ориентированный из всех тренингов.

Развитие команды может иметь искусственный и естественный характер.В случае искусственного процесса под командообразованием понимают процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в группе и придание этой группе некоторых целевых характеристик, при этом сами эти характеристики могут варьировать в широком диапазоне.

4 – командный коучинг, или командообразование в режиме реального времени. Обычно для действующих организация проводится комплексная деятельность по позиционированию участников и выработке общего видения (инструментальная сторона) и оптимизации их отношений (социоэмоциональная сторона).

Ключевые процессы командообразования:

2. знакомство и его углубление

Ролевые, деловые игры.

Исходным моментом развития всех игр, в которые играют люди, являются ролевые игры.Особое развитие получили так называемые «деловые игры», которые имитируют вполне конкретные условия производства, деятельность и отношения работающих (специалистов). Деловая игра используется как средство развития творческого профессионального мышления, в ходе ее человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи

В истории развития игрового метода невозможно выделить единой линии, поэтому и единой классификации игр тоже нет. Т.Ю. Базаров все игры делит на три основные категории по типу процессов:

Игра – это многоплановое, многоцелевое образование, и в каждом конкретном случае выбор ее основных целей зависит от конкретных обстоятельств.

Характерной чертой игровых методов является то, что чаще всего они основываются на групповой форме деятельности. Игровой подход позволяет тем самым создавать условия для «ненасильственного», спонтанного формирования команд, способных быть эффективными в ситуациях, релевантных задачам и особенностям людей.

Групповой тренинг как метод практической социальной психологии.

Соцпси тренинг– область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетенции в общении.

Петровская: «СПТ – практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы».

Цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:

· Овладение психологическими знаниями

· Формирование умений и навыков в сфере общения

· Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения

· Развитие способности адекватного познания самого себя и других людей

· Коррекция и развитие системы отношений личности.

Жуков на лекциях выделяет 3 основных типа соцпси тренинга:

1. Публичного выступления (презентация)

2. Коммуникативных умений

3. Управления группой

А потом новые 3 (возможно они не специфично соцпси):

1. Навыков и умений (расширение поведенческого репертуара)

2. Управление, овладение своим поведением

3. Тренинг понимания

Что делает тренинг эффективным?

От чего зависит его успешность? (по Журавлеву?)

1) Личность тренера (придя без всего, провести тренинг, сделать его)

2) Управление межличностным контактом (например, быстрое запоминание имен => обращение к участникам по имени + хорошие диагносты – по поведенческим проявлениям понять, кого о чем можно спросить)

3) Управление группо-динамическими процессами (работа с открытыми вопросами, резюмирование, схематизация и др.; можно не знать правильного решения, важно умение управлять процессом, не вступая в него)

4) Технология (программа должна задавать групповой процесс, работать сама по себе (если это хорошая программа:))

Тренинг предполагает использование различных активных методов в зависимости от задач тренинга.

Лекция – сообщение большого количества информации за короткое время

§ Семинар – ориентирован на более активное включение слушателей в диалог с тренером и друг с другом. Может применяться для упорядочивания теоретического материала, обмена информацией, выработки умений, контроля знаний.

§ Разбор конкретной ситуации (case-study)

§ Просмотр учебных кино- и видеофильмов с дальнейшим анализом

§ Мастерская – работа с отдельными темами, в которых основной акцент делается на практические аспекты

Тренинг строится на Событии (по Жукову), опыт имеет событийную основу (для соцпси событие – это то, о чем люди говорят между собой, рассказ о чем возбуждает у слушающих неподдельный интерес и вызывает у них ряд вопросов). Событие привлекает внимание и запечатлевается в памяти. Опыт складывается из ответов на вопросы Что? Зачем? Почему?и Как?, т.е. происходит работа идентификации (Что произошло? и Из чего оно состоит?), квалификации (Что это значит для нас? Каков смысл осуществившегося?) и интерпретации (почему и в связи с чем произошло то, что произошло?) событий.

Оптимально количество участников 6-14

Организация тренингового пространства.

Распределение активности между участниками и ведущим.

Тренинговая программа и номер как элемент программы.

Для того чтобы определить удовлетворенность тренингом и его полезность, усовершенствовать обучение с учетом полученных результатов, сформулировать цели дальнейшего обучения, необходима оценка его эффективности.

Косвенный метод (тесты после обучения, наблюдение за поведением прошедших тренинг на рабочих местах, оценка эффективности руководителем и др.)

Можно выделить различные эффекты тренинга:

§ Типичный эффект для каждого вида тренинга

§ Универсальный эффект для всех тренингов

Эффективность тренинга. Шкала Киркпатрика.

— *уровень возврата затрат (введен после Киркпатрика)

— Уровень результативности (удовлетворен ли запрос)

— Уровень реализации (проблема переноса полученных на тренинге данных в реальную жизнь)

— Уровень продуктивности (достиг ли тренинг заявленной цели)

— Уровень притязания (ПИНТ)

— Уровень успешности (эмоциональное принятие/неприятие)

Источник

Комфорт
Adblock
detector