Эссе особенности использования метода изучения продуктов детской деятельности

Изучение продуктов деятельности детей

Информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах психики дает анализ продуктов деятельности детей. Использование этого метода также основывается на методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т.д. значительно обогащает наши знания о ребенке. Нередко именно произведения, созданные им, раскрывают такие стороны его психики, в которые другими путями проникнуть невозможно. Особенно продуктивно используются детские рисунки, которые помогают изучать познавательные процессы – ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, творческие способности ребенка, его личность в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т.д.

Особенно важным диагностическим показателем следует считать цвет, который используется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. Положительное отношение выражается, как правило, в чистых ярких красках – желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зеленой. По содержанию «красивое» в изображении детей – это орнаменты, впечатляющие явления природы, приятные животные, одобряемые окружающими поступки и т.д. Неприятное изображается темными красками. Это различные отталкивающие и пугающие персонажи сказок, осуждаемые социальные типы (грязнули, лентяи, плаксы) и т.д.

Анализ детских рисунков дает возможность изучить и отношение детей к окружающим людям. Так, при использовании варианта социометрической методики «выбор в действии» детям предлагается нарисовать подарок товарищам по группе. Об отношении к сверстникам в данном случае можно судить по двум основным показателям:

Для сверстника, к которому ребенок испытывает положительное чувство («для друга»), рисунок исполняется чаще на предпочитаемом цветовом фоне, сюжет отражает то, что нравится самому автору, используются разнообразные яркие, светлые краски. На такой рисунок ребенок тратит много времени. Рисуя для «нелюбимого» сверстника, автор использует мрачный, серый цветовой фон, изображает осуждаемые ситуации, применяет мало красок, затрачивает небольшой отрезок времени.

Специальные исследования показали, что по содержанию, цветовой гамме и стилю детских рисунков можно судить и о душевном состоянии их исполнителей.

Источник

Презентация » Метод анализ продуктов детской деятельности»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Метод анализа продуктов деятельности

Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных). Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте. Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий: 1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках. 2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу. 3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него. 5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка. 6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку. 7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся: • возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей; • при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.; • возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт; • сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Источник

Аналитическая справка по продуктам детской деятельности

«Детский сад № 151 «Ромашка»

Аналитическая справка

по итогам фронтального контроля документации и продуктов детской деятельности.

Согласно плану работы МБДОУ «Детский сад № 151 «Ромашка» города Чебоксары на 2019-20 учебный год был проведен фронтального контроля документации и продуктов детской деятельности.

Цель контроля: Изучение и оценка состояния учебно воспитательного процесса в ДОУ.

Сроки проведения: с 11 ноября по 20 ноября 2019 года.

Тематический контроль осуществлялся комиссией:

заведующим – Скворцовой Е. Н.

педагогом-психологом – Кудрявцевой Н. Г.

Анализ календарных планов работы воспитателей

Беседы с педагогами.

Наблюдения за детьми.

Анализ продуктов детской деятельности во всех возрастных группах.

Старшим воспитателем Михайловой Л. Ю. проанализирована документация воспитателей, отражающая цели и задачи непосредственно образовательной деятельности.

В ходе контроля выявлено:

Все воспитатели добросовестно относятся к планированию непосредственно образовательной деятельности.

Эмоциональный фон занятий положительный, педагоги владеют знаниями возрастных ориентиров, возрастной психологии детей, применяют личностно – ориентированный подход к воспитанникам, чаще всего используют просьбу, одобрение, похвалу, подбадривают воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. Следуя игровой мотивации, на протяжении занятия поддерживали интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность на протяжении всего занятия.

Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная.

На занятиях соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность занятий, воздушно- тепловой режим, освещение.

Организация выставки. Во всех группах после занятий организовывается выставка продуктов детской деятельности. В подготовительной группе «Б» выставки лепки организовывают на подоконнике. А так же в младшей группе «А» подставка для продуктов детской деятельности в неопрятном состоянии.

В ходе контроля было отмечено следующее:

Создание условий для Художественно – эстетического развития в ДОУ.Во всех возрастных группах достаточно материала для аппликации: цветная бумага, картон, бросовый материал, ножницы. В каждой группе есть уголок по изодеятельности. В группах есть уголки для размещения детских работ. Все работы подписаны. Для изодеятельности используется тонированная бумага. Недостаточно изделий народных промыслов. Во всех группах есть дидактические игры по формированию художественно-эстетических представлений.

Анализ «НОД по рисованию». Во всех возрастных группах созданы условия для проведения занятий по изобразительной деятельности. Есть план, наглядные пособия. Материал для проведения занятия и свободного использования расположен рационально, в старших группах организовано дежурство. Воспитатели знают задачи, стоящие в каждой возрастной группе, умело организовывают детей на занятие, использую разнообразные методы для активизации мышления, внимания. Соблюдают соотношение пройденного и нового материала.

На занятиях использовались разнообразные формы работы с детьми: индивидуальные, коллективные. Для создания положительного эмоционального фона используется художественные произведения. Созданы условия для проявления творческой активности детей. При организации работы учитываются возрастные особенности. В конце занятий проводится анализ детских работ.

На занятии педагоги умело корректируют виды нагрузки. В старшем возрасте интерес к занятиям сохраняется на протяжении всего времени. Дети старшего дошкольного возраста соблюдают правила поведения, осознанно выполняют требования педагогов. В сюжетных, подвижных играх дети проявляют умения, полученные на занятиях.

«Наблюдения самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий». В самостоятельной деятельности дети используют разнообразные виды художественной деятельности. Формы организации применяются в соответствии с видами деятельности: индивидуальная, групповая, совместная с воспитателями. В режиме дня в основном это время во второй половине дня. Место для проведения самостоятельной деятельности организуется специально. Деятельность проводится с подгруппой детей. Инициатива исходит как от детей, так и от педагогов. Разнообразием детские работы не отличаются. В основном действуют по образцу, предложенному воспитателем.

Источником для возникновения тем служит чтение сказок, рассказов, стихов. Дети получают дополнительные впечатления на прогулке, экскурсиях.

«Обследования детей по художественно-эстетическому развитию». Общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям. Дети видят и могут дать объективную характеристику эстетических признаков окружающих предметов, обладают эмоциональной отзывчивостью. Проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству, самостоятельно создают сказочные образы в рисунках, лепке.

Дети умеют в рисунке передать сюжетную композицию. Старшие дошкольник и владеют навыками создания декоративных композиций, проявляют свои творческие способности.

По итогам тематического контроля сделаны следующие выводы:

• организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;

• организация работы по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;

• наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов.

Отдельные недочеты в работе рекомендованы для исправления:

• оборудовать в группах уголки народного декоративно-прикладного творчества.

Рекомендации:С целью повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

1. Отметить хорошую организацию работы по реализации художественно-эстетического развития в младшей «Б», старшей и подготовительной «А» группе.

2. Создать уголки декоративно-прикладного искусства в группах. (до 01.03.2020г.)

3. В младшей группе «А» обновить место для выставки продуктов детской деятельности, в подготовительной группе «Б» продумать место для продуктов детской деятельности.

Ответственный за проведение контроля:

старший воспитатель Михайлова Л. Ю.

Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 2) часть 1 Реализация образовательной программы дошкольного образования (отражение образовательных областей) В нашей группе развивающие зоны.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

detsad 169494 1418481583Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога (ФИО воспитателя) в создании Рппс АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНОГО УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА (ФИО воспитателя) в создании развивающей предметно-пространственной среды в.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района «Зеленогорский детский сад» 171130, Тверская область,.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля».

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Аналитическая справка старшей общеобразовательной группы по мероприятиям «Родительского марафона 3 С» Подведение итогов «Родительский марафон 3 С»: содействие, сотрудничество, сотворчество. На родительском собрании, которое проходило в середине.

Источник

Содержание и особенности метода изучения продуктов деятельности детей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Анализ продуктов деятельности ребенка в детской психологии

Анализ продуктов деятельности ребенка – это метод получения информации, касающейся внутреннего мира ребенка, его психологического состояния на основании исследования результатов ее деятельности и творчества, например, рисунков, сочинений и пр.

Важную информацию, касающуюся внутреннего мира ребенка, его отношения к окружающей действительности, особенностей восприятия и о других сторонах психики, предоставляют результаты анализа продуктов деятельности детей. Данный метод базируется на методологическом принципе единства сознания и деятельности, в соответствии с которым детская психика не только формируется в деятельности, но и проявляется в ней.

Предмет анализа – продукты изобразительной и конструктивной деятельности, рассказы и сказки и пр.

Изучая рисунки, следует обращать внимание на их сюжет, содержание, манеру изображения и процесс рисования.

Особенно важный диагностический показатель – цвет, который преобладает на рисунке. Обычно положительное отношение к изображаемому выражается желтым, оранжевым, красным, голубым или зеленым цветом.

Также важный и говорящий исследовательский материал представляют сказки, сочиненные ребенком. Они могут свидетельствовать о степени развития у него воображения, связной речи, интересов, сформированности этических норм и моральных суждений и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Данный метод используется в детской психологии в качестве вспомогательного, так как, базируясь исключительно на его данных, исследователь может ошибаться. Поэтому части данного метода обычно используются в качестве составной части других методов, например, экспериментальных, или наблюдения, так как психолог будет видеть не только продукт деятельности, но и весь процесс его создания.

Формальные показатели продукта деятельности ребенка

К показателям, подлежащим изучению, относят:

Сила нажима на карандаш выступает показателем психомоторного тонуса:

Расположение рисунка на листе бумаги:

Тщательные и детилизированные рисунки:

Дополнительные особенности рисунков:

Источник

Реферат на тему:» Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»

Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

студентка 1 курса 103Б группы

Князькина Ксения Алексеевна

преподаватель ОГБПОУ УПК

Кафидова Ирина Александровна

Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………….

1.1 Особенности использования метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………………….

Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………….

Технология метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………….

Тема реферата является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности». С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»

В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;

— выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;

— проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;

Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

1.1. Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Распространенным методом данной группы является анализ документов.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);
б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);
в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);
г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).
В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.
По содержанию информации документальные источники делятся на:
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п;
б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

2. КОНТЕКСТ – АНАЛИЗ КАК ВАРИАНТ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.
Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?

Выделим главные из них:

— изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

— изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
— изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

— изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

— анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Один из них – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.

Второй тип анализа – построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются

частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной

встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р (В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о не случайности или случайности их появления в текстах

Источник

Комфорт