- РУКИ ПРОЧЬ ОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
- ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
- Эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения
- Комментарий
- Условия эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации
- Библиографическое описание:
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И.Кашин 25 января 2021 года принял участие в расширенном заседании правительственной Рабочей группы по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»
В заседании, состоявшемся в формате видеоконференции, под председательством заместителя Председателя Правительства В.В.Абрамченко также приняли участие представители Минсельхоза России, Минприроды России, Россельхознадзора, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы.
Центральной темой обсуждения стал меры по недопущению неблагоприятных последствий реализации указанного постановления Правительства в части нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
В.И. Кашин в своем выступлении заострил внимание на ключевых вопросах обеспечения эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Первое – действие постановления Правительства Российской Федерации № 1509 об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, должно быть приостановлено.
В поддержку такого решения ранее единогласно высказался Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам. Более того, с таким решением согласился Президент Российской Федерации! Те риски, которые в себе несут заложенные в рассматриваемом постановлении подходы, неприемлемы и должны быть решительно пресечены.
Второе – в основу новой редакции Постановления № 1509 должны быть заложены цели эффективного вовлечения заброшенных земель именно в сельскохозяйственный оборот в рамках реализации соответствующей государственной программы, утвердить которую поручил Президент при поддержке Государственного Совета, участников Всероссийских парламентских слушаний и многочисленных мероприятий, проведенных на эту тему в регионах.
Следует напомнить, что за период с 1990 года площадь земель сельскохозяйственного назначения уменьшилась с 638 млн. га до 383 млн. га, а площадь пашни – со 132 млн. га до 116 млн. га.
За 30 лет переведенные в лесной фонд 231 млн. га земель сельскохозяйственного назначения ослабляют продовольственную безопасность и показывают абсолютную неэффективность данного явления. Некогда выдающееся по своей эффективности направление хозяйствования, дающее огромные прибыли народам великого государства, превращается в ущербную, убыточную отрасль, плодящую некачественный видовой состав древесины, бурьяны и заросли на долгую перспективу. И попытки проводить на этом направлении еще какие-то пилотные проекты, на наш взгляд, обречены на провал. Тем более что для эффективного использования лесов у нас предостаточно возможностей на 1,1 млрд. га земель лесного фонда. Перевод каждого гектара из состава земель сельскохозяйственного назначения в любую другую категорию преступлением!
В свою очередь эффективная реализация мероприятий по вовлечению в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель, укрепленная комплексом мер, не допускающих выбытие земель из севооборота, будет иметь колоссальный эффект для развития сельского хозяйства, стимулирования смежных отраслей народного хозяйства, укрепления продовольственной безопасности России. Системная работа на этих направлениях обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции на величину до 100 млн. тонн в зерновом эквиваленте, дополнительное сырье для обрабатывающей промышленности, причем не только пищевой, а соответственно и новые рабочие места.
События последних месяцев, связанные с взрывным ростом цен на отельные продовольственные товары первой необходимости, лишь подтвердили актуальность данного вопроса.
В качестве примера Владимир Иванович привел участившиеся попытки рейдерского захвата таких земель. Не так давно были пресечены попытки отнять опытные поля у Научного центра кормов, незаконно захватить земли целого филиала ВНИИССОКа.
При этом сегодня идет борьба за 600 га уникальных земель, принадлежащих ВСТИСПу! Причем разбирательства еще не закончились, а Росреестр уже снял с эти земельные участки с кадастрового учета! Прошу поставить эту вопиющую ситуацию на особый контроль и провести на площадке Правительства соответствующее совещание. Ценнейшие земли, принадлежащие Российской Федерации и вовлеченные в научную деятельность Федерального селекционно-технологического центра садоводства и питомниководства должны быть спасены!
И четвертое – система государственного управления развитием сельского хозяйства должна стимулировать сельскохозяйственных товаропроизводителей к наиболее полному и эффективному использованию земель. И если для крупных агрохолдингов, обладающих всеми финансовыми и технологическими возможностями обеспечения эффективного землепользования, актуальным является усиление контроля со стороны государства, то для малых и средних хозяйств особое значение имеет государственная поддержка. Причем такая поддержка должна быть обеспечена не только документами стратегического планирования, но также на уровне законодательства.
В этой связи важно обратить внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия Государственной Думы, депутатов, с Правительством Российской Федерации в законотворчестве. С проблемами на этом направлении мы, к сожалению, сталкиваемся регулярно. Яркий пример – затянувшаяся в Правительстве на год работа по подготовке официального отзыва на наш проект федерального закона «О внесении изменения в статью 145 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации».
Напомню, что мы инициировали внесение изменений в Налоговый кодекс в части установления порогового значения размера доходов, при котором возможно освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость сельскохозяйственным товаропроизводителям – плательщикам единого сельскохозяйственного налога, на уровне 400 млн. рублей без поэтапного снижения этого значения по годам. Принятие такого решения направлено на защиту малых форм хозяйствования на селе, снятие с них излишней административной и финансовой нагрузки с тем, чтобы предоставить им больше возможностей вести расширенное воспроизводство. В их руках треть посевных площадей, и финансовая эффективность таких хозяйств – залог наиболее полного использования этих земель.
В этой связи, прошу приложить все усилия к тому, чтобы официальный отзыв с поддержкой этого важнейшего законопроекта как можно быстрее был выпущен, а подобная практика затягивания законопроектной работы со стороны Правительства ушла в прошлое.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
1 Доцент, кандидат экономических наук, 2 кандидат экономических наук, 3 кандидат экономических наук, ФГБНУ Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Ф.Г. Кисриева
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.
В данной статье рассмотрена методика определения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в условиях многоукладной экономики с учетом структурных и ресурсных показателей.
Ключевые слова: эффективность, землепользование, показатели, сельскохозяйственные угодья.
1 Associate professor, PhD in Economics, 2 PhD in Economics, 3 PhD in Economics, Republic of Dagestan scientific research Institute of agriculture named after F.G. Kisriev
EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF AGRICULTURAL LAND
In this article the method of determining the efficiency of use of agricultural land in a mixed economy based on structural and resource indicators.
Keywords: efficiency, land use, indicators of agricultural land.
В условиях перехода к рыночным отношениям особое значение приобретают вопросы земельной собственности в сельском хозяйстве. Формирование различных форм собственности и хозяйствования на селе непосредственно связано с развитием отношений земельной собственности. От этого в основном зависит эффективность воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве. [1]
Специфические природные условия вызывают необходимость более внимательного изучения вопросов землеустройства и землепользования. Реформы, проводимые в аграрном секторе, не дадут положительных результатов, если в землепользовании не будут проводиться последовательные программные мероприятия, поддерживаемые государством.
Организация производства сельскохозяйственной продукции требует наличия точных данных о состоянии плодородия земли, а потом о выращиваемых культурах. Для этого обязательно наличие в масштабе страны и республики единой системы учета и оценки земли.
Ранее информация о земле ограничивалась регистрацией землепользователей и количественным учетом земель, что обеспечивало потребность общества в юридическом оформлении права на бессрочное владение и пользование землей и учете их по составу угодий, в разрезе землепользователей. Однако, качество земли при этом не принималось во внимание.
Решение задач эффективного использования земли требует сегодня организации учета и оценки специфических условий земледельческого производства по отдельно обрабатываемому участку. Известно, что даже в пределах одного хозяйства, а в пределах района тем более, встречаются земли, которые значительно отличаются по природному и экономическому плодородию, что влияет на результаты производства.
Об уровне использования угодий, как правило, судят по фактическому выходу валовой продукции с единицы площади. Однако, эти данные не раскрывают деятельности аграрных формирований, так как результаты использования земель зависят не только от качества, но и от факторов интенсификации и организации производства. Отсюда возникает потребность определения расчетной величины валовой продукции с учетом данных экономической оценки земли.
Высокая урожайность пашни во многих случаях достигается за счет дополнительных капитальных вложений, в связи, с чем для объективной оценки результатов в расчетах эффективности землепользования применен коэффициент окупаемости затрат.
Экономическая эффективность той или иной хозяйственной формы в социально-ориентированной рыночной экономике, рассматривается во взаимосвязи с общей эффективностью, которая представляет собой учет и оценку влияния многих факторов. Она способна определить контуры той экономической ниши в рыночном пространстве, которую и призвана занять данная форма. Эффективность использования земель в хозяйствах с различной земельной собственностью зависит от повышения производительности труда, усиления режима экономии, роста интенсификации производства, использования внутренних резервов и возможностей сельхозпроизводства и, особенно, рационального использования земли.
Применительно к землепользованию или к землевладению рациональность предполагает целесообразность производственного и непроизводственного использования земли путем применения как интенсивных, так и экстенсивных факторов, обеспечивающих постоянное повышение плодородия почвы. Но применение интенсивных факторов не должно приводить к снижению плодородия земель и выбытию их из средств сельскохозяйственного производства.
Целесообразно различать социально-экономическую (общенародную) и экономическую (хозяйственную) эффективность использования земли, находящейся в любой форме земельной собственности. Понятие социально-экономической эффективности использования земли более широкое по сравнению с экономической (хозяйственной) эффективностью, так как в него входят не только экономические, но и социальные результаты, достигаемые на основе наиболее рационального использования земли.
В экономической литературе неоднократно рассматривали различные подходы к оценке использования земель. В частности, были попытки найти обобщающий показатель (индексный), который давал бы возможность одновременно определить экономическую эффективность использования земли и уровень развития хозяйства в целом. Но, зачастую, эти показатели носили весьма условный характер, практически не давая никакого представления о степени использования земли, материальных и трудовых ресурсов. Некоторые предлагали оценить экономическую эффективность использования земли по частным показателям: валовому доходу, чистому доходу, прибыли на единицу земельной площади, валовой продукции в денежном выражении и другим показателям. Но, так как производительные свойства земли приводятся в действие живым и прошлым трудом и проявляются в произведенных продуктах, то наши исследования показали, что прямое расчленение результата по факторам производства практически невозможно, ибо сам процесс производства осуществляется лишь при наличии всей их совокупности в конкретно осуществленных пропорциях. Поэтому, часто для всесторонней оценки использования земли применяют систему показателей. Наиболее распространенной является система факториальных и результативных показателей. Данная система формировалась еще в дореформенный период, и, с течением времени дополнялась и обновлялась новыми показателями. Так, на современном этапе факториальные показатели включают в себя: структурные и ресурсные.
Структурные показатели указывают на:
а) степень освоенности территории:
где Уосв – уровень освоенности территории;
Рс/х – площадь сельскохозяйственных угодий;
Робщ – общая площадь хозяйства.
б) уровень распаханности сельскохозяйственных угодий:
где Урсх – уровень распаханности сельхозугодий;
Рс/х – площадь сельхозугодий.
в) показатель полноты использования пахотопригодных земель, который указывает на степень вовлечения их в сельскохозяйственный оборот:
где Кипз – коэффициент полноты использования пахотопригодных земель;
Рппз – площадь пахотопригодных земель.
Ресурсные показатели включают:
а) наличие основных фондов сельскохозяйственного назначения на
1 га сельскохозяйственных угодий и пашни:
где Сф – фондооснащенность;
Фосн – стоимость основных фондов сельскохозяйственного назначения в денежном выражении;
Рс/х или Рп – площади сельскохозяйственных угодий или пашни.
б) наличие энергетических мощностей на 1 га сельхозугодий и пашни:
где Сэ – энергообеспеченность;
Мэ – всего энергетических мощностей в хозяйстве;
Рс/х – площадь сельхозугодий;
в) наличие минеральных и органических удобрений в действующем веществе, обеспечивающее охрану почвенного плодородия на 1 га пашни:
где Уд.в – приходится удобрений в действующем веществе на 1 га пашни;
У – общее количество удобрений в действующем веществе (минеральные плюс органические);
г) показатель производственных затрат на 1 га пашни или сельхозугодий:
где ПЗга – производственные затраты на 1 га;
ПЗ – всего производственных затрат;
д) показатель трудовых затрат на 1 га пашни или сельхозугодий;
где Тга – затраты живого труда на 1 га;
Т – всего трудовых затрат;
В конкретных расчетах данная, система может дополняться другими показателями, в зависимости от специфики и направления хозяйства.
Формирование многоукладной экономики с ее ориентацией на рыночные отношения обусловливает необходимость совершенствования отдельных методических подходов и системы натуральных и экономических показателей по комплексной оценке эффективности использования земельных ресурсов. В ходе аграрных преобразований произошло реформирование земельной собственности.
В результате данных изменений произошло разделение эффектов по использованию земли, т.е. системы показателей, применяемых при оценке экономической эффективности использования земли. Если в дореформенный период ориентация была на увеличение валовой продукции хозяйства, и этот показатель занимал ведущее место то, на сегодняшнем этапе развития хозяйств прослеживаются тенденции к преобладанию товарной продукции. Непосредственно это связано с развитием рыночной экономики. Валовая продукция – это показатель использования земли, но если она не востребована, хозяйству грозит разорение.
Следовательно, в сегодняшней действительности, наряду с показателем стоимости валовой продукции выступает и стоимость товарной продукции.
На современном этапе развития различных форм собственности и хозяйствования сложно применить единую методику оценки экономической эффективности использования земли для государственных предприятий, коллективных или частных хозяйств. Результативные показатели, определяющие экономический эффект от использования земли, весьма различны
Исследования показали, что для государственных предприятий, некоторых коллективных объединений может быть применена система разнообразных показателей, ориентированная на обширные территории, большой объем производства и основных фондов, энергетических мощностей, а также большого числа занятых работников. Для частных предприятий, в частности крестьянских (фермерских) хозяйств и мелкотоварных объединений, ориентированных преимущественно на расширение товарного производства система оценочных показателей сужается. Сводится она, прежде всего, к определению валового дохода от реализации определенной культуры или культур и фактических затрат на их выращивание, если это относится к растениеводству, и аналогичным же образом по другим отраслям производства.
Валовой доход для коллективных предприятий выступает в виде чистой прибыли с учетом расходов на содержание административно-управленческого персонала, зарплаты сотрудникам и т.д.
Из анализа деятельности многих сельскохозяйственных предприятий нами была выявлена невозможность прямого разделения показателей хозяйственной деятельности предприятий с показателями использования земли. Без приложения любого труда к земле невозможно эффективное или неэффективное ее использование. Экономический процесс создания материальных благ органически переплетен с естественным процессом воспроизводства, зависящим от условий труда и, прежде всего, от качества сельхозугодий.
Качество земли является единственным критерием, влияющим на повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, заключающемся в сокращении трудовых, материальных и финансовых затрат при увеличении выхода продукции с единицы земельной площади.
Из опыта функционирования фермерских хозяйств в западных странах и США прибыль представляет собой главную цель деятельности большинства товарных ферм, и в этом основной критерий решения организационно-хозяйственных вопросов на ферме. Фермер делает выбор, руководствуясь прибылью, но на основе знаний о физических свойствах своих естественных ресурсов и соотношениях характеризующих их величин. С нашей точки зрения, будет полезным рассмотреть методику оценки экономической эффективности использования земли на частных сельскохозяйственных предприятиях – фермерских хозяйствах для того, чтобы провести принципиальные отличия в этом вопросе с другими формами хозяйствования с учетом передового опыта развитых зарубежных стран.
Фермер анализирует физические данные, чтобы определить доходность. При этом он должен получить ответы на следующие вопросы:
Какие земельные угодья и типы почв имеются в данном хозяйстве, какую площадь занимает каждый из них и каковы их важнейшие физические свойства? Какова сравнительная урожайность тех или иных культур на различных почвах и классах земельных угодий и какие производственные издержки предполагает каждый из нескольких возможных уровней урожайности? Какой размер валовой выручки, затрат и прибыли в расчете на единицу земельной площади характерен для различных культур при нескольких уровнях урожайности, на различных типах почв или классах земельных угодий?
Первые два вопроса целиком относятся к области природных условий, третий же связан с экономической оценкой информацией об этих различных условиях. Непосредственно, на размер прибыли сельскохозяйственного предприятия влияют как постоянные, так и переменные издержки, которые учитывают и фермеры нашей страны. Но у западных фермеров существует такое понятие как маржинальная прибыль, которая рассчитывается с учетом затрат, связанных только с возделыванием отдельной культуры, т.е. конкретные затраты на внесение удобрений под определенную культуру, семенной материал и т.д. Такое детальное разделение затрат дает более точное определение прибыли от возделывания отдельных культур.
В нашей стране такая практика не используется. Многие виды затрат определяются комплексно на все хозяйство (горючее и смазочные материалы, амортизация и текущий ремонт техники и т.д.), и переносятся соответствующими долями на каждую культуру.
Исследования показали, что методика оценки экономической эффективности использования земли должна быть достаточно проста в применении к любым хозяйствующим субъектом.
Также одним из важных моментов является то, что все стоимостные показатели, используемые в любых методиках оценки экономической эффективности использования земли, должны рассматриваться с учетом инфляции и риска. Необходимо вносить коррективы в цены, т.к. стоимость реализованной продукции рассчитывается с учетом закупочных цен для определения общего дохода предприятия.
Предложенная методика определения оценки экономической эффективности, использования землепользования учитывает многообразие почвенных качеств земли, позволяет на более объективном уровне определять эффективность в соответствии с фактически сложившимися экономическими условиями товаропроизводителя.
Литература
Эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения
В России будет запущена госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса на период с 2022 по 2031 год. Её своим постановлением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Комментарий
Цели программы – вовлечение в оборот 13,2 млн га неиспользуемых земель и сохранение в сельхозобороте мелиорированных почв на площади не менее 3,6 млн га. В документе также сформулированы задачи по химической мелиорации на площади 2,8 млн га, обеспечению благоприятного водного режима на площади 1,35 млн га и сбору информации об актуальном состоянии земель сельхозназначения.
На достижение этих целей из федерального бюджета до 2031 года предполагается выделить более 500 млрд рублей. Средства пойдут на различные мероприятия, в том числе на агрохимические и эколого-токсикологические исследования, подготовку проектов межевания и кадастровые работы, реконструкцию мелиоративных и гидротехнических сооружений.
Ответственным исполнителем госпрограммы назначен Минсельхоз.
В дополнение к утверждённому документу региональным властям рекомендовано принять акты, направленные на выполнение целей госпрограммы.
Реализация госпрограммы обеспечит устойчивое развитие агропромышленного комплекса на основе расширения фонда земель сельхозназначения, а также восстановления мелиоративного комплекса. В конечном итоге это послужит укреплению продовольственной безопасности страны.
Условия эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации
Рубрика: 14. Сельское хозяйство
Дата публикации: 26.01.2020
Статья просмотрена: 150 раз
Библиографическое описание:
Черепанова, В. О. Условия эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / В. О. Черепанова, Е. С. Стефанишина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/361/15599/ (дата обращения: 12.09.2021).
В данной статье приводится статистика изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения, ввиду перевода как для нужд государства, так и нежелательного предоставления ценных угодий для строительства. Государство приняло немало мер для защиты земель с/х назначения, но как показывает практика, до сих пор существует случаи нерационального использования земель, результатом которого является деградация ценных сельскохозяйственных угодий.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, ненадлежащее использование, сельскохозяйственные угодья, землепользование, фонд перераспределения.
Согласно Конституции Российской Федерации: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная формулировка подразумевает под собой требования к обеспечению рационального и эффективного использования земли и других природных ресурсов, их охрану от нерационального и вредоносного использования, порчи, радиоактивного и химического заражения, восстановление и улучшение возобновимых природных ресурсов и экономное расходование невозобновимых.
Земля служит основой для удовлетворения потребностей человека на протяжении всего его существования. Она есть основной природный ресурс для ведения сельского хозяйства, а также добыче полезных ископаемых. Но, один из важнейших принципов земли, как средства производства — это то, что она территориально ограничена, ее поверхность нельзя увеличить.
В Российском земельном законодательстве земли классифицируются на семь категорий, для упорядочения использования по целевому назначению, в зависимости от ценности и местоположения. Земли всех категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Особое внимание законодательство уделяет категории земель сельскохозяйственного назначения, ввиду особого использования данных земельных участков. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей [1]. Изменение целевого назначения земельных участков в составе сельскохозяйственных угодий (перевод из одной категории в другую) разрешено частично.
Сельскохозяйственные земли считаются основным средством производства. В этом заключается основная специфика одной из важнейших категорий земель РФ, у которой имеется специфичный правовой режим. В России сельскохозяйственное землепользование находится в приоритете, к с/х землям применяется особый порядок охраны и использования, поскольку эта категория земель характеризуется как плодородная и представляет особую ценность для государства и для обеспечения жизнедеятельности граждан. Фактически вышесказанное означает, что земля признанная пригодной в качестве использования под сельскохозяйственные угодья, должна предоставляться преимущественно непосредственно только для таких нужд.
Использование земель сельскохозяйственного назначения на период осуществления строительства и прочих подобных работ на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Сельхозугодья имеют ряд особенностей, по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно в 79 статье Земельного кодекса РФ [1]. Данные плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом. Также сельхозугодья с высокой кадастровой стоимостью не подлежат переводу в другие категории земель.
Категория земель сельскохозяйственного назначения имеет важнейшую роль в экономике страны, и требует надлежащего рационального использования. На 1 января 2018 года по данным Росреестра данная категория составляет 383,2 млн.га, что составляет 22,38 % от всех земель Российской Федерации. На 1 января 2017 года — 383,6 мл.га или 22,4 %. По состоянию на 1 января 2016 года площадь земель сельскохозяйственного назначения значительно увеличилась и составила 383,7 млн. га (22,41 % от всех земель страны) за счет присоединения в состав Российской Федерации Крымского полуострова (площадь земель данной категории в Республике Крым составила 1450,3 тыс. га). Таким образом, за 3 года земли сельскохозяйственного назначения потеряли 510,6 тыс. га. По данным Росреестра на 1 января 2006 года составляла 401,6 млн. га, то есть ориентировочно 18,5 млн. га выбыло из земель сельскохозяйственного назначения больше, чем за 10 лет [2].
Земли из категории с/х назначения предоставлялись как для государственных нужд, то есть для строительства стратегически важных объектов обороны, промышленности, транспорта и т. д., так и для ведения личного подсобного хозяйства. Данная закономерность определена тем, что в настоящее время очень сильно развиваются промышленные отрасли, а также необходимость расширения населенных пунктов для жизни людей в городах. Но также существует процент земель, которые используются не по прямому назначению или их использование ведет к деградации, вследствие чего происходит потеря земель с/х назначения в том числе и ценных пахотных угодий.
В целях создания системы управления и планирования землями данной категории, государством создан фонд перераспределения земель, который содержит только земельные участки сельскохозяйственного назначения. Данный фонд формируется за счет [1]:
− изъятия земель у собственников ввиду ненадлежащего использования;
− добровольного отказа собственника от права собственности на земельный участок;
− отсутствие наследника: земельный участок не стал объектом наследования, завещатель добровольно лишил права наследования земельного участка наследников, наследники добровольно отказались от наследства.
Но и здесь существуют некоторые недочеты в регламенте фонда, по поводу земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, так как в фонд не могут попасть доли, то не исключается возможность перевода таких земель в иную категорию. Для того чтобы поставить хотя бы минимальный барьер на пути такого перевода, следует четко сказать в ст. 80 ЗК о том, что земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей, относятся к фонду перераспределения [1].
Также правительство РФ рассматривает проект перехода от категорирования земель к их территориальному зонированию, что возможно станет выходом из ситуации нерационального использования. Данный проект может привести к улучшению ситуации нерационального использования земель, так как для каждой из зон будут установлены виды разрешенного использования земельных участков. Вследствие этого произойдет точный учет и оценка почв земель с/х назначения, что позволит более точно судить о составе почв данной категории и приведёт к использованию и охране земель согласно законодательству.
Хотя государство регламентирует использование сельхоз земель достаточно конкретно в вопросе охраны и использования, статистика не приводит к положительной динамике их использования. Причинами отрицательной динамики и нерационального использования в составе земель сельскохозяйственного назначения являются:
− перевод земель с/х назначения, а также изъятие для несельскохозяйственных нужд, не всегда достаточно обоснованно, особенно особо ценных пахотных земель;
− допущение деградации и отсутствие рекультивации почв;
− отсутствие регламентированного механизма перераспределения сельхоз угодий;
− отсутствие государственного планирования земель сельскохозяйственного назначения;
− не учтены региональные особенности, удаленность от центральной части страны;
− отсутствие правового, нормативного и землеустроительного обеспечения процесса освоения неиспользуемых земель и интенсификации их использования;
− отсутствие содержания и последовательности разработки вопросов освоения и вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель, по сути отсутствие землеустройства в Российской Федерации;
Таким образом, статистика нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения показывает, что действующее нормативно правовое законодательство по охране и рациональному использованию земель, недостаточно эффективно. На сегодняшний день механизм улучшения ситуации нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения требует предложений и поправок в законодательстве.