Чему способствует использование формирующего оценивания

Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

Основные задачи оценивания:

Функции оценивания:

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

Формирующее оценивание позволяет учителю:

Пять принципов формирующего оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Источник

«Лестница» вместо пятёрки в дневнике: 5 принципов формирующего оценивания

590

Оценки в первом классе ставить нельзя, нужно давать обратную связь! Это касается не только началки, но и всей школы: приятнее и полезнее не просто получить пять или три, а узнать почему, что хорошо получилось, а что нет. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, делится опытом применения формирующего оценивания.

О технологии формирующего оценивания заговорили примерно в то время, когда появился ФГОС и активно стали внедрять системно-деятельностный подход. Школы, работающие по системам развивающего обучения, давно используют эту технологию: она апробирована и имеет высокий результат. Учителя дают рекомендации по созданию условий применения формирующего оценивания в педагогической практике. Многие проработавшие в школе более 30 лет скажут, что всё описанное ниже — это «забытое старое». Возможно, но современные тенденции требуют переосмысления содержания и применения в новых условиях.

1. Исходные теоретические позиции

Если обратиться к словарю и посмотреть толкование слова «оценка», то можно выделить позицию «определение ценности или значимости чего-нибудь». Оценивание — это процесс определения уровня ценности или значимости чего-либо. Результатом процесса оценивания является отметка, которая имеет количественные или качественные показатели — цифру, букву или знак.

Формирующая оценка — это обратная связь для обучающихся, которая позволяет увидеть, как можно улучшить собственный результат. Формирующая оценка учит планировать и понимать способы получения знания, обеспечивает мотивацию, даёт нужный контекст, способствует принятию целей и критериев, формирует умение оценивать свою деятельность, развивает способность к рефлексии, отражает все образовательные достижения.

2. Цель, результат и принципы

Технологию формирующего оценивания применяют, когда нужно создать условия для улучшения образовательных результатов каждого ученика, когда необходимо обеспечить освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для каждого условиях («не общий минимум, а индивидуальный максимум»), приблизить каждого учащегося к запланированному им результату, сформировать оценочную самостоятельность обучающихся, сформировать адекватную самооценку и, как следствие, положительную мотивацию. Поэтому технология опирается на следующие принципы:

3. Система действий учителя и обучающихся

Формирующее оценивание даёт возможность учителю чётко выстроить процесс обучения с конкретными образовательными результатами. Позволяет расставить приоритеты в применении технологий для формирования запланированных результатов и их оценки. При таком подходе ученик становится субъектом образовательной и оценочной деятельности, что позволяет ему учиться на ошибках, даёт возможность понять контекст, выделить, что важно, что получается, определить область знания и незнания.

4. Критерии оценивания

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Можно активно использовать критериальные таблицы для оценки качества сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. При разработке системы критериального оценивания необходимо учитывать:

5. Инструментарий

С помощью критериальной таблицы определяют наличие/отсутствие критериев в работе, на основе качественного анализа делают вывод о знании/незнании учеником темы. Есть несколько видов инструментов для этого:

Часто используют такие инструменты, как «Зеркало», «Интерпретация действий», «Маршрутные листы», «Дневники самооценки», «Рефлексивный круг», «2 stars 1 wish» («Две звезды, одно пожелание»), «Six hats thinking» («Шесть шляп мышления») и другие.

Применяя технологию формирующего оценивания, выстраивая в системе обратную связь, можно достичь высоких образовательных результатов для каждого отдельно взятого ученика — не общий минимум, а индивидуальный максимум.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

На обложке: Ф. Решетников. «Опять двойка»

Источник

Практика применения формирующего оценивания в обучении

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

0229 00081878 a61e4e0c

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

учитель начальных классов

Практика применения формирующего оценивания в обучении

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения. Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности, поддерживающей развитие учащегося. 1

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. 2

В процессе такой оценочной деятельности педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя обучающихся на достижение максимально возможного уровня. Учащиеся осваивают принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделяют с педагогом ответственность за собственное образование.

Основная цель формирующего оценивания – мотивировать обучающегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т. е. на обучение и развитие.

Согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. 3 Учитель в таком случае исполняет роль контролёра, он должен донести до ученика критерии оценивания, раскрыть ему основания, по которым оно производится, и воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Методы и приёмы формирующего оценивания имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Наиболее яркой презентацией основных стратегий формирующего оценивания на начальной ступени и поддерживающих их педагогических ценностей можно считать программу «Удовлетворение и радость», широко распространённую в английских школах.

Основные принципы преподавания и учения, основанные на идеях данной программы, предполагают необходимость:

• установить высокие ожидания и поддержать уверенность ученика в успехе;

• установить, что ученик знает, и строить всё дальнейшее обучение на этом;

• организовать учебный процесс так, чтобы он увлекал ученика и доставлял ему удовольствие;

• наполнять учение яркими эмоциональными переживаниями;

• делать каждого ребёнка активным соучастником собственного обучения;

• развивать общие учебные умения и личностные качества.

В начале урока учитель обсуждает с целым классом и с группами учеников учебные цели, то есть то, что они смогут делать в результате обучения и по ходу урока. В процессе всего урока детям даётся устная и письменная обратная связь: их ответы и работы соотносятся с учебными целями. Это позволяет ученикам определить, в чём они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше.

Для этого учитель делает следующее: задаёт вопросы, наблюдает и беседует с детьми.Одной из эффективных стратегий оценивания в ходе урока является постановка вопросов. Вопросы задаются учителем, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. Учитель может использовать различные вопросы.

В терминах классификации Б. Блума это могут быть вопросы на:

• знание: имя существительное

• понимание: расскажите своими словами

• применение: составьте предложения с использованием каждого из данных слов.

• синтез: как можно это организовать, решить

При постановке вопросов необходимо убедиться, что все дети вовлечены в процесс ответов на вопросы.

Важной техникой формирующего оценивания выступает наблюдение. Наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит обучение. Наблюдая за определёнными детьми по намеченному плану, учитель поддерживает их в ходе урока. Например, видя, что класс разделился на тех, кто справился с предложенным заданием, и тех, кто обнаружил непонимание материала, учитель переходит к дифференцированной работе в группах. У него есть, как минимум, две возможности:

1. Разделить учеников на группы по уровню достижений на данный момент и дать дифференцированные по сложности задания, оказывая поддержку группе, в которую вошли дети с наибольшими трудностями.

2. Сформировать смешанные группы, в каждую из которых войдут ученики, максимально овладевшие материалом, которым будет поставлена задача помочь справиться с заданием остальным участникам группы.

Вторым примером использования наблюдения на уроке может быть случай, когда учитель, заранее определив ученика, который нуждается в помощи, в течение всего урока отслеживает и корректирует его работу, а в конце урока обращает внимание класса на то, каков прогресс этого ученика, что было удачным в его работе.

Учитель может проводить краткие импровизированные беседы- обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении. Например, учитель может зафиксировать момент, когда ответы учеников на заданный вопрос оказываются разными, и сделать этот вопрос предметом более тщательного разбора. Он просит учеников обосновать своё мнение, отнестись к мнениям других, отнестись к материалу, изученному ранее, и, после того как общее понимание будет найдено, предлагает отдельным ученикам сказать, как изменилось их понимание и суждение, что ещё осталось непонятным или вызывает вопросы.

Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы. Например, учитель предлагает ученику прочитать свою работу и просит других учеников отметить то, что показалось им наиболее удачным в работе; что, по их мнению, можно было бы улучшить. После этого он предлагает детям внести свои конкретные предложения по улучшениям, подсказать автору работы нужные для этого слова, приёмы, термины, пути рассуждения, источники и т.д. В завершение учитель высказывает своё мнение, отмечает прогресс, в работе по с предыдущими работами.

Проверка материала. Проверка-повторение с подготовленными или вопросами позволяет в тот же оценить с их знания. Краткий проверочный пройденного ученикам и выявить материал, который в и пересмотре, и следующие этапы курса.

Вовлечение в и рефлексию учения поддерживать и навыки самооценивания и оценивания. Пара или группа учеников определяет, что они и делать, а что остаётся для них или непонятным, что им надо в дальнейшем. Это осуществлять непрерывную связь учителем, учениками и группами, благодаря определяется, прогресса достичь и планируется то, как дети учиться в будущем. Например, учитель может дать критерии, по можно индивидуальную или групповую работу, и их такое самостоятельно или в парах. Определить, чего пока не хватает, работа этим критериям, и какие-то изменения. оценивание и планирование можно и на опросников для самодиагностики.

Проверяя себя по опроснику, ученики определяют, задания они выполнить, а нет, выясняют, в каких или они себя неуверенно и над чем им надо работать в очередь.

Далее мы рассмотрим, как приемы формирующего могут быть на уроке.

Учитель задания на и без дальнейших предлагает выполнить их в парах. наблюдает за пар, испытывали при аналогичных заданий на уроках. В ходе обсуждения учитель поддерживает эти пары и им на и свои действия. учитель с детьми, объединёнными в группу, обсуждая с ними вклад, они в урок, и свои за их работой в парах.

Учитель классу письменные работы, на уроке. оценивает работы, но не разбирает их. объясняет, что дети прочитать и обсудить, что они бы автору: сильные работы и советуя, как улучшить работу. объединяет в детей, чьи были представлены и с ними их для того, помочь им осознать свои и сказать, как их развить. учитель все замечания, детьми, и на их формирует требования к работе, которые все могут в критериев при оценке собственных работ.

Собираясь самостоятельную работу, накануне детям, на группы, составить ключевых моментов, им понять к следующему уроку.

Учитель листочки и вкладывает их в тетрадей учеников. напоминают о урока, которые пересекаются с тем, что они в листочках. такого обсуждения может выводы о том, что приготовить к следующему как задание.

Дети в парах. В урока учитель класс и каждой паре те вопросы, которые вызвало у них задание, получить ответы, помогут им с заданием. объединил пары в так, они обменяться вопросами. отвечают друг на и те, на которые ответить не в состоянии. собирает все и разбор полученных в классе на обсуждении.

Рассмотрим, как оценивание может быть элементом урока.

Краткий обзор-резюме результатов урока. Для учитель вопросы, которые задаются без руки и обсуждаться с соседом. предлагается быстро с партнёром то, что они или не на уроке. Это включить в всех учащихся.

На заданных и наблюдений учитель оценить, что дети на момент и их возможности продвижения.

Приведённые показывают, как учитель обратную и как полученную информацию. Учитель от информацию (индивидуально, в и группах) использует её как их и следующие шаги в преподавании и учении.

Необходимо помнить, что – это личное учащимися их достижений. комментировать результаты самооценки, словесно (и тем при всём классе) откорректировать учащегося при таких высказываний, как, например: «У тебя (заниженная) самооценка!»

Следует отметить, что весёлых или грустных «смайликов» или условных на в урока не является оцениванием.

Формирующее на уроке.

Ответить на вопросы. Вопросы, ребенку освоить рефлексивное оценивание, быть рода:

– Что ты узнал, чему научился?

– Насколько к цели? Как учебную задачу? Что можешь изменить в учении?

– Что из ты выполнить сразу?

– Для каких потребуется учителя (товарища)?

– Отметь задания, оказались для тебя трудными.

– Сравни свое (точку зрения, способ) с тем, что было раньше. Что изменилось?

– Какие (задания) из требуют (указывается конкретное действие или условие)?

– Над вопросами (заданиями) тебе еще надо поработать?

– Что узнал при темы? Чему научился?

– Оцени способы учебной работы: какой понятнее; интереснее; быстрее дает решение;

– Чему ты учился, задание.

– Какие контроля ты использовал?

– Сгруппируй высказывания. Как ты рассуждал?

– Составь по теме… (указывается тема). ты именно эти задания?

– Попробуй идею (способ).

Ученики в с обучаются оценивать свои по «Алгоритму самооценки». В классе состоит из четырёх вопросов:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось задание? (Учимся сравнивать с целью.)

3. Задание верно или не совсем? (Учимся находить и ошибки.)

4. Выполнил или с чьей-то помощью? (Учимся процесс.)

Недостатки формирующего оценивания:

Следующий будет посвящён более детальному особенностей обратной как основного компонента оценивания.

Исследователи и учителя подчёркивают, что формирующего является связь, т.е. информирование ученика о оценивания и, наоборот, им от информации об процессе. Причём важно, информация, которую даёт учитель, его продвигаться, усилия и надеяться на успех.

Важно в виду принцип такой связи: оценивание, поддерживает учение, укрепляет мотивацию, учащихся на и достижения, а не неудачи.

Сравнение с теми, кто более успешен, чем он сам, его мотивацию. Это приводить к тому, что отдаляется и из процесса в тех сферах, в которых он чувствовать себя несостоятельным.

Исследования показали, что обратная связь бесполезной, если даётся в словах или слишком широкие (например, «не использовать яркие определения»). Только и обратная помогает понять, как он может добиться улучшений.

Учащиеся в и руководстве для того, планировать шаги в обучении.

Учитель может: указать его сильные и посоветовать, как он их развить; конструктивно представить его слабости; ученику улучшить свою работу.

Рассмотрим оказания обратной связи, представлены в акцента на и развитии, в начальной Даннингтона.

1. Показывать, что хорошо. находит три удачных в работе, соотносятся с целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это его от делать многословную запись.

2. Указывать, что в (исправлении).

Учитель, специальные символы, например стрелку, и т.п., абсолютно места в работе, которые исправить.

3. Давать о исправлениях.

Учитель пишет, что сделать для исправления и работы, ученик знал, как ему нужного результата. Для существует три способа, из них с определённой исправлений:

• напоминание (ученику установленные цели);

• показ (приводят того, что необходимо сделать);

• пример (предлагают выражения, и формы, надо копировать).

4. Создавать вносить исправления. На детям дают (примерно 10 минут), прочитать и соответствующие исправления. Учитель попросить тех учеников, кто уже со работой, помочь тем, кто затруднения.

Например, того как раздал ученикам класса домашние по языку со своими замечаниями и рекомендациями, приступили к их и вносить исправления. Один из учеников, много ошибок, получил рекомендацию правописание по словарю и слова правильно, того как он часть этой работы, к нему присоединился другой ученик, свою работу, и они проверили расстановку препинания. В урока работы были сданы учителю.

Достоинства формирующего оценивания: видит свой прогресс, чувствует ответственность за свою работу, выполнять ее качественно, понимает и связи учебной программой, мероприятиями и оцениванием, свои ожидания, а определяет оправдались ли они, завершить материала и к освоению углубленной программы, к учебе, а на всей жизни. Педагог становится обучающегося, учебного вместо носителя знаний, он обучающихся в заданном учебных результатов.

1 программа обучения для школы (Гл.II, часть, 8 раздел, 20. Формирующее оценивание)

Источник

Оценивание на доверии, или Как формирующее оценивание помогает научить учиться

1*Onzan5j84F WJ4M9B5IGkg

Сейчас часто речь идет о том, что школьники стали другими. На детей сваливается огромное количество информации, они менее внимательны и сконцентрированны, редко находят время на что-то глубокое и вдумчивое. Но было бы неправильно считать, что этот тренд коснулся только «подрастающего поколения». Директора не менее перегружены, и в такой ситуации им едва ли есть время пристально следить за всеми педагогическими «новинками». Поэтому мы хотели бы рассказать о тех педагогических технологиях, которые «работают». Например, о формирующем оценивании, про которое много говорят, но немного знают…

Ученик как шеф-повар

Представьте себе слабенького ученика на уроке физкультуры. На прошлой неделе он не мог подтянуться ни разу, за что получал традиционную «двойку». После огромных усилий на следующем занятии он смог один раз дотянуться до заветной планки. В его внутреннем мире это личная победа, персональное «отлично». Но если сравнивать это с принятыми нормативами, то это все еще та же «двойка». Скажите, обидно?

На некоторую несправедливость такого подхода, когда учитывается лишь соответствие стандартам, а не личный прогресс, обратили внимание в 60-­х годах прошлого века. Некоторые исследователи (Майкл Скривен, Бенджамин Блум) предложили, что оценка на уроке может быть двух видов: суммирующая (сравнение ученика с некоторым общим нормативом) и формирующая (оценка прогресса ученика по заданным им нормативам).

Есть одна образная цитата, которая описывает различия между ними: «Если повар сам пробует суп, который он приготовил, — это формирующее оценивание. Если суп пробует клиент — это суммирующее оценивание. В первом случае у повара есть шанс исправить блюдо, если он найдет в нем недостатки» (Данута Стэрна).

Исследователи предположили, что оба типа оценивания важны, но у них разные цели. Ни одна система образования мира (кроме разве что финской) не смогла отказаться от сравнения учеников друг с другом. Так, суммирующее оценивание нужно, чтобы проанализировать уровень усвоения материала классом, качество обучения, работу учителя и пр. Контрольные работы на уроке, итоговые экзамены в школе (ОГЭ, ЕГЭ) — это формы суммирующей оценки.

Чтобы мотивировать ученика учиться в перерывах между контрольными работами, нужны другие виды обратной связи, учитывающие его индивидуальный путь и стиль обучения. Формирующее оценивание — это и есть такая стратегия обучения, при которой у учеников есть возможность наблюдать свои успехи и ошибки, самостоятельно управлять своим обучением.

Важный факт о формирующей оценке: этот подход стал столь популярным (в некоторых странах он поддерживается на уровне государственных инициатив в образовании) не потому, что у него такая жизнеутверждающая и ученикоцентрированная идеология. О формирующем оценивании всерьез заговорили тогда, когда британские исследователи П. Блэк и Д. Уильям проанализировали более 500 научных работ в области оценивания и обнаружили, что использование формирующей оценки дает наибольший эффект для улучшения образовательных результатов. Сейчас это подход с огромной доказательной базой.

Стоит отметить, что формирующее оценивание «просачивалось» в российскую систему образования разными путями, поэтому можно встретить различные переводы английского термина formative assessment: формативное оценивание, оценивание для обучения, активная оценка. Все эти слова — про одно и то же.

Как меняется урок?

Существует достаточное количество текстов, сравнивающих традиционный урок и формирующий. На мой взгляд, принципиальных изменений всего несколько:

1. У каждого урока должна быть цель и критерии ее достижения.

Попробуйте провести такой эксперимент: после урока спросите у нескольких учеников из разных классов, чему они научились за прошлое занятие. Скорее всего, вы услышите расхожие фразы про то, что они делали («мы писали», «проходили новую тему», «решали задачи по теме…»), но лишь меньшинство сможет сказать, чему они все-таки научились, что стало результатом урока.

Как правило, ученики не особенно понимают, зачем конкретно им нужен был тот или иной урок. При внедрении формирующего оценивания ученики как минимум представляют цели урока. А как максимум сами их ставят. Это довольно существенный фактор мотивации. Но между целью только для того, чтобы она была, и мотивирующей целью — огромное расстояние. О правильной постановке целей речь пойдет чуть далее.

Цель достигать гораздо проще, если ученик понимает, какие шаги нужно сделать для успеха. К тому же так проще понять, на каком шаге споткнулся, совершил ошибку. Для этого учитель предлагает (или создает вместе с детьми) критерии достижения целей.

2. Качественная обратная связь

Если при суммирующем оценивании обратная связь — это желательный, но необязательный элемент, при активной оценке этому уделяется огромное внимание. Традиционная отметка, как правило, безапеляционна и окончательна. Кроме того, у традиционных отметок есть парадокс: они мотивируют тех, у кого высокие успехи (иными словами, все и так неплохо с учебной мотивацией), но пугают тех, кто не очень успешен в учебе (это ли не фактор нарастания образовательного неравенства?). При активном подходе оценка — это одна из форм обратной связи. Она позволяет ученику порадоваться своим достижениям и узнать свои ошибки в безопасной обстановке. Важный элемент формирующего оценивания в том, что учитель заранее разъясняет школьникам разницу между суммирующей и активной оценкой. Педагог не отказывается от отметок и от проверочных работ, но подходит к ним иначе.

Часто учителя ошибочно считают, что обратная связь — это любая информация от учителя к ученику. Однако это совсем не так: если вы проследите в течение типичного урока, какую обратную связь дает учитель ученику, большинство реплик будет про поведение ученика или про его личные особенности, но не про процесс обучения.

Качественная обратная связь строится пошагово:
• сначала учитель подчеркивает, что было хорошо в работе ученика, выражает похвалу;
•затем объясняет, что можно было бы сделать лучше, какие ошибки важно исправить;
•наконец, педагог дает совет или намек, как можно этого достичь; •обозначает, в каком направлении двигаться.

Однако не только учитель может давать обратную связь. Среди приемов формирующего оценивания есть немало способов организовать взаимное или групповое оценивание.

3. Учитель больше времени уделяет вопросам и совместному поиску ответов

Когда цели обозначены, учителю важно дать возможность всем ученикам в классе проложить свой путь к достижению целей. Для этого учитель: дает ученикам время на размышление; вызывает всех учеников, а не только тех, кто тянет руку; задает сложные вопросы; не карает за неправильные ответы и дает возможность исправиться.

При возможности учитель заранее продумывает ключевые вопросы на урок, которые стимулировали бы продуктивную мыслительную деятельность, готовит возможные подсказки или дополнительные вопросы.

Едва ли в формате одной журнальной статьи можно описать все тонкости, однако постараюсь дать краткие примеры по каждому из пунктов, чтобы обозначить суть приемов активной оценки.

Умные цели урока

Большинство учителей привыкли писать цели урока еще со студенческой скамьи, если учились в педагогическом. Что может быть проще и привычнее? Хотя едва ли можно придумать что-то более ненужное, чем написанные только ради отчетности цели.

При внедрении формативного оценивания подход к целеполаганию меняется диаметрально. Цель становится не крупинкой очередного отчета, а действенным инструментом урока. Однако последователи подхода настаивают, что цели на урок должны быть smart, или «умными». Что это значит? Smart в переводе с английского значит «умный, смышленый, хитрый». На всевозможных тренингах, в книгах по психологии и теперь уже в книгах по педагогике часто говорят про SMART-цели — что это значит и чем они так умны?

Вообще это аббревиатура на английском языке, которая включает в себя пять критериев правильно поставленной цели. Самое занятное, что аббревиатура оказалась столь популярной, что каждую из букв стали расшифровывать разными словами в зависимости от сферы. Я приведу для начала одно из классических определений.

Попробуйте пролистать планы уроков в своей школе. Сколько пунктов из пяти обычно выполняются? Как много целей, для которых ничего из перечисленного не характерно?

Критерии оценивания

Ученикам может быть неясно, как достичь цели, которую называет учитель или которую они видят на доске перед началом урока. Поэтому педагог строит траекторию достижения цели или выделяет понятные критерии успеха. Это своего рода ступени, которые нужно пройти, чтобы достичь цели. Если что-то не получается, ученик может проще понять, на каком этапе у него возникли проблемы. Кстати, требования к написанию критериев более мягкие, чем для целей (например, они могут включать плохо измеряемые категории типа «понимать» или «узнать»). Главное — они должны быть последовательными и логичными.

Приведем несколько примеров построения критериев достижения цели.

Цель (для урока русского языка): написать эссе, аргументирующее необходимость раздельного сбора мусора.

Критерии успеха:
•я прочитал(а) предложенные тексты про утилизацию мусора;
•я выделил(а) основные аргументы из этих материалов;
•я повторил(а) требования к написанию эссе;
•я убедился(­ась), что созданный мной текст соответствует требованиям.

Идея целей и критериев их достижения универсальна и может относиться не только к школьным урокам. Вы можете попробовать пропустить сквозь эту призму свои текущие управленческие цели. Наверняка обнаружите что-то интересное.

Кстати, из управленческих идей: в некоторых зарубежных школах на досках есть специальные постоянные надписи или наклейки (цели, критерии). Когда классное пространство оформлено таким образом, у учителя дополнительная мотивация пользоваться этим инструментом.

Диагностика и обратная связь

Все разнообразие способов диагностики и обратной связи едва ли можно перечислить в одной статье. Приведу для «затравки» лишь несколько педагогических примеров, чтобы можно было понять, о чем речь.

•Тест-коррекция. На листе с одной стороны учитель предлагает задачи для решения. Когда ученик справляется и проверяет свою работу, он видит, какие ошибки он допустил. На оборотной стороне листа для каждой задачи приводятся дополнительные задания. На основании своих ошибок ученик знает, какие материалы проработать дополнительно.

•Сигнальные карточки. После прохождения новой темы или при выполнении заданий ученики могут поднять зеленую карточку (я все понял), желтую (есть некоторые сомнения), красную (испытываю трудности). В такой ситуации учитель может предложить ученикам с зелеными карточками помочь тем, кто поднял желтую, а к «красным» подойти самому. Эти же карточки ученики могут использовать во время самостоятельной работы, чтобы дать понять, что они справились или нуждаются в помощи.

•«На уроке я узнал, что…» — ученику дается три минуты в конце урока, чтобы обобщить основные выводы урока. Это позволяет закрепить самое важное для него.

В пособиях по формирующему оцениванию можно найти десятки приемов эффективной обратной связи, диагностики, технологии организации самостоятельной и групповой работы. Но это скорее учительские вопросы, управленческий же вопрос состоит в том, зачем и как внедрять эту стратегию в школе.

Зачем, или Плюсы и минусы подхода

На управленческие весы я предлагаю поставить плюсы и минусы подхода, чтобы было проще принять решение.

+ Это один из наиболее эффективных и недорогих способов повысить учебные результаты. Это показывают многочисленные исследования в разных типах школ и в разных странах.

+ Огромный плюс формирующего оценивания в том, что оно уже работает во многих школах России (хотя что такое «много»?). Если вы внедряете этот подход, то всегда есть коллеги, которые через это уже прошли. Еще формирующее оценивание активно развивается в Казахстане и Беларуси. В Чехии и Польше этот подход поддерживается на национальном уровне. В России есть несколько школ, которые являются инновационными площадками по данной теме. Поэтому найти единомышленников и включиться в сеть довольно просто.

+ Он «земной». Для формирующего оценивания есть теоретическая база и целый ряд исследовательских работ, но в целом это очень прикладной подход. Он развивается учителями-практиками, и большинство работ написаны «незабюрократизированным» языком.

+ Не требует много материальных ресурсов. Он подходит для суперсовременных учителей, которые на каждом уроке задействуют все новые программы и гаджеты. Есть, например, обзоры приложений для формирующего оценивания. Но если учитель привык пользоваться доской и мелом, то это тоже не станет преградой.

+ Он хорошо стыкуется с принципами развивающего обучения. Формирующее оценивание идеологически и технологически хорошо укладывается в рамки последних ФГОС.

А теперь немного дегтя:

– Те же SMART-цели, хотя и кажутся чем-то логичным и естественным, — это не самая простая технология. Учителя, замученные огромными отчетами, могут относиться к этому как к очередной отчетности для галочки.

– Часто хочется использовать «фишки», а не технологию целиком. Многие приемы привлекательны и просты в применении. Можно увлечься своей инновационностью, внедряя лишь крупинки, но игнорируя более сложные элементы.

– Работы у учителя прибавится. Особенно на первоначальных этапах. Формирующее оценивание требует внимания к целям, критериям, проработке вопросов. Это не самые традиционные формы работы, поэтому они и сложны.

– Родители не всегда могут быть довольны. При формирующем оценивании часто снижается количество оценок, результаты самооценивания и взаимного оценивания могут быть менее предсказуемыми. Если заранее не обговаривать это с родителями, их походы к учителю с претензиями «Почему так?» могут участиться. Поэтому предварительную работу с родителями нужно будет тщательно продумывать.

– Формирующее оценивание требует высокого уровня доверия. От руководителя к учителю, от учителя к ученику, от родителей к ученикам и пр. Часто требует того уровня доверия, к которому мы пока не привыкли. Хотя очень хотелось бы…

Как научиться формирующему оцениванию и внедрить его в школе?

Серия называется «Стратегии формирующего оценивания в условиях реализации ФГОС» и состоит из трех частей.
• Постановка SMART-целей и критериальное оценивание (5 недель)
•Развивающая обратная связь на уроке (5 недель)
•Использование вопросов для развития мышления (5 недель)

Особенность курса в том, что каждую неделю педагоги выполняют практические задания и могут увидеть результат уже в течение обучения.

Источник

Комфорт
Adblock
detector