- Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы
- СЛАЙД 2
- СЛАЙД 4
- СЛАЙД 5
- СЛАЙД 6
- СЛАЙД 7
- СЛАЙД 8
- СЛАЙД 9
- СЛАЙД 10
- СЛАЙД 11
- СЛАЙД 12
- СЛАЙД 13
- СЛАЙД 14
- Результативность
- Доклад на тему «Эффективность использования игровых технологий в процессе преподавания»
- Повышение эффективности обучения через игровые технологии (из опыта работы)
- «IQ и EQ как основа успешного обучения»
Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы
Галина Губкина
Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционной работы
«Игровые технологии как оптимальное средство повышения
эффективности коррекционной работы»
СЛАЙД 2
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. В логопедические группы попадают дети с диагнозами общее недоразвитие речи II, III, IV уровней. При этом нарушении имеют место несформированность всех сторон речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, слоговой стороны связной речи. Кроме того, у них отмечается слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Возможности детей ограничены, дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях. Это влияет на эмоциональное благополучие, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки оказывается недостаточным для освоения процесса письма, формирует в дальнейшем трудности в школьном обучении. Всё выше сказанное говорит о необходимости совершенствования системы комплексного логопедического воздействия на структуру речевого дефекта.
Как донести до маленького человека учебный материал, чтобы он воспринял его, получил и закрепил определённые умения и навыки, чтобы процесс этот протекал естественно, без напряжения, интересно «Интересно – значит легко». Эти слова принадлежат Е. Водовозовой, русскому педагогу, написавшей эти строки 100 лет назад.
СЛАЙД 4
Эту проблему могут решить игровые технологии, т. к. ИГРА и есть для дошкольников ведущий и наиболее приемлемый вид деятельности. Спецификой игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработкой научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства занимались известные педагоги Г. В. Косова, С. А. Миронова, В. И. Селивёрстов, Т. Б. Филичева и др.) Но в публикациях оставались недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игр, на разных этапах логопедической работы с детьми.
СЛАЙД 5
Продолжили работу молодые педагоги Т. А. Ткаченко, Пожиленко, Комарова, Нищева. Поэтому встаёт проблема создания многофункциональных дидактических пособий, способствующих и оказывающих благотворное воздействие комплексно на всю структуру речевого дефекта и связанных с ним других нарушений (внимание, память, воображение).
Учитель – логопед – это педагог – творец, сочетающий профессии актёра, музыканта, дизайнера, психолога. Он должен быть увлечённым, творческим человеком. Только с таким Учителем у детей будут гореть глаза, слушаться язык и пальцы. Мой педагогический принцип – вселить уверенность в ребёнка, дать ему силу почувствовать себя уверенно и свободно, учить играя.
СЛАЙД 6
Цель: преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
СЛАЙД 7
Задачи логопедического сопровождения:
1. Соблюдение общих и специфических требований к игре, как к основному виду коррекционной деятельности (наглядность, системность, научность, доступность, работа над всеми компонентами речи).
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Большое значение в коррекции речи детей имеет организация развивающей среды в кабинете логопеда.
Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребёнка, делать творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности. Окружающая среда – это часть целостной формы педагогической деятельности, которая включает в себя систему взаимосвязанных задач, содержание и формы её организации, а также предполагаемые результаты.
СЛАЙД 8
Предлагаю вашему вниманию авторские многофункциональные дидактические пособия.
Цель: Внедрение и использование в коррекционно-образовательном процессе многофункциональных авторских пособий, способствующих более успешному овладению детьми фонетически и грамматически правильной речи.
Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. Поставленные образовательные задачи решаются быстро. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость ребёнка, сократить сроки и постановки и автоматизации звуков.
СЛАЙД 9
Игровое многофункциональное пособие
Большие круги. В центре которых картинка – символ, «анфас» гласного звука.
Играют 4-6 детей. Им раздаются большие карты. Логопед называет и показывает поочерёдно маленькие карточки, начинающиеся с гласных звуков. Дети берут ту картинку, которая соответствует их символу на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока на картах не будут закрыты кружки.
СЛАЙД 10
Игровое многофункциональное пособие
СЛАЙД 11
Детям предлагается найти Слоговичка – Шумовичка (даётся образец:
«Найди парно звучащие Снеговички»
«Определи порядок звучания» (от громкого к тихому)
«Песенки Звуковичков» (развитие голоса и дыхания
от громкого до тихого
«Пропой песенку из 2 звуков, 3 звуков «АОУ»
«Назови по порядку звуковичков» АУИ ОИА Какой 1, 2, 3 звуки?
СЛАЙД 12
Игровое многофункциональное пособие
«Пальцам весело шагать»
1 вариант «В гости к МОРОЗКО»
Основной метод – создание проблемно-поисковой ситуации, которая на протяжении всего вида игровой деятельности позволяет активно и плодотворно усваивать учебный материал, развивает учебную мотивацию, развивает самоконтроль за поведением, собственной речью.
СЛАЙД 13
2 вариант «По тропинке со «Смешариками»
Заинтересованный ребёнок в стремлении кому-то помочь «шагает» пальчиками по дорожкам, по следам, ступенькам, проходит по мостикам,
заглядывает под листочки, пеньки, одновременно проговаривает нужные слоги, отстёгивая и расстёгивая замочки, кнопки. Прикрепляя предметы (цветы, бабочки, лягушку) на липучки, вешая на крючки, расстёгивая замки, собирая бусы.
Автоматизация в словах требует более длительной и системной тренировки. Игровой материал был подобран так. Чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине, конце слова, в разных по слоговой структуре словах.
На втором году обучения параллельно со звуковой стороной совершенствуется и лексико-грамматический строй, развивается фонематическое восприятие. Навыки слогового и звукового анализа и синтеза.
В процессе игры дети овладевают умением составлять предложение, с правильным использованием предлогов, учатся правильно употреблять и контролировать автоматизируемые звуки в собственной речи.
СЛАЙД 14
Результативность
Использование игровых технологий помогает организовать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, превратить скучную учебную работу в живую и творческую, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения. Обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме. Оптимизируют процесс коррекции речи, способствуют оздоровлению детского организма, что в дальнейшем поможет ребёнку в усвоении школьной программы.
Предложенные пособия могут быть использованы на индивидуальной работе, подгрупповой, фронтальной видах НОД логопедом, воспитателями логопедических групп и воспитателями общеразвивающих групп.
«Дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Оттого, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.
Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.
Доклад на тему «Эффективность использования игровых технологий в процессе преподавания»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Изменения, произошедшие в начале XXI века в характере образования (его направленности, целях, содержании), все более явно ориентируют на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Это нашло отражение в Федеральном законе “Об образовании”, концепции модернизации образования на период до 2010 года, что означает, по сути, процесс смены образовательной парадигмы.
Основной целью широкомасштабного эксперимента по модернизации содержания образования должна стать практическая отработка механизмов формирования у будущего выпускника набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения иностранному языку в частности. До последнего момента целью обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий пятью компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно, ведь в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если учащийся будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Для учащихся игра прежде всего – увлекательное занятие. Именно этим она привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый по языковой подготовке учащийся может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются иногда более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
Игра обладает такой особенностью, как универсальность: использование игровых приемов можно приспосабливать к разным целям и задачам. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития учащегося, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
В психологической концепции игровой деятельности игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежит в самом процессе ее осуществления. Игровые технологии обеспечивают длительный характер усвоения знаний, навыков и умений.
Учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.
Используя игру на учебных занятиях, учитель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях.
Игра позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы.
Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление языковой личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет использования большого количества ролевых игр.
Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.
Учебная игра должна быть целенаправленной. Необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный характер способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения.
В результате введения в систему традиционного обучения учебная игра осуществляет несколько функций: мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную.
Игра применяется как средство наглядности и как упражнения. Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом учащихся.
Эффективность формирования и развития интеллектуальных умений по иностранному языку находятся в зависимости от системы учебных игр. Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.
Приемы коммуникативной методики используются в коммуникативных играх. Поэтому следует выделить несколько типов коммуникативных игр:
коммуникативные игры, в основе которых лежит методический прием ранжирования;
коммуникативные игры, построенные на основе преднамеренного создания различий в объеме информации у обучающихся;
коммуникативные игры, предполагающие группировку или подбор подходящих вариантов;
коммуникативные игры на поиск пары;
коммуникативные игры – интервью;
Игра способствует освоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и происходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она также дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учащихся. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию.
Игра имеет две цели:
1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;
2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку.
Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с учащимися любой возрастной категории, ведь “Вся наша жизнь – игра, а мы в ней все актеры”.
Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных и воспитательных задач в обучении иностранным языкам. Игра – хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, дать возможность не только сильным, но и слабым учащимся проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех – огромный шаг на пути познания.
Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее учащиеся запоминают употребляемые в ней слова.
С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру можно рассматривать и как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
Созданию психологической готовности учащихся к речевому общению;
Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:
целей и задач учебной игры;
количественного состава участников.
По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные” (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем индивидуальные игры представляют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и “общение” обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.
Немаловажным является вопрос о месте учебной игры на уроке. Место игры в ходе урока, а также ее продолжительность зависят от множества факторов.
К данным факторам можно отнести:
уровень обученности учащихся;
степень сложности материала;
конкретные цели, задачи условия.
Роль учителя в образовательном процессе многогранна. Используя игровые технологии на уроках, учитель должен быть:
учитель – сценарист (проектировочные умения);
учитель – режиссёр (адаптационные умения);
учитель – организатор (организационные умения учитель – речевой партнёр (коммуникативные умения);
учитель – энергизатор (мотивационные умения);
Кроме того, учитель должен владеть контролем и самоконтролем.
Повышение эффективности обучения через игровые технологии (из опыта работы)
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
«IQ и EQ как основа успешного обучения»
Выбранный для просмотра документ Метод семинар.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возможности игровых технологий активизируют деятельность обучаемого стимулируют познавательный интерес представляют обучаемого главным действующим лицом развивают личность ребенка в целом создают комфортные условия обучения
Ролевые игры Игры-песни Игры-движения Мультимедийные и Интернет-игры Практическое применение
Аргументы защиты умеренность в использовании стимулируют познавательный интерес развивают УУД … Игровой прием «Суд»
Психологическая готовность обучаемых Адекватная оценка и коррекция Системный подход Умеренность Особенности применения
Игра – одна из самых эффективных и востребованных технологий на современном этапе развития образования. Вывод
Выбранный для просмотра документ Повышение эффективности обучения через игровые технологии.doc
Повышение эффективности обучения
через игровые технологии
Давно известно, что игры таят в себе колоссальные обучающие возможности.
активизирует деятельность обучаемого,
представляет его главным действующим лицом в учебном процессе,
стимулирует познавательный интерес,
учит работать в команде,
развивает личность ребенка в целом, с учетом его чувств и эмоций,
создает комфортные условия для обучения.
В своей работе я использую различные виды игр. В основу классификации я положила характер действия , чтобы наглядно показать, как применяю данную технологию.
Ролевые игры очень важны для развития коммуникативных навыков, а также для формирования предметных компетенций. Использую чтение в ролях, диалоги-импровизации на заданную тему, драматизации, защиты проектов и т.д. Надо сказать, что учащиеся всех возрастов очень любят вживаться в различные роли и показывают хорошие результаты.
Современные компьютерные технологии позволяют поднять процесс обучения на качественно новый уровень. Замечено, что изучение материала в рамках интерактивной мультимедийной игры современным детям нравится больше, чем настольные игры. Можно сказать, что игра активно эволюционирует, встраиваясь в ИКТ и Интернет-технологии.
Подобные ресурсы может найти каждый учитель-предметник.
Очень важно, что освоив данные ресурсы, дети идут дальше. Находят другие интересные сайты и программы, делятся полученной информацией, соревнуются между собой, ведь почти каждая программа использует уровневый принцип, что наилучшим образом активизирует обучаемых и заставляет их достигать новых вершин, а соответственно и лучших результатов.
Особенно мне нравится в последнее время игровой прием «Суд». В качестве подсудимого выносится какой-нибудь предмет, явление, либо вредная привычка, выдвигается конкретное обвинение и предлагается обучаемым вынести приговор. Распределяются роли судьи, стороны защиты и обвинения, свидетелей, секретаря. Все, как в настоящем суде.
Технологию суда можно использовать при изучении любого предмета. Например, на уроках русского языка можно устроить суд на какой-нибудь частью речи. Давайте обвиним предлог в преступной связи с существительным, прилагательным, числительным, местоимением, что он имеет пагубное влияние на их окончания, что он часто отлучается с рабочего места.
Очень интересным может оказаться суд над литературным героем или сказочным персонажем. В естествознании – суд над каким-либо явлением (электричество, дождь, витамины). А осудить историческое событие или деятеля для старшеклассников покажется очень интересным. В рамках классных часов мы осудили курение и алкоголизм, мороженое и витамины.
На уроках английского языка мы проводили суд над грамматическими временами, выдвигая им обвинение в многообразии и трудностях изучения.
В данной ситуации, поскольку мы говорим об игровых технологиях, я предлагаю вам их осудить.
Судья: Уважаемые господа! Сегодня в суде мы разбираем дело об игровых технологиях. Устанавливаем личность подсудимого.
Итак, игровые технологии обвиняются в должностном преступлении против обучающихся. По его вине школьники отвлекаются от формирования предметных компетенций и предаются на уроках развлечениям. И т.д.
В ходе обсуждения выступает сторона защиты и приводит следующие аргументы.
Если использовать игры умерено, то они не потеряют своей образовательной функции.
Познавательный интерес формирует предметные компетенции
Формируются УУД, что особенно ценится ФГОС
Таким образом, невиновность Игровых технологий доказана.
Особенности применения
Активное применение игровой технологии позволило мне выявить некоторые ограничения использования данной методики.
Во-первых, игра должна соответствовать психологической готовности учащихся к общению, совместной деятельности. В противном случае она утомит детей и потеряет силу эмоционального воздействия.
Во-вторых, необходимо выбрать адекватную форму оценки и исправления ошибок, чтобы не нанести вред психике ребенка и не потерять положительный психологический настрой.
В-третьих, использование методики должно быть системным, с постепенным усложнением и внедрением разнообразных форм взаимодействия для поддержания стабильного интереса и, соответственно, лучших результатов обучения.
И наконец, в использовании игр должна быть умеренность, чтобы дети не перешли от цели к мотиву, и игра не потеряла бы образовательной функции.
Эффективность использования игровой методики можно подтвердить следующими данными. В экспериментальную группу в 2013-2014уч.г. я взяла учащихся 4 класса и стала систематически использовать игровые технологии.
Обычно при переходе класса из начальной школы в основную качество знаний по английскому языку падает. В данном случае – наоборот, к концу 5 класса повысилось на 2%, а к первому полугодию 6 класса повышение уровня качества знаний составило уже 5% (от уровня 4 класса).
В параллельном классе, где игровые технологии использовались лишь время от времени, действительно, к концу 5 класса наблюдалось снижение уровня качества знаний (на 6%), а к первому полугодию еще на 2% (итого — 8%).
Также было замечено повышение уровня познавательной активности учащихся экспериментального класса, если в 4 классе выразили желание участвовать в предметных олимпиадах по английскому языку только 3 человека из 17 (18%), то в 5 классе – 5 (30%), в 6 – 7 человек (41%).
В обычном классе познавательная активность осталась на прежнем уровне (в 4 классе – 2, в 5 – 2 уч-ся, в 6 – 2 уч-ся).
Таким образом, с помощью игровой методики любой учитель сможет сделать обучение интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность, как требуют того новые ФГОС. Следовательно, игра продолжает оставаться одной из самых эффективных и востребованных технологий на современном этапе развития образования.