Эффективность использования умк и программ

Роль УМК в образовательном процессе

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества профессионального образования

Методист ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»

Данильцева Елена Владимировна

Реформирование системы среднего профессионального образования в первую очередь требует обновления его содержания и предполагает изменения форм и методов обучения. Возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников и переход к реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, открыли новые возможности образовательного прогресса. Всё это, в свою очередь, влияет на модернизацию системы профессионального образования, особенно в части создания учебно-методических комплексов.

Главная функция УМК заключается в том, что он выступает в качестве инструмента системно — методического обеспечения образовательного процесса по программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих. УМК объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям образования, раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, междисциплинарных курсов к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников, формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по специальностям и профессиям СПО, тем самым способствует его реализации, служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала преподавателей.

Общие принципы формирования учебно-методических комплексов:

— УМК разрабатывается на компетентностной основе с учетом современного уровня развития педагогических технологий, перспектив развития сферы производства и запросов работодателей;

— приоритетным направлением в формировании УМК, является методическое обеспечение эффективной практической и самостоятельной работы обучающихся;

— структура УМК индивидуальна и зависит от специфики целей и содержания дисциплины (МДК), материально-технического обеспечения учебного процесса, индивидуальных особенностей обучающихся.

Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать качественный учебно-методический комплекс.

В ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум» организована работа по разработке учебно – методических комплексов по программам подготовки специалиста среднего звена, программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Структурными компонентами УМК по подготавливаемым программам среднего профессионального образования являются:

рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных (по профилю специальности) практик по профессиям и специальностям СПО;

комплекты контрольно-оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей;

комплекты контрольно-измерительных материалов учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;

методические рекомендации по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ;

методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий;

методические указания по выполнению курсовых работ (проектов);

методические рекомендации по выполнению дипломных работ (проектов);

программа государственной итоговой аттестации.

Разработка УМК предполагает прохождение следующих этапов:

1 этап – сравнительный анализ, изучение и разработка нормативной и учебно-методической документации по ФГОС СПО.

2 этап – создание рабочих групп по реализации ФГОС СПО;

5 этап – проведение экспертизы УМК;

Подробная информация об УМК представлена на сайте техникума и имеет открытый доступ для всех участников образовательного процесса.

Методическая служба должна сегодня быть «сервисной», то есть работать исключительно на диагностической основе с целью:

оказания своевременной поддержки в реализации ФГОС СПО, то есть организовать «методическое сопровождение» в условиях подготовки к новым ФГОС.

научить педагога выбирать профессионально грамотные решения в проблемной ситуации,

помочь в плане решения профессиональной проблемы.

Педагогическая практика показала, что создание оптимального комплексного – учебно методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. Для успешного ее решения на первом этапе в ГБПОУ ПСХТ были проведены обучающие семинары, мастер-классы с педагогическими работниками направленные на формирования четкого представления о структурных компонентах УМК.

Для повышения качества образовательного процесса в ГБПОУ «Починковский

сельскохозяйственный техникум» был проведен опрос среди преподавателей и мастеров производственного обучения направленный на выявление положительных и отрицательных сторон введения ФГОС третьего поколения в систему среднего профессионального образования. Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1. 74 % педагогических работника считают, что введенные ФГОС третьего поколения позволили перестроить программу обучения с учетом запросов работодателей, а также использовать в учебном процессе разнообразные педагогические технологии, формы и методы обучения, способствующие подготовки специалистов высокого уровня востребованного на рынке труда.

2. На вопрос как часто преподаватели используют в своей профессиональной деятельности разработанные материалы УМК: 73 % педагогических работника ответили, что постоянно используют, 20 % используют материалы систематически и 7 % используют материалы крайне редко.

Анализируя результаты опроса, следует отметить отрицательные стороны при разработке УМК:

1. Для реализации образовательных программ необходимо доукомплектовать материально-техническую базу образовательного учреждения, соответствующую требованиям ФГОС.

2. Слабая мотивация незначительной части педагогических работников в использовании разнообразных форм и методов обучения.

3. Низкая мотивация в овладении среди ряда мастеров производственного обучения (предпенсионного возраста) информационно-коммуникационными технологиями.

Подводя итог, следует отметить, что педагогический состав независимо от возникающих трудностей и противоречий, должны владеть методикой проектирования учебно-методических комплексов (УМК) отдельных дисциплин, профессиональных модулей, уметь владеть современные педагогическими технологиями и задача методической службы будет заключаться в оказании индивидуальной помощи педагогам в устранении возникших вопросов.

Внедрение компонентов УМК, разработанных в рамках реализации ФГОС, позволит адаптировать учебный процесс под индивидуальные возможности обучающихся и требования работодателей (социальных партнёров), повысить мотивацию студентов к изучению дисциплин и междисциплинарных курсов, реализовать их интеллектуальный потенциал, овладеть общими и профессиональными компетенциями на высоком уровне.

1. Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.

2. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с. 3

3. Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999. Гусева Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, № 3.

Источник

Московский центр качества образования материалы для рассмотрения и обсуждения

Часть II. Эффективность использования различных УМК в начальной школе в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1. Характеристики УМК, важные для эффективного и качественного обучения школьников.

В ходе проведения мониторинга педагоги указали качества УМК, важные для эффективного и качественного обучения школьников (независимо от предмета):

Приоритет в пользу развивающего обучения.

Наличие приемов, обеспечивающих познавательную активность.

Оптимальный язык текстов (Доступные для понимания учебные тексты, соответствующий возрасту учащихся язык изложения).

Дифференциация, индивидуализация (наличие разноуровневых заданий).

Разработанность методического аппарата.

Согласованность компонентов УМК.

Завершенность линий, преемственность.

Качество иллюстративного ряда.

Участники мониторинга оценивали как собственный опыт реализации УМК, так и их содержание.

Ниже в таблице 1 приведены мнения респондентов о качествах УМК.

Приоритет в пользу развивающего обучения

Наличие приемов, обеспечивающих познавательную активность

Оптимальный язык текстов

Разработанность методического аппарата

Завершенность линий, преемственность

Качество иллюстративного ряда

Система РО академика Л.В. Занкова

Система РО «Школа 2100»

УМК «Начальная школа XXI века»

УМК «Классическая начальная школа»

УМК «Перспективная начальная школа»

УМК «Планета знаний»

Приоритет в пользу развивающего обучения отметили во всех УМК. Разработка теории развивающего обучения в психолого-педагогической науке, фундаментальные экспериментальные исследования, связанные с построением развивающих систем оказали огромное влияние на переориентацию целей и задач процесса обучения в начальной школе. Созданы УМК, ориентированные на развитие личности учащегося.

Методы и приемы, обеспечивающие познавательную активность детей, отражены в системе заданий учебников УМК. Учебники содержат проблемно-поисковые, продуктивные задания.

С целью поддержания высокой познавательной активности учащихся авторы используют следующие приемы:

особый подбор заданий,

рассмотрение различных способов выполнения задания,

вариативное рассмотрение одного и того же материала,

соотнесение изучаемого с ранее изученным материалом,

Оптимальный язык текстов. Доступные для понимания учебные тексты, соответствующий возрасту учащихся язык изложения.

Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы обеспечить осознанное усвоение и использование материала. При выполнении системы заданий выявляются существенные признаки изучаемых понятий.

Соблюдается систематичность изложения материала и логичность систем заданий. Созданы условия для сопоставления и соотношения изучаемых вопросов.

Дифференциация и индивидуализация возможна с помощью разноуровневых заданий учебника и тетрадей на печатной основе.

По учебникам существующих УМК можно обучать детей разного уровня подготовленности. Это достигается за счет варьирования таких элементов процесса как

вариативное выполнение заданий,

снижение уровня самостоятельности учащихся,

невыполнение части заданий и др.

Разработанность методического аппарата. Учебники представляют собой модели учебного процесса и как методическое средство для учителя. Педагоги отмечают наличие других компонентов УМК. Вместе с учебниками авторы УМК предлагают к использованию тетради с печатной основой, комплекты таблиц, диафильмы, диапозитивы, компьютерные программы и др.

Согласованность компонентов УМК. Учебник выполняет координирующую роль по отношению к компонентам УМК и средствам обучения – микрокалькулятору, линейке, карте, циркулю и др.

Завершенность линий, преемственность в обучении между начальной и основной школой педагоги отметили только в УМК «Школа 2100».

Качество иллюстративного ряда в УМК отметили все педагоги. Уместны и эффективны иллюстрации учебников. Это необходимый компонент процесса обучения, позволяющий осуществить плавный переход младших школьников от наглядно-образного типа мышления к абстрактно-логическому.

2. Анализ актуальности УМК в контексте реализации образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

Степень соответствия УМК новым стандартам, эффективность их применения для реализации образовательных стандартов второго поколения оценивались с позиций тех требований, которые предъявляет ФГОС-2.

а). Возможности УМК в формировании у детей УУД.

Следует также отметить, что региональная система образования Самарской области в течение десятилетия реализует компетентностно-ориентированный подход к образованию. Позитивные результаты подхода к образованию, нацеленного на формирование у школьников ключевых компетенций, во многом определили стратегию и технологии реализации новых образовательных стандартов на Российском уровне.

Формой выражения сформированности ключевых компетенций в новых образовательных стандартах выступают универсальные учебные действия.

УУД в широком смысле: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

УУД в узком (собственно психологическом) смысле: совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения).

Регулятивные действия о беспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: ц елеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия о беспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Педагоги Самарской области имеют большой опыт успешного формирования у детей универсальных учебных действий через реализацию компетентностно-ориентированного подхода к обучению.

Анализ предметного и методического содержания анализируемых УМК для начальной школы позволяет сделать вывод, что они позволяют реализовывать компетентностно-ориентированный подход к обучению, нацеливая учителей на формирование у детей УУД, представленных в ФГОС-2. См. таблицу №2.

Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению

Источник

Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку

3c7056af739ccd410e41cf0cc43fa1dd

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 07.11.2013

Статья просмотрена: 5023 раза

Библиографическое описание:

Шепелева, К. А. Оценка качества и эффективности современных УМК по английскому языку / К. А. Шепелева, О. В. Хасанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4482/ (дата обращения: 12.09.2021).

В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности, требуют пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Все это не может не отразиться на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков.

Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Основной целью в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Поэтому, одной из самых важных и насущных проблем в обучении иностранным языкам на современном этапе является проблема выбора средств обучения, а именно учебников и учебных пособий.

Практика показывает, что многие учителя иностранного языка испытывают трудности при выборе и оценке учебника, в определении его пригодности для работы в конкретных условиях обучения.

Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплекс (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т. е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалий нашей страны [3, c. 262]. Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику иностранного языка. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности)

Данные характеристики следует считать инвариантными, то есть свойственные всем учебникам.

В настоящее время касательно английского языка предоставляется широчайший набор отечественных и зарубежных учебно-методических комплексов, поэтому выявляется иная проблема, проблема выбора отечественного или зарубежного УМК. Поэтому наша задача была выявить положительные и отрицательные стороны тех и других изданий на базе сопоставления.

В своем исследовании нами проделан сравнительный анализ отечественного учебно-методического комплекса «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса, используемый в 6А классе и «Английский язык. Кембриджский курс английского языка для российских школ» под редакцией О. И. Виноградовой совместно с британскими специалистами Эндрю Литтлджоном и Дианой Хикс также для VI класса, используемый в 6Б гимназии № 75 Московского района г. Казани, Республики Татарстан.

Прежде всего, хотелось бы сказать, что согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г., учебно-методический комплект «English» под редакцией О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой для VI класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в общеобразовательных организациях и школах (классах) с углубленным изучением английского языка на 2013–2014 г.

Также, УМК «English»-VI отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference).

УМК включает в себя: рабочую программу, учебник, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом на CD, книгу для чтения, рабочую тетрадь, книгу для учителя, контрольные и проверочные задания, сайт дополнительных образовательных ресурсов.

Проведенный анализ УМК «English»-VI показал, что учебник нацелен прежде всего на развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять различные явления изучаемого языка, сравнивая их с аналогичными элементами в структуре родного языка. Фактически эта идея пронизывает весь учебник, значительную часть Книги для чтения (раздел Let Us Widen Our Scope) и тетради для самостоятельной работы, но в наиболее концентрированном виде работа над развитием филологических навыков учащихся проводится в учебнике в таблицах с пометкой focus, в заданиях типа Guess what the underlined words mean и т. д. [1, c.165] В последнем случае языковая догадка формируется на основе восприятия новой лексической единицы в рамках определенного контекста, а не на уровне слова. Также можно отметить, что каждый компонент УМК связан между собой и при исключении одного компонента нарушается целостность процесса обучения, снижается эффективность всего процесса обучения английскому языку. В учебнике наблюдается реализация основных дидактических принципов отбора учебного материала и видов, типов закрепляющих и контрольных упражнений. Весь материал основан на отработке основных видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма) совместно с аспектами языка. Дается большое количество упражнений на закрепление грамматического материала. Но также есть некоторое количество недостатков, которые заключаются в структурной организации учебника: отсутствие в начале учебника «Введения», «Плана», которые отражали бы цели и задачи курса и каждого урока, нехватка творческих заданий, направленных на развитие коммуникативной компетенции, мало доступных текстов и так называемых «клише» для отработки диалогической речи.

Но несмотря на недостатки структурного плана учебника «English»-VI, исследование показало, что ученики шестого класса, занимаясь по данному учебнику проявили большой интерес в изучении английского языка. Они с большим энтузиазмом изучали основные темы урока, такие как Погода, Климат, Природа, Экология, Англия, США; с интересом выполняли различные упражнения: грамматические, лексические, фонетические, задания творческого характера, составляли диалоги и разыгрывали сценки, например на один из уроков было задание разыграть встречу друзей, где один был русский, а другой англичанин, все ученики с успехом справились, что таким образом повлияло на развитие коммуникативной компетенции. Появление электронного приложения к учебнику с аудиокурсом на CD очень повлияло на развитие аудиторных умений учащихся, они внимательно слушали различные тексты и диалоги, после чего успешно выполняли задания на понимание этих текстов.

Следующим проанализированным учебником является “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1”, который написан по зарубежному пятиуровневому курсу Andrew Littlejohn, Diana Hicks “Cambridge English for Schools” под редакцией О. И. Виноградовой для VI класса, используемый в 6Б классе.

Данный УМК также вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013–2014 гг, согласно новому приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.

УМК для 6 класса включает: учебник, рабочую тетрадь, сборник заданий и упражнений, книгу для учителя, аудио CD диски, видеоматериалы.

Своей главной задачей авторы учебника считают необходимость дать учащемуся почувствовать, что он говорит на живом языке и использует его для получения информации и общения. Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а средством овладения новыми знаниями. Этой цели служат многочисленные задания для самостоятельной работы и поиска информации, реальные речевые ситуации, а также специальные тексты по истории, биологии, географии, астрономии, психологии. В комплекте воплощены последние методические разработки британских и российских лингвистов и педагогов.

Интересный подбор оригинального языкового материала, большое количество иллюстраций, удобных для запоминания таблиц и схем — все это значительно облегчает и усвоение грамматики, и расширение словарного запаса ученика.

Однако наряду с этим можно выделить и незначительное количество минусов данного учебника: в учебнике наблюдается нехватка фактического и современного материала по страноведению; малое количество доступных интересных текстов для составления монологических высказываний и диалогов в формате ЕГЭ; нехватка заданий для отработки и закрепления предлагаемой грамматики и совершенствования навыков письма.

Но несмотря на это, главной особенностью данного учебника является проектная работа, которая на уроках и во внеурочное время стала неотъемлемой частью при изучении тем учебника. В конце каждого раздела учащиеся с большим удовольствием выполняли проект по изученной теме. Например, в конце топика «Природа», который связан с биологией, учащиеся были поделены на маленькие группы из 2–3 человек и им было дано задание рассмотреть различные проблемы угрозы окружающей среды и предотвращение этих проблем. Для представления своих проектов использовались презентации на интерактивных досках. Таким образом, в классе осуществлялся конкурс на лучший проект, что воодушевляло абсолютно всех учеников на изучение и интегрирование информации и что позволяло применять на практике полученные знания. Результатом стала активная работа всего класса, велись бурные дискуссии и в результате объявили ничью, так как совершенно все проекты заслуживали высокой похвалы. Выполнение таких типов работ очень повлияло на выработку коммуникативной компетенции учащихся.

В заключение, хотелось бы отметить, что современный УМК должен учитывать положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения иностранным языкам, способствовать внедрению новых знаний и умений, что в конечном итоге предполагает, с одной стороны, сочетание системности и функциональности, с другой — сочетание образовательных и воспитательных, развивающих функций с прагматическими функциями.

Проведенное исследование показало, что и отечественный УМК «English»-VI и зарубежный УМК “Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1” активно используются на практике в школе и показывают большой результат на успеваемости учащихся. Несмотря на незначительные недостатки в структурном и функциональном плане, в обоих учебниках реализуется основная цель обучения иностранному языку в современной школе, которая состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности учащихся использовать язык на практике, в общении с людьми других стран и культур.

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.- М.: Просвещение, 2006. — 316 с.

2. Литтлджон Э., Хикс Д. Кембриджский курс английского языка для российских школ. Уровень 1. под ред. Виноградовой О. И. — М.: Дрофа, 2008 — С.104.

3. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (Лингводидактические основы).– М.: ВК, 2012. — 336 с.

Источник

Adblock
detector