расположение парусов на корабле

userinfo v8elektrik_dv

150756560 01 parusnaya yeskadra

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности) соответствующими иллюстрациями.

150756563 03 ustroystvo parusnika

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

150756564 04 machtuy

150756567 06 rangout i takelazh

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 670.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 200! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.
Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. ЛАТИНСКИЕ ПАРУСА имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. ГАФЕЛЬНЫЕ ПАРУСА – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. БЕРМУДСКИЕ ПАРУСА – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Источник

Гид по типам парусного вооружения

Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?

Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.

Что входит в понятие «парусное вооружение»

b7cb6b22cbec

Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.

Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.

Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.

Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:

Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?

Как рассчитать оптимальную площадь парусов

В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.

Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.

При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:

Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.

Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2

Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.

Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота

Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».

dc8a982a321a

Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.

f8821f16d865

Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.

c87e7b5ab838

На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.

Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».

Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.

Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.

Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.

Виды парусов и их особенности

Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.

Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:

2ede0c25baa1

Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.

Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».

Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.

58928d9f79f8

Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.

74b18e58acea

Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.

865a8f8fba55

Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.

3e951357a52c

Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?

Что лучше — одна мачта или две?

Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).

Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.

Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.

Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:

Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.

К преимуществам шлюпов в целом относят:

В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.

c5c1c6fcf71e

Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:

В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.

По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:

adb7d73073df

d0442f8a43c4

Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.

Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:

Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.

5d40be08b298

Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.

Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.

Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).

К основным преимуществам кечей относятся:

К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.

Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.

Источник

Устройство парусного судна.

1. Курсы парусного судна относительно ветра.

Points of sail Ru.svg

Курсы судна относительно ветра.

2. Рангоут и стоячий такелаж четырехмачтового барка

Takelazh parusnogo sudna shema

Схема мачты и проводки бегучего такелажа: 1 – брам-рей 2 – флагшток 3 – бык-гордени 4 – перты 5 – топенаты 6 – гитовы 7 – верхний брам-рей 8 – шкот верхнего брамселя 9 – нижний брам-рей 10 – верхний марса-рей 11 – шкот верхнего марселя 12 – нижний марса-рей 13 – нижний рей 14 – риф-тали 15 – галс нижнего паруса 16 – шкот нижнего паруса 17 – топенант-тали 18 – бугель бейфута 19 – марсовая площадка 20 – марса-драйреп 21 – салинг 22 – брам-драйреп 23 – бом-брам-драйреп
А – бом-брамсель Б – верхний брамсель В – нижний брамсель Г – верхний марсель Д – нижний марсель Е – нижний парус (фок или грот)

Shema

Схема крепления фалов кливеров и стакселей

Названия рангоута и парусов

Nazvaniya rangouta i parusov barka Kruzenshtern

Названия рангоута и парусов барка Крузенштерн

1 – бушприт (однодеревый); 2 – утлегарь; 3 – мартин-гик;

4 – колонна (нижняя мачта) фок-мачты; 5 – фор-стеньга (продолжение колонны); 6 – фор-брам-стеньга; 7–фор-бом-брам-стеньга (продолжение брам-стеньги); 8 – вымпелшток (флагшток) фок-мачты; 9 – фор-марс (марсовая площадка) фок-мачты; 10 – фор-салинг;

11 – колонна 1-й грот-мачты; 12 – грот-стеньга; 13 – грот-брам-стеньга; 14 – грот-бом-брам-стеньга; 15 – флагшток 1-й грот-мачты; 16 – грот-марс; 17 – грот- салинг;

18 – колонна 2-й грот-мачты; 19 – грот-стеньга; 20 – грот-брам-стеньга; 21 – грот-бом-брам-стеньга; 22 – флагшток 2-й грот-мачты; 23 – грот-марс; 24 – грот-салинг;

25 – колонна бизань мачты; 26 – крюйс-стеньга; 27 – крюйс-брам-стеньга; 28 – флагшток бизань-мачты; 29 – марс бизань-мачты; 30 – эзельгофты;

31 – фока-рей; 32 – фор-марса-рей нижний; 33 – фор-марса-рей верхний; 34 – фор- брам-рей нижний; 35 – фор-брам-рей верхний; 36 – фор-бом-брам-рей;

37 – грота-рей 1й грот-мачты; 38 – грот-марса-рей нижний; 39 – грот-марса-рей верхний; 40 – грот-брам-рей нижний; 41 – грот-брам-рей верхний; 42 – грот-бом-брам-рей;

43 – грота-рей 2-й грот-мачты; 44 – грот-марса-рей нижний; 45 – грот-марса-рей верхний; 46 – грот-брам-рей нижний; 47 – грот-брам-рей верхний; 48 – грот-бом-брам- рей;

49 – гик; 50 – нижний гафель; 51 – верхний гафель;

86 – антенн-реи, 87 – клотики.

Паруса

52 – фор-стень-стаксель; 53 – кливер; 54 – мидель-кливер (средний кливер); 55 – бом-кливер; 56 – кливер- топсель; 57 – грот-стень-стаксель I (1-й грот-мачты); 58 – грот-брам-стень- стаксель I; 59 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 60 – грот-стень-стаксель II (2-й грот-мачты); 61 – грот-брам-стень-стаксель II; 62 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 63 – апсель; 64 – крюйс-стень-стаксель; 65 – нижний бизань-трисель;55 –верхний бизань-трисель; 67 – гаф-топсель; 68 – фок (парус); 69 – фор-марсель нижний; 70 – фор-марсель верхний; 71 – фор-брамсель нижний; 72 – фор-брамсель верхний; 73 – фор-бом-брамсель; 74 – грот (парус) I (1-й грот-мачты); 75 – нижний грот-марсель I; 76 – верхний грот-марсель I; 77 – нижний грот-брамсель I; 78 – верхний грот-брамсель I; 79 – грот-бом-брамсель I; 80 – грот (парус) II (2-й грот-мачты); 41 – нижний грот-марсель II; 82 – верхний грот-марсель II; 83 – нижний грот-брамсепь II; 84 – верхний грот-брамсель II; 85 – грот-бом-брамсель II;

Стоячий такелаж

Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. На четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.

Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.

К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

Raspolozhenie snastej stoyachego takelazha

Расположение снастей стоячего такелажа

1. ватер-штаги 22. ватер-бакштаги
2. мартин-штаг 23. утлегарь-бакштаги
3. мартин-штаг от бом-утлегаря 24. бом-утлегарь-бакштаги
4. фока-штаг 25. фок-ванты
5. фок-лось-штаг 26. фор-стень-ванты
6. фор-лось-стень-штаг 27. фор-брам-стень-ванты
7. фор-стень-штаг 28. фор-стень-фордуны
8. кливер-леер 29. фор-брам-стень-фордуны
9. фор-брам-стень-штаг 30. фор-бом-брам-стень-фордуны
10. бом-кливер-леер 31. грот-ванты
11. фор-бом-брам-стень-штаг 32. грот-стень-ванты
12. грота-штаг 33. грот-брам-стень-ванты
13. грот-лось-штаг 34. грот-стень-фордуны
14. грот-лось-стень-штаг 35. грот-брам-стень-фордуны
15. грот-стень-штаг 36. грот-бом-брам-стень-фордуны
16. грот-брам-стень-штаг 37. бизань-ванты
17. грот-бом-брам-стень-штаг 38. крюйс-стень-ванты
18. бизань-штаг 39. крюйс-брам-стень-ванты
19. крюйс-стень-штаг 40. крюйс-стень-фордуны
20. крюйс-брам-стень-штаг 41. крюйс-брам-стень-фордуны
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг 42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка) ) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте. Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы

Beguchij takelazh kosyh parusov barka Kruzenshtern

Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/

Фок-мачта: 1 – фор-стень-стаксель; 2 – кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 – бом-кливер; 5 – кливер-топсель; 17 – шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 – шкоты мидель-кливера; 20 – шкоты бом-кливера; 21 – шкоты кливер-топселя; 22 – нирал фор-стень-стакселя; 23 – нирал кливера; 24 – нирал мидель-кливера; 25 – нирал бом-кливера; 26 – галс бом-кливера; 35 – фал бом-кливера; 36 – фал кливер-топселя;

1-я грот-мачта: 6 – грот-стень-стаксель I; 7 – грот-брам-стень-стаксель I; 8 – грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 – шкоты стень-стакселя; 38 – шкоты брам-стень-стакселя; 39 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 – нирал стень-стакселя; 44 – галс брам-стень-стакселя; 45 – галс бом-брам-стень-стакселя; 46 – фал стень-стакселя; 47 – фал брам-стень-стакселя; 48 – фал бом-брам-стень-стакселя;

2-я грот-мачта: 9 – грот-стень-стаксель II; 10 – грот-брам-стень-стаксель II; 11 – грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 – шкоты стень-стакселя; 50 – шкоты брам-стень-стакселя; 51 – шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 – нирал стень- стакселя; 53 – нирал брам-стень-стакселя; 54 – нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 – галс стень-стакселя; 56 – галс брам-стень-стакселя; 57 – галс бом-брам-стень- стакселя; 58 – фал стень-стакселя; 59 – фал брам-стень-стакселя; 60 – фал бом-брам-стень-стакселя.

Бизань-мачта: 12 – апсель; 13 – крюйс-стень-стаксель; 14 – нижний бизань-трисель; 15 – верхний бизань-трисель; 16 – гаф-топсель; 61 – шкоты апселя; 62 – шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя; 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 63 – нирал апселя, 64 – нирал крюйс-стень-стакселя; 65 – галс апселя; 66 – галс крюйс-стень-стакселя; 67 – фал апселя; 65 – шкот нижнего бизань-триселя; 69 – контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 – гитовы нижнего бизань-триселя; 72 – фал нижнего бизань-трисепя; 73 – нирал нижнего бизань-триселя; 74 – шкот верхнего бизань-триселя; 75 – контршкот верхнего бизань-триселя; 76 – гитовы верхнего бизань-триселя; 77 – фал верхнего бизань-триселя; 78 – нирал верхнего бизань-триселя; 79 – галс гаф-топселя, 80 – шкот гаф-топселя; 81 – контршкот гаф-топселя; 82 – фал крюйс-стень-стакселя; 83 – нирал гаф-топселя; 84 – фал гаф-топселя.

3. Маневрирование парусного судна с прямым вооружением

ЛАВИРОВКА

Лавировка применяется в тех случаях, когда место, к которому должно идти парусное судно, находится на ветре. В этом случае, меняя попеременно галсы, судно постепенно выходит на ветер, выигрывая некоторое про­ странство на каждом галсе. Исходя из этого, на каждом галсе следует стремиться держать возможно круче к ветру, а меняя галс, выгоднее делать поворот оверштаг, так как при повороте через фордевинд судно некоторое время спускается под ветер, уходя от намеченной цели. Последнее обстоятельство имеет особенное значение при лавировке на коротких галсах.

ПОВОРОТ ОВЕРШТАГ

Сущность этого маневра заключается в том, чтобы, действуя рулем и парусами, заставить судно лечь на другой галс, перейдя носом через линию ветра. Весь процесс выполнения поворота можно разделить на три последовательных этапа:

Povorot overshtag.

Рассмотрим каждый из этапов поворота более под­ робно. Чтобы судно пошло к ветру, необходимо, помимо дей­ ствия руля, сместить центр парусности к корме. Для этого раздергивают шкоты носовых и стягивают шкоты кормовых парусов.

ПОВОРОТ ЧЕРЕЗ ФОРДЕВИНД

Поворотом через фордевинд называется такой поворот, когда судно меняет галс, пересекая линию ветра кормой. Этот маневр, как и предыдущий, можно разделить на три последовательных этапа: первый этап — судно уваливается до курса фордевинд, второй — когда оно пересекает линию ветра, и третий — судно начинает приводиться до нужного курса.

Povorot cherez fordevind.

4. Сигналы судовых тревог

а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;

Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;

в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

5. Типы парусного вооружения

sailing ships by dashinvaine d4ymzbh

6. Требования техники безопасности при работе с парусным вооружением

1. К работам с парусным вооружением относятся:
хождение и работа на рангоуте (мачтах, реях, марсовых и салинговых площадках, бушприте и т.п.) и стоячем такелаже на любой высоте над палубой или настилом;
работы с бегучим такелажем по управлению и обслуживанию парусов;
работы с парусами.
2. Работы с парусным вооружением относятся к работам повышенной опасности и требуют от исполнителей навыков, умения и повышенного внимания.
3. К работам с парусным вооружением допускаются лица, прошедшие теоретическое обучение и практическую подготовку по безопасным приемам, методам выполнения работ и сдавшие экзамен комиссии, состоящей из командиров парусного судна, под председательством старшего помощника капитана.
Результаты экзамена оформляются протоколом за подписями членов комиссии и лиц, сдавших экзамен. Допуск к самостоятельной работе объявляется приказом капитана.
4. Практическое обучение безопасным приемам и методам работы с парусным вооружением должно проводиться непосредственно на рабочих местах руководителями работ.
5. Руководителями работ являются:
во время работ всем экипажем (при парусных авралах) – командиры мачт согласно расписанию;
при работе силами вахты – вахтенный помощник капитана;
при выполнении определенной конкретной работы – вахтенный боцман или назначенное лицо командного состава.
6. Не реже одного раза в 3 месяца каждый член экипажа, допущенный к работе с парусным вооружением, должен пройти проверку знаний с соответствующим оформлением этого в журнале инструктажей по технике безопасности.
7. Член экипажа, показавший неудовлетворительные знания, должен быть отстранен от работы с парусным вооружением и пройти повторное обучение и экзамен.
8. Каждый член экипажа, чувствующий недомогание, мешающее, по его мнению, безопасной работе с парусным вооружением, должен предупредить об этом своего непосредственного командира или лицо, отдавшее распоряжение.
9. Во время работ с парусным вооружением должны выполняться команды непосредственного руководителя работ.

Работа на рангоуте

10. Члены экипажа для работы с парусным вооружением должны быть одеты по сезону, в зашнурованной, плотно прилегающей по ноге обуви с нескользящей подошвой. В карманах одежды не должно быть никаких предметов. Ногти должны быть острижены так, чтобы они не выступали за подушки пальцев.
11. На всех работающих должны быть надеты предохранительные пояса с лямками, которые плотно облегают тело.
12. Выход на ванты и любые работы с парусным вооружением производятся только с разрешения руководителя работ.
13. При хождении по вантам всегда должно быть обеспечено не менее двух точек опоры. При этом одновременно переносятся правая рука и левая нога, затем наоборот. Руками следует держаться за ванты, а ноги ставить на выбленки серединой ступни.
14. При следовании под парусами при наличии свежего ветра и постоянного крена, при котором подветренные ванты принимают вертикальное положение или отрицательный уклон, хождение разрешается только по наветренным вантам; при бортовой качке передвигаться по вантам следует только в моменты положительных углов наклона вант, останавливаться – при отрицательных.
15. Переход с вант на марсы и салинги должен производиться по установленным для каждого конкретного судна путям. При этом, по возможности, следует избегать определения этих путей по путеновантам.
16. При переходе на реи необходимо сначала закрепить карабин страховочного каната предохранительного пояса за страховочный леер, а затем переходить на перты. Перемещение вдоль реев разрешается только по пертам.
Брасы и топенанты должны быть обтянуты и закреплены, подвижные реи посажены на топенанты.
17. При выполнении работ с парусами карабин страховочного каната предохранительного пояса должен быть надежно пристегнут к неподвижным деталям рангоута, стоячему такелажу так, чтобы не было возможности его проскальзывания и обеспечивалась минимальная слабина каната, позволяющая беспрепятственное выполнение необходимых действий работающего.
18. Запрещается при передвижениях по рангоуту и такелажу:

19. Инструмент должен быть в сумке или закреплен на штерте за пояс и располагаться так, чтобы не мешать движению по вантам и рангоуту. Остальной инструмент и приспособления должны подаваться на рабочем гордене.
20. В случае необходимости по разрешению старшего помощника капитана допускается передвижение по снастям стоячего такелажа с использованием беседки.
21. При работах, связанных с выходом за фальшборт (на бушприте, галс-боканцах и т.д.), все работающие должны быть застрахованы карабинами страховочных канатов предохранительных поясов, а вблизи на палубе до их возвращения должен находиться обеспечивающий.
22. Все снасти бегучего такелажа должны быть обтянуты и закреплены на штатных местах, а их ходовые концы сложены в бухты. При этом бухты должны быть собраны так, чтобы при потравливании на них снасти выходили без калышек и не происходило подсечки шлангов.
Предотвращение образования калышек или раскручивание каната прямого спуска следует производить укладкой его в бухты по часовой стрелке, а каната обратного спуска – против часовой стрелки.
23. При работе с бегучим такелажем следует:

Работа с парусами

24. Потравливание снастей бегучего такелажа, находящихся под большим натяжением или испытывающих динамические рывки, должно производиться через нагель или утку с оставлением на них одного шлага или более. При этом должно быть не менее двух человек, один из которых обеспечивает беспрепятственный выход ходового конца из бухты. Руки работающих не должны находиться ближе 1 м от нагеля или утки, через которые производится протравливание снасти.
25. При любых действиях со снастями, испытывающими или могущими испытывать в результате выполняемых действий динамические рывки, запрещается располагать руки впереди (ближе к парусу) и ближе 1 м от палубных багеток или отводных блоков. Работающие должны располагаться по одну сторону от ходового конца.
26. При работе с парусами действия группы людей, обеспечивающих выполнение данной операции с одним парусом, должны быть согласованы и выполняться одновременно по команде руководителя.
27. При постановке, уборке или других действиях с каким-либо парусом запрещается находиться с его подветренной стороны, а при условии мягких нижней и задней шкаторий работающие должны находиться на безопасном расстоянии от шкотового угла паруса.
При постановке и уборке косых парусов нельзя допускать излишнюю слабину шкотов.
Необходимо соблюдать особую осторожность при работе с косыми парусами в момент их полоскания при повороте.
28. При ремонтных или профилактических работах с парусным вооружением запрещается нахождение людей непосредственно под работающими наверху. На палубе вблизи запрещенного для нахождения людей района должен постоянно находиться обеспечивающий, одновременно осуществляющий связь и наблюдение за работающими.
29. По окончании работ необходимо убедиться, что никаких предметов на рабочих местах не оставлено.
30. Запрещается:

7. Устройство косого и прямого паруса, бизани

Detali pryamyh parusov e1552647988437

Стаксели Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag – штаг, segel – парус). Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Detali klivera e1552648306129

Детали косого паруса: 1 – полотнище; 2 – подшивка; 3 – ликтрос; 4 – боуты; 5 – передняя шкаторина; 6 – задняя шкаторина; 7 – нижняя шкаторина; 8 – галсовый угол; 9 – ноковый угол; 10 – шкотовый угол; 11 – люверсы для крепления раксов; 12 – кренгельсы;

8. Название парусов четырехмачтового барка.

Parusnyj korabl Bark chertezhi

Парусное судно. Барк. Чертежи

КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА

ФОК МАЧТА

КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА

1 ГРОТ МАЧТА

КОСЫЕ ПАРУСА 2 ГРОТА

2 ГРОТ МАЧТА

КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ

БИЗАНЬ МАЧТА

Источник

Adblock
detector