расположение мониторов в студии

Ставим мониторы правильно

На конечный результат аудиозаписи влияют множество факторов, среди которых и уровень оборудования, и работа музыкантов/звукорежиссера, и акустическое устройство помещения, и конечно же, правильное расположение студийных мониторов, о чем мы и поговорим в данной статье.

Научиться извлекать наибольшую выгоду от правильно организованного акустического пространства и грамотно расставлять студийные мониторы очень просто. Есть множество советов и рекомендаций по формированию идеального звукового пространства в помещении, но ориентироваться исключительно на них не стоит. Очень многое зависит от параметров вашей комнаты, самого оборудования и стиля записываемой музыки, поэтому используйте свой слух как основной инструмент настройки и не бойтесь экспериментировать. Располагать мониторы необходимо относительно рабочего места, стен и пола.

1. Расстояние от монитора до стены

Оптимальное расстояние от монитора до стены – 50 см и более. К сожалению, данное значение не всегда удается достичь в небольшой студии, поэтому старайтесь отодвинуть колонки хотя бы на 20-30 сантиметров, это предостережет вас от нежелательных искажений звука. Запомните, чем дальше от стены, тем лучше. К тому же, у вас будет свободный доступ к задней панели студийного монитора.

Также, имейте ввиду, углы способствуют дополнительному отражению звуковой волны, искажая тем самым звучание композиции. Углов стараемся избегать.

2. Ставить горизонтально или же вертикально?

Изучаем инструкции к нашим мониторам. Обычно, производитель указывает на приоритетное положение своих моделей, заранее все протестировав в своих звуковых лабораториях, но не бойтесь экспериментировать, возможно, вы найдете свое идеальное звучание.

Главное, при установке мониторов, следует помнить о правиле зеркальности. Если ставим вертикально, то твитер должен быть сверху, а вуфер снизу. При установке горизонтально вуфер располагаем внутрь, ближе к друг другу по направлению в центр, а твитер наружу, в разные стороны.

3. Золотой треугольник

При правильном расположении два монитора и ваша голова должны образовывать равносторонний треугольник. Старайтесь более точно измерять расстояние, оно должно быть одинаковым между мониторами, а также между каждым монитором и вашей головой. Таким образом вы получите самую точную картину звучания трека.

4. Мониторы на уровне головы

По правилам, твитер монитора должен находиться на одном уровне с вашими ушами. Такое правило отражает законы физики – звуковая волна на высокой частоте весьма сфокусирована и распространяется в узком направлении, в сторону направления динамика.

Основываясь на правиле треугольника, направляйте твитеры прямо на ваши уши. Так вы сможете максимально точно определить качество звучания верхнечастотной волны. Если по каким-то причинам у вас нет возможности опустить динамик ниже, к уровню ваших ушей, просто переверните их так, чтобы низкочастотный динамик был сверху.

5. Симметричность

Симметрия должна быть во всем:

— Мониторы относительно друг друга;

— Мониторы относительно вашей головы;

— И конечно же, относительно стен.

Определяем оптимальное расстояние от боковой стены до колонок – чем дальше, тем лучше, но не больше, чем до задней стены. Желательно ставить мониторы вдоль длинных стен, избегать углов и не располагать в самом центре комнаты. Соблюдая все эти действия на выходе, мы получаем максимально сбалансированное звучание низких частот, их точность и чистоту.

6. Регулируйте частотное усиление

Студийные мониторы являются профессиональным оборудованием и предназначены для больших студий, однако, чаще всего используются в маленьких, не предназначенных для этого, помещениях. Для возможности использования оборудования в небольших комнатах, производители устанавливают на корпус монитора специальные регуляторы, которые позволяют изменять показатели усиления частот. Чаще только верхние и нижние частоты, реже добавляют регулировку средних частот.

7. Звукопоглощение

В данном пункте речь пойдет о том, на чем стоят мониторы. Это может быть стол, специальная подставка или напольная стойка. В том или ином случае звуковые волны распределяются по той поверхности, на которой стоит оборудование. Твердое основание передает вибрацию и гул от вуферов, из-за чего звучание становится грязным и рассеянным.

Идеальным решение проблемы с жесткой поверхностью является специальная изоляционная, поглощающая звук, панель. Она обладает амортизирующими свойствами и устанавливается между студийным монитором и поверхностью, на которой он стоит. Благодаря данным панелям мониторы можно поставить даже на стол, в любое подходящее место, тем более, стоят они совсем недорого.

Подведя итог, мы понимаем, что ориентироваться необходимо прежде всего на ваш слух. Пробуйте, экспериментируйте, находите идеальное звучание и наслаждайтесь!

Источник

Установка студийных мониторов: как правильно разместить акустику в студии

Несколько правил для достижения лучшего звука.

Ustanovka studijnyh monitorov kak pravilno ustanovit studijnye monitory v studii

tunecore 970x250 RU

Система мониторинга — основной рабочий инструмент студии звукозаписи. Именно от неё зависит итоговое качество трека: мониторы должны выдавать ровную и сбалансированную картину по всему спектру без перепадов по частотам. Однако ровность звучания далеко не всегда зависит от выбранной модели монитора — при неправильном расположении даже самые крутые модели не смогут звучать так, как надо. Из этого материала вы узнаете, где разместить динамики и как установка студийных мониторов влияет на звучание студии.

monitors samesound afdj 2021

Установка студийных мониторов далеко не самое сложное занятие. Достаточно следовать нескольким проверенным правилам, чтобы найти подходящее место для динамиков в студии. Тем не менее из всех правил существуют исключения. Приведённые ниже методики не более, чем отправная точка для поиска идеальной позиции мониторов. Смело отходите от правил и корректируйте положение динамиков исходя из особенностей акустической системы и самого помещения. Помните о главном: мы говорим о звуке, поэтому установка студийных мониторов — занятие, в котором нужно полагаться на уши, а не на глаза.

Установка студийных мониторов

Установка студийных мониторов неразрывно связана с правильным планированием рабочего места в студии. Расположение динамиков и стола (точки прослушивания) в помещении играет основную роль в создании нейтрального и сбалансированного звучания студии. Правильно спланированное рабочее место гарантирует аккуратное и точное звучание аудиоматериала: звук не будет переполнен частотами в каком-либо диапазоне, а весь спектр всегда будет хорошо различим.

Можно сколько угодно читать советы «профи», предлагающих облепить всё вокруг басовыми ловушками и звукопоглотителями, однако основа качественного и сбалансированного звука студии — правильное расположение студийных мониторов.

Отходим от стен

Начнём с главного: в идеале мониторы должны находиться как можно дальше от стен. Обычно отступа в 20-30 см достаточно, чтобы исходящие звуковые волны рассеялись и не стали причиной неприятных искажений.

В зависимости от конфигурации и особенностей помещения не исключено, что отступать от стен придётся сильнее. Возможно, что комнате потребуются дополнительные доработки, но прежде чем хвататься за перфоратор начните с большего отступа — например, 40-50 см.

Дополнительный плюс в отступе от стен — более простой доступ к задним панелям оборудования. Не придётся лазить в непонятных позах, двигать устройства и сокрушаться из-за невозможности попасть кабелем в разъём.

По возможности не планируйте рабочее место в углу комнаты. Обычно угол становится жуткой проблемой: волны отражаются сразу от двух поверхностей, что приводит к быстрому естественному наращиванию низких частот. Итог такого буста — отвратительно перекачанный низом микс.

Выбираем положение

Большинство студийных мониторов созданы для вертикального расположения. Считается, что горизонтальная ориентация ухудшает стереокартину — микс звучит недостаточно широко, панорама кажется нам более узкой. Итогом неправильной ориентации становятся зажатые миксы, в которых «участники» толпятся где-то около центра, хотя по бокам места столько, что можно посадить пару Боингов.

Выход из ситуации простой — читайте инструкцию мониторов, производители всегда указывают, как именно располагать ту или иную модель. К примеру, мониторы PreSonus Eris E5 и E44 можно устанавливать как угодно, а вот популярные KRK Rokit созданы только для вертикальной установки.

Ustanovka studijnyh monitorov. Gorizontalnyj variant Горизонтальная установка студийных мониторов. Твитеры (маленькие динамики) смотрят наружу.

При горизонтальном расположении мониторы должны быть зеркальным отражением друг друга. Вуферы должны быть ближе к центру стола, твитеры — смотреть по сторонам.

Ustanovka studijnyh monitorov. Vertikalnyj variant Вертикальная установка студийных мониторов. Твитеры смотрят наверх.

При вертикальной установке принципы те же: мониторы стоят зеркально по отношению друг к другу, вуферы внизу, твитеры — вверху.

Несмотря на рекомендации производителя, всегда существует место для экспериментов — возможно, что в вашей комнате горизонтальная ориентация мониторов даст более чистый и точный звук. Вывод простой: придерживайтесь мнения производителя, но устанавливайте мониторы исходя из особенностей студийного помещения и рабочего места.

Соблюдаем равносторонний треугольник

Установка студийных мониторов связана с рассказом об идеальной точке прослушивания (англ. Sweet Spot). Под этим определением обычно подразумевают центр между левым и правым динамиком стереосистемы. Именно здесь сигналы мониторов встречаются и образуют самую лучшую и точную звуковую картину.

Найти «свит-спот» довольно просто, если воспользоваться правилом равностороннего треугольника. Поставьте мониторы на определённом расстоянии друг от друга (например, 70 см), а затем сядьте по центру так, чтобы расстояние между левым и правым твитером и ушами было таким же, как между самими мониторами. Если всё сделано правильно, получится равносторонний треугольник, в котором первая и вторая вершины — твитеры мониторов, а третья — ваша голова.

Ustanovka studijnyh monitorov. Ravnostoronnij treugolnik Равносторонний треугольник между мониторами и головой

Построить такой треугольник на глаз сложно, поэтому пользуйтесь обыкновенной рулеткой. Со стороны замеры расстояния от динамиков до ушей выглядят глупо, но мы стремимся к правильному звучанию студии, поэтому… берём рулетку и строим равносторонний треугольник.

Поднимаем мониторы на уровень ушей

При распространении в пространстве высокие частоты более сфокусированы — они меньше рассеиваются по округе. Высокочастотный контент во многом напоминает луч, который бьёт строго в ту сторону, в которую направлен его источник (в нашем случае — твитер). Низкие частоты ведут себя наоборот — подобно туману низкочастотный контент расползается по всему доступному пространству.

Из этого можно извлечь пользу: чтобы чётко слышать верх микса, высокочастотный твитер (небольшой динамик в верхней части монитора, подробнее о нём читайте в материале о выборе мониторов) лучше направить прямо в уши. Как только мониторы окажутся равноудалены друг от друга и от головы, убедитесь, что твитеры находятся на высоте ушей. Центры твитеров должны расположиться на уровне слухового отверстия, не выше и не ниже — так высокие частоты будут двигаться строго в сторону ушей.

Ustanovka studijnyh monitorov. Vysota Твитер монитора должен располагаться на высоте ушей

При использовании больших мониторов (8, 10, 12 и более дюймов) твитеры могут оказаться значительно выше ушей. Самым простым способом исправления этой проблемы станет переворот каждого монитора так, чтобы твитеры оказались внизу. Способ не совсем стандартный и правильный, но при использовании подставок — более, чем действенный.

Стремимся к симметрии

В идеале рабочее место нужно разместить в центре стены, при этом:

Центрирование позиции аудиосистемы обеспечивает максимально сбалансированное звучание микса в точке прослушивания — там, где находитесь вы. Симметричное расположение также приводит к более точному и чистому воспроизведению мониторами низких частот — микс не утопает в басах.

Ustanovka studijnyh monitorov. Ustanovka po dlinnoj stene Рабочий стол в студии лучше установить по длинной стене

В прямоугольной комнате (особенно, маленькой) лучше располагать рабочее место по длинной стене. Такое решение минимизирует проблемы, вызванные отражением звуковых волн от стен — у них будет больше пространства для рассеивания. При расположении рабочего места по короткой стене звуковые волны скорее всего не успеют рассеяться, что исказит микс.

Стремитесь к симметрии по длинной стене комнаты. Если левый монитор находится в полутора метрах от левой стены и 60 сантиметрах от задней стены, то правый монитор должен оказаться на том же расстоянии от правой и задней стен.

Выдерживаем расстояние

Расположение рабочего места в углу — не лучшая идея. Вместе с тем впадать в крайности также не стоит: разместив стол строго по центру, вы создадите своего рода новый угол, который испортит микс.

Правило простое: расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен (или ближайшей из них). Если левый монитор удалён от левой стены на полтора метра, то он не должен быть удалён от задней стены комнаты на то же расстояние.

Ustanovka studijnyh monitorov. Raznye rasstoyaniya do sten Расстояние до стены за мониторами должно отличаться от расстояния до боковых стен

Посмотрите, как выглядят рабочие места в студиях. Студийный стол никогда не стоит строго по центру, обычно его смещают вперёд, ближе к задней стене комнаты. В условиях квартиры будет достаточно расстояния в 50-60 см до задней поверхности, однако оно может быть и меньше — точную цифру каждый выбирает сам исходя из особенностей имеющейся комнаты.

Корректируем звучание

В идеальном мире рабочее помещение должно быть настолько большим, чтобы точка прослушивания оказалась на достаточном расстоянии от задней и боковых стен, а также всех углов комнаты. В реальности дело обстоит совершенно иначе: в 90% случаев рабочей комнатой выступает спальня, гостиная или какая-нибудь коморка за актовым залом.

Производители мониторов прекрасно понимают, что реальность всегда расходится с тем «как задумано» — многие модели оснащаются встроенными регуляторами для настройки звучания мониторов под помещение и расположение рабочего места. Благодаря им монитор может подстроить своё звучание так, чтобы устранить недостатки помещения или неправильного расположения точки прослушивания.

Ustanovka studijnyh monitorov Sektsiya korrektsii zvuka na monitore Секция настройки звучания на мониторе

При близком расположении монитора к стене происходит значительное наращивание низких частот — эффект перенасыщения низа из-за неправильного расположения динамиков обычно называют «пограничное усиление баса» (англ. Boundary Bass Boost). При расположении монитора в углу комнаты буст проявляется сильнее, при расположении близко к стене — слабее (он всё равно присутствует, не пытайтесь обмануть себя).

Секция управления звуком, устанавливаемая на большинство студийных мониторов, устраняет недостатки неправильного расположения. Суть работы настроек максимально проста — ослабить на несколько децибел область частот ниже заданного диапазона. Параметров настройки обычно три:

Определить необходимость дополнительной настройки просто — послушайте микс. Слышите, что микс гудит и мутнеет? Крутите предложенные настройки. В точке прослушивания с басом всё в полном порядке, а за её пределами — полный провал? Настраивайте звучание.

Если избежать угла или близкого расположения к боковой стене не удаётся, то переключатели на мониторах нужно установить в разные положения. Если левый динамик оказался у стены, переведите переключатель в положение –4 дБ, чтобы устранить буст низких частот. Переключатель правого динамика, оказавшегося близко к стене, лучше перевести на –2 дБ.

Определяемся со звукопоглощением

Установка мониторов на столе не позволяет динамикам выдавать чистый и сбалансированный звук. При таком расположении динамиков стол становится дополнительным резонатором, вмешивающимся в процесс формирования сигнала: исходящие от мониторов звуковые волны отражаются от поверхности стола и только после этого движутся в сторону точки прослушивания. В итоге к нам поступают сильно изменённые волны, которые не имеют ничего общего с оригинальным звучанием.

Студийные мониторы передают вибрации на любую твёрдую поверхность, на которой они стоят. Вибрации, в свою очередь, становятся источником проблем: они расшатывают крепежи стола, вызывают неочевидные шумы поверхности и приводят к образованию грязи в слышимом миксе. К тому же у стола существует и собственная резонансная частота: после включения мониторов стол может усиливать определённые частоты под воздействием вибрации динамиков.

Установка без подставок не позволяет поставить мониторы на нужной высоте, что нарушает правило о расположении твитеров на высоте ушей. В общем, подставки не только увеличивают высоту мониторов, но и спасают микс от нежелательной грязи.

Беда подставок в другом — их ценник зачастую начинается от 3000-4000 рублей за штуку, что может стать решающим фактором для отказа от покупки в условиях ограниченного бюджета. К тому же подставки обычно ставятся за столом, что становится проблемой при небольших размерах помещения. В таких ситуациях лучшим выходом станут звукопоглощающие изоляционные панели под мониторы — их ценник редко превышает 500 рублей за штуку (бренд здесь абсолютно не важен), а за счёт расположения на столе они экономят место в студии.

Podstavki pod studijnye monitory В идеале — использовать отдельную стойку для мониторов и звукопоглощающую подставку на ней.

Панели минимизируют вибрации мониторов, не дают звуковым волнам уходить в стол и устраняют другие резонансы твёрдых поверхностей. Обычно такие аксессуары состоят из двух частей, которые помещаются друг на друга, и позволяют выбрать угол наклона мониторов. В общем, бюджетно, компактно, удобно и полезно — сплошные плюсы.

Тем не менее ждать идеального поглощения вибраций от такой изоляции не нужно: панели — не более, чем компромисс. В любом случае, лучше уж панели и хоть какое-то то звукопоглощение, чем полное отсутствие изоляции и неестественное звучание.

Установка сабвуфера

Сабвуфер усиливает низ и увеличивает количество звукового контента в помещении. Если мониторы предварительно не настроены, то работа сабвуфера зачастую является источником дополнительных проблем. Более того, становится невероятно сложно определить, кто именно загрязняет звук комнаты: мониторы или сабвуфер? По этой причине добавлять саб в существующую звуковую систему нужно только после того, как мониторы будут правильно установлены, а звучание помещения откалибровано.

Сабвуфер должен стать естественным дополнением, расширяющим и обогащающим звучание существующей системы мониторинга. Он не должен раскачивать отклик баса в пространстве или усиливать какие-либо частоты. Тем не менее не всё так страшно: так как низкие частоты распространяются во все стороны одновременно, а слух не способен определить направление, откуда поступает такой сигнал, сабвуфер можно установить практически в любом месте комнаты.

Ustanovka studijnyh monitorov. Ustanovka sabvufera В идеале сабвуфер должен стоять на той же линии, что и мониторы. Вместе с тем допустимо расположить его в любом месте той же половины комнаты.

Чтобы понять, где должен стоять сабвуфер, найдите для него такое место, где он будет звучать лучше всего — аккуратно подчёркивать низ и расширять его, не вызывая дополнительных проблем. Для начала установите сабвуфер в одной плоскости с мониторами и проверьте, как звучат низкие частоты. В случае, если бас становится излишне мощным, переместите сабвуфер в сторону, поставьте его за собой слева или справа. Так как низкие частоты распространяются во все стороны, сабвуфер можно смело двигать по комнате в рамках той её половины, где находится точка прослушивания.

Идеальное расположение сабвуфера — в той же плоскости, что и студийные мониторы. Такая установка минимизирует фазовые проблемы сигнала. Вместе с тем допустимо расположить его в той же половине комнаты, что и точка прослушивания.

Опять-таки, как и в случае с мониторами, сабвуфер лучше держать подальше от резонирующих поверхностей. Избегайте углов комнаты — в них бас неконтролируемо усиливается, из-за чего вся звуковая система превращается в грохочущее нечто.

Тем не менее из любых правил существуют исключения — слишком многое зависит от самого помещения. Если саб хорошо звучит недалеко от стены, оставьте его там.

В общем, как и всегда, полагайтесь на уши. Если оборудование отлично звучит, то какая разница, где оно находится — у стены или в центре комнаты?

Ищите для сабвуфера такое место, в котором бас будет звучать максимально аккуратно, чётко и гладко. Делайте небольшие правки: двигайте низкочастотный динамик на несколько сантиметров в стороны и обязательно слушайте, как меняется звучание. Главное: не стоять рядом с сабвуфером — проверять звучание баса нужно сидя за студийным столом, так как именно здесь вы будете всё время работать с миксом. Перемещать сабвуфер нужно до тех пор, пока звучание низких частот в студии не станет равномерным. Не размещайте саб там, где он усиливает низ — так вы только навредите миксу.

Строим систему мониторинга

Источник

Расположение мониторов в студии

О том, как улучшить звукоизоляцию в домашней студии, мы писали в одной из предыдущих статей. В этой статье мы дадим вам 7 практических рекомендаций по размещению студийных мониторов.

Тем не менее примите к сведению, что даже специально построенная профессиональная студия не обязательно будет отвечать всем перечисленным рекомендациям. Потому не расстраивайтесь, если какие-либо из пунктов окажутся невозможными в вашем помещении. Сосредоточьтесь на реализации оставшихся пунктов.

1. Создайте равносторонний треугольник между головой и динамиками

Это самое важное правило и проще всего реализуемое. Для всех студийных мониторов существует небольшая область, где ваша голова должна быть для лучшего тонального баланса.

Создав равносторонний треугольник между вашей головой и динамиками, вы окажетесь в зоне наилучшего восприятия. Другими словами, расстояние между динамиками будет таким же, как расстояние между вашей головой и каждым громкоговорителем. Чем дальше находятся динамики друг от друга, тем дальше вы будете сидеть. Голова, соответственно, должна быть на уровне громкоговорителя.

2. Проверьте углы расположения мониторов

Неправильный угол приводит к размытию стереополя. Это главная причина выпадения инструмента из микса. Правильный угол определяется на вкус. Главное, чтоб звук из мониторов не фокусировался перед вашей головой, и не слишком далеко за ней. Мы советуем испробовать от 10 до 60 сантиметров.

Самый популярный вариант – это 60 градусов от передней стены. При расстоянии между громкоговорителями в 1,7 метра, звук с мониторов фокусируется около 10 см позади головы. Такая расстановка считается оптимальной, но ориентируйтесь на реалии вашей комнаты.

3. Найдите оптимальное расстояние от мониторов до стены

Есть общее заблуждение, что динамики должны быть как можно дальше от стены. Отражение от стены за мониторами вызывает гребенчатую фильтрацию и приводит к исчезновению некоторых частот.

Расположение динамиков, расположенных близко к стене, приведет к небольшому нарастанию баса. Если у мониторов есть элемент управления, который позволяет уменьшить нижний предел, используйте эту функцию.

Ознакомьтесь с руководством пользователя относительно минимального расстояния между громкоговорителями и стеной. Вероятно, это будет меньше 30 см.

4. Не размещайте мониторы в центре комнаты

Избегайте размещения стула и, следовательно, ушей, ровно по центру между стенами спереди и сзади. Если вы это сделаете, вы потеряете бас. Это плохо, ведь в низком спектре возникает большинство проблем. Миксы могут казаться грязными и запирающими внизу.

Это также относится к расстоянию между полом и потолком. Отрегулируйте высоту стула так, чтобы ваши уши не располагались ровно в центре.

Единственным исключением из этого правила является ширина комнаты. Лучше всего располагать ровно между левой и правой боковыми стенками, чтобы получить точное стереоизображение.

5. Расстояние до боковых стенок и передней стены не должно быть равным

Это относится к положению ваших динамиков. Например, если между динамиком монитора и стенкой за динамиком имеется зазор 30 см, не должно быть зазора 30 см между стороной динамика и боковой стенкой.

Если расстояния равны, нарастание стоячих волн вызовет случайные пики в нижних частотах.

6. В большой комнате используйте самую длинную стену

Это правило распространяется только на большие комнаты, где можно расположить динамики и стул вдоль самой длинной стены, не находясь посередине между передней и задней стенками.

Преимущество позиционирования вдоль самой длинной стены в большой комнате состоит в том, что первые отражения от боковых стенок уменьшаются в объеме, так как они должны двигаться дальше.

7. Не ставьте мониторы непосредственно на стол, за которым работаете

Мониторы, которые стоят на компьютерном столе, без использования какой-либо изоляции, вызывают низкочастотные вычитания. Звук распространяется по столу, полу и стулу, и достигает ушей быстрее, чем прямой звук из мониторов, который попадает в уши через воздух. Это может вызвать изменение частот и общее размытие звука.

Если необходимо установить мониторы на столе, используйте специальные изолирующие подставки. Оптимальным есть вариант с установкой мониторов на стойки за краем стола. На стойках тоже должна быть звукоизоляция.

Подводя итоги, можем сказать, что не обязательно проблемой плохих миксов есть недорогое оборудование или низкий уровень микширования. Очень много саунд продюсеров, чью музыку вы ежедневно слышите на радио, сочиняют и сводят «на коленке». Конечно же, для этого нужен большой опыт сведения на соответствующем оборудовании и постоянное сравнение с референсными треками.

В этой статье мы скорее рассмотрели, как максимально использовать потенциал вашего оборудования, какой бы не была его цена.

После следования этим рекомендациям, уровень ваших миксов обязательно вырастет. Потому с нетерпением ждем ваши лучшие композиции у нас на портале. Донесите вашу музыку в уши посетителей более 2,5 тысяч заведений-клиентов ExpertMusic.

Плодотворной работы и качественных результатов,
Команда ExpertMusic.

Источник

Adblock
detector