Эрих хартманн рост вес параметры

Чем сильнее враг, тем ценнее из него пленник. Вот почему в лагерях Вологодчины так берегли. фашистских офицеров, среди которых был лучший ас в мировой истории Эрих Хартманн по кличке «Черт»

8456 five

И чем дальше от нас та война, тем удивительнее открытия можно сделать.

«. Когда речка замерзала, лагерная элита каталась на льду, — писал о Грязовецком лагере для немецких военнопленных сидевший там майор Асси Ган. — Летом заключенные купались, когда хотели. На лугу за колючей проволокой находилось футбольное поле. В лагере имелась и вторая лужайка, где мы могли заниматься гимнастикой и легкой атлетикой. Весной, явно в пропагандистских целях, был открыт боулинг. Когда погода была хорошей, в березовой роще устраивались гулянья. По воскресеньям в кафе играл оркестр».

Курорт курортом, но пленные гитлеровцы почему-то собачатся.

«. Лагерь находится под управлением русской секретной полиции. Ей помогают немецкие предатели, — рассказывает в письме домой заключенный Эрих Хартманн. — Среди них один немецкий военный судья, который до судорог боится русских, но делает свое дело все-таки разумно. Остальные в основном политические свиньи и предатели. Они называют себя «Antifa». При пристальном рассмотрении они оказываются бывшими врачами СС, лидерами гитлерюгенда, командирами СА и тому подобной швалью. Я не знаю, что русские собираются с ними делать. Вчера они предали нас, а завтра предадут и новых хозяев. Таких людей нужно содержать в аду».

Хартманн Эрих Альфред. Родился в 1922 году в Германии. 18-летним призван на военную службу. В 1942 году произведен в офицеры военно-воздушных сил (люфтваффе). Сбил 352 самолета — советских и американских. Закончил войну

23-летним майором. Десять с половиной лет был в плену.

Содержание
  1. Эрих Хартманн. Ас в коротких штанишках
  2. Эрих Хартманн. «Черный дьявол юга»
  3. «Диссидент» Эрих Хартманн
  4. Военный преступник Эрих Хартманн
  5. Эрих Хартманн: Чужой среди своих?
  6. «Как-то немцы сделали подкоп. «
  7. Битый туз Люфтваффе: действительно ли Эрих Харманн был самым результативным асом Второй мировой
  8. Шаг в небо
  9. От «Буби» до аса
  10. Лавры побед и приписки
  11. Горечь поражения
  12. Все за сегодня
  13. Политика
  14. Экономика
  15. Наука
  16. Война и ВПК
  17. Общество
  18. ИноБлоги
  19. Подкасты
  20. Мультимедиа
  21. Общество
  22. Первая часть интервью Эриха Хартмана: «Гитлер сказал мне, что Господь помиловал его» (ABC, Испания)
  23. Контекст
  24. Поражения вермахта в 1944-м году: ошибка Гитлера или мощь Красной Армии? (Die Welt, Германия)
  25. Newsweek: США сбросили на Японию бомбы, чтобы запугать СССР
  26. Статьи по теме
  27. Der Spiegel: «Я гуляю только с порядочными русскими»
  28. TNI: почему Сталинградская битва — самое ужасное сражение Второй мировой войны
  29. Контекст
  30. Поражения вермахта в 1944-м году: ошибка Гитлера или мощь Красной Армии? (Die Welt, Германия)
  31. Newsweek: США сбросили на Японию бомбы, чтобы запугать СССР

Эрих Хартманн. Ас в коротких штанишках

Впервые Эрих побывал в СССР еще ребенком, в конце 20-х. Семья пересекла Россию на поезде, возвращаясь в Германию из Китая, где Хартманн-старший работал врачом.

После возвращения домой экстравагантная фрау Хартманн первым делом купила. легкий двухместный самолет, приучив к небу и сыновей. Эрих дебютировал в качестве пилота в возрасте 8 (!) лет.

Неудивительно, что когда Германия начала войну, парень, успев хлебнуть нацистской пропаганды в гитлерюгенде, попросился в люфтваффе. В октябре 1942 года лейтенант Хартманн попал на Северный Кавказ в эскадру JG-52. 20-летнего новобранца, выглядевшего еще моложе своих лет, старшие товарищи тут же окрестили «Буби» (мальчик, малыш).

Эрих Хартманн был вспыльчивым и даже своих удивлял крайним презрением к русским, считая их тупыми. Но уже в первом бою наши подбили сопляка. Хартманн выжил чудом, сиганув с парашютом. В это трудно поверить, но, судя по мемуарам, тогда сослуживцы так объясняли лейтенанту, почему не надо пренебрегать противником: «Пойми, Буби, этого русского летчика родила красивая русская девушка, и он тоже имеет право жить и любить. «

Эрих Хартманн психовал, и в конце концов нервы у него сдали, пришлось даже уезжать домой. Но там ждал новый удар: отец заявил, что у Германии нет шансов на победу. Буби вернулся на фронт с желанием доказывать обратное.

Эрих Хартманн. «Черный дьявол юга»

Вообще, в люфтваффе был чрезвычайно высоким общий уровень летчиков. В одной только «рядовой» JG-52 служили Эрих Хартманн (352 сбитых самолета), Герхард Баркхорн (301), Герман Граф (212), Вильгельм Батц (237), Гюнтер Ралль (275) и еще уйма пилотов, имевших более ста побед.

Лучший советский ас Иван Кожедуб сбил 62 самолета. В чем был секрет немцев? Первое время у них были лучше самолеты. К появлению на фронте Эриха Хартманна истребители союзников не уступали германским, а к концу войны советские и американские машины превосходили основной истребитель фашистов — «Мессершмитт». Но немцы к тому же совершали больше вылетов и действовали как «свободные охотники», в то время как основной задачей наших истребителей, даже асов, были сопровождение «бомберов» и прикрытие с воздуха.

Добившись первых значительных успехов, летчик Буби чисто по-мальчишески нанес на свой «мессер» устрашающую раскраску — нос истребителя покрасил в черный цвет. Якобы поэтому, по данным британских историков, советские летчики прозвали его «Черным дьяволом юга». Честно говоря, сомнительно, что наши называли супостата столь метафорично. Наши источники сохранили прозаичные прозвища — «Черный» и «Черт».

За «Черным» тут же устроили охоту, назначив за его голову премию в 10 тысяч рублей. Приходилось все время удирать. Наигравшись в «крутого», Эрих Хартманн вернул самолету нормальный вид. Оставил лишь знак 9-й эскадрильи — пронзенное стрелой сердце, куда вписал имя невесты — Урсулы.

19 октября 1943 года Хартманн впервые попал в плен. Его самолет сбили зенитчики, Эрих чудом приземлился — прямо нашим в руки. Но уже на следующий день он был у своих! Притворившись тяжелораненым, обманул конвоиров и убежал. Правда, при переходе линии фронта беглеца едва не шлепнул немецкий часовой.

Впрочем, у нас воевали тоже не одни лишь новички после курсов. В разное время асам JG-52 противостояли легендарные Иван Кожедуб, Александр Покрышкин (59 побед), вологжанин Александр Клубов (50). Возможно, они тоже гоняли Хартманна. Ведь чтобы серьезно потрепать ушлого летуна (а Эрих 14 раз садился на «вынужденную»), нужно было быть мастером.

В августе 44-го Хартманна можно было официально назвать «врагом №1» советских летчиков — Буби сбил 300-й самолет. Так много не сбивал никто. В Германии же молодого капитана чествовали как национального героя. Гитлер вручил ему высшую воинскую награду — Бриллианты к Рыцарскому Кресту. А получив отпуск, Эрих женился на Урсуле Петч. Они признались друг другу в любви еще до войны. Ему тогда едва исполнилось 17 лет, а ей — 15.

Между тем во время взлета популярности Эриха немецкие части начали серьезно трепать, и в итоге вышвырнули из Крыма. Командование требовало объяснений, в т.ч. и от пилотов. И Хартманн в своих докладах начал жаловаться на суровые русские зимы и. наших летчиков. Мол, часто меняют тактику, придумывают всякие фокусы в небе.

«Диссидент» Эрих Хартманн

Он умудрился сбить наш истребитель Як-7 даже в день капитуляции Германии — 8 мая 1945 года. Это произошло неподалеку от чешского города Брно.

Приземлившись, прочел приказ командования: Эриху Хартманну и Герману Графу вылететь в Дортмунд и сдаться там англичанам. Остальным — дождаться советских войск и сдаться им. «Прятали» этих двоих не случайно: с «рекордсменами» наши давно хотели поквитаться.

Но знаменитости ослушались. Летчик Буби облил самолеты бензином и поджег. Асы присоединились к колонне, бредущей в чешский Писек. В пути их взяли в плен американские танкисты, передав потом советскому командованию. В октябре 45-го оба летчика оказались в Вологодской области — в особом лагере под Грязовцем. Хартманн пробудет здесь до октября 47-го.

Грязовецкий лагерь сперва показался ему курортом. Летчику Буби было с чем сравнивать: сначала он сидел в Кировской области — в лагере на торфяном болоте, где фрицы дохли как мухи.

У нас 23-летний майор Хартманн был частым гостем карцера — за демонстративное нежелание сотрудничать с властями. Он даже отказался подписывать протоколы, заполненные не на немецком: мол, не понимает. Хотя знал в совершенстве пять языков, в том числе — русский и китайский.

Правда, Хартманна едва не подкосил поступок его друга, учителя и командира Германа Графа — настоящей «иконы» люфтваффе. Граф вдруг объявил себя чуть ли не «лучшим другом СССР». Написал покаянное письмо, где изъявил желание. служить в Красной Армии. До такого анекдота, конечно, не дошло, но «срок» ему скостили.

Между тем Эрих стал едва ли не «вождем» местных «диссидентов». Глядя на парня, плюнувшего на скорое освобождение, даже пожилые генералы следовали его примеру.

Военный преступник Эрих Хартманн

Все голодают. Умывальников никаких, только деревянные корыта. Дистрофия — явление всеобщее. Мне кажется, что я усваиваю эту пищу неплохо, что и позволяет мне выдерживать и такую жизнь. Сейчас здесь зима. Грязная земля укрыта белым покрывалом, и вши и клопы стали нашими постоянными товарищами, они кишат сотнями и тысячами.

. В качестве германского героя я получаю со стороны русских относительно хорошее обращение. Однажды я попал на заседание «особого совещания», своего рода суд, но был освобожден от него, так как сразу попросил расстрелять меня. Им это не подошло.

. Я могу только надеяться, что все это скоро закончится, и мы снова увидим друг друга и обнимемся. А до того мне остается лишь солдатская поговорка: «Выстоять и победить». Мы снова встретимся и обнимемся, вместе мы будем счастливы. «

Это письмо — одно из редких, миновавших цензуру. Впрочем, и большинство посланий из дома не доходило: жена написала Эриху Хартманну 400 писем, он прочитал меньше сорока. О гибели сына — Петера Эриха, не дожившего и до трех лет, Хартманн узнал спустя год.

Пленные строили дома и дороги. Но и тут Хартманн отказался работать «на Советы» и трудился только на территории лагеря. Ссылался на международные конвенции, запрещающие эксплуатацию военнопленных, и распоряжение советского правительства, разрешавшее освобождать от работы старших офицеров вермахта и люфтваффе.

Любопытно, что и чекисты, в отличие от администрации лагеря, не хотели, чтобы Хартманн выходил на общие работы. МГБ опасалось, что их чересчур знаменитый подопечный будет дурно влиять на остальных немцев.

Как в воду глядели. В 1950 году, уже в лагере города Шахты Ростовской области, Хартманн возглавил бунт заключенных. Пленные изолировали администрацию и охрану, под шумок вырезали стукачей в своих рядах. Эрих по телефону начальника лагеря позвонил в штаб, в Ростов-на-Дону, и на чистом русском языке потребовал прислать международную комиссию. Прислали роту автоматчиков, которые в два счета подавили мятеж. Но это случилось много позже.

В череповецком же лагере упрямцу сулили то кнут, то пряник. Его не били, Боже упаси. Сам Хартманн впоследствии говорил, что за все годы плена только раз следователь ударил его в лицо.

В обмен на сотрудничество Эриху Хартманну предлагали пост в армии будущей ГДР. Ас отвечал, что если ему позволят выехать в Штутгарт, то дома с удовольствием рассмотрит эту идею. Наши, наверное, долго смеялись.

В качестве «кнута» готовились судить Хартманна как военного преступника. Тогда бы он утратил статус военнопленного, и никакие конвенции на него бы не распространялись. В итоге появилось три основных пункта обвинения: уничтожение 345 самолетов Красной Армии, пекарни под Смоленском и гибель более 700 мирных жителей, обстрелянных с воздуха возле Брянска.

С первым пунктом летчик согласился, другие же отверг как надуманные. Его часть не воевала в районе Смоленска и Брянска. Да и расстрелять разом семь сотен людей из пулеметов истребителя невозможно.

В декабре 1949 года состоялся суд. Эриха приговорили к 25 годам тюремного заключения. После вышеупомянутого мятежа в Шахтах дали еще 25-летний срок. Потом стали возить по всему Союзу: Новочеркасск — Асбест — Свердловск, снова Новочеркасск.

Тем временем мать и жена Эриха забрасывали наше правительство письмами с просьбами освободить его. Например, в 51-м году в послании Сталину Элизабет Хартманн пообещала, что добьется от сына клятвы никогда не участвовать в акциях против СССР и вести «совершенно мирный и нейтральный образ жизни».

Эрих Хартманн: Чужой среди своих?

Фрау Хартманн в 1954 году нашла отклик и в лице нового канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. На следующий год, во время визита в Москву, Аденауэр потребовал от советского правительства скорейшего освобождения оставшихся немецких пленных. Новое советское правительство не стало осложнять отношения с набиравшей мощь ФРГ из-за каких-то чудом сохранившихся гитлеровцев и просьбу выполнило. Тем более, что взамен Западная Германия выделяла огромные товарные кредиты и финансовые займы. Можно заключить, что Хартманна выгодно обменяли.

Осенью 1955 года он вернулся домой. Обвенчался с Урсулой. Поскольку ничего не умел делать кроме как летать, принял предложение армии ФРГ и на время уехал в США, где инструктировал американских и немецких пилотов. В 1970 году, выйдя в отставку, увлекся автогонками, создал несколько летных школ для молодежи. Умер от воспаления легких в сентябре 1993 года.

И последнее. Знаменитый Эрих Хартманн вышел в отставку в скромном звании полковника. Скорее всего, потому, что даже во время службы в бундесвере публично выступал против. гонки воружений. Похоже, десять лет в наших лагерях не прошли для него даром.

«Как-то немцы сделали подкоп. «

Александра Паутова с 1945 года работала в Грязовецком лагере №150 цензором. Ее задача была — читать переводы писем заключенных.

Вот что рассказала нам Александра Михайловна: «В лагере находилось 5000 военнопленных, в основном офицеры, а охраняло их всего лишь 89 солдат. Среди заключенных других национальностей были и немцы. Они отличались особой общительностью, очень приветливые были, только и слышишь «фройляйн», «фройляйн». Но мы относились к этому осторожно, да и запрещено было слишком много с ними разговаривать. Как-то один из немцев спросил меня: «Могла бы русская девушка выйти замуж за немца?» Я ответила: «Только если она изменница Родины».

Заключенные сами обеспечивали себя дровами и продовольствием, сажали много картошки. Кормили их хорошо, как солдат. Представляете, как в военное и послевоенное время солдат кормили? Лучше всех в стране. А потом 12 немцев сделали подкоп у реки Нурма и сбежали. Их всех очень быстро поймали, кроме одного майора. Того нашли аж в Польше».

На вопрос, не помнит ли она заключенного по имени Эрих Хартманн, Александра Михайловна лишь махнула рукой: «Что вы! Их пять тысяч было, разве всех упомнишь. «.

В небольшом леске через поле от Корнильева до сих пор сохранилось запущенное кладбище, где хоронили немецких военнопленных. Однако, по словам Александры Михайловны, точное его местонахождение знает только она и еще одна женщина, также работавшая в лагере, — Антонина Тропынина. Теперь Антонина Борисовна уже очень пожилая и живет в Грязовце. К сожалению, из-за болезни Александра Михайловна не смогла меня проводить к немецкому погосту. Кстати, рядом с этим захоронением — финское кладбище, которое часто принимают за немецкое.

Источник

Битый туз Люфтваффе: действительно ли Эрих Харманн был самым результативным асом Второй мировой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

sbitttt

Шаг в небо

Еще в юности Эрих влюбился в небо. Наверное, это передалось генетически: его мать Элизабет обожала авиацию, и сама было инструктором авиаклуба, совершив множество полетов на планерах. Она была первой наставницей для сына и привила ему любовь к авиации.

Навыки управления самолетом Эрих получил очень рано и уже в 14 лет получил лицензию на вождение планеров. Кроме того, в семье культивировались занятия спортом, и, тренируясь вместе с братом Альфредом, мальчик добился отличных результатов. В авиаклубе парень стал несомненным лидером, а многие сверстники даже пытались ему подражать. В начале 1940-го Хартманн принимает решение посвятить жизнь военной авиации и поступает на службу в воздушные силы Германии.

Курс летной подготовки он прошел экстерном, и уже в начале следующего года лихо осваивал Мессершмитты. Здесь молодому человеку опять повезло: его наставником был летчик-чемпион страны по пилотажу. Тренер сразу разглядел в добродушном парне будущего аса и весь свой бесценный опыт и мастерство передал Эриху. Он научил молодого летчика всем премудростям маневрирования и приемам пилотирования истребителей.

erik 3

Осенью 1942 года Хартманн был командирован в особую эскадрилью, где непосредственными командирами Эриха были настоящие асы и ветераны авиации, на счету которых было множество побед. К тому же они довольно лояльно относились к молодому поколению, не позволяя в руководстве суровости и жестокости. Но воинская дисциплина в полку была идеальной, и летчики-новички боготворили своих отцов-командиров. Попади Хартманн в другое подразделение, неизвестно, как бы сложилась его военная карьера.

От «Буби» до аса

За свой веселый нрав и доброе отношение к окружающим Эрих получил прозвище “Буби”, что означает “малыш”, но это не мешало ему в бою быть непревзойденным противником. Он обладал талантом схватывать все на лету: как правильно выполнять уклоняющийся маневр, ведение огня с дальней дистанции, умение оценить ситуацию на расстоянии в считанные секунды. Хартманн не бросался на врага сломя голову, а всегда пытался застать его врасплох или выбрать уязвимый момент на крутом вираже. Он просто любил свое дело и никогда не переоценивал своих способностей. Сослуживцы отзывались о нем с уважением, и те, кто видел Эриха в бою, говорили, что в пилотаже соперников у него нет.

erik 2

Вскоре Эрих научился снайперски сбивать штурмовики Ил-2, что можно было сделать лишь на низких высотах и целясь в масляный радиатор. Первый такой опыт чуть было не закончился для Хартманна трагически. Обломки сбитого им самолета накрыли его Мессер, и он чудом смог посадить его “на брюхо”. Время показало, что в таких случаях надо сразу уходить с линии боя. Всем нюансам военных маневров летчик научился в боях. И, как оказалось, практика была далека от теории.

erik 6

Лавры побед и приписки

89213298

erik 4

Вскоре Эрих потерпел крушение над нашей территорией и попал в плен. Ему удалось бежать, после чего фюрер лично вручил Хартманну Рыцарский крест. Всего за свою военную карьеру прославленный немецкий летчик одержал 352 воздушные победы.

Aviac

Горечь поражения

Весной 1945-го Хартманн в составе своей летной группы попал в руки американцев и был передан в руки советского правосудия. Десять долгих лет Эрих провел в тюрьме в СССР, а затем был отправлен в Германию.

erik 5

Он женился на любимой Урсуле, которая вновь вернула его к жизни. И даже вернулся в армию. Но постоянно спорил с командирами, неряшливо разбрасывал самолетики на аэродроме; дразнил начальство, называя генералов «напыщеными петухами», хотя сам приказал размалевать самолетики эскадры своими любимыми «черными тюльпанами» и устроил бар на базе эскадры. Командованию это не понравилось и в Эриха сняли с командования эскадрой и отправили на штабную работу.

Хартманн сначала очень переживал, но потом как-то успокоился. Послужил при штабе, выслужил хорошую пенсию и ушел в отставку. А там подтянулись американские журналисты. Хартманн дал несколько интервью и прекрасно заработал.

На семейном фронте также было все хорошо. Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость? И жили они долго и счастливо.
Умер лётчик-асс 20 сентября 1993.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Общество

Первая часть интервью Эриха Хартмана: «Гитлер сказал мне, что Господь помиловал его» (ABC, Испания)

В 1993 году самый результативный нацистский летчик Второй мировой войны дал необычное интервью.

Первая часть

Эрих Хартманн десять лет провел в советском ГУЛаге С ним связались и взяли у него интервью, в котором Эрих рассказал обо всех трудных заданиях на службе у фюрера. Ранее он никогда не затрагивал эту тему. Сегодня Эрих Хартманн по-прежнему считается лучшим пилотом-истребителем за всю историю. За время Второй мировой войны ему удалось сбить 352 самолета.

Благодаря матери, одной из первых женщин-летчиков в Германии, нацистский пилот научился летать, когда был совсем маленьким. У семьи Хартманн даже был свой планер, который им пришлось продать из-за тяжелого финансового положения. Но когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, уроки летного дела стали очень популярными, поэтому Хартманны решили открыть свою школу. В 1936 году 15-летний Эрик уже работал инструктором по управлению планером.

Первое задание на восточном фронте Эрих выполнил в октябре 1942 года, когда ему было 20 лет. Через месяц он сбил первый самолет — советский штурмовик Ил-2. В июле 1943 года во время Курской битвы он сбил семь самолетов всего за один день. К концу года на счету Хартманна было уже 159 побед, а в 1944-м — 172. За это Гитлер лично наградил его Рыцарским орденом Железного креста.

Контекст

245273329

Поражения вермахта в 1944-м году: ошибка Гитлера или мощь Красной Армии? (Die Welt, Германия)

Newsweek: США сбросили на Японию бомбы, чтобы запугать СССР

Последний сбитый самолет

На самолете Хартманна, легендарном Мессершмитте Bf 109, были отличительные знаки, благодаря которым советские пилоты всегда его узнавали: черный тюльпан на капоте и сердце, которое пронзает стрела с именем девушки пилота, Урсулы. На самолете была написана цифра один, чтобы все знали, кто возглавляет эскадрилью.

В конце войны, в мае 1945 года, нацистский пилот ослушался приказа отправиться в британский сектор и бросить своих товарищей, чтобы не попасть в плен к Советам. Эрих решил остаться со своим подразделением и тогда одержал свою последнюю победу: сбил истребитель Як-9, 352-й по счету. Хартманну было всего 24 года, но его рука не дрогнула, когда он отдавал приказ уничтожить 25 самолетов легендарной 52-й истребительной эскадрильи. Так и исчезло самое успешное авиационное подразделение в истории. Затем он сдался американцам, а они, в соответствии с ялтинскими соглашениями, передали пленного Советам.

Десять лет Хартманн провел в ГУЛАГе. В СССР его обвиняли в убийстве 780 мирных жителей в Брянске, расположенном в 380 километрах от Москвы, но не забыли и об уничтожении более 350 советских самолетов. После освобождения он переехал в Федеративную Республику Германию (ФРГ) и возглавил первую истребительную эскадру, образованную после войны. Он занимал этот пост до 1970 года, когда решил уйти в отставку и работать летным инструктором. Этим он и занимался до своей смерти в 1993 году. Но прежде, в возрасте 71 года, старый нацистский пилот дал интервью сайту MiGFlug. В нем он рассказал обо всех заданиях на службе у Гитлера. Он не затрагивал эту тему со времен окончания Второй мировой войны.

— Почему вы стали пилотом?

— По той же причине, что и большинство мальчишек моего возраста в те времена: хотели прославиться как пилоты Первой мировой войны. Кроме того, моя мама была летчиком, и она меня научила. Я получил лицензию в 14 лет и летал очень часто. В 15 лет я уже был инструктором в молодежной организации Гитлерюгенд. Мой брат Альфред, который тоже был пилотом, попал в плен в Тунисе, поэтому мой отец был недоволен тем, что я хотел быть пилотом. Он хотел, чтобы мы пошли по его стопам и стали врачами, но этого не случилось.

— Когда вы присоединились к люфтваффе?

— Военная подготовка началась в октябре 1940 года в Пруссии. В марте 1942 года в Цербсте я закончил обучение и получил звание лейтенанта. Перед началом зимы я прибыл в Россию, а оттуда меня направили в 52-ю истребительную эскадру.

— Именно тогда произошло крушение штурмовика «Штука»?

— Я бы не назвал это крушением, потому что самолет даже не поднялся в воздух. Предполагалось, что мы должны были доставить эти штурмовики в Мариуполь, на Украину, но когда я завел самолет, то понял, что у него нет тормозов и что он работал совсем не так, как Мессершмитт Bf 109. Я попытался разогнаться, но врезался в ангар, а другой пилот опрокинул свой штурмовик. В итоге было решено отправить нас в качестве пассажиров на самолете Юнкерс Ю-52. Так было безопаснее и для нас, и для самолетов.

248100434

— Именно там вы познакомились с командиром Дитером Храбаком (Dieter Hrabak)?

— Да. С годами мы стали близкими друзьями. Именно он предложил мне дать вам интервью, потому что, похоже, старые пилоты вам доверяют. Дитер был очень понимающим и дисциплинированным командующим. Он научил нас не только летать и сражаться, но и работать в команде, чтобы не погибнуть. Это неоценимый дар. Он всегда был готов обсудить собственные ошибки, чтобы мы тоже учились на своих ошибках. Именно он назначил моим командиром Хубертуса фон Бонина (Hubertus von Bonin), старого пилота, который сражался в Гражданскую войну в Испании и участвовал в Битве за Британию в начале Второй мировой войны. Первое задание я выполнил 14 октября 1942 года.

— Что произошло?

— Что последовало затем?

— Майор фон Бонин приказал мне три дня работать с механиками. У меня было время подумать над тем, как я поступил. То, чему я научился у Россманна, я потом рассказывал новым пилотам, когда сам стал ведущим летчиком.

— Когда вы сбили первый самолет?

— Как вы познакомились с генерал-лейтенантом Гюнтером Раллем (Günther Rall), третьим по числу побед пилотом истребителем люфтваффе за время Второй мировой войны?

— Он заменил майора Хубертуса фон Бонина, поэтому нас и представили. Именно Ралль в августе 1943 года назначил меня командиром 9-го эскадрона.

Статьи по теме

247816526

Der Spiegel: «Я гуляю только с порядочными русскими»

TNI: почему Сталинградская битва — самое ужасное сражение Второй мировой войны

— Вы летали с еще одним асом люфтваффе Вальтером Крупински (Walter Krupinski)? Каково это было летать с ним?

— Поначалу было трудно, но мы научились работать вместе. В результате мы отлично сработались. Кроме того, он должен был быть уверен, что вернется домой, ведь, когда он выходил из самолета, его постоянно ждали разные девушки. Летая с ним, я получил Рыцарский крест Железного креста. От него я узнал, что худшее, что может произойти с летчиком, — это потеря ведомого. Ведь победы были не так важны, как выживание. Я потерял всего одного ведомого, Гюнтера Капито (Günther Capito), старого летчика бомбардировщика. Это произошло из-за его нехватки опыта полетов на истребителях. Несмотря на это он выжил.

— Сколько воздушных побед вы одержали, прежде чем получить Рыцарский крест Железного креста?

— Всего 148. Я думаю, что мне его вручили немного поздно. Ведь большинство летчиков получали эту награду преодолев рубеж в 50 сбитых самолетов.

— Какой была ваша первая встреча с Крупински?

— Мой новый командир проводил со мной инструктаж, когда прилетел истребитель весь в дыму. Он приземлился, перевернулся и взорвался. Мы были уверены, что пилот погиб. Кто-то сказал: «Это Крупински». И в самом деле, из-за дыма вышел он, в испачканной форме, но без ранений. Он пожаловался на зенитный огонь, под который попал на Кавказе, но на его лице не было никаких эмоций. Так я впервые встретился с «Графом».

— Кто был вашим лучшим другом в те дни?

— Друзей было много, и большинство из них до сих пор живы, но главный механик Хайнц Мертенс (Heinz Mertens) стал моим лучшим другом. Мы полагались на ведомых, которые прикрывали нас в воздухе, но также и на команду механиков, которые отвечали за исправность самолета. Я бы никогда не добился успеха без упорного труда Мертенса.

— Дружба между вами превратилась в легенду. Как вы до этого дошли?

— Не могу объяснить. Когда меня сбили первый раз и я попал в плен к Советам, мне удалось сбежать. Я бежал в сторону нашей территории, а Мертенс взял винтовку и пошел меня искать. Он не сдавался, пока не нашел меня. Такая преданность возможна только на войне.

Контекст

245273329

Поражения вермахта в 1944-м году: ошибка Гитлера или мощь Красной Армии? (Die Welt, Германия)

Newsweek: США сбросили на Японию бомбы, чтобы запугать СССР

— Как вас взяли в плен?

— В августе 1943 года. Наша задача была поддержать бомбардировщики под командованием Ганса Ульриха Руделя (Hans Ulrich Rudel). Но ситуация неожиданно изменилась. Советские воздушные силы бомбили немецкие позиции, чтобы поддержать наступление, поэтому моя эскадрилья, состоящая из восьми самолетов, должна была атаковать врага. Вблизи мы увидели сорок самолетов Ла-5 и Як-9 и еще сорок штурмовиков, которые бомбили пехоту. Я сбил пару из них, когда почувствовал, что что-то попало в мой самолет. Я совершил аварийную посадку и был взят в плен советскими солдатами. Мне пришлось притвориться, что я ранен, когда они подошли к моему самолету. В итоге они решили отвезти меня в штаб, чтобы там меня осмотрели врачи. Меня положили на носилках в кузов грузовика. Но тут бомбардировщики Руделя начали атаковать, солдаты отвлеклись, и я ударил охранника. Он упал, а я побежал что есть мочи через огромное поле с подсолнухами. За мной побежало несколько солдат, которые в меня стреляли, но мне удалось убежать. Когда стемнело, я дошел до места, которое показалось мне безопасным, и немного поспал. Проснувшись, я пошел на запад и натолкнулся на советский патруль из десяти человек. Я решил последовать за ними на некотором расстоянии. Патруль исчез за небольшим холмом, за которым горел пожар. Я предположил, что это линии немцев, а потом увидел, как патруль поспешно отступает. Я пошел к другой стороне холма, и там меня задержал немецкий часовой, который от испуга выстрелил. Пуля меня не задела, а только разорвала штанину. Так я вышел из плена.

— А что такое «праздник в честь дня рождения» для летчиков?

— Праздник, который организовывался в честь пилота, выжившего в ситуации, в которой он по идее должен был погибнуть. Таких было много.

— Расскажите, пожалуйста, о церемонии вручения Гитлером Рыцарского ордена Железного креста.

— Все было странно. Например, потому что большинство из тех, кто получал эту награду, были пьяны. Спустя много лет Вальтер Крупински рассказывал, что ему приходилось помогать нам стоять на ногах. Мы выпили много коньяка и шампанского, а это не лучшее сочетание, если вы ничего не ели последние пару дней. Первый, кого мы увидели, был адъютант Гитлера от люфтваффе майор Николаус фон Белов (Nicolaus von Below), который выходил из поезда фюрера. Он был в шоке от того, в каком состоянии мы находились. Мы с трудом держались на ногах, но Гитлер в любом случае должен был нас принять через пару часов.

— В биографии Вальтера Крупински, написанной Реем Толивером (Ray Toliver) и Тревором Констеблом (Trevor Constable), есть история об инциденте с фуражкой.

— Да. Я не мог найти свою фуражку и решил взять ту, что висела на крючке. Она оказалась мне велика. В этот момент рассерженный фон Белов подошел ко мне, спросил, что я делаю с фуражкой, и сказал, что она принадлежит Гитлеру. Смешно было всем, кроме него. Я даже пошутил насчет большой головы Гитлера, что вызвало еще больший смех.

— Какое впечатление на вас произвел Гитлер?

— Какие были общие настроения среди ваших товарищей? Что они думали о войне?

— Не помню, чтобы кто-то говорил о возможном поражении, но мы точно обсуждали, что погибло очень много летчиков. Также мы говорили о новостях, которые до нас доходили. Например, о том как американские «Мустанги» продвигались вглубь Германии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Комфорт