Экономическая категория которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования

Экономическая теория

cover

В пособии рассматриваются экзаменационные вопросы по основам экономической теории. Материал отвечает требованиям Государственного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации по курсу «Экономическая теория». Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 521600 «Экономика», 061100 «Менеджмент», 020200 «Политология», 021200 «Юриспруденция» и другим. Пособие может быть также использовано при подготовке к зачетам и экзаменам по микроэкономике и макроэкономике.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Экономические категории: сущность, виды

Экономические категории — абстракции общественных отношений производства. Каждая экономическая категория как научное понятие характеризует сущность определенного явления. Их открытие является начальным моментом познания экономической реальности.

Экономические категории — это не названия вещей и предметов, не их свойства (физические, вкусовые, эстетические и т. п.), а отражение в человеческом сознании отношений, возникающих между людьми в процессе общественного воспроизводства.

Экономические категории носят объективный характер, выражают конкретные производственные отношения, они историчны, ибо при переходе от одного способа производства к другому одни из них отмирают, а другие возникают.

Экономические категории, с одной стороны, результат, а с другой — средство познания общественных отношений производства. Экономические категории как результат есть логическое, приблизительно адекватное отражение производственных отношений, а как средство позволяют глубже проникать в экономическую жизнь общества. Путь их познания следующий: восприятие бытия; осмысление сущности бытия; выведение экономических категорий.

Овладение экономическими категориями проходит три этапа: открытие категорий; учет действия категорий на практике; управление действиями категорий.

Можно выделить пять групп экономических категорий: всеобщие; общие; специфические; стадиальные; фазовые.

Всеобщие экономические категории отражают отношения общественного производства, характерные для всех общественно-экономических формаций (например, средства производства). Вместе с развитием производительных сил и сменой способов производства экономические категории не остаются неизменными, а совершенствуются, прогрессируют.

Общие экономические категории действуют на протяжении ряда общественно-экономических формаций. Вместе с тем в процессе перехода от одного способа производства к другому они отражают особенности социально-экономических отношений. К этой группе экономических категорий относятся: товар, деньги, стоимость, цена и др.

Специфические экономические категории действуют в пределах только одной общественно-экономической формации (прибавочная стоимость).

Стадиальные экономические категории действуют лишь на одной стадии способа производства (монопольная прибыль).

В рамках специфических экономических категорий можно выделить фазовые экономические категории, действующие только в определенной фазе общественного воспроизводства.

Вся система экономических категорий функционирует в тесной связи во взаимодействии. Всеобщие экономические категории проявляются в общих, специфических и других группах, принимая конкретные формы и сферу действия.

Экономические категории бывают: глубинными, т. е. сущностными (стоимость); поверхностными, внешними (цена); абстрактными (прибавочная стоимость); конкретными (прибыль, процент, рента).

Выведение экономических категорий — промежуточный результат теоретического исследования. Наиболее важной и сложной проблемой экономической теории является выведение и познание экономических законов.

В системе экономических категорий центральное место занимает категория «собственность».

Источник

Экономические законы и категории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономические законы

Экономические законы – это устойчивые, существенные,повторяющиеся причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.

Исследованием экономических систем занимается экономическая теория. Ее основная задача заключается в обеспечение потребностей населения в условиях ограниченности ресурсов. То есть, наука задается вопросом об эффективном использовании доступных факторов производства. При этом потребности общества растут и преобразуются под влиянием научно-технического прогресса.

Выделение экономики в отдельную дисциплину произошло только тогда, когда было накоплено достаточно фактического материала. До этого времени экономисты решали проблемы господствующего класса. Сегодня экономическая теория рассматривает закономерности и явления в хозяйственной жизни с точки зрения законов и закономерностей, которые были установлены и выведены в разные периоды времени.

Экономические законы представляют собой устойчивые или повторяющиеся связи, которые обычно обусловлены причинами и следствием. Они проявляются в процессе производства, распределения, сбыта и конечного потребления готовых продуктов и услуг. Они различаются по своему экономическому содержанию. Законы могут быть общими и специфическими. Общими считаются законы, которые проявляются в разных формах и дают разные экономические последствия. Специфические законы связаны с определенным видом производства.

Таким образом, экономические законы призваны описывать и теоретически обосновывать системные изменения или процессы с целью их планирования или прогнозирования в будущем. Они отражают особенности экономической реальности, обрабатывают и осмысливают полученную экономическую информацию, позволяют реализовать экономические знания и внедрить их в практическую хозяйственную деятельность.

Экономические категории

Экономические категории – это представления абстрактного или логического характера, которые выражают определенные признаки хозяйственных процессов. К ним относят такие понятия как:

Готовые работы на аналогичную тему

В экономической теории используются различные способы познания, например, эмпирический и научный. Эмпирический связан с интуитивным использованием закономерностей, а научный предполагает целенаправленное применение знаний. Законы и категории позволяют описывать сложные экономические процессы для их формализации и использования в планировании и прогнозировании. С их помощью экономика выполняет свои функции, среди которых познавательная, практическая, прогностическая, методологическая и воспитательная. Гносеологическая или познавательная функция заключается в исследовании сущности экономических явлений. Она раскрывает формулы, законы и категории экономики. С ее помощью обогащаются знания людей, а также формируются предпосылки для более глубоко изучения процессов и явлений.

Экономическая теория способствует выработке методологической базы, которая упрощает ее применение в практической деятельности. Субъекты экономики действуют в условиях неопределенности. Применение научных знаний снижает влияние неопределенности, дает возможность обосновать решения, а также построить прогнозы относительно будущего положения систем.

Все вышеперечисленные функции позволяют использовать экономические знания для достижения хозяйственных результатов. Особенно это важно в рыночной модели хозяйствования, где субъекты конкурируют между собой за получение более выгодного положения. Использование теоретических знаний делает их более результативными. Так же экономические знания используются для решений в области национальной экономической политики.

Формирование научного экономического мышления

Экономические знания позволяют выработать экономическое мышление, где категории и законы выступают инструментами принятия решений. Экономическое мышление представляет собой совокупность определенных представлений, которые определяют поведение субъекта. Выделяют два типа такого мышления – обыденное и научное. Обыденное относится к эмпирическому. Оно простое и примитивное, часто не касается сложных иерархических систем. Научное мышление направлено на решение любого типа задач.

Научное мышление необходимо для макроэкономического управления, например, в условиях переходной экономики, когда необходимо скоординировать сразу большое число процессов и явлений. Кроме того, научные знание используются для последующего развития науки. Они необходимы для изысканий, выдвижения гипотез и предположений относительно будущего положения систем.

Экономические категории позволяют упростить коммуникацию между участниками экономических отношений. Они применяются в экономических законах, где формализуют определенные процессы и явления, делая их удобными для проведения различных операций и исследований.

Законы позволяют ориентироваться в многочисленных экономических связях. Они отслеживают последовательность действий, их зависимость, а также позволяют прогнозировать определенные результаты, если принимаются решения в рамках действующих законов. Кроме того, появляется возможность учитывать особенности развития систем под влиянием закона и выводить новые связи в результате их действия. Например, в рыночной модели хозяйствования важным законом является тот факт, что она продолжает расти на рынке, но с течением времени усложняется и приобретает различные формы. Знание об этом позволяет продавцам подстраивать свою деятельность под действующие законы рынка. Потребитель, понимая логику функционирования рынка, может более эффективно удовлетворять свои потребности. Получается, что знание даже самых простых базовых законов значительно повышает эффективность экономического поведения субъекта вне зависимости от его степени вовлеченности в хозяйственные процессы.

Источник

Функции и виды налогов. Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

image157

12.1. Понятие, структура и функции финансовой системы

Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества является финансовая система.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств.

Финансовые отношения – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального продукта.

В современных условиях финансовая система охватывает:

1. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Они состоят из:

а) государственного бюджета,

б) местных бюджетов,

в) финансов государственных предприятий,

г) специальных правительственных фондов.

2. Финансы негосударственных предприятий (частных) и корпораций – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

3. Финансы домашних хозяйств— денежные фонды группы людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща. 4. Совокупность кредитно-финансовых учреждений– которая в настоящее время включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:

Финансовая система включает денежные отношения, складывающиеся:

Характерными чертами современных финансовявляются:

Финансовая система опосредует весь механизм расширенного воспроизводства и способствует мобилизации ресурсов для повышения эффективности общественного производства. Финансовая система выполняет следующие функции:

1. Распределительную – которая охватывает первичное и вторичное распределение национального продукта. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для ывполнения возложенных на него функций и нецентрализованных (муниципальных) фондов. В результате формируются и используются денежные ресурсы домохозяйств, частного предпринимательского сектора, государства и иностранного сектора экономики.

2. Регулирующую – которая состоит в том, что изменение условий и нормативов распределения и перераспределения денежных средств стимулируют или ограничивают экономический рост, а, соответственно, и изменяют уровень безработицы и инфляции.

3. Контрольную– проявляется в осуществлении контроля со стороны кредитно-финансовых учреждений за распределением и использованием финансовых ресурсов.

640 1

image158

12.2. Государственный бюджет, его функции и структура

Государственный бюжет выполняет основные функции:

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Структура доходной части:

· неналоговые платежи и сборы,

· поступления от продажи лотерейных билетов,

· поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.

Структура расходной части:

К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды, которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.

Источник

Основные экономические категории

Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономические категории – это выраженные в обобщенной абстракции общественно-производственные отношения, производительные силы и их взаимосвязи.

Экономические категории и экономические законы

Экономическая категория, являясь научным понятием, характеризует сущность конкретного явления. Открытие экономических категорий – это начальный момент познания экономической реальности.

Экономическая категория – это не название вещей или предметов, не физические, эстетические, вкусовые свойства, а отражение в сознании человека отношений, которые возникают между людьми при общественном воспроизводстве.

Экономические категории имеют объективный характер, отражаю конкретные отношения на производстве, они историчны, поскольку в процессе перехода от одного способа производства к другому некоторые категории исчезают, а некоторые появляются.

Экономические категории являются и результатом, и средством познания отношений производства. Как результат – это логическое выражение производственных отношений, как средство экономические категории дают возможность глубже проникать в жизнь общества. Познание экономических категорий происходит в несколько стадий: восприятие бытия, осознание сущности бытия, определение экономических категорий.

Все экономические категории делятся на пять основных групп:

Готовые работы на аналогичную тему

Также экономические категории делятся на глубинные (сущностные), поверхностные (внешние), абстрактные, конкретные.

Выведение экономической категории – это промежуточный результат в теоретическом исследовании. Наиболее важная и сложная проблема состоит в выведении и познании экономических законов.

Экономические законы представляют собой устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений в процессах воспроизводства материальных благ на различных стадиях развития общества.

Экономические законы также, как и экономические категории, делятся на всеобщие, общие, специфические, стадиальные и фазовые.

Познание и рациональное применение экономических законов дает возможность увеличить эффективность общественного производства.

Основными экономическими законами являются законы конкуренции, разделения труда, перемены труда, закон спроса и предложения.

Конкуренция представляет собой соперничество компаний, производящих одну и ту же продукцию для привлечения потребителей к своим изделиям. Конкуренция является главной концепцией рыночной экономики, поскольку объясняет закономерности капиталистического производства. Задача конкуренции состоит в гарантировании условий для получения наибольшей прибыли и достижения показателей эффективности деятельности предприятия.

К области действия закона конкуренции относится общественное производство. конкуренция на рынке товаров и услуг в рыночной экономике постоянно растет, а типы конкуренции с течением времени становятся сложнее, разнообразнее. Итоги конкурентной борьбы зависят от субъектов конкуренции, от конкретных материально-экономических условий общественного развития. Важнейшими социальными показателями конкуренции являются конкурентоспособность, проявляющаяся во взаимодействии субъектов деятельности, и добросовестность конкуренции, вытекающая культуры и норм этики конкурирующих сторон.

По закону разделения труда весь труд делится на различные виды: умственный и физический, управленческий и исполнительский, промышленный и аграрный. Данный закон является основанием разделения общества на различные социальные группы, осуществляющие конкретные виды труда.

Образование закона перемены труда произошло во времена Промышленной революции в 18-19 веках, когда усиливалась зависимость типа труда от развития техники и технологий и их внедрения во все стадии производства. Работа данного закона характеризует подвижность функций сотрудников и необходимость изменения типа работы.

Законы спроса и предложения являются основополагающими экономическими законами в рыночной экономике. Они отражают действие ключевых рыночных сил – предложения и спроса. Итог взаимодействия спроса и предложения выражается в договоре купли-продажи товара в заданном количестве и по заданной стоимости.

Потребности и блага как экономическая категория

Потребности представляют собой нужду в чем-либо, что нужно человеку для поддержания своей жизнедеятельности. Потребность – это товары и услуги, которые необходимы людям, и которые они хотели бы иметь, использовать и потреблять. Потребности могут быть биологическими, свойственными всем людям и животным, и социальными, носящими исторический характер и зависящими от развитости культуры и экономики.

Потребности классифицируются по различным признакам:

Значимая роль в структуре потребностей отводится экономическим потребностям. Возникновение и развитие экономических потребностей обусловлено формированием производства, которое испытывает влияние со стороны потребностей. В связи с этим развивается и совершенствуется общественное производство. Постоянное увеличение и изменение характера потребностей выражается в законе возвышения потребностей, который является общим социально-экономическим законом, отражающим направленность качественного и количественного развития потребностей общества.

Собственность в качестве основной экономической категории

Собственность, являясь экономической категорией, характеризует отношения по присвоению (отчуждению) объектов, а также создаваемых с их помощью благ в процессе производства, распределения, потребления и обмена.

Собственность представляет собой отношения между экономическими субъектами по вопросам распоряжения, владения и пользования имуществом, средствами производства, ресурсами. Данные отношения определяют кто присваивает результаты производства и каким образом осуществляет управление им.

Отношения собственности имеют место, если существуют как минимум два субъекта. Экономическими отношениями собственности являются прежде всего отношения, которые складываются между субъектами деятельности по поводу некоторых благ. Между тем принимаются во внимание в первую очередь фактические отношения, т.е. кто осуществляет контроль над объектом собственности, кто имеет наиболее полную информацию о нем, кто принимает решения о способах его использования и т.д.

В экономике задействованы правовые формы отношений собственности. Именно права собственности являются основами рыночной экономики и на них выстраиваются экономические отношения спроса и предложения.

Источник

Экономическая категория которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования

1.1. Финансы как экономическая категория

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» – это не тождественные понятия. «Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений.

Как известно, деньги – это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.

Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.

Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения.

Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения.

Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги – получаешь товар; если выполняешь определенную работу – получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит – платишь процент и т. п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен и в самом термине «финансы» (finances – денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов»[1].

В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр.»[2]

После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедевым работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть[3].

Более широкая трактовка финансам была дана в работах С.Ю. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг[4].

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы – это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория – это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

4) основой их существования и формирования является сфера материального производства;

5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1.2. Функции финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.

1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.

Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

• политика внешних и внутренних заимствований;

• политика в области международных финансов. Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?

2. Дайте определение финансов как экономической категории.

3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?

4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?

5. Что включает в себя понятие «финансовый механизм»?

Источник

Комфорт