- Использование эталонных гирь для проверки и калибровки
- Поверочная схема
- Назначение
- Проведение поверочных работ
- Калибровка
- Конструкция и производство
- Калибровочные наборы гирь
- Калибровочные наборы гирь
- Калибровочные наборы гирь
- Эталонные гири и комплекты гирь
- Номенклатура гирь и наборов гирь
- Гири для калибровки / юстировки весов:
- Гири нестандартной массы
- Специальные гири
- Лаборатория поверки / калибровки
- Гири для взвешивания в лаборатории. Как не споткнуться?
- Использование гирь различного класса точности для поверки и калибровки
- Классы гирь и их применение
- Конструкции гирь
- Материал
- Метрологические требования
- Метрологический контроль
- Маркировка
- Упаковка
Использование эталонных гирь для проверки и калибровки
В соответствии с ГОСT OILM R 111-1-2009 в качестве эталонов для поверки и калибровки весового оборудования и гирь более низкого класса могут быть использованы гири классов Е1, Е2, F1, F2, M1.
При этом класс точности гирь эталонного типа должен соответствовать стандартам по поверке этих гирь.
Поверочная схема
В соответствии с принятой в стране системой единства измерений имеется специальная схема поверки устройств для измерения массы (ГОСТ 8.021-2005).
По этой схеме начальным эталоном массы в стране является копия №12 международного прототипа 1 кг.
Этот эталон изготовлен из платиноиридиевого сплава. Его нестабильность (γ) равна всего 0,0003 мг за год, а СКО (S ) погрешности измерений при сличении с международным эталоном не более 0,0023 мг.
По этому эталону с использованием компаратора изготовлены вторичные копии:
Гири эталонов – копий массой 1 кг изготавливаются из платиноиридиевого сплава или нержавеющей стали и имеют S=0,01 мг, а γ=0,003 мг.
По эталонам-копиям делают рабочие эталоны, включающие отдельные гири в 1 кг и их наборы, а также компараторы для сличения масс гирь. В основном, гири рабочих эталонов соответствуют классу Е1. Нестабильность килограммовых эталонов такого типа не должна превышать γ=0,01 мг, а S=0,02 мг.
С помощью рабочих эталонов разрабатывают образцовые средства. При этом гири рабочего эталона 1-го разряда соответствуют классу Е2. Гири 2-го разряда соответствуют классу F1, 3-го разряда – классу F2, 4 разряда – классу М1.
Назначение
При измерении масс различных предметов необходима уверенность в том, что измеренная данными весами масса тела соответствует действительной массе. Для того чтобы убедиться в правильном измерении необходимо проверить весовое оборудование. Для этого служат поверка и калибровка.
Поверка представляет собой ряд операций, которые выполняют органы, относящиеся к Государственной метрологической службе или другие организации, имеющие соответствующую лицензию.
Целями поверки являются оценка и подтверждение соответствия поверяемых средств характеристикам, приведенным в технических условиях. При поверке весов такими характеристиками являются, например, погрешности измерений массы. При поверке гирь различного класса проверяются соответствия их действительных масс номинальным массам гирь.
Калибровка предназначена для оценки значений масс и определения возможности использования данного исследуемого средства. При этом калибровка, в отличие от поверки, не является обязательной операцией. Она может выполняться метрологической службой предприятия или другой организацией.
При проведении работ по калибровке и поверке используются эталонные гири.
Проведение поверочных работ
В технических условиях на весовое оборудование любого типа обычно приводится методика проведения поверки.
При оценке допустимых погрешностей измерений обычно указываются требования к эталонным гирям по их номиналу и классу точности.
Например, при проведении поверки электронных весов CJ-220CER японской компании Shinko Denshi Company в качестве эталона используются гири в 1-10 кг класса F1 или F2. При определении допустимых погрешностях измерений производятся измерения массы установленной на чашке весов эталонной гири. Затем определяется разность между измеренной величиной и массой эталонной гири. Измерения повторяются для эталонных гирь различных номиналов. Полученные значения разности не должны превышать заданные в ТУ на весы погрешности измерений.
Кроме того, производится серия измерений массы эталонной гири, по которым вычисляется СКО измерений весов. Величина этого СКО также не должно превышать заданную в ТУ величину.
При получении положительных результатов на весы выдаются свидетельство о проведении поверки.
Калибровка
Калибровка весов – это настройка их для повышения точности измерения. Для проведения калибровки весов производится измерение массы эталонной гири, прошедшей поверку и имеющей сертификат, на весах.
Если показания весов отличаются от величины массы гири, то необходимо ввести поправку.
Калибровка весов может осуществляться в ручном режиме или автоматически.
Если вы занимаетесь оптовой торговлей, то без фасовочных весов вам не обойтись. Как выбрать подходящую модель, читайте в этой статье.
Ювелирные весы должны обладать высокой точностью измерений. В каких областях это оборудование востребовано больше всего, читайте здесь.
Конструкция и производство
Гири, используемые в качестве эталонных гирь, могут иметь разную конструкцию и выполняться из различных материалов.
Гири, имеющие массу в 1- 5 мг, делают из алюминия. Гири от 1 до 20 кг делаются из стали немагнитного типа.
Гири небольшой массы выполняются в форме плоских многоугольников. При этом число углов зависит от веса гири. Гиря в 1 – 2 кг – это цилиндр с головкой, которую можно открутить, или без головки. Более тяжелые гири до 20 кг имеют вид цилиндра с головкой или проточкой для удобства захвата. Поверхность гирь полируется.
Например, компания «Стандарт» выпускает эталонные гири класса F1 и F2 массой в 500 кг, которые имеют допустимую погрешность в ± 2500 и ± 8000 мг соответственно. Эти гири разборного типа имеют цилиндрическую форму, состоят из штока и дисков с лысками, в которых имеются подгоночные полости. Материал, из которого изготовлены гири – нержавеющая сталь.
Изготавливаются гири с использованием станков с числовым управлением. После конечной обработки и полировки производится поверка гирь. Для поверки используются эталоны и высокоточные компараторы.
Компания «Тензоприбор» выпускает эталонные гири класса М1 массой 20-2000 кг. При этом гиря в 20 кг выполнена из чугуна типа СЧ15 и имеет форму параллелепипеда. В ручке гири имеется подгоночная полость, которая завинчивается пробкой. Гиря в 500 кг имеет специальные выступы для захвата ее краном и трубу для подгонки.
Калибровочные наборы гирь
Наборы калибровочных гирь предназначены для юстировки (калибровки) электронных весов и другого. читать далее >>>
Калибровочные наборы гирь
Наборы калибровочных гирь предназначены для юстировки (калибровки) электронных весов и другого весового оборудования, для поверки гирь более низких классов точности, для проведения взвешиваний в исследовательских и технических лабораториях. Наборы калибровочных гирь имеют сертификат о калибровке. Наборы гирь калибровочные различаются классом точности и номинальной массой гирь, входящих в комплектацию.
Классы точности (Е1, Е2, F1, F2, М1 по ГОСТ 7328-2001) калибровочных гирь определяют предел допустимой. читать далее >>>
Калибровочные наборы гирь
Наборы калибровочных гирь предназначены для юстировки (калибровки) электронных весов и другого весового оборудования, для поверки гирь более низких классов точности, для проведения взвешиваний в исследовательских и технических лабораториях. Наборы калибровочных гирь имеют сертификат о калибровке. Наборы гирь калибровочные различаются классом точности и номинальной массой гирь, входящих в комплектацию.
Классы точности (Е1, Е2, F1, F2, М1 по ГОСТ 7328-2001) калибровочных гирь определяют предел допустимой разницы между номинальным и фактическим значениями массы гири. Чем больше эта разница, тем ниже класс точности гири. При калибровке весов можно использовать гирю (или набор калибровочных гирь) указанного в документации класса точности или более высокого. Кроме того, часто в паспорте, прилагаемом к весовому оборудованию, имеются рекомендации не только по номинальной массе и классу точности наиболее подходящих для калибровки гирь, но и возможные варианты их замены. Например, для калибровки весов рекомендуется использовать 1 калибровочную гирю на 10 кг класса точности M1, но предлагается и альтернативный вариант использования калибровочных гирь: 1 гиря на 5 кг класса точности M2 и 1 гиря на 5 кг класса точности F1.
Использование наборов калибровочных гирь позволяет производить юстировку нескольких моделей весов, позволяет методом комбинирования гирь различной массы добиваться эталонного веса, необходимого для калибровки весов (масса калибровочной гири должна составлять не менее 80% от НПВ калибруемых весов).
Эталонные гири и комплекты гирь
Инновационные технологии, применяемые в производстве средств измерения массы, позволяют ООО «Сартогосм» быть лидирующим российским производителем высокоточных гирь. Предприятием выпускается более 500 наименований гирь и гиревых наборов, соответствующих требованиям ГОСТ OIML R 111-1-2009.
ООО «Сартогосм» создает новые ориентиры в производстве гиревой продукции:
Номенклатура гирь и наборов гирь
ООО «Сартогосм» является ведущим российским производителем гирь и наборов гирь высоких классов точности Е1, Е2, F1, F2, М1 номинальной массой от 1 мг до 20 кг, предназначенных:
Гири и наборы гирь по метрологическим характеристикам, качеству используемых материалов, в том числе магнитным свойствам, плотности материала, качеству обработки поверхности, качеству шкатулок для хранения гирь полностью соответствуют требованиям международных рекомендаций OIML R111 и ГОСТ OIML R 111-1–2009 «Государственная система обеспечения единства измерений. Гири классов Е1, Е2 F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и М3 Часть 1. Метрологические и технические требования».
Гири для калибровки / юстировки весов:
Измерение массы является одной из наиболее распространенных учетных операций. Это предъявляет высокие требования к прецизионным средствам измерения.
Критерием надежной работы весов являются их периодические поверки и тестовые испытания.
Для калибровки /юстировки электронных весов ООО «Сартогосм» выпускает гири калибровочные:
Гири нестандартной массы
По заказу выпускаются гири калибровочные: любой массы и любой точности, например 150 г; 300 г; 600 г; 1,5 кг; 3 кг и т.д.
Специальные гири
Лаборатория поверки / калибровки
Метрологическая служба аккредитована Федеральной службой по аккредитации на право проведения соответсвующих работ.
Гири для взвешивания в лаборатории. Как не споткнуться?
Содержание
Испытательные лаборатории, измеряющие массу сыпучих и жидких веществ или предметов, используют для этого весы – специальные средства измерений, требующие особого обращения, поддержания условий окружающей среды, настройки и проверки. Часто, принадлежностям, необходимым для работы весов, уделяется недостаточно внимания.
Например, гири – это полноценные средства измерений, обращение с которыми регламентировано отдельными нормативными документами. В связи с этим эксплуатация гирь является предметом интереса аудиторов, задающих вопросы, которые ставят в тупик даже специалистов с большим стажем работы. Вот некоторые из них, с которыми мне довелось столкнуться на своей практике.
Почему для проверки и юстировки весов используется гиря с классом точности, отличным от рекомендованного в паспорте?
Для идентификации класса точности гирь в РФ применяется буквенно-цифровое обозначение:
где Е1 – самый высокий класс точности, а M3 – самый низкий. Рекомендуемая область применения гирь в зависимости от их класса приведена в Приложении 1. В испытательных лабораториях используются гири, как правило, с классом точности не ниже M1, что согласуется с точностью выполняемых измерений. При этом для проверки и юстировки весов допустимо использовать гири, отличные по классу от указанных в паспорте весов, если они не уступают им по точности. Класс точности гирь определяется по величине допускаемой погрешности массы, которую эти гири воспроизводят. Пределы допускаемой погрешности гирь представлены в Приложении 2.
Также помимо принятой в РФ за рубежом широко распространена классификация гирь по ASTM E617-13
000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Этот стандарт предлагает 10 классов точности гирь (Приложение 3), отличных по величине допускаемой погрешности от регламентированных в ГОСТ OIML R 111-1-2009. Тем не менее, не смотря на возможное перекрытие и превосходство гирь данных стандартов по точности, лабораториям, выполняющим измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования, рекомендуется применять гири, поверенные в соответствии с утвержденным в РФ типом СИ.
Выполняется ли в отношении гирь техническое обслуживание? Какое время просушивания гирь после него?
Техническое обслуживание гирь, включающее очистку, проводится периодически, а также по мере выявления загрязнения. Для удаления пыли и инородных частиц рекомендуется использовать кисточку с мягким ворсом или хлопчатобумажную салфетку. Для удаления стойкого загрязнения допустимо протереть гирю салфеткой, смоченной дистиллированной водой или этиловым спиртом. После протирки необходимо просушить гирю в течение времени, указанного в Приложении 4. Поскольку гири с массой от 20 г классов точности F1, F2 и М могут иметь подгоночную полость, закрываемую с помощью завинчивающейся головки или пробки, их не рекомендуется помещать в жидкость, чтобы избежать возможного попадания ее в подгоночную полость.
Какие меры применяются при обнаружении повреждений гири?
Перед использованием гирь рекомендуется проводить внешний осмотр на отсутствие износа, повреждений и загрязнения поверхностей, а также контролировать условия окружающей среды. В случае выявления повреждений гири или необратимого изменения свойств поверхности гиря подлежит отбраковыванию и утилизации. В случае загрязнения поверхности гири необходимо провести очистку. Для предупреждения повреждений необходимо извлекать гирю из футляра хранения непосредственно перед взвешиванием и брать гирю пинцетом, салфеткой или рукой в перчатке.
При каких условиях окружающей среды используются гири?
Сопроводительная документация и рекомендации производителей большинства гирь предусматривают эксплуатацию при температуре окружающей среды от 10 до 35 °С и относительной влажности воздуха от 30 до 80 %. В случае отклонения условий окружающей среды необходимо принимать меры по приведению их в соответствие. Также комплект гирь всегда должен находиться рядом с весами, с тем, чтобы температура гирь и весов была одинаковой.
В случае перемещения, а также после очистки, необходимо стабилизировать температуру гири в месте проведения взвешивания в течение времени, указанного в Приложении 5.
Как выбирается гиря для проверки весов?
Требования к гирям, необходимым для проверки метрологических характеристик и юстировки весов, указаны, как правило, в паспорте или инструкции по эксплуатации соответствующих весов. В противном случае необходимо руководствоваться рядом рекомендаций описаны ниже. Погрешность гири не должна превышать 1/3 пределов допускаемой погрешности весов. Чем ближе масса гири к той нагрузке, которую предстоит взвешивать, тем точнее будут взвешивания на этой нагрузке. Чем меньше масса гири по сравнению с наибольшим пределом взвешивания, тем большая погрешность будет на наибольшем пределе взвешивания.
В чем состоит принцип действия гирь? На чем основан механизм взвешивания?
Принцип действия гирь основан на пропорциональности их веса и массы. Сила, с которой гиря давит на платформу весов, прямо пропорциональна ее массе и уравновешивается электромагнитной силой, создаваемой весами, после чего электрический сигнал преобразуется и результаты взвешивания выводятся на дисплей. Номинальная масса гири задается производителем, а точное значение массы определяется калибровочной лабораторией через известную массу эталонной гири и измеренное отношение масс этих гирь. Для отличия гирь одной и той же массы, входящих в набор в двух и более повторностях, на головке (верхней поверхности) гирь наносятся точки или звездочки.
Также случается, что аудиторы из других государств, не знакомые с российскими нормами и стандартами, задают вопросы, ответы на которые выходят за рамки средней компетенции.
Если согласно свидетельству о поверке выполнение поверки и калибровки гири проведены при температуре +20 °С, то почему калибровочная лаборатория, не предоставила вам информацию о том, для каких температурных пределов действительна фактическая погрешность гирь? А фактическая эксплуатация гирь осуществляется в температурном диапазоне от 20 до 25 °С.
В соответствии с ГОСТ OIML R 111-1-2009 поверка гирь производится при температуре от 18 до 27 °С и изменение температуры в данном диапазоне будет вносить ничтожно малую погрешность, которой можно пренебречь. При эксплуатации гири при температуре от 20 до 25 °С погрешность будет находиться в допустимых пределах. Температура указанная в свидетельстве сообщает нам, что поверка проведена в нормальных условиях и погрешность вносимая окружающей средой не будет учитываться при расчете погрешности СИ. Нормальные условия измерений при поверке регламентируются ГОСТ 8.395-80.
Как поверитель осуществляет передачу размера единицы массы из Парижа в условиях введения нового эталона? И что есть новый эталон массы?
Использование гирь различного класса точности для поверки и калибровки
Для определения массы предметов на предприятиях, в лабораториях, а также в торговых заведениях используются различное весовое оборудование.
Для проведения таких измерений, а также калибровки и поверки весов используются гири. Основные требования к техническим характеристикам измерительных гирь и методам их проверки приведены в соответствующем стандарте.
Классы гирь и их применение
Каждый из этих классов имеет свою точность и другие характеристики. Применение гирь зависит от этих параметров, а именно:
При выборе класса точности гири для проверки весов необходимо учитывать, что погрешность гири не должна быть больше 1/3 погрешности весов.
Конструкции гирь
Гири размерами 1 г и меньше должна иметь вид плоских многоугольников или вид проволоки. При этом гири массой 5, 50 и 500 мг должны иметь вид многоугольника, 2, 20 и 200 мг – квадрата, а 1, 10, 100 и 1000 мг – треугольника. Для гирь от 1 г до 50 кг чаще используют форму цилиндра или конуса. Высота гири должна составлять от 3/4 до 5/4 величины ее диаметра. Кроме того, гиря может иметь отвинчивающуюся головку.
Гири типа М (5 – 50 кг) выполняются в виде параллелепипеда. В такой гире должны быть скруглены края и иметься жесткая ручка. Гири массой свыше 50 кг могут быть различной формы и иметь дополнительные жесткие элементы типа крючков, проушин или ручек для облегчения работы с ними.
В гирях типа Е1 и Е2, масса которых лежит в пределах от 1 мг до 50 кг, не должно быть пустотелой полости и они должны состоять из одного материала. Гири типа Е2 с массой большей 50 кг имеют полость для подгонки. Эта полость должна закрываться. Для этого используются пробки с резьбой, сделанные из такого же материала, что и сама гиря.
У гирь типа F от 1 г до 50 кг объем полости для подгонки должен быть меньше четверти объема самой гири. Для закрытия этой полости используется пробка из того же материала. Гири такого типа с массой больше 50 кг могут быть собраны из частей, изготовленных из разного материала. Подгоночная полость в таких гирях не должна быть больше одной двадцатой объема всей гири.
В гирях классов М (1 – 10 г) не должно быть полостей, а у более тяжелых гирь (100 г-50 кг) должна иметься полость для подгонки. При этом в нее не должны попадать грязь и мусор, но она должна открываться для дополнительной калибровки. Для гирь такого типа, имеющих прямоугольную форму, подгоночная полость может быть расположена в пустотелой ручке. Отверстие должно закрываться выполненной из латуни втулкой с резьбой. Гири массой 50 кг и более могут иметь несколько подгоночных полостей. Объем этих полостей должен быть меньше одной десятой объема гири.
Материал
Гири типа Е1 и Е2 с массой свыше 1 г обычно выполняются из нержавеющей стали или материала, имеющего аналогичные характеристики по прочности и устойчивости к износу.
Гири типа F, имеющие массу от 1 г, изготавливаются из цельнотянутой латуни или иных материалов с такими же хрупкостью и прочностью. Для гирь такого класса массой свыше 50 кг можно использовать нержавеющую сталь или материал с подобными этой стали характеристиками.
Гири типа М1, имеющие вид цилиндра и массу меньше 5 кг, а также гири типа М2 и М3, у которых масса менее 100 г, изготавливаются из латуни или других материалов, имеющих такие же прочность и устойчивость к коррозии. Остальные гири типа М массой меньше и свыше 50 кг изготавливаются из серого чугуна. При этом ручки у гирь прямоугольной формы делаются из одного куска стали или чугуна.
Метрологические требования
Различные классы точности гирь характеризуются соответствующими погрешностями. При этом разница между номинальной массой гири и ее условной массой не должна превышать заданной погрешности. Допустимые погрешности для гири определенной массы и данного класса приводятся в специальной таблице.
Например, для килограммовой гири допустимые погрешности составляют :
Метрологический контроль
В процессе эксплуатации гирь они должны подвергаться метрологическому контролю. Этот контроль, как правило, осуществляется специальными уполномоченными или аккредитованными органами. Метрологический контроль включает калибровку и поверку гирь. После их выполнения выдаются специальные свидетельства.
При проведении калибровки и поверки гири оценивается так называемая условная масса гири. Ее значение не должно выходить за пределы допустимых погрешностей. Измерение массы испытуемой гири производится с помощью весов и эталонной гири. При этом должны быть известны метрологические характеристики весов, а эталон должен иметь более высокий класс точности, чем испытуемая гиря.
Перед измерениями необходимо проверить стабильность окружающей среды. При этом ее показатели должны быть тем лучше, чем выше класс проверяемой гири.
Например, для гири М1 достаточна стабильность температуры в ± 3 °С в час, а для гири Е1 эта стабильность должна быть не хуже ± 0,3 °С в час.
Оценка массы гири производится с помощью метода сличения. При этом производится несколько циклов последовательных измерений масс гири и эталона. Количество этих циклов также зависит от класса точности гири. По окончанию измерений производится статистическая обработка результатов, вычисляется математическое ожидание разности между массами двух этих гирь и определяется искомая масса гири. При наличии разности плотности материала гирь вводится поправка на влияние выталкивающей силы воздуха. После этого вычисляют еще ряд неопределенностей, связанных с чувствительностью весов, влиянием магнетизма, расположением гири на платформе весов. Окончательно оценивается нахождение массы гири в допустимых пределах с учетом суммарной неопределенности и определяется принадлежность исследуемой гири к данному классу.
В случае, если масса гири выходит за допустимые пределы, для нее осуществляют подгонку. Эта подгонка может включать дополнительную шлифовку поверхности гири или добавку в полость свинцовой дроби.
Маркировка
Для гирь класса Е маркировка должна быть нанесена на крышке футляра. В крайнем случае, такая гиря может быть маркирована по ее поверхности, но эта маркировка не должна ухудшить качество поверхности гири или ее стабильность. Для отличия гири Е2 от Е1 на периферии ее верхней поверхности может быть нанесена точка.
На гирях типа F с массой большей 1 г должна быть указана величина этой массы. При этом для класса F2 должен быть указан класс буквой «F», а для класса F1 указания класса быть не должно.
На прямоугольных гирях класса М1, М2, М3 ( 5 – 5000 кг) должна иметься маркировка с указанием номинала. На гирях этих классов должен быть выгравированы индексы класса гири.
Гири классов М1-2 и М2-3 должны иметь гравировку класса и номинала массы.
Аналитические весы предназначены для взвешивания небольших грузов, преимущественно в лабораториях. Обзор самых популярных моделей вы найдете здесь.
Как правильно исчислить массу драгоценных металлов и камней? Об этом вам поведает наша статья.
Упаковка
При упаковке должны выполняться следующие требования: