расположение пальцев на скрипке

Скрипичные позиции

Скрипка — инструмент сплошных парадоксов. Здесь слишком часто приходится действовать нелогично:
— сначала ты годами занимаешься как проклятый, боясь пропустить хотя бы день в занятиях, чтобы потом, достигнув высот, вдруг понять, что «заниматься — это просто плохая привычка» (например);
— сначала ты должен в совершенстве овладеть разнообразными навыками, без которых никак не заиграешь на скрипке, чтобы потом узнать, что эти навыки теперь нужно как можно скорее забыть, иначе они будут мешать игре;
и так далее.

Поистине, каждый выдающийся скрипач — это буквально «гений — парадоксов друг».

То же самое и с позициями. Начинающие скрипачи их должны выучить, продвинутые — забыть об их существовании. (Тому же Фрицу Крейслеру это вполне удалось; говорят, на одном из своих мастер-классов маэстро шокировал учеников незнанием того, что такое 4-я позиция). На определенном этапе мысли о позициях мешают скрипачу, тормозят свободное перемещение руки по грифу; к тому же они становятся неактуальны: многие пассажи в концертных произведениях уже невозможно «нарезать» на позиции.

А пока начнем по порядку (прежде чем переходить к высшей математике, надо изучить арифметику). Формальная сторона вопроса такова:

В игре на скрипке, как в балете, есть разные позиции: первая, вторая, третья, четвертая и так далее.

Принцип скрипичных и балетных позиций совершенно разный.

Мы не изображаем что-либо с помощью рук (точнее — левой руки), а просто приспосабливаем ее для игры разнообразных мелодий и пассажей.

Поскольку нот нам надо играть много и в разных октавах, а игровых пальцев у нас всего 4 (большой, как мы помним, поддерживает шейку скрипки), и струн тоже только 4, то нам ничего не остается, как перемещать руку по грифу вверх или вниз. («Вниз» — это ближе к порожку скрипки, «вверх» — ближе к нашему собственному носу).

В базовом положении — в первой позиции — у нас получается нот не так уж много. Перечислим их, начиная со струны Соль:
ля (1-м пальцем), си (2-м), до (3), ре (4);
на струне Ре:
ми (1), фа (2), соль (3), ля (4);
на струне Ля:
си (1), до (2), ре (3), ми (4);
на струне Ми:
фа (1), соль (2), ля (3), си (4).

Смещаем всю руку, естественно вместе с большим пальцем, выше по грифу (во 2-ю позицию) и получаем больше возможностей:

Струна Соль:
си /бемоль/ (1), до (2), ре (3), ми /бемоль/ (4);
струна Ре:
фа (1), соль (2), ля (3), си/бемоль/ (4);
струна Ля:
до (1), ре (2), ми /бемоль/ (3), фа (4);
струна Ми:
соль (1), ля (2), си /бемоль/ (3), до (4)

Смещаем всю руку еще дальше наверх, теперь у нас 3-я позиция:

Струна Соль:
До (1), Ре (2), Ми (3), Фа (4);
струна Ре:
соль (1), ля (2), си (3), до (4);
струна Ля:
ре (1), ми (2), фа (3), соль (4),
струна Ми:
ля (1), си (2), до (3), ре (4)

По тому же принципу строятся (а точнее, «надстраиваются») и все остальные позиции — всё выше и выше по грифу, все выше по регистру. Чем выше позиция, тем Уже будет расстояние между пальцами.

Знание позиций — не теоретическое, которое можно выучить по бумажке, а практическое, дающееся с детства в опыте игры. Оно должно войти в плоть и кровь, должно стать инстинктивным, органическим, так чтобы даже не задумываться, в какой играешь позиции. Продвинутые скрипачи, уже хорошо владеющие игрой в разных позициях, с какого-то времени уже начинают настолько хорошо ориентироваться на грифе (свободно владеть грифом), что мысли о позициях, как костыли, им уже нужно отбросить.

Из статьи о позициях в Музыкальной энциклопедии:

П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.-исполнительским замыслом.

Так называемая внепозиционная игра значительно интереснее в ряде случаев звучит в кантилене и незаменима в виртуозной музыке. Но это уже высший пилотаж и иная история.

Источник

Как играть на скрипке: основные техники игры

kak igrat na skripkeНовый пост о том, как играть на скрипке. Ранее вы уже познакомились с устройством скрипки и её акустическими особенностями, а сегодня в центре внимания – техника игры на скрипке.

Скрипка по праву считают королевой музыки. Инструмент имеет красивую утончённую форму и нежный бархатный тембр. В восточных странах, человек, который умеет хорошо играть на скрипке, приравнивается к богу. Хороший скрипач, не просто играет на скрипке, он заставляет инструмент петь.

Основным моментом игры на музыкальном инструменте является постановка. Руки музыканта должны быть мягкими, нежными, но в тоже время сильными, а пальцы упругими, цепкими: расслабленность без расхлябанности и зажатость без судорожности.

Правильный подбор инструмента

Нужно учитывать возраст и физиологические особенности начинающего музыканта. Существуют такие размеры скрипок: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Маленьким скрипачам лучше начинать с 1/16 или с 1/8, а взрослым можно подобрать удобную скрипку под себя. Инструмент для детей не должен быть большой, это вызывает трудности при постановке и игре. Все силы уходят на поддержку инструмента и как результат, – зажатые руки. При игре на скрипке в I позиции, левая рука должна быть согнута в локте под углом 45 градусов. При подборе мостика учитывают размер скрипки и физиологию ученика. Струны нужно покупать аккордами, их структура должна быть мягкая.

Техника игры на скрипке для левой руки

Как играть на скрипке – приёмы для левой руки

Беглость зависит от быстроты постановки и снятия пальцев на струну.

Вибрация – придание красивого звучания длинным нотам.

Переходы в позиции выполняются путём плавного скольжения большого пальца по шейке скрипки.

Трель и форшлаг – быстрое обыгрывание главной ноты.

Флажолет – лёгкое прижатие струны мизинцем.

Техника игры на скрипке для правой руки

Как играть на скрипке – основные штрихи

Технические приёмы для левой и правой руки

Знаменитая Кампанелла из скрипичного концерта Паганини

Автор – Lara Stapleton (Лариса Степлтон)

Источник

Школа игры на скрипке Андреева В. Б

Школа игры на скрипке Андреева В.Б.

Владимир Борисович Андреев – Педагог, Скрипач, Музыкант. Музыкальный Колледж им. Н.А. Римского-Корсакова, при СПб Консерватории (заведующий струнным отделом в течение многих лет).
Ученица – Виталия Пак (1996-2000), выпуск с красным дипломом, инструментальное исполнительство, скрипка.

Друзья!
Владимира Борисовича Андреева уже нет с нами. Его памяти посвящается эта маленькая книга.
Прекрасный Музыкант и Педагог, он оставил после себя уникальную методику игры на инструменте и главное – свое понимание музыки.

На первом занятии он спросил меня:
«Вита, что такое музыка?»
Я ответила – «музыка – это художественный образ».
Владимир Борисович скептически рассмеялся, и…
Он показал на скрипке то, чего нельзя передать словами.

1. Музыка – это сила игры музыканта, усилие, труд, которым платит исполнитель.
2. Музыка – это ритм, интонирование и понимание фразы.
3. Музыка – это прежде всего звук и работа над звуком.
4. Музыка – это ритм, пульс и метр
5. Музыка – это правильная постановка рук, техника, и только после этого – та красота, которая рождает ответ в сердцах слушателей.

Ответы на поставленные вопросы:

1. Занятие музыканта, для того, чтобы усилия не пропали даром.

Заниматься надо минимум 4 часа в день. Занятие длится 2 или 3 часа ПОДРЯД, без перерывов, НЕПРЕРЫВНО 2 или 3 часа. Ни в коем случае нельзя дробить 2-3 часовые блоки, потому что занятия по 15 минут, это не занятия. Заниматься нужно не менее 4 часов в день.
Труд состоит в тщательности отделки того или иного приема, перехода, фразы, всего произведения.
Сначала мы знакомимся с текстом. Пропускаем через себя. Учим наизусть фразами. Потом соединяются эпизоды. Потом возникает целостность.

2. Ритм, пульс, метр, интонирование.

Ритм – это основа музыки. Ритм – это основа жизни. Если музыкант играет неритмично – это плохая игра, потому что она не имеет стержня.
Пульс – это движение музыки, движение фразы, движение произведения.
Метр – это основа теоретическая, а практически – это понимание точности музыки, ритма, пульса. Точный метр, точный ритм – это тот секрет, с помощью которого музыкант владеет игрой, слушателем, понимает замысел композитора.

3. Работа над звуком.
Поиск своего звука – это ежедневная часовая игра легато по одной ноте, не произведение и не этюд. Вжимая смычок сильнее в струну, чувствуя движение волоса можно найти свой
звук, когда скрипка заговорит своим голосом. Поиск форте – это очень сложная работа, ибо форте не значит грубо, форте значит –НОРМАЛЬНЫЙ звук, мелодичный, звонкий, или тяжелый, или нежный, певучий. Форте – это сильный смычок и… легкая рука. Ибо зажимов быть не должно. Поиск пиано, поиск оттенков – это Самостоятельная Работа.
Хороший звук – это и хороший инструмент. Проверка инструмента – это значит проверить аккорды, кантилену, форте, пиано и штрихи.
Звук на штрихах – никогда нельзя ничего «облегчать». Всегда играть нужно сильным звуком, и форте и пиано различаются не облегченностью или более сильным нажатием, а тем, что ты найдешь в руке, когда будешь искать СВОЙ звук.

4. Интонирование. Это – нахождение каждой ноты и пропевание ее. Каждую ноту нужно играть так, как будто она главная, не пропускать ни 16, ни 32, ни 8 длительности, каждая самая маленькая или самая большая нота одинаково важны. Если мы играем пассаж, то пропевается каждая мгновенная быстрая нота его. Для этого – ВСЕГДА УЧИМ ВСЕ МЕДЛЕННО. Учение МЕДЛЕННО и ЧИСТО – это залог того, что и в темпе все будет ровно, красиво звучать.

6. Постановка рук. Техника. Этим занимается каждый педагог так, как он считает целесообразным. Постановка рук по Андрееву – это крепкий захват шейки скрипки указательным и большим пальцем, и отсутствием прогиба кисти при положении «в конце» смычка. Ровное усилие на весь смычок, игра ВЕСОМ руки, а не судорожным нажимом или зажатием мышц руки. Технически все учится МЕДЛЕННО, в Медленном Темпе, по многу раз повторяя правильно. Любой этюд – даже самый скучный должен заблистать всеми гранями, штрихи, в том числе и легато, отрабатываются на этюдах.
Техника – это Душа произведения. А музыка – это интонирование каждой фразы в соответствии с ДЫХАНИЕМ и ДВИЖЕНИЕМ.

Глава 2 и предпоследняя.
«Как Владимир Борисович Андреев обучал Виту Пак.
ЗАПОМНИЛА НАВСЕГДА!»

2 курс:
Прижимать пальцы по-мужски крепко к струнам. Разбор – это когда есть наизусть и музыка – по нотам. Наизусть – на память. Учить фразами, пока не запомнишь. Неправильно не повторять. Повторять правильное.

3 курс:
Ритм повсеместно. Ногой стучать нельзя, метроном нельзя, пульс – мышечное ощущение.
Интонация на скрипке – СЕКРЕТ ПАГАНИНИ, ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АНДРЕЕВЫМ: каждую ноту произведения нужно проиграть в середине смычка, верно поставив чистейшую ноту – тренировка слуха и крепкая постановка пальца.
Надо научиться крепко ставить пальцы на подушечку и не бояться мозолей. Напряжение в пальце, а не в кисти и не в руке. То же для правой руки – усилие крепкого держания в пальцах,
Кисть напряжена, плечо свободно не прижато к корпусу.
*Трепетная вибрация делается пальчиком, верхней фалангой каждого.

4 курс.
Ритм, крепко прижимать пальцы к струнам.
Аккорды – ломать не пополам, а одну восьмую к девяти восьмым протяженности аккорда.

Игра на скрипке должна быть мужская, у женщин особенно.

Деташе – с помощью подвижных пальцев правой руки, прижатым указательным, без слышной смены смычка. Играть деташе лучше в середине.

Спиккато – прикосновение без акцента, атака мягкая, NO SKRIP, равное количество смычка на ноту вверх и вниз. Отскок невысокий, а прилегающий почти к струне – для ровности.

Рикошет – бросок, пока не отскочит.

Мартле – положить на струну, прижать, отдернуть. Вверх то же: нажатие у конца смычка
Указательным пальцем.
Акценты – (ПРИМЕР : Крейслер Ф. «Прелюд и Аллегро», Прелюд). Положить смычок на струну в середине, быстрое проведение, продавливая указательным пальцем в середине вверх и вниз.
Акцент – не резкость, а давление.

Смена смычка, легато – у конца смычка прижатый указательный, у колодки – большой и мизинец, пальцы остальные, конечно же, не отпускать.

Когда находишься в самых верхних позициях (IV-V октава) надо держаться большим пальцем левой руки не за обечайку, а за шейку, и никогда не скользить на высоких нотах по обечайке. Надо держаться большим пальцем за основание шейки и растягивать кисть, тянуться пальцами вверх.

ПАЛЬЧИКАМИ ПО СТРУНАМ НЕ ШЛЁПАТЬ, НЕ СТУЧАТЬ – МЯГКО И КРЕПКО КЛАСТЬ ИХ ПОДУШКАМИ НА СТРУНУ, ОЩУЩАЯ НЕКУЮ КРЕПКУЮ БОЛЬ! КАК БАЛЕТ.

Глава 3, заключительная

Когда работа над произведением окончена, начинаются репетиции.
Каждая репетиция имеет смысл только тогда, когда все, что делалось на прошлой репетиции закреплено и выучено. Для фразировки полезно петь фразу в полголоса, вслух.

Проигрывание первые два раза на публике обычно получаются не столь выразительными.
Проблема в волнении, в недостаточной привычности пребывания на сцене, вероятно, от первичности того, что делаешь. В любом случае, как только ты ступил на сцену – весь мир оказывается за окном – с его политикой, любовью, треволнениями и насущными проблемами. Ты – один на один с музыкой. И от того, как ты подготовлен, зависит то, что ты сейчас сыграешь.

Удачное проигрывание, и это всем известно – третье и четвертое. Эти выступления лучше осуществить в хороших залах. Первое и второе обыгрывание, когда «теряется много нот…», лучше осуществить в залах поскромнее.

Концерт – это отчасти праздник, отчасти мука для музыканта. Самое интересное, что чем хладнокровнее ты себя чувствуешь во время исполнения, тем больше эмоций и красок можешь выразить и показать через скрипку, струну и смычок.

Необыкновенные нюансы, которых не было на репетиции, рождаются во время концерта. Приобретенная техника, налаженность изложения, отличное знание текста и обыгранность дают в итоге искусство: ты поешь, скрипка через подушечки пальцев трепещет, или поет глубоким тоном голоса, или шепчет, или плачет, или дает искристое яркое, ясное форте. Все это многоцветье возможно лишь при условии полугодовой, годовой работы над произведением.
Техника, пассажи, аккорда во время концерта – поют в соответствии с тем, насколько тщательно они были отделаны каждый в отдельности, а затем вместе.

В заключении, скажу, что все предоставленные мысли относительно техники и концерта, весьма вероятно не покажутся рассуждением о музыке.

Но музыка – технична, значит надо посвятить время своего учения музыке технике в начале начал и продолжении пути. А потом, в 26 лет, ты сыграешь то, что ты действительно любишь, и сыграешь по- настоящему, инструмент заговорит в твоих руках.
Потому что ты проник в тайну музыки – красота рождается только в том, что Любишь, и Любишь с большой буквы.

Пак Виталия, «Школа игры на скрипке Андреева В.Б.».

Источник

Расположение пальцев на скрипке

magnify clip

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

От касания струны почти без нажима в точках кратного деления получаются флажолеты. Многие флажолеты по высоте далеко выходят из стандартного диапазона скрипки.

Расположение пальцев левой руки на грифе называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — вплоть до двенадцатой.

Существует как минимум три способа держания смычка:

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.

IS44kItAbJc

1) Многие педагоги по игре на скрипке утверждают, что рука, держащая смычок, должна быть опущена, а именно, когда вы берете в руки смычок, позвольте кисти упасть, а ваши пальцы сами примут необходимое положение.

2) Многие всемирно известные скрипачи, такие как, к примеру, Сарасате, Иоахим и Венявский, имели свою собственную манеру держать смычок, ведь у каждого рука была особой формы, пальцы и мускулы на руках также индивидуальны. К примеру, Иоахим держал смычок при помощи второго, третьего и четвертого пальцев (не считая большого), поднимая при этом первый палец. А Изаи, например, держит смычок при помощи первых трех пальцев, приподнимая мизинец. Сарасате же держал смычок сразу всеми пальцами и умел при этом придать своим пассажам легкость и воздушность, а тону исключительную певучесть. Однако, истории известно, что все эти великие мастера использовали только давление кисти на струны инструмента (это значит, что не стоит использовать для этого всю руку). Конечно, узнать, какое именно давление выбирали эти известные скрипачи для каждого отдельного момента, нам не дано.

4) Возьмите смычок так, как удобно вам, поставьте пальцы в рабочее положение (домиком) и освободите мизинец. Проведите смычком сначала по воздуху, а потом по струнам. Если руке не комфортно, положите и вновь возьмите смычок.

Источник

Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры

ob igre na skripkeСначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.

Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.

Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.

Некоторые особенности устройства скрипки

4 struny

У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми

Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.

Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.

efy

Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f

Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.

Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.

Как играют на скрипке?

Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.

В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.

В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.

Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).

tak derjat skripku

Вот как держат скрипку при игре

Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.

Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!

Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”

Источник

Adblock
detector