В соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» в процессе эксплуатации к подвижному составу применяются следующие виды технических воздействий:
— ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
— первое техническое обслуживание (ТО-1);
— второе техническое обслуживание (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО);
— текущий ремонт (ТР);
— капитальный ремонт агрегатов и узлов (КР).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подразделяется на ЕОс, выполняемое ежесуточно и ЕОт, выполняемое перед ТО-1, ТО-2 и ТР, связанным с заменой агрегатов.
Капитальный ремонт агрегатов и узлов (КР) грузовых и легковых автомобилей, а также капитальный ремонт автобусов на базе готовых агрегатов в автотранспортных предприятиях, рассматриваемых в настоящих нормах, не производится, его выполнение следует предусматривать по кооперации в специализированных авторемонтных предприятиях.
Нормативная периодичность первого и второго ТО корректируется по формулам:
L1 = Lн1 •К1 • К3;(2)
L2 = Lн2 • К1 • К3, (3)
Для улучшения планирования ТО автомобилей периодичность ТО следует откорректировать по величине среднесуточного пробега, то есть пробег до ТО-1 должен быть кратным среднесуточному пробегу, а пробег до ТО-2 кратным пробегу до ТО-1 (обычно через четыре ТО-1 на пятое проводят ТО-2).
Пробег автомобилей и прицепов до капитального ремонта (КР) определяют по формуле:
Lкр ’ = Lн кр • К1•К2•К3, (4)
Так как пробег до повторного КР меньше, чем до первого, то средний пробег до капитального ремонта автомобилей составит:
Техническое обслуживание автомобиля (ТО): ТО-1, ТО-2.
Техническое обслуживание автомобиля (ТО): ТО-1, ТО-2.
Техническое обслуживание автомобиля или сокращенно ТО, осуществляется, как правило, планово по достижению определенного пробега автомобиля или по истечению времени его эксплуатации. Если не придавать этому значения, то можно попасть в неприятные ситуации на дорогах, поэтому техническое обслуживание является обязательным для всех новых автомобилей без исключения. Тем более, если не проходить плановый техосмотр, то можно попросту лишиться гарантийного обслуживания транспортного средства, что согласитесь невыгодно его владельцу.
Чаще все рекомендации по ТО указываются в сервисной книжке заводом-изготовителем. И, даже, если автомобиль очень мало эксплуатируется, не стоит забывать, что автомобиль является технически сложным устройством, который содержит множество узлов, деталей, систем и различных компонентов, то его все равно необходимо обслуживать и осуществлять постоянную техническую проверку.
Существует стандартный перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля. Первый технический осмотр (ТО-1), проверка нового автомобиля осуществляется через 8-10-15 тысяч км в зависимости от марки автомобиля.
В стандартное ТО-1 обычно входит:
В расширенное ТО-1 дополнительно входит:
Стоит отметить, что официальные дилеры практически не выполняют регулировочные работы по ТО-1, но, при этом стоимость ТО-1 может разниться в несколько десятков тысяч рублей в разных автосервисах, что приводит в замешательство многих автомобилистов. Почему такое происходит?
Здесь имеет значение человеческий фактор: во-первых, уровень знаний и отношения автомобилиста к своему автомобилю во время первичного этапа эксплуатации (обкатки), и во-вторых политики дилерских сервисов и обычных автомастерских, и отношения этих специалистов к своей работе.
Например, при первичной обкатке автомобиля некоторые вещи с ним делать не рекомендуется, такие как, ездить на слишком больших оборотах, кто-то из водителей это понимает, а кто-то нет. Что касаемо специалистов любых автосервисов, не секрет, что неисправность детали можно выдать за неправильную эксплуатацию автомобиля, а можно и за заводской брак, не исключено и «накручивание» разных видов «нужных» работ при проведении ТО, а результат такого отношения скажется на кошельке его владельца.
Главной целью стандартного технического обслуживания автомобиля ТО-2 (второе техническое обслуживание), является выявление и устранение неисправностей автомобиля, поэтому перечень работ ТО-2 значительно больше ТО-1. В него входит расширенная и углубленная проверка состояния всех механизмов, приборов, узлов, агрегатов машины, и при необходимости их замена. Поэтому для проведения ТО-2 требуется как специальное оборудование для проведения осмотра и диагностики, так и профессионализм, и ответственное отношение мастера выполняющего обслуживание. ТО-2 обычно проводят через 20-25-30 тысяч км, в зависимости от марки автомобиля, некоторые автовладельцы и специалисты его также называют «большое ТО».
Стандартное ТО-2 может быть дополнено работами следующим образом:
Стоит отметить, что если автомобиль эксплуатируется в очень тяжелых и трудных дорожных условиях, то его техобслуживание необходимо проводить гораздо чаще и тщательнее.
Напоследок, одной из важных рекомендаций по сохранению вашего автомобиля в рабочем состоянии является банальный ежедневный осмотр, которым многие попросту пренебрегают, а зря…
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Корректирование исходных нормативов выполняется по приведенным ниже формулам. Значения коэффициентов корректирования принимаются из «Положения о техническом обслуживании и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта» /1/ и Приложения 2.
Периодичность ТО-1 рассчитывается по формуле:
где L н ТО-1 – нормативная периодичность ТО-1, км;
К1 – коэффициент корректирования, учитывающий условия эксплуатации;
Для удобства составления графика постановки автомобилей на соответствующий вид технического воздействия, расчетные периодичности ТО-1 и ТО-2 и пробег до капитального ремонта следует скорректировать с учетом кратности со среднесуточным пробегом ( L СС ) и между собой.
где Пто-1 – величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-1 принимает следующее значение:
L с ТО-1 = L СС ∙ Пто-1
Расчетная величина периодичности ТО-2 корректируется по кратности периодичности ТО-1
где Пто-2 – величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина периодичности ТО-2 принимает следующее значение:
L с ТО-2 = L с ТО-1 ∙ Пто-2
Расчетная величина пробега до капитального ремонта корректируется по кратности периодичности ТО-2
где Пкр – величина кратности (округляется до целого числа).
Скорректированная по кратности величина пробега до капитального ремонта принимает следующее значение:
L с КР = L с ТО-2 ∙ ПКР
Удельная продолжительность простоя подвижного состава АТП в техническом обслуживании и текущем ремонте рассчитывается по формуле:
где d н ТО-ТР – нормативная удельная продолжительность простоя подвижного состава
в ТО и ТР, дни/1000 км (принимается по табл. 2.2);
К14 – коэффициент корректирования продолжительности простоя в ТО и ТР в
зависимости от пробега с начала эксплуатации.
Среднее значение коэффициента корректирования К14 рассчитывается по формуле:
простоя подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега
с начала эксплуатации (принимаются по Приложению 2).
Продолжительность пребывания подвижного состава в капитальном ремонте ( d КР ) принимается по таблице Приложения 2 без корректирования.
Для автомобиля, работающего без прицепа или полуприцепа, расчетные трудоемкости единицы ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и удельная трудоемкость текущего ремонта (ТР) на 1000 км пробега определяются по нижеприведенным формулам. Значения трудоемкостей принимаются по табл. 2.2 исходных нормативов, значения коэффициентов корректирования – по Приложению 2.
Трудоемкость ежедневного обслуживания рассчитывается по формуле:
К5 – коэффициент корректирования, учитывающий количество обслуживаемых
и ремонтируемых автомобилей на АТП и количество технологически
совместимых групп подвижного состава;
Км – коэффициент механизации работ ЕО, снижающих трудоемкость ЕО.
Коэффициент механизации работ ЕО рассчитывается по формуле:
(принимается равным 50-55%);
воздухом (принимается равным 10-15%).
Трудоемкости ТО-1 и ТО-2 рассчитывается по формулам:
где t н ТО-1 и t н ТО-2 – нормативные трудоемкости соответственно ТО-1 и ТО-2,
Км – коэффициент механизации работ технического обслуживания, снижающий
трудоемкость (при поточном методе производства для ТО-1 принимается
равным 0,8, для ТО-2 – равным 0,9; для тупикового метода принимается
Сезонное обслуживание предназначено для перевода подвижного состава АТП на летний или зимний период эксплуатации. Сезонное обслуживание совмещается с очередным ТО-2, с увеличением трудоемкости работ ТО-2 на 20-50%. Трудоемкость сезонного обслуживания (СО) рассчитывается по формуле:
t СО = t ТО-2 ∙ ССО, чел.-ч; (2.13)
где ССО – доля трудоемкости СО от трудоемкости работ ТО-2:
· 0,5 – для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов;
· 0,3 – для холодного и жаркого сухого климатических районов;
· 0,2 – для прочих климатических районов.
Трудоемкости общего (Д-1) и поэлементного (Д-2) диагностирования рассчитываются по формулам:
где t ТО-1, t ТО-2 – рассчитанные трудоемкости работ соответственно ТО-1 и ТО-2,
С1, С2 – доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости работ
соответственно ТО-1 и ТО-2 (составляет в долях от 0,3 до 1,6 и при-
нимается по таблице Приложения 3).
Удельная трудоемкость текущего ремонта автомобилей рассчитывается по формуле:
где t н ТР – нормативная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;
ти текущего ремонта в зависимости от пробега с начала эксплуатаци
для соответствующих групп автомобилей (принимается по таблице
Корректирование трудоемкости единицы ТО (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ТР на 1000 км для прицепов и полуприцепов выполняется аналогично, как и для автомобилей-тягачей. Тогда расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида для прицепного состава определяется по общей формуле:
где t н ( i ) – нормативная трудоемкость единицы ТО данного вида (ЕО, ТО-1, ТО-2) для
полуприцепа или прицепа, чел.-ч.
Расчетная удельная трудоемкость ТР на 1000 км пробега для прицепного оборудования автомобилей рассчитывается по формуле:
где t н ТР(пр) – нормативная удельная трудоемкость ТР на 1000 км пробега для
прицепа или полуприцепа, чел.-ч/1000 км;
К1…К5 – коэффициенты корректирования.
По результатам выбора и расчетов показателей ТО и ремонта составляется таблица.
Исходные и скорректированные нормативы ТО и ремонта
Так как постановка автомобилей на обслуживание производится с учётом среднесуточного пробега через целое число рабочих дней. Коэффициенты кратности тоже подлежат округлению.
а) Коэффициент кратности ТО-1:
nТО-1 = (5)
Принимаемая величина L1 Р :
б) Коэффициент кратности ТО-2:
nТО-2 = (7)
Принимаемая величина L2 Р :
в) Коэффициент кратности КР:
nКР = (9)
Принимаемая величина LКР Р
Корректирование дней простоя в ТО и ТР и в КР
Норма дней простоя в ТО и ремонте (dТОИ ТР):
К ‘ 4 – коэффициент, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
Значения коэффициентов корректирования К ‘ 4 в этой формуле должны быть приняты в соответствии с табл.2.11 [1].
Продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте ( d КР ):
dКР= 1,2 × (12)
Корректирование трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, Д-1, Д-2, СО
Коэффициенты корректирования трудоёмкости
Марка (тип) автомобиля
Трудоемкость ЕО ( t ЕО ):
K5 – коэффициент, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп;
Трудоемкость ТО-1 ( t 1 ):
Трудоемкость ТО-2 ( t 2 ):
Трудоемкость Д-1 ( t Д-1 ):
(16)
СД-1 – доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-1.
Трудоемкость Д-2 ( t Д-2 ):
(17)
СД-2 – доля трудоёмкости диагностических работ в общей трудоёмкости ТО-2.
Трудоемкость сезонного обслуживания ( t СО ):
(18)
ССО – доля трудоёмкости сезонного обслуживания в общей трудоёмкости ТР.
ССО – для умеренного климата = 0,2
ССО – для холодного климата = 0,3
ССО – для очень холодного климата = 0,5
Трудоемкость ТР ( tтр ):
К4 – коэффициент, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
Значения коэффициентов корректирования К4 в этой формуле должны быть приняты в соответствии с табл.2.11 [1].
2.4 Определение коэффициента технической готовности (aТ) и коэффициента использования (aИ) автомобилей
Так как пробег автомобиля за цикл (до КР) может не совпадать с пробегом за год, апроизводственную программу АТП рассчитывают на год, то необходимо сделать перерасчет с цикла на год с помощью коэффициентов.
Курсовая работа: Технологический расчет зоны ТО-1 для АТП, состоящего из 210 автомобилей ВАЗ-21102 с фактическим пробегом с начала эксплуатации 242 тыс.км
Название: Технологический расчет зоны ТО-1 для АТП, состоящего из 210 автомобилей ВАЗ-21102 с фактическим пробегом с начала эксплуатации 242 тыс.км Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа Добавлен 04:46:17 17 ноября 2010 Похожие работы Просмотров: 22427 Комментариев: 17 Оценило: 13 человек Средний балл: 4.5 Оценка: 5 Скачать
Федеральное агентство по образованию ГОУ СПО
Рубцовского машиностроительного техникума
Тема: «Технологический расчет зоны ТО-1 для АТП, состоящего из 210 автомобилей ВАЗ-21102 с фактическим пробегом с начала эксплуатации 242 тыс.км.
Выполнил: Студент гр. 9ТО-06
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика автотранспортного предприятия
1.2 Характеристика зоны ТО-1
2.1 Расчет годовой производственной программы
2.1.1Выбор исходных данных
2.1.2 Корректирование периодичности ТО и ТР
2.1.3 Корректирование пробега до ТО-2 и ТР
2.1.4 Корректирование нормы дней простоя в ТО и ремонте
2.1.5 Корректирование удельной трудоемкости ТО-1
2.1.6 Расчет количества ТО на 1 автомобиль за цикл
2.1.7 Коэффициент технической готовности
2.1.8 Коэффициент использования автомобилей
2.1.9 Годовой пробег
2.1.10 Общая годовая трудоемкость ТО-1
2.2 Расчет универсальных постов ТО-1
2.3 Расчет численности производственных рабочих
2.4 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса
2.5 Распределение рабочих по постам специальности, квалификации и рабочим местам
2.6 Подбор технологического оборудования
2.7 Расчет производственной площади
3. Организационная часть
3.1 Организация АТП
3.2 Организация управления технической службой АТП
3.3 Организация рабочего места
4. Техника безопасности и мероприятия по охране труда и окружающей среды
4.1 Порядок проведения инструктажа
4.2 Требования безопасности при ТО и ремонте
4.3 Требования производственной санитарии и промышленной гигиены
4.4 Меры пожарной безопасности
4.5 Меры электробезопасности
4.6 Расчёт освещения участка
4.7 Расчёт вентиляции
Список используемой литературы
В 1927 году появился первый отечественный новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью 18,5 л.с. С введением в строй в 1932 году Горьковского автомобильного завода началось интенсивное развитие отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в производстве отечественных легковых автомобилей явился ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970г.) и Камского автомобильного завода (КамАЗ, 1976г.) по производству грузовых автомобилей.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надежность и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям.
Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, которая обусловлена техническими и экономическими причинами.
Во-первых, потребности народного хозяйства в автомобилях частично удовлетворяются путем эксплуатации отремонтированных автомобилей.
Во-вторых, ремонт обеспечивает дальнейшее использование тех элементов автомобилей, которые не полностью изношены. В результате сохраняется значительный объем прошлого труда.
В-третьих, ремонт способствует экономии и материалов, идущих на изготовление новых автомобилей. При восстановлении деталей расход металла в 20. 30 раз ниже, чем при их изготовлении.
Анализ, расчеты и практика показывают, что структура ремонтной базы автомобильного транспорта должны состоять из предприятий трех типов, соответствующих уровню технологической сложности выполняемых ремонтных работ:
— мастерских АТП, выполняющих мелкий текущий ремонт без разборки агрегатов;
— без централизованного наиболее сложного текущего ремонта, связанного с разработкой агрегата для замены узлов;
— заводов по капитальному ремонту агрегатов, организационной основой которых должен являться не обезличенный метод ремонта.
В данном курсовом проекте, мы проводим расчет зоны ТО-1 в автотранспортном предприятии и делаем анализ организационных работ. А так же анализ работ по ТБ в зоне ТО-1.
1. Исследовательская часть
1.1 Характеристика автотранспортного предприятия
Значение автомобильного транспорта в развитии совершенствования производства возрастает. Особое внимание при этом уделяется повышению качества технического обслуживания и текущего ремонта – одному из важнейших условий правильного использования и технической готовности автомобилей, снижению ремонтно-эксплуатационных расходов.
Ремонт в условиях АТП должен производиться при наличии квалифицированного ремонтного персонала, необходимого оборудования и запасных частей.
Данное АТП находится в г.Барнауле, занимается перевозкой пассажиров. Это предприятие содержит 210 автомобилей марки ВАЗ-21102. В предприятии проводятся все виды ТО и ремонта.
Для поддержания парка автомобилей в исправном состоянии и обеспечении требуемой технической готовности предприятие располагает комплексом подразделений для проведения технического обслуживания и ремонта, в который входят необходимые здания, сооружения и оборудование. В комплекс ремонтных подразделений входит проектируемая зона ТО-1.
1.2 Характеристика зоны ТО-1
Зона ТО-1 предназначена для проведения технического обслуживания автомобилей, а также для ремонта автомобилей и обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением отдельных его агрегатов, узлов и деталей, достигших предельного состояния. Под ТО понимают совокупность операций (регулировочные, смазочные, крепежные), цель которых предупредить возникновение неисправностей (повысить надежность) и уменьшить изнашивание деталей (повысить долговечность), а, следовательно, длительное время поддерживать автомобиль в состоянии постоянной технической готовности и исправности к работе.
Зона ТО-1 работает по пятидневной рабочей неделе в одну смену с 8-00 до 17-00 с перерывом на обед с 12-00 до 13-00.
Разработка проекта зоны ТО-1 для автомобильного парка имеет большое значение, а выбор и расстановка оборудования произведены исходя из технологического процесса ТО и капитального ремонта автомобилей ВАЗ-21102.
2.1 Расчет годовой производственной программы
2.1.1 Выбор исходных данных
Исходные данные и задания для проектирования:
1. Тип подвижного состава – ВАЗ-21102
2. Списочное количество автомобилей Аспис. = 210
3. Пробег автомобиля с начала эксплуатации Ln = 242000 км
4. Среднесуточный пробег автомобиля Lcc = 400 км
5. Категория условий эксплуатации – 3
6. Природно-климатические условия – умерено-холодный климат
7. Количество рабочих дней в году Дрг = 253 дня
8. Время в наряде – 24 часа.
Исходные данные, принимаемые из нормативной литературы, заносим в таблицу 1.
Таблица 1 – Исходные данные
2.1.2 Корректирование периодичности ТО и ТР
Скорректированная величина периодичности ТО-1 и ТО-2 определяется по формуле:
L1 = Li*К1*К2*К3, [1, стр. 157]
где Li – нормативная периодичность ТО;
К1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории эксплуатации;
2.1.3 Корректирование пробега до ТО-2 и ТР по кратности среднесуточного пробега
Коэффициент кратности между значениями периодичности ТО среднесуточного пробега находится по формуле:
n1 = L1/Lсс, [1, стр. 149]
где L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Lсс – 400 км; L1 = 2880;
n1 = 2880/400 = 7,2 (принимаем 7).
Тогда принятое значение с нормативной периодичностью ТО-1 находится по формуле:
L1 = Lсс*n1, [1, стр. 150]
где n1 – коэффициент корректирования
Коэффициент кратности между значениями периодичности ТО-2 и принятого ТО-1 определяется по формуле:
где L1 и L2 – нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2;
n2 = 11520/2800 = 4,1 (принимаем 4).
Тогда принятое значение скорректированного ТО-2 определяется по формуле:
где L1- нормативная периодичность ТО-1;
n2 – коэффициент корректирования;
L2 = 2800*4 = 11200 км.
Коэффициент кратности между значениями средне циклового пробега принятой периодичности ТО-2 определяется по формуле:
n3 = Lкр/L2, [1, стр. 154]
где Lкр – норма пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Lкр = 129600; L2 = 11200;
n3 = 129600/11200 = 11,57 (принимаем 12).
Тогда принятое значение средне циклового пробега определяется по формуле:
Lкр = L2*n3, [1, стр. 154]
где L2 – нормативная периодичность ТО-2;
n3 – коэффициент корректирования;
Lкр = 11200*12 = 134400 км.
2.1.4 Корректирование нормы дней простоя в ТО и ремонте
Корректирование нормы дней простоя в ТО и ремонте определяется по формуле:
dто и тр = d н то и тр * К4(ср), дн/1000 км [1, стр.155]
где К4(ср) – коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительность простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации.
Так как у нас пробег с начала эксплуатации 242000 км, а пробег для ВАЗ-21102 до КР равен 180000, то доля пробега с начала эксплуатации будет составлять 242000/180000 = 1,34. Тогда К4(ср) = 1,4
dто и тр = 0,3 * 1,4 = 0,42 дн/1000 км
2.1.5 Корректирование удельной трудоемкости ТО-1
Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта определяется по формуле:
tто-1 = t н то-1 * К1 * К2* К3* К4* К5, чел-ч/1000 км [1, стр.135]
где К1 = 1,2 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории эксплуатации
К2 = 1,0 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава
К3 = 1,1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий
К4 = 1,6 – коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительность простоя в ТО и ремонте в зависимости от пробега с начала эксплуатации
tто-1 = 2,3*1,2*1,0*1,1*1,6*0,95 = 4,6 чел-ч/1000 км
По результатам произведенных расчетов составим таблицу корректирование пробега автомобилей до ТО-1, ТО-2 и КР для автотранспортного предприятия (таксопарка).
Значение пробега в км
2.1.6 Расчет количества ТО на 1 автомобиль за цикл
Количество ТО-2 находится по формуле:
N2 = Lкр/L2-Nк, [1, стр. 136]
где Lкр – значение пробега до КР;
L2 – нормативная периодичность ТО-2;
Nк – количество КР за цикл;
Lкр = 134400 км; L2 = 11200 км; Nк = 1;
N2 = 134400/11200-1 = 11.
Количество ТО-1 находится по формуле:
N1 = Lкр/L1-Nк-N2, [1, стр. 136]
где Lкр – значение пробега до КР;
L1 – нормативная периодичность ТО-1;
Nк – количество КР за цикл;
N2 – количество ТО-2 на 1 автомобиль;
Lкр = 134400 км; L1 = 2800 км; Nк = 1; N2 = 11;
N1 = 134400/2800-1-11 = 36.
Количество ЕО находится по формуле:
Nео = Lкр/Lсс, [1, стр. 137]
где Lкр – значение пробега до КР;
Lсс – среднесуточный пробег автомобиля;
Lкр = 134400 км; Lсс = 400 км;
Nео = 134400/400 = 336
2.1.7 Коэффициент технической готовности
Коэффициент технической готовности по каждому автомобилю на предприятии определяется по цикловому пробегу:
αт = Дэ/(Дэ + Дто и тр + Дкр), [1, стр.137]
Дэ = Lкр/ Lсс,дн [1, стр.137]
где Lкр = 134400 км – расчетная величина, скорректированная норма межремонтного пробега
Lсс = 400 км – среднесуточный пробег
Дэ = 134400/400 = 336 дн
дни простоя в ТО и ТР за цикловой пробег:
Дто и тр = Lкр * dто и тр /1000, дн [1, стр.137]
где dто и тр = 0,42 – расчетная величина
Дто и тр = 134400*0,42/1000 = 57 дн
Дкр = dкр + dтранс, дн [1, стр.138]
где dкр = 18 дн – исходный норматив
dтранс = 0,15* d кр,дн – дни транспортировки [1, стр.138]
dтранс = 0,15*18 = 3 дн
αт = 336 /(336 + 57 + 21) = 0,81
2.1.8 Коэффициент использования автомобилей
Коэффициент использования автомобилей определяется по формуле:
αи = Дрг*Ки* αт /365 [1, стр.138]
где Дрг – количество рабочих дней в году
αт – коэффициент технической готовности
Ки = 0,93 – коэффициент системы использования технически исправных автомобилей по организационным причинам
αи = 253*0,93*0,81 / 365 = 0,52
2.1.9 Годовой пробег
Годовой пробег, определяется по формуле:
∑Lг = 365*Аи*lсс*αи, км [1, стр.140]
где Аи = 210 – списочное количество автомобилей АТП, шт
lсс = 400 км – среднесуточный пробег
αи – коэффициент использования автомобилей
∑Lг = 365*210*400*0,52 = 15943200 км
Коэффициент перехода от цикла к году находим по формуле:
hг = Lг/Lкр, [1, стр. 140]
где Lг = ∑Lг/ Аи – годовой пробег автомобиля;
Lкр – значение пробега до КР;
Lг = 15943200/210 = 75920 км; Lкр = 134400 км;
hг = 75920/134400 = 0,56
Годовая производственная программа определяется по формуле:
Nг = åLг/Lкр; [1, стр. 147]
Nг = 15943200/134400 = 119
Сменная программа рассчитывается по формуле:
Nсм = Nг/Дрг * Сcм * hг [1, стр. 147]
где Сcм = 1 – односменный режим работы;
Nсм = 119/253*1*0,56 = 1,36 (принимаем Nсм = 2)
2.1.10 Общая годовая трудоемкость ТО-1
Годовой объём работ (время, которое нужно затратить производственным рабочим для выполнения годовой производственной программы) представляет собой годовую трудоёмкость ремонта изделий в человеко-часах.
∑Тто-1 = tто-1*∑Lг/1000, чел-ч [1, стр.140]
где tто-1 = 4,6 чел-ч – скорректированная удельная трудоемкость;
∑Тто-1 = 4,6 * 15943200/1000 = 73338,7 чел-ч
2.2 Расчет универсальных постов ТО-1
Такт поста определяется по формуле:
τ = (tто-1*60/Рп) + tпер., [1, стр. 164]
где tто-1 – трудоемкость работ по ТО-1;
Рп – среднее количество рабочих, одновременно работающих на посту;
tпер – время передвижения автомобиля при установки его на посту;
tто-1 = 4,6; Рп = 2; tпер = 2;
Зная режим работы зоны и суточную производственную программу, определяется ритм производства:
Rто-1 = Тсн*С*60/Nс то-1, [1, стр. 165]
где Тсн – кратность рабочей смены зоны ТО-1;
С – количество смен работы зоны ТО-1;
Nс то-1 – суточная производственная программа зоны ТО-1;
Тсн = 7; с = 1; Nс то-1 = 17;
Количество универсальных постов для выполнения ТР определяется по формуле:
Хто-2 = Rто-1 /τ [1, стр. 165]
где τ – такт поста зоны ТО-1;
Rтр – ритм производства зоны ТО-1;
Хто-1 = 210/140 = 1,5 (принимаем 2 поста).
2.3 Расчет численности производственных рабочих
Количество исполнителей технологически необходимых и фактически являющихся на работу в зону ТО-1 рассчитывается по формуле:
Рт = ∑Тто-1 /Фм, чел [1, стр.158]
где ∑Тто-1 – годовая трудоемкость работ по зоне ТО-1;
Фм = 1860 – годовой фонд времени.
с – распределение людей, одновременно работающих на постах.
2.4 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса
Выбор метода организации технологического процесса определяется по сменной (суточной) программе Nс то-1 = 2, что меньше рекомендованной при поточном методе (Nс то-1 = 6 – 8) обслуживаний, поэтому в данном случае должен быть применен либо метод тупиковых специализированных постов, либо метод универсальных постов. Метод универсальных постов приводит к частым переходам рабочих определенных специальностей между постами, к передвижению с места на место с оборудованием и приспособлениями. Чтобы этого избежать, приходиться большинство постов оснащать целым набором технологического оборудования, заведомо зная, что потребность в нем будет возникать лишь эпизодически.
Метод специализированных постов создает возможность для более широкой механизации работ, способствует повышению трудовой и технологической дисциплины, снижается потребность в однотипном оборудовании, повышается качество ремонта и производительность труда. Таким образом выбираем метод тупиковых специализированных постов.
2.5 Распределение рабочих по постам специальности, квалификации и рабочим местам
Таблица 4 – Распределение рабочих по специальностям, квалификации и рабочим местам
Сцепление, КПП, привод колес, тормозная система
Рулевое управление, передняя и задняя подвеска
Диагностика и регулировка автомобиля.
Электро-оборудование и система питания.
2.6 Подбор технологического оборудования
В данном проекте предусмотрена организация ТО-1 на тупиковых постах специализированными звеньями рабочих, в зоне ТО-1 выполняются сопутствующие работы текущего ремонта.
Таблица 5—Перечень технологического оборудования
Передвижной пост слесаря авторемонтника
Установка для отсоса отработавших газов
Решётка деревянная под ноги
Комплект для проверки параметров тормозов
Ларь для обтирочных материалов
Шкаф для приборов и приспособлений
Ящик для инструмента
Тележка для транспортировки аккумуляторных батарей
Пожарный щит и ящик с песком
Бак для тормозной жидкости
Гидравлический передвижной подъемник
Компрессор для подкачки шин
Тележка для транспортировки
2.7 Расчет площади зоны ТО-1
Площадь зоны определяется по формуле:
Fто-1 = fo*Кn+Xто-1*fa, [1, стр. 167]
где fа – площадь автомобиля в плане;
Хто-1 – количество универсальных постов;
Кn – коэффициент плотности расстановки постов учитывающих наличие проходов и проездов;
fo – площадь оборудования, м.кв.;
fа = 1,65*4,33 = 7,14 м 2 ; Хто-1 = 2; Кn = 4,5;
Fто-1 = 11,159*5,0+2*7,14 = 70,075 мкв.
Принимаем площадь зоны 71 мкв, а именно 9 м в длину и 8 м в ширину.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1 Организация АТП
Рисунок 1 – Схема ТП обслуживания автомобилей в АТП
Отдельное помещение выделяется на АТП для проведения ТО-1. Одновременно в зоне обслуживают несколько автомобилей, располагают их обычно один за другим. Большую площадь занимают зоны ТО-2 и текущего ремонта (ТР), которые объединены в одном помещении. В этих зонах автомобили стоят сравнительно долго, и поэтому их располагают так, чтобы автомобили не мешали друг другу при въезде и выезде, а рабочим было удобно работать.
Техническое состояние автомобилей проверяют, как правило, перед направлением их в зоны ТО-1, ТО-2 или текущего ремонта. Эти работы проводят в пункте диагностики. Повторному контролю автомобиль, может быть подвергнут и после обслуживания и ремонта, а поэтому пункты диагностики находятся вблизи технических зон.
В подсобных производственных отделениях АТП производят контроль и ремонт деталей и узлов, снятых с автомобилей. Одни отделения обслуживают только ремонтную зону предприятия, а другие, кроме ремонтных работ, осуществляют профилактические работы.
3.2 Организация управления технической службой АТП
Техническая служба АТП призвана поддерживать подвижной состав в технически исправном состоянии в течение всего срока его службы, вплоть до списания. С этой целью техническая служба организует проведение всех видов профилактических работ, выполнение текущих ремонтов, подготовку автомобилей и агрегатов к направлению в капитальный ремонт, хранение автомобилей и выполнение ряда других функций.
Одновременно эта служба осуществляет контроль, за правильностью технической эксплуатации автомобилей на линии.
Организационная структура управления технической службой построена по линейному принципу, когда у каждого подразделения имеется один непосредственный начальник.
Структура управления АТП представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема структуры управления АТП.
Техническую службу возглавляет главный инженер АТП, которому подчинено несколько самостоятельных в функциональном отношении подразделений. Количество таких подразделений зависит от мощности и назначения предприятия, а также от принятой организационной структуры управления.
Ведущая роль среди всех технических подразделений АТП принадлежит производственному отделу (мастерским), которому подчинены все технические зоны, участки и цехи с рабочими. Оперативное руководство всеми работами отдел осуществляет через сменного технического диспетчера производства. На предприятиях автомобильного транспорта получила распространение централизованная система управления технической службой, которая является прообразом автоматизированной подсистемы управления всего АТП в целом. Она предусматривает четкое разделение административных и оперативных функций руководящего персонала и сосредоточение всей оперативной работы в центре управления производства (ЦУП).
Центр управления производством состоит из двух групп: группы оперативного планирования, куда входят технические диспетчеры производства, и группы обработки и анализа информации, которая имеет тесную оперативную связь с другими отделами АТП. ЦУП предусматривает проведение работ, основанных на технологическом принципе формирования производственных подразделений. При этом каждый вид технических воздействий выполняет специализированная бригада или участок. Бригада и участки, выполняющие однородные по характеру работы, объединяются в производственные комплексы.
При центре управления производством созданы пять самостоятельных комплексов: диагностики, технического обслуживания (включая ЕО, ТО-1, ТО-2), текущего ремонта и ремонтных участков (цехов) и, наконец, комплекса подготовки производства. В состав каждого комплекса входит несколько бригад и участков. Так в состав комплекса подготовки производства включается участок комплектации (подбор оборотного фонда, запасных частей) и промежуточный склад.
В функции отдела технического контроля (ОТК) входит проверка качества работ, выполняемых рабочими производственного отдела, а также контроль за техническим состоянием всех автомобилей независимо от их места нахождения. ОТК в административном отношении подчиняется либо главному инженеру, либо директору предприятия. Последнее предпочтительней, так как это повышает авторитет ОТК и создает его работникам более благоприятные условия для работы. Важным этапом в организации ОТК является подбор кадров, при котором должен действовать принцип: превосходство знания контролирующего над знаниями контролируемого. Работник ОТК должен хорошо знать технологический процесс, уметь не только обнаружить дефекты продукции, но и установить причину их появления, а также участвовать в разработках мероприятий по повышению качества выпуска изделий.
3.3 Организация рабочего места
Место, где производятся работы, должно быть так приспособлено, чтобы все содействовало наиболее успешному выполнению работы. В частности:
— вся обстановка работы должна способствовать повышению производства труда и качества, инструменты должны быть под руками, для них должны быть отведены удобные места;
— все рабочие приспособления должны быть в исправности и в достаточном количестве; для материалов тоже должны быть отведены соответствующие места, в которых эти материалы не приходилось бы разыскивать;
— помещение должно быть во всем соответствовать условиям работы в смысле освещения, температуры, влажности.
Всякая производственная работа должна быть предварительно подготовлена, то есть снабжена всем необходимым оборудованием для бесперебойного ее протекания. А именно:
— к началу работы должны быть подготовлены вполне соответствующие ей и вполне исправные инструменты;
— должны быть доставлены к месту работы все материалы и части, которые понадобятся при ее выполнении;
— если требуются чертежи или конструкции, они должны быть готовы, и выданы рабочему;
— специальные приспособления также должны быть готовы, и подобраны в соответствии с начинаемой работой.
Могут быть в корне изменены некоторые общепринятые способы работы с получением тех же, что и обычно, результатов, но другими, более скорыми и легкими способами. Инициатива и изобретательность отдельных рабочих могут сыграть здесь и во множестве случаев уже сыграли выдающуюся и решающую роль. Интенсивность труда каждого рабочего должна быть такой, чтобы в условиях хорошей подготовленности всего необходимого работа велась без всяких перерывов, без ослабления темпов. Одним из основных условий производительной работы являются четкое разделение труда и организация рабочей силы в соответствии с квалификацией и способностями. Таким образом, чтобы высококвалифицированный рабочий производил только высококвалифицированную работу, соответствующую его специальности, а всю подготовленную работу, не требующую квалификации, выполняли вспомогательные рабочие. Работа новатора помимо высоких достижений в отношении повышении производительности труда, то есть экономии рабочей силы, должна сопровождаться и экономией материалов. Ведь всякий материал тоже является результатом производительности чьего-то труда.
Использование полной максимальной мощности оборудования является обязательным.
4. Техника безопасности и мероприятия по охране труда и окружающей среды
Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств, предоставляющих предотвращение производственный травматизм, носит название техники безопасности.
Производственная санитария предусматривает мероприятия по правильному устройству и содержанию промышленных предприятий и оборудования (надлежащее освещение, правильное расположение оборудования и т.д.) создание наиболее здоровых и благоприятных условий труда, предотвращающих профессиональные заболевания рабочих. КЗоТ является основным положением по охране труда.
Промышленная гигиена ставит целью создания наиболее здоровых и благоприятных в гигиеническом отношении условий труда, предотвращающих профессиональные заболевания работающих.
4.1 Порядок проведения инструктажа
На автомобильных предприятиях организация работ по технике безопасности и производственной санитарии возлагается на главного инженера. В цехах и на производственных участках ответственность за безопасность труда несут начальники цехов и мастера. Осуществление мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии контролирует старший инженер по технике безопасности и профсоюзные организации ( если таковые имеются). Указания старшего инженера по технике безопасности может отменить только руководитель предприятия или главный инженер. Одним из основных мероприятий по обеспечению безопасности труда являются обязательный инструктаж вновь принимаемых на работу и периодический инструктаж всех работников предприятия.
Инструктаж проводит главный инженер по технике безопасности. Вновь принимаемых на работу знакомят с основными положениями по охране труда, правилами внутреннего распорядка, требованиями пожарной безопасности, средствами защиты работающих и способами оказания первой доврачебной помощи пострадавшим и т.п. Особое значение имеет инструктаж на рабочем месте с показом безопасных методов работы.
Все работники независимо от производственного стажа и квалификации должны один раз в шесть месяцев проходить повторный инструктаж, а лица, выполняющие работы повышенной безопасности (сварщики и др.) – один раз в три месяца.
4.2 Требования безопасности при ТО и ремонте автомобиля
При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобиля с работающим двигателем, за исключением случаев его регулировки.
Подъёмно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. Во время работы не следует оставлять инструменты на краю смотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля. При сборочных работах запрещается проверять совпадение отверстий в соединяемых деталях пальцами: для этого необходимо пользоваться специальными ломиками, бородками или монтажными ключами.
Во время разборки и сборки узлов и агрегатов следует применять специальные съёмники и ключи. Отвёртывать гайки зубилом и молотком не разрешается. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами.
Повышенную опасность представляют операции снятия и установки пружин, поскольку в них накоплена значительная энергия.
Эти операции необходимо выполнять на стендах или с помощью приспособлений. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными и перепускными клапанами. Рабочий инструмент следует держать в исправном и чистом состоянии.
4.3 Требования производственной санитарии и промышленной гигиены
Помещения, в которых рабочие выполняют техническое обслуживание или ремонт автомобиля, должны находиться под ним, необходимо оборудовать смотровыми канавами, эстакадами с направляющими предохранительными ребордами или съёмниками.
Приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление выделяемых паров и газов и приток свежего воздуха. Естественное и искусственное освещение рабочих мест должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.
На территории предприятия необходимо наличие санитарно-бытовых помещений – гардеробных, душевых, умывальных.
4.4 Меры пожарной безопасности
Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования: курить только в специально отведённых местах; не пользоваться открытым огнём; разлитое масло и топливо убирать с помощью песка и т.п.
Успех ликвидации пожара зависит от быстроты оповещения, о его начале и введении в действие эффективных средств пожаротушения. При невозможности тушения водой горящую поверхность накрывают специальными асбестовыми покрывалами, используют пенные либо углекислые огнетушители.
4.5 Меры электробезопасности
Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземление. При переходе электрифицированным инструментом с одного места на другое нельзя натягивать провод.
Работать с электрифицированным инструментом, с напряжением, превышающим 42 вольта можно только в резиновых перчатках стоя на резиновом коврике. В помещении без повышенной опасности можно использовать переносные лампы напряжение не превышающем 42 вольта.
4.6 Расчёт освещения в зоне ТО-1
Расчёт естественного освещения сводится к определению числа оконных проёмов при боковом освещении.
Световая площадь оконных пролётов зоны рассчитывается по формуле:
где Fто-1 = 108 м 2 – площадь пола зоны ТО-1;
а – световой коэффициент;
а = (0,25+ 0,30), принимаем а = 0,28;
Fок = 71 * 0,28 = 20 м².
Принимаем 4 оконных проёмов общей площадью 20 м², что обеспечивает необходимую освещённость зоны ТО-1. А именно 2,5 метра высотой, 2,0 метра шириной.
Общая световая мощность ламп:
где R – норма расхода электроэнергии Вт*м²; принимаем равной 15 ВТ* м²
Wосв = 15 * 71 = 1065 Вт
Берем 5 ламп накаливания мощностью каждой из них по 200 Вт, и 1 лампу на 75 Вт.
4.7 Расчёт вентиляции
В зоне ТО-1 предусмотрена естественная вентиляция, а при выполнении определённых операций с вредными для здоровья веществами, используется искусственная вентиляция.
Исходя из объёма помещения и кратности объёма воздуха, рассчитываем производительность вентилятора:
Где Vц = h*Fто-1 – объём помещения, м 3 ;
h = 4,2 м – высота цеха;
Vц = 71 * 4,2 = 298,2 м 3 ;
Ка = 4 – кратность объёма воздуха;
При курсовом проектировании, я изучил структуру и методы работы АТП и в частности зоны ТО-1. Произвел расчеты для данной зоны, а именно годовой объем работ, площадь, численность рабочих. Подобрал для данной зоны ТО-1 оборудование.
Изучил организацию работы АТП и в частности зоны ТО-1, произвел расчет освещения и вентиляции зоны.
Акцентируется внимание на технику безопасности, производственную санитарию, экологию и другие технологические показатели.
Количество автомобилей 210 штук
Годовая трудоемкость работ 73338,7 чел/ч
Число производственных рабочих 5 чел
Площадь участка 71 м 2
Площадь оконных проёмов 20 м 2
Мощность ламп 1065 Вт
Список используемой литературы
1. Борзых И.О., Суханов Б.Н., Бедарев Ю.Ф., «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», М.: «Транспорт», 1985.
2. Анисимов А.П. «Организация планирования и планирование работы автопредприятий»- М.: Транспорт, 1982.
3. Баранов Л.Ф. «Техническое обслуживание и ремонт машин», М.: «Урожай», 2001.
4. Барков Г.А. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», М.: «Россельмаш», 1972.
5. Плеханов И.П. «Автомобиль», М.: «Просвещение», 1977.
6. Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей, 1989 г.
7. Никитенко Н.В. Устройство автомобилей. Транспорт.,1988 г.
8. Швацкий А.А. Справочник механика, М.: Транспорт, 2000г.
9. Кузнецов А.С., Глазачев С.И. «Практическое руководство по ремонту и обслуживанию автомобилей ВАЗ «Ливр», 1997г.