Что инициирует выполнение прецедента использования в диаграмме вариантов использования

UML — диаграмма вариантов использования (use case diagram)

Диаграммы вариантов использования описывают взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующих лиц, участвующими в процессе.

Важно понимать, что диаграммы вариантов использования не предназначены для отображения проекта и не могут описывать внутреннее устройство системы. Диаграммы вариантов использования предназначены для упрощения взаимодействия с будущими пользователями системы, с клиентами, и особенно пригодятся для определения необходимых характеристик системы. Другими словами, диаграммы вариантов использования говорят о том, что система должна делать, не указывая сами применяемые методы.

Вариант использования (use case)

image loader

В данном примере вариант использования Part включается в вариант использования Base.

image loader

В данном примере вариант использования Base расширяется вариантом использования Another.

image loader

В данном примере вариант использования Child обобщает вариант использования Base.

Действующее лицо (actor)

Действующее лицо является внешним источником (не элементом системы), который взаимодействует с системой через вариант использования. Действующие лица могут быть как реальными людьми (например, пользователями системы), так и другими компьютерными системами или внешними событиями.

Действующие лица представляют не физических людей или системы, а их роли. Эти означает, что когда человек взаимодействует с системой различными способами (предполагая различные роли), он отображается несколькими действующими лицами. Например, человек, работающий в службе поддержки и принимающий от клиентов заказы, будет отображаться в системе как «участник отдела поддержки» и «участник отдела продаж».

image loader

image loader

Описание варианта использования

Описания вариантов использования являются текстовыми пояснениями. Они обычно принимают форму заметки или документа, который каким-то образом прикрепляется к варианту использования и описывает процесс или активность.

Источник

Диаграмма прецедентов (вариантов использования) UML

Diagramma precedentov variantov ispolzovaniya UML 000003 1

Диаграмма прецедентов (вариантов использования) UML

Для чего используется техника креативности

Определить функциональные требования к системе.

Описать типичные взаимодействия между пользователями системы и самой системой и предоставить описание процесса её функционирования.

План действий

В разделе «Описание» изучите основной набор символов диаграммы прецедентов, необходимый для того, чтобы уметь читать диаграммы.

После ознакомления с другими разделами («Пример», «Применение») вы можете попробовать свои силы в самостоятельном составлении диаграмм прецедентов.

Замечания (описание)

Термин Изображение Описание
Сценарий Вся диаграмма вариантов использования (ВИС) Сценарий (scenario) – это последовательность шагов, описывающих взаимодействие пользователя и системы.
Актер diagrammaPrecedentov 002 Актер (actor) представляет собой некую роль, которую пользователь играет по отношению к системе.
Прецедент diagrammaPrecedentov 003 Обозначает выполняемые системой действия (могут включать возможные варианты), приводящие к наблюдаемым актёрами результатам.
include (включает) diagrammaPrecedentov 004 Сложный шаг в прецеденте можно представить другим прецедентом.
В терминах языка UML мы говорим, что первый прецедент включает (includes) второй.
Граница системы diagrammaPrecedentov 005 Позволяет обозначить границы систем или подсистем.

Как применять технику креативности

Прецеденты представляют собой ценный инструмент для понимания функциональных требований к системе. Первый вариант прецедентов должен составляться на ранней стадии выполнения проекта. Более подробные версии прецедентов должны появляться непосредственно перед реализацией данного прецедента.

Большая опасность прецедентов заключается в том, что разработчики делают их очень сложными и застревают на них. Обычно чем меньше вы делаете, тем меньший вред можете нанести. Если у вас немного информации, то получится короткий, легко читаемый документ, который явится отправной точкой для вопросов. Если информации слишком много, то вряд ли кто-то вообще будет ее изучать и пытаться понять.

Как научиться

Здесь мы попытались предоставить как можно более простой способ изучения диаграммы вариантов использования системы языка UML.

Как и многие другие языки он использует для описания набор знаков. Смысл этих знаков вы найдете в таблице в разделе «Замечания (описание)». Каждый знак имеет свое наименование (термин) и написание. Также каждый термин снабжен кратким пояснением, чтобы быстро уяснить его основную суть.

Далее мы бы рекомендовали перейти в раздел «Пример», чтобы попробовать свои силы в чтении разных диаграмм. Затем стоит изучить раздел «Применение», так как, хотя и количество типов диаграмм в UML невелико, максимум преимуществ от их использования вы сможете получить только если будете применять нужные диаграммы по назначению.

Пример использования

Прецеденты – это технология определения функциональных требований к системе. Работа прецедентов заключается в описании типичных взаимодействий между пользователями системы и самой системой и предоставлении описания процесса ее функционирования. Вместо того чтобы описывать прецеденты в лоб, я предпочитаю подкрасться к ним сзади и начать с описания сценариев. Сценарий (scenario) – это последовательность шагов, описывающих взаимодействие пользователя и системы. Поэтому при наличии онлайнового магазина, основанного на веб-сайте, мы можем использовать сценарий «Покупка товара» (Buy a Product), в котором происходит следующее.

Покупатель просматривает каталог и помещает выбранные товары в корзину. При желании оплатить покупку он вводит информацию о кредитной карте и производит платеж. Система проверя ет авторизацию кредитной карты и подтверждает оплату товара тотчас же и по электронной почте.

Подобный сценарий описывает только одну ситуацию, которая может иметь место. Однако если авторизация кредитной карты окажется неудачной, то подобная ситуация может послужить предметом уже другого сценария. В другом случае у вас может быть постоянный клиент, для которого проверка информации о покупке и кредитной карте не обязательна, и это будет третий сценарий.

Так или иначе, но все эти сценарии похожи. Суть в том, что во всех трех сценариях у пользователя одна и та же цель: купить товар. Пользователь не всегда может это сделать, но цель остается. Именно цель пользователя является ключом к прецедентам: прецедент представляет собой множество сценариев, объединенных некоторой общей целью пользователя.

В терминах прецедента пользователи называются актерами. Актер (actor) представляет собой некую роль, которую пользователь играет по отношению к системе. Актерами могут быть пользователь, торговый представитель пользователя, менеджер по продажам и товаровед.

Актеры действуют в рамках прецедентов. Один актер может выполнять несколько прецедентов; и наоборот, в соответствии с одним прецедентом могут действовать несколько актеров. Обычно клиентов много, поэтому роль клиента могут играть многие люди. К тому же один человек может играть несколько ролей, например менеджер по продажам, выполняющий роль торгового представителя клиента. Актер не обязательно должен быть человеком. Если система предоставляет некоторый сервис другой компьютерной системе, то другая система является актером.

Прецеденты считаются важной частью языка UML. Однако удивительно то, что определение прецедентов в UML довольно скудное. В UML ничего не говорится о том, как определять содержимое прецедента.
Все, что описано в UML, – это диаграмма прецедентов, которая показывает, как прецеденты связаны друг с другом. Но почти вся ценность прецедентов как раз в их содержании, а диаграмма имеет ограниченное значение.

Содержимое прецедентов

Не существует стандартного способа описания содержимого прецедента; в разных случаях применяются различные форматы. На рис. 9.1 показан общий стиль использования. Вы начинаете с выбора одного из сценариев в качестве главного успешного сценария (main success scenario). Сначала вы описываете тело прецедента, в котором главный успешный сценарий представлен последовательностью нумерованных шагов. Затем берете другой сценарий и вставляете его в виде расширения (extension), описывая его в терминах изменений главного успешного сценария. Расширения могут быть успешными – пользователь достиг своей цели, как в варианте 3a, или неудачными, как в варианте 6a.

В каждом прецеденте есть ведущий актер, который посылает системе запрос на обслуживание. Ведущий актер – это актер, желание которого пытается удовлетворить прецедент и который обычно, но не всегда, является инициатором прецедента. Одновременно могут быть и другие актеры, с которыми система также взаимодействует во время выполнения прецедента. Они называются второстепенными актерами.

Каждый шаг в прецеденте – это элемент взаимодействия актера с системой. Каждый шаг должен быть простым утверждением и должен четко указывать, кто выполняет этот шаг. Шаг должен показывать намерение актера, а не механику его действий. Следовательно, в прецеденте интерфейс актера не описывается. Действительно, составление прецедента обычно предшествует разработке интерфейса пользователя.

Diagramma precedentov (variantov ispolzovaniya) UML 000004

Расширение внутри прецедента указывает условие, которое приводит к взаимодействиям, отличным от описанных в главном успешном сценарии (main success scenario, MSS), и устанавливает, в чем состоят эти отличия. Расширение начинается с имени шага, на котором определяется это условие, и предоставляет краткое описание этого условия.
Следуйте этому условию, нумеруя шаги таким же образом, что и в главном успешном сценарии. Заканчивайте эти шаги описанием точки возврата в главный успешный сценарий, если это необходимо.

Структура прецедента – это отличный инструмент для поиска альтернатив главного успешного сценария. На каждом шаге спрашивайте:
«Что может еще произойти?» и в частности «Что может пойти не так?»

Обычно лучше сначала изучить все возможные условия расширения, чтобы потом не увязнуть в трясине работы над последствиями. Таким образом, вы, возможно, обдумаете больше условий, что приведет к меньшему количеству ошибок, которые потом пришлось бы отлавливать.

Сложный шаг в прецеденте можно представить другим прецедентом. В терминах языка UML мы говорим, что первый прецедент включает (includes) второй. Не существует стандартного способа показать в тексте включение прецедента, но я думаю, что подчеркивание, которое предполагает гиперссылку, работает прекрасно, а во многих инструментах действительно будет гиперссылкой. Так, на рис. 9.1 первый шаг включает шаблон «просматривает каталог и выбирает товары для покупки».

Включенные прецеденты могут быть полезными в случае сложных шагов, которые иначе загромождали бы главный сценарий, или когда одни и те же шаги присутствуют в нескольких сценариях. Однако не пытайтесь разбивать прецеденты на подпрецеденты и использовать их для функциональной декомпозиции. Такая декомпозиция – хороший способ потерять много времени.

Наряду с шагами сценария можно вставить в прецедент дополнительную общую информацию.
Предусловие (pre-condition) описывает действия, обязательно выполняемые системой перед тем, как она разрешит начать работу прецедента. Это полезная информация, позволяющая разработчикам не проверять некоторые условия в их программе.
Гарантия (guarantee) описывает обязательные действия системы по окончании работы шаблона ответа. Успешные гарантии выполняются после успешного сценария; минимальные гарантии выполняются после любого сценария.
Триггер (trigger) определяет событие, инициирующее выполнение прецедента.

При рассмотрении дополнительных элементов относитесь к этому скептически. Лучше сделать слишком мало, чем слишком много. Кроме того, приложите максимум усилий, чтобы сделать прецедент кратким и легким для чтения. Я убедился, что излишне подробный прецедент, который трудно читать, скорее приведет к провалу, чем к достижению цели. Не обязательно записывать все детали; устное общение часто бывает очень эффективным, особенно во время итеративного цикла, когда необходимые условия быстро выполняются запущенной программой.
Степень детализации, необходимая в прецеденте, зависит от уровня риска этого прецедента. Часто детали нужны в начале только немногих ключевых прецедентов, другие можно конкретизировать непосредственно перед их реализацией.

Диаграммы прецедентов

Как было сказано, язык UML умалчивает о содержимом прецедента, но предоставляет формат диаграммы, позволяющий его отображать (рис. 9.2). Хотя диаграмма иногда оказывается полезной, без нее можно обойтись. При разработке прецедента не стоит прилагать много усилий для создания диаграммы. Вместо этого лучше сконцентрироваться на текстовом содержании прецедентов.

Diagramma precedentov (variantov ispolzovaniya) UML 000001

Лучше всего обдумывать диаграмму прецедентов с помощью графической таблицы, показывающей их содержимое. Она напоминает диаграмму контекста, используемую в структурных методах, поскольку она показывает границы системы и ее взаимодействие с внешним миром. Диаграмма прецедентов показывает актеров, прецеденты и отношения между ними:
• Какие актеры выполняют тот или иной прецедент
• Какие прецеденты включают другие прецеденты
В языке UML помимо отношения «include» (включает) есть и другие типы отношений между прецедентами, например отношение «extend» (расширяет). Настоятельно рекомендуем его избегать. Слишком часто разработчики целыми командами надолго погружались в рассмотрение различных отношений между прецедентами, понапрасну растрачивая силы. Лучше уделяйте больше внимания текстовому описанию прецедента; именно в этом заключается истинная ценность этой технологии.

Прецеденты и возможности (или пожелания)

Во многих подходах возможности системы применяются для описания требований к системе; в экстремальном программировании (Extreme Programming) возможности системы называются пожеланиями пользователя. Общим является вопрос о том, как установить соответствие между возможностями и прецедентами.

Использование возможностей – это хороший способ разделения системы на блоки при планировании итеративного процесса, в результате чего каждая итерация предоставляет определенное количество возможностей. Отсюда следует, что хотя оба приема описывают требования, их цели различны.

Описать возможности можно сразу, но многие специалисты считают более удобным в первую очередь разработать прецеденты, а уже затем сгенерировать список возможностей. Возможность может быть представлена целым прецедентом, сценарием в прецеденте, шагом в прецеденте или каким либо вариантом поведения, например добавление еще одного метода вычисления амортизации при оценке вашего имущества, который не указан в описании прецедента. Обычно возможности получаются более четко определенными, чем прецеденты.

Подписывайтесь на новости сайта, форму подписки вы можете найти в правой колонке сайта.

Если вы хотите научиться работать на фрилансе профессионально, приглашаем на курс «Как зарабатывать на фрилансе».

Источник

Использование диаграммы вариантов использования UML при проектировании программного обеспечения

image loader

Проектирование – один из важных шагов при разработке программы, который очень часто игнорируется начинающими разработчиками. Обычно они пытаются удержать всё в голове или, в лучшем случае, записать некоторые важные сведения на листе бумаги. Как результат, у них нет чёткого плана дальнейших действий, и проект может быть отложен в долгий ящик.

Обычно при проектировании разработчики изображают систему графически, поскольку человеку легко разобраться в таком представлении. Именно поэтому вместо написания громоздких текстов про каждую возможность будущей программы разработчики строят различные диаграммы для описания своих систем. Это помогает им не забывать, что нужно реализовать в программе, и быстро вводить в курс дела своих коллег.

Сегодня мы разберемся с тем, как использовать диаграмму вариантов использования UML (англ. «Unified Modeling Language») – стандартизированный язык моделирования при проектировании программ.

Данная статья предназначена для начинающих разработчиков и для разработчиков, не знакомых с UML, поэтому никаких предварительных знаний о диаграмме вариантов использования не требуется. Со всеми необходимыми сведениями я познакомлю читателя по ходу статьи.

Когда разработчик создаёт своё приложение, он в первую очередь задумывается над двумя вопросами:

Что будет делать приложение?

Кто будет пользоваться этим приложением?

Некоторыми программами может пользоваться множество людей, поэтому часто необходимо выделять различные группы пользователей системы. У каждой такой группы могут быть свои права и возможности в системе.

Для того чтобы описать различные группы пользователей и их возможности в будущей программе, создаётся так называемая диаграмма вариантов использования.

Диаграмма вариантов использования

Диаграмма вариантов использования (англ. use-case diagram) – диаграмма, описывающая, какой функционал разрабатываемой программной системы доступен каждой группе пользователей.

По ходу этой статьи мы разберём элементы этой диаграммы, которые чаще всего применяются при построении, на множестве небольших примеров диаграмм и на примере одной большой диаграммы. Эта большая диаграмма будет использоваться при проектировании какой-нибудь программной системы. В качестве такой системы давайте выберем информационную систему для школы (можно рассматривать ее как сайт или как отдельное приложение). Пример, разумеется, демонстрационный и не претендует на законченность.

В этой системе можно выделить следующие группы пользователей:

Заместители директора есть, а где же сам директор?

В целом, в реальной жизни директор имеет множество обязанностей (пожалуй, не будем их перечислять). Однако в электронной системе каких-то особенных действий у него нет, поэтому мы не будем изображать его на нашей диаграмме.

Каждая из групп пользователей может пользоваться нашей системой по-своему.

Просматривать свои оценки

Размещать материалы для уроков

Выставлять оценки в электронный журнал

Классные руководители могут делать все то же самое, что и преподаватели плюс:

Составлять расписание родительских собраний

Заместители директора могут:

Публиковать посты с важной информацией

Кроме того, у системы есть функционал, который доступен всем группам пользователей. В разрабатываемой нами системе актуально будет добавить мессенджер, в котором можно будет быстро связываться с интересующим человеком. Получается, эта функциональность должна быть доступна каждому пользователю. Так и запишем. Все пользователи могут:

Получилось много пунктов, которые может быть сложно уложить в голове. Для того чтобы быстро ориентироваться в этих пунктах, мы и хотим научиться строить диаграммы вариантов использования.

А почему мы описываем так мало возможностей?

Заметьте, что на диаграмме мы хотим отобразить только ключевой функционал системы. Например, действия «войти в систему», «выйти из системы» или «восстановить пароль» могут присутствовать в любой системе, и их наличие не стоит дополнительно описывать, поскольку это загрязняет диаграмму несущественными элементами.

Вообще добавление некоторых действий на диаграмме зависит от глубины детализации. Если вам все же требуется изобразить некоторые стандартные действия, ничто не помешает быстро это сделать.

А теперь, когда мы выделили группы пользователей и функциональность системы, начнём строить диаграмму, чтобы зафиксировать и структурировать полученные данные.

Построение диаграммы

Каждая группа пользователей на диаграмме вариантов использования обозначается человечком, под которым записывается имя группы людей, которую он обозначает. Давайте изобразим группу пользователей «Преподаватели»:

image loaderЭтот человечек обозначает всех преподавателей, которые будут пользоваться системой

Обратите внимание, что имя группы записывается в единственном числе. Символ человечка уже обозначает группу пользователей, поэтому не нужно дополнительно отражать это в имени.

В терминологии UML, этот человечек называется актёром (англ. «actor»). В общем случае, актёр обозначает любые сущности, использующие систему. Этими сущностями могут быть люди, технические устройства или даже другие системы.

Так же изобразим актёров для оставшихся групп пользователей:

image loaderЗдесь изображены все группы пользователей, которые могут пользоваться нашей системой

Как я упоминал ранее, каждая группа пользователей использует определённые функции системы. На диаграмме вариантов использования функция системы изображается эллипсом, внутри которого записывается имя функции в форме глагола с пояснительными словами.

image loaderЭтот эллипс представляет действие «Выставить оценки в электронный журнал»

В терминологии UML, этот эллипс называется вариантом использования (англ. «use-case»). В общем случае, вариант использования – набор действий, который может быть использован актёром для взаимодействия с системой.

Связи между элементами

На диаграммах UML для связывания элементов используются различные соединительные линии, которые называются отношениями. Каждое такое отношение имеет собственное название и используется для достижения определённой цели. В качестве справочной информации перечислю все виды отношений, которые мы будем использовать в этой статье.

image loaderОтношение ассоциации (англ. «association relationship») image loaderОтношение обобщения (англ. «generalization relationship») image loaderОтношение включения (англ. «include relationship») image loaderОтношение расширения (англ. «extend relationship»)

Отношение ассоциации

Мы хотим отображать на диаграмме информацию о том, какие варианты использования могут быть использованы каждым актёром. Сейчас, например, мы хотим показать, что выставлять оценки могут только преподаватели.

image loaderИзображаем на диаграмме информацию о том, что преподаватели могут выставлять оценки

Мы соединили актеров с вариантом использования с помощью сплошной линии без стрелки. Такая линия называется отношением ассоциации.

image loader

Отношение ассоциации предназначено только для соединения актёров и вариантов использования. Нет никакого смысла соединять отношением ассоциации двух актёров или два варианта использования.

image loaderИзображаем на диаграмме возможность покупателей оплачивать заказы

Если на диаграмме вариантов использования актёр соединен с вариантом использования с помощью отношения ассоциации, это означает, что данный актёр может выполнять действия, описанные вариантом использования.

Почему отношение ассоциации называется так и не иначе?

Чтобы лучше понять это отношение, вспомним, каким образом мы выделяли функционал для различных групп пользователей. Некоторые обязанности у нас ассоциируются с определённой группой людей, поэтому мы связываем актёров с ассоциируемыми с ними действиями.

Добавим еще вариантов использования и соединим их с соответствующими актёрами:

image loaderПервая версия диаграммы

Пока что наша диаграмма совсем не впечатляет, поэтому мы продолжим наполнять ее информацией. Заодно мы узнаем все возможности этого вида диаграмм.

Отношение обобщения

Заметим, что в нашей системе группы пользователей «Преподаватель» и «Классный руководитель» обладают схожими возможностями. Чтобы изобразить это на диаграмме, мы можем пойти одним из трёх путей:

Дублировать варианты использования, чтобы связать их с каждым схожим актёром (очевидно, неудачный вариант).

Соединить каждого актёра со всеми нужными вариантами использования. Это может породить множество пересечений линий, что не самым лучшим образом скажется на читаемости диаграммы.

Показать с помощью одного из видов отношений, что актёры связаны между собой. Это будет означать, что один из них может пользоваться всеми вариантами использования, с которыми соединён другой актёр.

Последний вариант похож на принцип повторного использования кода при написании программ или на наследование классов в ООП (Объектно-ориентированное программирование). Преимущество этого варианта в том, чтобы уменьшить количество связей на диаграмме.

Разумеется, мы воспользуемся третьим путём. В этом нам поможет, так называемое, отношение обобщения. Отношение обобщения обозначается сплошной линией с полой треугольной стрелкой.

image loader

Отношение обобщения означает, что некоторый актёр (вариант использования) может быть обобщён до другого актёра (варианта использования). Стрелка направлена от частного случая(специализации) к общему случаю.

Ниже представлены несколько примеров использования отношения обобщения.

Как можно заметить, отношение обобщения используется, чтобы показать, что одно действие является частным случаем другого действия или что одну группу людей можно обобщить до другой группы.

Вернёмся к нашему основному примеру. Изобразим отношение обобщения от актёра «Кл. руководитель» к актёру «Преподаватель».

image loader

На рисунке сверху сразу видно, насколько понятнее становится диаграмма при использовании отношения обобщения: исчезли все повторы вариантов использования и пересечения линий. Разумеется, это огромный плюс для тех, кто будет читать эту диаграмму в дальнейшем.

Давайте обратим внимание на действие «Узнать свои оценки». Логично предположить, что обучающиеся захотят не только знать список своих оценок, но и знать свою среднюю оценку за некоторый период времени или среднюю оценку по определённому предмету.

Изобразим это на диаграмме. Для этого создадим два варианта использования «Узнать среднюю оценку за некоторый период времени» и «Узнать среднюю оценку по предмету» и соединим их с вариантом использования «Узнать свои оценки» отношением обобщения.

image loaderУточняем на диаграмме, что у обучающихся есть возможность узнать среднюю оценку за некоторый период времени и средний балл по некоторому предмету

Присоединим это к основной диаграмме:

image loaderВторая версия диаграммы

Отношение включения

Для заместителя директора мы отмечали, что ему нужно составлять расписания. Условно расписание можно поделить на три категории:

Всё это составляется заместителем директора, поэтому покажем это на диаграмме. Для этого будем использовать отношение включения. Отношение включения обозначается пунктирной линией с V-образной стрелкой на конце, над стрелкой добавляется надпись “include”.

image loader

В общем случае, отношение включения используется, чтобы показать, что некоторый вариант использования включает в себя другой вариант использования в качестве составной части.

Когда мы используем отношение включения, мы подразумеваем, что составные варианты использования ОБЯЗАТЕЛЬНО входят в состав общего варианта использования.

Поясню смысл и этого отношения на небольшом примере. Когда пользователь сохраняет результаты своей работы в файл, он указывает место сохранения и расширение файла (например, если он редактировал фотографию в photoshop, он может сохранить ее в различных форматах). Этот процесс можно изобразить на диаграмме вариантов использования следующим образом:

image loaderОтношение включения используется для изображения составного действия

Снова вернёмся к нашему основному примеру.

image loaderСоставление расписания ВКЛЮЧАЕТ в себя составление расписания занятий, мероприятий, каникул(обязательно)

Как итог, наша диаграмма принимает следующий вид:

image loaderТретья версия диаграммы

В целом, на этом можно остановиться. Хоть наш пример и демонстрационный, он немного отражает функциональность реального приложения. Тем не менее, остался еще один элемент, который мы не рассмотрели.

Отношение расширения

Нужно сказать, что в диаграммах вариантов использования применяется ещё один вид связи – отношение расширения. На мой взгляд, применение отношение расширения несколько специфично, поскольку неправильное его использование может запутать читателя диаграммы. Тем не менее, для полноты картины мы всё равно рассмотрим применение этого отношения на практике. В последний раз модифицируем нашу диаграмму!

Во время дистанционного обучения школьникам необходимо выполнять домашние задания и присылать их в виде архива или фотографий учителям. Получается, нужно добавить возможность прикреплять файл к сообщению в нашей системе. Чтобы отобразить это на диаграмме мы будем использовать отношение расширения. Отношение расширения обозначается пунктирной линией с V-образной стрелкой на конце (похоже на отношение включения), над стрелкой добавляется надпись “extend ”.

image loaderЗачем над пунктирными линиями добавлять надписи “include” и “extend”?

В UML пунктирная линия с V-образной стрелкой, в общем случае, называется отношением зависимости. Для диаграммы вариантов использования выделяют различные виды зависимостей: отношение включения и отношение расширения. Чтобы их различать, над стрелками пунктирной линией пишут “include” и “extend” соответственно.

Чтобы лучше понять этот тип отношений рассмотрим пример. Допустим, вы делаете заказ в сети быстрого питания. Вы хотите заказать бургер. Вам, скорее всего, вам предложат расширить ваш заказ картошкой фри или соусом. Давайте изобразим процесс заказа на диаграмме вариантов использования.

image loaderНа диаграмме предполагается, что к заказу МОЖЕТ БЫТЬ добавлена картошка фри или соус (необязательно)

Два нижних варианта использования описывают возможные «расширения» для базового варианта использования. Исходя из этого примера, мы можем сделать важное замечание.

Понимание этого критически важно для грамотного использования этого вида отношений.

Вернёмся к нашему основному примеру. Мы хотим, чтобы действие «прикрепить файл к сообщению» расширяло действие «отправить сообщение». На диаграмме это изображается следующим образом:

image loaderРасширяем функционал отправки сообщений с помощью функции прикрепления файлов к сообщению (Необязательно прикреплять файл к каждому сообщению)

Как итог, получим такую диаграмму:

image loaderЧетвёртая версия диаграммы

Вот и всё. Я постарался рассказать вам про все моменты построения диаграммы вариантов использования при проектировании программных систем. В следующем вашем проекте обязательно попробуйте построить данную диаграмму на стадии проектирования. Ваши усилия обязательно окупятся!

Что делать, если я путаюсь в направлении стрелок?

При построении диаграмм UML часто возникает путаница, в какую сторону направлена та или иная стрелка. Это пройдёт после небольшой практики. Общая рекомендация к запоминанию правильного направления стрелок на диаграмме вариантов использования: стрелка обычно направлена от «зависимого» объекта к «независимому» (от специального к общему). Например:

image loaderПрограммист на каждом следующем уровне должности ПЕРЕНИМАЕТ знания с предыдущих уровней, без которых не может развиваться дальше. Получается, что актёры ЗАВИСЯТ от предыдущих ступеней

Тем не менее, в любом правиле есть исключение. Этим исключением является отношение расширение:

image loaderЕсли DLC было куплено, то игра зависит от контента, который содержится в нём. Наше правило «зависимости» рушится 🙁

Диаграммы очень просто изменять. Не нужно пугаться того, что требования к программе могут измениться или что вы что-то забыли отобразить на диаграмме. Вы можете добавить элементы к диаграмме, когда вам угодно.

Не нужно засорять диаграмму слишком мелкими действиями. Объедините все общие действия в одну группу под общим названием, чтобы было просто читать диаграмму.

Старайтесь не допускать пересечений соединительных линий. Это может затруднить чтение диаграммы для вас и для ваших коллег.

Не дублируйте варианты использования на диаграмме. Если приходится дублировать варианты использования, то элементы диаграммы надо постараться расставить по-другому.

Пользуйтесь специальными компьютерными программами для построения диаграмм. Это существенно упростит весь процесс моделирования.

Источник

Комфорт