- Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии в россии
- Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии в россии
- Обзор документа
- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 апреля 2014 г. N 160 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии»
- ГАРАНТ:
- Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии
Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии в россии
Экспертиза (от латинского expertus – опытный) – это исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний.
Применительно к использованию атомной энергии экспертиза – это вид научно-технической деятельности, направленной на применение новых знаний для решения технологических, инженерных и иных проблем, заключающейся в исследовании и анализе данных, представляемых заявителями, в том числе для подтверждения соответствия оборудования, изделий, материалов и комплектующих требованиям нормативных документов в области использования атомной энергии.
АО «АНК» имеет лицензию Ростехнадзора ГН-13-101-3504 от 25.04.2018 на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Объектами, в отношении которых распространяется действие лицензии, являются атомные станции (блоки атомных станций).
Условия действия лицензии позволяют АО «АНК» проводить экспертизу безопасности (обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям.
Лицензия распространяется на экспертизу следующих основных видов документов:
— документы, обосновывающие возможность соискателя лицензии осуществлять лицензируемый вид деятельности для атомных станций (конструирование, изготовление, экспертная деятельность и другая деятельность, не связанная с размещением, сооружением, безопасной эксплуатацией блоков атомных станций, продлением их эксплуатации или выводом их из эксплуатации);
— документы, обосновывающие возможность применения импортной продукции в системах, оборудовании и других изделиях, поставляемых на атомные станции;
— проектная, конструкторская и технологическая документация, предназначенная для изготовления систем, оборудования и других изделий, поставляемых на атомные станции и для строительства сооружений;
— документы, обосновывающие возможность безопасной эксплуатации оборудования на атомных станциях;
— документы, обосновывающие возможность продления срока эксплуатации систем, оборудования, трубопроводов и других элементов для использования на атомных станциях;
— другие документы, связанные с обоснованием принимаемых решений по разработке, изготовлению, испытаниям или монтажу продукции для атомных станций.
Экспертиза проводится с целью проверки достаточности обоснованного разработчиком документации обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.
Результатом проведённой АО «АНК» экспертизы является экспертное заключение, утверждённое руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом, с выводами:
а) о соответствии проектных, конструкторских и технологических решений законодательству Российской Федерации, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии и другим критериям оценки;
б) о полноте мер технического и организационного характера по обеспечению безопасности при использовании атомной энергии при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В АО «АНК» работают эксперты высшей квалификации, имеющие многолетний опыт экспертизы и известные в профессиональной среде экспертов, что позволяет нам проводить экспертизу в кратчайшие сроки без потери качества работы.
АО «АНК» ставит одной из своих целей ориентацию на потребителя и с большим вниманием относится ко всем пожеланиям и требованиям наших заказчиков, кроме того, гибкая ценовая политика, проводимая АО «АНК», позволяет достичь взаимоприемлемых условий оказания наших услуг.
Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии в россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 14, ст. 1904) приказываю:
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2018 г.
И.о. генерального директора | И.М. Каменских |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 декабря 2017 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Госкорпорации «Росатом»
от 11 августа 2017 № 1/22-НПА
Уполномоченное структурное подразделение в целях реализации полномочий, определенных настоящим Порядком, имеет право привлекать научные и иные организации.
5. Экспертиза проводится с целью установления соответствия заявителя лицензионным требованиям.
6. Экспертизу проводят экспертные организации, осуществляющие на основании лицензии лицензируемый вид деятельности по оказанию услуги, предусмотренной пунктом 9 приложения к Положению о лицензировании.
Экспертизу также проводят экспертные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях в части выполнения работ по проведению экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, до истечения срока действия такой лицензии в соответствии с пунктом 3 Постановления № 911.
7. В зависимости от сложности и объема экспертизы экспертиза может проводиться как одним специалистом, так и несколькими специалистами.
9. По результатам проверки заявления и прилагаемых документов на предмет полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, уполномоченными должностными лицами Госкорпорации «Росатом» в течение семи рабочих дней со дня получения заявления и прилагаемых документов принимается решение о проведении экспертизы, которое содержит основания для проведения экспертизы.
Решение о проведении экспертизы с представленными заявителем заявлением и прилагаемыми документами направляется уполномоченным структурным подразделением в экспертную организацию, указанную в заявлении.
10. При получении решения о проведении экспертизы, заявления и прилагаемых документов экспертная организация в срок не более десяти рабочих дней направляет заявителю подписанный проект договора с расчетом размера платы за проведение экспертизы и в срок не более девяноста рабочих дней проводит экспертизу.
11. При проведении экспертизы экспертная организация проводит проверку заявления и прилагаемых документов на предмет:
полноты и достоверности содержащихся в заявлении и прилагаемых документах сведений;
соответствия заявителя лицензионным требованиям применительно к каждой заявляемой работе (услуге), составляющей лицензируемый вид деятельности.
12. В случае если на основании проведенного экспертной организацией анализа заявления и прилагаемых документов установлена необходимость запроса у заявителя документов, на которые заявителем указаны ссылки в представленных документах, и (или) получения разъяснения заявителя в отношении представленных документов и содержащихся в них сведений, то запрос таких документов и (или) разъяснений организуется экспертной организацией в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения решения о проведении экспертизы, заявления и прилагаемых к нему документов.
13. Заявитель направляет в адрес экспертной организации запрашиваемые ею документы и (или) разъяснения в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня получения запроса.
14. По результатам экспертизы экспертная организация оформляет экспертное заключение (положительное или отрицательное), содержащее выводы о полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, а также о соответствии заявителя лицензионным требованиям.
Отрицательное заключение с обоснованными выводами оформляется экспертной организацией в случае установления неполноты и (или) недостоверности сведений, содержащихся в документах, а также несоответствия заявителя лицензионным требованиям.
В случае если по результатам экспертизы установлено, что для выполнения работ (оказания услуг) требуется выполнение заявителем мероприятий, необходимых для обеспечения лицензионных требований, экспертная организация включает в положительное заключение предложения по дополнению условий действия лицензии такими мероприятиями.
15. Экспертное заключение должно содержать:
1) титульный лист с указанием наименования экспертного заключения, данных об утверждении экспертного заключения;
2) вводную часть, включающую:
а) основание для проведения экспертизы, цель экспертизы;
б) сведения об экспертной организации:
наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона;
сведения о дате выдачи и номер лицензии, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, срок ее действия;
сведения о дате выдачи и номер лицензии на допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если проведение экспертизы связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну), срок ее действия;
в) сведения о документах, подтверждающих прохождение проводившими экспертизу специалистами подготовки и аттестации по вопросам обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии в оборонных целях;
г) сведения о заявителе:
наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения;
перечень заявляемых к выполнению работ (оказанию услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности;
3) основную часть, включающую результаты экспертизы заявления и прилагаемых документов с указанием рассмотренных материалов, их шифров, номеров, другой индикации, необходимой для идентификации этих материалов, оценки полноты и достоверности содержащихся в них сведений, а также соответствия заявителя лицензионным требованиям применительно к каждой заявляемой работе (услуге), составляющей лицензируемый вид деятельности, со ссылками на требования нормативных правовых актов, нормативных и технических документов, на соответствие которым проводилась экспертиза;
4) заключительную часть, включающую:
а) выводы о полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, а также о соответствии заявителя лицензионным требованиям.
В случае представления заявителем в заявлении и прилагаемых документах неполных и (или) недостоверных сведений и (или) несоответствия заявителя лицензионным требованиям экспертная организация в экспертном заключении указывает мотивированное обоснование выводов;
б) предложения, указанные в пункте 14 настоящего Порядка (при их наличии).
16. Экспертное заключение, которому присваивается регистрационный номер, подписывается специалистом (специалистами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью экспертной организации (при наличии).
18. Уполномоченное структурное подразделение в течение десяти рабочих дней со дня регистрации экспертного заключения проводит проверку указанного заключения на предмет обоснованности выводов о полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, о соответствии заявителя лицензионным требованиям.
19. При соответствии экспертного заключения требованиям пунктов 15 и 16 настоящего Порядка, обоснованности выводов о полноте и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, о соответствии заявителя лицензионным требованиям, содержащихся в экспертном заключении, уполномоченное структурное подразделение уведомляет экспертную организацию и заявителя об утверждении экспертного заключения в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки экспертного заключения.
20. В случае если по результатам проверки экспертного заключения уполномоченным структурным подразделением выявлено несоответствие экспертного заключения требованиям пунктов 15 и 16 настоящего Порядка либо в нем не содержатся необходимые сведения или содержатся недостоверные сведения, необоснованные выводы, уполномоченное структурное подразделение в трех десяти рабочих дней со дня окончания проверки экспертного заключения направляет руководителю экспертной организации уведомление о необходимости его доработки или устранения выявленных несоответствий.
21. Экспертная организация в течение десяти рабочих дней со дня получения от уполномоченного структурного подразделения уведомления, указанного в пункте 20 настоящего Порядка, осуществляет доработку экспертного заключения или устранение выявленных в нем несоответствий и направляет его в уполномоченное структурное подразделение.
23. Экспертиза считается завершенной в день направления уполномоченным структурным подразделением уведомления экспертной организации и заявителю об утверждении экспертного заключения.
Обзор документа
Экспертиза проводится для принятия Госкорпорацией «Росатом» решения о предоставлении лицензии. Ответственным является Департамент ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности.
Экспертизу проводят экспертные организации, имеющие лицензию.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 апреля 2014 г. N 160 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии»
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451) и подпунктом 5.2.2.3(2) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2014 г.
Регистрационный N 33238
Положение
о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 апреля 2014 г. N 160)
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по вопросам организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты в процессе лицензирования, утвержденные приказом Ростехнадзора от 24 февраля 2016 г. N 71
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Определения и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», а также в Положении о лицензировании.
4. Экспертизе подлежат документы, представленные заявителем в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованиями Административного регламента и обосновывающие безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, и сведения о фактическом состоянии объектов использования атомной энергии.
5. Требования настоящего Положения обязательны для работников Ростехнадзора и экспертных организаций, имеющих лицензию на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, выданную Ростехнадзором.
6. Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора и включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, проводит одна из организаций научно-технической поддержки Ростехнадзора.
Экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии, не включенных в перечень, указанный в части тринадцатой статьи 24.1 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», проводят экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на право проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
При проведении экспертизы экспертная организация руководствуется установленной в экспертной организации системой менеджмента качества.
7. Экспертная организация не вправе привлекать к проведению экспертизы лиц, участвовавших в разработке представленных в Ростехнадзор заявителем документов, обосновывающих обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности в области использования атомной энергии.
II. Проведение экспертизы и оформление ее результатов
8. Основанием для проведения экспертизы является задание на проведение экспертизы, разработанное и утвержденное в Ростехнадзоре.
9. До даты письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения в задание на проведение экспертизы могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в задание на проведение экспертизы являются:
выявление неизвестных ранее обстоятельств, связанных с безопасностью объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;
изменение законодательства Российской Федерации, норм и правил в области использования атомной энергии;
представление заявителем в установленном порядке дополнительных документов, содержащих обоснование безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии;
обращение заявителя о приостановлении рассмотрения документов с указанием срока приостановления рассмотрения.
Изменение в задание на проведение экспертизы оформляется документально, утверждается должностным лицом, утвердившим задание на проведение экспертизы, и направляется в экспертную организацию.
10. При возникновении в ходе проведения экспертизы вопросов к обоснованию безопасности объекта использования атомной энергии и (или) заявленного вида деятельности в области использования атомной энергии, представленному в документах заявителя, а также сведениям о фактическом состоянии объекта использования атомной энергии, экспертная организация проводить с заявителем их обсуждение.
Экспертная организация информирует ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, о месте и времени проведения обсуждения возникших в ходе проведения экспертизы вопросов.
11. Если на основании проведенного в Ростехнадзоре и (или) в экспертной организации анализа представленных заявителем документов установлена необходимость запроса у заявителя документов, на которые заявитель дает ссылки в документах, прилагаемых к заявлению, то такой запрос организуется ответственным подразделением Ростехнадзора, организующим проведение экспертизы. Запрос оформляется письмом в адрес заявителя за подписью должностного лица, утвердившего задание на проведение экспертизы, и направляется заявителю.
12. По результатам экспертизы экспертная организация составляет экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Экспертному заключению присваивается регистрационный номер в порядке присвоения таких номеров в экспертной организации. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью этой организации.
13. Экспертное заключение, оформленное согласно пункту 12 настоящего Положения, вместе с сопроводительным письмом экспертной организации направляется в ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, почтовым отправлением.
14. Ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, оценивает экспертное заключение на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы и письменно уведомляет почтовым отправлением экспертную организацию о принятии или об отказе в принятии экспертного заключения.
15. В случае отказа в принятии экспертного заключения как не соответствующего заданию на проведение экспертизы, ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее проведение экспертизы, возвращает экспертное заключение экспертной организации на доработку с изложением обоснованных причин отказа в письменной форме.
16. Датой завершения экспертизы в экспертной организации является дата письменного уведомления Ростехнадзором экспертной организации о принятии экспертного заключения.
В рамках лицензирования деятельности в области использования атомной энергии проводится в т. ч. экспертиза безопасности.
В процессе нее анализируются представленные в Ростехнадзор документы, обосновывающие безопасность видов деятельности и (или) объектов, и сведения о фактическом состоянии последних.
Экспертизу безопасности объектов, в отношении которых установлен режим постоянного госнадзора, проводит одна из организаций научно-технической поддержки Службы. В иных случаях привлекаются организации, имеющие лицензию на эту деятельность.
Основанием для мероприятия является задание. Оно разрабатывается и утверждается в Ростехнадзоре. В задание могут быть внесены изменения. Причем это делается до даты письменного уведомления экспертной организации о принятии заключения.
Уточнения вносятся, если выявлены неизвестные ранее обстоятельства, связанные с безопасностью объекта, заявитель представил дополнительные документы, изменились нормы законодательства и др.
При составлении заключения ему присваивается регистрационный номер. Затем оно направляется в ответственное подразделение Ростехнадзора, организующее экспертизу. Выносится решение о принятии заключения (об отказе в этом).
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 апреля 2014 г. N 160 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2014 г.
Регистрационный N 33238
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 15 августа 2014 г. N 184
Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии
Заявителями являются эксплуатирующие организации (организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанные в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодными эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществляющие собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.), национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии, обратившиеся в Ростехнадзор с заявлением о предоставлении лицензии (соискатели лицензии), и эксплуатирующие организации, национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами, а также организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги в области использования атомной энергии, имеющие лицензию (лицензиаты).
Территориальные органы Ростехнадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии в пределах предоставленных им полномочий на территориях субъектов Российской Федерации. Юридические лица, зарегистрированные в соответствующем субъекте Российской Федерации, подают заявления о предоставлении лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых в соответствии с разграничением полномочий отнесено к полномочиям территориальных органов, в соответствующий территориальный орган. Перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых территориальные органы Ростехнадзора предоставляют государственную услугу по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, приведен в приложении № 1 к Регламенту.
За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации установлены следующие размеры государственной пошлины: