Это наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях что это

Это наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях что это

Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

1) Экономика — это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах. Да, верно, это ее определение.

2) Познавательная функция экономической теории состоит в определении перспектив социально-экономического развития страны. Нет, неверно, это прогностическая функция.

3) Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики. Да, верно.

4) Воспитательная функция проявляется в формировании определённого мировоззрения, взглядов по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества. Да, верно.

5) Практическая функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Нет, неверно, это познавательная функция.

Источник

Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов (Герберт Саймон)

В этом высказывании известным американским учёным поднимается проблема эффективного использования ресурсов в условиях ограниченности их запасов. Автор изречения полагает, что важнейшая задача экономики как науки – научить хозяйствующих субъектов правильно и выгодно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

Я полностью согласен с данным мнением Герберта Саймона. Без привлечения ресурсов процессы производства и торговли невозможны. Поскольку практически любые ресурсы являются ограниченными и исчерпаемыми, важно построить дело таким образом, чтобы расходовать их рационально, с умом.

lazy placeholder

Обратимся к теоретическому смыслу этого утверждения. Под термином «экономика» понимается вся многообразная хозяйственная деятельность человеческого общества, а также совокупность тех отношений, что складывающихся в сложных системах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Ресурсы – это любые средства, которые позволяют при помощи определённых преобразований получать желаемые результаты. Ресурсы существуют природные – неисчерпаемые (например, воздух, солнечный свет) и исчерпаемые (полезные ископаемые и т.д.) Пока какой-либо объект не используется в экономической деятельности, он ресурсом не является. К примеру, солнечный свет не был ресурсом, пока люди не научились извлекать из него электроэнергию. Однако понятие «ресурсы» относится не только к природным объектам, но и к любой сфере, в которой человек производит какую-либо деятельность. Капитал, нужная и актуальная информация, трудовой персонал, время – всё это тоже ресурсы для экономической деятельности. Есть также такое понятие как «административный ресурс» – когда должностное положение используется в корыстных целях.

Самый яркий исторический пример, подтверждающий правильность высказывания Саймона – это Япония. Она во все периоды своего существования относилась к ресурсам очень рационально. Почти 80% земель на японских островах для сельского хозяйства вообще не пригодно, однако благодаря грамотному использованию оно хорошо развито. Также рачительно японцы относятся и к иным природным ресурсам, которыми их страна очень небогата. Данный факт способствует исключительно бережному и рациональному отношению к своим ресурсам. И этот многолетний подход приносит свои плоды: японская экономика давно стала одной из мощнейших в мире.

lazy placeholder

От истории обратимся к современности, XXI веку. Запасы нефти на нашей планете огромны, но они исчерпаемы. Через несколько десятилетий нефть закончится. Ведущие компании это понимают и последовательно работают над разработкой и совершенствованием альтернативных источников энергии. В частности, в производстве автомобилей: некоторые автоконцерны уже претворили мечту о полноценном электромобиле в реальность. Одна из таких высокотехнологичных машин – Nissan Leaf. Этот полноразмерный пятидверный хэтчбэк находится в серийном производстве с 2010 года, и с каждой новой модификацией становится всё лучше: растёт его запас хода на одной зарядке, автомобиль постепенно становится доступнее для среднестатистического покупателя. Эти машины берегут природные ресурсы и не наносят вреда экологии.

В итоге своих рассуждений хочу сделать вывод, что экономика действительно должна решать и решает очень важную проблему рационального использования ограниченных ресурсов. Необходимо помнить, что большинство из них можно исчерпать, поэтому нужно рачительно их использовать в своей хозяйственной деятельности.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 9. Экономика, экономическая наука

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Экономика — область общественных отношений по поводу производства, обмена, распределения, потребления результатов человеческой деятельности, а также эффективного использования ресурсов

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2018.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Источник

Экономика. Конспект лекций (4 стр.)

Иначе обстоит дело с возможностями удовлетворения этих потребностей. Мы уже выяснили, что объем производственных ресурсов, которые человечество может использовать для удовлетворения своих потребностей, достаточно жестко ограничен. Важно подчеркнуть, что мы говорим об ограниченности именно в экономическом, а не чисто физическом смысле.

Известно, что в недрах Земли есть не более 140 млрд т нефти и к 2030 г. будет исчерпано 80 % этих запасов. Это информация лишь о физической ограниченности данного ресурса. Если бы он был людям не нужен, то нас бы совершенно не волновала его физическая ограниченность (никто же не тревожится по поводу мировых запасов песков в пустынях!).

Однако люди активно используют нефть как сырье для производства топлива и химических материалов. И если бы нефть имелась у всех стран мира и была столь же доступна, как воздух или солнечный свет, то масштабы ее потребления были бы неизмеримо больше, чем сегодня. Но для добычи дополнительного объема нефти из недр Земли в тех странах, где ее месторождения имеются, необходимо потратить массу других ограниченных ресурсов:

• электроэнергию для бурения скважин или выкачивания нефти из глубин месторождения;

• металл, из которого изготавливают нефтяное оборудование и трубы нефтепроводов;

• капитал в форме оборудования для извлечения нефти из недр и т. д.

Следовательно, нефть достается только тому, кто либо сам обладает всеми этими ресурсами, либо способен заплатить за то, чтобы другие эту нефть добыли и доставили ему.

Вот почему экономическую проблему образует не физическая, а экономическая ограниченность ресурса. Под экономической ограниченностью мы понимаем:

• недостаточность предложения ресурса относительно потребностей людей;

• необходимость для получения этого ресурса осуществить затраты иных – столь же ограниченных – ресурсов (напрямую или путем оплаты затрат, осуществленных другими людьми и фирмами).

Таким образом, хозяйственная деятельность человечества несколько напоминает вечное перекраивание тришкина кафтана – чтобы удовлетворить одну потребность, приходится изымать ресурсы из сферы удовлетворения других. Конечно, благодаря росту возможностей и объема используемых ресурсов человечество постоянно увеличивает размер своего «кафтана» и потому чувствует себя в нем все лучше и лучше.

Но проблема распределения ограниченных ресурсов между соперничающими за право их получения сферами использования (сферами создания различных благ) остается по-прежнему актуальной.

Ограниченность – недостаточность объема имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ, который люди хотели бы получить.

Раз ресурсы ограниченны, а потребность в благах – нет, то человечество в мире экономики постоянно сталкивается с необходимостью делать выбор: на что тратить ограниченные ресурсы, т. е. как их использовать наиболее рационально.

Рационально в том смысле, чтобы из ограниченных ресурсов получить как можно больше именно тех благ, которые людям нужны и за которые они способны заплатить. Необходимость решения именно этой задачи породила прогресс науки и техники, совершенствование способов координации деятельности людей в процессе производства и распределения – все то, что называется экономическим развитием или хозяйственным прогрессом цивилизации.

Несмотря на то что человечество смогло добиться такого прогресса и резко увеличить объемы производства материальных благ, и сегодня по-прежнему трудно представить, что когда-нибудь станет возможным удовлетворить все потребности всех людей в полном объеме. А дефицит ресурсов остается все такой же острой проблемой для неуклонно растущего населения планеты Земля.

Мы уже упоминали выше, что человечество удовлетворяет свои потребности за счет благ двух видов:

1) даровых (природных);

Даровые блага отличаются тем, что их объем больше потребностей людей, а потребление их одними не приводит к их нехватке для других. Примерами даровых благ являются воздух (хотя и он способен превратиться в экономическое благо, если, скажем, для его очистки и охлаждения в помещении установить кондиционер), солнечный свет, ветер, дожди, орошающие посевы, и т. п.

Но большинство благ, которые нужны людям, в прямом виде в природе не встречается, а значит, их необходимо изготавливать специально. При этом масштабы изготовления обычно меньше, чем текущие потребности в этих благах (например, в России построить такое количество благоустроенного жилья, чтобы обеспечить им всех, кто живет в обветшавших зданиях, практически невозможно не только за год, но и за несколько лет).

Такие ограниченные по отношению к объему потребности блага принято называть экономическими. Термин «экономические блага» обязан своим рождением тому факту, что расширение масштабов производства именно этих благ является основной заботой всей экономической системы цивилизации.

Ограниченные (экономические) блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, которые могут быть созданы лишь путем затраты факторов производства и получены, как правило, лишь на основе обмена.

Соответственно исследование последствий, вызванных ограниченностью экономических благ, и способов, позволяющих использовать ограниченные ресурсы наилучшим образом, стало основной проблемой для экономической науки.

Основные последствия ограниченности ресурсов

Особая сложность в организации экономической деятельности связана с тем, что подавляющее большинство ресурсов универсально. Это значит, что они могут быть использованы для изготовления самых различных благ. Из одной и той же железной руды можно изготовить сталь для космического корабля и жесть для крыши садового домика. На одном и том же участке земли можно построить клинику или казино. Один и тот же человек может овладеть специальностью повара или слесаря и т. д. Но при этом один и тот же объем ресурса не может быть использован даже дважды – выбирая какой-то вариант его использования, приходится от всех остальных отказываться.

Но раз желания людей всегда безмерно разнообразны, а экономические ресурсы в любой момент времени ограниченны и могут быть использованы для производства множества разнообразных благ только альтернативно (либо-либо), то весь строй экономической жизни человечества определяется двумя обстоятельствами:

1) ограниченные блага и ресурсы для их производства необходимо каким-то образом распределить между всеми, кто в них заинтересован;

2) выбор любого варианта распределения (использования) ограниченных благ и ресурсов для их производства означает, что все остальные варианты просто отбрасываются – реализовать их становится невозможно.

Эти два обстоятельства побуждают людей вновь и вновь сопоставлять различные варианты использования ограниченных ресурсов и искать способы распределять их между бесчисленными видами своих потребностей самым лучшим образом. Соответственно экономическая наука ищет методы выбора оптимальных способов организации хозяйственной деятельности с использованием ограниченных ресурсов и тем самым помогает людям совершать такой выбор с минимальным количеством ошибок.

Человечество перепробовало разные способы решения этой проблемы и соответственно организации экономической деятельности. С некоторым упрощением можно выделить четыре основных способа распределения ограниченных ресурсов и благ:

1) на основе насилия по принципу «права сильного»;

2) на основе нормирования и внеэкономических принципов (по карточкам, «визиткам» жителей данного города, принадлежности к той или иной общественной группе);

3) по принципу очереди – благо достается тому, кто раньше встал в очередь за ним;

4) на основе экономического соревнования, называемого чаще конкуренцией.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Исторически человечество начало поиски способа распределения ограниченных ресурсов с реализации «права сильного», пришедшего к нам из мира животных (именно так делится добыча в стае обезьян или волков – лучший кусок достается физически наиболее сильной особи, т. е. вожаку).

Поскольку польза, которую человек приносит обществу, уже давно напрямую не связана с его физической силой, людям пришлось искать другие способы распределения благ. Это привело человечество к принципу экономической соревновательности (конкуренции), когда производственные ресурсы и жизненные блага достаются тому, кто способен доказать свое право на них экономическими аргументами (например, способностью заплатить продавцу больше, чем остальные).

Вся жизнь в мире экономики построена сегодня именно на основе конкуренции, т. е. постоянного соревнования за право получить тот или иной вид ресурсов в свою собственность.

В борьбе за одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты люди конкурируют друг с другом, выдвигая в качестве конкурентных преимуществ опыт или квалификацию. Фирмы, производящие сходные товары, конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов достоинства своей продукции. Покупатели, желающие купить модную новинку, поставляемую на рынок пока в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату, и т. д.

Источник

Adblock
detector