Фондовая и нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов

Фондовая и нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов

2.Финансовые ресурсы: определение, фондовая и нефондовая форма, образование и использование ресурсов. Финансовые резервы.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Источник

Финансовые ресурсы: определение; фондовая и нефондовая форма образования и использования финансовых ресурсов. Финансовые резервы.

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Финансы: определение, специфические черты. Концептуальные подходы к определению сущности финансов. Распределительный и воспроизводственный.

Финансы – экономическая категория, совокупность денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, поступления от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Признакифинансов:

· формирование денежных фондов и доходов;

· использование денежных фондов;

· контроль за их формированием и использованием.

В рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная.

Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта(Родионова, Дробозина, Лушин). В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми.

Другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена(Моляков, Шохин, Сычев). Приверженцы этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, и, прежде всего, в сфере непосредственного создания национального дохода. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы: определение; фондовая и нефондовая форма образования и использования финансовых ресурсов. Финансовые резервы.

Финансовые ресурсы –денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и используемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворение других общественных потребностей.

Источники: стоимость ВВП, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Формирование и использование фин. ресурсов осуществляется в фондовой и нефондовой формах. Фондовая форма предопределена потребностями органов гос. власти и местного самоуправления для обеспечения своего функционирования и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. Черты:

· обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы средств;

· в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

· всегда создается для финансирования какой либо цели;

· имеет правовое обеспечение, где регулируются вопросы порядка его образования и использования;

Преимущества: четкая регламентация порядка порядка образования и использования, концентрация ресурсов для выполнения неотложных задач, облегчает контроль за формированием и использованием.

К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней, внебюджетные фонды.

Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. Нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов характерна для субъектов хозяйствования.

Источник

Фондовая и нефондовая форма формирования и использования финансовых ресурсов

При широком использовании термина «финансовые ресур­сы» толкование его различно. В России он впервые был приме­нен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.

В более общем смысле «ресурс» в словарях рассматривается как запас, выступающий источником удовлетворения потребнос­тей, формирования фондов. Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, очевидно, что под финансовыми ресурсами понимаются только такие ресурсы, которые имеют денежную форму, в отличие от ма­териальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким об­разом, можно сделать первый вывод о том, что финансовые ре­сурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы — это не вся сумма денежных средств, используемых органами государственной власти и орга­нами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствова­ния. Помимо финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких признаков финансовых ресурсов, которые позволят их вычле­нить из общего объема денежных средств.

В любом обществе финансовые ресурсы не существуют сами по себе, они всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финан­совые ресурсы не могут быть вне отношений собственности.

И только та часть денежных средств, которая находится в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и органов местного самоуправления и обслуживает процесс общественного воспроизводства, отно­сится к финансовым ресурсам.

Их принадлежность конкретному субъекту хозяйствования или органам государственной власти и местного самоуправления позволяет отделить их от не вовлеченной в процесс общественно­го воспроизводства части денежных доходов и накоплений насе­ления.

Однако не все денежные средства субъектов хозяйствования можно отнести к финансовым ресурсам, а лишь те, которые опосредуют процессы производства товаров, оказания различно­го рода услуг или используются для финансирования функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, под финансовыми ресурсами понимаются де­нежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов государственной власти и местного самоуправления и ис­пользуемые ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворе­ние других общественных потребносте.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято от­носить стоимость валового внутреннего продукта, часть нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Часть национального богатства вовлекается в хозяйственный оборот в виде переходящих остатков бюджетных средств; средств от продаж части золотого запаса страны; выручки от реализации излишнего, конфискованного и бесхозного имущества, доходов от приватизации и др. От внешнеэкономической деятельности поступают финансовые ресурсы в виде доходов от внешнеторго­вых операций, внешних государственных заимствований, иност­ранных инвестиций и т.п.

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы дохо­дов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, при­быль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяй­ствования будут оказывать влияние: сфера деятельности (матери­альное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммер­ческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие орга­низации), организационно-правовая форма, отраслевые особен­ности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации — это денеж­ные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственнос­ти или распоряжении организации и предназначенные для выполне­ния финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирова­ния работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

— выручка от реализации продукции, работ и услуг;

— выручка от прочей реализации (например, выбывших ос­новных фондов, производственных запасов и т.п.);

— внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиден­ды и проценты по ценным бумагам и др.);

— средства, поступившие в порядке перераспределения фи­нансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных струк­тур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализа­ционных мероприятий, амортизационные отчисления, резерв­ные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерчес­кой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование креди­том, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капи­тальных вложений, увеличение оборотных средств, финансиро­вание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммер­ческой организации (например, выплата дивидендов), матери­альное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации — это денеж­ные доходы, поступления и накопления, используемые для осущест­вления и расширения уставной деятельности организации. Органи­зационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников фи­нансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и ис­пользования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

• взносы учредителей и членские взносы;

• доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

• безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреж­дений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть рас­ходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией поме­щения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и го­сударственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность мо­гут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у кото­рых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости нацио­нального богатства и поступления от внешнеэкономической дея­тельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кри­зиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

— налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

— неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

— безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

Использование финансовых ресурсов, находящихся в распоряже­нии органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономичес­кой, социальной, управленческой, укрепления обороноспособ­ности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важ­ные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государ­ственного и муниципального управления, укрепления оборонос­пособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осу­ществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресур­сах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих рас­ширенное воспроизводство. При формировании и использова­нии их финансовых ресурсов используются как фонды многоце­левого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

· это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

· в результате обособления денежный фонд начинает функ­ционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность от­носительна, происходит постоянное пополнение и использова­ние средств;

· всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

· имеет правовое обеспечение, в котором регулируются воп­росы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Фор­мирование обособленно функционирующих финансовых фон­дов с четкой регламентацией порядка их формирования и ис­пользования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее уп­равлять ими и облегчает контроль за их формированием и ис­пользованием. Однако если ранее фондовая форма была основ­ной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государ­ственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.

Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламен­тирована государством. Порядок использования финансовых ре­сурсов коммерческими организациями определяется их учреди­тельными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм.

Часть ресурсов субъектов хозяй­ствования может быть направлена на образование фондов целе­вого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов).

Использование финансовых ресурсов на вы­полнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банковскими учреждениями, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуще­ствляется в нефондовой форме.

Источник

Экономическая сущность финансов. Финансовая система

Сущность экономической категории «финансы»

Термин «финансы» происходит от латинских слов:

Существует три основные гипотезы происхождения слова «финансы»:

1. Итальянская. Слово «финансы» этимологически ведет свое начало от средневековой латыни. Термин возник в 13-15 веке в торговых городах Италии и получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением.

Поэтому на разных этапах развития финансовых отношений, в разных странах теоретики и практики «финансы» понимали/понимают по-разному.

В таблице 2.1. представлены альтернативные взгляды (точки зрения) ведущих российских ученых.

Финансы это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, выявляет закономерности развития финансовых отношений.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств, необходимых для выполнения функций государства и решения экономических, социальных и политических задач.

М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти

Н.А. Лупей, В.И. Соболев

Наука о государственных финансах изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных и децентра лизованных денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства и муниципальных образований.

Централизованные денежные фонды формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные денежные фонды формируются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Факторы, определяющие необходимость финансов:

1) наличие товарного производства обуславливает необходимость формирования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования для осуществления расширенного воспроизводства, для решения социальных вопросов;

2) действие объективных экономических законов в обществе, которые требуют проведения различных финансовых мероприятий, установление соответствующих пропорций в народном хозяйстве, при распределении общественного продукта между сферами экономики, отраслями производства, а это достигается через финансовые отношения;

3) финансы необходимы для выполнения государством своих функций, для этого требуются огромные денежные средства, формирование и использование которых происходит в процессе финансовых отношений.

Таким образом финансовая наука изучает закономерности развития финансовых отношений. Социально- экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства

Финансовые отношения достаточно многоаспектны, они охватывают отношения:

Каждая из перечисленных групп имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальную основу составляет движение денежных средств.

Место финансовых отношений в системе воспроизводственных отношений рыночной экономики предопределено их экономической природой и целевой направленностью.

Первый уровень возникновения финансовых отношений совпадает с процессом производства, когда при участии факторов производства создается новая стоимость и переносится на продукт труда старая стоимость.

Реальное формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения, когда в составе выручки от продаж материализуются конкретные экономические формы реализованной стоимости. Вычленение из состава выручки от реализации прибыли, амортизационных отчислений, отчислений на социальное страхование и т.п. осуществляется на финансовой основе и отражает процесс распределения стоимости в соответствии с целевым назначением каждой из ее частей.

Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования (изъятие части прибыли в распоряжение государства, уплата налоговых обязательств каждым доходополучателем и проч.) и целевое ее использование на накопление и потребление тоже происходит на основе финансовых механизмов и принимает специфическую форму финансовых ресурсов.

Результатом финансовых отношений является создание реальных денежных фондов, которые принимают форму финансовых ресурсов (распределение прибыли предприятия на фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, распределение средств бюджета и т.д.).

Распределительный характер финансовых отношений (в понятие финансов входят такие денежные операции, с помощью которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый их которых должен получить свою долю в произведенном продукте).

Функции финансов

Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций финансов спорный.

1) зарплата рабочих, служащих; доходы населения (домохозяйств), фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального и нематериального производства;

2) доходы организаций сферы материального и нематериального производства, а также сферы услуг;

3) доходы государства в виде косвенных налогов; поступлений от государственного имущества, угодий, услуг; изъятия части прибыли государственного сектора.

Осуществляется процесс распределения валового внутреннего продукта с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.п., установленных государством. При этом основной задачей финансовых отношений является аккумулирование (концентрация) финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование: социальных, управленческих, правоохранных, военных, производственных функций.

Государство имеет и другие сферы и виды экономической деятельности, прежде всего непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, однако государство обязано заботиться о развитии непроизводственной сферы, а значит, выделять для этого денежные средства. К их числу можно отнести развитие приоритетных видов экономической деятельности, связанных с обеспечением обороноспособности страны и внутреннего порядка, а также обеспечением финансирования социальной сферы: образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения и т.п. Все это обусловливает объективную необходимость перераспределения первичных доходов организаций и населения.

При первичном распределении стоимости национального дохода происходит распределение (дистрибуция) стоимости на отдельные элементы и формирование основных, или первичных, денежных доходов и накоплений (рис.1.1). Это оплата труда и чистый доход предприятий сферы материального производства. В дальнейшем с участием финансового механизма (налоги, сборы, бюджетные субсидии, трансферты, операции на финансовом рынке и пр.) происходит перераспределение стоимости общественного продукта.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы в непроизводственной сфере, а также конечные доходы в производственной сфере. Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода на цели накопления и потребления. Именно финансы опосредуют связь между созданием и использованием вновь созданной стоимости.

Участие финансов в распределении (первичные доходы) и перераспределении (вторичные доходы) стоимости валового внутреннего продукта (I), доходов от внешнеэкономической деятельности (II), части национального богатства (III) приведено на рис. 2.1.

2 1

Процесс перераспределения (IV) затрагивает движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит через:

1) бюджетную систему:

2) финансовый рынок:

Сформированные доходы и накопления экономические субъекты используют в целях потребления (перераспределение), а также направляются для дальнейшего накопления (V).

Распределительная функция финансов органически связана с контрольной и в значительной степени ее обусловливает.

Контрольная функция финансов заключается в предварительном, текущем и итоговом контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и за расходованием их по целевому назначению.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства с помощью финансов (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в воспроизводственный процесс с целью обеспечения экономического роста, занятости и финансовой стабильности в экономике. Регулирующая функция финансов имеет большое значение в разработке и проведении финансовой политики.

Вопрос о количестве и содержании функций финансов относится к числу дискуссионных.

Экономическая категория финансы взаимосвязаны с такими категориями как цена, налоги, кредит, зарплата. В условиях рыночной экономики категория финансы трансформируются в категорию цена, которая является важнейшим инструментом формирования доходов государства и

является определяющим показателем при расчете пенсии, пособий, размера минимальной оплаты труда.

Кредит как экономическая категория имеет общие черты и различия с категорией финансы

1. Кредит возвратен 1. Финансы безвозвратны
2. Предоставляется на определенный срок 2. Предоставляются бессрочно
3. Удовлетворяет временную потребность в денежных средствах 3. Удовлетворяют постоянные потребности общества
4. Может быть в денежной и товарной формах 4. Могут быть только в денежной форме
5. Основан на обороте денежных средств предприятий 5. Основаны на перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода

Если государство не регулирует цены, то оно вынуждено корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В основном государство регулирует цены на предметы первой необходимости и стратегически важную продукцию.

На уровне предприятий финансовые отношения реализуются через категорию заработная плата, денежных выплат за труд.

Финансовые ресурсы

Для целей осуществления своей производственнохозяйственной деятельности хозяйствующий субъект создает и использует финансовые ресурсы.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход.

2 2

Основной вклад в национальное богатство России вносят:

Виды финансовых ресурсов — это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и органов власти в результате финансового распределения.

Источники формирования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов власти представлены в табл. 2.2.

Источники формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов власти

Источники финансовых ресурсов

Направления использования финансовых ресурсов

Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют, следующие черты:

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием.

Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством.

Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Нефондовая форма образования и использования финансовых ресурсов основывается на использовании общей суммы денежных средств.

Финансовый рынок и его роль в мобилизации финансовых ресурсов

На финансовом рынке происходит столкновение спроса и предложения денежных средств и капиталов и формирование цены финансовых активов.

Предложение средств, которые могут быть переданы другим субъектам, исходит, в основном, от домашних хозяйств, но свободные денежные средства образуются также и у предприятий в процессе кругооборота их капиталов, и у государства при формировании и использовании централизованных денежных фондов.

Спрос на дополнительные финансовые ресурсы предъявляют реальный сектор экономики и в меньших объемах государство для финансирования своих расходов и домашние хозяйства.

В зависимости от целей перераспределения в составе финансового рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов.

На нем совершаются сделки с активами в ликвидной форме, которые могут быть использованы в качестве средства платежа для погашения разнообразных обязательств.

Самым ликвидным активом, как известно, являются деньги в форме банкнот и остатков на текущих (расчетных) и корреспондентских счетах коммерческих банков.

Высокой ликвидностью обладают государственные краткосрочные ценные бумаги, которые также могут применяться для погашения обязательств их владельцев.

Наряду с ними на денежном рынке обращаются и краткосрочные коммерческие долговые обязательства, выпущенные первоклассными фирмами и корпорациями (например, векселя, коммерческие бумаги), которые часто облечены в форму ценных бумаг и охотно принимаются участниками рынка как средство погашения обязательств.

Денежный рынок обслуживает, в основном, движение оборотных капиталов предприятий и организаций, краткосрочной ликвидности банков и государства.

К денежному рынку относят:

Основными участниками денежного рынка являются банки, в том числе центральный банк, который выходит на межбанковский сегмент этого рынка с предложением денег, реализуя при этом свою денежно-кредитную политику. При накоплении избыточной ликвидности и «перегреве» денежного рынка Центральный банк связывает избыточные ресурсы в различные финансовые инструменты, в том числе в собственные депозиты, проводя так называемую «стерилизацию» денежной массы.

На нем совершаются относительно долгосрочные операции, обеспечивающие формирование собственного (акционерного) капитала фирм и корпораций, привлечение инвестиций и перераспределение корпоративного контроля.

Строгой границы между денежным рынком и рынком капиталов не существует, на том и другом из них могут обращаться одни и те же инструменты, например облигации первоклассных эмитентов.

Отличие между этими секторами финансового рынка заключается в выполняемых ими функциях.

Основной функцией денежного рынка является регулирование ликвидности всех участников рынка и экономики в целом. При наличии развитого денежного рынка каждый его участник имеет возможность либо разместить свои временно свободные денежные средства в высоколиквидные и надежные инструменты, приносящие к тому же определенную доходность, либо при необходимости оперативно привлечь с этого рынка дополнительные ликвидные средства. Центральный банк осуществляет постоянный мониторинг денежного рынка, отслеживая движение ставок процента на нем. При их росте и недостатке ликвидных средств он расширяет операции рефинансирования, проводит интервенции в национальной валюте, покупает ценные бумаги у участников рынка, в результате чего достигаются увеличение денежной массы и стабилизация ставок на денежном рынке. Избыток ликвидных средств у участников рынка провоцирует рост спроса на товары, иностранную валюту и другие доходные активы, что без соответствующего увеличения их предложения чревато всеобщим ростом цен и развитием инфляции. В этих условиях центральный банк проводит на денежном рынке операции по связыванию избыточной ликвидности: продает иностранную валюту, ценные бумаги, размещает избыточные резервы коммерческих банков на своих депозитных счетах. Таким образом, обеспечивается регулирование ликвидности экономики в целом.

Функциями рынка капиталов являются формирование и перераспределение капиталов экономических агентов, осуществление корпоративного контроля (через движение цен на акции, что отражает рыночную стоимость предприятий), инвестирование капиталов на развитие и проведение спекулятивных операций, которые представляют собой инструмент достижения динамичной сбалансированности рынка.

На нем, так же как и на денежном рынке, свободные капиталы и денежные средства могут перемещаться от их собственников к заемщикам как по каналам прямого, так и по двум каналам косвенного финансирования.

При прямом финансировании средства перемещаются непосредственно от их собственников к заемщикам без участия посредников.

При этом выделяют два традиционных способа прямого финансирования1: капитальное и на основе займов.

Капитальным финансированием называют любое соглашение, по которому предприятие получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на эту фирму. Документом, подтверждающим права инвестора на долю в собственности предприятия, является акция.

Финансирование на основе займов предполагает заключение любого соглашения, согласно которому предприятие получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на обязательство выплатить их в будущем с оговоренным процентом.

При косвенном финансировании средства, перемещающиеся от собственников к заемщикам, проходят через особые институты, которые на разных условиях привлекают свободные денежные средства экономических субъектов, а затем от своего имени размещают их в разных формах в разнообразные финансовые активы. Такие институты называют финансовыми посредниками, к числу которых относятся, например, банки, взаимные фонды, а также страховые компании.

В зависимости от вида финансовых инструментов, купли-продажи различают четыре сегмента финансового ранка: валютные рынки, кредитные рынки, рынки ценных бумаг и рынки золота.

На валютном рынке совершаются сделки по куплепродаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах. В России все сделки с валютой и валютными ценностями могут и должны происходить при посредничестве банков, которые являются основными участниками валютных бирж и вместе с ними составляют основу инфраструктуры валютного рынка.

На кредитном рынке осуществляются сделки по предоставлению временно свободных денежных средств в ссуду одним экономическими субъектами и другим. Кредиты могут предоставляться предприятиями непосредственно друг другу (рынок межхозяйственных кредитов), банками любым экономическим субъектам (рынок банковских кредитов), напрямую государству (рынок государственного долга) и населению (рынок потребительских кредитов).

На рынке золота происходит торговля золотом и другими драгоценными металлами и камнями. Эти финансовые активы рассматриваются инвесторами как надежное средство сохранения стоимости. В периоды колебания цен на золото сделки с ним приносят доход в виде разницы цен его покупки и продажи.

Таким образом, все сегменты финансового рынка тесно взаимосвязаны между собой, их границы пересекаются, одни финансовые инструменты могут конвертироваться в другие. Участниками разных сегментов выступают одни и те же организации, например банки могут осуществлять операции практически на всех сегментах финансового рынка.

Финансовая система

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Система — это комплекс взаимосвязанных элементов.

Необходимость выделения отдельных элементов вызвана тем, что они играют различную роль в экономике, используют различные принципы, методы образования и использования денежных фондов.

Разница во взглядах ученых зависит от:

В западной экономической литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками.

Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а, следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений.

Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

Финансовая система — это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств.

Финансовая система общества в современных условиях может быть организована государством по одному из трех принципиальных типов:

Финансовая система организована на основе следующих принципов:

2) Принцип единства финансовой системы. Данный принцип заключается в следующем:

а) в стране проводится единая финансовая политика;

б) управление финансами базируется на единых законодательных и нормативных актах;

в) существует единая денежная система страны;

г) действуют единые принципы контроля за финансовыми отношениями;

3) Плановый характер финансовых отношений. Существует система финансовых планов и балансов на предприятиях, в отраслях, регионах, т.е. все звенья финансовой системы планируют формирование и использование фондов денежных средств;

4) Принцип гласности. Это означает, что сведения о создаваемых денежных фондах, о порядке их использования, освещаются в средствах массовой информации, так же как законы, постановления, указы, решения, инструкции, обязательно публикуются в печати;

Структура финансовой системы Российской Федерации включает в себя сферы и звенья организации финансовых отношений, это прежде всего централизованные финансы и децентрализованные финансы (рис.2.3).

В сфере государственных и муниципальных финансов выделяют 3 уровня (табл. 2.3):

На каждом уровне существуют свои элементы.

2 3

На уровне субъектов РФ (табл. 2.3):

На муниципальном уровне:

Субъекты функционирования в экономике
Государственные и муниципальные финансы

Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ)

Государственные Социальные внебюджетные фонды

Территориальные социальные внебюджетные фонды

Государственный (федеральный) кредит

Государственный (субъектов РФ) кредит

Основным звеном государственных и муниципальных финансов является бюджетная система. В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присуще специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. Наиболее широко деятельность государства проявляется как заемщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительней уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей, финансы домохозяйств. Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеет специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи между звеньями финансовой системы, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению (кооператив платит налоги в бюджет). Двухсторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения между звеньями финансовой системы, как по получению, так и по предоставлению денежных средств (государственное предприятие платит налоги в бюджет, в то же время оно может получить бюджетные ассигнования; местные бюджеты получают дотации из вышестоящего бюджета).

Источник

Комфорт
Adblock
detector
Государственные финансы Муниципальные финансы