- Трансформация ритейла: иммерсивные технологии в условиях карантина
- Константин Попов
- Диджитал-трансформация ритейла
- Решения для иммерсивного шоппинга
- Интерактивная 3D-визуализация
- Виртуальная примерочная
- Виртуальный шоурум
- Виртуальный стилист
- Карантин поможет ритейлерам пережить кризис и выйти на новый уровень
- Куда нас погружают иммерсивные технологии
- Технологии расширенной реальности
- Панорамные и 360°-фото или видео
- 360°-видео
- Дополненная реальность
- Виртуальная реальность
- Разработки ВТБ
- Общие тенденции
- Что относится к ограничениям использования иммерсивных технологий
- Человеческий фактор – основная причина несчастных случаев
- Внедрение в процесс обучения иммерсивных технологий
- Преимущества виртуальных тренажеров
- Сферы использования иммерсивных технологий
- Литература
Трансформация ритейла: иммерсивные технологии в условиях карантина
Константин Попов
Из-за коронавируса посещаемость офлайн-магазинов резко упала. По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина столичные крупные торговые центры были закрыты. Но показатели стали снижаться еще до этого. Так, первый вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов отмечал снижение трафика в торговых центрах на 50% за последнюю неделю марта. Неутешительной статистикой поделился и «АФИМОЛЛ-Сити», посещаемость которого с 1 по 22 марта снизилась на 15,6% в сравнении с показателями января‑февраля.
В сложившейся ситуации многие ритейлеры надеются компенсировать потери с помощью электронной коммерции. Её рост единодушно предсказали 71% британских маркетологов. Для того чтобы эффективно конкурировать, брендам нужны сильные преимущества, одним из которых становятся иммерсивные технологии.
Это решения, которые приближают опыт онлайн-покупок к походу в обычный магазин. К иммерсивным технологиям относятся 3D-визуализация, виртуальные примерочные. Ритейлеры пытались использовать такие решения на протяжении последних пяти лет, но все они оставались скорее экзотикой, без возможности масштабирования и повсеместного использования. Похоже, их звездный час наступает только сейчас.
Диджитал-трансформация ритейла
Управляющий директор и старший аналитик инвестиционной компании BMO Capital Симеон Сигел считает, что работа на дому вследствие карантина приведет к росту нерабочего времени, проведенного за экраном. А чем больше времени пользователи проводят онлайн, тем выше вероятность привлечь их внимание и побудить к покупке.
Коронавирус может стать толчком для развития онлайн-ритейла, повторив ситуацию 2003 года. Тогда эпидемия атипичной пневмонии (SARS) способствовала росту рынка электронной коммерции в Китае. Например, начиная с марта 2003 года B2B-платформа Alibaba пополнилась 4000 новыми участниками, на ней стало появляться 9000 объявлений каждый день, что в 3–5 раз больше, чем до SARS.
Ритейлеры применяют иммерсивные технологии для создания покупательского опыта, близкого к привычному походу в магазин. Так, французский бренд премиум-класса BA&SH представляет свои коллекции в интерактивном формате 3D View. Директор по управлению данными BA&SH Александра Нерви отмечает важность того, что пользователь может изучить высококачественные материалы и дизайн в виде 3D-изображений с 4К-разрешением, поворачивая и увеличивая их одним касанием пальца. Подобную технологию предлагает сервис Cappasity.
Решения для иммерсивного шоппинга
AR- и 3D-технологии меняют то, как клиенты совершают покупки и в интернете, и в магазине. Если учесть, что в 2020 году с помощью AR-технологий будут покупать 100 миллионов пользователей по всему миру, и учитывая, что 3D-контент является основой любого AR-сценария, его значение трудно переоценить. Сейчас среди наиболее перспективных направлений иммерсивного шоппинга можно выделить следующие.
Интерактивная 3D-визуализация
Ритейлеры получают возможность демонстрировать товары в формате 3D и AR как на сайтах интернет-магазинов, так и в мобильных приложениях. Любой товар можно рассмотреть в мельчайших подробностях в 4K-разрешении и перенести в физическое окружение с помощью дополненной реальности. Это обеспечивает пользовательский опыт, гораздо более близкий к традиционному походу в магазин, чем картинки и видеоролики.
Важно отметить, что скорость и стоимость производства 3D-контента зависят от применяемой технологии. Например, если производить его вручную с помощью 3D-моделирования, придется потратить сотни долларов на оцифровку каждого товара. А если использовать, например, формат Cappasity, при котором изображение создается из видео- и фотоматериалов, можно уложиться в гораздо более скромный бюджет.
Виртуальная примерочная
Решение, которое позволяет автоматически определить размеры тела человека, используя технологии машинного обучения и компьютерного зрения. Программа виртуально примеряет товары, давая покупателю эмоции, подобные тем, которые он испытывает при офлайн-шоппинге. Ритейлер не только завоевывает лояльность покупателя, но также на 5–30% (в зависимости от типа товара и сезона) увеличивает конверсию. Благодаря более детальному ознакомлению с товаром покупатель будет реже возвращать покупки.
Виртуальный шоурум
Виртуальные шоурумы позволяют байерам лучше оценить качество материалов и дизайн товаров в сравнении с обычными фотографиями. Личное присутствие при этом не требуется. Всё благодаря фотореалистичным 3D-копиям, которые воспроизводят товар, давая возможность рассмотреть его со всех сторон и даже спроецировать на реальное окружение с помощью AR-технологий.
Виртуальный стилист
Решение, которое снимает основные замеры человека, определяет цветотип и особенности фигуры для формирования предложения по выбору одежды. Как правило, для этого пользователю необходимо лишь загрузить несколько собственных фотографий. Они будут обработаны с применением алгоритмов компьютерного зрения. Интернет-магазин, оснащенный подобным решением, автоматически создает луки, исходя из имеющихся в базе товаров и собранных метрик.
Для пользователя будет составлен образ из одежды, обуви и аксессуаров, представленных в магазине. Причем все они будут подходить ему по размеру и цветотипу, а также представлять собой модное и стилистически грамотное сочетание.
Карантин поможет ритейлерам пережить кризис и выйти на новый уровень
Согласно исследованию Gartner, обороты ритейлеров, которые лидируют по показателям клиентского опыта, будут расти. Иными словами, бренды, с которыми просто, удобно и приятно взаимодействовать, намного успешнее. Покупатель хочет изучать товар онлайн так, как в магазине: рассматривать детали с разных углов, приближать, отдалять, оценивать фактуру и оттенки. Поэтому лучший клиентский опыт невозможен без интеграции иммерсивных технологий.
Уже очевидно, что пандемия COVID-19, а точнее, повсеместный карантин, станет стимулом для роста электронной коммерции и, как следствие, дополнительной мотивацией к использованию иммерсивных технологий, улучшающих покупательский опыт. Вопрос только в том, как быстро ритейлеры адаптируют свою стратегию к новой действительности.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Куда нас погружают иммерсивные технологии
Термин «иммерсивный» сейчас стал общеупотребительным, его можно встретить в отчетах таких именитых исследовательских компаний (strategic future search) как Gartner (immersive experience) или CBInsights.
Технологии расширенной реальности
Иммерсивные технологии также называют технологиями расширенной реальности. В их список входит виртуальная и дополненная реальность, а также 360°-видео. Они обеспечивают эффект полного или частичного присутствия в альтернативном пространстве и тем самым изменяют пользовательский опыт в абсолютно разных сферах. В этом посте мы расскажем о том, на каком уровне эти технологии находятся сегодня, как они реализуются и используются для бизнеса.
Для начала определимся с терминами и сокращениями, которые вы можете увидеть в отчетах, статьях и презентациях:
Иммерсивный (eng. immersive – погружать) — технологии полного или частичного погружения в виртуальный мир или различные виды смешения реальной и виртуальной реальности.
RR (real reality) — дословно «реальная реальность» или объективная реальность, в которой мы находимся и которую воспринимаем органами чувств. Примечательно, что реальную реальность приходится определять. Но ведь надо понимать, с чем мы смешиваем виртуальную реальность.
VR (virtual reality) — виртуальная реальность — полностью смоделированная реальность с применением современных технологий. Это не только 3D или 360 сцены, это также звук, тактильные ощущения и даже запахи. Об этом подробнее чуть позже.
AR (augmented reality) — дополненная реальность — augmented надо переводить скорее как «добавленная». То есть мы добавляем в нашу реальную реальность (RR) элементы виртуальной, смоделированной реальности.
MR (mixed reality) — смешанная реальность — термин появился благодаря запуску Windows Mixed Reality. С одной стороны, сам термин позволяет, на мой взгляд, отстроиться от конкурентов. С другой, говорит о некоем конкретном типе устройств и способов смешения реальности. Хотя по сути это VR с некоторыми дополнениями RR. Или AR с применением Hololens.
XR (extended reality) — расширенная реальность — это общее название для AR- и VR-технологий.
360-фото, видео — контент, состоящий из одной 360°- или нескольких сшитых фото и видео. Распространены также 360°-трансляции. Russia Today делает очень много такого контента, его можно посмотреть в кардборде с любым более-менее мощным телефоном.
Теперь разберем подробнее, что скрывается под этими аббревиатурами.
Панорамные и 360°-фото или видео
В фотоаппаратах доступны довольно давно, с 2018 года поддерживаются фейсбуком. По сути это сшитые с помощью алгоритмов последовательные наборы снимков. Делать их можно как одной камерой, так и специальными 360°-камерами. Это очень удобный формат, с помощью которого вы, например, можете пойти на виртуальную экскурсию в Пушкинский музей.
360°-видео
Как реализуется. 360°-камеры снимают окружающее пространство, после чего полученные видеоролики сшиваются в специальных программах. Существуют и бесшовные решения, но они более затратны для бизнеса. Иногда в уже готовое видео добавляется дополнительная графика.
Сейчас также распространены «панорамные» онлайн-трансляции. Когда у вас есть несколько точек с панорамным обзором, достаточно установить оборудование и начать съемку. Но такой формат имеет довольно высокие требования к аппаратному обеспечению, а также требует тщательной настройки звука.
Где используется. Эта технология широко применяется при демонстрации недвижимости. Нехитрый поиск в Google выдаёт множество B2B-агентств, которые делают виртуальные туры для нужд риэлторов и застройщиков: 360 Real Estate, 360walkthruproperty, Forj и другие.
Панорамные видео используются и в СМИ. Выше я уже давал ссылку на проект RT 360, который дает зрителю возможность «присутствовать в моменте» — будь это празднование Нового Года в Берлине или международный кубок по супербайку. Помимо размещения в интернете, такие иммерсивные материалы также демонстрируются на постоянной выставке Управления ООН по вопросам космического пространства в Вене.
Дополненная реальность
Как и многие инновационные технологии, дополненная реальность появилась в середине прошлого века для военных разработок. Ее планировали и затем успешно начали применять для проецирования на стекло гермошлема или лобовое стекло истребителя важных показаний приборов, чтобы сократить время получения информации и повысить скорость реакции летчиков.
Сегодня развивается несколько направлений дополненной реальности. Самое распространенное — это AR в смартфоне. Apple уже несколько лет развивает свой AR kit. Сегодня в мире насчитывается более 5 млрд смартфонов, и потенциально это очень большой охват для продуктов с AR. Яркий пример успеха — это игра Pokemon Go, которая прогремела на весь мир. Есть маркетинговые проекты, в которых, например, в AR разбрасываются монетки, а пользователь должен их искать и собирать, чтобы получить скидку. Монетки разбросаны так, что по ним как по крошкам пользователь приходит на порог магазина. Также стоит вспомнить недавно запущенный в США проект Google Street, который помогает с навигацией. Востребованы также и более простые сценарии: например, в 2017 году Positive Technologies выпустила мерч — календарь и ежедневник, на которых картинки оживали при наведении телефона.
Другие устройства для работы с дополненной реальностью — это очки дополненной реальности. Google Glass — пока не совсем состоявшийся проект. Hololens, проект Microsoft — это дорогое решение, но его преимущество в том, что оно сразу интегрировано с экосистемой компании. Кроме того на рынке много других очков дополненной реальности — от Ericsson, Huawei и многих других крупных компаний и стартапов.
Отдельные решения реализуются для промышленности по модели подписки, которая включает консультации и ремонт оборудования.
Как реализуется. Проецирование виртуального объекта в реальный мир может осуществляться с помощью телефона. Часто используются метки, проецирование на стекло автомобиля, самолета, очков — например, в очках Microsoft Hololens. Если использовать технологию виртуальной реальности на улице, то нужно уделять особенное внимание освещению, так как при слишком ярком свете AR-объекты могут выглядеть тусклыми. В целом, хоть это и не самая совершенная технология, даже она позволяет делать развлекательные приложения.
Где используется. Голограммы, наложения картинок в прямом эфире телеканалов, использование интерактивных мониторов — это те воплощения AR, которые кажутся нам уже привычными. Однако есть и более неожиданные примеры использования технологии.
Например, Pepsi Max использовала AR-технологию для создания своего рекламного ролика. Компания установила специальные мониторы дополненной реальности на одной из лондонских остановок и засняла реакцию случайных прохожих.
Еще один пример — планирование интерьера IKEA:
Дополненная реальность — это, как я уже говорил, один из секретов успеха PokemonGo, Также фишка приложения Argon4 на AR Browser SDK, с помощью которого можно, например, предоставлять справочную информацию о достопримечательностях при наведении на них камеры смартфона.
Что касается AR в очках, то эта сфера пока менее развита, поскольку нынешние модели довольно громоздкие и дорогие. Но с каждым годом очки становятся все легче и симпатичнее. Еще одно направление AR — это проецирование на контактные линзы. Его недостаток пока что в том, что на линзе видно сетку. Но при этом достоинств у такого метода множество.
Виртуальная реальность
Как реализуется. Виртуальная реальность — это прежде всего визуальное и звуковое наполнение. Звук в данном случае имеет ключевое значение: он дополняет виртуальность и создает эффект присутствия в нереальной локации за счет имитации отражения и направления звуковых волн.
Попасть в альтернативную, виртуальную реальность можно, например, надев специальные очки. Разделяя картинку перед глазами на две части, они создают стереоскопический эффект. При наличии трекинга для положений тела виртуальное пространство будет также учитывать движения головы и туловища.
Есть и другие способы попасть в виртуальную реальность:
Почти все крупные производители телефонов и ноутбуков выпустили свои шлемы виртуальной реальности: они есть у HTC, Lenovo, Xiaomi, Samsung, Oculus и других компаний. Некоторые пытаются создать экосистему: например, HP продвигает линейку ноутбуков и шлемов с манипуляторами и внешним трекингом.
Для таких решений используют уже другое название — mixed reality. На самом деле, оно больше маркетинговое, появилось вместе с релизом Windows Mixed Reality — платформы для разработки приложений. По своей сути это конструктор с 3D моделями, определенным набором ассетов в комплекте. С точки зрения качества создаваемого продукта, решение Windows куда слабее, чем движки Unreal Engine и Unity. У них, в отличие от платформы Windows Mixed Reality, есть не только возможность разрабатывать и создавать виртуальные объекты, работать с текстурами и со светом, но также создавать определенную бизнес-логику.
Где используется. Интересный проект в области VR сделала IKEA. Компания предложила своим клиентам надеть специальные очки и оказаться на виртуальной кухне. Здесь с помощью джойстика они могли прочитать книгу рецептов, приготовить тефтели, отправить продукты на переработку.
С виртуальной реальностью экспериментирует и немецкий перевозчик Deutsche Bahn. Уже четыре года компания предлагает своим потенциальным сотрудникам надеть VR-очки и продемонстрировать свои способности в симуляции реального рабочего дня.
Израильская технологическая компания Actiview и вовсе разработала платформу для дистанционного найма сотрудников с использованием VR-технологий. «Симуляция в виртуальной реальности позволяет нам контролировать то, что пользователь видит, слышит, чувствует. Мы видим его поведение и можем собирать эти данные», — комментирует Рой Элишков, вице-президент компании по стратегии и развитию бизнеса.
Применением VR в разных сферах занимаются и российские компании. Например, Modum Lab создает в VR проекты для обучения и других сценариев.
Разработки ВТБ
Мы в ВТБ тоже работаем над несколькими «виртуальными» кейсами. Первый из них — сервис VR-голосования для акционеров в формате виртуальной реальности, интегрированный с роботом-консультантом. Мы использовали этот продукт в рамках годового собрания акционеров банка в июне 2019 года. Сервис легко трансформируется: мы рассчитываем, что он может быть адаптирован для голосования акционеров в любых крупных организациях, сопоставимых по масштабам с ВТБ. А разработан он был для дочерней компании «ВТБ Регистратор», входящей в Группу ВТБ.
Второй кейс, который сейчас находится на стадии пилотного проекта, — это VR-инвестиции, главная цель которых — онбординг клиентов для брокерского обслуживания. Здесь VR — это способ дистанционной доставки первоначальной автоматической консультации в формате квеста. За 5 минут VR-сеанса пользователь полностью «погружается» в мир инвестирования, выбирает цель составления портфолио, узнает, какие возможности дают брокерские продукты ВТБ. После этого менеджер помогает клиенту открыть брокерский счет и перевести на него средства. С точки зрения бизнеса этот кейс позволяет оптимизировать затраты на обучение сотрудников и число необходимых менеджеров для продажи продуктов брокерского обслуживания.
VR имеет большой потенциал и для ипотечного бизнеса банка. Мы запустили платформу «VR-ипотека ВТБ» — площадку, объединяющую застройщиков и клиентов. Она предоставляет сервис дистанционного консультирования и дистанционного просмотра недвижимости. Платформа позволяет создать виртуальное пространство с возможностью выбора конфигурации квартиры, ипотечным калькулятором и встроенными инструментами продаж, а также подключением консультанта, который дистанционно из другого региона проконсультирует потенциальных покупателей.
AR может стать универсальным инструментом для трансляции персонализированных маркетинговых предложений нашим клиентам. Правда, пока пользователи в целом еще далеки от того, чтобы, например, наводить камеры смартфона на заинтересовавший плакат в отделении банка. Так что нам стоит иметь это в виду при разработке стратегии внедрения AR и предлагать клиентам небанальные игровые сценарии, побуждая их к новому формату взаимодействия.
Общие тенденции
Напоследок попробую обобщить опыт отрасли и предположить, что будет дальше. Стремясь к реалистичному изображению, мы столкнемся с ограничениями графики и скорости обработки информации. Выходом могут стать гибридные системы с участием облаков. При этом текущее «мультяшное» изображение все равно позволяет делать «погружающий» контент, так как для мозга этого достаточно. Попробуйте пройтись по VR-доске над VR-пропастью.
Проникновение VR-шлемов сейчас небольшое, поэтому мы создаем VR-инсталляции в наших офисах и приглашаем туда потребителей. Понятно, что у такого подхода есть перспектива для продажи дорогих и сложных продуктов — недвижимость, яхты, автомобили, экскурсионные туры. Ключевым здесь является переход от решений adhoc, то есть приложений, реализующих конкретный кейс, к целым платформам XR, которые позволят покупателям и продавцам находить друг друга.
В сфере иммерсивных технологий пока не видно резкой монетизации, игроки действуют будто на ощупь. Причина в том, что не так много людей пользуются расширенной реальностью в повседневной жизни. Чтобы их попробовать, нужно как минимум скачать дополнительное приложение — это усложняет путь получения технологий конечным потребителем.
Во всех этих разработках нет значительной геймификации, напротив — есть стремление к реалистичности. Создание инструментов легкого взаимодействия — это как раз-таки главная задача для разработчиков, развитие контента сейчас вторично по отношению к развитию UX/UI. Разрешение картинки пока еще низкое и она не фотореалистичная, поэтому технологиям есть куда расти и развиваться. Совершенствование пользовательского опыта связано с производительностью процессоров, со скоростью передачи и обработки данных.
Возможно, скоро появятся гибридные решения: например, обработка изображения будет производиться на сервере в режиме онлайн и далее оно будет передаваться через радио, Wi-Fi или Bluetooth-канал на мобильный шлем пользователя. Однако пока это только предположения. В любом случае, мы уверены, что иммерсивные технологии найдут применение во многих отраслях, в том числе и в нашей, финансовой. опубликовано econet.ru
Автор: Сергей Лукашкин
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Что относится к ограничениям использования иммерсивных технологий
В строительстве и промышленности.
Строительство, добыча полезных ископаемых, а также обрабатывающая промышленность относятся к сферам с наиболее высокой смертностью сотрудников. В основе причин несчастных случаев в этих отраслях чаще всего лежит человеческий фактор. Индустриальные и строительные компании стремятся к нулевому травматизму. Поэтому они осознают, насколько важно повышать качество обучения персонала и для этого внедряют в производственный процесс решения на основе иммерсивных технологий.
В число иммерсивных технологий, повышающих квалификацию сотрудников промышленных компаний и снижающую число несчастных случаев на производстве, входят, например виртуальные или 3D-тренажеры для обучения работе с оборудованием или работе на высоте. Такие симуляторы заменяют практику на реальных объектах и позволяют отработать навыки в безопасной среде. Кроме того, с помощью виртуальной реальности можно моделировать любые аварийные ситуации, которые недопустимо создавать на действующих предприятиях. Все это в последствии и помогает снижать влияние человеческого фактора на производстве и в строительстве, а значит минимизировать вероятность травматизма, аварий или даже смертей на стройках и предприятиях.
Человеческий фактор – основная причина несчастных случаев
Внедрение в процесс обучения иммерсивных технологий
Для эффективной отработки навыков на производстве и в строительстве сотрудникам необходима не только теория, но и практика с максимальным вовлечением в рабочий процесс [4]. При этом содержать большое число тренировочных стендов довольно дорого и сложно даже для крупного бизнеса. На некоторых объектах сотрудники занимаются практикой прямо на реальном оборудовании. Это в свою очередь может обернуться несчастными случаями и поломками дорогостоящей техники.
Решением для многих индустриальных компаний становится внедрение в процесс обучения иммерсивных технологий. К ним можно отнести виртуальную реальность (virtual reality, VR), дополненную реальность (augmented reality, AR), трёхмерную графику (3-dimensional, 3D), смешанную реальность (mixed reality, MR), расширенную реальность (extended reality, XR) и другие технологии. С помощью тренажеров на их основе можно отрабатывать регламентные операции и аварийно-опасные ситуации в безопасной среде. Например, проводить работы на высоте или тушить пожар в виртуальной реальности.
Преимущества виртуальных тренажеров
Такие тренажеры легче масштабировать и вносить в них изменения. За счет этого внедрение виртуальных тренажеров иногда экономически более целесообразно, чем создание физических. Так, в рамках предпроектного обследования для «Росэнергоатома» мы пришли к выводу, что создание виртуального тренажера электротехнического оборудования для десяти станций обойдется концерну в пять раз дешевле, чем разработка физического аналога для такого же количества объектов.
При этом эффективность отработки навыков с помощью виртуальной реальности может быть сравнима с обучением на реальных объектах [5, 6]. Она позволят смоделировать сценарии обучения, которые сложно или вообще недопустимо создавать в реальности. Речь идет об аварийных ситуациях, например, пожаре или аварии на электрораспределительных сетях. Технология позволяет воссоздать любой контент в зависимости от специфики индустрии. Благодаря этому сотрудники смогут найти причину аварии и устранить её, а в последствии не допустить ее в реальности.
Если говорить о сфере строительства, то перед выполнением ряда задач сотрудникам необходимо проходить обучение и сертификацию. К таким задачам можно отнести, например, работы на высоте. При этом даже работники с сертификатами продолжают совершать ошибки и падать, поскольку им не хватает практики в такой ситуации. С помощью виртуального тренажера можно дополнительно проверять уровень знаний сотрудников перед выходом на стройплощадку, а также организовывать их практику перед началом высотных работ.
Примером подобных внедрений также может служить виртуальный тренажер по сборке и разборке оборудования, созданный нашими специалистами для крупной нефтяной компании на Ближнем Востоке. Его используют для отработки навыков безопасного проведения работ на предприятии и снижения рисков остановов производства из-за человеческого фактора.
Подобные тренажеры можно внедрить в ИТ-ландшафт предприятия, например, в систему управления обучением (англ. learning management system, LMS). Такой проект мы сделали для компании «Мособлгаз». 3D-тренажер для обучения персонала работе на газораспределительной подстанции интегрирован с корпоративной системой дистанционного обучения компании. Благодаря этому все сотрудники компании могут планировать свое обучение. Кроме того, решение дает возможность контролировать степень усвоения материала обучающимися. С помощью него можно проходить курсы удаленно. Для этого можно использовать стационарные компьютеры или смартфоны. Это особенно актуально для сотрудников территориально распределенных предприятий или же когда работникам нужно обучаться дома, например, в условиях самоизоляции. За счет внедрения подобных решений удается сократить расходы на командировки в рамках программ корпоративного обучения, а также снизить риски травматизма и неплановых простоев оборудования.
Сферы использования иммерсивных технологий
Согласно исследованию, PwC, IDC, Digital Leader и КРОК виртуальная и дополненная реальность – одни из тех технологий, которые получат наибольшее развитие из-за пандемии коронавируса [7].
Уже сейчас стало возможным использование виртуальной реальности для совместного проектирования, а также согласования чертежей и моделей в удаленном формате. Точную копию любого проекта можно визуализировать в виртуальной реальности без каких-либо искажений. Затем ее можно обсудить, например, с заказчиком проекта с помощью шлемов виртуальной реальности. Это позволяет быстрее согласовывать проекты, что особенно актуально сегодня, когда многие сотрудники работают из дома.
С помощью таких решений на экран перед глазами сотрудника выводится дополнительная информация в виде изображений, текста, символов, статистики и т.д. К примеру, можно демонстрировать информацию о последовательности действий при проверке оборудования или идентификации детали, которая требует ремонта.
Дополненную реальность можно использовать для удаленного консультирования специалистов на производстве. Он позволяет давать консультации работникам из любой точки мира в режиме реального времени, а также контролировать качество обслуживания или ремонта оборудования. Это необходимо в случаях, когда работы производятся на удалённом объекте, куда нельзя отправить большое количество специалистов. Находящийся в другом месте эксперт с помощью подсказок в дополненной реальности может помочь работнику «в поле» выполнить ту или иную задачу.
Каждый из описанных выше тренажеров делается специально под потребности определенного клиента. Сегодня на рынке нет единого выработанного инструментария, который позволяет создавать такие решения быстро. Поэтому разработчикам приходится создавать много индивидуальных наработок. При этом многим компаниям необходимо отрабатывать однотипные операции. В особенности это касается сценариев, где присутствуют опасные производственные факторы. К таким операциям можно отнести, например, грузоподъёмные или высотные работы.
Поэтому наша команда также создает готовые решения в основе, которых лежат эти операции. Это дает возможность достаточно быстро дорабатывать их под разные отрасли и специфические потребности каждого заказчика.
Литература
1. Сайт Министерство труда и социальной защиты «Итоги года: сфера охраны труда» https://rosmintrud.ru/labour/safety/321 (дата обращения: 22.04.2020).
2. Янчий, С. В. Анализ причин производственного травматизма в организации на основе применения статистического метода / С. В. Янчий, Н. Д. Дегтярев. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 95-100. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38850/ (дата обращения: 22.06.2020).
3. Сайт Министерство труда и социальной защиты «Замминистра Григорий Лекарев: Большинство несчастных случаев на производстве вызвано «человеческим фактором» https://rosmintrud.ru/labour/safety/307 (дата обращения: 22.06.2020).
4. Хафизов Ф.Ш., Кудрявцев А.А., Шевченко Д.И. Общая концепция интегрированной обучающей системы для трубопроводного транспорта нефти // Нефтегазовое дело. 2011. №. 5. С. 476-487.
5. Леус А. В. К выбору оптико-электронной системы комплекса виртуальной реальности // Автоматизация в промышленности. 2016. № 7. С. 35–37.
6. Соснин К. С. Особенности управления проектами на начальном этапе реализации // Проблемы науки. 2016. № 12 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-proektami-na-nachalnom-etape-realizatsii (дата обращения: 24.06.2020).
7. Исследование PwC, IDC, Digital Leader и КРОК «Технологии и тренды 2030» URL:https://research.digitalleader.org/ru/trendstechnologies?utm_source=report&utm_medium=email&utm_campaign=marina&utm_content=1906&fbclid=IwAR0tSAoJFTcNdaJApHai8qSaJZC8X6cZCsIimd1vSfd4TRBmihAbpMWMIx4 ●
ОБ АВТОРЕ
Илья Симонов, директор КРОК Иммерсивные технологии, специализирующейся на промышленном применении виртуальной
реальности (virtual reality, VR), дополненной реальности (augmented reality, AR), трёхмерной графики (3-dimensional, 3D), смешанной реальности (mixed reality, MR), расширенной реальности (extended reality, XR) и других технологий.