- Что такое коэффициент использования веса автомобиля
- Показатели использования автомобилей
- Коэффициент использования пробега
- Коэффициент использования грузоподъемности
- Автотранспорт СССР часть 1
- Содержание материала
- Весовые показатели автомобилей и таркторов
- Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использования габаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Что такое коэффициент использования веса автомобиля
Показатели использования автомобилей
Эффективность использования автомобиля определяется коэффициентом использования пробега и коэффициентом использования грузоподъемности.
Коэффициент использования пробега
Коэффициент использования пробега показывает степень использования пробега автомобиля для выполнения полезной транспортной работы. Для подсчета коэффициента использования пробега нужно пробег автомобиля с грузом разделить на общий пробег.
Например, автомобиль за сутки совершил пробег 150 км, из них 90 км прошел с грузом. Коэффициент использования пробега составит 90 : 150 = 0,60.
Для повышения коэффициента использования пробега нужно максимально сокращать холостые пробеги, используя обратные рейсы для перевозки попутного груза.
Коэффициент использования грузоподъемности
Коэффициент использования грузоподъемности показывает степень использования грузоподъемности автомобиля. Для подсчета этого коэффициента нужно количество груза, фактически перевезенного автомобилем, разделить на количество груза, которое могло бы быть перевезено при полном использовании его грузоподъемности.
Например, автомобиль грузоподъемностью 4 т за две ездки перевез 6 т груза; при полном использовании грузоподъемности он мог бы перевезти 8 т груза. Коэффициент использования грузоподъемности в данном случае составит 6 : 8 = 0,75.
Для повышения коэффициента использования грузоподъемности необходимо подбирать автомобили соответственно количеству и виду груза, правильно укладывать груз в кузове, а при перевозке легковесных грузов наращивать борта платформы.
Коэффициент использования грузоподъемности можно значительно увеличить, если применять прицепы.
Автотранспорт СССР часть 1
Содержание материала
Номинальная грузоподъемность грузового автомобиля — масса перевозимого груза, указанная в технической характеристике автомобиля.
Номинальная пассажировместимость легкового автомобиля (включая водителя) или автобуса (бел водителя) — число перевозимых пассажиров, указанное в технической характеристике. Для автобусов обозначается по количеству мест для сидения и общему. Кроме того, для автобусов может указываться допустимая общая вместимость в часы пик.
Сухая масса автомобиля представляет собой массу незаправленного и неснаряженного автомобиля.
Собственная масса автомобиля — масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования.
Полная масса автомобиля — сумма собственной массы автомобиля и массы груза или пассажиров, перевозимых автомобилем.
Максимальная осевая нагрузка — нагрузка от величины полной массы, приходящейся на наиболее нагруженную ось (тележку).
Коэффициент использования массы — отношение номинальной грузоподъемности автомобиля к его собственной массе.
Примечание. Указанные параметры распространяются также на прицепной состав и автопоезда.
Основные параметры двигателей
* 1 кгс = 9,80665 Н.
** 1 л.с. = 0,7355 кВт.
Нумерация цилиндров двигателя начинается со стороны противоположной концу коленчатого вала двигателя, на котором закреплен маховик. При V-об-разном двухрядном расположении их номера начинаются с той же стороны, но при этом сначала нумеруется левый, а затем правый ряд. Нумерация цилиндров в правом ряду начинается с той же стороны, как и в левом ряду.
Рабочий объем двигателя — сумма рабочих объемов всех цилиндров, л:
Степень сжатия — отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания:
Эффективная мощность двигателя — действительная мощность на коленчатом валу. л. с:
где т — число тактов рабочего цикла двигателя.
Механический коэффициент полезного действия двигателя — отношение эффективной мощности к индикаторной:
Примечание. Индикаторную мощность Nе развиваемую двигателем, можно определить по индикаторной диаграмме.
Крутящий момент двигателя, кгс-м:
Литровая мощность двигателя характеризует эффективность использования рабочего объема цилиндров двигателя, л. с/л (кВт/л):
Литровая масса двигателя является показателем эффективности использования металла в двигателе, кг/л:
Удельная масса двигателя зависит от совершенства конструкции двигателя и степени его форсирования, кг/л. с. (кг/кВт):
Удельный расход топлива характеризует эффективность использования топлива в двигателе, г/л. с. ч (г/кВт-ч):
Скоростная характеристика двигателя представляет собой график зависимости эффективной мощности Nе двигателя, удельного расхода топлива и крутящего момента Мкр от частоты вращения коленчатого вала двигателя при постоянно открытой дроссельной заслонке или постоянном положении рейки топливного насоса.
Нагрузочная характеристика — это график часового и удельного расходов топлива в зависимости от мощности, развиваемой двигателем при постоянной частоте вращения коленчатого вала и изменяющемся открытии дроссельной заслонки в карбюраторе или изменяющейся подаче топлива насосом высокого давления.
Налоговая мощность двигателя (формула, принятая в СССР), налоговых л. с:
При подсчетах но этой формуле диаметр D цилиндра берется в сантиметрах, а ход S поршня — в метрах.
Весовые показатели автомобилей и таркторов
К весовым показателям относятся следующие:
ng = Ga-Go
,где Ga — полный вес
Go — собственный вес
Л = Qn/Qm
,где Qn — вес прицепа
Qm — полный вес транспортного средства
Весовые показатели наших отечественных моделей улучшаются с каждым годом и превосходят весовые показатели автомобилей и тракторов ряда иностранных фирм. Например, средняя грузоподъемность наших грузовых автомобилей примерно на 40—50% выше средней грузоподъемности грузовых транспортный средств в США и приближается к 3 т.
Коэффициент использования веса новых отечетсвенных моделе на 9—12% выше коэффициента использовании веса старых моделей и составляет примерно 0,923—1,115. Для большой грузоподъемности — этот коэффициент обычно выше, а для автомобилей повышенной проходимости ниже, чем для автомобилей средней и малой грузоподъемности.
Коэффициент использования веса характеризует рациональность конструкции данного класса. Чем выше коэффициент использования веса, тем рациональнее используются материалы в конструкции и тем меньше будет, при прочих равных условнях, расход эксплуатационных материалов. Повышение коэффициента использования веса не должно, однако, производиться за счет снижения надежности.
Следует отметить, что работа советских ученых над повышением качества материалов и улучшением конструктивных решений позволяет снизить действующие нормативы запасов прочности и тем самым еще более повысить коэффициент использования веса.
Коэффициент прицепной нагрузки характеризует способность буксировать прицепы.
Для автомобилей средней и малой грузоподъемности средняя величина коэффициента прицепной нагрузки составляет: Л—0,27—030, для большой грузоподъемности — Л=0,35-5-0,50. Для тракторов средняя величина коэффициента прицепной нагрузки составляет Л=0,5.
Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использования габаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова
Выбор наиболее рентабельного автомобиля для заданных условий эксплуатации осуществляется путем сопоставления эксплуатационных качеств нескольких автомобилей разных марок между собой.
Общими качествами, по которым оцениваются все автомобили, являются скоростные качества, надежность, легкость управления, безопасность, готовность к действию и т.д. Имеются специальные показатели, которые наиболее полно характеризуют эксплуатационные качества подвижного состава. В первую очередь это удельные приведенные затраты, также используются трудоемкость, энергоемкость и запас хода по топливу. Важное значение имеют следующие показатели:
1) грузовместимость автомобиля (прицепа) оценивается номинальной и объемной удельной грузоподъемностью, а также коэффициентом грузовместимости. Номинальная грузоподъемность q (т) – это максимально возможная по технической характеристике автомобиля масса перевозимого груза. Объемная удельная грузоподъемность – отношение номинальной грузоподъемности q к внутреннему объему кузова Vв:
Если плотность груза меньше , то грузоподъемность автомобиля используется не полностью. Коэффициент грузовместимости
характеризует степень использования грузоподъемности транспортного средства (ТС) при перевозке грузов с различной плотностью:
,
где: – отношение занятого объема кузова к его геометрическому объему.
Рис. 3.3. Зависимость грузовместимости от плотности перевозимого груза
При 1 ТС может быть загружено до номинальной грузоподъемности.
2) коэффициент использования габаритных размеров – отношение внутренней площади кузова к габаритной (у грузовых
=0,4..0,6)
3)коэффициент компактности – отношение грузоподъемности автомобиля к габаритной площади для грузовых
= 0.1. 0.5т/м
:
4) коэффициент использования массы – отношение грузоподъемности q к собственной полной массе автомобиля в снаряженном состоянии:
5) удельная грузоподъемность пола кузова – отношение грузоподъемности к площади пола кузова
.
Лекция №4 «Понятие эффективности транспортных средств»
4.1. Парк грузовых автомобилей, основные показатели и измерители работы
4.2. Использование грузоподъемности, пробег, коэффициент использования пробега, длина ездки
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.
Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели.
Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
(5.1)
где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:
(5.2)
где АДр – количество автомобиле-дней в работе;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:
(5.3)
где Пр – пробег с грузом, т-км;
Побщ – общий пробег, т-км
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок:
Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр). Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:
(5.4)
где Рф – фактический грузооборот, т-км;
Рв – возможная работа, т-км
Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Возможная работа определяется по формуле:
(5.5)
где Пр – пробег с грузом, км;
Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т
Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:
(5.6)
где Тобщ – общий тоннаж автопарка;
Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.
Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:
(5.7)
где По – общий пробег, км;
АДр – количество автомобиле-дней в работе.
Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:
(5.8)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Т – объём перевезённого груза, т
Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:
(5.9)
где Кис – коэффициент использования автопарка;
Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.
Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:
(5.10)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Тобщ – общий тоннаж автопарка.
Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:
(5.11)
где Т – общее количество перевезённого груза, т;
Тобщ – общий тоннаж автопарка, т
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость – это условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).
Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные
для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает
персонально каждому студенту преподаватель.
Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и
средняя грузоподъемность одного автомобиля.
Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.
По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.
Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта
Показатели | Значение |
Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т Среднесуточный пробег, км Среднее расстояние перевозок, км Коэффициент использования автопарка Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности Производительность в т-км на 1 автотонну Производительность в т на 1 автотонну Общий коэффициент использования автопарка |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности
использования сельскохозяйственной техники и транспортных
средств. Исходные данные представление в приложении Г.
Порядок выполнения задания
1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.
2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.
3. Выбрать вариант задания из табл. Г.2.
4. Рассчитать и заполнить табл. 5.3.
5. Выбрать вариант задания из табл. Г.3.
6. Рассчитать и заполнить табл. 5.4.
7. По результатам работы сделать выводы.
8. Ответить на контрольные вопросы.
Таблица 5.2 – Экономическая оценка эффективности использования тракторов в сельскохозяйственном производстве
Показатели | Расчетные значения |
Тракторообеспеченность, штук на га | |
Нагрузку площади на 1 трактор, га | |
Сменная выработка, усл. эт. га | |
Дневная выработка, усл. эт. га | |
Годовая выработка на физический трактор, усл. эт. га | |
Коэффициент сменности работы тракторов | |
Коэффициент использования тракторного парка | |
Общее число отработанных машино-дней | |
Общее число отработанных машино-смен |
Таблица 5.3 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Средняя длина ездки, км | |
Коэффициент использования пробега | |
Коэффициент использования грузоподъемности (статистический) | |
Коэффициент использования грузоподъемности (динамический) | |
Производительность подвижного состава, т | |
Среднее расстояние перевозки груза, км |
Таблица 5.4 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Время в наряде, мин. | |
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля | |
Техническая скорость, км/ч. | |
Эксплуатационная скорость, км/ч. |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Контрольные вопросы:
1. Как рассчитывается коэффициент использования пробега?
2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности?
3. Как определить интенсивность работы автопарка?
4. Назовите наиболее точный показатель производительности автопарка.
5. Какими мерами можно повысить коэффициент использования автопарка?