Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

Медицина в арабо-язычных халифах 7-17вв. Коран о гигиене.

Обучающийся врачеванию в исламе наряду с теологией обязательно изучал «иноземные науки», включая логику, что позволяло ему методично англизировать причины болезней, ставить диагноз, определять прогноз и применять обоснованное лечение. В этом смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане’ утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. В каждом большом городе создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования, такие как «Дом мудрости» в Багдаде, основанный в 1005 г. Ученые, работавшие в этих научных центрах, объединялись в «Общества просвещенных» —прообраз научных обществ и академий наук, возникших в Европе в XVII—XVIII вв.

Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача — восстановить первоначальное состояние. Мизадж не Является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства. В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт. Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори» («Al-«gudar! wa-1-hasba»), который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широкоизвестноеелондонскоеиздание1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

К выдающимся достижениям арабов в области анатомии относится описание легочного кровообращения, которое сделал в XIII в. сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафйс (Ibn an Nafis), т. е. на три столетия раньше Мигеля Сервета.

Хирургия в средневековом ара-боязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой. Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов.

Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн ‘Аб-бас аз-Захрави (ок. 936—1013). Родился он близ Кордовы в мусульманской Испании.

Во второй половине X в., арабо-испанская культура была самой передовой в Западной Европе, а наряду с византийской — и во всей Европе в целом. Основными научными центрами мусульманской Испании были университеты в Кордове, Севилье, Гренаде, Малаге.

По сравнению с хирургией античности аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе (ставшее потом классическим); он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением «остей и ввел в глазную хирургию Запада операцию удаления катаракты; он был автором новых хирургических инструментов (более 150) и единственным автором античности и раннего средневековья, который их описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще кауте-ром (рис. 74), реже — прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.).

Больницы, основанные мусульманами, были трех видов.

1.для бедных слоев населения лечение). Оплачиваемые Халифатом

2.финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

3 военные лечебные учреждения.

Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний.

В «Коране» (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).

Источник

Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

По мере того, как основные научные рукописи переводились на арабский язык, христиане утрачивали свою монополию на медицину, а центры науки и высшего образования постепенно перемещались в Багдад, Басру, Каир, Дамаск, Кордову, Толедо, Бухару, Самарканд. В каждом большом городе создавались библиотеки с читальными залами и комнатами для научных и религиозных дискуссий, помещениями для переводчиков и переписчиков книг. Со временем они выросли в крупные центры науки и образования, такие как «Дом мудрости» в Багдаде, основанный в правление ал-Мамуна, или «Дворец мудрости» (араб. Daf al-hikma), учрежденный в Каире халифом ал-Хакимом в 1005 г. Ученые, работавшие в этих научных центрах, объединялись в «Общества просвещенных» (араб. Maglis al-culama) — прообраз научных обществ и академий наук, возникших в Европе в XVII-XVIII вв.

Библиотека г. Кордовы насчитывала более 250 тыс. томов. Крупные библиотеки были в Багдаде, Бухаре, Дамаске, Каире. Некоторые правители и богатые люди имели собственные библиотеки. Так, в библиотеке главы дамасских врачей Ибн ал-Мутрана (Ibn al-Mutran, XIII в.), лечившего халифа Салах ал-Дина, было около 10 тыс. книг. Глава багдадских врачей Ибн ал-Талмид (Ibn al-Talmld, XII в.) – автор лучшей фармакопеи своего времени – собрал более 20 тыс. томов, многие из которых были переписаны лично им. В XII в., когда в Западной Европе было лишь два университета (в Салерно и Болонье), в одной только мусульманской Испании (Кордовском: халифате) функционировало 70 библиотек и 17 высших школ, в которых среди других дисциплин преподавалась и медицина.

Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях (араб, аг-kari) и четырех телесных соках (араб. ahlat), изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует (в различных пропорциях) в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (араб, mizag – темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств.

Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алко-холь). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (Abu Bakr Muhammad ibn Zakarlya al-Razi, лат. Rhazes, 850-923). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Медициной начал заниматься относительно поздно – когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине.

Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» («Kitab al-Hawi») в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе и вместе с «Каноном медицины» Ибн Сины (см. с. 164) в течение нескольких столетий была одним из основных источников медицинских знаний.

Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах («Al-Kitab al-Mansuri»), посвященная правителю Хорасана Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. В XII в. она была переведена на латинский язык, а в 1497 г. издана в Венеции.

Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори» («Al-gudari wal hasba»), который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в, то время немало человеческих жизней. Даже сегодня он мог бы быть великолепным учебным пособием для студентов. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этой блистательной работы появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Широко известно ее лондонское издание 1766 г. «De variolis et morbilis or Liber de pestilentia».

Известно, что исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам (Ibn al-Haitam, 965-1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т. д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама «Трактат по оптике» («Kitab al-Manazir») прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе – «Opticae thesaurus Alhazeni arabis» («Сокровища оптики араба Альхазена»).

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (cAmmar ihn cAli al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса (Ali ibn Isa), живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» («Tadkirat al-Kahhalin») Иса отметил, что испытал значительное влияние Галена и Хунайна. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья — болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в. оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Наука

Впечатляющие достижения арабов в медицине: от катетеров до удаления зубов (NoonPost, Египет)

Сначала Всемогущий Аллах создал землю, а затем людей, болезни и лекарства. Когда все мировые цивилизации осознали великий замысел Всевышнего, то начали искать способы исцеления от различных заболеваний. На протяжении многих поколений люди развивали медицину таким образом, что на сегодняшний день каждая цивилизация может похвастаться тем, что внесла свой вклад. Особо следует отметить арабскую и исламскую цивилизации, которые сыграли большую роль в развитии медицины.

Арабская медицина до ислама

Арабская медицина до ислама была тесно связана с религиозными обрядами, оккультизмом, магией и предсказаниями, что полностью удовлетворяло потребность людей того времени. Многие средневековые врачи, включая Абу аль-Аббаса ибн Абу Усайбиа, автора знаменитого сочинения «История врачей», считают, что йеменские колдуны были первыми, кто заложил основы медицины на Аравийском полуострове.

Между магией и медициной существовала тесная связь, поэтому колдун был в первую очередь врачом, который лечил больных с помощью колдовства. К слову, жрецы лечили своих пациентов, обращаясь с мольбами и молитвами к богам, поэтому медицина была одной из основных специализаций жреца в доисламскую эпоху. По этому поводу иракский историк Джавад Али в своей книге «История арабов до ислама» написал, что «люди распространяли вести о прибытии монахов и проповедников в Мекку, среди которых были те, кто занимался лечением болезней».

Подобный случай произошел с пророком Мухаммедом. Об этом говорится в книге «Итхаф аль-вара биахбар Умм аль-Кура» Наджма ад-Дина ибн Фахда аль-Мекки: «Когда у Посланника Аллаха разболелись глаза, его дед Абд аль-Мутталиб отвел его к монаху, который занимался лечением болезней глаз».

На Аравийском полуострове существовало множество медицинских практик: прижигание ран огнем, кровопускание, зашивание ран, ампутация конечностей, лечение гнойных ран и язв с помощью наложения повязок, пропитанных специальными настойками на основе трав и меда. Кроме того, арабы подкрашивали глаза сурьмой для лечения воспалительных процессов таких, как конъюнктивит, помутнение роговицы или стекловидного тела. Также они использовали оливковое масло для лечения запоров и заживления ран.

Большинство историков сходятся во мнении, что арабы оказали большое влияние на становление медицины как науки. К сожалению, до нас дошло не так много документальных подтверждений о медицинских практиках того периода, но достоверно известно, что арабские врачи получили знания в ходе наблюдений за природой и контактов с соседними цивилизациями благодаря торговле и хаджу. Таким образом, в мусульманском мире появились врачи, которые не были никому известны до рассвета ислама.

Арабская медицина на заре ислама

Еще до возникновения ислама в мусульманском мире были известны имена таких врачей, как Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи, Ан-Надр ибн аль-Харит, Ибн Аби Рамта ат-Тамими и Димад ибн Таальба аль-Азди, которые были современниками пророка Мухаммеда.

Аль-Харит ибн Калада ат-Такафи много путешествовал и изучал медицину в персидской Джундишапурской академии. По его словам, «химья (диета) — источник всякого исцеления, а желудок — дом всякой болезни. Если он здоров, то по сосудам разносится здоровье, если он болен, то по сосудам разносится по телу яд». Существует даже хадис, в котором говорится, что когда Саад ибн Абу Ваккас заболел, Посланник Аллаха велел ему отправиться на лечение к Аль-Хариту.

Ибн Аби Рамта ат-Тамими жил во времена пророка Мухаммеда и практиковал хирургическое лечение заболеваний и травм. Димад ибн Таальба аль-Азди был другом пророка Мухаммеда в доисламскую эпоху, поэтому он лечил больных, обращаясь за помощью к ветру.

Медицина во времена пророка Мухаммеда

Пророк Мухаммед не умалял важность медицины и лекарств, поэтому он был главным защитником врачей в свое время. Он говорил, что «знания — это две науки: тело и религия», то есть Посланник Аллаха не разделял медицину и религию.

Посланник Аллаха имел собственные взгляды на лечение и химью (диету). Он сам практиковал кровопускание, призывал своих товарищей к ведению здорового образа жизни и умеренности во всем, рассказывал о лечебных свойствах различных продуктов питания и напитков, а также уделял много внимания заботе о душе. Когда пророк Мухаммед залечивал раны, полученные в битве при Ухуде, он распорядился установить палатку для медсестры Руфайды аль-Исламии рядом с собственной палаткой, чтобы она имела возможность заниматься ранеными.

Вклад арабских и мусульманских врачей

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази родился в 865 году в Иране. Он внес значительный вклад в различные науки, включая медицину, химию и физику. Кроме того, ар-Рази часто называют «имамом медицины» своего времени, так как к нему приезжали желающие получить знания со всего света.

Контекст

244091304

Chinanews (Китай): чему российские врачи едут учиться в Китай

Al Araby: арабы исчезли – их больше не существует

Советница Асада: Запад захватывает наши проливы, как при колониализме (Al-Mayadeen)

Среди наиболее важных достижений Абу Бакра Мухаммеда ар-Рази можно назвать открытие некоторых химических процессов таких, как дистилляция, кристаллизация и фильтрация. Также он был первым, кто изобрел швы, целебные мази и инструмент для измерения удельного веса жидкостей.

Иранский ученый был первым, кто придумал записывать историю болезни. Он прикалывал к каждой кровати листок, на котором записывал динамику состояния своего пациента и лекарства, которые ему давал. Ар-Рази смог получить алкоголь, путем брожения сахара. Кроме того, он обнаружил гортанный нерв и заложил основу первой медицинской помощи.

Немецкий востоковед Сигрид Ханке говорила о нем: «Ар-Рази обладал обширными медицинскими познаниями. Он постоянно жаждал новых знаний, разыскивая их повсюду: в книгах, больных пациентах и химических экспериментах».

Али ибн Иса аль-Кихал

Багдадский врач Али ибн Иса аль-Кихал — отец арабской офтальмологии, который внес большой вклад в развитие учения о глазных болезнях.

Аль-Кихал систематизировал знания арабских окулистов о глазных болезнях, симптомах, причинах и методах лечения. Он описал височный и черепной артериит, а также нашел связь между этими заболеваниями и проблемами со зрением при мигрени. Кроме того, он был первым, кто предложил использовать гипноз и наркотическую анестезию при хирургических операциях.

Он также выдвинул теорию о зрительном процессе. По мнению аль-Кихала, душа сначала выходит из глаза, а затем возвращается обратно и воспроизводит увиденное в мозге. Его теория послужила отправной точкой для исследований Аль-Хасана ибн аль-Хайтама, который в конечном итоге пролил свет на зрительный процесс.

Ибн ан-Нафис

Абу аль-Хасан Алаа ад-Дин Абу аль-Хазм, также известный как Ибн ан-Нафис аль-Кураши — выдающийся арабо-мусульманский врач и ученый эпохи Средневековья. Ему приписывают многие важные медицинские открытия, которые используются учеными и по сей день. Кроме того, он внес значительный вклад во многие области физиологии.

Особая заслуга Ибн ан-Нафиса состоит в том, что он первым описал строение легких и легочное кровообращение, а также обнаружил, что сердце снабжают кровью коронарные сосуды, что полностью противоречило теории Галена.

Арабскому ученому удалось обнаружить, что в легких происходит процесс газообмена, легочные вены толще легочных артерий, а между полостями правого и левого желудочка нет отверстия. Также он смог объяснить взаимосвязь между глазом и мозгом.

Ибн ан-Нафису принадлежит множество важнейших медицинских трудов и сочинений, одним из которых является «Всеобъемлющая книга о медицинском искусстве». Эта рукопись считается самой объемной медицинской энциклопедией в истории, поскольку она содержит важнейшую информацию по медицине и фармацевтике. Кроме того, он прославился комментариями к разделу анатомии в «Каноне» Ибн Сины, где досконально описал малый круг кровообращения. Таким образом, Ибн Нафис стал первым врачом, который подробно изучил и описал кровообращение.

Абу аль-Касим аз-Захрави

Абу аль-Касим аз-Захрави родился в городе Аз-Захра недалеко от Кордовы в Андалусии, является потомком сподвижников пророка и получил известность в западном мире как Альбукасис. Учёный считается одним из самых выдающихся хирургов исламского мира, и многие называли его «отцом современной хирургии», поскольку он первым заложил основы этой науки, изобрел хирургические эндоскопы и использовал шприцы и троакары.

Аль-Захрави избавлялся от камней в мочевом пузыре с помощью похожего на современный эндоскоп инструмента. Кроме того, он первым изобрёл и использовал кольпоскоп, а также множество других хирургических приспособлений и инструментов для лечения горла и ушей, и был первым ученым, рассказавшим о различных видах всасывающих трубок.

Статьи по теме

244886412

Ilta-Sanomat: проблемы экологии влияют на психику молодежи

7 Дней: 7 мифов о здоровье

Videnskab: что происходит при разном уровне алкоголя в крови

Учёный объяснил природу внематочной беременности, назначал клизмы, использовал обычные шприцы и специальные ложки для осмотра языка, ротовой полости и миндалин, обрисовал процесс удаления зубов, а также выявил возможные причины переломов челюсти во время этой процедуры.

Абу аль-Касим аз-Захрави изобрел весьма точный аппарат, предназначенный для лечения обструкции мочевых путей у новорожденных, который облегчает процесс мочеиспускания, разработал и описал процесс катетеризации, изобрел необходимые для этого инструменты. Это позволило ему выполнить множество сложных операций, связанных с разрезом трахеи, от которых ранее воздерживались многие врачи, такие как Ибн Сина и ар-Рази.

Мы перечислили ряд самых известных арабских и других мусульманских врачей, которые внесли огромный вклад в развитие медицины, но есть другие великие фигуры, чьи имена навсегда останутся в медицинской летописи, а достижения получили высокую оценку. Это Ибн Сина, Ибн аль-Куф, Рашид ад-Дин ас-Сури, Ибн Байтар, Ахмед бен Али аль-Ашат и другие ученые.

Мусульмане опередили своих современников во многих научных областях благодаря своим изобретениям и знаниям, которые позволили нам достичь других успехов. В первую очередь это касается медицинской сферы. Действительно, как подтверждают историки, арабские университеты были открыты для групп европейских студентов, а короли и другие важные фигуры приезжали в мусульманские страны для получения лечения в местных больницах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Комфорт