Это язык в действии это использование языка для общения и в процессе общения

Почему лингвисты часто называют речь «языком в действии»?

Прочитайте текст, если вам сложно ответить на вопрос:

Вы, наверное, не раз слышали слова «язык» (например, русский язык, английский язык) и «речь» (правильная речь, русская речь). Люди, которые употребляют эти слова, часто имеют в виду одно и то же. Но понятия «язык» и «речь» различаются.
Язык — система звуковых, словарных и грамматических средств.
Речь — способность говорить, звучащий язык.
Язык мы изучаем, речью владеем. В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова дано такое объяснение этих понятий:
Язык —
1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.
2. Язык — это система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию.
Определения в словаре показывают нам, что язык — это средство общения. Это знаки, с помощью которых люди передают друг другу сообщения.
Знание языка — это не только знание звуков, корней, суффиксов, приставок, окончаний, слов, словосочетаний, предложений, но и знание правил их употребления.
Речь —
1. Способность говорить, говорение.
2. Звучащий язык.
3. Речь — это разговор, беседа.
Уметь общаться — это значит уметь задавать вопросы собеседнику, отвечать на них, высказать просьбу; умение начать, поддержать разговор и закончить разговор.
Владение речью — это умение говорить, читать, писать, слушать и понимать речь.
Чем же отличается язык от речи? Речь — это язык в действии, это использование языка для общения, для передачи информации.

Источник

Русский язык и культура речи: Шпаргалка (2 стр.)

• фразеология – наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования;

• ономастика (от греч. onoma – имя) – наука, изучающая имена собственные в широком смысле слова: географические названия изучает топонимика, имена и фамилии людей – антропонимика;

• этимология – наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка. Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело;

• лексикография – наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей. Разрабатывает общую типологию словарей, принципы отбора лексики, расположения слов и словарных статей.

3. ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКИ

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Языки разделяются на естественные (возникают вместе с человеком и развиваются естественным путем) и искусственные (знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно).

Знак– это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике (наука, изучающая знаковые системы) различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними (дым в лесу может информировать о разведенном костре), являются частью тех предметов или явлений, которые люди воспринимают и изучают (видим снег и представляем зиму). Искусственные (условные) знаки предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений; коммуникативные (знаки-информаторы).

Знаки-сигналы несут информацию по условию, договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют. Сигнал – это звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Сам по себе сигнал не содержит информацию – информацию содержит знаковая ситуация (звонок в квартире – сигнал, приглашающий открыть дверь), т. е. сигнал зависит от ситуации.

Знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков (герб – изображение какого-либо предмета как признака принадлежности определенному государству, городу). Содержание символа наглядно, он свободен от ситуативной обусловленности.

Основные признаки знака: двусторонность (наличие материальной формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.

Как правило, знаки в системе противопоставлены, что предполагает различность их содержания (длинные и короткие гудки в телефонной трубке – «линия свободна» и «линия занята»).

Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, знак должен быть противопоставлен другому знаку, например нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраженного знака).

Условная связь между означающим и означаемым основана на договоренности (сознательной) (красный свет – «путь закрыт»). Мотивированная (внутренне обоснованная) связь основана на сходстве означающего с означаемым (на дорожном знаке поворота).

Языковой знак, как всякая двусторонняя языковая единица, обладает формой (означающее) и содержанием (означаемое). Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом обязательна для всех носителей данного языка).

4. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь – использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; функционирование языка.

Соотношение языка и речи, особенности:

1) язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархичекие отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения – речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С. Есенин).

Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.

Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие функции:

• коммуникативная: язык – важнейшее средство человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга;

• когнитивная: язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

• фатическая (контактоустанавли-вающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками;

• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия);

• апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

• аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа;

• эстетическая и др.

5. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Культура речи включает три компонента: нормативный, коммуникативный и этический. Важнейший из них – нормативный аспект культуры речи.

Языковые нормы – явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обработанной и закрепленной на письме разновидности – языка литературного. Национальный язык – общий язык всей нации, охватывающий все сферы речевой деятельности людей. Он неоднороден, поскольку в его составе присутствуют все разновидности языка: территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык. Высшей формой национального языка является литературный – язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа; язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.

Понятие «культура речи» теснейшим образом связано с понятием «литературный язык»: одно понятие предполагает другое. Культура речи возникает вместе со становлением и развитием литературного языка.

Вторым по значимости после нормативности является коммуникативный компонент культуры речи.

Язык выполняет ряд коммуникативных задач, обслуживая разные сферы общения. Каждая из сфер общения в соответствии со своими коммуникативными задачами предъявляет к языку определенные требования.

Источник

Это язык в действии это использование языка для общения и в процессе общения

Анна Сергеевна Зубкова, Анна Сергеевна Лукьянычева

Шпаргалка по русскому языку и культуре речи

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык.

Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

Нормированность – употребление языковых средств, регулируемое единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти изменения, при которых люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность.

Современный русский литературный язык многофункционален, используется в различных сферах деятельности человека.

Основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, бытовое общение, межнациональное общение, печать, радио, телевидение.

Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), литературный язык играет ведущую роль. Он включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи.

В научной лингвистической литературе выделены основные признаки литературного языка:

3) обязательность (для всех носителей языка);

5) наличие функциональных стилей.

Русский литературный язык существует в двух формах – устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику.

Русский язык в самом широком понятии– это совокупность всех слов, грамматических форм, особенностей произношения всех русских людей, т. е. всех говорящих на русском языке, как на родном. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания, чем она красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя или читателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики (последовательность, доказательность) и нормы литературного языка, соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

Основные черты русского литературного произношения сложились именно на базе фонетики среднерусских говоров. В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка.

2. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. РАЗЛИЧИЕ В ФУНКЦИЯХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.

Современный русский язык многофункционален, т. е. используется в различных сферах деятельности человека. Средства литературного языка (лексика, грамматические конструкции и др.) функционально разграничены употреблением в различных сферах деятельности. Использование тех или иных языковых средств зависит от типа коммуникации. Литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяются разговорная речь и книжный язык.

В устной разговорной речи различают три стиля произношения: полный, нейтральный, разговорный.

Одно из самых главных свойств книжного языка – это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все усложняются. При выделении стилей общенародного языка учитывается множество разновидностей, охватывающих языковой материал от «высоких», книжных элементов до «низких», просторечных. На какие же функциональные стили подразделяется книжный язык?

Функциональный стиль – разновидность книжного языка, свойственная определенной сфере человеческой деятельности и обладающая определен

ным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существуют три основных стиля – это научный, официально-деловой, публицистический.

Наряду с перечисленными стилями существует еще язык художественной литературы. Его относят к четвертому функциональному стилю книжного языка. Однако для художественной речи характерно то, что здесь могут использоваться все языковые средства: слова и выражения литературного языка, элементы просторечия, жаргонов, территориальных диалектов. Автор использует эти средства для выражения идеи произведения, придания ему экспрессивности, отражения местного колорита и т. д.

Основная функция художественной речи – это воздействие. Используется исключительно в художественных произведениях. Также такой речи присущи эстетическая функция, как оценка функция коммуникативная. Художественная литература выступает как оценка окружающего мира и выражение отношения к нему.

Рифма, ритм – отличительные особенности речи. Задачи художественной речи – воздействовать на чувства и мысли читателя, слушателя, вызвать у него сопереживание.

Адресат – как правило, любой человек. Условия общения – участники общения разделены временем и пространством.

Содержание художественной речи – художник мыслит образами, вызванными конкретными условиями жизни.

Языковые средства художественной речи (слова в переносном значении, эмоционально-образные слова, конкретные слова (не птицы, а гром), предложения вопросительные, восклицательные, побудительные, с однородными членами.

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

До XIV в. существовал древнерусский язык как общий язык предков украинцев, белорусов и русских. Русский язык принадлежит к восточной группе славянских языков. В эту группу входят украинский и белорусский языки. Кроме восточной группы, среди славянских языков есть еще и южная группа (болгарский, сербскохорват-ский, словенский, македонский языки) и западная группа языков (польский, словацкий, чешский и некоторые другие языки). Все славянские языки являются близкородственными, имеют много общих слов, значительно сходны по грамматике и фонетике. В XIV в. произошло разделение этого восточнославянского языка (в связи с формированием русской, белорусской и украинской нации), и с этих пор существует русский язык русского народа.

В сочетании «современный русский литературный язык» прежде всего требует разъяснения термин «литературный». Большинство людей считают, что литературный язык – это язык художественной литературы. Но такое понимание термина неверно.

Литературный язык – это язык культуры; это язык культурных людей. Современный русский литературный язык выполняет оба эти назначения. Но так бывает не всегда. Например, в XVII в. в России языком письменной культуры в основном был церковно-сла-вянский, а живым языком культурных людей, средством их последнего общения – русский язык.

На русском литературном языке создаются художественные произведения и научные труды, это язык театра, школы, газет и журналов, радио и телевидения. В то же время на нем разговаривают в семье, на работе, в кругу друзей, в общественных местах. То, что обе функции выполняет один и тот же язык, обогащает культуру; она строится с помощью живого, динамичного средства общения, способного к передаче самых новых, только что возникших смыслов, и передает самую их динамику, помогает им возникать и формироваться.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Язык и его роль в жизни человека.

Виды речевой деятельности

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Язык – средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).

Ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания).

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 9 – 13; 296 с.

2. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. Русский язык. 5 класс. — М.: «Русское слово», 2008. – с. 11; 384 с.

3. Рыбченкова Л. М., Учебник. – В 2-х частях. – 2-е изд., испр. / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2012. – с. 4, 8 – 127 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал «Про Пословицы» – http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-rechi-ustnoj-i-pismennoj/ (Дата обращения: 01.06.2019).

2. Литературный блог BOOKMARK 1 – https://book1mark.ru/ (Дата обращения: 01.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Язык и речь – тесно связанные понятия. Язык – это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.

Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь – две стороны одного и того же явления.

То, о чём вы подумали – это внутренняя речь.

Устная речь – это произнесенное с определённой интонацией предложение «Осторожно!». Для того чтобы получить данное высказывание, необходимо в языке найти подходящие средства: выбрать восклицательную интонацию высказывания, которая предупредила об опасности; отыскать наречие, точно обозначившее ситуацию и так далее.

Если Вы захотите написать об этом происшествии сообщение одноклассникам, то нужно использовать письменную речь.

Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.

Думаем, что нет, Вы и так видите опасность;

Предположим, чтобы не было столкновения.

Конечно, нет. Это слово иностранцу ничего не сообщит.

Следовательно, чтобы речь возникла, нужны определённые условия:

– должно быть хотя бы два человека (говорящий и слушающий; пишущий и читающий);

– потребность человека что-то сказать или написать;

– говорящий и слушающий (пишущий и читающий) владели одним и тем же языком.

Для того чтобы познакомиться с информацией обычно используют ознакомительное чтение – беглое прочтение материала для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Такое чтение поможет сориентироваться, например, в содержании книги.

Изучающее чтение – вдумчивое прочтение информации, которая представляет специальный интерес, необходимый для дальнейшего использования (осмысления, запоминания), следовательно, помогает понять, запоминать информацию.

Слушать тоже необходимо уметь. Постарайтесь не отвлекаться, не перебивать говорящего, если что-то не поняли, вежливо спросите об этом. Например, на уроке, если что-то не понятно, можно спросить так:

Во время слушания обращайте внимание на интонацию говорящего, его мимику, жесты.

Теоретический материал для углубленного изучения

Основные приёмы изучающего чтения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбери правильное утверждение.

а) деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе;

б) средство общения.

Разбор задания: вспоминаем, что речьдеятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь – это язык в действии, язык в работе. Ответ: а.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите виды речевой деятельности:

А) прямая, косвенная;

б) устная, письменная;

в) эмоциональная, спокойная.

Вспоминаем виды речевой деятельности: общение бывает устным и письменным, поэтому речь бывает устной и письменной. Устная речь произносится, письменная записывается. Ответ: б.

Источник

Язык и речь. Презентация по русскому языку (5 класс)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Отгадайте загадку
Меткий, но не стрела
Богатый, но не миллионер
Нужный, но не интернет
Могучий, но не великан.

Описание слайда:

Запишите ассоциации со словом
язык

Описание слайда:

1. Для чего человек изучает родной язык?

2. На каких ещё уроках вам пригодятся знания родного языка?

Описание слайда:
Описание слайда:

На уроках русского языка вы узнаете о значении языка в нашей жизни, о культуре речи, будете развивать и совершенствовать свою речь, изучать правила.
Что же означают слова язык и речь?

Описание слайда:

1. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано толкование слов язык и речь. Прочитайте отрывки из словарных статей, сравните их. Какое значение у этих слов общее?
Упражнение 4.

Описание слайда:

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.
Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык Пушкина. Язык писателей.
Речь, способность говорить. Лишиться языка.
Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык дорожных знаков.
Язык

Описание слайда:

Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
Публичное выступление. Выступать с речью.

слово «РЕЧЬ»
2. В каких значениях слова язык и речь являются синонимами?

Описание слайда:

Язык и речь
Язык – это средство общения. С его помощью люди говорят друг с другом, сохранят и передают знания, информацию.
Владеть языком – это значит уметь общаться друг с другом, уметь общаться друг с другом, уметь слышать и слушать, точно и полно выражать свои мысли, грамотно писать и хорошо читать.
Речь — это язык в действии, это использование языка для общения и в процессе общения.
Владеть речью — это значит не просто уметь говорить, но и уметь задавать вопросы собеседнику, просить его уточнить мысль, высказать пожелание, просьбу, выразить своё со­гласие или несогласие, уметь начать разговор, поддержать его, вести диалог в соответствии с ситуацией. Иначе говоря, уметь общаться.
II. Что означают понятия «язык» и «речь»?

Описание слайда:
Описание слайда:

Из теоретического материала I—II § 1 выпишите в два
столбика определения и глаголы, относящиеся:
а) к языку;
б) к речи.
Можете добавить свои слова.

Описание слайда:

Что значит
знать язык владеть речью
Рассмотрите схемы. Что значит «знать язык» и «владеть речью»?
Подумайте, можно ли знать язык, но плохо владеть речью. Почему?

Описание слайда:

II. Слова язык и речь обычно различаются в употреблении. Язык может быть трудным или лёгким, красивым, родным или

иностранным, а речь — устной и письменной, грамотной, безграмот-ной, богатой и бедной, спокойной и взволнованной, эмоциональной, правильной, грубой, чистой. Мы можем говорить, писать, читать на родном языке, учить, знать какой-либо язык, учиться какому-либо языку, овладеть каким-либо языком, а свою речь — развивать, совершенствовать, чью-либо речь — слышать, слушать.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Изучать, заниматься, совершенствовать, слушать, знать, учить, понимать, говорить (на), слышать.

Описание слайда:

Упражнение 8. Прочитайте текст, выделите в нём главное. Перескажите этот текст.
Зачем нужен язык?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять опыт человечества.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Без языка не было бы самого человека, потому что всё связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (По А. Леонтьеву)

Описание слайда:

V. Язык — это самая удивительная вещь на свете.
Попробуйте представить себе, что было бы вокруг

нас, если бы не было языка и речи. Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письменность и книгопечатание, а с ними литература и наука; не было бы мысли, не было бы человека, не было бы культуры.

Описание слайда:

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил к себе гостей. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесёт с базара самое прекрасное, что есть на свете»

Послал хозяин Эзопа на базар.
Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык.
— Эзоп, при чём здесь это?— недоумевают гости.
— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете?
Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
Такой ответ пришёлся по сердцу Ксанфу и его гостям.
Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину:
— Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что
есть на свете.

Описание слайда:

— Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете.
Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
— Эзоп! Ты же опять принёс язык!
Тогда Эзоп сказал Ксанфу:
— А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти; посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, хитрим, ссоримся; языком мы объявляем войну. Язык делает людей врагами. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Языком мы произносим слово «раб». Может ли быть что-нибудь хуже языка? (По Э. Вартанъяну)

Вопросы и задания
2. В этом тексте употреблены два слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Найдите их. Что обозначают эти слова? Как они называются?
3. Вспомните, что такое антонимы. Найдите в тексте антонимы к словам лучший, мириться, радовать. Составьте с каждой парой слов словосочетания.
4. Какие басни вы читали? Что, на ваш взгляд, самое важное в басне? Чему учат басни?

Описание слайда:

Вопросы и задания
Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.

Описание слайда:

Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, слово же служит вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
Для этого изучай науку о языке.

Л.Н.Толстой
К чему призывает Л.Н.Толстой?
Что объединяет высказывание Эзопа и Л.Н. Толстого?

Описание слайда:

Человек может общаться при помощи мимики, жестов. Различных сигнальных систем, например, азбуки Морзе. Язык для человека не так уж и важен!
Человек не может обойтись без языка
Помогите Антону доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужен язык человеку»
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте упражнение 8, на с. 10 – 11.

Описание слайда:

Для чего нужна человеку речь?
Речь помогает

общаться
Делиться
мыслями,
чувствами

Договориться о чём- нибудь

Согласовать свои действия.

Похвалить, развеселить, рассмешить

Описание слайда:

Что произойдёт, если исчезнут язык и речь?
Заполняем кластер

Описание слайда:

Что произойдёт, если исчезнут язык и речь?
Проверяем!
не было бы
общения,

не существовала
бы
письменность
не существовало бы
книгопечатание
не существовала
бы наука
не существовала бы
литература
не существовал
бы человек
не было бы
общества

Описание слайда:

Упражнение 11.
В нашей речи широко употребляются пословицы и устойчивые выражения (фразеологизмы) о языке. Прочитайте некоторые из них. Как вы их понимаете? Когда их употребляют?

Описание слайда:

Пословицы о языке
Язык до Киева доведет.
Мал язык, да всем телом владеет.
Велик и могуч русский язык. Длинный язык с умом не в родстве.
Не ножа бойся, а языка.
Не спеши языком, торопись делом.

Как вы их понимаете? Когда их употребляют?

Описание слайда:

Фразеологические обороты о языке

Описание слайда:

Упражнение 10.
Задание по выбору: напишите небольшое сочинение на одну из тем: «Нет ничего лучше языка», «Нет ничего хуже языка», «Зачем нужен человеку язык».
✒Воспользуйтесь памяткой на форзаце.
Домашнее задание.

Описание слайда:

Рефлексия
С каким настроением ты уходишь с урока?
Что понравилось на уроке?
Что не понравилось на уроке?
Были ли задания, которые вызвали трудность?
Что нового ты для себя узнал?

Описание слайда:

Источники
9ab7aa2e06427cb59e5c1362e6845038
5c070349716ca79723b8b807
depositphotos_123777000-stock-photo-kid-girl-with-book-stack
booksinarow-1024×264
4ae677dd1f405e8ca0350c831827b
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Adblock
detector