Эффективность использования информационных ресурсов

Эффективность использования информационных ресурсов

На современном рынке информационных продуктов и услуг появляется принципиально новый вид услуг в виде предоставления знаний автоматизированным экспертом, что способствует качественной трансформации рынка информации в своеобразный рынок знаний.

Экспертные системы (ЭС) создают условия для выполнения определенных технологических операций, направленных на учет и контроль в области принятия управленческих решений. Процессы получения, хранения и обработки информации в ходе ее использования приобретают форму технологии приобретения знаний, их сохранения в определенном формализованном виде и практического использования в ходе решения и реализации тех или иных производственных задач.

Экспертные системы могут использоваться в рамках решения проблем следующего рода:

– описание и классификация хозяйственных ситуаций, поступающих от информационных источников;

– вероятностное планирование (прогнозирование) возможных последствий рассматриваемых ситуаций;

– оценка возможных и действующих причин несоответствия действия системы сравнений с ее запланированным режимом функционирования;

– проектирование объектов в рамках существующих организаций;

– планирование последовательности действий;

– корректирование управленческих воздействий;

– регулирование всей системы в целях приведения ее в запланированное состояние.

Экспертная система позволяет заменить физическое лицо – эксперта – автоматизированным экспертом. Этот подход широко внедряется и используется во многих отраслях, в том числе социальной сферы: образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, туризме и т.п. Однако это не снижает роли человеческого фактора в управлении информации: методология, новационность постановки проблемы, широта ее охвата и т.д. ‑ все это создается трудом разработчиков.

Использование экспертных систем в информационной индустрии позволяет:

– во-первых, снижать затраты потребителя на решение конкретных задач, поскольку он получает информацию не в виде данных, а в виде знаний;

– во-вторых, увеличивать количество экспертов;

– в-третьих, многократно пользоваться эксплуатацией самой системы;

– в-четвертых, постоянно расширять типологию потребителей, интересы которых различны.

Однако экспертные системы в применении провоцируют множество проблем. В частности, методология их разработки и использования во многом отстает от практики применения. Недостаток накопленного опыта не позволяет формализовать знания. Сама по себе экспертная система способна решать заданный узкий круг вопросов, который в полной мере трудно (или невозможно) спроецировать на всю широту поставленной проблемы (или проблем).

Отметим, что большой эффект дают экспертные системы в проектном управлении, оценке инвестиций, выборе оптимального варианта вложения ресурсов в рамках возможных.

Функционирование самой информационной системы связано с определенными затратами ресурсов. В этом смысле эффективность использования информации оценивается выше эффективности процесса информатизации в широком контексте.

Эффективность информационной системы можно оценивать с позиции ее соответствия своему назначению. В связи с этим различают понятия: «эффективность информации», «эффективность информатизации», «эффективность предприятия индустрии информации». В последнем случае используется традиционный подход к оценке эффективности работы объекта. В первых же двух случаях количественно определить валовыми показателями эффективность управления информацией и само содержание информации вряд ли возможно (объемом информации, скоростью передачи, обработки и т.п.). Требуется косвенная оценка результативности ее использования для конкретной задачи, что всегда более проблематично.

Качество информации принято оценивать по трем направлениям – синтаксическому, семантическому и прагматическому. Синтаксическое связано с формальной оценкой информации по количеству знаков. Семантический подход связан с содержательной оценкой информации, т.е. оценкой ее смысла. С прагматической точки зрения тем качественнее, чем полезнее для потребителя. Рассмотренные подходы к оценке качества не исключают друг друга. Данный многокритериальный подход связан с попыткой определить качество информации с разных позиций. Таким образом, проблема качества информации многоаспектна и затрагивает разные вопросы.

Качество информации часто оценивается ее достоверностью и оперативностью. Достоверность количественно определяется вероятностью ошибки на одну условную единицу информации (знак, символ и т.д.): чем вероятнее ошибка, тем ниже достоверность информации. Оперативность информации измеряется временем получения информации с момента запроса до момента получения потребителем: чем меньше это время, тем оперативнее эта информация.

Очень проблемной задачей является установления зависимости между показателями качества и экономической эффективности информации. Часто делается попытка сопоставить качество информации с экономической эффективностью функционирования самой информационной системы. Это особенно актуально для принятия решений в области ее проектирования.

Постановка и разработка ИС требует больших капитальных вложений, которые включают разные виды затрат. К ним относятся затраты на проектирование, на технические средства управления, на создание линий связей локальных сетей, на программное обеспечение, на формирование информационной базы, на обучение персонала, на вспомогательное оборудование, на производственную площадь, на опытную эксплуатацию. Наиболее затратоемкими являются затраты на технические средства управления на проектирование и программное обеспечение.

В ходе эксплуатации уже созданной ИС формируются эксплуатационные затраты, включающие заработанную плату персонала, амортизационные отчисления, затраты на техническое обслуживание, расходы на аренду линий связи и аренду машинного времени внешнего ИВЦ, затраты на информационные носители, на электроэнергию и некоторые другие. Функционирование ИС связано в первую очередь с большими расходами на заработанную плату, амортизацию и техническое обслуживание.

edugr4

Расчет экономической эффективности функционирования ИС связан с определением внутреннего и внешнего эффектов. Внутренний экономический эффект оценивается разностью в годовых приведенных затратах по базовому и предлагаемому вариантам ИС. Внешний экономический эффект включает: эффект от экономии по себестоимости продукции за счет внедрения ИС, эффект от сокращения величины собственных оборотных средств. Комплексная оценка экономической эффективности внедрения ИС осуществляется соизмерением экономического эффекта (суммы внутреннего и внешнего) с полными затратами, связанными с ее функционированием.

Разработка управленческих решений в области создания ИС должна учитывать определенные принципы. Условно их можно разделить на управленческие, системотехнические и организационные. Управленческие принципы включают принцип системности, комплексности и эффективности компьютеризации. Системотехнические принципы предполагают соблюдение принципа комплексности в использовании технических и программных средств, стандартизации, единства информационной базы системы, использование интерактивного режима, а также учет принципа непрерывного развития системы. К организационным принципам относится принцип первого руководителя и принцип подготовки персонала к внедрению системы. Первый означает, что работы по созданию ИС должен координировать руководитель организации, а второй – что персонал должен быть психологически подготовлен к самому факту внедрения и использования ИС.

Параллельно оценке экономической эффективности ИС оценивается научно-технический уровень ИС в экономике. При этом рассматриваются факторы научно-технического уровня: факторы функциональной части ИС и факторы по видам обеспечения ИС. К первой группе факторов относятся функциональная полнота, уровень новизны, экономико-математические методы. Ко второй группе относятся организационные – системность, качество проектной документации, простота освоения; технические – техническая совместимость, временные характеристики, надежность; программные – адаптивность, фирменное сопровождение, патентная чистота; информационные – полнота баз данных, достоверность; лингвистические – удобство ведения диалога, реакция на ошибки.

Оценка научно-технического уровня ИС проводится в целях изыскания возможностей повышения эффективности ИС, а также предела этих возможностей; проведения сравнительного анализа однородных систем для использования его результатов в проектном управлении; обоснования цены на рынке систем; определения деятельности разработчика ИС. В ходе оценки привлекаются эксперты, определяющие балльную оценку по каждому элементу системы. С учетом этого строится интегральный показатель научно-технического уровня ИС.

В новых условиях экономики РФ специалисты обосновывают необходимость соблюдения новых определенных принципов эффективности информатизации, особенно применительно для коммерческой деятельности.

Принципы эффективности информатизации в организации

Принцип эффективности Содержание принципа
Принцип гибкости (или адаптивности) Приспособленность ИС к возможным перестройкам на основе модульности построения всех подсистем и стандартизации элементов
Принцип устойчивости Система должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов
Принцип оптимального сочетания объективных и субъективных элементов эффективности Учет объективных факторов ­­– факторов производства, маркетинговых характеристик и т.п. и субъективных – информационной культуры, морально-психологического климата и т.п. в их сочетании в целях реализации максимальной эффективности
Принцип открытости компьютерной системы с учетом рациональной защиты коммерческой информации Объем утечки информации производителя с такой периодичностью, что объем утечки не превосходит заданного критического объема информации
Принцип эффективности Содержание принципа
Принцип соответствия новых стратегических идей информатизации бизнеса уровню развития компьютерных технологий Стратегия информатизации компании должна учитывать уровень развития компьютерной техники, т.е. желания организации должны учитывать ресурсные возможности.
Принцип координации информатизации предприятий Поставка информационного маркетинга взаимодействия между предприятиями
Принцип определения предельной информатизации бизнеса Расчет предела взаимозаменяемости информационных, материальных, энергетических ресурсов в случае превышения затрат над результатами
Принцип определения баланса (гармонии) внутренней и внешней информатизации Сочетание искусственного и живого интеллекта в организации
Принцип дополнительных ресурсов бизнес-коммуникаций Извлечение результата в условиях экономии на оплате за потребляемые в процессе информатизации ресурсы
Принцип экологии информатизации Информатизация не должна превосходить порог экологической защиты

Вопросы и задания

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Роль информационных ресурсов на современном этапе развития экономики

Экономические науки

Похожие материалы

Современное общество нуждается в информационных ресурсах, способных увеличить результативность функционирования экономики. Информационные ресурсы как фактор производства вовлекают в производственную деятельность значительное количество материальных ресурсов и формируют информационный потенциал предприятий.

Эффективное использование информационных ресурсов основывается на принципах:

На современном этапе развития информационные ресурсы промышленных предприятий служат для анализа внешних угроз, определения факторов, воздействующих на экономическую стабильность предприятий и экономики в целом. От того, насколько эффективно используются информационные ресурсы, зависит развитие промышленной отрасли экономики. Качество информационной среды оказывает непосредственное влияние на экономический рост промышленных предприятий.

Данные информационных служб, передаваемый в государственные статистические органы позволяют оценить уровень развития предприятий, а также определить основные факторы, воздействующие на эффективность их работы. Одним из основных факторов, оказывающих негативное влияние на экономическое развитие, является недостаточная степень информационной обеспеченности предприятий.

Факторами, повышающими значение информационных ресурсов для предприятия, являются:

Главными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия в области информатизации своей деятельности, являются отсутствие единой системы внутриотраслевых и межотраслевых показателей, а также эффективной системы сбора информации.

Таким образом, прослеживается взаимосвязь между эффективным развитием предприятий и развитием информационного рынка.

К общим признакам информационных ресурсов можно отнести:

Специфическими особенностями функционирования информационных ресурсов являются:

Последняя особенность основана на том, что для принятия управленческих решений следует применять определенный объем информации. В случае информационного перенасыщения, расходы на приобретение информационных ресурсов превышают их полезность, поэтому необходимо планировать потребность и контролировать приобретение информации.

Для повышения эффективности использования информационных ресурсов необходимо создание автоматизированной информационной системы, которая должна базироваться на следующих принципах:

Соответствие автоматизированной информационной системы данным принципам позволяет повысить эффективность ее использование и более полно удовлетворять потребности предприятия в информационных ресурсах.

Достоверная информация о работе предприятия является наиболее ценной как для внутренних, так и для внешних потребителей. Такая информация образуется в результате квалифицированной организационной работы по управлению информационными ресурсами, что позволяет всему управленческому составу предприятия получать актуальные данные для принятия эффективных управленческих решений.

Процесс управления информационными ресурсами в настоящее время модернизируется за счет перехода от анализа количественных показателей к анализу качественных значений, создания стратегических планов информационного развития и корпоративных информационных систем. Таким образом, повышаются требования к информационным ресурсам, что усложняет структуру и организацию информационной системы.

Таким образом, информационные ресурсы предприятия представляют собой сложную систему взаимосвязанных элементов, основными из которых являются данные о деятельности предприятия, знания и профессиональный опыт персонала, миссия и цели предприятия, система менеджмента, маркетинговые приемы, корпоративная культура и другие составляющие.

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Эффективность использования информационных ресурсов университета в системе обеспечения иностранных студентов (на примере медицинского вуза)

Efficiency of using the university’s information resources in the system of providing foreign students (by the example of a medical university)

Выходные сведения: Данилова А.В., Петраш Е.А. Эффективность использования информационных ресурсов университета в системе обеспечения иностранных студентов (на примере медицинского вуза) // Иннов: электронный научный журнал, 2018. №7 (40). URL: http://www.innov.ru/science/economy/effektivnost-ispolzovaniya-informats/

Авторы:
Данилова А.В.1, Петраш Е.А.2

1аспирант кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), davali1271@mail.ru

2д.психол.н., доцент кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии, ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Российская Федерация (305000 Россия г. Курск, ул. К.Маркса, д.3), petrash@mail.ru

Authors:
Danilova A.V.1, Petrash E.A.2
The
1 post-graduate student of the Department of Psychology of Health and Correctional Psychology, FGBOU VO «Kursk State Medical University», Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K.Marksa St., 3), davali1271@mail.ru
The
2 Ph.D., associate professor of the Department of Health Psychology and Correctional Psychology, FGBOU VO «Kursk State Medical University», Ministry of Health of the Russian Federation, Kursk, Russian Federation (305000 Russia Kursk, K.Marksa St., 3), petrash @ mail.ru

Ключевые слова: информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, образовательный процесс, учебные издания

Keyword: information resources, electronic educational resources, educational process, educational publications

Аннотация: В статье представлены результаты исследования используемых информационных ресурсов иностранными обучающимися (студентами международного факультета) в образовательном процессе. Достоверно установлено, что вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника студенты международного факультета предпочитают использовать печатные образовательные ресурсы в сравнении с электронными в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, содержательно ориентированы на учебники и учебные пособия, издаваемые профессорами университета.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что учитывая объем времени, проводимого студентами международного факультета в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, данный ресурс целесообразно использовать для активного привлечения студентов к условиям электронной образовательной среды, которая, в свою очередь, интенсивно развивается.

Повышение эффективности применения электронных информационных образовательных ресурсов университета в системе обеспечения студентов международного факультета через активное использование как социальных сетей, так и электронных ресурсов и изданий отдела иностранной литературы библиотеки, является экономически целесообразным. Это позволит, с одной стороны, максимально обеспечить студентов международного факультета необходимыми для самостоятельной подготовки к занятиям ресурсами и источниками информации. С другой стороны, оптимизировать расходы на обеспечение печатными изданиями (включающими как учебные, так и периодические издания).

Annotation: The article presents the results of the study of the information resources used by foreign students (students of the international faculty) in the educational process. It is established that irrespective of the mediating language used in the educational process, students of the international faculty prefer to use printed educational resources in comparison with electronic ones in the process of self-preparation for studies, are meaningfully oriented to textbooks and teaching aids published by professors of the university.

The practical significance of the results of the research is that, given the amount of time spent by students of the international faculty in social networks, regardless of the mediator language used in the educational process, it is advisable to use this resource to actively attract students to the conditions of the electronic educational environment. turn, is intensively developing.
Increasing the effectiveness of the use of electronic information educational resources of the university in the system of providing students of the international faculty through the active use of both social networks and electronic resources and publications of the library’s foreign literature department is economically feasible. This will allow, on the one hand, to provide the students of the international faculty as much as possible for independent preparation for studies of resources and sources of information. On the other hand, to optimize the costs of providing printed publications (including both educational and periodicals).

2cdf220293bcfb562baa95a8f2624706

Отмечающийся в последнее десятилетие увеличение объема иностранных студентов свидетельствует, с одной стороны, об открытости российской системы высшего образования, с другой – о возрастании качества предоставляемых образовательных услуг. Данные тенденции также находят свое отражение как на уровне нормативно-правового обеспечения (учет численности обучающихся иностранных студентов выступает в качестве одного из аккредитационных показателей; количество образовательных программ, реализуемых на иностранном языке) [1, 11, 13, 14, 18], так и на уровне содержательного обеспечения процесса обучения в целом (интенсивное расширение электронной образовательной среды: внедрение дистанционных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов) [2, 7, 8, 9, 12, 16, 20], а также по отдельным направлениям и дисциплинам [3, 4, 15, 17]. Особое внимание также уделяется вопросам оптимизации процесса адаптации (как языковой, так и социокультурной и социально-психологической) студентов [5, 6, 10, 19].

В Государственный реестр участников внешнеэкономических связей на основании Постановления комитета по высшей школе Минвуза России в перечень вузов, которым предоставлено право заключения договоров (контрактов) на подготовку специалистов зарубежных стран, включен целый ряд вузов.

Широкая географическая представленность контингента иностранных обучающихся на международном факультете медицинского вуза приводит к тому, что обучение данного контингента осуществляется с использованием языка-посредника (русский либо английский). С целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг студентам международного факультета на базе университетов создаются отделы иностранной литературы, в которых представлена литература и периодические издания медицинского профиля на иностранных языках, а также сетевые электронные документы на иностранном языке (локального и удаленного доступа) электронной библиотеки университета.

Решая задачи обеспечения доступа студентов международного факультета к электронным образовательным ресурсам, размещенным в электронной библиотеке; повышения эффективности самостоятельной работы студентов; развития активных и интерактивных методов обучения; технического обеспечения on-line занятий и on-line тестирования со студентами международного факультета, на базе иностранного отдела библиотеки был создан Центр дистанционных образовательных технологий.

В связи с этим, целью исследования являлась оценка востребованности и качества информационных ресурсов университета в системе обеспечения образовательного процесса иностранных студентов.

Организация и методы исследования

Объектом исследования выступили студенты международного факультета медицинского вуза (представители Индии, Малайзии, Шри-Ланки, Бразилии, Нигерии, Тайланда, Марокко, Сирии, а также стран СНГ). Предметом исследования явились информационные ресурсы, их востребованность и использование в образовательных намерениях студентов международного факультета.

Объем выборкиисследования составил 134 человека. Изучаемая выборка являлась репрезентативной, что позволяет распространять выводы проведенного исследования на генеральную совокупность.Формирование выборки осуществлялось через процедуру рандомизации.

По критерию используемого языка-посредника в преподавании учебных дисциплин было сформировано две группы. В экспериментальную группу вошли 65 студентов международного факультета, обучение которых осуществлялось с использованием русского языка в качестве языка-посредника. В контрольную группу вошли 69 студентов, обучающихся с использованием английского языка в качества языка-посредника.

Исследование проводилось на условиях информированного согласия.

Методом сбора информации стало анкетирование. Анкета была составлена на английском языке и включала в себяразные типы вопросов (открытые и закрытые), сгруппированные по 3 блокам: организация самостоятельной подготовки к занятиям (например, сколько времени требуется для самостоятельной подготовки к занятию); форма и периодичность используемых образовательных ресурсов (например, как часто вы используете электронные образовательные ресурсы; что вы предпочитаете: печатные или электронные образовательные ресурсы); содержание используемых образовательных ресурсов (например, из каких источников студенты получают информацию при самостоятельной подготовке к занятиям).

Обработка полученных данных осуществлялась с использованием методов описательной (показатели средних значений, диаграммы долевого распределения, гистограммы частот) и сравнительной (φ-критерий Фишера, р˂0,05) статистики.

Результаты и обсуждение

Осуществляя оценку предпочтения используемых образовательных ресурсов, выявлено, что студенты международного факультета в преобладающем большинстве случаев предпочитают использовать печатные учебные издания в процессе подготовки к занятиям в сравнении с электронными (Рис. 1).

1

Рис. 1. Диаграммы долевого распределения показателей используемых учебных изданий студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника

Достоверно установлено, что в группе студентов международного факультета, использующих в качестве языка-посредника русский язык, доля предпочтения электронных учебных изданий значимо ниже в сравнении со студентами, проходящими обучение с использованием английского языка в качестве языка-посредника (р=0,029*).

По результатам данных ВЦИОМ (2015) и исследованиям Deloitte (2016), популярность печатной литературы во всех странах мира снижается. Традиционные бумажные книги предпочитают 47% респондентов, электронные книги – 17 % (прежде всего молодежь от 18 до 24 лет, а также люди с высшим образованием). Потребление электронных книг в России запоследние 3 года (2015-2017) выросло на 31 %, а печатных упало на 9%.

Осуществляя оценку распределения ответов студентов международного факультета на вопрос по использованию в образовательном процессе видов изданий, в зависимости от используемого в процессе обучения языка-посредника по группам испытуемых общая тенденция характеризуется преобладанием учебной литературы при минимальной представленности художественной литературы. Однако, осуществляя сравнительную оценку данных показателей по группам студентов, значимые различия выявлены по показателям учебной (р=0,026*), научной (0,026*) литературы, а также периодических изданий (р=0,037*) (Рис. 2).

2

Рис. 2. Диаграммы долевого распределения видов изданий в образовательном процессе студентами международного факультета с учетом используемого языка-посредника

Доля используемой учебной и научной литературы в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием английского языка-посредника, значимо превышает таковую в группе студентов международного факультета, обучающихся с использованием русского языка-посредника. При этом по показателю периодических изданий выявлена обратная тенденция: доля периодических изданий в экспериментальной группе значимо выше таковой в сравнении с контрольной группой.

Анализируя источники информации, достоверно установлено, что вне зависимости от используемого в обучении языка-посредника (русский или английский), наиболее часто используемыми среди студентов международного факультета являютсяфундаментальные учебники и учебные пособия; учебники и учебные пособия, издаваемые университетскими профессорами; интернет-ресурсы (Рис. 3).

3

Рис. 3. Гистограммы средних долевого распределения предпочитаемых студентами международного факультета информационных ресурсов

Статистически значимых различий по исследуемым показателям по группам испытуемых не выявлено. При этом преобладающее большинство студентов международного факультета отдают предпочтение учебникам и учебным пособиям, издаваемым профессорами университета, вне зависимости от языка-посредника.

Анализ результатов анкетирования по вопросу количества затрачиваемого времени на подготовку к занятиям выявлены следующие тенденции:по результатам исследования у 20 % обучающихся экспериментальной группы на международном факультете на самостоятельную подготовку к занятиям уходит 1-2 часа, 56% затрачивают на эти цели 2-4 часа, и только 24 % респондентов необходимо более 4 часов. Долевое распределение показателей времени в контрольной группе обучающихся на международном факультете является соотносимым: 22% испытуемых затрачивают на самостоятельную подготовку 1-2 часа; 54% самостоятельно готовятся к занятиям от 2 до 4 часов; 24% респондентов затрачивают на самостоятельную подготовку к занятиям более 4 часов в день.

Сопоставляя показатели времени, затрачиваемого на самостоятельную подготовку к занятиям, а также времени, которое студенты международного факультета проводят в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, время, проведенное студентами в социальных сетях, превышает время подготовки к занятиям в 2,7 раза. Однако, при этом в качестве предпочитаемого образовательного ресурса студенты международного факультета предпочитают печатные издания и не активно используют электронную образовательную среду.

В результате проведенного исследования в качестве общей тенденции для студентов международного факультета вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника следует отметить преимущественное использование печатных образовательных ресурсов в сравнении с электронными в процессе самостоятельной подготовки к занятиям, а также содержательную ориентированность на учебники и учебные пособия, издаваемые профессорами университета. В качестве специфической тенденции следует отметить, что студенты международного факультета, обучающиеся с использованием английского языка-посредника, значительно в большей степени предпочитают использовать в процессе самостоятельной подготовки к занятиям электронные образовательные ресурсы, в сравнении со студентами, обучающимися с использованием русского языка-посредника.

При активном пользовании социальными сетями студенты международного факультета в образовательном процессе предпочитают печатные издания при самостоятельной подготовке к занятиям в сравнении с электронными. При этом, отмечается интенсивное расширение электронной образовательной среды, в том числе и адаптированной для студентов международного факультета.

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что учитывая объем времени, проводимого студентами международного факультета в социальных сетях, вне зависимости от используемого в образовательном процессе языка-посредника, данный ресурс целесообразно использовать для активного привлечения студентов к условиям электронной образовательной среды, которая, в свою очередь, интенсивно развивается.

1. Амлаев К.Р., Знаменская С.В., Маяцкая Н.К. Адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе // В сборнике: Современные траектории образовательного процесса в медицинском вузе 2016. С. 12-17.
2. Бариловская, В. М. Анализ использования и востребованности электронных информационных ресурсов в библиотеках вузов ФСКН России и МВД России / В. М. Бариловская // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2013. – С. 141-144.
3. Батраева О.М. Интерактивные методы обучения иностранных студентов в техническом вузе // В сборнике: Научные исследования и разработки 2016 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 108-116.
4. Гончаренко Н.В., Игнатенко О.П., Алтухова О.Н. Способы адаптации текста медицинской тематики при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 17. С. 26-30.
5. Гущина Л.Н., Стенько А.А., Серко В.М. Адаптация иностранных студентов к обучению и социально-культурной среде в гродненском государственном медицинском университете // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2016. № 1 (53). С. 112-116.
6. Деточенко И.В., Евсенкова А.А. Из опыта обучения диалогической речи иностранных студентов предвузовской подготовки // Альманах мировой науки. 2016. № 3-2 (6). С. 22-25.
7. Картузов, А. В. Использование информационно-образовательных ресурсов вуза в формировании профессиональной подготовки специалиста :автореф. дис…канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Картузов. – М., 2005. – 23 с.
8. Комплектование электронными ресурсами: «пробоины» есть, но рынок сложился // Университетская книга. – 2017. – № 4. – С. 58-62.
9. Кузнецов, А. Ю. Информационная поддержка науки и образования: Российский опыт использования электронных ресурсов / А.Ю. Кузнецов, И. К. Разумова, М. Е. Шварцман // Вестник национального комитета «Иинтеллектуальные ресурсы России». – 2004. – № 2. – С. 15-20.
10. Майборода С.В. Коммуникативно-когнитивный подход в обучении связной речи иностранных студентов-медиков // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 66-68.
11. Михайличенко С. А. Многоуровневая система открытого образования БГТУ им. В.Г. Шухова как стратегическая составляющая развития вуза в мировом образовательном пространстве / С. А. Михайличенко // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф. (Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г.). – Екатеринбург, 2012. – С. 208-210.
12. Михайличенко, С. А. Модернизация и развитие дистанционных образовательных технологий в БГТУ им. В. Г. Шухова / С. А. Михайличенко // Новые информационные технологии в образовании «НИТО-Байкал 2010» : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ, 2010. – С. 84-86.
13. Михайличенко, С. А. Роль современного университета в мировом образовательном пространстве / С. А. Михайличенко, С. Н. Шевцова // Информационные технологии в гуманитарном образовании : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. – Пятигорск, 2011. – С. 429-433.
14. Михайличенко, С. А. Система открытого образования – эффективный инструмент работы с иностранными студентами / С. А. Михайличенко, Е. И. Назаренко, С. Н. Шевцова // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях : сб. материалов IV Всерос. заочной науч.-практ. конф. – Белгород, 2012. – С. 180-182.
15. Плотникова И.Г., Денисов Е.Н., Колосова Н.И. Особенности обучения биофизике и информатике иностранных студентов в медицинском вузе // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-2 (75). С. 43-45.
16. Стрижакова, Ю. А. Наличие доступа к информационным ресурсам – инструмент развития инновационной деятельности вуза / Ю. А. Стрижакова, С. А. Вельгер // Образовательные технологии и общество. – 2006. – Т. 9, № 3. – С. 264-269.
17. Тарасова Л.В. Технология обучения иностранных студентов языку специальности на русском языке // Интерактивная наука. 2016. № 3. С. 59-62.
18. Университет в глобальном мире: новый статус и миссия : сб. материалов XI междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения» (М., 20-21 февр. 2017 г.) / МГУ им. М. В. Ломоносова, социол. фак-т. – М. : МАКС Пресс, 2017. – 976 с.
19. Чуксина И.Г., Чжао Ц. Профессионально ориентированное обучение иностранных студентов «языку специальности» на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (35). С. 55-61.
20. Швецова М.Г. Роль электронных ресурсов в интенсификации процесса обучения студентов иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С. 250-255.

Источник

Adblock
detector