Эссе использование метода эксперимента в педагогическом исследовании эссе

Эссе использование метода эксперимента в педагогическом исследовании эссе

Автор: Гаврилова Елена Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад № 45

Населенный пункт: Нижегородская область, город Саров

Автор: Кузнецова Галина Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад № 45

Населенный пункт: Нижегородская область, город Саров

стержень любого процесса детского творчества.

Деятельность экспериментирования, взятая во

всей ее полноте и уверенности, является

всеобщим способом функционирования психики»

С самых малых лет дошкольник начинает познавать свойства и качества объектов, через их чувственное различие, и в этом им окажут неоценимую пользу эксперименты, проводимые детьми.

Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.

«Экспериментирование – это нетрадиционный метод естественно – научного образования детей. Ценностью этого метода является то, что при традиционном подходе мы обучаем, играя, а при нетрадиционном – изучаем, делая, т.е. воспитатель не контролирует деятельность детей, а консультирует ее».

Очень интересно наблюдать, как простейшие действия в экспериментировании, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

Начиная экспериментирование с луком, мы ставили перед собой несколько

целей: «Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию лука в комнатных условиях. Формирование основы исследовательской деятельности. Развитие любознательности, внимания, мышления, активного словаря»

лука («донце» с корнями, верхушка);

света, тепла, почвы для роста растений;

Работа была разделена на несколько этапов.

Первый этап это сбор необходимого материала. Дети и родители активно включились в работу. Следующий этап работы состоял из: занятий, наблюдений, бесед, трудовой деятельности, игровой деятельности, продуктивной деятельности.

e0a9128ade2df67699200143940a2fbf89957ca0

По своей натуре ребёнок это исследователь, экспериментатор. Любопытство, жажда новых впечатлений, желание постоянно наблюдать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, это заложено в ребёнке при рождении и составляют важные черты детского поведения. Дошкольник удовлетворяет любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, приобретая с одной стороны расширенные представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими формами опыта: причинно-следственными, пространственно – временными отношениями, которые позволяют соединить разные представления в целостную картину мира.

9882ca6b565b6032546c1b510efd242e968b7fe0

Освоение знаний, умений, навыков прочно и надолго у дошкольника происходит когда он слышит, видит и делает всё сам. Когда ребёнок заинтересованно действует сам в процессе познания, у него активно действуют и все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек усваивает, запоминает, ощущает, осмысливает, понимает изучаемый материал.

Именно поэтому, чем активнее дошкольник экспериментирует, рассуждает, анализирует, сравнивает трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее формируются его познавательные способности и повышается познавательная деятельность.

Заключительный этап: приготовление продукта.

7667704e0735c00ad74b3ecf65684730835d5964

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова.

Термин «экспериментирование» ввёл Ж. Пиаже: проанализировав значение этой деятельности для дошкольников доказал, что неоспоримая польза детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления знания о разных аспектах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду, которые определил Н.Н. Подъяков заключается в том, что в процессе эксперимента:

Ребёнок очень любит экспериментировать. Это обусловлено тем, что ему характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

И конечно же воспитатель в эксперименте является равноправным партнером с ребёнком, так, чтобы у них сохранялось чувство самостоятельности открытия. Предварительная работа к проведению экспериментов начинается с определения воспитателем текущих цели и дидактических задач. Выбирается объект, исследования. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе.

Мы предложили ребятам поставить опыт, сообщив им цель или задачи, которые должны быть решены, дали время на обдумывание, обсудили, что будем делать и как, что является методом и ходом эксперимента.

Стимулируя детское любопытство работой по экспериментированию, были готовы к вопросам детей, помогали детям получить ответы самостоятельно, поставив небольшой опыт. Проверяли все предложения дошкольников, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.

Завершающим этапом нашего эксперимента является полученные результаты и формулирование выводов. Ребёнок, делая выводов опирался на задаваемые нами вопросы, (если затруднялся сам) что стимулировало развитие речи дошкольников путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, которые предполагают развернутого ответа.

Подводя итоги можно сказать польза, детского экспериментирования обуславливается следующим:

Приоритетное направление детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой окружения. Во время эксперимента происходит расширение знаний и представлений об окружающем мире, активизируются мыслительные процессы, ибо постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Экспериментирование представляет собой активный поиск решения задач, выдвинутые предположения, реализацию выдвинутой гипотезы в действии.

Используемая литература

Источник

Эксперимент в педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

Определение термина «эксперимент» звучит так: это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. 1
Педагогический эксперимент – это специфический исключительно для педагогики вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его развитию и личностному росту.2

Планирование эксперимента в педагогических исследованиях.doc

Эксперимент в педагогических исследованиях

Определение термина «эксперимент» звучит так: это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. 1

Педагогический эксперимент – это специфический исключительно для педагогики вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его развитию и личностному росту. 2

Целью эксперимента является эмпирическое подтверждение или опровержение гипотезы исследования и/или справедливости теоретических результатов. 3

Педагогический эксперимент всегда включает в себя учебные занятия и фиксирование их эффективности, поэтому исследования всегда прерываются проведением занятий для того, чтобы реализовывать учебно-воспитательный процесс. Сами исследования необходимы для получения интересующих исследователей показателей.

Эксперименты необходимы, в основном, в следующих случаях: если имеются некие новые идеи, которые требуют проверки и оценки; если есть необходимость проверки различных точек зрения, касающихся одного и того же педагогического вопроса, явления; если необходимо внедрить в практику признанное положение.

В исследовании обычно участвуют экспериментальная и контрольная группы, имеющие несущественные различия. Участникам экспериментальной группы предлагаются новые методы обучения, новые варианты заданий и т.д., а контрольной группе этого не предлагается, и обучение ведется старыми методами. Это делается для того, чтобы в конце эксперимента сравнить их между собой для оценки результатов и выявления необходимых характеристик.

Перед проведением эксперимента исследователь должен:

1. Выдвинуть научную гипотезу, которая будет являться основой данного эксперимента.

2. Определить цель, задачи, предмет, объект исследования.

3. Определить условия проведения эксперимента.

4. Составить его программу: какая методика будет использоваться.

5. Осуществить предполагаемый прогноз результатов.

Только после этого исследователь может непосредственно перейти к поэтапному выполнению эксперимента. Выделяют следующие этапы эксперимента:

1. Диагностический этап. На этом этапе происходит анализ деятельности педагогического коллектива, диагностирование педагогической действительности, анализ личности школьников (их интересов, способностей, уровня знаний и проч.). В результате диагностики определяются проблемы, для решения которых и необходим сам эксперимент. Обнаруженные проблемы формулируются в вид тезиса, в котором должна отражаться суть экспериментального воздействия, направления (например: «Развитие ораторских способностей учащихся путем проведения дискуссий»).

2. Прогностический этап. На этом этапе представляются предположительные пути решения поставленных проблем, разрабатываются цели, строятся гипотезы и формулируется программа эксперимента.

3. Организационно- подготовительный этап. Из названия следует, что на этом этапе осуществляется подготовка к осуществлению эксперимента. Данный этап тесно связан с планирование эксперимента. Здесь выбираются объекты (субъекты) эксперимента, их характеристики, которые будут отслеживаться в исследовании, подбираются методы изучения, тщательно обдумываются все возможные исходы педагогического воздействия, осуществляется разведывательное исследование (проводится до основного эксперимента с ограниченным составом участников).

4. Практический этап. Осуществляется непосредственно сам эксперимент. Объект исследования помещается в экспериментальную обстановку для выявления интересующих исследователя характеристик.

5. Обобщающий этап. Происходит процесс извлечения выводов из полученных в эксперименте данных путем анализа, синтеза, дедукции (выведение частного из общего), индукции (обобщения).

Данный этап содержит несколько шагов: 4

а) полученные данные сопоставляются с запланированной моделью эксперимента;

б) обработка первичной информации: классификация, перевод качественных данных в количественные, получение вторичных данных с помощью вычисления статистических характеристик объектов;

в) представление вторичных данных в виде таблиц, схем и т.д.;

г) формулирование частных и общих выводов, выделение из них ранее не получаемых;

д) составление отчета.

В зависимости от того, какую цель преследует исследователь, различают: констатирующий, формирующий и итоговый (контролирующий) эксперимент.

Констатирующий эксперимент – определение начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в данном эксперименте (выявляется уровень воспитанности, уровень знаний, устанавливается наличие условий для проведения эксперимента и проч.).

Формирующий эксперимент – непосредственные воздействия на объект эксперимента (преподаватель ведет дневник, в который записывает осуществленные воздействия и проч., отслеживаются изменения исследуемых параметров).

Итоговый эксперимент – сбор и обработка конечных показателей.

Также эксперименты различаются по месту проведения, в связи с этим выделяют: естественный, модельный, лабораторный эксперимент.

Естественный эксперимент – реальная практическая деятельность. Проводится в обычных для «подопытных» условиях.

Модельный эксперимент родственен естественному, отличается лишь тем, что проводится в контролируемых условиях (учебные, тренировочные сборы).

Лабораторный эксперимент (в педагогических исследованиях применяется довольно редко) проводится в специальных исследовательских условиях для более тщательного наблюдения за испытуемыми.

Выше перечисленные эксперименты могут быть по своей направленности абсолютными (т.е.занимающимися изучением состояния в данный момент, без прослеживания динамики) и сравнительными (заниматься сравнением нескольких сходных групп, например, сравнение уровня знаний классов и проч. путем применения новых методик).

Сравнительные эксперименты, в свою очередь, делятся на последовательные и параллельные.

Последовательные эксперименты предусматривают доказательство или опровержение гипотезы путем сопоставления эффективности педагогического процесса до введения новых методов и после. Доказательство гипотезы в последовательных экспериментах строится по одной из схем: единственного различия, сопутствующих изменений и единственного сходства. 5

Схема единственного различия такова: если изменился один фактор, а все остальные остались неизменными, то меняется только один компонент результата, но это приводит к изменению общего результата (см. приложение).

Схема сопутствующих изменений. Если меняется один фактор при сохранении остальных, то меняется один компонент из результата и общий результат (отличается от первой схемы тем, что присутствует несколько вариантов. См. приложение).

Схема единственного сходства. Если меняются все факторы, кроме одного, то меняются все компоненты результата, кроме одного, но общий результат остается неизменным (см. приложение).

Последовательные эксперименты используются в том случае, если группа исследуемых малочисленна и своеобразна, что нельзя создать контрольную группу.

В обратном случае, применяются параллельные эксперименты, которые делятся на прямые, перекрестные и многофакторные.

Прямой эксперимент осуществляется в проведении различных занятий в экспериментальной и контрольной группах с определением динамики параметров. Исследования в этих группах проводятся одновременно, состав испытуемых должен быть равным в обеих группах, условия должны быть одинаковы.

Перекрестный эксперимент характеризуется тем, что каждая группа бывает то контрольной, то экспериментальной, что повышает достоверность результатов. Недостатком такого эксперимента является тот факт, что каждая группа занимается в своей последовательности, что может повлиять на конечные результаты.

Многофакторный эксперимент позволяет выявлять зависимость несовместимых факторов (например: число уроков и число повторений упражнений на одном уроке).

Нужно заметить, что полученные в педагогическом исследовании с помощью эксперимента результаты, нужно не только зафиксировать, но и

обосновать, доказать, что они неслучайны. Это помогают осуществить методы математической статистики.

Подводя итоги, нужно сказать, что педагог должен уметь анализировать результаты своей деятельности, а также грамотно планировать и проводить эксперименты, необходимые для получения информации.

Источник

Эссе использование метода эксперимента в педагогическом исследовании эссе

Метод педагогического эксперимента предполагает совместное комплексное использование методов педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, применения тестов и др.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Главной задачей большинства экспериментов служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания.

Метод педагогического эксперимента заключается в целенаправленном наблюдении за проявлениями тех или иных качеств, когда по плану исследования незначительно или существенно изменяются условия, в которых находится и действует испытуемый. В ходе эксперимента специально создаются ситуации, способствующие проявлению качеств военнослужащего или их формированию. В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых.

Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в педагогический процесс для его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. Эксперимент позволяет варьировать факторы, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента.

1. Естественный педагогический эксперимент проводят по плану, в обстановке обычной деятельности. Его участники не знают, что они выступают в роли испытуемых. Результаты исследования в значительной степени выражаются в описательной форме. При проведении эксперимента на фоне служебной, учебной или другой деятельности используются технические средства диагностики, сигнальные и регистрирующие устройства. Испытуемый может быть не ознакомлен с замыслом исследования, но знать, в качестве кого он участвует в эксперименте. Данные эксперимента могут поступать для обработки в ЭВМ, а результаты обработки – к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на ситуацию или условия.

2. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего с участием специально выделенной группы испытуемых в специально оборудованном помещении.

3. Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей педагогического процесса, его явлений и участников на момент проведения исследования. Исследователь при этом экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатирует факты наличия причинно-следственных связей, зависимости между явлениями. Полученные данные могут служить материалом как для описания ситуации сложившейся и повторяющейся быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической деятельности, послужить основанием для прогнозирования развития изучаемых свойств, качеств, характеристик.

4. Формирующий эксперимент направлен на изучение явлений, качеств, характеристик непосредственно в процессе их активного формирования, реализации системы мер, выполнения специально разработанных заданий в специально созданной обстановке деятельности и общения. Формирующий эксперимент может быть направлен на развитие, например, таких качеств военнослужащих, как смелость, решительность, воля, познавательный интерес, самостоятельность, трудолюбие, инициативность, ответственность, дисциплинированность, коллективизм, общительность, командные навыки. Он ориентирован на изучение динамики развития изучаемых свойств или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Следовательно, основная особенность формирующего эксперимента заключается в том, что сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления. В этом проявляется активная роль военной педагогики как науки, активная позиция офицера, военного педагога, реализуется единство теории, эксперимента и практики.

К условиям эффективности проведения эксперимента относятся:

предварительный теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и пр.;

корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;

доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

Проведение эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап – подготовительный, на котором решаются следующие задачи: формулирование гипотезы, предположения, выводы о правильности которого следует проверить; выбор необходимого числа экспериментальных объектов (испытуемых, подразделений, расчетов, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор методов для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

Второй этап – непосредственное проведение эксперимента. Он должен дать ответ на вопросы об эффективности новых путей, средств и методов, вводимых экспериментатором в педагогическую практику. На этом этапе создается экспериментальная ситуация. Суть ее заключается в формировании таких внутренних и (или) внешних экспериментальных условий, в которых изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

В данном случае решаются следующие задачи: изучить начальное состояние условий, в которых проводится эксперимент; оценить состояние самих участников педагогических воздействий; сформулировать критерии эффективности предложенной системы мер; проинструктировать участников эксперимента о порядке и условиях его эффективного проведения (если эксперимент проводит не один человек); осуществить предлагаемую автором систему мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.); зафиксировать полученные на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер; указать затруднения и возможные типичные недостатки, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента; оценить текущие затраты времени, средств и усилий.

Третий этап – завершающий, когда оцениваются результаты эксперимента: отмечаются последствия реализации экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеризуются условия, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (дидактические, организационные, учебно-материальные, психологические и др.); описываются особенности участников экспериментальных воздействий и взаимодействия; предоставляются данные о затратах времени, усилий и средств; указываются границы применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Следует отметить, что возможен и более сложный способ проведения педагогического эксперимента. Он предусматривает проверку двух или даже трех вариантов мер, чтобы выбрать демонстрирующий наилучшие результаты за меньшее время.

Эксперимент по сравнительной проверке предлагаемой системы действий включает следующие задачи:

формулирование критериев оптимальности системы мер с позиции ее результативности, затрат времени, средств и усилий;

выбор возможных вариантов решения поставленной перед экспериментатором задачи (разработка 2-3 методических подходов к рассмотрению данной учебной темы, разработка возможных вариантов проведения различных педагогических мероприятий и др.);

осуществление выбранных вариантов примерно в одних и тех же условиях (в двух примерно одинаковых по уровню подготовленности подразделениях, учебных группах и др.);

оценка результативности по каждому из вариантов эксперимента;

сравнительная оценка всех вариантов эксперимента;

выбор одного варианта, который дает наилучшие результаты при меньших затратах времени, средств и усилий, или более результативного варианта при тех же затратах.

При подготовке эксперимента необходимо определиться по двум важным вопросам:

Как осуществить репрезентативную (показательную для всей совокупности) выборку экспериментальных объектов (сколько испытуемых включать в эксперимент)?

Какова должна быть длительность эксперимента?

С одной стороны, количество испытуемых в контрольной и экспериментальной группах должно быть наибольшим. Только так удается с достаточной надежностью избежать воздействия на результат эксперимента неконтролируемых, случайных факторов, существенно искажающих их, и получить статистически надежные результаты. Но, с другой стороны, эти группы не могут быть чрезмерно большими, поскольку в противном случае существенно усложняется управление экспериментом. Однако если качество управления и контроль за ходом эксперимента достаточно эффективны, то наука и практика только выигрывают от широты исследования.

Выборка должна быть достаточно представительной, и в то же время следует сузить число экспериментальных объектов до минимально необходимого. Очень важно, чтобы экспериментальная группа была типичной и по исходному состоянию значимо не отличалась от контрольной по основным показателям.

Обычно в эксперименте принимает участие какой-то сформировавшийся коллектив – курс, группа, расчет, отделение, взвод.

При проведении педагогического исследования всегда требуется доказывать репрезентативность выборки как с точки зрения представительности всех категорий испытуемых, так и с точки зрения объективности результатов, которые могут быть получены в ходе экспериментальной работы. Следует избегать не только занижения числа выбираемых для эксперимента объектов, но также и его завышения, поскольку тогда экспериментатор чрезвычайно перегружается, недостаточно глубоко анализирует ход эксперимента и дает малодоказательные рекомендации.

Определяя необходимую длительность эксперимента, следует иметь в виду, что слишком краткий его срок приводит к необъективным научным рекомендациям, к преувеличению роли и значения отдельных педагогических факторов. Слишком длительный срок отвлекает исследователя от решения других задач, повышает трудоемкость работы.

Если в процессе проведения эксперимента изучается влияние обучения на формирование фактических знаний, необходимо охватить наиболее типичные и вариативные разделы данного предмета, а не ограничиваться одной наиболее простой темой. Если же рассматривается методика преподавания одной темы, естественно, длительность эксперимента должна распространиться на весь период ее изучения.

Когда исследуется влияние каких-то педагогических средств на развитие мышления, воли, эмоциональной, мотивационной сферы, то эксперимент должен длиться не менее года, а обычно – в течение двух лет, так как трудно обнаружить действительные изменения в психической сфере личности за короткий срок. То же самое можно сказать и о воспитании личностных качеств. Здесь, как правило, также требуется один-два года, чтобы получить существенные сдвиги. Хотя и возможен эффект от применения метода взрыва, о котором в свое время писал А. С. Макаренко, экспериментатор все равно должен продолжить наблюдение и закрепление полученного результата, чтобы доказать прочность и действенность применяемой системы мер.

Источник

Adblock
detector