Содержание материала
Схемы зданий, сооружений, элементов конструкций и ветровых нагрузок
Определение аэродинамических коэффициентов с
Отдельно стоящие плоские сплошные конструкции.
Вертикальные и отклоняющиеся от вертикальных не более чем на 15° поверхности:
Здании с двускатными покрытиями
1. При ветре, перпендикулярном торцу зданий, для всей поверхности покрытия се = –0,7.
2. При определении коэффициента v в соответствии с п. 6.9 h = h1 + 0,2 l tga
Значения се1, се2 при равном
Значения се3 при равном
Здания со сводчатыми и близкими к ним по очертанию покрытиями
1. См. примеч. 1 к схеме 2.
2. При определении коэффициента v в соответствии с п. 6.9 h = h1 + 0,7f
Значения се1, се2 при , равном
Значение се3 принимается по схеме 2
Здания с продольным фонарем
Коэффициенты се1, се2 и се3 следует определять в соответствии с указаниями к схеме 2
1. При расчете поперечных рам зданий с фонарем и ветроотбойными щитами значение суммарного коэффициента лобового сопротивления системы «фонарь—щиты» принимается равным 1,4.
2. При определении коэффициента v в соответствии с п. 6.9 h = h1
Здания с продольными фонарями
Для покрытия здания на участке АВ коэффициенты се следует принимать по схеме 4.
Для фонарей участка ВС при l £ 2 сх = 0,2; при 2 £ l £ 8 для каждого фонаря сх = 0,1l; при l >8 сх = 0,8, здесь
Для остальных участков покрытия се = –0,5
1. Для наветренной, подветренной и боковых стен зданий коэффициенты давления следует определять в соответствии с указаниями к схеме 2.
2. При определении коэффициента v в соответствии с п. 6.9 h = h1
Здания с продольными фонарями различной высоты
Коэффициенты ,
и се2 следует определять в соответствии с указаниями к схеме 2, где при определении се1 за h1 необходимо принимать высоту наветренной стены здания.
Для участка АВ се следует определять так же, как для участка ВС схемы 5, где за h1 ¾ h2 необходимо принимать высоту фонаря
См. примеч. 1 и 2 к схеме 5
Здания с шедовыми покрытиями
Для участка АВ се следует определять в соответствии с указаниями к схеме 2.
1. Силу трения необходимо учитывать при произвольном направлении ветра, при этом сt = 0,04.
2. См. примеч. 1 и 2 к схеме 5
Здания с зенитными фонарями
Для наветренного фонаря коэффициент се следует определять в соответствии с указаниями к схеме 2, для остальной части покрытия — как для участка ВС схемы 5
См. примеч. 1 и 2 к схеме 5
Здания, постоянно открытые с одной стороны
1. Коэффициенты се на внешней поверхности следует принимать в соответствии с указаниями к схеме 2.
2. Проницаемость ограждения m следует определять как отношение суммарной площади имеющихся в нем проемов к полной площади ограждения. Для герметичного здания следует принимать ci = 0. В зданиях, указанных в п. 6.1, в, нормативное значение внутреннего давления на легкие перегородки (при их поверхностной плотности менее 100 кг/м 2 ) следует принимать равным 0,2w0, но не менее 0,1 кПа (10 кгс/м 2 ).
3. Для каждой стены здания знак «плюс» или «минус» для коэффициента ci1 при m £ 5 % следует определять исходя из условия реализации наиболее неблагоприятного варианта нагружения
2. При определении коэффициента v в соответствии с п. 6.9 следует принимать b = h = 0,7d
Аэродинамика здания
Вопросы аэродинамики здания всегда считались достаточно важными, а в ряде случаев – определяющими для проектирования вентиляции здания, расчета воздушных потоков внутри здания, учета фильтрации воздуха при выборе ограждающих конструкций, а также оценки влияния здания на аэродинамический режим прилегающей территории. Кроме того, аэродинамика здания и связанные с ней внутренние воздушные потоки учитываются при расчете и проектировании воздушных завес, герметизации мусоропроводов и т. п. С другой стороны, аэродинамика зданий связана с изучением ветрового режима здания, рассеивания вредностей, расположения пешеходных дорожек, образования снегозаносов.
В последние годы в связи со значительными масштабами проектирования высотных зданий, поисками возможностей использования в них естественного проветривания, оптимизации воздушных потоков внутри здания, а также использованием для энергоснабжения ветроэнергетических установок, встроенных в ограждающие конструкции здания, роль аэродинамики здания значительно возросла.
Теоретические основы аэродинамики зданий и практическое их использование в нашей стране основывались на работах академика Н. М. Томсона, проф. Ф. Л. Серебровского, проф. Э. И. Реттера, проф. С. И. Стриженова. Опубликованные ими книги сочетают в себе великолепное знание предмета, талант исследователя, превосходное методическое изложение материала, глубокое понимание инженерных проблем. Это книги «Аэрация городской застройки» Н. М. Томсона, изд. АМН СССР, 1947; «Аэродинамика зданий» Э. И. Реттера и С. И. Стриженова, М., Стройиздат, 1968; «Аэрация жилой застройки» Ф. Л. Серебровского, М., Стройиздат, 1971; «Архитектурно-строительная аэродинамика» Э. И. Реттера, М., Стройиздат, 1984.
В настоящее время аэродинамике зданий не уделяется должного внимания в научных разработках и практическом использовании результатов этих разработок. В то же время по сравнению с 1970-ми годами, когда были написаны последние основополагающие работы упомянутых выше ученых, ситуация в строительном комплексе существенно изменилась: значительно выросла этажность зданий, застройка городских кварталов стала более плотной, комплексной, появились высотные здания. Аэродинамика высотных зданий имеет свою специфику, так как для них влияние наружных климатических воздействий и величины градиентов перемещения потоков массы и энергии внутри здания являются по своей значимости экстремальными.
Предлагаемая читателю статья проф. Э. И. Реттера и Ф. Л. Серебровского «Аэродинамическая характеристика жилых зданий» содержит первоначальные, основополагающие экспериментальные исследования аэродинамических коэффициентов жилых зданий в различных градостроительных условиях.
Редакция надеется, что эта статья будет прочитана с интересом широким кругом специалистов и явится скромной данью признательности и уважения, которую заслуживают замечательные отечественные специалисты, создавшие аэродинамику зданий как важнейший раздел архитектурного и инженерного проектирования.
Аэродинамическая характеристика жилых зданий
Природно-климатические условия оказывают существенное влияние на микроклимат жилых зданий, определяют экономическую целесообразность тех или иных способов его регулирования. Выбор и расчет ограждающих конструкций зависит от внешних климатических воздействий. Одним из внешних факторов является ветер, который способствует проветриванию помещений, увеличивает теплопотери зданий, изменяет тепловой режим ограждений.
Отсюда вытекает задача исследования влияния ветра на постройки. Актуальность проблемы связана с развитием жилищного строительства в районах, характеризуемых сильными ветрами (Крайний Север, Дальний Восток, Казахстан), внедрением в практику градостроительства новых прогрессивных приемов свободной планировки и развитием полносборного домостроения.
Методы теоретического решения задачи обтекания прямоугольного профиля зданий известны [1, 2, 3].
Экспериментальные методы изучения аэродинамики зданий, заключающиеся в испытании моделей в аэродинамической трубе, использовались неоднократно [4, 5, 6, 7].
В данной работе излагаются результаты экспериментов по определению аэродинамических коэффициентов жилых зданий, расположенных в различных градостроительных условиях.
Эксперименты проводились на моделях зданий, изготовленных в масштабе 1:200. Модели устанавливались в рабочей части аэродинамической трубы открытого типа. Скорость потока составляла 15 м/с.
Испытывались модели отдельно стоящих и групп параллельно расположенных жилых зданий.
Рассмотрим сначала аэродинамическую характеристику незащищенного здания. Как обычно, действие ветра будем определять в долях скоростного напора ветрового потока:
где k – аэродинамический коэффициент;
v – расчетная скорость ветра;
r – плотность воздуха.
При направлении воздушного потока перпендикулярно длинной стороне здания ( a = 90°) на наветренной стороне аэродинамические коэффициенты имеют положительное значение (от +0,6 до +0,8 в зависимости от степени шероховатости поверхности земли перед зданием). Верхняя горизонтальная поверхность (или плоская кровля с небольшим уклоном) находится под разрежением; величина аэродинамических коэффициентов в этом случае может быть вычислена по формуле:
(2)
где X – безразмерный геометрический критерий:
(3)
l – расстояние от переднего ребра АА1 до рассматриваемого сечения MN (рис. 1);
H и S – высота и длина здания.
Наибольшее подсасывающее действие ветра наблюдается вблизи ребра АА1. Для заветренной стены аэродинамические коэффициенты определяются по формуле (2) при l = L.
При направлении воздушного потока вдоль продольной оси здания ( a = 0°) аэродинамические коэффициенты зависят в основном от относительного расстояния между данным сечением, перпендикулярным скорости ветра, и передней торцевой стеной здания. Для сечений, лежащих в области 0,5 ≤ y/H ≤ 2,75, применима формула
(4)
где y – расстояние данного сечения от передней торцевой стены здания (рис. 1).
За счет торможения воздушного потока вблизи поверхности земли аэродинамические коэффициенты для вертикальных поверхностей несколько ниже и составляют в среднем 0,8 k0. Для наветренной торцевой стены k0 = +0,7–0,8 и для заветренной торцевой поверхности k0 = –0,2–0,3.
При других направлениях ветра может быть применена формула Э. И. Реттера [1]
где k0 и k90 – аэродинамические коэффициенты для рассматриваемой поверхности при направлении воздушного потока a = 0° и a = 90°.
Формула применима в пределах 0° ≤ a ≤ 90° для наветренных поверхностей здания.
В частном случае, когда ширина здания L = 0,8Н, длина S = 4Н, аэродинамические коэффициенты для средних сечений y = S/2 и l = L/2 принимают значения, указанные в табл. 1.
Таблица 1 Аэродинамические коэффициенты | |||||||||||||||||||||||||||||
|
Приведенные формулы и значения аэродинамических коэффициентов справедливы для незащищенных зданий. Влияние соседних зданий и сооружений на аэродинамическую характеристику обнаруживается на расстоянии, меньшем 20Н0 (где Н0 – высота здания, расположенного с наветренной стороны).
Так как при обычной застройке расстояние между жилыми зданиями меньше указанной величины, то компоновки жилых зданий представляют значительный интерес.
Для изучения аэродинамических свойств группы, образованной шестью жилыми зданиями, расположенными параллельно, была проведена серия испытаний в аэродинамической трубе (рис. 1). Варьировались высота и расстояние между моделями. На рис. 1 промежутки между зданиями обозначены через I, II, III,….
|
На основании приведенных результатов аэродинамические коэффициенты для каждой вертикальной поверхности здания вычисляются по формуле
(9)
Знак плюс берется для наветренных поверхностей, знак минус для заветренных сторон здания; kj вычисляется по формуле (7).
На аэродинамическую характеристику жилых зданий оказывают влияние также зеленые насаждения: газоны, деревья. Увеличивая шероховатость земной поверхности они снижают скорость ветра около земли.
Для изучения закономерностей, связанных с влиянием шероховатости земной поверхности на аэродинамическую характеристику жилых зданий, была проведена серия испытаний в аэродинамической трубе.
Прежде всего было выявлено распределение скоростей по высоте в зависимости от шероховатости. Рабочий стол аэродинамической трубы покрывали последовательно гладким картоном, картоном с наклеенными древесными опилками, и, наконец, на него устанавливали модели зеленых насаждений, выполненные из тонкой проволоки.
Измеряли скорости воздушного потока на различной высоте. Графики скоростей изображены на рис. 3.